САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТИнститут «Высшая школа журналистики и массовых
коммуникаций»
На правах рукописи
Иванова Катерина Александровна
Корпоративная айдентика строительной компании (на примере
компании «Петербургские просторы»)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению «Журналистика»
(профессионально-практическая работа)
Научный руководитель –
ст. преп. М. В. Шишкин
Кафедра медиадизайна
Очная форма обучения
Вх. №______от__________________
Секретарь _____________________
Санкт-Петербург
2
2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...................3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ ВИЗУАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ БРЕНДА
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
Определение понятий……………………………………………………..5
История развития айдентики …………………………………………9
Айдентика в России………………………………………………………13
Современные тенденции, отражающиеся в корпоративной
айдентике…………………………………………………………………...15
ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА КОРПОРАТИВНОЙ
АЙДЕНТИКИ КОМПАНИИ «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПРОСТОРЫ»
2.1Выявление «лица» компании……………………………………………….20
2.2. Обзор конкурентов…………………………………………………………23
2.3. Стратегия создания визуальной составляющей идентификации
компании……………………………………………………………………...25
2.4. Фирменные цвета……………………………………………………..........26
2.5. Шрифты……………………………………………………………………...28
2.6. Создание знака………………………………………………………………29
2.7. Создание паттерна………………………………………………………..30
2.8. Дизайн элементов идентификации сотрудников…………………..31
2.9. Дизайн корпоративной полиграфии…………………………………....32
2.10. Дизайн деловой документации………………………………………….33
2.11. Дизайн сувенирной продукции…………………………………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...36
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………….38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………...40
ВВЕДЕНИЕ
3
Целью настоящей дипломной работы является создание элементов
корпоративной айдентики для компании «Петербургские просторы»,
занимающейся продажей земельных участков, а также строительством и
продажей домов в собственных коттеджных поселках.
Окрестности Санкт-Петербурга богаты природным ресурсом, множество
компаний занимаются продажей участков в Ленинградской области и
строительством загородных домов, высокая конкуренция на строительном
р ы н ке п о бу ж д а е т ком п а н и и с о з д а в ат ь в ы д е л я ю щ и е с я о б р а з ы ,
идентифицирующие их среди конкурентов. Лицо компании, выражающееся, в
первую очередь, с помощью графических констант служит одним из
привлекающих клиента факторов, показателем «серьезности» и стабильности
компании и является частью деловой этики и коммуникации. Этим
обуславливается актуальность данной дипломной работы.
Задачи:
- Проанализировать историю и современные тенденции в брендинге и
визуальной идентификации;
- Ознакомиться с целями и задачами, особенностями компании,
определить портрет ее клиента и с их учетом выработать стратегию создания
визуальной составляющей идентификации;
- Провести анализ брендинга конкурентов на рынке;
- Подбор типографических и графических решений, цветовой модели с
учетом пожеланий клиента;
- Разработать систему визуальной идентификации;
Методологические основы. Проект создан в рамках течения плоского
дизайна, согласно современным тенденциям. В то же время, с учетом среднего
возраста клиента компании, элементы корпоративной айдентики рассчитаны на
4
особенности их восприятия людьми старшего возраста – используются
элементы традиционного дизайна, дизайна 2.0. В создании конечного проекта
мы основывались на теоретических работах таких авторов, как Павел Родькин,
Ярослав Трофимов, Артемий Лебедев, Дэвид Эйри, Пол Рэнд, Раиса
Овчинникова
Практическая значимость. Проект создан для реально существующей
компании, планирующей реализовать созданный проект. В настоящее время
«Петербургские Просторы» уже используют некоторые его элементы.
5
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВИЗУАЛЬНОЙ
ИДЕНТИФИКАЦИИ БРЕНДА
1.1 Определение понятий
Прежде всего, следует определить, что мы имеем ввиду под понятием
«айдентика». В среде дизайнеров принято отождествлять термины «визуальная
айдентика» и «фирменный стиль». Когда как на деле «айдентика» (identity) –
более обширное понятие и предполагает за собой не только визуальные
идентификаторы, но и словесные константы (слоганы), принципы
п с и хол о г и ч е с ко го во с п р и я т и я б р е н д а п от р е б и т е л е м , к л и е н том ,
«психологический образ» компании, набор принципов визуальной презентации
бренда на рынке, «лицо» компании в глазах клиента.
Фирменный стиль по экономическому словарю А. Б. Соколова 1 —
«система изобразительных, визуальных, информационных и других средств, с
помощью которых фирма подчеркивает свою индивидуальность. Ф.С.
используется при оформлении товаров фирмы, в качестве рекламы,
используется как инструмент маркетинга, конкуренции, привлечения внимания
покупателей».
Директор, специалист по брендингу агентства inspire Ярослав Трофимов в
статье «Система визуальной идентификации»2 пишет:
«Фирменный стиль – оптимальное решение в ситуациях, когда
необходимо объединить одной концепцией некоторое количество стандартных
1Словарь
«Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003,
с. 895»
2Я. Трофимов. Система визуальной идентификации. Альтернатива фирменного стиля.
Правила использования // Айдентика [альбом]/Как Проект, Grey Matter, 2014, c. 18
6
макетов и носителей. Он более применим в сферах бизнеса, где конкуренция на
визуальном уровне не выражена или в нее втянуты только непосредственные
конкуренты по узкой рыночной нише.
СВИ находит применение при решении задач узнаваемости в
медиапространстве, стилизации коммуникаций – в большинстве задач,
рассчитанных на активное взаимодействие бренда с окружающим миром».
К примеру, если мы увидим логотип Макдональдса среди прочих
вывесок, мы определенно ассоциируем его с всемирно известной сетью
фастфуда, при этом не имеет значения, насколько хорош или плох логотип –
работает сложившаяся годами и постоянно поддерживающаяся система
идентификации.
Таким образом, как мы и говорили выше, под понятием «система
корпоративной идентификации» предполагается более сложные механизмы,
основывающиеся на
широкой исследовательской базе, более обширные и
динамичные наработки, призванные четко выделить отличия от конкурентов.
Решения в рамках фирменного стиля четко выверены для конкретных
носителей – подробные макеты бланков, например. Они не динамичны, в
отличие от решений внутри СВИ, применимых к различным носителям – одна
символическая деталь может применяться в разных ситуациях взаимодействия с
клиентом.
В рамках данного исследования мы будем предполагать под понятием
корпоративной айдентики систему визуальной идентификации – объектом
нашего исследования является компания, которой требуется создать и
объединить яркий визуальный образ для того, чтобы выделяться среди
конкурентов и привлекать новых клиентов. Компания планирует активно
развиваться и укрепление у аудитории четкой ассоциации образа с компанией
уже сегодня является важной задачей.
7
СВИ включает логотип, фирменный знак, фирменные цвета, шрифты,
набор макетов для фирменной документации, полиграфической продукции,
средств персональной идентификации сотрудников и другие визуальные
идентификаторы.
Определение элементов СВИ:
Логотип.
Зачастую мы наблюдаем ситуацию, при которой ключевые понятия
и определения подменяются, и происходит путаница. Часто это происходит с
такими дефинициями, как логотип, фирменный знак или эмблема. Тем более,
что в официальных источниках – патентном законодательстве Российской
Федерации – определение этих понятий вообще отсутствует. Таким образом,
логотипом называют любые графические знаки, относящиеся к идентификации
компании, когда как на самом деле логотип это совершенно определенное
понятие:
Большой энциклопедический словарь3 определяет понятие логотипа как:
(англ. logotype от греч. logos - слово и typos - отпечаток), 1) типографская
литера с наиболее употребительными словами и слогами для набора. 2)
Специально разработанная, стилизованная сокращенная форма названия
фирмы, часто в оригинальном начертании.
То есть, логотип – это шрифтовое написание названия компании –
стилизованное (с использованием каллиграфии, леттеринга) или с
использованием готового шрифта. Примером может служить логотипы
компании Microsoft, Sony, Virgin, Disney или Nicon.
Графические элементы, которые мы привыкли называть логотипами,
например, свуш Nike или
цветок BP – это фирменные знаки, несущие
вспомогательную роль в тандеме с логотипом.
3http://slovorus.ru
8
Ф и р м е н н ы й з н а к – у н и к а л ь н ы й г р а ф и ч е с к и й э л е м е н т,
идентифицирующий компанию, использующийся рядом с логотипом или
отдельно (для крупных компаний с узнаваемой системой визуальной
идентификации (Nike, Mitsubishi, Windows и др.)). Может быть выполнен в
абстрактной форме (Mercedes, Audi, Олимпийские кольца), а также виде
буквальной (Вс емирный Фонд Защиты Животных, Instagram) и л и
символической (Facebook, Puma, Lamborghini, Playboy, Apple) иллюстрации тех
товаров и услуг, которые предоставляет компания.
Бренд. Алина Уиллер, специалист по брендингу, определяет бренд как
«обещание, основополагающая идея, репутация и ожидания, которые
складываются в умах людей относительно продукта или компании» 4.
По словарю Мюллера «бренд – это американизированный (сокращенный)
вариант английского понятия brand-name. Brand – это клеймо, тавро, марка,
фабричная марка; отпечатываться в памяти, производить впечатление.
Интуитивно бренд является выражением совокупности имиджевых,
эксплуатационных, технических и иных характеристик товара, позволяющих
правообладателю (собственнику) данной марки не только играть одну из
ведущих ролей на рынке определенных товаров или услуг, но и использовать
бренд в качестве нематериального актива компании».
Таким образом, бренд – не товар, не марка, не видимый визуальный
идентификатор, а образ товара или компании в умах потребителей.
Запоминающийся, развивающийся, постоянно экспонирующийся, хорошо
проработанный и растиражированный визуальный образ позволяет компании
или товару стать брендом. Образ становится узнаваем даже без словесного
идентификатора – Apple, Nike могут использовать свои знаки даже без
логотипа, все знают, что «откусанное» яблоко – это Apple.
4Уиллер,
А. Индивидуальность бренда: руководство по созданию, продвижению и поддержке
сильных брендов, - М., 2004, с. 8.
9
Даже если «разбрендированный» товар ничем не лучше конкурентов,
потребитель будет переплачивать за бренд – за репутацию, идею, образ. Дэвид
Эйри в книге «Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера» замечает:
«люди часто выбирают продукты в соответствии не столько с их реальной,
сколько с воспринимаемой ценностью». 5
1.2 История развития айдентики
В середине прошлого века дизайн от товарного переходит к фирменному.
Деятельность дизайнера распространяется уже на все сферы деятельности
компании: оформление зданий и транспорта, деловых документов, рекламы и
сувениров. Зарождаются понятия «бренд», «логотип», «имидж». Брендинг
активно используется в политике при создании имиджа политических деятелей
в рамках предвыборных кампаний, все большее число фирм и производителей в
условиях растущей конкуренции стараются выделиться на рынке
запоминающимся образом.
Павел Родькин в статье «Краткая история современной айдентики: от
“старой школы” к плоскому дизайну» 6 выделяет три этапа развития визуальной
айдентики: айдентика «старой школы», логотипы 2.0 и плоский дизайн. К
«старой школе» автор условно относит дизайн товарных знаков и логотипов,
разработанный в 60-80-х годах:
«Стилистика знаков и логотипов «старой
школы», выраженная в монохромности, двумерности, отсутствии сложных
визуальных эффектов и т.д., обусловлена не только существовавшими на тот
момент концептуальными парадигмами, но и техническими ограничениями,
которые сняты по-настоящему только сегодня. […] Графика «старой школы»
разнообразна, и было бы ошибкой упрощать ее типологию, сводя только к
стилистическим отличиям от современной айдентики. […] Беспристрастный
анализ показывает, что товарный знак «старой школы» устарел только
5Эйри,
Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера – С-Пб., 2011, с. 23
6 П. Родькин. Визуальная айдентика. Глобальные функции и вызовы // Айдентика
[альбом]/Как Проект, Grey Matter, 2014, c. 12
10
стилистически, но не конструктивно». Представителями дизайна этого времени
являются Милтон Глейзер, создавший знаменитый символ Нью-Йорка (I love
NY). Пол Рэнд, автор логотипа IBM. В России это Михаил Аникст, работавший
над созданием пиктограмм для московской олимпиады и фирменным стилем
«Промо» совместно с Валерием Акоповым, дизайнером знака Большого Театра.
Знак и логотип Большого Театра, созданный Акоповым, по праву
считается образцовым знаком прошлого века – четко выверенная композиция,
гибкость знака в зависимости от носителя, выразительность пропорций, линий,
ритма. Сегодня Большой Театр провел второй редизайн, доверив его Студии
Артемия Лебедева. Стараясь сохранить преемственность первого логотипа
(фасад Большого – один из символов России в мире) и создать знак и логотип
всемирно известного театра в соответствии с современными тенденциями,
дизайнеры студии разработали новый стиль, отдав дань уважения работе
Валерия Акопова. На знаке все тот же, только обновленный отрисованный
фасад театра, статика знака отражает монументальность, традиции
классического театрального искусства, переработанные контрастные буквы с
засечками в логотипе – во многом узнается прежний знак. Этим подтверждается
актуальность разработанных «старой школой» стандартов.
70-80е годы – время позиционирования, компании активно борются за
клиента, стараясь выделиться среди конкурентов. Вышедшая в 1981 году книга
Эла Райса и Джека Траута «Позиционирование: битва за умы» сформулировала
основные принципы позиционирования на рынке, раскрывая идеи, выдвинутые
авторами еще 1972 году в статье «Эра позиционирования». Реклама и дизайн в
это время ориентируются на потребителя, основываясь на связях и установках,
уже существующих в сознании потребителя, а не создавая нечто новое и
уникальное, главное – сбыть товар. Это характерно для западного дизайна того
времени, в Советском Союзе, где бизнеса еще нет, творчество дизайнеров
вылилось из беспредметного искусства, деятельности конструктивистов. Здесь
ярко отражалась личность создателя, индивидуальный почерк.
11
Принципы формообразования, разработанные «старой школой»
актуальны и сегодня.
Логотипы 2.0 – это период широкого влияния технологий Web 2.0 на
дизайн, в том числе. «Экранная эстетика переносится на традиционную
графику и оффлайн-коммуникации». Элементам айдентики в это время
придается объем и многоцветность7, в отличие от плоскости и монохромности
знаков «старой школы». Корпоративная деятельность все больше интегрируется
в виртуальную среду, что не может не влиять на парадигмы нового дизайна.
Если дизайн «старой школы», хоть и подвергался влиянию множества течений и
стилей, не выходил за рамки принципов визуального языка печатной
продукции. В период же цифрового дизайна разрушаются и переосмысляются
существующие конвенции во всех сферах искусства. В прочем, традиционный
печатный дизайн по-прежнему существует благодаря конвергенции медиа.
Айдентика 2.0 некоторое время считалась недолговечной, временной модой, но
ее принципы вскоре стали негласной конвенцией в среде дизайнеров.
Сегодня все большую популярность принимает плоский дизайн,
выходящий за рамки тенденциозности айдентики 2.0. Эти два течения
существуют параллельно, но крупные компании в своем ребрендинге чаще идут
в направлении упрощения айдентики – Twitter, Старбакс, USA Today, YouTube,
Nasa. Это касается как логотипов и фирменных знаков, так и веб-интерфейсов
(BBC, Microsoft, сайт Барака Обамы), других элементов фирменного стиля.
Новые тенденции во всем графическом дизайне задают интерфейсы
операционных систем – Windows, iOS
и Android. Мобильные устройства
сегодня есть у каждого, постоянное использование ОС не может
игнорироваться, они задают стандарты и принципы, в конечном итоге
объединяющие онлайн и оффлайн дизайн, сокращая разрыв между ними,
создавая устойчивую визуальную среду.
7 Там
же, стр.13.
12
Упрощение форм, вывод их смысла за рамки, укрупнение элементов и
сокращение их числа – основные принципы в создании современных знаков и
логотипов. Форма их доминирует над смыслом. В то же время, усложняется
айдентика в целом – используются разнообразные формы презентации, бренды
стараются быть доступнее и ближе к потребителю, отразить свою лояльность и
открытость.
На примере логотипа компании Google можно проследить особенности
перехода от айденики 2.0. к плоскому дизайну:
В первые два года существования (1997-1999) компания четыре раза
меняла свой логотип в русле айдентики 2.0 – от сложной объемной формы букв,
с множеством теней и цветов и бликов, различной перспективой компания
перешла к логотипу с единой перспективой, упростив форму, уменьшив объем.
Через год Google вновь усложняет свой логотип – добавляет объема с помощью
тени и дополнительный знак (восклицательный), еще через год вновь упрощает
форму, буквы становятся тоньше, объем – меньше, все еще остается тень – это
по-прежнему логотип 2.0. Только в 2010 году компания упрощает форму
практически до плоскости, но еще не до конца избавляется от наследия –
внутренних теней. С 2013 года Google имеет плоский современный логотип, не
теряя при этом своего лица – узнаваемое начертание и, конечно, яркие цвета
логотипа дают понять, что это все еще Google. Безболезненный рестайлинг,
почти незаметный для аудитории, но, при этом, очевидно, что омоложение лица
в русле последних течений успешно работает на популярность бренда и
позволяет компании говорить с клиентом на одном языке и в одном времени.
1.3 Айдентика в России
Следует, прежде всего, определить, когда в России появилось понятие
«товарный знак». В прессе рубежа IXX-XX века появляются упоминание
13
товарных знаков, в законодательство вводится закон о товарных знаках (1896
год), где не дается четкого определения понятия, но приводится перечень того,
что может считаться таковым. Активно реализуется марочная политика
крупнейших товаропроизводителей – Фаберже, Абрикосов. В рекламе начинает
использоваться товарный знак, отличающийся тем, что содержал фамилию
производителя. Визуальная составляющая еще не имеет значения, но товарный
знак с начала XX века становится объектом собственности и с компаниями
начинает ассоциироваться некий визуальный образ, используемый в рекламе.
Знак начинает ассоциироваться с репутацией конкретной компании. Часто
вместе с логотипом используются изображения медалей, полученных
компанией на всемирных и всероссийских выставках, как дополнительный знак
качества (часто этот прием применяется и сегодня компаниями, производящими
то ва р ы м а с с о во го п от р е бл е н и я ) . В о з р а с т а ю щ а я ко н ку р е н ц и я в
промышленности приводит к усложнению визуального образа знака с целью
выделения на рынке. Такие компании, как «Скороход» используют
стилизованные каллиграфические логотипы.
Разработанные в середине XIX века новые технологии в производстве
упаковки дали богатые возможности для рекламы и печати фирменных знаков:
цветное травление по жести, усовершенствование технологий производства
стекла (усложнилось оформление упаковки парфюмерии и стеклянных
бутылок, например, завод «Калинкин» добавляет к оформлению упаковки
рельефную надпись).
В это время развивается печать полиграфической продукции – этикетки,
упаковка, обертка. Вкладыши в упаковке с кондитерскими изделиями того
времени обладала высокой художественной ценностью (упаковка товарищества
«Эйнем» знакома многим), над ними порой работали признанные художники
(Врубель, Билибин). К 1913 году в Российской Империи было зарегистрировано
142 кондитерских предприятия, растущая конкуренция заставляла компании
придумывать новые привлекающие покупателей факторы, в первую очередь,
14
яркие сюжеты этикеток и упаковок. Современные дизайнеры, стремясь
подчеркнуть преемственность многолетней традиции производства шоколада,
часто используют в основе своей работы произведения авторов упаковки начала
XX века, рукотворность винтажной стилизации выгодно выделяется среди
современных однотипных упаковок.
В это время, разумеется, еще нет таких понятий, как корпоративная
культура, корпоративная идентичность, бренд, но уже тогда дизайнеры и
производители стараются привезти визуальные образы своей продукции к
единому знаменателю. Это касается, как не удивительно, даже деловых бумаг:
«Бумажный лист с товарным знаком превращался в добротно сделанную
солидную вещь. Старинный товарный знак мог сделать его не только
официальным бланком, он сообщал ему качество «ценной бумаги», превращая в
своего рода денежный знак. Это можно объяснить тем, что пластически богатая
знаковая графика, как правило, обладает способностью «держать» любую
поверхность, монументализировать ее»8.
В период Советского Союза частной собственности не было, и
необходимость развития системы защиты товарных знаков отпала, не было и
конкуренции и необходимости выделиться на рынке. Большинство фабрик
производило однотипную продукцию по утвержденному ГОСТу, что с распадом
Советского Союза привело к судебным спорам за право обладания такими
товарными знаками, как «Аленка», «Белочка», «Жигулевское».
В России визуальная айдентика, в непосредственном своем понимании
начала развиваться лишь с 90-х годов XX века, с появлением бизнеса и
необходимостью идентификации среди конкурентов и была подвержена
значительному влиянию западной терминологии, теории и моды. В
8 С. Серов Товарные знаки XIX века// Реклама. 1985, №2
15
отечественные реалии и сегодня переносятся западные модели и решения, не
выработана терминология и понятийный аппарат.
Первыми, кто стал экспериментировать с введением айдентики на
российский рынок, стали компании, существующие за счет иностранного
капитала – банки, крупные холдинги. Появляется множество рекламных
агентств. В1992 году открывается Академия Графического Дизайна, куда
приглашены преподавать известные дизайнеры из-за рубежа. К концу 90-х
годов на сцену выходят такие дизайнеры, как Андрей Бильжо, Анатолий Гусев,
Эркен Кагаров, Андрей Логвин, Юрий Сурков. Начинают свою деятельность
такие студии, как: Студия Артемия Лебедева (1995, Яндекс, Лента. ru), ИМАдизайн, Open!Design&Concepts, Direct Design (1993, Третьяковская галерея,
Единая Россия).
1.4
Современные тенденции и проблемы в сфере айдентики
Если раньше компаниям надо было лишь выделиться среди конкурентов,
то сегодня в изобилии информационного шума потребитель подсознательно
хочет узнать историю, ему нужно что-то рассказать, чем-то поделиться. За
айдентикой должны стоять смыслы, чтобы заинтересовать потенциального
клиента и заставить его обратить на себя внимание. Корпорации вкладывают
огромные деньги в промокампании, ролики и прочую рекламу – небольшим
молодым компаниям крайне сложно конкурировать с китами бизнеса. Поэтому,
не имея признанного большого веса в медиапространстве, важно создать
интересный инфоповод, показать, что за брендом стоят конкретные люди и быть
честным с клиентом.
При всей важности истории и смыслов, их считываемость должна быть
простой, без долгих разгадываний шифров – на эмоциональном уровне. В
первую очередь клиент видит образ – цвет, форма, затем возникает ассоциация с
16
ощущениями и смыслами. По аналогии с наблюдением заката или радуги – мы
не задумываемся, почему нам трепетно радостно от закатывающегося солнца. В
то же время, если за образом не стоит смысл – он не будет работать, как бы сам
по себе не был хорош.
В то же время айдентика должна быть динамичной – открытой разным
носителям и каналам коммуникации – от визитки до проморолика.
Современной ситуации в брендинге характерно использование множества
каналов коммуникации с клиентом. Интерактивные технологии в Интернете и
оффлайн используются для подвижности, динамичности айднетики: огромные
интерактивные инсталляции Coca-Cola в стамбульской галерее Galeri 1,
немасштабные, но забавные интерактивные рекламы на остановках – любую
идею сегодня можно воплотить в жизнь, все ограничивается лишь фантазией
дизайнера.
Динамичность присуща современной айдентике в целом и отдельным ее
элементам – фирменным знакам, в первую очередь, дизайнеры и заказчики все
чаще рискуют отходить от устоявшихся принципов. Примером может служить
визуальная айдентика ASCUI & CO. ARCHITECTS, логотип которой
подстраивается под носитель, не имея четко выраженной формы. Динамичность
логотипа отражается в «Дудлах» логотипа Google – логотип постоянно
меняется, дополняясь тематическими картинками, приуроченными к
праздникам, памятным датам, часто юные пользователи имеют возможность
принять участие в создании нового логотипа – в этом также его
интерактивность (Google периодически проводит конкурсы на лучший дудл
среди школьников). Часто динамичность логотипа используется в айдентике
музеев (Brooklyn Museum, Centraal Museum, например), что обусловлено
активной коммуникацией с посетителем, разнообразными носителями стиля
(навигация, каталоги, постеры, афиши, билеты и др.) и ситуациями его
использования (различные по направлениям выставки, встречи, фестивали и
другие события).
17
Многие примеры современной айдентики рассчитаны исключительно на
существование в среде Интернета – насыщенные фирменные цвета, гридиенты,
полиграфическая продукция не может использовать их, что исключает для
компании не менее важный канал коммуникации
Изменяются законы типографики. Дизайнеры шрифтов, имея в арсенале
различные технологические возможности для создания шрифтовых решений –
шрифт логотипа часто создает самодостаточный графический образ
Как мы уже говорили выше, одни из основных трендов в дизайне задают
интерфейсы операционных систем. В 2013 году вышла iOS7, положившая
начало «плоскому дизайну» (Flat Design). В иконках IiOS7 исчезли объем, тени,
блики, большинство градиентов, графика их упростилась, интерфейс избавился
от тяжести и в целом стал чище – исчезли лишние шумы, плашки, объемные
кнопки, а шрифт исключил жирные начертания.
П о с л е в н ед р е н и я о п е р а ц и о н н о й с и с т е м ы п л о с к и й д и з а й н
распространился и на айдентику, и на дизайн в целом. Для него характерны
однородность контента, цветовые акценты, важное место занимает модульная
сетка и типографика. Он до максимума упрощает формы и объемы.
Плоский дизайн подходит тем компаниям, которые ориентированы на
современного, молодого клиента, находящегося в русле настоящих тенденций –
мобильным приложениям, молодежным организациям, компаниям, которым
необходимо подчеркнуть свою открытость и прозрачность.
Компаниям, в философии которых заложена преемственность традиций,
использование плоского дизайна редко бывает целесообразно. То же можно
сказать об организациях, чьи клиенты имеют средний и выше среднего возраст,
далеки от современных трендов.
Проблемы современной айдентики.
18
К таковым можно отнести проблему уникальности - часто дизайнеры и
студии обвиняют друг друга в плагиате. Это связано как с недостаточным
п р о ф е с с и о н а л и з м ом д и з а й н е р о в , н а м е р е н н ы м п р е н е б р е ж е н и е м
профессиональной этикой, так и тенденциозностью дизайна – популярные в
определенный промежуток времени универсальные приемы и формы
используется одновременно разными разработчиками (графические элементы
знаков Кыргызстана, Болгарии и Бразилии, множество однотипных
«хипстерских» логотипов и знаков, знаков плоского дизайна). Эта проблема
решается путем повышения профессионального уровня дизайнеров, воспитания
профессиональной этики у начинающих дизайнеров, а также путем поиска
новых конструктивных и стилистических решений при создании оригинального
продукта.
Не менее важной проблемой является непонятность языка визуальной
коммуникации. Заложенные в образ знака или логотипа метафоричные смыслы
часто пытаются прочесть буквально. Иногда дизайнеры сами неверно
считывают культурные коды и ассоциативные привязанности клиента при
создании продукта (новый знак Pepsi вызвал негативную реакцию покупателей
– в нем считывался образ растолстевшего человечка).
Возникают также сложности интерпретации современного дизайна в
целом – он часто абстрактен, не понятен аудитории – снижается
коммуникативные качества айдентики. Иногда абстрактный знак вполне имеют
право на существование, если он сбалансирован, вызывает положительные
эмоции, выделяет компанию среди конкурентов. В России сложилось в целом
негативное отношение к абстрактным знакам
со стороны заказчиков, как
правило, они стремятся заключить в знаке, если не всю философию фирмы, то
хотя бы главную идею (цель, слоган и пр.). Когда как аудитория закладывает и в
абстрактные знаки свои смыслы, основанные на личном опыте и субъективном
восприятии. Абстрактность логотипа успешно работает в динамичной системе
идентификации – ее смыслы раскрываются в контексте, где даются ключи к
19
интерпретации. Но если айдентика статична, то с результативностью
восприятия знака или логотипа возникают
проблемы, и он остается просто
графическим элементом – независимым от бренда, компании или образа.
ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА КОРПОРАТИВНОЙ
АЙДЕНТИКИ КОМПАНИИ «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПРОСТОРЫ»
2.1 Выявление «лица» компании
20
Компания «Петербургские Просторы» занимается продажей участков в
собственных коттеджных поселках, а также строительством и продажей домов.
Все коттеджные поселки компании обеспечиваются необходимыми
коммуникациями, находятся в экологически чистых районах Ленинградской
области. Особенностью компании является то, что она предоставляет полный
цикл услуг по оформлению сделки – от выбора участка до оформления его в
собственность. Это позволяет клиентам обходиться без привлечения сторонних
компаний и специалистов, при этом видя весь процесс оформления сделки – он
открыт и доступен.
Компания существует на рынке с августа 2015, но специалисты,
создавшие ее, осуществляет свою деятельность с 2008 года, все они –
профессионалы своего дела.
Важно, что «Петербургские Просторы» - семейный бизнес, его
владельцами является семейная пара средних лет, дети которой также работают
в компании – это является сближающим фактором между компанией и ее
клиентами. Работает принцип схожести возраста, социального положения –
клиент более склонен доверять людям, которых он «знает».
Поведенческие модели клиентов при выборе компании:
При исследовании моделей поведения клиентов с помощью метода
опроса было выявлено, чем руководствуются потенциальные клиенты
при
выборе компании:
Результаты опроса о приоритетных характеристиках компании при выборе ее среди
конкурентов
Возраст
опрашиваемых/
критерий
20-35
35-50
50-65
всего
21
Визуальный язык
15
10
2
27
компании
Выгодные
5
15
13
33
предложения, акции
Рекомендации
20
12
10
42
знакомых
Возможность
3
5
13
21
работать с
7
8
12
27
общения с
аудиторий
(айдентика,
реклама)
Возраст и опыт
компанией без
посредников
Было опрошено по 50 человек в каждой возрастной группе. Таким
образом, можно выявить, что 18% - почти ¼ всех опрошенных считает наличие
узнаваемой, привлекательной айдентики важным фактором в выборе
строительной компании и выделении ее среди конкурентов.
Особенно это заметно среди молодого клиентского сегмента – у
аудитории 20-35 лет – 30% опрошенных обращает внимание на визуальный
язык компании при остановке своего выбора на ней. Более важным для
потенциальных клиентов в этом возрастном сегменте является только наличие
выгодных предложений и акций.
В основной возрастной группе, на которую ориентируется компания – 3550 лет – 20% опрошенных считает критерий наличия айдентики важным
фактором.
22
Таким образом, развитие системы визуальной идентификации, становится
важным для компании, стремящейся занять лидирующие позиции на рынке,
привлечь новую аудиторию.
Это подтверждает и следующий опрос, выявляющий отношение
аудитории к важности наличия у компании айдентики:
20-35
35-50
50-65
35
28
16
79
13
17
8
38
2
5
26
33
Очень важно
– это
показатель
серьезности
компании
Один из
важных
параметров
Вообще не
обращаю
внимания
Почти 53% - более половины опрошенных - считают наличие
выделяющейся айдентики – очень важным фактором.
Клиент компании «Петербургские Просторы»: семейные пары среднего
возраста, имеющие средний достаток. Как правило, участки покупаются для
дачного отдыха или с целью инвестиций в будущее – детям или внукам. Это,
преимущественно, горожане – жители Санкт-Петербурга – люди, живущие в
развитой культурной среде, знакомые (даже если исключительно на
подсознании) с современными тенденциями в дизайне и брендинге, знакомые с
иностранными компаниями, существующими на российском рынке, окружены
развитой визуальной средой. Это образованные, чаще имеющие высшее
образование люди, как правило, работающие в бюджетных организациях
23
(преподаватели, муниципальные служащие), покупающие небольшие участки в
кредит,
частные предприниматели, имеющие небольшой бизнес загородом.
Клиенты компании чаще предпочитают тихий, уединенный отдых (рыбалка,
туристические походы), семейный отдых.
Ключевые особенностия: доверие и открытость, сделка без посредников –
полный цикл услуг, участки в экологически чистых районах, полная
обеспеченность поселков коммуникациями, детскими площадками, парковками.
Проживая в поселках компании, клиент имеет непосредственных доступ к
местам рыбалки (озера и реки), грибным лесам, базам отдыха. Обеспеченность
технологиями на лоне природы.
2.2 Обзор конкурентов
Основными прямыми конкурентами компании являются компании «Наша
дача» и «Северная долина», работающие на той же территории.
Рассмотрим имеющиеся у них визуальные идентификаторы:
«Наша дача». Фирменный знак (Приложение А, рисунок.1. Знак
компании «Наша дача») компании состоит из традиционного обозначения дома
и дерева, квадратной рамки с закругленными углами, логотип выполнен
крупным гротеском, разбит знаком. Выполнен в светло-зеленом и желтом цвете
с использованием градиента. Статичен, практически симметричен по вертикали
– нет акцентов и динамической составляющей. Использованные символы,
композиция не оригинальны. В целом, не выделяется среди конкурентов.
«Северная Долина». В знаке компании (Приложение А, рисунок.2. Знак
компании «Северная долина») также используется все те же символы: дом и
дерево. Выполнен в трех цветах: бледно-коричневом (ствол дерева), зеленом и
голубом. Состоит из четырех элементов: дуги, обозначающей землю (траву, луг,
24
поле), растущего из нее дерева, крыши дома и шрифтового написания
компании. Шрифтовое решение более «живое», в отличие от знака «Нашей
дачи», присутствует некоторая динамика, но в целом, логотип мало чем
отличается от конкурентов – цвета бледны, символы не новы, композиция не
оригинальна. Еще одним недостатком данного знака является неоправданное
«парение» крыши дома – общая композиция теряет целостность и
разваливается, создается ощущение неустойчивости.
Land Aspect. Компания имеет более оригинальный знак (Приложение А,
рисунок.3. Знак компании «Land Aspect») в отличие от конкурентов.
Добавляется новый символ – ключ, работает метафора «ключ от природы» «шапка» ключа выполнена в виде кроны дерева. Шрифтовое написание
названия компании и цветовое решение приятно глазу. Отсутствует динамика в
знаке, он почти симметричен по вертикали. В прорисовке знака не оправданно
расставлены контрасты и в целом он выглядит небрежно – крона дерева будто
«стекает» вниз, что создает неблагоприятный образ. Тем не менее, знак и
логотип этой компании в своей простоте и композиционной чистоте
выделяются среди среднестатистических конкурентов.
CleverGrad. Знак компании, также используя привычный образ дома,
добавляет к нему идентифицирующую компанию деталь – окно дома в виде
листа клевера, при этом каждый из четырех секторов листа представляет собой
символическое сердце, что дает доброжелательный к клиенту посыл и
символизирует доверительные отношения между компанией и клиентом.
Клевер – оригинальный идентификатор компании. Логотип выполнен в двух
холодных цветах: зеленом и сером. Шрифтовое решение приятно, знак чистый.
Подводя промежуточный итог, можно сказать, что на тесно занятом
рынке, на котором существует компания «Петербургские Просторы» в ее
ценовом сегменте представлено множество однообразных, незапоминающихся
знаков и логотипов, которые мы каждый день видим в метро на рекламных
плакатах и пропускаем мимо сознания. Конкуренты компании в большинстве
25
своем не стремятся создать запоминающийся образ в глазах потенциальных
клиентов, выработать оригинальную систему визуальных идентификаторов для
общения с аудиторией. Это дает возможность «Петербургским Просторам»
привлечь внимание клиентов с помощью разработанной визуальной айдентики,
заняв пустующий канал коммуникации с ним.
2.3 Стратегия создания визуальной составляющей идентификации
компании
На первом брифинге с заказчиком выдвигаются примерные линии
развития визуальной идентификации по нескольким ключевым ассоциативным
направлениям с учетом портрета клиента и особенностей взаимодействия с
ним:
- Природа: солнце, лес, зеленая трава, поле.
- Виды отдыха: рыбалка, собирание грибов и ягод, велопрогулки;
-Удобное
место жизни и отдыха с детьми: чистые озера с
оборудованными пляжами, детские площадки и базы отдыха;
- Высокотехнологичные коммуникации и инфраструктура;
- Отдых на природе в транспортной доступности от Петербурга;
- «Серьезность» компании, профессионализм, в то же время
открытость клиенту;
- Полный цикл оформления сделки;
Требования заказчика к фирменным цветам и логотипу: необходимость
обозначения «природной» линии зелеными, желтыми цветами; наличие образа
дома в фирменном знаке.
26
Основная стратегия отражается нескольких положениях, объединяющих
все направления:
«”Петербургские Просторы” дарят мечту – загородный дом на берегу
озера под сенью густых лесов. Отличный выбор для жизни большой семьей в
собственном уютном доме». Метафоры: уют, очаг, семья, природа, тепло.
«Поселки «Петербургских просторов» - рай для рыбаков и грибников.
Богатые леса и водоемы в непосредственной близости к вашему дому».
Метафоры: хобби, добыча, плодородие, чистота и экологичность.
«Отдых на любой вкус – велопрогулки, купание, рыбалка, спорт на
открытом воздухе – футбол, баскетбол, волейбол. Каждый найдет здесь занятие
по душе – осталось только оформить сделку с помощью наших специалистов».
Метафоры: здоровье, коллективный отдых, веселье, дружба, семья, спорт, как
«у бабушки в деревне», только не далеко от города.
2.4 Фирменные цвета
О влиянии цвета на восприятие зрителя писали многие психологи,
маркетологи, искусствоведы, физики. Еще Аристотель писал о значении цвета,
сравнивая его с музыкой.
В логотипах и фирменных стилях, как правило, используется
ограниченное количество цветов, с помощью которых необходимо передать
некое послание к потребителю, побуждая его к выбору компании среди
конкурентов, сложить положительный образ о компании (товаре) в его
сознании.
Учитывая желание заказчика отразить «природную» линию стиля с
помощью цветов солнца и травы - желтого и зеленого, подбираем оттенки,
далее на основе этих цветов будет разработан фирменный знак.
27
Солнечность и доверительные отношения с клиентом отражает оттенок
желтого (Приложение Б. Рисунок 1. Желтый фирменный цвет) (CMYK:
10/8/100/0). Желтый – яркий и солнечный цвет, символизирует оптимизм,
дружелюбие, позитив, энергию.
Яркость и свежесть компании, «природность», нацеленность на будущее и
перспективы отражает оттенок зеленого (Приложение Б. Рисунок 2. Зеленый
фирменный цвет) (CMYK: 52.0.100.0). Это традиционный «природный» цвет,
цвет свежести, обновления. Он часто используется компаниями, имеющими
отношения к природе (логотип Greenpeace), экологии или здоровью. Мы
выбрали яркий оттенок зеленого
Чтобы подчеркнуть серьезность и стабильность компании добавляем
«официальные», холдные цвета:
Темно-серый (CMYK: 60/46/66/48) (Приложение Б. Рисунок 3. Темносерый фирменный цвет),
символизирующий опыт компании, а также серый
гранит Петербурга, в непосредственной близости от которого находятся все
участки компании, что отражено и в ее названии. Серый уравновешивает яркие
«природные» цвета и стабилизирует их активность.
И более холодный оттенок зеленого (Приложение Б. Рисунок 4. Синезеленый фирменный цвет) (CMYK: 87/31/57/7) (рис. 4). Это вспомогательный
цвет, используется для окрашивания мелких фоновых элементов (фоновые
элементы паттерна, оформление адресного блока на конверте делового письма).
Он нейтрален и не акцентирует на себе внимания.
2.5Шрифты
28
Шрифт является важной составляющей корпоративной айдентики, он
используется почти во всех ее элементах. Первое, что видит потенциальный
клиент при знакомстве с компанией – это шрифтовое написание ее названия
(логотип). Слоганы, адресный блок, все словесные константы и динамичные
типографические блоки – все это использует шрифт. Это один из
основополагающих элементов системы визуальной идентификации, поэтому
так важно удачно выбрать фирменные шрифты. Крупные компании
разрабатывают уникальные шрифтовые гарнитуры, самостоятельно способные
идентифицировать без иных, вспомогательных визуальных средств (Sony,
Lenovo).
Шрифт, так же, как и знак имеет форму – статичную или динамичную.
Часто, как мы уже говорили выше, шрифт логотипа создает самостоятельную
графическую форму, используется также контрформа шрифта в знаках.
Гарнитуры, в первую очередь, должны соответствовать образу компании –
изящные каллиграфиче ские шрифты больше подходят, например,
производителю косметической продукции, нежели, сталелитейному заводу.
Сегодня популярны рубленые шрифты (гротески), они выглядят
современно и активно, хоть им часто и не достает индивидуальности.
Основным шрифтом для фирменного стиля выбран рубленый,
прямолинейный шрифт «Bebas Neue» – спокойный ритм шрифта отражает
стабильность, современность, основательность компании:
Петербургские Просторы
Вторым, наборным шрифтом, выбран «Roboto» компании Google – более
легкий и доброжелательный, но также активный и динамичный:
Санкт-Петербург, пр. Художников, д.10
8 812 241 71 48
www.prostor-spb.ru
29
2.6
Разработка фирменного знака
Фирменный знак в тандеме с логотипом – это основополагающий элемент
корпоративной айдентики, основной идентифицирующий элемент. Знак
излагает историю и отражает основной посыл компании.
Знак должен быть уникальным, отражать статус компании и ее место на
рынке, соответствовать современным тенденциям, быть универсальным,
лаконичным, ассоциативным, иметь позитивную динамику.
Основа знака – форма и цвет. Рудольф Арнхейм пишет: «Однако форма
является более эффективным средством коммуникации, чем цвет. Но
экспрессивного воздействия цвета нельзя достичь с помощью формы. Форма
дает широкое разнообразие ясно различимых моделей, как, например,
человеческие лица, листья деревьев, отпечатки пальцев. В письменности
используется форма, а не цвет, так как она образует знаки, которые легко и
надежно опознаются, несмотря на их незначительный размер. Если же в данных
целях мы вынуждены были бы использовать цветовые различия, то в этом
случае мы могли бы располагать слишком ограниченным числом сочетаний из
света и тени. Однако для передачи выразительности солнечного заката или
голубизны Средиземного моря мы не смогли бы подобрать ни одной, даже
самой выразительной, формы»9
При создании знака мы постарались избежать недостатков знаков других
компаний на ранке недвижимости, при этом учитывая пожелания клиента
использовать традиционные для этого сегмента символы.
(Приложение В, рисунок.1. Фирменный знак и логотип).
9Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – Прогресс, 1974
30
В схеме обозначены соотношения элементов (Приложение В, рисунок.2.
Схема).
Асимметричность композиции придает знаку динамику:
основные
направляющие линии, создающие динамику (Приложение В, рисунок.3.
Динамика логотипа), направлены по диагонали вправо-вверх, что отражает
позитивный настрой, взгляд в будущее.
Зеленые круги в знаке символизируют широкие просторы лугов
Ленинградской области, желтый -
яркое, теплое солнце, серая окантовка
«природных» кругов – технологическое обеспеченность поселков, стабильность
компании, а также символизирует петербургский гранит, ведь все
эксплуатируемые поселки компании находятся в непосредственной близости к
Санкт-Петербургу, что отражено и
в названии компании. Серый также
стабилизирует и определяет общую форму.
Для черно-белой печати создаем монохромный вариант знака
(Приложение В, рисунок.4. Монохромный вариант)
Вырабатываем правила расположения логотипа на различных фонах:
На фирменном сером цвете знак «вливается» в фон (Приложение В,
рисунок.5. Знак на сером фоне). Данное расположение используется в
оформлении внутрикорпоративных документов и элементах персональной
идентификации сотрудников.
На многоцветном фоне рекомендовано использовать монохромный белый
вариант логотипа с удаленной внутренней зоной «природных» кругов
(Приложение В, рисунок.3. На многоцветном фоне).
2.7 Создание паттерна
В фирменном бесшовном паттерне (Приложение Г, рисунок.1.
Фирменный элемент) используется неформальное обозначение загородных
домов, выполненное в двух фирменных цветах, а также символы некоторых
видов отдыха в поселках: рыбалка, лесные прогулки, велопрогулки на природе,
31
возможности беспрепятственно заводить животных, не ограничивая им
пространство тесной городской квартирой. Стилистика паттерна отражает то,
что поселки компании отлично подходит для семейной жизни и отдыха с
детьми. Дома в паттерне выполнены в стиле детской аппликации –
экологически чистые просторы поселков – самое подходящее место для
здорового развития ваших детей – компания помогает строить счастливое
будущее.
Ряды домов и характерных символов чередуются с теплым солнцем.
Паттерн используется при оформлении сувенирной, рекламной,
полиграфической продукции, некоторых корпоративных документов.
Допустимо использование отдельных его элементов (Приложение Г, рисунок.2.
Элементы фирменного паттерна).
2.8
Дизайн элементов персональной идентификации сотрудников
Визитные карточки.
Визитные карточки – неотъемлемый атрибут деловой жизни. В сфере
торговли это не только представительский элемент, но и способ рекламы
компании. (Приложение Д. Рисунок.1. Визитные карточки)
Формат – 90х50 – стандартный, соответствует стандартным визитницам.
Визитные карточки сотрудников выполнены с использованием
фирменных цветов. На карточке расположена вся необходимая информация о
сотруднике: ФИО, должность, номер телефона, адрес электронной почты и
физический адрес компании. Знак «вписан» в фон карточки, при этом он не
мешает считыванию информации, оставаясь заметным визуальным
идентификатором компании. Название компании располагается в левом верхнем
углу карточки, что позволяет клиенту увидеть принадлежность карточки и
32
сотрудника к определенной компании, не доставая ее полностью из визитницы
или бумажника. Информационные блоки отделены достаточным количеством
«воздуха», основная информация – ФИО и телефон - выделена самым ярким и
выделяющимся цветом.
Бейджи.
Бейджи используются сотрудниками в офисе компании, а также на
выездах на строительные площадки. (Приложение Д. Рисунок.2. Бейджи)
На бейдже располагается фотография сотрудника, имя, фамилия и
должность, логотип компании. Выполнен в ярких фирменных цветах.
2.9 Создание полиграфической продукции
В рамках проекта был создан макет корпоративного каталог участков и
домов, реализуемых компанией (Приложение Е. Рисунок 1. Каталог). В
оформлении использованы корпоративные цвета, шрифты и паттерн, отдельные
элементы паттерна. Разработаны также иконки для наглядного обозначения
коммуникаций и инфраструктуры поселков, карта-схема с расположением
участков.
Формат А5. Полноцветная печать, глянец.
Яркий каталог призван побудить уже заинтересованного, но еще не
определившегося клиента купить участок. Доступное и понятное расположение
информации об имеющихся у компании участках поддерживается картойсхемой, фотографиями и описаниями. Заметно, но ненавязчиво указаны цены.
Сохраняется достаточное количество воздуха в сетке макета, что
позволяет без проблем воспринимать информацию.
33
Рекламные плакаты.
Лаконичные рекламные плакаты для размещения на уличных лайтбоксах
(сити формат: 1.2х1.8), в метро (А3) выполнены в стиле минимализма
(Приложения Е, рисунок 2. Плакаты).
Два вида плакатов отражают линию «природности»: с покупкой наших
участков вы получаете доступ к огромному природному ресурсу: «Солнце в
подарок!», «Свежий воздух в подарок!».
Динамичность айдентики позволяет использовать в плакатах ее элементы:
части паттерна, знак, логотип, шрифты, фирменные цвета – все это
составляющие постеров, что создает узнаваемость компании.
2.10 Дизайн деловой документации
Деловая документация – значимый элемент деловой коммуникации. Она
начала использоваться с начала торговых отношений, а во второй половине XIX
века стала дополняться и фирменными оформительскими элементами –
вензелями, торговыми знаками.
Сегодня ни одна уважающая себя компания не обходится без оформления
своих деловых бумаг в рамках общего фирменного стиля. Дизайн фирменных
бланков должен сочетать в себе функциональность и эстетичность. Мы
учитывали это при создании макетов деловых бумаг: размер полей предполагает
возможность подшива в папки, заметное расположение реквизитов не
заставляет искать их по всему документу (Приложения Е. Рисунок 1.
Документы). Формат стандартный – А4.
Конверт предполагает рукописное написание реквизитов адресата, что
отражает индивидуальный подход к каждому собеседнику. Оформление
конверта не перегружено, что позволяет сразу понять, откуда письмо и кому
34
адресовано. Внешняя часть содержит только логотип и адресный блок,
внутренняя оформлена приглушенным фирменным паттерном.
Папка для бумаг.
Папка оформлена в фирменных цветах с использованием паттерна. Также
как и деловые бумаги, папка выполнена в формате А4.
2.11 Создание сувенирной продукции
Сувенирная продукция – неотъемлемая часть презентации бренда.
Используется различные носители для фирменной символики – кружки,
элементы одежды (футболки, сорочки), брелоки, канцелярия, зонты, зажигалки
и др. Сувениры дарятся клиентам и партнерам, разыгрывается на фирменных
конкурсах. Это заставляет клиентов или потенциальных клиентов вспоминать о
компании постоянно – за чаепитием, когда пишут письма, прикрываясь от
дождя, прикуривая. Сувениры – активный рекламный элемент, поэтому важно
сделать его запоминающимся.
Мы разработали для проекта дизайн ежедневника с фирменным
паттерном, значки с логотипом, карандаши, кружки и футболки (Приложения
Ж. Рисунок 1. Сувенирная продукция).
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы нами была разработана динамичная система
визуальной идентификации компании «Петербургские Просторы». В ходе
работы была изучена теоретическая база по истории и теории брендинга и
айдентики, статьи современных дизайнеров о тенденциях в области айдентики
и фирменного стиля, примеры айдентики как дизйнеров прошлого века, таких
как Пол Рэнд, Валерий Аникст, так и современных дизайнеров.
Мы изучили также монографии по теории цвета и формы, что позволило
нам более грамотно подойти к созданию проекта – подбору цветов и
конструкции фирменного знака, в первую очередь.
В период работы с теоретическими материалами мы столкнулись с
недостаточностью теоретической базы, посвящённой современному брендингу
и айднтике в российском научном дискурсе. Информация на русском языке,
найденная нами, основывается на различной, не приведенной к общему
знаменателю, методологии и терминологии. Это вызвало определенные
36
трудности, но нам удалось вывести общие черты и терминологическую базу в
русскоязычной литературе, что позволило избежать расхождений в дефинициях
при создании творческого проекта.
В ходе подготовки проекта мы тесно сотрудничали с компанией
«Петербургские Просторы», достигали консенсуса в спорных вопросах, с
учетом взглядов и принципов работы компании создали «лицо» компании,
изучили айдентику конкурентов компании, вывели портрет клиента. На основе
этих наработок создали систему идентификации, удовлетворяющую идеи и
взгляды компании и способную успешно представлять ее рынке.
Изучение целевой аудитории позволило нам создать айдентику,
ориентированную на особенности клиентов компании с учетом их возраста,
предпочтений, целей. Это позволило избежать тенденциозности дизайна, при
этом сохраняя его современность.
37
БИБЛИОГРАФИЯ
Список литературы:
1) Борисов А.Б. Большой экономический словарь: словарь — М.: Книжный
мир, 2003
2) Волошин М. А. Лики творчества. М., 1988
3) Кумова М. Айдентика: альбом - Как Проект, Grey Matter, 2014
4) Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического
проектирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальностям 070601 «Дизайн», 032401 «Реклама» / Р.Ю. Овчинникова;
под ред. Л.М. Дмитриевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
5) Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Перевод на русский
язык с изменениями. – М.: Прогресс, 1974
6) Уиллер, А. Индивидуальность бренда: руководство по созданию,
продвижению и поддержке сильных брендов, - М., 2004
7) Рэнд П. Дизайн: форма и хаос. [пер.. И. Форонова]. — М. : Изд-во Студии
Артемия Лебедева, 2011
38
8) Эйри, Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера – С-Пб.,
2011
9) Чихольд Я. Новая типографика. Руководство для современного
дизайнера / Ян Чихольд : [пер.с нем. Л. Якубсона]. — М. : Изд-во Студии
Артемия Лебедева, 2011
Научные статьи:
10) Мазурина Т. А. Дизайн визуального стиля бренда: теория и
методология//Мир науки, культуры, образования. № 5 (48), 2014
11) Разработка рекламной графики: методологический аспект// Омский
научный вестник. № 5 (122), 2013
Электронные ресурсы:
12)
Большой Энциклопедический словарь. Статья «Логотип» [Электронный
13)
ресурс] URL: http://slovorus.ru. Дата обращения: 05.04.2016
Сайт студии Артемия Лебедева. [Электронный ресурс] URL:
14)
http://artlebedev.ru. Дата обращения: 15.04.2016
Сайт студии Дизайн-бюро Артема Горбунова [Электронный ресурс]
15)
URL: http://artgorbunov.ru. Дата обращения: 15.04.2016
Сайт компании Петербургские Просторы [Электронный ресурс] URL:
16)
http://prostor-spb.ru. Дата обращения: 15.04.2016
Сайт компании Наша дача [Электронный ресурс] URL: nashadacha.ru.
17)
Дата обращения: 15.04.2016
Сайт компании Северная долина [Электронный ресурс] URL: severnaya-
dol.ru. Дата обращения: 15.04.2016
18) Сайт компании Land aspect [Электронный ресурс] URL: land aspect.ru.
Дата обращения: 15.04.2016
39
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Рисунок 1. Знак компании «Наша дача»
Рисунок 2. Знак компании «Северная долина»
Рисунок 3. Знак компании «Land Aspect»
40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
Рисунок 1. Желтый фирменный цвет.
Рисунок 2. Зеленый фирменный цвет.
Рисунок 3. Темно-серый фирменный цвет.
Рисунок 4. Сине-зеленый фирменный цвет.
41
ПРИЛОЖЕНИЕ В.
Рисунок 1. Фирменный знак и логотип.
42
Рисунок 2. Схема построения
Рисунок 3. Динамика знака
43
Рисунок 4. Монохромный вариант знака
Рисунок 5. Знак на сером фоне
Рисунок 5. Знак на многоцветном фоне
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
44
Рисунок 1. Фирменный паттерн
Рисунок 2. Элементы фирменного паттерна
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
45
Рисунок 1. Визитная карточка
Рисунок 1. Визитная карточка
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
48
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Рисунок 1. Документы
49
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Рисунок 1. Сувенирная продукция
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв