Кризисные коммуникации нефтегазовых компаний

Аннотация магистерской диссертации Владимиркиной Светланы Сергеевны «КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ» Crisis communications of oil and gas companies Н. рук. – Гавра Дмитрий Петрович, док. соц. наук, профессор Направление подготовки – Реклама и связи с общественностью Профиль – Стратегические коммуникации в связях с общественностью и рекламе Актуальность темы исследования. В силу сложности условий, динамики развития топливно-энергетического комплекса коммуникаторам в нефтегазовой отрасли практически всегда приходится работать в кризисных ситуациях, причем кризисы и риски постоянно трансформируются. Сегодня компании сталкиваются с огромным количеством разнообразных вызовов (экономических, политических, правовых, социальных, природных и др.) в информационном поле. Таким образом, с одной стороны, в мире наблюдается тенденция к возрастанию значения нефтегазовых компаний, как инструмента создания материальных и нематериальных активов, а также как способа решения социальных проблем. С другой стороны, нефтегазовая отрасль уже по роду своей деятельности относится к отрасли высокой степени кризисогенности. В условиях мирового экономического и политического давления на Россию, возрастает потребность в предотвращении кризисных ситуаций, что возможно с помощью системы кризисных коммуникаций. Степень научной разработанности проблемы изучения кризисных коммуникаций отображены в работах зарубежных ученых: У. Бенуа, С. Блэка, Дж. Брокнера, Е. Джеймса, Т. Кумбса, Дж. Ларкина, О. Лербингера, М. Реджестера, Р. Улмера, Т. Селлнау, М. Сиджера, К. Ферн-Бэнкса, С. Финка, С. Хермана, Дж. Холладея. В отечественной литературе проблемами кризисных коммуникаций стали заниматься относительно недавно. Изучением теоретических подходов к определению категории кризисных коммуникаций занимались следующие учёные: И.В. Алёшина, Е.В. Быкова, Е.В. Валюлина, Д.П. Гавра, О.Ю. Голуб, Е.А. Грызунова, Ф.Н. Гуров, А. Дышкант, Э.М. Коротков, О.В. Куликова, А.А. Меньшиков, Е.А. Самарцева, В.Д. Соловей, А.Н. Чумиков. PR в энергетической промышленности изучаются следующими отечественными практиками: Е.Г. Вишняковой, В. Громовым, Е.Ф. Есиповой. Антикризисные коммуникации в нефтегазовой отрасли изучаются зарубежными исследователями: М. Мареш, М. Мэри, К. Мэридж, Д. Уильямс, Д. Вольф. Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы и научно-мировоззренческие подходы социальных наук. Для рассмотрения проблемы и анализа объекта применялись следующие общенаучные принципы: принцип системности, обеспечивающий связь объекта исследования с его элементами; принцип комплексности – для рассмотрения кризисных коммуникаций в комплексе теорий из различных областей знаний. В работе применялись системный и коммуникационный подходы к изучению кризисных коммуникаций. Основой теоретического изучения кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний являются теории среднего уровня. Антикризисное управление у А.Н. Чумикова, Ситуационная теория кризисных коммуникаций Т. Кумбса, теория восстановления имиджа, предложенная У. Бенуа, теория извлечения уроков из кризиса Р. Улмера, И. Селлнау, М. Сиджера. Для решения задач магистерской диссертации использовались две группы научных методов исследования: 1) теоретические (анализ, синтез, классификация, сравнение, сопоставление); 2) эмпирические (неформализованный анализ документов, анализ статистических данных, информационный аудит, case-study). Объектом исследования выступают кризисные коммуникации нефтегазовых компаний, предмет – коммуникационные стратегии и практики реагирования нефтегазовых компаний в условиях кризиса. Цель работы: выявление особенностей коммуникационной деятельности нефтегазовых компаний в условиях кризисной ситуации. Достижение указанной цели осуществлялось с помощью следующих задач исследования: 1) изучить теоретические направления кризисных коммуникаций: понятия, этапы кризисов, стратегии кризисного реагирования; 2) выявить особенности нефтегазовых компаний, как бизнес-структуры; 3) проанализировать нефтегазовую отрасль как субъект коммуникации: выявить заинтересованные стороны и каналы коммуникаций; 4) описать состояние нефтегазовой отрасли и выявить типичные кризисы нефтегазовых компаний; 5) разработать методику анализа кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний, провести анализ кризисных кейсов нефтегазовых компаний; 6) выявить специфику кризисного реагирования нефтегазовых компаний в условиях кризиса. Эмпирическую базу диссертационного исследования составили следующие группы источников: 1) официальные документы в области развития ТЭК, в том числе аналитико-статистические материалы авторитетного Международного энергетического агентства (IEA), Управления энергетической информации США, материалы Министерства энергетики РФ. 2) Вторичные данные из разных источников СМИ: отраслевые (Neftegaz.ru, Агентство нефтегазовой информации, Pronedra.ru), деловые (Коммерсантъ, Известия, Ведомости), Интернет-ресурсы (Rbc.ru, Gazeta.ru, Lenta.ru), отобранные в соответствии с временным периодом проявления кризисной ситуации и рейтингом информационно-аналитической системы «Медиалогия». 3) Внутренние документы пяти российских нефтегазовых компаний ПАО АНК «Башнефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Роснефть», НК «Сахалин Энерджи Лнк.», ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина (пресс-релизы, заявления для СМИ, информация из официальных сайтов и аккаунтов в социальных сетях Facebook, Twitter, Вконтакте, Instagram). Период проведения исследования: для кейса «Пожар на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе» − с января 2012 года по декабрь 2015 года; для кейса «ПАО АНК «Башнефть» в условиях «большой» приватизации» − с января 2000 года по декабрь 2016 года. Научная новизна работы заключается в уточнении коммуникативной интерпретации таких терминов, как «кризис» и «кризисные коммуникации»; а также в разработке теоретического подхода к анализу коммуникаций нефтегазовых компаний в условиях кризисных ситуаций. Также новизна работы заключается в выявлении типичных кризисов, с которыми встречаются современные нефтегазовые компании, в разработке методики стратегического анализа кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний. В результате проведенного исследования автор выносит на защиту следующие положения: 1) кризисная ситуация является неожиданным, уникальным событием в жизненном цикле нефтегазовой компании; 2) существуют различные подходы к построению формулировок дефиниции кризисной коммуникации, зависящие от авторской интерпретации кризисной динамики; 3) в настоящее время кризисные коммуникации рассматриваются в контексте управления ими в момент возникновения кризиса (тактический уровень). Для предотвращения кризисных ситуаций необходимо заниматься их стратегическим изучением; 4) особенностями российской нефтегазовой отрасли как бизнес-структуры являются: монополизация бизнеса, территориальное распределение производственных предприятий, ведение бизнеса в условиях экономического кризиса, санкций со стороны США и Европейского союза, оттока иностранных инвесторов, исчерпания природных ресурсов, пристального внимания со стороны широкого круга заинтересованных сторон; 5) заинтересованные стороны нефтегазовых компаний разделяются на внутреннюю общественность (акционеры и инвесторы, руководство компании, сотрудники) и на внешнюю общественность (органы государственной власти и местного самоуправления, поставщики, подрядчики, партнеры по бизнесу, потребители, местные сообщества, общественные организации и НКО, СМИ). Каждая заинтересованная сторона состоит из широкого круга представителей; 6) на деятельность нефтегазовых компаний оказывают сильное влияние внешние (объективных) факторы: экономические, финансовые, инвестиционные, политические, правовые, технологические / инновационные, географические, социальные, природные. Нефтегазовая отрасль относится к отрасли с высокой степенью вероятности появления кризисных ситуаций; 7) для определения коммуникационных стратегий реагирования нефтегазовых компаний в кризисных ситуациях необходимо: провести анализ базисного субъекта, составить профиль компании, проанализировать кризисную историю компании, рассмотреть коммуникации компании в конкретном кризисе (суть кризиса, заинтересованные стороны, время реагирования, применяемые коммуникационные стратегии компании), а также проанализировать последствия кризиса на дальнейшую деятельность компании; 8) кризисные коммуникации нефтегазовых компаний имеют сложный характер в силу отраслевых характеристик бизнес-субъекта. Специфика коммуникационного реагирования нефтегазовых компаний в условиях кризиса заключается в необходимости заблаговременного выстраивания диалога компании с широким кругом заинтересованных сторон и их представителей с помощью дифференцированной системы коммуникаций с использованием потенциала новых медиа. Так как кризисы нефтегазовых компаний имеют тенденцию к медиатизации, особая роль принадлежит выстраиванию отношений нефтегазовых компаний со СМИ. Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения и 8 приложений на 23 страницах, 7 таблиц, 17 рисунков, 111 литературных источников.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f88267966e12684eea125
UUID: 6d2a762d-531e-4557-9e9c-a71cf1500dab
Язык: Русский
Опубликовано: около 6 лет назад
Просмотры: 793

Владимиркина Светлана Сергеевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 4,4 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет