Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Исследование становления и развития духовной и материальной культуры Скифского царства .
Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 0 байт
Enter the password to open this PDF file:
-
НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ) Направление 46.03.01 История Профиль – Историческая политология Петренко Анастасия Олеговна КУРСОВАЯ РАБОТА Культура скифов Северного Причерноморья Научный руководитель Трегубов Андрей Николаевич УФА2015
Содержание Введение................................................................................................................ 3 1 Теоритические основы изучения культуры скифов Северного Причерноморья .................................................................................................... 6 1.1 Происхождения и мифологические воззрения скифов. Язык общения ................................................................................................................. 6 1.2 Религиозные обряды, традиции, боги и культы ....................................... 12 1.3 Декоративное искусство. Звериный стиль в одежде и украшениях ....... 16 2 Анализ материальной и духовной культуры на основе источников и научных трудов. .............................................................................................. 19 2.1 Исследование гипотез о происхождении скифов. Появление в Северном Причерноморье. Легенды о происхождении ............................. 19 2.2 Исследование духовной культуры скифов ................................................ 23 2.3 Анализ материальной культуры ................................................................. 26 3 Рекомендации по решению проблем связанных с изучением истории и культуры скифов .............................................................................. 28 3.1 Проведение археологических раскопок курганных могильников степной и лесостепной территории крымского полуострова ........................ 28 3.2 Проведение археологических раскопок поселений степной и лесостепной территории крымского полуострова .......................................... 30 Заключение ......................................................................................................... 32 Список литературы ............................................................................................ 34 Приложение ........................................................................................................ 36
Введение История далѐкого народа кочевников и царей – скифов интересует уже не одно поколение ученых. Для многих само название «скифы» связано с какой-то тайной или загадкой, которую многие пытаются решить. На данный момент несмотря трудоѐмкую и сложную работу, которую проделали исследователи в истории скифов остаѐтся множество «белых» пятен. Откуда скифы пришли в Северное Причерноморье, создали ли они свое государство и если да, то на какой стадии развития оно находилось в момент гибели и наконец, самый главный вопрос – что стало причиной исчезновения скифского народа. Было – ли это последствием губительной войны или же исторически предопределено? На эти вопросы науке еще предстоит ответить, опираясь на уже известные научные материалы и работу старших ученых. Но история скифов привлекала всегда не только ученых, но и известных деятелей культуры таких великих поэтов как А.А. Блок, В.Я Брюсов, И.А. Бунин. Блок и Брюсов в поэтической форме называли себя потомками скифов, что в литературе было чрезвычайно распространено. В вопросе изучения культуры, быта, традиций скифов учѐными сделано очень многое не утихают научные споры, дискуссии, выдвигаются новые гипотезы, анализируются известные научные труды. Ни один из существующих сегодня народов не является прямым потомком и носителем культуры скифов. Основные труды в изучении, сохранении и приумножении знаний об этом народе принадлежат учѐным России и Украины. В российском Эрмитаже хранятся поразительные артефакты, найденные при раскопках. У каждого, сегодня, есть возможность увидеть их и возможно узнать что-то большее об их владельцах. После распада СССР на Украине оставалась научная школа по скифской археологии. Основал ее еще в 50 - 60-е гг. XX в. известный археолог, профессор А.И. Тереножкин. 3
Культура скифов Северного Причерноморья уникальна. Именно обитатели степных равнин Северного Причерноморья являются создателями известного в искусстве звериного стиля. В изучении феномена скифской культуры ученые во многом опираются на записи «отца истории» Геродота. Большинство материалов по истории скифской истории и культуры основаны на античных источниках и в первую очередь на многотомный труд Геродота «История». Скифы, как и другие народы Древнего мира, оставили после себя мифологическое и эпическое наследие, известное опять же по трудам упоминавшегося уже Геродота и других авторов, например Страбона и Диодора Сицилийского. Пересказ об скифских богах, обрядах, в том числе и погребальных можно встретить у вышеназванных античных ученых. Актуальность темы, обусловленная необходимостью продолжения изучения истории и культуры скифского мира для возможности восстановления более полной картины существования этого народа. На сегодняшний день остаются без ответа вопрос о передвижении скифов в Северное Причерноморье, появление его там. С какой территории пришел этот народ и с чем было связан уход с предыдущего местообитания. Как происходил процесс становления скифского общества, с чем связана гибель Великой Скифии. Цель исследования – выявления методов по решению проблем изучения и привнесения в науку дополнительной информации об истории и культуры скифского народа. В связи с этим были симулированы следующие задачи: 1. Изучение теоритических основ культуры скифов Северного Причерноморья; 2. Провести анализ материальной и духовной культуры скифского народа; 3. Исследовать существующие в науке гипотезы о происхождении скифского народа, их истории и культуры; 4. Разработать рекомендации по решению проблем связанных с изучением истории и культуры скифов. 4
Объект исследования – культура скифов Северного Причерноморья. Предмет исследования – существующие проблемы в науке связанные с изучением истории и культуры скифов. Изучение культуры и истории скифов подробно освещалась как в советской так в и российской историографии. Многие ученые, археологи посвятили свою научную деятельность решению проблем связанных с изучением скифской культуры. Данный вопрос в своих трудах рассматривали такие ученые как: В.И.Гуляев, Б.Н. Граков, И.Б. Брашинский, А.П. Смирнов, Б.А. Рыбаков, Д.С. Раевский, М.В. Агбунов, А.И. Тереножкин, В.А. Ильинская, С.С. Бессонова, Г.М. Бонгард-Левин, В.Ю. Мурзин и д.р. В процессе написания курсовой работы были использованы работы таких ученых как: В.И.Гуляев, Б.Н. Граков, И.Б. Брашинский, А.П. Смирнов, Д.С. Раевский, М.В. Агбунов, С.С. Бессонова, А.И. Мартынов, И.Ю. Шауб, М.Б. Некрасов, Т.Н. Троицкая, Е.А. Молев, И. А. Божан. В качестве источников рассматривались произведение Геродота «История» и Нестора Летописца «Повесть временных лет». Работа состоит из введения, 3-х используемой литературы и приложения. 5 разделов, заключения, списка
1. Теоретические основы изучения культуры скифов Северного Причерноморья 1.1. Происхождение и мифологические воззрения скифов. Язык общения В истории часто встречаются народы и племена, о происхождении которых можно сказать пару слов из произведений древних летописцев. Это, так называемые, «народы-призраки». Ученые располагают данными об их существование, их деятельности благодаря археологическим материалам или упоминаниям в средневековых хрониках или в сочинениях античных авторов. Как правило такие народы не оставляют после себя письменных источников по которым исследователи могли бы составить полную картину появления, существования и возможной причины гибели целого народа. Как правило, это связано, с несколькими факторами: погибший народ не имел своей письменности или все источники данного типа были утрачены вместе с населением погибшего государства. В этих случаях ученые восстанавливают жизнь народа, как это уже говорилось, по источникам других народов, живших в этот период, и упоминавших своих соседей и большое количество информации дают археологические полевые работы на данных территориях. Подобная ситуация характерная и для народа Великой Скифии. Грозные и жестокие племена скифов населивших в I тыс. до н.э. территории, в основном это были степи, между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью[8]. История скифов, а история ее изучения, насчитывает уже более 250 лет исследовалась преимущественно на основе археологических данных и можно сказать, что археология в России – это в первую очередь изучение скифов. Нельзя сказать, что античные авторы не оставили исследователям никакой информации об это древнем народе. Основным источником информации о скифах является труд античного историка Геродота (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.). Это первый полномасштабный исторический 6
трактат «История» описывает не только греко-персидские войны, но и обычаи многих современных автору народов, в том числе и скифов. Цицерон назвал Геродота «отцом истории», которым он является, и по сей день. В Геродотовой Истории о скифах рассказано в книге IV « Мельпомена». Великий грек приводит три сказания о происхождении скифов, которые он пересказали во время его путешествий по Северному Причерноморью греки и скифы. Два предания носят явные мифологический характер, наделены божественным смыслом: «…Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошѐл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошѐл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнѐс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему…»[4, с. 135]. Так Геродот пересказывает первую легенду, которую ему поведали скифы о своѐм происхождении. Далее будут приведены отрывки из двух оставшихся рассказов: «…Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда еще необитаемую страну «…» Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами «…»Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли» [4, с. 136] 7
«…Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашел некое существо смешанной природы – полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женской, а нижняя – змеиной. Увидев ее, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец женщина отдала коней со словами: ―Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?‖. Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: ―Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь моѐ желание‖» [4, с. 136] Родившиеся сыновья – Агафирс, Гелон и Скиф по прошествии лет, возмужав, были подвергнуты испытанию, которое приготовил для них Геракл. Двое старших не справились, и мать выгнала их из страны, а младший Скиф выполнил все задания и остался в стране. От этого, третьего сына и пошѐл народ скифов. Геродот рассказывает и третью версию, кардинально отличающуюся от двух предыдущих хотя бы тем, что в ней отсутствует мифологическое составляющее. По выражению самого историка именно этой версии он доверяет больше всего: «Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую 8
землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своѐм, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной». Так о происхождении скифов рассказывает «отец истории» Геродот. Но он не единственный из древних авторов кто в своих трудах рассказывал о скифском народе. Латинский историк Гней Помпей Трог (I в. до н. э) опираясь на труды того же Геродота пишет о скифах. Рассказывает о войне Филиппа Македонского со скифским царѐм Атеем[16]. Говоря об античных авторах нельзя не вспомнить Страбона греческого историка и географа жившего на рубеже нашей эры. Автор нескольких трудов, в том числе не дошедшей до нас «Истории» и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книга, считающейся лучшим источником по изучению географии древнего мира. В его трудах много сведений по географии и истории Скифии. Хотя он часто употребляет термин «скифы» по отношению к сарматам, у него легко выделить ранние сведения о скифах по Геродоту, Эфору и другим авторам[5]. 9
В Средневековье интерес к скифам не угасает, о чем свидетельствует некоторые отрывки из летописного памятника древнерусской литературы «Повесть временных лет»: «…Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян»[14, с. 3] «…Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их „Великая Скифь‖»[14, с. 4]. «В год 6415 (907). Пошѐл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь‖»[14, с.8]. За исключением третьей версии о происхождении скифов переданной Геродотом все остальные являются лишь легендарными преданиями скифов и греков. Но за все время изучения истории Великой Скифии учѐными были, выдвигались различные гипотезы о происхождении народа, о его появлении на территории Северного Причерноморья, о быте и культуре и конечно гибели. В VIII – VII вв. до н.э. скифы появляются на территории Северного Причерноморья, где до них обитали киммерийцы. Скифы вытесняют их с занимаемой территории и основывают политическое объединение, известное как Скифское царство. Скифы образовали племенной союз, включающий в себя несколько племен: царские скифы, скифы-пахари, скифы-кочевники. Ведущую роль в нем играли царские скифы, обитавшие в низовьях Днепра и Дона и считавшиеся верхушкой союза племен. Этнически скифы были иранцами, но их племенной союз включал также другие этнические группы. У скифов небыло долгое время государства, но скифское общество достигло уровня « военной демократии». В III в. до н.э. скифы испытали натиск близких им ираноязычных племѐн – савроматов[13]. 10
Как было сказано выше, скифы относились к ираноязычным племенам. Не смотря, на эту гипотезу, в научных кругах продолжаются дискуссии на эту тему. Востоковед и индолог Г.М. Бонгард-Левин склонялся к тому, что скифы относились к тюркоговорящим народам, а И.В. Куклина настаивала на ираноязычной теории. Гипотезы о ирано-языковой семье придерживался также профессор, иранист, ученый – филолог В.И.Абаев. 11
1.2. Религиозные обряды, традиции, боги и культы О скифских божествах до настоящего времени дошло довольно мало сведений. Причина этого кроется опять же в недостатке письменных источников, а том числе и у античных авторов. Единственным источников той немногой информацией, что располагают историки, остаѐтся Геродот. Греческий автор даѐт имена скифским богам. По его мнению, более всего почитаема скифами была богиня Табити (Гестия) – богиня царского очага. Наравне с Табити почитался Папая, в греческом пантеоне сопоставимый с Зевсом. Папай прежде всего бог неба и громовержец, но кроме того и бог – отец. Прародитель не только богов, но всех скифов, включая и царей. Сын Папая – Зевса, Таргитай – родоначальник скифского народа. Супруга Папая – богиня Апи символизировал культ богини плодородия, матери-кормилицы. Скифский Гойтосир приравнивался к греческому Аполлону. Возможно, выполнял функции бога – солнца. Его изображение не известно учѐным, но существует предположение, что это божество сопровождал грифон. Профессор В.И. Абаев сравнивал это божество с иранским Вайу Артимпаса у скифов – Афродита, ее изображение известно по находкам зеркал. Ее функции не ясны, но вероятно, богиня плодородия и брака. Посейдон в мифологии греков у скифо становится Фагимасадом – бог воды, его культ был только у скифов-царей. Другие племена его не почитали. Возможно, это связано с тем, что скифы небыли морским народом, а у «царски» должен был быть еще и свой бог. Как таковой, Арей – бог войны у греков, в скифском пантеоне отсутствует. Но под его именем культивировался короткий меч – акинак. Как утверждает Геродот, Арею – акинаку ставили алтари, в то время как у других богов их не было. Помимо этого алтари ему ставили в каждом доме. В жертву этому божеству приносили животных, а также каждого сотого пленного. 12
Другим богам в жертву приносились все животные, особенно лошади, кроме свиней, так как скифы их не разводили[5]. У скифов существовал культ Фарна, одним из главных вплощений, которого был баран. В иранском мире было широко распространено предание о фарне – эманации солнца, небесного огня, светящейся жизненной силы, божественной благодати - тесно связанной с идеологией сакральной царской власти[18]. Помимо приведѐнных божеств у скифов существовал культ воина зверя, что стало известно благодаря археологическим исследованиям. В Древней Скифии животное – хищник, будь это волк, медведь, лев или рысь имеет большое мифологическое значение. Дикий зверь олицетворяет воина, является покровителем воинского дела. Если верить античным источникам, данный культ был очень распространѐн у племен степной зоны Причерноморья и Приазовья, у скифов-кочевников и «царских» - скифов. У античных авторов, рассказывающих о военных столкновениях скифов и киммерийцев в VII-VI в. до н.э. говорится о принимавших участие в этих боях, на стороне скифов, так называемых, «боевых псов» или «воины-собаки». Востоковед А.И. Иванчик доказал, что под этими определениями подразумеваются боевые отряды скифской молодѐжи[2]. Вероятно, жрецов у божеств, как и алтарей небыло. Функции жречества выполнялись царями. Есть мнение, что жертвы Табити приносили матери семейств у своих домашних очагов. У скифов были прорицатели, гадавшие по ивовым прутьям. Прутья раскладывались на земле, их перебирали особым способом и в результате получали предсказание. Среди гадателей были «энереи», носившие женскую одежду и выполнявшие женскую работу, они также не могли вступать в брак. По сведениям Геродота это было наказанием за разграбление храма Афродиты в Асполоне в Сирии во время походов скифов в Переднюю Азию. У скифов было распространѐнно суеверие о том, что если царский скиф заболевал, это означало, что кто-то ложно поклялся у царского очага. Гадатели 13
должны были назвать имя клятвопреступника. Если ему не удавалось оправдаться, то его казнили, а имущество делили между соплеменниками. Если же обвиняемого оправдывали, то казни уже подвергались прорицатели оболгавшие его. Наказывали провинившихся следующим образом: сажали в наполненную хворостом телегу, в которую запрягали волов, хворост поджигали. Казнь это применялась и при других видах нарушения. Сыновей казнѐнных убивали, а дочерей не трогали[5]. Погребальный ритуал, что у царей, воинской знати или земледельцев был практически одинаков. В иной мир, их сопровождали жены, слуги и рабы. Слугами царских скифов зачастую были свободные люди. Умершего в загробный путь сопровождало хоть и не все имущество, но значительная часть. Из табуна забирали от двух до десяти коней. Все богатство, знатность и власть, что сопровождали умершего в жизни, отчасти обеспечивалось и в загробном мире. Воин уходил в иной мир со всем своим оружием, а воин служил для поминок. Скифы представляли потустороннюю жизнь как продолжение настоящей. В загробном мире скиф оставался тем кем был и при жизни. Религиозные законы блюлись строго. Вероотступничество каралось смертью[5]. Скифы, относились к ритуалу погребения очень трепетно соблюдением всех традиций. Известно, что тело умершего бальзамировали, возможно, это связано с определѐнным образом жизни. Например, на Алтае, по всей видимости, хоронили умерших только весной и осенью, что возможно связано с сезонными кочевьями в поисках новых пастбищ. При таких условиях тело умершего неизбежно повергалось бальзамированию. Когда тело было забальзамировано и подготовлено к похоронам его укладывали на повозку и все племя, обрезав волосы с плачем следовало от владения к владению умершего. Процессия продолжалась в течение 40 дней. Только по истечение этого срока умершего можно было захоронить. Вероятно, эта традиция относилась к умершим знатного происхождения. Если человек в жизни занимал не высокое положение, то соплеменниками ограничивались 14
визитом к его родственникам, если такие были. По углам гроба ставили шесты с колокольчиками, чтобы их звуки помогали отгонять злых духов. У Геродота есть описание обряда, который скифы совершали через год поле смерти царя: «…Из остальных слуг покойного царя выбирают самых усердных «…» Итак, они умерщвляют 50 человек из слуг удушением (также 50 самых красивых коней), извлекают из трупов внутренности, чрево очищают и наполняют отрубями, а затем зашивают. Потом на двух деревянных стойках укрепляют половину колесного обода выпуклостью вниз, а другую половину – на двух других столбах. Таким образом, они вколачивают много деревянных стоек и ободьев; затем, проткнув лошадей толстыми кольями во всю длину туловища до самой шеи, поднимают на ободья. На передних ободьях держатся плечи лошадей, а задние подпирают животы у бѐдер. Передние и задние ноги коней свешиваются вниз, не доставая до земли. Потом коням надевают уздечки с удилами, затем натягивают уздечки и привязывают их к колышкам. Всех 50 удавленных юношей сажают на коней следующим образом: в тело каждого втыкают вдоль спинного хребта прямой кол до самой шеи. Торчащий из тела нижний конец кола вставляют в отверстие, просверленное в другом коле, проткнутом сквозь туловище коня. Поставив вокруг могилы таких всадников, скифы уходят»[4, с. 147]. Так Геродот описывает этот страшный обряд. Но, не смотря на то, что в труде Геродота этот обряд существует, доподлинно неизвестно практиковался он на самом деле или же нет. Дело в том, что археологические раскопки не дали никаких результатов на этот вопрос. Если подобный ритуал был провиден, а тела убитых воинов и лошадей оставались в степи разлагаться, они не минуемо становились добычей хищных птиц и должны были остаться кости, но при раскопках небыло найдено ни одной подобной находки. 15
1.3. Декоративное искусство. Звериный стиль в одежде и украшениях В искусстве скифов существовало и развивалось два направления: первое – реалистичное, второе – орнаментальное. Скифы оставили после себя изделия в так называемом, зверином стиле. В основе этого стиля лежат религиозные и мистические представления, к которым скифы, как известно, были склонны. Особенностью звериного стиля является передача зверя в движений с подчѐркнутой силой животного. Так же фигура зверя часто передана в орнаментальном сюжете, в этом случае только по контуру можно узнать зверя. Вопрос о происхождении звериного стиля уже долгое время волнует ученых, и на эту тему было высказано множество предположений. Больше всего исследователей склоняются к теории влияния Востока на жизнь скифского общества. Но в восточном искусстве нет многих сюжетов, которые встречаются в скифском искусстве. Звериный стиль получил больше всего распространения на той территории, где складывались рабовладельческие отношения в обществе. Помимо Скифии Звериный стиль характерен для Кавказа и Ирана. Для искусства Юго-Восточной Азии типичны изображения человека и животного переплетѐнные с растительными узорами. Искусство скифов Северного Причерноморья и савроматов имеет особенные черты. Возможно, что искусство савроматов занимает промежуточное место между южносибирским и скифским искусствами. У савроматов встречаются грифоны, горные козлы, барсы, волки. Скифское искусство по большей степени самобытно. Наиболее популярным был образ грифона. Для звериного стиля также характерны сцены терзания животных друг другом, часто можно видеть сцены терзания хищником четырехкопытного. Для звериного стиля также характерен строго ограниченный набор канонических поз. На первый взгляд, кажется, что их много, но их количество 16
сводится всего к четырѐм: хищник, свернувшийся в кольцо; животное с опущенными лапами; животное, чьи лапы согнуты под углом и поджаты под туловище; ноги животного лежат одна на другой. Птицы в скифском искусстве часто изображались с раскрытыми крыльями[7]. Наследие скифского искусства это не только декоративно-прикладные элементы, но и произведение объѐмной формы, такие как скульптура. В разных местах Северного Причерноморья находят грубые изваяния, высеченные чаще всего из известняка[16]. Скифское изобразительное искусство представлено в 2 памятниках: торевтика – в бронзе и золоте воплощена скифами в зверином стиле и антропоморфные каменные изваяния, воплощающие людей. Антропоморфные изваяния представляют собой памятники монументальной пластики высотой от 1 до 2,5 м. в настоящий момент учѐным известно более 120 памятников на территории Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Антропоморфные изваяния представляют собой стоящую или сидящую (встречается редко) мужскую фигуру с согнутыми под прямым углом руками[11]. Скифская одежда была украшена узорами, содержащими символику, носили религиозный характер. Наличие сакральных узоров на одежде, объясняется стремлением людей оградить себя от воздействия злых сил. На одеждах часто присутствовали изображение божеств. Скифские женщины носили длинные платья. Голову покрывали мягким ниспадающим до поясницы покрывалом. Помимо этого женщины также носили другой головной убор имевший остроконечную форму. Головной убор мужчины состоял из башлыка. В IV-III вв. до н.э. одежда скифской знати обшивалась золотыми бляшками, которые были украшены растительными, звериными орнаментами, человеческими изображениями[5]. Одежда мужчины состояла из куртки, спускавшийся ниже пояса. Куртка не имела ворота и запахивалась, оставляя открытой шею. На куртке, как 17
правило, был вышит узор по краям и орнаментальная полоса на спине. Так же куртка могла обшиваться мехом. Узорами также украшали и штаны. Кожаный пояс служил для подвязывания колчана с левой стороны, с правой носили кинжал. Одежда изготавливалась из шерсти, кожи или из растительных волокон. Шейным украшением была гривна. Также было много каменных и стеклянных бус, браслеты, серьги. Скифы носили серьги в виде двух конусов, соединѐнных у основания на небольшой изогнутой проволоке или в виде полого конуса с проволокой закреплѐнной изнутри. В погребениях часто встречаются перстни[16]. Неотъемлемой частью женского обихода было бронзовое зеркало. Археологами в разное время были обнаружены в погребениях разнообразные зеркала. Например, бронзовое зеркало с бортиком по краю диска и ручкой в виде зооморфной бляшки. Также, было найдено бронзовое зеркало с пантерой на рукояти[12]. В первой главе были рассмотрены гипотезы о происхождении скифов, мифологическая составляющая скифской культуры. Верования народа, традиции, погребальные обряды. Искусство Великой Скифии. 18
2. Анализ материальной и духовной культуры на основе источников и научных трудов 2.1. Исследование гипотез о происхождении скифов. Появление в Северном Причерноморье. Легенды о происхождении История скифов состоит из множества вопросов, на которых ученых на сегодняшний день нет точного ответа и это не смотря на десятилетия кропотливой работы. В решение существующих вопросов скифологам помогают и другие науки, такие как антропология, палеоботаника, палеозоология, палеогеография. Но, не смотря на все это у ученых так нет ответов на основные вопросы. Выдвигаются гипотезы, теории, ведутся горячие дискуссии в том числе, как и о происхождении скифского народа, так и о том, как же они появились в Северном Причерноморье, откуда пришли. Все ученые сталкивающиеся с проблемой изучения скифов, задаются этими вопросами. Помимо уже известных данных, которые были получены в основном благодаря археологической работе, до сих пор остаѐтся не известным происхождение скифов и их культура. Необходимо узнать на каком уровне развития они находились, создали ли они свое государство, если да то когда и в какой форме. Эти вопросы перед наукой ставит в свое научной статье « Скифы. Что мы о них знаем» доктор исторических наук В. И. Гуляев. В своей работе он приводит и анализирует известные теории происхождения скифов, ссылается на труд Геродота «История» и описывает известные археологические находки, такие как скифский гребень из кургана Солоха. В.И. Гуляев так же говорит о том, что до сих пор нет однозначного ответа и о гибели Скифии, когда и при каких обстоятельствах это произошло. С появлением в VII в. до н.э. откуда-то «из глубины Азии» как писал Геродот, эти воинствующие племена быстро захватили Северное Причерноморье, но через кое-то время ушли с исторической арены, оставив после себя только легенды и бесчисленное количество курганов. 19
В.И. Гуляев в своей книге «Скифы. Расцвет и падение великого царства» приводит высказывание известного скифолога А.Ю. Алексеева, в котором он предположил, что «скифы – это общее название многих племен, близких друг другу по укладу, культуре, кочевых племен Евразии. Название скифам дали греки, впервые столкнувшиеся с ними в Малой Азии, а затем и в Северном Причерноморье». По мнению В.И. Гуляева время возникновения скифов связано с двумя событиями: освоение и широкое распространение железа, и возникновение кочевого скотоводства. Доктор исторических наук А.П.Смирнов помимо этих двух событий также выделил в эту категорию переход к военной демократии[16]. На сегодняшний день наиболее распространѐнными теориями о происхождении и появлении скифов в Северно Причерноморье являются автохтонная и центральноазиатская. Обе эти гипотезы полностью противоречат друг другу. Автохтонною гипотезу развивал археолог, доктор исторических наук Б. Н. Граков. Профессор считал, что прямыми предками скифов были племена срубной культуры эпохи бронзы, пришедшие в Северное Причерноморье из Поволжья. Миграция происходила медленно, примерно с середины II тыс. до н.э. а миграция, скифов «из Азии» о которой говорил Геродот, скорее всего одна из последних волн этого перехода. «Срубники» встречаются в степях Восточной Европы с другими переселенцами, близкими им. Слияние, произошедшее, между этими двумя группами приводит к сложению в этнически однородное население скифской эпохи. Именно, эта культура срубных племен и легла в основу скифской культуры. Такова гипотеза выдвинутая профессором Б.Н. Граковым. Иначе на проблему смотрел доктор исторических наук А.И.Тереножкин, он отстаивал центральноазиатское происхождение культуры скифов. По его мнению, между доскифскими и скифскими население Северного Причерноморья нет ничего общего. С приходом в VII в. до н.э. на территории 20
Северного Причерноморья начала формироваться культура , так называемой скифской триады, которая включала в себя характерный тип вооружения, конскую сбрую, искусство звериного стиля. А.И. Тереножкин настаивал на полном и культурном этническом отличие скифов от киммерийцев, которым, по его мнению, и принадлежат самые поздние памятники местной срубной культуры. Б.Н. Граков уже утверждал, что скифы и киммерийцы потомки «срубной» культуры и на основании этого имеют общую культуру[17]. Выше уже говорилось о том, как античные авторы писали о происхождении скифов. Геродот пересказывал несколько легенд: о Таргитае – «первочеловеке», о Геракле и его «жене» змееногой деве, и о том, что скифы пришли из Азии и вытеснили с занимаемой территории киммерийцев. С первыми двумя сказаниями понятно – это мифология, а вот третье даѐт учѐным пищу для размышления, но дело в том, что для античных историко «Азия» начиналась сразу же за Доном (Танаис). Ниже, представлена схема происхождения скифов по Геродоту. Схема 1. Происхождение скифов по свидетельству Геродота Происхождение скифов Обитали в Азии. Скифы под давлением кочевого народа массагетов, были вынуждены уйти со своей территории. Позже, они вытеснили киммерийцев придя на их землю. Скифская легенда Геракл АпиСупруга Папая. Богиня Земли Папай (Зевс) – бог неба Агафирс Таргитай – первый человек Липоксай Колоксай Греческая легенда Арпоксай 21 Дева Змея Гелон Скиф
А.П. Смирнов делает предположение, что скифы если не относились полностью, то были связаны с катакомбной культурой. Версия профессора основана на известных данных о территории, которую охватывала данная культура: на севере линия Воронеж – Курск – Киев; на востоке – Воронеж – Волгоград к устью Волги; на западе – Днепр; на юге – Крым. Датируется данная культура концом III тыс. до н.э. – последней четвертью II тыс. н.э. Большинство ученых, отрицает связь Объясняя это хронологическим «катакомбников» и скифов. разрывом, существующим между исчезновением памятников «катакомбной» культуры и появление скифов. А.П. Смирнов также придерживался теории А.Н. Тереножкина о приходе скифов из Средней Азии. Также Смирно помимо цитируемого всеми учѐными Геродота ссылается на книгу пророка Иеремии, в которой скифы характеризуются «как народ, пришедший с севера, как народ жестокий и неумолимый»[16]. Возвращаясь к цитируемому Геродоту можно сказать, что великий грек разделил скифов на несколько племен, так как по своей структуре они были не однородным племенем. По Геродоту на территории Северного Причерноморья обитали: скифы – пахари, скифы-кочевники, скифы – воины, и скифы – цари. Археолог, доктор исторических наук М.В. Агбунов своей работе «Путешествие в загадочную Скифию» во многих вопросов относительно переселения скифов в Северное Причерноморье, культуры ссылается на Геродота. Придерживался деления скифских племен, о которых говорил Геродот[1]. 22
2.2. Исследование духовной культуры скифов О духовном мировоззрении скифов, об их верованиях, религиозных обрядах ученые, располагают не очень большим объѐмом информации. Источником по-прежнему служат описания Геродота и археологические раскопки в результате которых, учѐным иногда удавалось получить изображение того или иного божества, что случается крайне редко. Известно, что скифы были суеверным народом и придавали большое значение изображениям своих богов, которые могли бы их защитить от злого воздействия, о чем свидетельствуют узоры на одежде скифа. В скифской жизни присутствовал культ воина – зверя. Данный культ играл большое значение для скифа воина, в какой-то степени олицетворял их воинские традиции, о чем говорилось выше. В III в. до н.э. в Скифии звериный стиль прекратил свое существование. Связано это с изменениями в жизни скифского общества: складывается небольшое скифское государство, возрастает значение земледелия. По мнению археолога Т. Н. Троицкой идеологию воинствующего племени, которыми скифы без сомнения являлись, очень точно отражают сцены терзания одного животного другим, что присутствует в декоративном искусстве скифов. Граков также писал о магическом значении изображения животных в скифском обществе[5]. Что касается религиозных обрядов, то, как токовых жертвоприношений не было. Единственным богом, которому приносились такие жертвы, был бог войны Арес – акинак. Другим богам в жертву приносили животных. Животных умертвляли через удушье. В «Путешествии в загадочную Скифию» М.В. Агбунова можно встретить описание жертвоприношения, весь процесс этого ритуала. При описание этого действия ученый использовал сведения Геродота. 23
Погребальный культ скифов, о котором уже говорилось, представлял собой совокупность религиозно-магических обрядов и представлений. Погребальный обряд можно охарактеризовать как религиозно-бытовой цикл обрядов и обычаев. Этот обряд отражал нормы поведения скифов по отношению к своим покойным. При описании погребально культа, который привѐл профессор Б.Н. Граков в своей работе «Скифы», в которой также говорилось, что покойного бальзамировали и в течение 40 дней возили от одного дома к другому при этом оплакивая. С.С. Бессонова сомневается в том, скифам была известная процедура бальзамирования. В монографии «Религиозные представления скифов» историк С.С. Бессонова проводит большое исследование духовного мира скифского народа на основании античных источников и научных работ своих коллег, а также на имеющихся материалов археологических работ, так как при явном недостатке письменных источников археологические находки являются неоценимым источником. Фольклор, песни, музыка, даже религиозные обряды скифов исчезли вместе с ними и, по-видимому, навсегда. Однако благодаря поистине титаническим усилиям многих поколений ученых кое-что удается воссоздать[7]. Известный скифолог, историк Д.С. Раевский считал: «Существование у скифов развитой мифологии и эпоса не вызывает сомнений, Но отсутствие собственно скифской письменности чрезвычайно сузило круг дошедших до нас образцов скифского фольклора. Фрагменты, известные нам в передаче античных авторов, бесспорно, ничтожная часть того богатства, какое некогда представлял этот фольклор»[15]. Изучение религии давно исчезнувшего народа, а тем более народа, не имевшего своей письменности – очень длительная и сложная работа. Источниками для реконструкции скифской религии служат дошедшие до сегодняшнего времени свидетельства античных авторов, в том числе касающиеся скифский мифологии, данные погребального обряда, предметы 24
культа, произведения эллино-скифского искусства и остатки культовых сооружений[7]. О скифской религии, как это уже говорилось, известно не так уж много. Геродот сравнивал скифских богов с греческими. Так как скифы относятся к индоиранской группе языков целесообразнее было бы сопоставить известных скифских богов и иранскими. Например, скифский Гойтосир, в греческом пантеоне соответствующий Аполлону, по мнению известного ученого филолога, ираниста В.И. Абаева соответствует иранскому Вайу, а Артимпаса – в греческой мифологии Афродита, сравнима с иранской богиней Арти. Для более наглядного примера в таблице 1 представлены известные учѐным боги скифской мифологии и противоположные божества из греческой и иранской мифологии. Таблица 1. Сопоставление богов скифской, греческой и иранской мифологии Скифская мифология Греческая мифология Иранская мифология Папай Зевс - Табити Гестия - Апи Гера Анахита Гойтосир Аполлон Вайу Артимпаса Афродита Арти Фагимосад Посейдон - Арес - акинак Арес Веретранса Таргитай Геракл Гаймарт Выше, говорилось о почитании у скифов культа бога Фарна в представление скифов являлся олицетворением жизненной силы и был тесно связан с идеологией сакральной связи. В мифологии иранского народа Фарн также присутствует. 25
2.3. О Анализ материальной культуры скифского народа художественном искусстве скифов многочисленным археологическим работам. Учеными известно благодаря исследованы тысячи курганов и поселений скифской эпохи. В этих археологических памятниках были найдены предметы быта, оружие, украшения. Благодаря изображениям на личных вещах, сакральных и бытовых предметах учѐным известен облик представителей скифского народа, их одежда, которая по естественным причинам не сохранилась до нашего времени. Как уже не раз говорилось, скифы были суеверным народом, оберегавшим себя от дурных воздействий при помощи орнаментов и изображений богов на одежде. Особый интерес для науки представляют оружие и украшения, предметы быта которые, как правило, ученые находят в могильных захоронениях. Одним из самых известных артефактов дошедших до сегодняшнего дня является золотой гребень из кургана Солоха (Приложение А). На верхней части гребня изображены сражающиеся воины, лошади и львы. Известный ученый А.Ю. Алексеев нашел в этом гребне подтверждение сюжету пересказанному Геродотом, а именно эпизод сражения между сыновьями Ариапифа[9]. Гуляев так описывает сцену, которая изображена на гребне: центральная конная фигур – Октамасад, за ним движется пеший воин – Орик. Фигура последнего воина, против которого и сражаются двое остальных – Скил. Конь Скила уже убит, и он явно проигрывает это сражение[6]. Подобным гребнем знатный скиф расчѐсывал свои волосы и бороду перед боем, тем самым готовя себя к смерти. В научной среде существует мнение, что гребень носил сакральный характер. У него двадцать один зубец – магическое число, охраняющее от случайной гибели. На найденном гребне отсутствуют два крайних зубца, в начале и в конце. Возможно, их обломали после смерти хозяина гребня. Обломанные зубцы символизировали начало и конец жизни. Сегодня золотой скифский гребень находится в музее Эрмитаж. 26
В другом известном кургане изученным учѐными и открытым случайно совершена еще одна известная находка – круглый электровый сосуд. Долгое время ученые не могли прийти к единому мнению, что же изображено на вазе (Приложение Б). Распространено мне, что на вазе изображена сцена скифского военного быта – лагерь после боя. По мнению П. Дюбрикса, первого исследователя кургана Куль - Оба в котором и была найдена данная находка, передаѐт эпизод из жизни царя, страдавшего болезнью зубов. Известный ученый Б.Н.Граков, к исследованиям, которого не раз прибегали в этой работе, выдвинул версию, что на ритуальном сосуде - кульобская ваза носила именно это назначение – изображения связаны со скифским эпосом. На данный момент именно эту точку зрения разделяет большинство специалистов. Д.С. Раевский предлагал свою версию трактовки изображѐнного сюжета: сцены – это иллюстрированные «греческие версии» легенды о происхождении скифов. С точки зрения Д.С. Раевского началом повествования считается одинокая фигура скифа натягивающего тетиву на лук (Приложение В). Следующая сцена врачевания – как следствие неумелого обращения с луком. Последняя сцена – фигура царя (Приложение Г)[3]. Как уже говорилось, о внешнем виде скифов известно по изображениям на найденных предметах быта. Так на электровой вазе найденной в кургане Куль-Оба, ученые узнали, какую одежду носили скифы. Мужской костюм состоял из длинных узких штанов, которые заправлялись в сапоги. Верх состоял из куртки или кафтана, подпоясанный кожаным поясом. Из головного убора носили кожаную шапку канонической формы или войлочный башлык[6]. Во второй главе был проведѐн анализ духовной и материальной культуры на основе используемой литературы. Была сформирована схема происхождении скифов по Геродоту, в которой представлены три легенды. Так же была представлена сравнительная таблица известных скифских, греческих и иранских божеств 27
3. Рекомендации по решению проблем связанных с изучением истории и культуры скифов 3.1. Проведение археологических раскопок курганных могильников расположенных на степной и лесостепной территории крымского полуострова Не смотря на многие годы исследований скифского вопроса, проведѐнные археологические экспедиции и найденные артефакты мир скифской культуры остаѐтся загадкой для ученых. Откуда пришли скифы, кто они были и как погибла их цивилизация волнует специалистов многие годы. Все что высказывалось до сегодняшнего дня носит лишь теоритический характер основанный, как правило, на изучении античных источниках. Основной материал по учению этой проблемы дают археологические раскопки курганных могильников и поселений в месте обитания скифских племен. Как уже говорилось, изучение истории скифов затруднены еще и тем, что сами скифы не имели своей письменности и как следствие не оставили после себя никаких письменных источников. Античные авторы, писавшие об этом народе на сегодняшний момент, вероятно, полностью изучены исследователями. В связи с этим археологам предстоит еще очень большой период проведения и изучение данных полученных при раскопках курганов и поселений скифских племен. Курган – это погребальное сооружение, имеющее две части: одну внешнюю, заметную на поверхности, и внутреннюю. Внешне курганы могут иметь виды земляных холмов разных размеров, могут быть сложены из камней или земли и камней. Он различаются и архитектурно: могут иметь пологую насыпь, расплывшуюся у основания, и крутую; ассиметричную в профиле; более крутую одну сторону и пологую противоположную; насыпи со рвом вокруг; могут быть ограждены кольцевой или прямоугольной каменной оградой, с большими каменными столбами по 28
углам. В зависимости от размеров и устройства курганов к ним применяются различные приѐмы раскопок. Раскопки курганов состоят из двух основных последовательных стадий: исследования насыпи кургана и подкурганных погребений. Предраскопочное исследование внешней части кургана начинается с общего обследования всего могильного поля, пространства вокруг кургана. Приступая к раскопкам необходимо иметь план всего могильника с точным обозначением всех курганов, каждый из которых должен иметь свой номер. И предварительно собрать материалы во время разведок. В дневнике должны быть отражены подробные данные предраскопочного обследования всего памятника: описание места расположения кургана, данные о самих курганах, их количестве, системе расположения, устройстве, размерах; сведения о подъѐмном материале на курганном поле. До начала раскопок также необходимо иметь фотоснимки курганного могильника. Основная задача раскопок – доскональное изучение могильника и всех составляющих его курганов. Курган, предназначенный к раскопкам с помощью техники, специально размечается, нельзя чтобы техника работала без присмотра археолога, так как это может привести к разрушению объекта. Сразу весь могильник не раскапывается[10]. 29
3.2. Проведение археологических раскопок поселений расположенных на степной и лесостепной территории крымского полуострова Для раскопок на поселении археолог должен получить общие сведения о памятнике, по материалам разведки, результатам подробных раскопок, подъѐмному материалу, если он есть; определить по возможности хронологию, культурную принадлежность этого памятника. Руководитель раскопок должен спланировать работу с целью наиболее полного вскрытия культурного слоя памятника, иметь перспективную цель и конкретный план. Если археолог по результатам разведок имеет представление о памятнике, границах расположения культурного слоя, в наличие есть хорошие фотографии, топографический план поселения и ситуационный план, то в этом случае остаѐтся выбрать только место для раскопа и разметить его. Раскопки поселения – это, прежде всего метод определения слоѐв, остатки сооружений, предметов, которые скрыт под поздними напластованиями. Нельзя начинать раскопки, если у руководителя нет достаточного для этого опыта и знаний. Раскопки такого плана должны вестись под руководством специалистов, имеющих открытый лист, так как любые раскопки – это ответственный археологический процесс и их проведение связано с выполнением большого количества работ, для осуществления которых археолог должен владеть определѐнными знаниями. Для проведения раскопок используется правильно подобранный разнообразный инструмент: штыковые и совковые лопаты, совки с плоскими лезвиями с длинной и короткой ручкой, ножи, кирки или мотыги с длинными и короткими ручками, топоры, ломы, кувалды, пилы, специальные сита, тачка и носилки для переноса земли или транспортѐры для ее переброски, шланги, лейки, спринцовки, ящики для находок, доски для откатки грунта, лебѐдки для подъѐма земли, которые используются, если раскоп глубокий, жѐсткие и мягкие щѐтки, метѐлочки, пинцеты, скальпели, корзины, ведра, мешочки для инвентаря, молотки, полиэтилен или другое защитное полотно, которое можно 30
будет натянуть на раскопанное место, чтобы защитить предмет исследования от солнца или дождя. Также при проведении работ археологическая экспедиция должна иметь аптечку для оказания скорой медицинской помощи. При проведении раскопок археолог должен быть внимателен к тому, что он открывает: к предметам, структуре и цвету почвы, к строительным остаткам, камням, следам дерева. Обнаруженные в слое предметы и архитектурные остатки составляют комплекс, который представляет ценность для исследователя. Фиксация предметов должна проводиться очень тщательно, с учѐтом их дальнейшей реконструкции. Обнаруженный предмет нельзя сдвигать. Его необходимо прикрыть и сохранить до момента, когда весь пласт будет расчищен. Предмет необходимо занести в план и описать. Если он разрушается, его нужно обработать консервирующим веществом в том положении, в каком он находится, так как от любого движения он может разрушиться. Все находки заносятся в план раскопа под номерами[10]. В третьей главе были рассмотрены возможные методы решения проблемы изучения истории скифов применимые на практике. Основным источником данных по скифской проблематике является возобновление и продолжение археологических работ на территории ранее заселѐнной скифскими племенами. 31
Заключение Великая Скифия повторила судьбу многих древних цивилизаций просуществовав несколько веков скифский мир словно канул в реку забвения – Лету, не оставив после себя прямого народа - наследника истории и культуры. Лишившись будущего, скифы оставили после себя богатое археологическое наследие, которое, не смотря на многие годы исследований, остаѐтся непознанным до конца. Данное суждение исходит из материалов, которыми на сегодняшний день располагают историки. Науке до сих пор доподлинно неизвестно кем были скифы по этническому составу, откуда они пришли в Северное Причерноморье и причины гибели их цивилизации. На все эти вопросы у ученых есть лишь теории и предположения. Благодаря великому греческому учѐному Геродоту известно, что скифы делились на четыре племени: скифы-кочевники, скифы-пахари, скифыскотоводы и скифы-цари. Также историки располагают обрывками сведений о верованиях скифов, их погребальных обряда, их богах и их культуре в целом. Скифы оставили после себя заметный след, в изобразительном искусстве создав, так называемый, звериный стиль. Исследование истории исчезнувшего народа, не имевшего письменности, а изучаемого лишь по летописям античных авторов и отчасти авторов средневековья, на данный момент даѐт уже не так много информации, большинство данных, на которые в прежние годы опирались исследователи известны, и не позволяют продвинуться дальше на пути изучения истории скифского народа. Возможным решением проблемы в этой области могут стать археологические раскопки на территории Крымского полуострова, уделение внимания местных властей проблемам науки и археологии в части. Изучение известных объектов и возможно открытие новых. Также в этой проблеме может помочь работа в архивах с ранее неизвестными или неопубликованными монографиями ученых занимавшихся 32
данной проблемой, их наработками. Для полноценного изучения скифской истории и культуры необходимо использовать уже накопленный в этой области опыт и знания предыдущих поколений ученых и развитие этой научной отрасли – скифологии сегодня. Скифы в какой-то степени являются частью российской истории, хотя по выражению известного археолога В.И. Гуляева: «…не имели к славянам никакого отношения». И всем известная картина выдающегося русского художника В.М. Васнецова «Бой славян со скифами» вероятно, не имеет под собой реальной исторической основы, так как многие ученые отвергают возможность соприкосновения этих двух этнос друг с другом из-за различных хронологических рамок существования. В данной работе были рассмотрены теоритические аспекты изучения скифского проблематике в российской историографии. Проведѐн анализ ряда научных публикаций по данной теме и предложены возможные варианты решения проблемы в изучении истории скифского народа. 33
Список используемой литературы 1. Агбунов М.В. Путешествие в загадочную Скифию. – М.: Наука, 1989. – 91 с. 2. Бонадренко А.А. Культ воина – зверя у правящих сословий древних киммерийцев, скифов, сарматов. – К.: Национальный – научно исследовательский институт украиноведения и всемирной истории, 2014. – 162 с. 3. Брашинский И.Б. В поисках скифских сокровищ. – М.: Наука, 1979. – 140с. 4. Геродот. История. – М.: Академический проект, 2014. – 599с. 5. Граков Б.Н. Скифы. – М.: Издательство МГУ, 1971. – 188с. 6. Гуляев В.И. Скифы. Что мы знаем о них? – М.: Наука и Жизнь, 2013. – 144с. 7. Гуляев В.И. Расцвет и падение великого царства. - М: Алетейа, 2005. — 400 с. 8. Интернет – энциклопедия «Википедия»: Северное Причерноморье - https://ru.wikipedia.org/wiki/Северное_Причерноморье 9. Ливанов И. Скифский золотой гребень. Загадки истории. – М.: ИД ПрессКурьер, 2013 – 47с. 10. Мартынов А.И. Археология: учебник и практикум для бакалавров/ А.И. Мартынов. – 8-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт, 2014. - 472 с. 11. Молев Е.А. Скифские антропоморфные изваяния Северного Причерноморья: эмблемы власти и войны. – Н.: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2013 – 15-21с. 12. Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма № 6. Севастополь-Тюмень: Тюменский государственный университет; Институт истории и политических наук Тюменского государственного университета; Филиал МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Севастополе; Нижневартовский государственный университет, 2014. — 568 с. 13. Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие для бакалавров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 415с. 14. Повесть временных лет. – С-Пб.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 – 191 с. 15. Раевский Д.С. Мир скифской культуры. – М.: Языки славянских культур, 2006 – 600с. 34
16. Смирнов А.Е. Скифы. – М.: Ломоносовъ, 2014 – 200с. 17. Тереножкин А.И. Скифия VII-IV вв. до н.э. - Киев: Наукова Думка, 1983. — 380 с. 18. Шауб И.Ю. Из истории языческих верований в Северном Причерноморье: культ фарна у скифов.- М.: Вестник православного СвятоТихвинского гуманитарного университета, 2010 – 158с. 35
Приложение Приложение А. Скифский гребень, найденный в кургане Солоха. 36
Приложение Б. Часть изображения электровой вазы из кургана Куль-Оба 37
Приложение В. Часть изображения электровой вазы из кургана Куль-Оба Приложение Г. Часть изображения электровой вазы из кургана Куль-Оба 38
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв