Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки : 07.03.01 - Архитектура
Источник: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 29,6 МБ
Enter the password to open this PDF file:
-
АННОТАЦИЯ ВКР студента группы Б 3529 кафедры Архитектуры и градостроительства ИШ ДВФУ Крайниковой Нины Григорьевны на тему «Культурно-образовательный центр «ДВ-Стратегия» на о.Русском» Научные руководители: Моор Валерий Климентьевич – профессор кафедры архитектуры и градостроительства ИШ ДВФУ; Гаврилов Алексей Геннадьевич– доцент кафедры архитектуры и градостроительства ИШ ДВФУ Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в развитии образовательной программы на Дальнем Востоке. Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние ребенка и общества в целом. Проектируемый объект представляет собой симбиоз общеобразовательной школы и блока дополнительного(практического) образования. Целью выпускной квалификационной работы является проектирование культурно-образовательного центра в районе кампуса ДВФУ на о. Русском. Задачи выпускной квалификационной работы: выявить характерные особенности проектирования современных образовательных учреждений на основе опыта отечественной и зарубежной практики; выполнить предпроектный анализ выбранной территории и на основе его определить пути совершенствования проектируемого участка, научно обосновать возможные варианты проектного решения; разработать экспериментальный проект образовательного центра на о. Русском; в том числе: подобрать конструктивное решение в
соответствии с требованиями и условиями строительства, рассчитать технико-экономические показатели. Проект образовательного центра на о. Русском является уникальным, поскольку все его подсистемы объединены в целостном архитектурном решении, предназначенном для конкретных градостроительных условий. Целью данного проекта является проектирование современного культурно-образовательного градостроительного центра контекста, в рамках осуществление существующего которой возможно посредством выполнения следующего ряда задач: оптимально-функциональное зонирование территории; организация культурно-общественного пространства; создание рекреационной зоны; организация транспортной системы; организация транспортной и пешеходной доступности; максимальное сохранение уникальности существующего рельефа. Проектирование данного объекта поспособствует решению следующих задач: градостроительная задача. Необходимо произвести анализ существующей градостроительной ситуации, на основе которого предложить градостроительное, объемно-планировочное и художественно- композиционное решение; конструктивная задача. Необходимо подобрать конструктивное решение в соответствии с требованиями и условиями строительства; художественно-образная задача. Важно правильно подобрать художественный образ, сочетающие в себе образы символизирующее образование, а также образы, символизирующие особенности местности, рельефа и колорита места проектируемого участка. Культурно-образовательный центр запроектирован учитывая современные тенденции в архитектуре. При разработке были учтены различные факторы: климатические, географические и существующая
градостроительная ситуация. В проекте были разработаны архитектурная и градостроительная части, включающие проектирование всей территории с детальной проработкой главного объекта. Территория разделена на несколько зон: учебная, жилая, оздоровительно-спортивная и зона рекреации. Центральный объект имеет несколько выходов на кровлю, включает выходы непосредственно в зоны рекреации. На территории всего объекта расположены прогулочные и парковые зоны с включением высокорослых растений, влияющие на экологическую основу территории. Проектируемый объект даст возможность детям разных регионов нашей страны получить знания в различных сферах образования. Его условия поспособствует развитию и реализации интеллектуального и личностного потенциала, профессионального самоопределения и становления детей, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей. Культурно-образовательный центр позволит охватить максимальное количество одарённых российских школьников, педагогов, что содействует повышению уровня профессиональной подготовки по приоритетным для Центра направлениям. Образовательное учреждение будет принимать больше 500 учащихся на образовательные смены (длиной около 24 дней), с возможностью размещения детей как местных, так и с других регионов страны. Эмпирической базой исследования являются примеры отечественных и зарубежных проектов в области архитектуры и градостроительства. В работе были использованы данные социального опроса об актуальности объекта. Также, были использованы данные, полученные в ходе работы над решением проектно–исследовательских задач в период учебного проектирования. Методология работы заключается в сложении нескольких методов познавательной деятельности: синтез, анализ, сравнительный, логический и исторический методы, фотографирование, а также метод моделирования.
На начальном этапе проектирования использовались такие методы исследования, как: сравнительный метод, метод анализа, синтеза и фотографирования. Важным является метод моделирования, который позволяет объединить вышеперечисленные подходы к сбору данных и выдать результат, необходимый для дальнейшего проектирования. Результатом работы стало проектное предложение культурно- образовательного комплекса, который отвечает на поставленные ранее задачи. Структура работы представлена ведением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3 ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ............. 8 1.1. Градостроительное решение ...................................................................... 8 1.2. Объемно-планировочное решение ........................................................... 12 1.3. Архитектурно-художественные решение ................................................ 16 ГЛАВА 2. КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ....................................................................................................... 21 ГЛАВА 3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ .......................... 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ............ 31 ПРИЛОЖЕНИЕ ................................................................................................. 33 Приложение А ................................................................................................... 33 Приложение Б .................................................................................................... 34 Приложение В.................................................................................................... 37 2
ВВЕДЕНИЕ Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в развитии образовательной программы на Дальнем Востоке. Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние ребенка и общества в целом. Проектируемый объект представляет собой симбиоз общеобразовательной школы и блока дополнительного(практического) образования. Целью выпускной квалификационной работы является проектирование культурно-образовательного центра в районе кампуса ДВФУ на о. Русском. Задачи выпускной квалификационной работы: выявить характерные особенности проектирования современных образовательных учреждений на основе опыта отечественной и зарубежной практики; выполнить предпроектный анализ выбранной территории и на основе его определить пути совершенствования проектируемого участка, научно обосновать возможные варианты проектного решения; разработать экспериментальный проект образовательного центра на о. Русском; в том числе: подобрать конструктивное решение в соответствии с требованиями и условиями строительства, рассчитать технико- экономические показатели. В данной работе рассматривается проектирование современного культурно-образовательного центра в рамках существующего градостроительного контекста, осуществление которого возможно в ходе выполнения следующего ряда задач: решение оптимально-функциональное зонирование участка; решение организации культурно-общественной территории; создание комфортной рекреационной зоны; 3
организация транспортной системы; организация пешеходной и транспортной доступности; максимальное сохранение уникальности существующего рельефа. Проектирование данного объекта поспособствует решению ряда задач: градостроительная задача. Необходимо произвести анализ существующей градостроительной ситуации, на основе которого предложить градостроительное, объемно-планировочное и художественно- композиционное решение; конструктивная задача. Необходимо подобрать конструктивное решение в соответствии с требованиями и условиями строительства; художественно-образная задача. Важно правильно подобрать художественный образ, сочетающие в себе образы символизирующее образование, а также образы, символизирующие особенности местности, рельефа и колорита места проектируемого участка. Методологические принципы и методы исследования. Работа включает эмпирические методы (натурное исследование существующей ситуации, сравнения), теоретические (предпроектный анализ и структуризация знаний по данной теме), метод экспериментального проектирования. Эмпирической основой исследования послужили аналоги архитектурных объектов российских и зарубежных специалистов в области образовательных объектов. Также, были использованы данные, полученные в ходе работы над решением проектно–исследовательских задач в период учебного проектирования. Результатом работы стало проектное предложение культурно- образовательного комплекса, который отвечает на поставленные ранее задачи. 4
Проект образовательного центра на о. Русском является уникальным, поскольку все его подсистемы объединены в целостном архитектурном решении, предназначенном для конкретных градостроительных условий. Культурно-образовательный центр запроектирован учитывая современные тенденции в архитектуре. При разработке объекта были учтены различные факторы: географические, климатические и существующая градостроительная ситуация. В проекте были разработаны архитектурная и градостроительная части, включающие проектирование всей территории с детальной проработкой главного объекта. Вся территория участка разделена на несколько зон: учебная, жилая, оздоровительно-спортивная и зона рекреации. Центральный объект имеет несколько выходов на кровлю, включает выходы непосредственно в зоны рекреации. На территории всего объекта расположены прогулочные и парковые зоны с включением высокорослых растений, влияющие на экологическую основу территории. Проектируемый объект даст возможность детям разных регионов нашей страны получить дополнительные знания в различных сферах образования. Его условия поспособствует развитию и реализации интеллектуального и личностного потенциала, профессионального самоопределения и становления детей, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей. Культурно-образовательный центр позволит охватить максимальное количество одарённых российских школьников, педагогов, что поспособствует повышению уровня профессиональной подготовки по приоритетным для центра направлениям. Образовательное учреждение будет принимать свыше 500 учащихся на образовательные смены, с возможностью размещения в жилом корпусе детей как с нашего края, так и с других регионов страны. На начальном этапе проектирования использовались такие методы исследования, как: сравнительный метод, метод анализа, синтеза и 5
фотографирования. Важным является метод моделирования, который позволяет объединить вышеперечисленные подходы к сбору данных и выдать результат, необходимый для дальнейшего проектирования. Владивосток - это крупный город на Дальнем Востоке России, получивший мощный толчок для развития в разных областях после саммита АТЭС в 2012 г. Наш город является центром притяжения не только туристов, бизнесменов и инвесторов, но также студентов и абитуриентов. Это несомненно влияет на развитие не только экономики города, но и развитие градостроительных потребностей города, а также на благоустройство города в целом. С увеличением потока молодежи увеличивается и потребность к постройкам образовательных учреждений. Огромное влияние саммит АТЭС оказал на островную часть Владивостока, а именно на остров Русский. Строительство вантового моста, целого студенческого городка ДВФУ, медицинского центра с новейшими технологиями, мини-ТЭЦ, а также строительство и реконструкции автодорог и водоснабжения острова – все это говорит о том, что Русский остров является одним из перспективных направлений развития нашего региона. На данный момент существуют множество проектов, которые поспособствуют развитию острова, и, несомненно, такие проекты будут увеличиваться в своем количестве [1]. Будущее уникальной островной территории Владивостокского городского округа является одной из актуальных проблем. Одну из этих проблем я попыталась решить в своей выпускной квалификационной работе. В рамках выпускной квалификационной работы рассматривается архитектурная среда острова Русский, Владивостокского городского округа. Природная среда нашего города уникальна, она имеет ряд особенностей, которые нигде более не встречаются. На формирование любых планировочных решений города и его островных частей влияют такие факторы как: структура рельефа, ориентация уклонов рельефа, искривлённость береговой линии. 6
Строительство моста через пролив Босфор Восточный, а также ряд построек к саммиту форума АТЭС явились мощным толчком для развития территории острова. Рост заинтересованности в его развитии привел к обильной застройке острова. Все больше участков «Русского» становятся местами строительство будущих крупных объектов, какими стали кампус ДВФУ и медицинский центр. Благодаря обильному строительству была решена такая проблема, как транспортная доступность к острову, ведь раньше к нему можно было добраться только паромным сообщением. На данный момент, происходит постепенное улучшение инфраструктуры самого острова, что способствует и экономическому развитию города в целом. Сейчас, Русский остров является территорией экономически привлекательной для инвесторов как отечественных, так и зарубежных. Огромные территории, которые не эксплуатируются, можно организовать в пространства различного назначения, сделать их привлекательными для гостей и жителей города. В настоящий момент, есть возможность сделать остров неким образовательным центром Дальнего Востока, ядром которого станет кампус Дальневосточного Федерального университета. На территории города Владивосток нет крупного образовательного центра, в котором дети школьного возраста могут получить обширное довузовское образование. В России существуют крупные центры (например, центр «Сириус»), в которых дети с разных регионов страны могут получить знания в различных областях. Однако таких объектов мало, поэтому проектирование такого центра на территории Приморского края, я считаю, правильным решением. Огромное внимание оказано образовательным системам со стороны Правительства РФ, а также лично президентом. Президент РФ Владимир Путин отметил важность поддержки детей. Это особое внимания в сфере образования со стороны Правительства указывает на то, что проектирование образовательных учреждений актуально и является важным аспектом в развитии социального воспитания детей . 7
ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ 1.1. Градостроительное решение Рассмотрев различные участки территории города Владивосток, проанализировав их особенности, я выбрала для проектирования территорию между учебным корпусом ДВФУ «Лаборатория» и Медицинским центром со стороны бухты Жданко острова Русский. Главными критериями моего выбора послужили: интересное географическое положение, связь с крупными учебными заведениями, возможность взаимодействия между ними, а также стратегически важное местоположения для будущего развития территорий крупных образовательных центров. На данный момент, участок проектирования является свободным от застройки, он ограничен существующей соседней застройкой (учебный корпус ДВФУ «Лаборатория», Медицинский центр) и дорогой магистрального значения (рис. 1.1). Рис. 1.1 Опорный план проектируемого объекта У выбранного участка достаточно высокий потенциал: открытая панорама на бухту Жданко, близкая доступность до соседних учебных корпусов ДВФУ, что может благоприятно влиять на процесс обучения в будущем объекте, а также наличие выхода к берегу, при дальнейшем развитии проектируемого центра. 8
Формирование концептуального градостроительного решения. Проектируемая территория – идеальное место для образовательного учреждения. Она находится в градостроительном центре соседствующих учебных заведений, тем самым создавая некое образовательное ядро; проектируемый участок также находится в зоне объектов среднего и высшего профессионального образования и его территория защищена природными массивами, создавая идеальное место для обучения детей. Очень важно, чтобы территория, отданная образовательным учреждениям, были как можно дальше от зон, опасных для жизни детей, чтобы территория максимально близко находилась к природным массивам, что благоприятно повлияет на процесс обучения. Таким местом является выбранный участок. Он расположен на территории природного тальвега, а окружающий его сложный рельеф создает некий природный защитный барьер, а также проектируемый участок обильно окружен лесным массивом (рис. 1.2). Рис. 1.2. Схема существующего рельефа с выделенным участком проектирования Немалую роль в планировочных решениях играет ориентация уклонов рельефа. Очень важно знать то, на какую сторону света ориентируется тот или иной участок, это повлияет на композиционное и планировочное решение будущего объекта, это один из тех факторов, который и формирует градостроительный комплекс в целом. После проведения анализа ориентации 9
уклонов, были получены данные о том, что на данном участке преобладает южная ориентация склонов. В соответствии Владивостокского проектирования, с картой городского находится профессионального и в градостроительного округа, зоне территория, ОД-3 высшего (зона зонирования выбранная объектов профессионального для среднего образования). Существующее зонирование не противоречит назначению будущего объекта, поэтому не подлежит какому-либо изменению [2, 3, 4]. В проектной размещение не работе предусмотрен противоречит гостиничный градостроительному корпус, его зонирования проектируемой территории. Согласно статье 26 правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, зона общественно-деловых застройки определена для застройки объектов общественного, административного, делового, финансового и коммерческого назначения, торговли, здравоохранения, культуры, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, среднего профессионального и высшего профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, гостиниц, стоянок автомобильного транспорта, подземных или многоэтажных гаражей и иных типов зданий, строений и сооружений массового посещения, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование этих зон [3]. При решении генерального плана были вынесены следующие задачи: разработка пешеходно-транспортной связи как на задействованном участке, так и с проходящей магистралью; разработка связей с проектируемыми объектами; разработка основных, пожарных и хозяйственных проездов. Еще одна из главных задач – это создание оригинальной планировочной структуры, передающий природную составляющую города 10
Владивостока, его ландшафты, его прилегающее морское пространство. При разработке генерального плана создана система благоустройства территории, которая позволит подчеркнуть и сохранить особенности существующего рельефа, а также организовать пешеходные пути движение по направлению, соединяющие соседние объекты (учебный корпус ДВФУ и Медицинский центр) с проектируемым. Такая транзитная пешеходная зона является «зеленым» связующим звеном между объектами, она также позволит организовать пространство проектируемого объекта. На генеральном плане размещены 4 вида объектов (рис. 1.3): культурно-образовательный центр; гостиничный корпус; спортивный корпус; зона общественно-культурных мероприятий. Рис. 1.3 Генплан Культурно-образовательного центра Образовательный центр – это главным объект, и поэтому он размещается в самом значимом месте. Существующий рельеф самостоятельно обозначает центральное место, которое развивает общую композицию. Так как у участка ярко выраженный рельеф, а также есть перепады отметок в пределах габаритов здания, появилась необходимость террасирования участка. Ниже по рельефу расположено общественное сооружение, дублирующее по форме значимую часть образовательного учреждения. Оно представляет собой амфитеатр, повторяющий силуэт 11
рельефа. Гостиничный корпус расположен в южной стороне общего образовательного комплекса. В его разработке учитывался рельеф, который является главным формообразующим фактором. Гостиница террасируются, учитывая существующий рельеф. Комплекс имеет обильную рекреационную зону, сочетающую в себе зоны парков, прогулочные зоны, террасные зоны, а также водоемы. Большую роль играет мощный «зеленый» транзит, поддерживающий общую композицию (рис. 1.4). Рис. 1.4 Мощный «зеленый» каркас 1.2. Объемно-планировочное решение Согласно морфологическому анализу рельефа выбранной территории, проект будет сроится в углубленной части сложного рельефа – тальвегов. Это существенно повлияло на объемно-планировочное решение объекта, на формирование всех зон будущего центра, а также на формирования комплекса в целом. Проектируемая территория делиться на определенный участки. Они представляет собой зоны учебных корпусов, жилых и рекреационных (рис. 1.5). 12
Рис. 1.5 Аналогичный объект на сложном рельефе Культурно-образовательный центр представляет собой комплекс объектов, запроектированных в одном цветовом, образном и стилистическом ключе. Главный объем – объект, имеющий мощную центральную часть, «ядро», от которого идет развитие центра в целом (рис. 1.6). Формирование главного объема идет по рельефу, повторяющие его движения. Общий объем включает внедрение поперечных массивов, которые создают ритм в общей композиции. При планировочном решении образовательного центра необходимо соблюдать ряд требований: социальных – концентрации в нем общественной жизни детей; функциональных – множество вариантов услуг, предоставляемых системой образования. Центр включает планировочные решения блока среднего общего образования и блоков дополнительного образования. Рис. 1.6 Схема движения развития проектируемого объекта 13
При решении планировок центра важное значение имеет его общественное «ядро». Эта зона должна не только координировать поток людей, но и также включать в себя общественную функцию, например, возможность проведения массовых мероприятий. Она представляет собой трехуровневое многосветное пространство с панорамным витражом. Для развития детей очень важную роль играет пространство, в котором проходит обучение, оно не должно психологически давить на них. В образовательном центре предусмотрено множество «светлых» рекреационных пространств, которые будут благотворно влиять на процесс обучения. В объемно-планировочном решении высота зданий варьируется, в учебном корпусе – до 4 этажей, в гостиничных комплексах – до 8 этажей (рис. 1.7). Рис. 1.7 Схема этажности образовательного центра В планировочных решениях главным фактором послужило соблюдение необходимой ориентации по сторонам света разных групп помещений. Почти все учебные классы расположены в левом крыле образовательного центра, так как именно там соблюдаются максимально благоприятные условия ориентации [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11]. В планировочные решения объекта включены конференц-залы, предусмотренные для проведения форумов, семинаров и лекториев, помещение практического направления, а также специализированные помещения для дополнительного образования. Образовательным центром 14
предусмотрены размещение спортивного зала, актового зала, столовой и административного блока. Многофункциональный актовый зал будет оборудован современной оборудованием и аппаратурой для проведения фестивалей, кинопоказов, спектаклей, а также для встреч с интересными людьми [5, 8, 9, 10, 11]. Множество пространств, расположенных по всему учебному корпусу, помимо рекреационной функции, включают функцию временного выставочного зала (рис. 1.8). В таких пространствах смогут выставляться не только «приезжие» экспонаты, но и различные арт-объекты, объекты научных и инженерно-технических исследований и другие, выполненные учениками в процессе обучения. Рис. 1.8 Схема расположение рекреационных зон в структуре объекта Блоки дополнительного довузовского образования включают в себя: инженерно-технический блок; спортивный блок; творческий блок; блок естественных наук; блок «Культура страны». Блок «Культура страны» является неотъемлемой частью центра. В нем дети разных уголков нашей страны смогут не только поделиться друг с другом культурой и традициями своего региона, но и поучаствовать в 15
различных мероприятиях, направленных на знакомства с историей и бытом разных народов. Важную роль в планировках играют различные связи, обеспечивающие взаимодействие между все частями образовательного объекта. Вертикальная связь между этажами обеспечивается эвакуационными лестницами и группами лифтов. Горизонтальная связь обеспечивается системой переходов и коридоров [5, 8, 9, 10, 11]. В вестибюлях образовательного центра есть возможность устраивать выставки, концерты, праздники, инсталляции и различные мастер-классы. Спортивный зал, актовый зал и пространства рекреации предоставляют дополнительные возможности развития, отдыха и досуга учащихся. Культурно-образовательный центр, помимо учебного процесса, направлен на организацию различных мероприятий: организация семинаров и научных конференций; проведение различных дискуссий и круглых столов; проведение всевозможных выставок, установка постоянных и передвижных экспозиций, выполненные учащимися; осуществление молодежных и детских культурных программ; проведение литературных диспутов и читательских конференций; организация встреч с общественными деятелями; организация встреч с научными деятелями как отечественных, так и зарубежных; организация обучения через взаимодействие преподавательского состава и студентов ДВФУ. 1.3. Архитектурно-художественные решение В основу архитектурно-художественного решения легли природноландшафтные архетипы и образы, связанные с образовательными учреждениями аналогов. 16
При создании художественного образа и общей композиции культурнообразовательного центра были проведены анализ и исследования различных учебных учреждений, после чего были выявлены принципы организации пространственной структуры. Природно-ландшафтные архетипы: вода – как ее движение вперед. Символ движения вперед, развития. Движение воды символизирует коммуникативное сообщение по всему объекту (рис. 1.9); Рис. 1.9 Образ воды природная лестница – используются в структуре всего объекта. Наибольшую роль этот образ повлиял на формообразования окружения объекта, его рекреационной зоны (рис. 1.10); Рис. 1.10 Образ природной лестницы море – как символ города Владивосток. Этот образ неотъемлемо связан с нашим городом, поэтому его использование в проектировании незаменимо. Используется как в формировании структуры генплана проекта, так и в цветовом решении всего центра (рис. 1.11); 17
Рис. 1.11 Образ моря горы и сопки. Наш город нельзя представить без его уникального моря и сложного рельефа. В формировании объекта образ сопок представлен в изменении высотности центра (рис. 1.12); Рис. 1.12 Образ гор и сопок молекулярных соединений и кристаллических решеток. Они символизирует четкую структуру в системе образования и формируют планировочную структуру объекта (рис. 1.13); корней деревьев. Этот образ символизирует переплетение разных сфер обучения, что также влияет на формирование планировочного решения (рис. 1.14); подкова. Образ представленный как структурный элемент формирования дворового пространства объекта. Композиция всего центра подчеркивает особенную пластику рельефа местности. Композиционное решение объекта создавалось, как взаимосвязь композиции самого объекта с образами природы нашего края. Архитектура должна сочетаться с окружающей природой и застройкой. 18
Рис. 1.13 Образ молекулярных соединений и кристаллических решеток Рис. 1.14 Образ корней деревьев Для создания образа приморской природы у комплекса в основу был положен определенный цветовой колорит. Оттенки синего, серого, белого передают мотивы нашей уникальной морской природы. Общая градостроительная композиция в плане живая, состоящая из аморфных линий. Бионические и плавные формы актуально использовать в проектировании нашего города так, как у него абсолютно уникальная природа. Морские мотивы также прослеживаются и в формировании фасадов. Рис. 1.15 Образ ворот 19
В формообразовании объекта присутствуют элементы «ворот». Сквозные проходы и благоустройство территории, будут привлекать большое количество людей, что будет обеспечивать оптимальное функционирование образовательного центра. Также, «ворота» являются символом семантики. Они являются символом мудрости; символом тайны, открывающий вход в неизведанное пространство, что символизирует получение новых знаний (рис. 1.15). 20
ГЛАВА 2. КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Участком строительства является территория между учебным корпусом ДВФУ «Лаборатория» и Медицинским центром со стороны бухты Жданко острова Русский. В состав проекта входит возведение трех объектов – образовательного центра, спортивного комплекса и гостиничного корпуса. В проектировании конструкций. следует применять сочитание выбор обусловлен заданными Этот нескольких типов характеристиками проектируемых зданий. При строительстве объекта необходимо сохранить уникальность местного рельефа и стараться обыграть участки с перепадами высот террасной застройкой. При строительстве объектов будет учтено и террасирование рельефа, которое придаст архитектурную выразительность, а также такие террасы могут быть использованы как прогулочные зоны. Все объекты проектируются в каркасной системе, с применением железобетонных элементов, а также пространственных и плоских металлических конструкций. Такой тип конструкции позволяет создать пространство с наименьшим количеством опор. Невозможно использования представить ЖБК современное (Железобетонных строительство конструкций) и без ЖБИ (Железобетонных Изделий) (рис.2.1). Из них строятся промышленные и общественные, объекты торговли и общественного питания, складские и жилые здания, атомные и гидроэлектростанции, плотины, всевозможные иные сооружения: мосты, теплотрассы, дороги, авиационные взлетные полосы, фундаменты и т.п. Железобетонные конструкции позволяют максимально быстро и с минимальными финансовыми затратами возводить объекты разной степени сложности [13, 14, 15, 16]. 21
Рис. 2.1 Железобетонные конструкции Бeтoн отличается выcoкoй пpoчнocтью нa cжaтиe, oднaкo, eгo coпpoтивлeниe нa pacтяжeниe нe так вeликo – в 10-15 paз мeньшe пpoчнocти нa cжaтиe. Чтoбы уcтpaнить этoт нeдocтaтoк, в eгo cтpуктуpу дoбaвляют элементы, paбoтaющиe нa pacтяжeния (cтaльную пpoвoлoку или пpутья). Taким oбpaзoм, жeлeзoбeтoн пpeдcтaвляeт coбoй мaтepиaл, oбpaзoвaнный бeтoнoм и мeтaлличecкoй apмaтуpoй, pacпoлoжeннoй внутpи нeгo. B coвoкупнocти пoлучaeтcя eдинaя кoнcтpукция, кoтopaя oблaдaeт выcoкoй пpoчнocтью, блaгoдapя coвoкупнocти cвoйcтв бeтoнa и мeтaллa [13, 14, 15, 16]. Все железобетонные конструкции делятся на: сборные конструкции; монолитные конструкции; сборно-монолитные конструкции. В данном проекте использованы монолитные конструкции, которые изготавливаются непосредственно на месте строительства. Одной из причин использования ЖБ конструкций является ряд свойств, которыми они обладают: пожаростойкость; долговечность; 22
сейсмостойкость; прочность; технологичность; устойчивость к атмосферным воздействиям; хорошие эксплуатационные качества [13, 14, 15, 16]. Несущие конструкции – монолитный железобетонный каркас (рис. 2.2). Колонны выполнены из монолитного железобетона, армированного отдельными стержнями, объединенными в пространственный каркас. Они выполнены сечением 400х400. Пространственная жесткость и устойчивость обеспечена жесткими узлами примыкания плит перекрытий к колоннам и наружными и внутренними стенами [13, 14, 15, 16]. Рис. 2.2 Каркасный монолитный железобетон Основанием несущей конструкции каркаса являются свайные фундаменты из забивных сборных железобетонных свай и монолитного железобетонного ростверка (рис.2.3). Высота ростверка определяется расчетом. Ростверк армируется пространственными арматурными каркасами из арматуры класса A-III (A400). Для ростверка применяют, как правило, бетон класса по прочности В20. Фундаменты под шахты лифты и стены лестничных клеток – свайные с плитным железобетонным ростверком. 23
Рис. 2.3 Свайный фундамент Конструкции покрытия многопролетных пространств спортивного и актового залов – пространственные металлические фермы. Наружные стены конструктивно являются заполнением каркаса и выполняются из легкобетонных блоков (толщиной 400 мм на цементнопесчаном растворе М75) с утеплением минераловатными плитами и устройством навесного вентилируемого фасада из фиброцементных панелей Niticha. Фиброцементная плита или минерит — вид облицовочного материала, получаемый при помощи прессования цемента (рис.2.4). При этом в процессе производства этот материал приобретает свойства морозостойкости, невосприимчивость к огню, влаге и перепадам температуры [17]. Рис. 2.4 Устройство фиброцементного вентилируемого фасада 24
В проекте предусмотрено большое количество остекленных поверхностей, выполняемые в виде спайдерной системы (рис. 2.5). Рис. 2.5 Спайдерная система остекления Основным отличием спайдерного остекления от других способов возведения прозрачных конструкций является отсутствие несущих рам между панелями, так как их фиксация осуществляется специальными приспособлениями. По этой технологии стекло, через просверленные отверстия, крепится с помощью рутелей к спайдеру, представляющий собой пространственный кронштейн из высоколегированной стали. Разнообразие форм и типоразмеров этих фиксирующих элементов позволяет выбрать модель, соответствующую необходимым расчетным нагрузкам и пожеланиям заказчика по декоративному оформлению [17, 18]. Благодаря конструкции, которую имеет спайдер, остекление может выполняться стыковкой панелей под любым углом, а нагрузка равномерно распределяется во всех точках крепления. Стекла монтируются на минимальном расстоянии друг от друга и визуально сливаются в единую поверхность, образуя стеклянную стену (рис. 2.6). 25
Рис. 2.6 – Спайдерное остекление В фасад объекта устанавливаются, помимо простого остекления, окна с верхнеподвесными створками. В закрытом состоянии окна неразличимы среди сплошной стены остекления. Также в конструктивном решении основных объемов используются железобетонные, эксплуатируемые кровли и кровли с зеленым покрытием (рис. 2.7). Рис. 2.7 – Эксплуатируемые зеленые кровли 26
ГЛАВА 3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Технико-экономические показатели проектируемой территории представлены в Таблице 1. Таблица 1. Технико-экономические показатели территории № Наименование элемента территории Площадь, га % 1. Общие показатели проектируемой территории 1.1 Площадь застройки центра 2,13 23,7 1.2 Общая площадь участка 9,0 100 2. Градостроительные показатели № Наименование элемента территории 1. Площадь застройки центра Площадь, га % 2,13 23,7 - площадь учебного корпуса 0,92 10,2 - площадь спортивного корпуса 0,69 7,7 - площадь гостиничного корпуса 0,24 2,7 - амфитеатр 0,28 3,1 2. Площадь проездов 1,24 13,8 3. Площадь дорожек 1,63 18,1 4. Площадь озеленения 4,0 44,4 5. Общая площадь участка 9,0 100 в том числе: 3. Объемно-пространственные показатели № Наименование элемента 1. Общая площадь зданий учебного Количество 21725 м2 комплекса В том числе: 2. - площадь учебного корпуса 18538 м2 - площадь спортивного корпуса 3187 м2 Строительный объем учебно- 100323 м3 спортивного корпуса В том числе: - учебный корпус: - выше отм. 0.000 69462 м3 27
- ниже отм. 0.000 21252 м3 - спортивный корпус: - выше отм. 0.000 3. 9609 м3 Этажность зданий В том числе: 4. - учебный корпус 3 эт. - гостиничного корпуса 8 эт. - спортивного корпуса 2 эт. Мощность объекта В том числе: 1125 чел. - учебного корпуса 525 чел. - гостиничного корпуса 600 чел. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время, сфере образования уделяется огромное внимание, проводятся многочисленные форумы, различные конференции и прочие мероприятия, направленные на выработку стратегии развития образовательной системы в нашей стране. В связи с этим, возникает потребность в создании проектов образовательных центров, направленных на развитие всевозможных навыков у детей, а также на увеличения качества образования в целом. На основе изученных материалов и опираясь на современный опыт проектирования, был разработан проект образовательного центра с учетом всех условий, необходимых для данного объекта, а также с учетом решение существующей градостроительной ситуации на проектируемом участке. Международный опыт проектирования и строительства подобных объектов дает большое количество разнообразных типов, по назначению, вместимости, объемно-планировочному и функциональному решению. В ходе проектирования, был проведен предпроектный анализ, необходимый для начала работы. Были выявлены особенности существующего рельефа участка, изучены аналогичные проектные решения, проведен мониторинг образовательных учреждений нашего города, благодаря которым стало возможным дальнейшее проектирование. При решении градостроительных задач, был предложен оптимальный вариант генерального плана, с целью максимального сохранения особенностей существующего рельефа. Объемно-планировочное решение взаимосвязано с градостроительным. В его структуре использовалось направление и движение, заданное исходным рельефом. При планировке центра, объект террасируется с перепадом в один этаж, исходя из существующих природных условий места проектирования. 29
Общая структура рекреационными планировок коммуникациями, поддерживается объединяющими мощными все блоки образовательного центра. В архитектурно-художественном решении была предпринята попытка использования плавных природных линий и динамичных элементов, создающие общую композицию. Итогом соединения этих формообразующих стал проектируемый культурно-образовательный центр. Набор функций, предложенных в проекте, является оптимальным для подобного объекта. Основная функция данного комплекса – это образовательная. Объект спроектирован для того, чтобы дети разных регионов страны могли получить обширные знания в самых разных областях. Эта возможность поможет детям определиться в выборе будущего профессионального пути и той специальности, которой именно они хотели бы заниматься. Данный объект даст уникальные возможности для развития потенциала любого ребенка. он поможет выявить индивидуальность каждого ребенка. Центр даст возможность многонационального общения учащихся разных регионов страны, а также возможность знакомства детей с многогранной культурой нашей страны. Также проектируемый объект ознакомит детей с элементами довузовского обучения. В Приморском крае нет аналогов данного образовательного объекта. Культурно-образовательный центр может стать центром притяжения не только детей школьного возраста, но и студентов и преподавателей вузов нашей страны с целью обучения учащихся в данном учреждении. 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Варфоломеева А.С., Капустенко И.С. Инновационное развитие на Даль2. нем Востоке // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 10 (2). 3. Официальный сайт Администрации Приморского края. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.primorsky.ru/ – Дата обращения: 28.02.2018 4. Правила землепользования и застройки территории Владивостокского городского округа. Решение №462 от 07.04.2010г. 5. Карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа вместе с картами зон с особыми условиями использования территории [Электронный ресурс] / Владивосток. Официальный сайт администрации города. Режим доступа: http://www.vlc.ru/life_city/architecture _and_construction/rules/ – Дата обращения: 01.03.2018 6. СП 251.1325800.2016. Здания общеобразовательных организаций. 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 8. СанПиН 2.4.2. 2821– 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 9. МГСН 4.06-03. Общеобразовательные учреждения. 10. Пособие к МГСН 4.06-03. Общеобразовательные учреждения выпуск 2. 11. СП 118.13330.2012. Общественные здания и сооружения. 31
12. Гельфонд, зданий: учебник А.Л. Архитектурное [Электронный проектирование ресурс] / – общественных Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=501505 - Дата обращения: 05.03.18 13. Строительный портал [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://bouw.ru/article/vidi-zhelezobetonnih-konstruktsiy - Дата обращения: 02.05.18 14. Строительный портал [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://rembud.dp.ua/bystromontiruemye_zdaniya/148-zhelezobeton-v-stroitelstvezhbi-i-zhbk.html - Дата обращения: 02.05.18 15. Строительный портал [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://kladembeton.ru/izdeliya/zdaniya-i-arhitektura/vidy-zhelezobetonnyhkonstruktsij.html - Дата обращения: 05.05.18 16. Строительный портал [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://masterabetona.ru/vidy/699-vidy-zhelezobetonnyh-konstrukcij Дата - обращения: 05.05.18 17. Строительный портал [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://premier-msk.ru/ventiliruyemyy-fasad-iz-fibrotsementnykh-plit-1 - Дата обращения: 06.05.18 18. Строительный портал [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://recn.ru/spajdernye-sistemy-ostekleniya - Дата обращения: 06.06.18 19. Строительный портал [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://oknanagoda.com/steklo/osteklenie-steklo/fasadnoe/spider-vitrification.html Дата обращения: 06.05.18 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение А Графическая часть ВКР на тему «Культурно-образовательный центр «ДВ-стратегия» на о. Русском» Рис. А.1. Компоновка графической части ВКР на тему «Культурно-образовательный центр «ДВ-стратегия» на о. Русском»
Приложение Б Предпроектный анализ выпускной квалификационной работы по теме «Культурно-образовательный центр «ДВ-стратегия» на о. Русском» Рис. Б.1. Графическая часть анализа ВКР на тему «Культурно-образовательного центра «ДВ-стратегия» на о. Русский»
Рис. Б.2. Схема структуры образовательного центра 35
Рис. Б.3. Схема структуры образовании РФ Рис. Б.4. Схема функциональной организации образовательного центра 36
Приложение В Проектное решение выпускной квалификационной работы на теме «Культурно-образовательный центр «ДВ-стратегия» на о. Русском» Рис. В.1. Генплан ВКР на тему «Культурно-образовательного центра «ДВ-стратегия» на о. Русский» 37
Рис. В.2. Комплект чертежей ВКР на тему «Культурно-образовательного центра «ДВстратегия» на о. Русский» 38
Рис. В.3. Комплект чертежей ВКР на тему «Культурно-образовательного центра «ДВстратегия» на о. Русский» 39
Рис. В.4. Фасад Рис. В.5. Разрез 40
Рис. В.5. Фасад Рис. В.6. Фасад 41
Рис. В.6. Видовой кадр Рис. В.7. Видовой кадр 42
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв