Культурный облик мегаполиса в российской прессе

Актуальность исследования. Современный мегаполис и образующее его социокультурное пространство представляют собой сложную многоуровневую систему, на формирование и функционирование которой оказывает влияние совокупность разнообразных факторов. С одной стороны, качество городской среды определяется приоритетами проводимой региональной властью культурной политики и динамикой экономической жизни. С другой, серьезное влияние на социокультурное пространство оказывают СМИ – именно они придают культурному облику мегаполиса целостный характер. Культурный облик – это совокупность символов города – ментальных и материальных — и образа территории, сложившегося в сознании аудитории. И СМИ являются тем социальным институтом, который позволяет сделать компоненты культурного облика территории (в числе которых - персоны, события, места) узнаваемыми и понятными. Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью изучения вклада прессы в формирование культурного облика мегаполиса и определения особенностей репрезентации массовой аудитории значимых элементов социокультурного пространства территории. Тема изучения культурного облика мегаполиса как неповторимого и уникального явления, в основу функционирования которого, однако, заложены универсальные принципы и механизмы, в данной работе рассматривается на примере Перми — мегаполиса, который обладает как типичными, так и специфическими чертами. Целью магистерской диссертации является определение динамики культурного облика Перми, формируемого прессой, в 2010 – 2015 гг. Определение хронологических рамок исследования обусловлено объективными причинами, а именно существенным изменением характера освещения прессой культурной проблематики Перми в период «сворачивания» инициированного региональной властью в 2009 г. «пермского культурного проекта» – программы продвижения бренда территории, ликвидированного в 2012 г. Объектом исследования является деятельность прессы по формированию культурного облика Перми; предметом — жанрово-тематические характеристики публикаций о городской культуре и содержащиеся в журналистских материалах оценки. Теоретическую базу исследования составили три группы трудов. В первую группу входят работы, посвященные урбанистике, исследованию мегаполиса и его культурного пространства, таких авторов, как Л. Вирт, Г. В. Горнова, В. А. Есаков, В. Г. Ильин. Вторую группу, в которой анализируются проблемы взаимодействия массмедиа и пространства мегаполиса, а также отдельные сферы его жизнедеятельности, представляют исследователи С. Г. Корконосенко, Б. Я. Мисонжников, Т. Г. Рябова, М. А. Шишкина. Третий пласт научной литературы представлен исследованиями, посвященными социокультурному пространству Перми. Данная группа представлена работами таких ученых, как В. В. Абашев, О. Л. Лейбович, О. В. Лысенко, Е. Г. Трегубова. Эмпирическую базу магистерской диссертации составили публикации трех изданий: общенационального общественно-политического ежедневного издания «Российская газета»; старейшей пермской краевой общественно-политической ежедневной газеты «Звезда» (издается с 1917 г.), пермской еженедельной деловой газеты «Business Class». Методологическую базу исследования составили общенаучные методы анализа и синтеза, описательный и сравнительно-исторический методы. Сбор и обработка эмпирического материала производились с помощью контент-анализа, лингвистического анализа и экспертного интервью. В ходе работы над диссертацией было проведено четыре формализованных экспертных интервью с редакторами пермских (лето 2015 г.) и петербургских (осень 2015 г.) изданий. В качестве респондентов выступили: Наталья Анатольевна Копылова – редактор и генеральный директор газеты «Звезда» (Пермь); Вадим Анатольевич Сковородин – редактор газеты «Business Class» (Пермь); Аркадий Яковлевич Соснов – главный редактор альманаха «Русский Меценат» (Санкт-Петербург); Александр Сергеевич Шестаков – редактор филиала «Российской газеты» в Перми. Задачи магистерской диссертации: сформулировать понятие и признаки мегаполиса как особого типа территориальных образований; выявить основные характеристики термина «культурный облик города»; разграничить понятия «культурный облик города» и «бренд территории»; проследить динамику отражения культурного облика Перми в региональных СМИ в период с 2010 по 2015 гг.; установить зависимость между характером репрезентации культурного облика мегаполиса и вектором развития региональной политики в сфере культуры, определить эффективность деятельности прессы по организации в региональном медиапространстве диалога культур. Апробация исследования. Отдельные положения магистерской диссертации отражены в четырех научных публикациях и в двух выступлениях с докладами на студенческой научной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (11–13 марта 2015 года, Санкт-Петербург). Научная новизна. Данная магистерская диссертация представляет собой одну из первых попыток комплексного изучения феномена культурного облика мегаполиса и осмысления роли прессы как фактора конструирования и продвижения его компонентов в массовое сознание. Структура диссертации. Работа состоит из двух глав, шести параграфов, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d368b5f1be77c40d591f5
UUID: b9ce89b0-e040-43f6-ba1c-1aa20a63deda
Язык: Русский
Опубликовано: почти 8 лет назад
Просмотры: 260

Постникова Кристина Александровна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1287713 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет