Логотип ТВ-канала на микрофоне
Определение термина «реклама» дано в п. 1 ст. 3 Федерального закона
от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и идентично дефиниции понятия
«реклама», приведенной в п. 6 ст. 2 Закона ДНР от 22 декабря 2017 г.
№ 198-IНС «О рекламе», а именно: «реклама – информация,
распространенная любым способом, в любой форме и с использованием
любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на
привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или
поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
В данном определении понятие «реклама» трактуется достаточно
широко, позволяя отнести к данной категории практически любую
информацию о лицах, товарах, работах и услугах. Главным отличительным
признаком рекламы с юридической точки зрения является именно цель
распространения информации – привлечение внимания к объекту
рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его
продвижение на рынке.
Определение любого понятия, как правило, содержит его основные
признаки. Поскольку реклама является понятием как экономическим, так и
юридическим, соответственно можно выделить экономические и
юридические признаки рекламы.
К экономическим признакам рекламы относятся следующие:
1) платный характер рекламы;
2) неличный характер рекламы;
3) информационное содержание рекламы;
4) раскрытие в рекламе ее заказчика;
5) особый характер информационного воздействия (побуждающий,
убеждающий).
С точки зрения действующего законодательства можно обозначить
следующие юридические признаки рекламы:
1) содержание информации (о товарах, работах, услугах, их
изготовителях или продавцах, средствах индивидуализации, результатах
интеллектуальной деятельности, мероприятиях и т. д.);
2) распространение информации любым способом, в любой форме, с
использованием любых средств;
3) направленность на неопределенный круг лиц;
4) цель распространения информации – привлечение внимания к
объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему,
его продвижение на рынке.
2
Определение понятия «объект рекламирования» в п. 2 ст. 3
Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» практически
идентично дефиниции данного понятия, приведенной в п. 4 ст. 2 Закона ДНР
от 22 декабря 2017 г. № 198-IНС «О рекламе»: «объект рекламирования –
товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара,
изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной
деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование,
концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на
привлечение внимания к которым направлена реклама».
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ
«О рекламе», а также п. 17 ст. 2 Закона ДНР от 22 декабря 2017 г. № 198-IНС
«О рекламе»: «товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга),
предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот».
Пункт 7 ст. 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ
«О рекламе» гласит о том, что не допускается реклама «товаров, на
производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий
или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений».
Таким образом, как телеканал, так и радиоканал должны иметь лицензию
соответственно на телевизионное вещание, радиовещание, выданную
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).
Реклама на ТВ и радио:
- ст. 14 «Реклама в телепрограммах и телепередачах» Гл. 2
«Особенности отдельных способов распространения рекламы» Федерального
закона
от 13 марта 2006 г.
№ 38-ФЗ
«О рекламе»
и
Закона ДНР
от 22 декабря 2017 г. № 198-IНС «О рекламе»;
- ст. 15 «Реклама в радиопрограммах и радиопередачах» Гл. 2
«Особенности отдельных способов распространения рекламы» Федерального
закона
от 13 марта 2006 г.
№ 38-ФЗ
«О рекламе»
и
Закона ДНР
от 22 декабря 2017 г. № 198-IНС «О рекламе».
Что касается логотипа как такового, то он может являться рекламой
или не являться. Например, Федеральная антимонопольная служба (далее по
тексту – ФАС России) разъяснила, что нанесение логотипа на сувенирную
продукцию является рекламой. Однако в других случаях логотип может и не
признаваться рекламой.
3
Что же такое логотип? По экспертному мнению юриста, специалиста
по гражданско-правовым отношениям С.В. Соболевой от 30.11.2022 г. и
12.07.2023 г.:
«Логотип – это оригинальное начертание, изображение полного или
сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Фирма специально
разрабатывает его, чтобы привлечь внимание к ней и к ее товарам. Такое
определение логотипа дано в письме Минфина России от 12.09.2014 г.
№ 03-03-06/1/45762, а также встречается в судебной практике.
Логотип можно регистрировать как товарный знак (ст. 1482
Гражданского кодекса РФ).
В любом случае логотип является результатом интеллектуальной
деятельности и приравненным к ней средством индивидуализации
организации, товара, работы, услуги, предприятия (п. 1 ст. 1225
Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, логотип признается объектом рекламирования, т. е.
рекламой. Такое мнение высказано Минфином России в упомянутом выше
письме, а также рядом судов.
Но и с логотипом не все однозначно. Если он зарегистрирован как
товарный знак компании, содержащая логотип информация не всегда
считается рекламой. Разъяснения на этот счет дала ФАС России в п. 3 письма
от 27.12.2017 г. № АК/92163/17.
Еще очень интересна позиция ФАС России по поводу сувенирной
продукции с логотипами. Остановимся на ней подробно.
Мнение ФАС России
Служба еще в 2006 году поясняла, что нанесение логотипов или
товарных знаков на сувенирную продукцию – авторучки, футболки, пакеты,
календари и прочее – осуществляется в рекламных целях. Правда, так и не
определилась, как быть с такой продукцией для сотрудников своей же
компании.
В одном письме ФАС России посчитала такие логотипы и товарные
знаки рекламой во всех случаях, т. е. когда продукцию распространяют
сотрудникам, партнерам организации или третьим лицам, в т. ч. бесплатно.
А в другом случае указала, что логотипы и товарные знаки на сувенирах и
одежде нельзя считать рекламой, когда они нужны самой компании (ее
сотрудникам) и используются для собственных нужд, как то: канцтовары или
униформа работников и пр. (письма от 23.01.2006 г. № АК/582,
от 30.10.2006 г. № АК/18658)».
4
«Товарный знак является рекламой не во всех случаях. Если
возникает спор по данному вопросу, суды оценивают место, способ и цели
размещения изображения товарного знака.
Ответ на этот вопрос – утвердительный [товарный знак является
рекламой], учитывая разъяснения, которые приведены в п. 2 Постановления
Пленума
Высшего
Арбитражного
Суда
Российской
Федерации
от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения
арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"».
Там написано, что размещение отдельных сведений (в т. ч. товарного
знака), которые очевидно ассоциируются у потребителя с определенным
товаром, с целью привлечения внимания к объекту рекламирования должно
рассматриваться как реклама этого товара.
В то же время информация, содержащая товарный знак, не всегда
признается рекламой. Здесь нужно учитывать все обстоятельства размещения
такой информации, включая место, способ и цель».
Кроме того, следует учитывать положения ст. 1484 «Исключительное
право на товарный знак» ГК РФ:
«1. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак
(правообладателю), принадлежит исключительное право использования
товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым
не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный
знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на
товарный знак.
2. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено
для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых
товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного
знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые
производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на
выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на
территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой
целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский
оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании
услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5
5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других
способах адресации.
3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя
сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для
индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных
товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность
смешения».
Стоит заметить, что логотип ТВ-канала превращает микрофон из
безликого инструмента озвучки в эффективный брендированный атрибут.
Изображение логотипа относится к имиджу телеканала и его можно
отнести к виду рекламы, а вот анонсы программ телеканала, логотип
телепрограммы и информация о данной телепрограмме в соответствии с ч. 16
ст. 14 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» –
рекламой не являются.
Однако использование логотипа на микрофонах в определенной мере
является:
- защитой авторского права – интервью, с логотипом одного канала на
микрофоне сложнее безвозмездно продемонстрировать на другом канале,
особенно, если микрофон последнего канала в кадре отсутствовал вовсе;
- индивидуализацией товаров, работ или услуг, в отношении которых
товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного
знака.
Следует отметить, что ФАС России на своем официальном интернетресурсе https://fas.gov.ru по итогам первого рабочего совещания
представителей ФАС России, Роскомнадзора, Ассоциации блогеров и
агентств, Ассоциации коммуникационных агентств России и Ассоциации
развития интерактивной рекламы по применению статьи 18.1 Федерального
закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» предоставила пояснения и
уточнения от 21.11.2022 г. о том, какая информация не признается рекламой,
в частности, ведомство обратило внимание на то, какая именно информация
признается органичной интеграцией и не считается рекламой.
По мнению ФАС России, органично интегрированной в то или иное
произведение, в т. ч. видеоролик или пост блогера, можно признать
информацию о товаре или лице, которая является составной частью общего
сюжета произведения (отдельной его части) и выступает в качестве
дополнительной характеристики героя или созданной ситуации. При этом
такие товар или организация не представлены в том виде, когда внимание
6
концентрируется именно на них, на их достоинствах и иных
характеристиках, они не подменяют главных персонажей в произведении
(отдельной его части), не нарушают сюжета и не могут быть изъяты из него
без ущерба для целостного восприятия произведения.
Немаловажен и тот факт, что на телевидении согласно ч. 3 ст. 14
Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» материалы
рекламного характера не должны занимать более 15 % времени вещания
в течение часа.
В сложившейся ситуации телеканалам всеми способами приходится
минимизировать риск того, что ФАС России сочтет упоминание бренда
известной компании вне рекламной паузы дополнительной рекламой, т. е.
они вынуждены учитывать все кадры с упоминанием бренда и «впихивать»
их тайминг в те самые 15 % времени для показа рекламы, тем самым снижать
свои доходы от реальных рекламодателей, которые заказывают полноценные
рекламные ролики.
Так, согласно электронным обращениям в Федеральную службу по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций (далее по тексту – Роскомнадзор), в частности в Центральный
аппарат Роскомнадзора, (Рег. номер обращения: № 02-11-26421
от 18.08.2023 г.) и Центральный аппарат ФАС России (Рег. номера
обращений: № 125739-ИП/23 от 18.08.2023 г. и № 134631-ИП/23
от 05.09.2023 г.) с просьбой предоставить разъяснения по вопросу
соблюдения (не нарушения) законодательства о рекламе в РФ, связанного с
демонстрацией в эфире телеканала логотипа телеканала на микрофоне (с
учетом двух возможных вариантов: логотип телеканала зарегистрирован в
качестве товарного знака и в противном случае), а именно:
«1. Допускается ли присутствие в кадре при трансляции материалов
(как студийных, так и внестудийных) в эфире микрофона с логотипом
телеканала на микрофоне, в частности, при ситуациях, когда такого рода
микрофон присутствует в выдаваемых в эфир сюжетах:
- непосредственно на телеканале, который и подготовил данный
авторский материал;
- на телеканалах медиагруппы (медиахолдинга), в которую (-ый)
входит данный телеканал, но не на самом телеканале, который подготовил
данный авторский материал. (Таким образом, возникает ситуация с
заимствованием телепродукта полностью или частично);
7
- на иных телеканалах, не находящихся в общем (-ей) медиахолдинге
(медиагруппе). (Аналогично предыдущей ситуации осуществляется
заимствование телепродукта полностью или частично);
- при
прямых
эфирах
пресс-конференций,
собраний
и
пр. мероприятий, на которых присутствуют микрофоны с логотипами
телеканалов, но отсутствует микрофон телеканала, выдающего материал в
эфир;
- при
прямых
эфирах
пресс-конференций,
собраний
и
пр. мероприятий, на которых присутствуют микрофоны с логотипами
телеканалов, в т. ч. и телеканала, выдающего материал в эфир?
Если описанные четыре ситуации будут являться нарушением
законодательства о рекламе РФ, прошу указать, что именно не соблюдается в
каждом из перечисленных выше случаях со ссылкой на конкретные
положения нормативных правовых актов РФ.
2. Расценивается ли при трансляции какого-либо телевизионного
продукта на телеканале в качестве рекламы наличие «размытого»
(заретушированного) логотипа телеканала на микрофоне:
- собственного телеканала при трансляции собственного продукта;
- множества микрофонов с соответствующими логотипами других
телеканалов при трансляции (ретрансляции) материалов и телепрограмм в
эфире какого-либо телеканала?»,
были получены следующие ответы:
Роскомнадзор (Письмо от 15.09.2023 г. № 04-80712, подписанное
Начальником Управления разрешительной работы, контроля и надзора в
сфере массовых коммуникаций Центрального Центральный аппарат
Роскомнадзора Татьяной Валерьевной Денискиной):
«Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 30.06.2004 г.
№ 331
«Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»
контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет
Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, в которую Вы
вправе обратиться самостоятельно.
Действующим законодательством Российской Федерации о средствах
массовой информации не установлено каких-либо требований в отношении
демонстрации логотипа телеканала в эфире, а также его использования на
атрибутах съемочных групп при осуществлении профессиональной
деятельности».
8
ФАС России (Письма: от 15.09.2023 г. № 08/71315/23 и от 29.09.2023 г.
№ 08/79767/23, подписанные Начальником управления контроля рекламы и
недобросовестной конкуренции Центрального аппарата ФАС РФ Татьяной
Евгеньевной Никитиной):
«В соответствии с полномочиями, установленными Федеральным
законом «О рекламе»,
ФАС России осуществляет федеральный
государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, предметом которого
является соблюдение рекламодателями, рекламопроизводителями и
рекламораспространителями обязательных требований, установленных
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере
рекламы.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»
реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой
форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному
кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту
рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его
продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи объект рекламирования –
товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара,
изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной
деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование,
концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на
привлечение внимания к которым направлена реклама.
По смыслу пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»
товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга),
предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Вместе с тем согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона
«О рекламе» настоящий закон не распространяется на справочноинформационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и
внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не
имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не
являющиеся социальной рекламой.
Кроме того, не являются рекламой в силу пункта 9 части 2 статьи 2
Федерального закона «О рекламе» упоминания о товаре, средствах его
индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые
органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и
сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
9
По мнению специалистов ФАС России, размещение в эфире микрофона
с изображением логотипа телеканала, являющееся частью обстановки
студии, в которой происходит запись, без акцентирования внимания именно
на логотипе микрофона рекламой не является, поскольку размещение
указанного изображения не формирует интерес к какому-либо товару и не
преследует целей, связанных с рекламой.
Следует отметить, что вопрос отнесения информации к рекламе или
иной информации, не являющейся рекламой, осуществляется в каждом
конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех
обстоятельств её размещения».
Подводя общий итог, приходится констатировать, что:
1. Контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет
исключительно Федеральная антимонопольная служба Российской
Федерации и ее территориальные органы (территориальные управления и
отделы).
2. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными
подразделениями и ее территориальными органами (территориальными
управлениями и отделами) не осуществляется контроль за соблюдением
законодательства о рекламе.
3. Действующим
законодательством
Российской
Федерации
о средствах массовой информации не установлено каких-либо требований
в отношении демонстрации логотипа телеканала в эфире, а также его
использования на атрибутах съемочных групп при осуществлении
профессиональной деятельности.
4. С точки зрения законодательства о рекламе в РФ существует
неоднозначность появления (демонстрации) в кадре микрофона с логотипом
телеканала. Данный факт подтверждается и тем, что, к сожалению,
ФАС России не дал разъяснений по каждому из интересующих случаев.
5. Размещение в эфире микрофона с изображением логотипа
телеканала, являющееся частью обстановки студии, в которой происходит
запись, без акцентирования внимания именно на логотипе микрофона
рекламой не является, поскольку размещение указанного изображения не
формирует интерес к какому-либо товару и не преследует целей, связанных с
рекламой.
6. Вопрос отнесения информации к рекламе или иной информации, не
являющейся рекламой, осуществляется в каждом конкретном случае, исходя
из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения.
10
ПРЕДЛОЖЕНИЯ с целью разрешения сложившейся ситуации:
1. Для урегулирования ситуации с защитой авторского права заключить
соглашения (договоры) между субъектами хозяйственной деятельности,
в структуре которых функционируют редакции телеканалов ДНР (в т. ч.
республиканских), о возможности в определенных случаях на безвозмездной
основе взаимного использования информационных материалов, сюжетов и
программ, подготовленных редакциями данных СМИ.
2. Рассмотреть возможность использовать микрофоны без логотипов
телеканалов
при
ситуациях,
связанных
с
взаимопомощью
и
взаимозаменяемостью на проводимых в ДНР мероприятиях.
3. Учитывая тот факт, что федеральные службы Российской Федерации
и их территориальные органы (территориальные управления и отделы)
руководствуются на территории Донецкой Народной Республикой в первую
очередь действующими нормативными правовыми актами Российской
Федерации, руководителям и юридическим службам предприятий, на базе
которых созданы и функционируют редакции телеканалов, а также главным
редакторам телеканалов необходимо в кратчайшие сроки внимательно и
в полном объеме ознакомиться со следующими федеральными законами РФ
в их актуальных редакциях:
- от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
- от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию» (особое внимание уделить
ст. 12 «Знак информационной продукции» настоящего закона);
- от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (особое внимание уделить
ст. 14 «Реклама в телепрограммах и телепередачах» Гл. 2 «Особенности
отдельных способов распространения рекламы»).
4. При возникновении иных сложных ситуаций с целью их
максимально быстрого разрешения самостоятельно от имени редакции
и (или) учредителя телеканала дистанционно обращаться за официальными
разъяснениями по вопросам:
- деятельности СМИ: в Роскомнадзор (в частности Управление
разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых
коммуникаций) – на сайте https://rkn.gov.ru: подраздел «Общественная
электронная приемная» раздела «Обращения граждан и юридических лиц»
(https://rkn.gov.ru/treatments/ask-question);
- законодательства РФ о рекламе: ФАС России – на сайте
https://fas.gov.ru: подраздел «Написать письмо» раздела «Обратиться в ФАС»
(https://fas.gov.ru/approaches/new).
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв