Лонгрид как форма представления информации в интернет-журналистике

Актуальность данного исследования состоит в том, что формирующаяся на наших глазах мультимедийная журналистика нуждается в изучении и теоретическом осмыслении. Несмотря на то, что последние пять лет лонгрид сохраняет за собой статус востребованной формы представления информации и оптимизации углубленного чтения длинных текстов, до сих пор не изучено, за счет каких средств новый формат оказывает на аудиторию эмоциональное воздействие, какие его составляющие отвечают за информирование, иллюстрирование и «погружение» в материал. Лонгрид – явление относительно новое, и на данный момент все еще нет единогласного мнения о том, что это: формат или жанр. Кроме того, путаницу в этом вопросе порождают отсутствие четкой границы между понятиями жанр и формат и наличие нескольких трактовок термина «формат». Устоявшийся термин для обозначения феномена также отсутствует – во всем мире используются десятки названий: interactive guide, interactive documentary, multimedia project, multimedia longread, digital package и так далее. Таким образом, рассматриваемый в исследовании новый феномен не имеет ни единого термина, ни определения, ни утвержденных формообразующих характеристик, что подтверждает новизну предпринимаемого исследования. Цель предпринимаемого исследования: выявить взаимозависимость мультимедийных средств и текстового жанра в формате «лонгрид». Для достижения поставленной цели нам необходимо выполнить следующие задачи: 1. дать определение феномену «лонгрид»; 2. разграничить понятия «мультимедийная история» и «лонгрид»; 3. изучить жанровое многообразие лонгридов; 4. рассмотреть мультимедийные составляющие лонгрида; 5. выделить критерии для анализа эмпирического материала; 6. провести анализ лонгридов по выдвинутым критериям. Объектом исследования является формат «лонгрид». Предмет исследования – специфика формата «лонгрид». В основу научно-теоретической базы исследования исследования легли работы отечественных и зарубежных исследователей в области мультимедиа Р. Пэкера, К. Джордана, А. В. Крапивенко, В. Э. Шевченко, Т. Е. Шехтер, О. В. Соболевой; были использованы труды по мультимедийной журналистики Дж. Стивенса, А. Галустяна, А. А. Градюшко, М. Н. Булаевой, А. А. Золотухина, А. А. Калмыкова, Д. Ю. Кульчицкой, М. М. Лукиной, Н. Г. Лосевой, М. А. Пильгун; теории конвергенции СМИ таких исследователей, как Е. А. Баранова, Ю. М. Ершов, А. Г. Качкаева, В. С. Хелемендик; основы жанровой теории журналистики из работ А. В. Колесниченко, Г. В. Лазутиной, С. С. Распоповой, А. А. Тертычного. В работе также были использованы выдержки из интервью с медиаэкспертами и практиками СМИ. Эмпирической базой для данного исследования являются 20 лонгридов в период с 2013 по 2017 г. При определении эмпирической базы мы использовали метод случайной выборки, поэтому анализируемые материалы относятся к разным зарубежным и российским СМИ, в которых данный формат представления информации используется на постоянной основе: The New York Times, Pitchfork, The Guardian, Complex, BBC, The Wired, «Коммерсантъ», Forbes. В исследовании был использован комплексный подход, сочетающий в себе теоретические (описательный метод, метод анализа) и эмпирические методы (сравнение и сопоставление). Апробация отдельных положений работы была проведена на ежегодной молодежной научной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» 2017 года, а также опубликованы в научном сборнике «Медиа в современном мире. Молодые исследователи». В рамках данной конференции автором работы были представлены тезисы на тему «Лонгрид – формат или жанр: поиски релевантного определения», на основе которых состоялось выступление, отмеченное как лучшее и занявшее первое место. В связи с этим в августе 2017 г. в печатном сборнике «Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей» выйдет научная статья по теме диссертации. Структура данной работы включает содержание, введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В первой главе аргументируется, почему лонгрид можно рассматривать как формат представления информации. Также дано определение изучаемого феномена, разграничены понятия «лонгрид» и «мультимедийная история», описаны формообразующие признаки и особенности, рассмотрены требования к вербальной – текстовой составляющей формата, изучены используемые в структуре формата средства языка мультимедиа, предпринята попытка создания классификации мультимедийных средств по основанию функциональности. Во второй главе исследования мы производим анализ лонгридов из эмпирической базы, предприняли попытку выяснить, какие структурные элементы мультимедийных лонгридов характерны для определенных текстовых жанров, а также какие функции выполняют те или иные средства мультимедиа. Для анализа используется описанные в первой главе классификация мультимедийных элементов и жанровая теория А. В. Колесниченко. Основные выводы, сделанные по результатам исследования: Мультимедийный лонгрид является именно форматом, «упаковкой», в которую помещаются те или иные текстовые жанры с аудиовизуальными элементами. Термины «мультимедийный лонгрид» и «мультимедийная история» не являются взаимозаменяемыми. При этом мультимедийный лонгрид – это разновидность мультимедийной истории – формат, в котором большой по объему и глубоко проработанный текст является основой медиапроизведения, а аудиовизуальные элементы – вспомогательными средствами, являющимися при этом обязательными для раскрытия темы в данном формате. Чаще всего в формате «лонгрид» представляются тексты в жанре очерка, который является пограничным между эмоциональной и рациональной публицистикой. В целом жанры этих двух групп используют формат лонгрида с одинаковой частотностью. Однако отметим, что, помимо очерка, в эту форму помещают жанры: портрет, комментарий, аналитическую статью, экспертное и личностное интервью. По средним показателям, жанры рациональной публицистики, что, скорее всего, связано со степенью сложности их содержания, используют больше мультимедийных средств, чем жанры эмоциональной публицистики. Если говорить об отдельных жанрах, то больше всего мультимедийных средств используется в комментарии, очерке, портрете и аналитической статье. Рациональные жанры предпочитают информативные мультимедийные и навигационные средства (для облегчения ориентации в материале), при этом активно используя иммерсионные (в целях аргументации и убеждения), интерактивные и иллюстративные элементы. В пограничном жанре очерка превалируют иллюстративные, информативные и иммерсионные мультимедийные элементы – такое сочетание коррелирует с синтезом художественно-публицистических и аналитических черт этого жанра. Тексты эмоциональной публицистики чаще всего совмещены с иллюстративными, интерактивными и иммерсионными (что связано с функцией отображения этих жанров – вызов эмоциональной реакции читателей) средствами мультимедиа. Прослеживается некая взаимозависимость между жанром текста и мультимедийными элементами в публикациях формата лонгрид. Однако в большей степени их содержание зависит от интенций авторов проекта, что, впрочем, в идеале должно проявляться и в выборе жанра. Главным образом, достижению цели формата – оптимизации углубленного чтения длинных текстов способствуют иммерсионные и интерактивные мультимедийные элементы. Иммерсионную функцию могут выполнять видеоэлементы; инфографика; такие фотоэлементы, как документальная фотография и слайд-шоу; аудио-элементы – подкаст и аудиоиллюстрация; синтетические элементы – аудиослайд-шоу, фотоколлаж с анимацией, онлайн-счетчик. Интерактивными могут быть инфографика; такие фотоэлементы, как фотолента, слайд-шоу и фотоколлаж; анимации; подкаст; интерактивные документ и справка; аудиослайд-шоу, онлайн-счетчик и интерактивная 3D-модель.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f88157966e12684ee9f05
UUID: 4cdd0723-cba9-45d0-a2bf-575251cfd5cd
Язык: Русский
Опубликовано: около 6 лет назад
Просмотры: 2340

Марченко Алена Владимировна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,7 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет