Медийный фактор политического сепаратизма в Испании

Актуальность темы исследования данной исследовательской работы обусловлена целым рядов факторов. Во-первых, необходимостью оценки роли журналистики в обществе в условиях роста социально-политической напряженности, в том числе и в развитых странах. Так, к примеру, уже на протяжении нескольких лет в Испании распространяются сепаратистские движения. Каталонцы и Баски хотят отделиться от испанского королевства и стать унитарными государствами. Опыт сосуществования в национальной провинции Испании многоязычной журналистики весьма интересен и полезен при анализе исторического развития и современного состояния испанских СМИ. Во-вторых, важностью понимания роли региональных СМИ в социально-политическом развитии страны, что актуально для России с ее национально-ориентированной журналистикой, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Изучение региональных проявлений в журналистике Испании позволит расширить спектр знаний о баскской и каталонской журналистике, а также выявить изменения в информационной политике и внутренней структуре системы средств информации. Цель исследования - определение особенностей политической журналистики в регионах Испании с ярко выраженной этнокультурной идентичностью в условиях активизации сепаратистских настроений. Объектом исследования - являются особенности освещения региональных проблем Испании национальной и региональной журналистикой. Предмет исследования - Медийные средства политического сепаратизма в Испании. Гипотеза - Одной из гипотез исследования является предположение, что функции, способы и средства участия национальной и региональной журналистики в реализации национальной политики имеют прямую связь с типологическими характеристиками изданий (включая язык, на котором издается СМИ, и территорию распространения). В качестве второй гипотезы выступает утверждение о том, что деятельность средств массовой информации в исследуемом регионе, относится к этнокультурной журналистике. Поставленная цель предполагает решения ряда задач: 1. Проанализировать особенности становления Испании как полиэтничной страны с сильными региональными центрами; 2. Рассмотреть теоретические подходы к понятию политической журналистики и понятию регионализма в СМИ; 3. Выявить структурные особенности системы СМИ Испании в контексте регионализма; 4. Проанализировать особенности политической журналистики в регионах с ярко выраженной этнокультурной идентичностью. 5. Выявить речевые стратегии сепаратизма в национальных и региональных СМИ страны. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы (исторический, сравнение, обобщение, анализ) и эмпирические (гипотеза). В работе используются также методы содержательного и институционального анализа. Содержательный анализ предполагает изучение тематики, коннотации, информационных поводов рассматриваемых публикаций, их взаимосвязь с типом издания и его аудиторией. В институциональном анализе исследуются функции журналистики как социального института в реализации национальной и региональной политики Испании в испанских СМИ. При разработке методологии работы автор пользовался теоретико-методологическими исследованиями в области философии, социологии, политологии – Г.А. Белова, К.С. Гаджиева, А.И. Соловьева, Дж. Мангейма и Р. Рича. В сфере медиа теорий: (С.Г. Корконосенко, С. А. Михайлова, С.А. Никонова, Д. Холлина, и П. Манчини, Ф. Сиберта, У. Шрама, Т. Питерсона и др.). Исследования, посвященные журналистике Испании: (А.С. Пую, Ю.В. Курышева, О.З. Чернышев, А.А. Паисовой). Эмпирической базой исследования стали материалы национальных газет и их электронных версий: (Эль Паис) «El Pais», (Эль Мундо) «El mundo» и «ABC». Материалы региональных газет: (Ла Вангвардиа) «La Vanguardia», (Эль Коррео) «El Correo», (20 Минутос) «20 Minutos» и (Ля Расон) «La Razon». Каждая из этих газет представляет один из регионов с ярко выраженной полиэтнической культурой, поэтому, благодаря анализу этих газет, мы сможем исследовать медийный фактор политического сепаратизма в Испании. Хронологические рамки исследования охватывают период с 2009 по 2017 год. Автор выбрал именно этот период, потому что в 2009 году началось явное сепаратистское движение в регионе Каталонии, тогда почти все испанские СМИ стали публиковать информацию о том, что Каталония хочет отделиться от Испании. После ряда неудачных каталонских референдумов мы анализируем региональную прессу и видим, что новостей о сепаратистских движениях все меньше, а в некоторых газетах не найти ту информацию, которая когда-то ежедневно печаталась в региональной прессе Испании. В работе используются методы содержательного и институционального анализа. Содержательный анализ предполагает изучение тематики, коннотации, информационных поводов рассматриваемых публикаций, их взаимосвязь с типом издания и его аудиторией. В институциональном анализе исследуются функции журналистики как социального института в реализации национальной и региональной политики Испании в испанских СМИ. Работа начинается с введения, в котором обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект и предмет, цель и задачи исследования, теоретическая и эмпирическая база, научная новизна и практическая значимость. Первая глава посвящена изучению cтруктурно-функциональных аспектов медиасистемы Испании в условиях политического сепаратизма. Первый параграф обращается к политической роли СМИ в обществе, к политическим функциям СМИ, особенностям участия СМИ в политической борьбе центра Испании и ее регионов. Второй параграф посвящен теоретическим подходам к анализу речевых стратегий СМИ в политическом дискурсе. Вторая глава посвящена реализации национальной и региональной политики журналистскими средствами. Выявлены особенности типологии СМИ Испании, аспекты участия журналистики в политических процессах, в частности, национальной и региональной политике, анализ количественных характеристик СМИ региона. Сформулированы особенности дискурса политического сепаратизма в испанских СМИ, описываются речевые стратегии, использующиеся в национальных и региональных СМИ, их отношение к сепаратизму. В приложении содержится медиакарта основных СМИ Испании. Положения, выносимые на защиту: 1. Рассмотрев трансформацию системы СМИ Испании в исследуемый период, мы вывели следующие тенденции, характерные для региональной журналистики страны: - усиление регионализации (увеличение количества региональных тем в национальных СМИ, преобладание значимости регионального контента над национальным в региональной прессе, увеличение количества региональных изданий и высокие показатели их тиражей); - при этом можно наблюдать противоречивую ей тенденцию - концентрацию прессы в масштабах страны, сейчас на медиарынке Испании принято выделять четырех ведущих игрока: Grupo Prisa (напр, газета «El Pais»); Grupo Zeta («El Periodoco de Catalunya»); Hachette Fillipacchi Medias («Tele programa»); Recoletos («Marca»). 2. Активное участие СМИ в политических процессах и наличие политической поляризации медийного дискурса. 3. Среди проанализированных СМИ можно выделить три группы: - нейтрально подходят к освещению проблемы сепаратизма; - поддерживают позицию испанского правительства; - поддерживают сепаратистские устремления каталонцев и басков. 4. Функции, способы и средства участия национальной и региональной журналистики в реализации национальной политики имеют прямую связь с типологическими характеристиками испанских изданий. 5. Выявленная связь между типологическими характеристиками СМИ и характеристиками дискурса политического сепаратизма в них, позволяет говорить о том, что СМИ могут являться фактором политического сепаратизма в этнических регионах.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f882b7966e12684eea1d7
UUID: 118ac928-d01a-404a-8e0f-ebca73c288db
Язык: Русский
Опубликовано: около 6 лет назад
Просмотры: 219

Которская Надежда Валерьевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,1 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет