Метакоммуникация в русской устной спонтанной речи

В настоящей работе описывается явление метакоммуникации в русской устной спонтанной речи. Метакоммуникация определяется как уровень общения (коммуникация по поводу коммуникации), служащий для проверки общности кода говорящего и слушающего, содержащий дополнительные комментарии говорящего о своей речи. Метакоммуникацию в языке передают специальные метакоммуникативные единицы (МЕ), подробная классификация которых, с учетом направленности (на сам текст или на слушающего) и функции в речи (дискурсивной, корректирующей, эксплицирующей, оценивающей и поисковой), предложена в работе. Материалом для исследования послужил массив из 669 транскриптов (расшифровок) устных спонтанных монологов разного типа: чтение и пересказ сюжетного и несюжетного предтекстов (исходных текстов), описание сюжетного и несюжетного изображений, а также рассказ на заданную тему. Монологи составляют один из блоков «Звукового корпуса русского языка» – «Сбалансированную Аннотированную Текстотеку», которая включает спонтанную монологическую речь представителей разных социальных и психологических групп (медиков, юристов, преподавателей русского языка как иностранного и некот. др.), а также русскую интерферированную речь иностранцев (американцев, китайцев, франкофонов и голландцев). Выделяются несколько основных гипотез исследования, которые нашли подтверждение в работе: 1) количество метакоммуникативных единиц в речи и их характер определенным образом зависят от пола, возраста, профессиональной принадлежности, уровня речевой компетенции и родного (материнского) языка говорящего, а также от его психологических характеристик (психотип); 2) появление и характер метакоммуникативных единиц зависят от типа коммуникативного сценария, по которому построен монолог (чтение, пересказ, описание изображения, рассказ на заданную тему). В рассмотренном материале была выявлена 921 МЕ. Наиболее частотным типом оказались дискурсивные маркеры (321 контекст / 35 % от всех типов метаединиц), наименее частотными – извинения (6/1 %) и обвинения (5/1 %). В работе подробно рассмотрен метакоммуникативный «репертуар» разных социальных и психологических групп говорящих с определением частотности тех или иных типов МЕ, дано полное описание каждого из типов метакоммуникации со множеством примеров. Были подтверждены гипотезы о наличии корреляции между уровнем речевой компетенции, профессиональной занятостью, родным языком и экстравертностью/интровертностью информанта и средним количеством метаэлементов в его монологе. Пол и возраст говорящего, а также степень его владения русским языком не влияют на среднее количество МЕ в его устной монологической речи. Однако женщины чаще используют единицы, эксплицирующие сомнения и затруднения в речи, а мужчины – вопросно-ответную форму рассуждения в монологе; говорящие младшего (юношеского) возраста больше склонны оценивать свою речь, чем информанты других возрастных групп, говорящие позднего зрелого возраста – употреблять поисковые метаединицы. Инофоны же, к примеру, чаще задают вопросы экспериментатору, чем носители русского языка. Помимо этого, подтверждена гипотеза о зависимости количества и характера метаэлементов от типа монолога, в котором они встретились. Наибольшее их число приходится на монолог-рассказ (в среднем, 2,4 МЕ на монолог), наименьшее – на чтение текста (в среднем, 0,4 МЕ на монолог). Монолог-чтение может включать ограниченное количество типов метакоммуникации, среди которых частотны самокоррекция и экспликация сомнений говорящего. Пересказ текста маркирован наличием высокой доли МЕ, эксплицирующих забывание слова или факта текста. При описании изображения информанты часто пользуются поиском что ещё сказать, а при продуцировании рассказа – поиском слова.

Языкознание
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f88277966e12684eea155
UUID: 3e1a558f-735e-4b0b-8b50-c41cb28a08fa
Язык: Русский
Опубликовано: около 6 лет назад
Просмотры: 309

Зайдес Кристина Денисовна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 2,3 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет