Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Практические упражнения и игры по возрастам от рождения.
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 0 байт
Enter the password to open this PDF file:
-
1 Ольга Юнтунен Методика развития речи от рождения до 2-х лет. 1=00-00-00 2=01-00-00 Наряду с развитием общих психических функций (слухового и зрительного восприятия, общей моторики) Вы должны вести постоянный, начавшийся с рождения, эмоциональный «диалог» матери (других близких) с ребенком, обращаться к нему по имени, комментировать происходящее, произносить прибаутки, потешки, стишки, петь песенки, колыбельные. Слышимая малышом речь должна быть максимально четкой и грамотной, окрашенной благожелательными интонациями, избегайте сюсюканья и других намеренных искажений нормальной речи. Всегда помните, что Ваша речь – образец для подражания и прообраз будущей речи ребенка. Этим Вы начинаете развивать импрессивную речь (понимание) ребенка, вырабатываете целенаправленное слуховое внимание к обращенной речи, вызываете потребность в коммуникации, устанавливаете тесный эмоциональный контакт. 1=00-00-00 2=00-06-00 1. «Специальные занятия-разговоры» в периоды бодрствования, когда лицо матери располагается над лицом лежащего на спине ребенка. У малыша появляется возможность сосредоточить взгляд на выражении Вашего лица, мимике, движении артикуляторных органов. Он начинает учиться подражанию, реагировать на Ваши слова мимическими движениями. Эти «упражнения» могут длиться столь долго, сколько хватит внимания у Вашего ребенка. Можно попробовать вызвать первые звуковые подражания путем Вашего повторения издаваемых ребенком звуков в состоянии спокойного бодрствования при взгляде глаза в глаза. Подобные разговоры могут стать хорошим утешением во время плача. 1=00-02-00 2=00-06-00 Наступает время активных игр в подражание друг другу. Ваше лицо находится напротив лица ребенка, Вы корчите рожицы, подражаете гуканью или лепету малыша, вызывая его тем самым на ответное повторение. 1=00-02-00 2=00-09-00 Своевременная и адекватная реакция на требования ребенка, выражаемые кряхтеньем, постаныванием, плачем, мимикой. Вы своими действиями демонстрируете свое понимание того, что хотел «сказать» малыш.
2 1=00-02-00 2=01-03-00 Если Вы делаете с ребенком двигательные упражнения или массаж, подробно все оречевляйте называнием действий и счетом, можно использовать стихотворные тексты: «Поднимаем ручки вверх, потом в стороны, вниз. Раз, два, три…» 1=00-03-00 2=00-05-00 Четко называйте близких ребенка и отдельные предметы с целенаправленным привлечением зрительного и слухового внимания ребенка. Называемый объект должен находиться в поле зрения ребенка на расстоянии 35-40 см от глаз. 1=00-03-00 2=00-09-00 У ребенка сформировалось бинокулярное зрение. Он уже может удерживать взглядом в течение нескольких секунд неподвижный или движущийся предмет. Следовательно, можно начинать СПЕЦИАЛЬНЫЕ упражнения по развитию речи или по профилактике возможных речевых отклонений. Мы рекомендуем методику использования звукоподражаний. Звукоподражания - «перевод» звуками русского языка неречевых звучаний (крики животных, звуки, издаваемые при различных действиях и т.п.). Начните с изготовления карточек с достаточно крупными, четкими, доступными восприятию, изображениями различных животных (см. иллюстрации и примерный список). Во время занятий располагайте свое лицо над лицом лежащего на спине малыша, показывайте последовательно карточки, держа их справа от своего рта, и четко произносите соответствующий звукокомплекс, утрированно демонстрируя артикуляцию. Время экспозиции карточки равно времени произнесения звукоподражания, а общее время занятия соответствует возможности ребенка удерживать ваше лицо своим взглядом, т.е. периоду продолжительности зрительного внимания. Эти упражнения можно начинать в любом возрасте до возникновения фразовой речи и проводить ежедневно. Постепенно будут увеличиваться возможности ребенка сосредотачивать внимание и количество предъявляемых картинок. Следите за собственным правильным звукопроизношением. В случае наличия у Вас какоголибо звукопроизносительного дефекта либо преодолейте его, либо доверьте это упражнение другим, правильно говорящим, близким ребенка. Список рекомендуемых звукоподражаний: Кошка – мяу Лошадь – и-го-го Собака – ав-ав Воробей – чик-чирик Заяц – и Белка – цок-цок Волк – у Курица – ко-ко-ко Оса – з Тигр – р Пингвин – а Дети в лесу – ау Дятел – тук-тук Плачущий малыш – уа Ежик – фыр-фыр Синица – цвик-цвик Голубь – гули-гули Ворона – кар-кар Мышка – пи-пи-пи Сова – ух-ух Гусь – га-га-га Ослик – иа Кукушка – ку-ку Индюк – был-был-был Свинья – хрю-хрю Петух – ку-ка-ре-ку Лягушка – ква-ква Утка – кря-кря Жук – ж Змея – ш Баран – бе Коза - ме (Подробнее см.: Н.Е.Старосельская, О.А.Румянцева. Звукоподражания (ономатопеи) – начало коррекционной работы с неговорящими детьми.// Проблемы детской речи – 1996:
3 Материалы межвузовской конференции, СПб, 1996; О.А.Румянцева, Н.Е.Старосельская. Начальный этап коррекционной работы с неговорящими детьми.// Диагностика и коррекция речевых нарушений: Методические материалы научнопрактической конференции «Центральные механизмы речи», СПб, 1997) 1=00-04-00 2=00-06-00 Играйте с ребенком в прятки. Закрывайте сначала свое, потом его лицо руками (платком): «Где мама? Где Миша?» Говоря «Ку-ку», открывайте (снимайте платок), удивляйтесь, смейтесь: «Вот мама! Вот Миша!» 1=00-04-00 2=00-09-00 Во время «бесед» с ребенком давайте ему время на «ответ». Отвечая на Вашу речь, подражание гулению, мимику, передразнивание, малыш будет более активно стараться подражать Вам. Увеличивайте время таких разговоров в соответствии с увеличением продолжительности периодов бодрствования и возможности сосредоточения произвольного внимания. 1=00-04-00 2=00-09-00 Учите ребенка понимать жесты и мимику: «Иди сюда, иди на ручки» – приглашающие движения обеими руками, улыбка; «Где папа? Где окошко? – Вон» - указывающий направление жест рукой и взгляд в соответствующую сторону; «Нельзя. Нет» поворачивание головы вправо-влево; «Ай-ай-ай» – грозите пальцем, хмурите лоб; «Молодец. Хороший» – улыбнитесь и погладьте по голове; «Да. Правильно» - кивание головой; «На. Возьми» – протяните руку с предметом; «Дай» – протяните пустую руку; «Вот это да!» – интонация и мимика удивления; «До свидания. Пока» – машите рукой; «Спасибо» – киваете головой несколько раз. 1=00-04-00 2=00-09-00 Учите ребенка играть в речевые игры-потешки «Ладушки», «Сорока-белобока», «Еду-еду на лошадке», «По кочкам, по кочкам» и др. Все движения на начальном этапе выполняете Вы руками ребенка, потом сопряженно, т.е. параллельно друг напротив друга, потом ребенок сам начинает реагировать нужными движениями на знакомые тексты. 1=00-05-00 2=00-09-00 Учите ребенка находить взглядом (пальчиком) и распознавать по слову части лица, тела. Сначала сами показывайте своим (его) пальцем на кукле, мишке: «Где у ляли глазки? Где носик?» Потом показывайте на своем лице: «Где у мамы глазки? – Вот у мамы глазки». Потом то же самое показывайте на лице малыша. 1=00-05-00 2=00-09-00 Чаще предоставляйте ребенку возможность «общаться» с другими детьми: наблюдать за ними, «разговаривать», обмениваться игрушками. Во избежание конфликтов и травм держите детей в поле своего зрения. 1=00-05-00 2=00-12-00 Четко называйте близких ребенка и отдельные предметы с целенаправленным привлечением зрительного и слухового внимания ребенка при помощи указательных
4 жестов, дополнительных звучаний, издаваемых предметами. Используйте фразы типа «Что (кто) это?», «Где папа (мячик)?», «Вот (это) кукла». 1=00-06-00 2=00-08-00 Играйте в прятки с предметами и игрушками. Прячьте их (накрывайте платком) на глазах ребенка и находите, снимая платок и удивляясь. «Где же ложка? – Вот наша ложка!» Потом ребенок сам находит игрушку. 1=00-06-00 2=00-09-00 В играх по передразниванию лепета малыша, копируйте и издавайте, вызывая его на подражание, только нормативные для Вашего языка звуки и звукосочетания, приучая тем самым к правильной фонетике. Во время копирования лепета меняйте интонации, высоту и громкость голоса. 1=00-06-00 2=00-10-00 Учите ребенка понимать отдельные названия и соотносить их с конкретными предметами при помощи вопросов, указательных жестов, просьб: «Где кукла? – Вот кукла. Дай мишку. – Это мишка. Покажи, где мячик. На кубик. Возьми кубик» и т.д. 1=00-06-00 1=00-10-00 Давайте ребенку яркую книжку с доступными для понимания картинками и толстыми картонными или тряпочными страницами. Учите их переворачивать и рассматривать картинки. Рассказывайте своими словами, что изображено на картинках, четко называя предметы и явления и показывая их указательным пальцем ведущей руки. 1=00-06-00 2=00-10-00 Рассматривайте с малышом семейные альбомы с фотографиями. Учите его находить и узнавать самого себя и других близких, называйте их по именам. 1=00-06-00 1=00-12-00 Чаще ставьте детское креслице или манеж с малышом в ту комнату, в которой находитесь Вы, предоставьте ему возможность наблюдать за Вашими действиями, подробно рассказывайте обо всем, что Вы делаете, показывайте все необходимые Вам предметы. 1=00-06-00 2=02-00-00 Постоянно декламируйте в повседневной речи простые детские стишки (Барто, Захадер, Сапгир, Токмакова и др.), народные прибаутки и потешки. 1=00-07-00 2=00-09-00 Учите ребенка отвечать на вопрос «Где?» поворотом головы в сторону предмета и указующим жестом всей руки: «Где окошко? Где телевизор?». Спрашивайте о предметах, которые находятся всегда на одном и том же месте. 1=00-07-00 2=00-10-00 Как только малыш начнет ползать, учите его понимать и исполнять простые инструкции: «Дай маме колечко. Принеси маме кубик. Отнеси папе машинку».
5 В этом случае очень удобны карточки с уже знакомыми ребенку звукоподражаниями. Разложите несколько картинок (3-7) в отдалении (другой комнате) и попросите ребенка принести Вам какую-нибудь картинку: «Принеси мне, пожалуйста, ав-ав», предварительно проделав это вместе с ним: «Пойдем поищем ав-ав». Постепенно Вы можете увеличивать количество картинок, лежащих на полу, и количество названий в просьбе: «Принеси мне мяу и му». 1=00-07-00 2=07-00-00 Начиная с этого возраста, если Вы ведете какие-либо «взрослые разговоры» в присутствии ребенка, всегда следите за своей речью. Ребенок, даже если очень увлечен своими делами, всегда теперь прислушивается к Вашим беседам и готов повторить все услышанное от Вас. 1=00-08-00 2=00-12-00 Учите малыша показывать указательным пальчиком на те предметы (картинки в книге), которые Вы называете: «Где собачка? Покажи пальчиком. Давай вместе покажем. Вот собачка». 1=00-08-00 2=00-12-00 Можно начинать совместный просмотр мультфильмов по телевизору. Выберите мультфильм достаточно яркий, доступный пониманию маленького ребенка, с небольшим количеством персонажей, доброго и веселого содержания, с натуралистическими графикой или куклами. Возьмите малыша к себе на колени и смотрите вместе действие в течение 5-10 минут, подробно комментируя своими словами, что происходит на экране. Назовите всех героев, место действия, что они делают. 1=00-09-00 2=00-12-00 Учите ребенка указывать рукой или находить взглядом названные Вами предметы, которые не имеют четко фиксированного положения в окружающем пространстве: «Где птичка полетела? Где собачка сидит? Где твоя ложка? – Вон она». Если ребенку трудно самому отыскать предмет, помогите ему сами, покажите, укажите рукой, привлекая внимание к направлению Вашего жеста, подойдите к предмету, если это возможно, вместе с малышом. 1=00-09-00 2=00-12-00 Играя с ребенком, чаще устраивайте маленькие «театральные» сценки при помощи его любимых кукол, игрушек: «Встреча. Приветствие. Беседа. Прощание». Разыгрывайте небольшую сюжетную игру: «Покормим куклу. Уложим спать мишку». 1=00-09-00 2=00-12-00 Учите ребенка понимать предложно-падежные конструкции с предлогами «В», «ИЗ», «НА»: «Где кубик? – В коробке. Положим его на стол. Положи куклу в ящик. Положи ложку на стол. Достань платочек из кармашка». 1=00-09-00 2=01-06-00 Старайтесь оречевить любые действия, производимые ребенком, прокомментировать их, дать образец возможной фразы, дать словесную эмоциональную оценку: «Что ты делаешь? Катаешь мячик? Сашенька катает мячик. Сашенька – молодец». 1=00-09-00
6 2=01-06-00 Учите малыша сопереживать происходящему, выражать свои эмоции при помощи междометий, слов, мимики, жестов: «Пожалей маму, мне больно. Похвали мишку: «Хороший мишка». Давай погрозим собачке пальчиком: «Ай-ай-ай, собачка» Ах, как вкусно!». 1=00-09-00 2=02-00-00 При назывании предметов целенаправленно обращайте внимание ребенка и называйте их размер (большой, маленький, больше, меньше), форму (круглый, квадратный, треугольный), цвет (красный, синий, желтый, черный, белый). Вы можете употреблять в своей речи все возможные названия размеров, форм, цветов. Ребенок усвоит столько, сколько он может усвоить. Единственное замечание: лучше никак не назвать, чем употребить «более легкое», но не соответствующее действительности слово. Например, не называйте овальное круглым, а фиолетовое синим. 1=00-09-00 2=02-00-00 Называя отдельные (новые) предметы, явления, обязательно дополните фразу определением, глаголом, дополнением. Увеличивайте количество слов постепенно: «Это мячик. Красный мячик. Мячик покатился. Мячик покатился к Маше…» и т.д. 1=00-10-00 2=00-12-00 Игры в инструкции со звукоподражаниями продолжаются. Только теперь вместо «ав-ав» говорите «собака»: «Принеси мне, пожалуйста, собаку». 1=00-10-00 2=01-02-00 Ребенок начал произносить первые «лепетные» слова (мама, папа, баба, бах, ту-ту)? Поощряйте все попытки, радуйтесь, провоцируйте сами употребление ребенком этих слов: «Кто это? Баба? Ложка упала. Бах! Как поезд гудит?» Играя в картинки-звукоподражания, спрашивайте: «Кто это? Как собачка лает?» 1=00-10-00 2=01-06-00 Ребенок начал ходить? Устраивайте с ним небольшие пешеходные экскурсии по квартире, двору, улице. Подходите ко всем предметам, рассматривайте их, трогайте по возможности, обо всем подробно рассказывайте. 1=00-10-00 2=02-00-00 Старайтесь все, что видите вместе с ребенком пересчитать (ступеньки лестницы, цветочки, птиц, игрушки и т.п.). Постоянно употребляйте в своей речи числительные и понятия «один, много, мало»: «Вот тебе две ягодки. Посмотри, здесь три цветочка: один, два, три. Как много листьев!» и т.п. 1=00-11-00 2=01-06-00 Учите ребенка относить все родственные предметы к одному классу: «Дай мне все мячики. Давай найдем все цветочки. Поставь все машинки в гараж. Где у нас все ботинки?». 1=00-11-00 2=02-00-00
7 Учите ребенка действовать с предметами адекватно их назначению: «Что это? Расческа? Что мы будем делать? Причесываться. Саша причесывается расческой. На машине едет мишка: ж-ж-ж. Молоточком забивают гвозди: тук-тук-тук». 1=00-11-00 2=02-00-00 Учите ребенка играть в картинные лото, когда на общую большую карту накладываются маленькие картинки с отдельными изображениями. Начните с наименьшего количества изображений на большой карте (4-6), которые должны содержать знакомые ребенку предметы. Дайте ребенку большую карту, а себе оставьте маленькие. Показывайте по одной картинке, говоря: «Это кошка, мяу-мяу. Где у тебя кошка? (Ребенок должен показать пальчиком). Вот кошка. На, возьми, закрой кошку». Учите правильно накладывать маленькую карточку поверх картинки на большой карте. Постепенно увеличивайте сложность предъявляемого материала, его количество, называйте группы предметов обобщенными словами: «Мы закрываем животных, овощи, одежду» и т.д. По мере увеличения активного словаря ребенка меняйте тактику игры: «Что это? Что тебе дать? Кого ты закроешь первым? Кого потом?»
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв