Методы и формы подачи информации в научно-популярных программах канала «Discovery»

Актуальность: Исторически сложилось так, что бурный расцвет научно-популярных программ и печатных изданий в период СССР сменился упадком. Тиражи у журналов резко сократились, большую часть программ закрыли. На сегодняшний день в России телевизионный рынок научно-популярного сегмента представлен каналами отечественного производства «Наука 2.0», «Техно-24» и отдельными программами на каналах «Культура», «Первый канал», «Россия» и других, а также зарубежными каналами, в том числе и “Discovery Channel”. Телеканал “Discovery” существует уже больше тридцати лет, последние семнадцать он успешно выходит в эфир в России. Флагманским каналом во многих странах вещания он остается благодаря успешному синтезу бизнес-модели, уникального формата “nonfiction entertainment” и жанра программ – “documentary”, которые являются аналогом отечественных научно-популярных. А вот аналога формата “nonfiction entertainment”, который диктует особую форму подачи информации, в теории и практике отечественной телевизионной журналистики нет: этот формат еще не стал предметом серьезных научных исследований. Однако, зарубежный опыт создания успешных научно-популярных программ может быть полезным для отечественных практиков. Новизна исследования заключается в попытке исследовать зарубежный научно – развлекательный формат (“nonfiction entertainment”), жанр “documentary” и возможность их адаптации для отечественного телевидения, чего в отечественной науке никто еще не делал. Объект исследования – телеканал “Discovery” как модель успешной реализации научно-развлекательного формата (“nonfiction entertainment”). Предмет – формы и методы подачи информации в программах «Разрушители легенд», «Наука магии», «Как это устроено» и «Как это работает» телеканала “Discovery”. Цель исследования: выявление форм и методов подачи информации в зарубежных научно-популярных программах на примере канала “Discovery”. Задачи исследования: - охарактеризовать основные тенденции развития научно-популярного телевидения в России и за рубежом; - раскрыть жанровую специфику телевизионных отечественных и зарубежных программ, дать определения терминам «научно-популярная программа» в отечественной и зарубежной телевизионной практике; - рассмотреть «лайф-ту-тейп» как метод съемки телевизионных программ; - дать общую характеристику телеканала “Discovery” и его научно-популярным программам; - дать краткую характеристику программе «Разрушители легенд», выявить формы и методы подачи информации в ней; - дать краткую характеристику программе «Наука магии», выявить формы и методы подачи информации в ней; - дать краткую характеристику программе «Как это устроено», выявить формы и методы подачи информации в ней; - дать краткую характеристику программе «Как это работает», выявить формы и методы подачи информации в ней; - сделать выводы, на основании которых составить рекомендации по созданию успешных научно-популярных программ. Методы исследования: включенное наблюдение, сравнительно-описательный анализ и частотный анализ программ. Теоретическая база исследования: Работы Эльфриды Фюрзих (Elfriede Fürsich Йанг Чинъи (Jingyi Yang), Цанг Йенйен ( Yanyan Zhang), Х.Соломон (Н. Solomon), К. Хейли (K. Haley), Б. Селзник (B. Selznick), А. Рубин (А. Rubin), С.В. Стэнфорд (S. W. Stanford), М. Клюатр (M. Cloitre), Т. Шинн (T. Shinn), А. Пончева (А. Pountchevа), А. Князевой, Е.П. Прохорова, И.Ю. Лапиной, Е.Г. Константиновой, А.М. Шестериной, Н. В. Вакуровой и Л. И. Московкина, В.В. Егорова, Е.Ю. Агамян и Л.М. Кислой. Эмпирическую базу диссертационной работы составили видеоматериалы. В качестве первоисточников были привлечены непосредственно выпуски анализируемых программ. В общей сложности изучено 198 выпусков четырех программ канала “Discovery”: 76 выпусков программы «Разрушители легенд» (5 сезонов), 78 выпусков программы «Как это устроено» (5 сезонов), 26 выпусков программы «Как это работает» и 18 выпусков программы «Наука магии». Структура ВКР: Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава «Научно-популярное телевидение в России и на Западе: особенности вещания, форматов и жанров» рассматривает основные исследования, посвященные отечественному и научно-популярному телевидению, его развитию, дефинициям и жанровой специфике. Вторая глава «Научно-популярные программы в эфире канала “Discovery”» посвящена анализу передач «Разрушители легенд», «Наука магии», «Как это устроено» и «Как это работает» и методам и формам подачи информации в этих программах. Положения, выносимые на защиту: 1) Успешность программ телеканала “Discovery” заключается в удачном симбиозе бизнес-модели, формата и вида программ; 2) Формат “nonfiction entertainment” легко локализовать в разных странах без потери отличительных черт формата, что позволяет программам в этом формате быть популярными; 3) Благодаря гармоничному сочетанию научной информации с развлекательными составляющими, формат “nonfiction entertainment является одним из самых удачных для съемки научно-популярных программ; 4) Метод съемки «лайф-ту-тейп» и постоянное нахождение ведущих в кадре делает программы зрелищнее, а научные объяснения понятнее; 5) Использование метода гиперреализма делает объяснение сложной научной информации простым.  

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d368a5f1be77c40d591e6
UUID: b60ff4cf-d67b-4be1-9ede-f186f3fdcc8b
Язык: Русский
Опубликовано: почти 8 лет назад
Просмотры: 759

Газенкампф Алёна Викторовна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1449299 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет