Модель речевого воздействия в досуговых Интернет-СМИ (на материале издательского дома Look At Media)

Аннотация магистерской диссертации Березовой Ольги Юрьевны «Модель речевого воздействия досуговых Интернет-СМИ (на материале издательского дома Look at media)» Н. рук. – Алексей Александрович Горячев, канд. фил. наук, ст. преп. Направление подготовки – Журналистика Профиль – Журналистика сферы досуга Ключевые слова: речевое воздействие, онлайн-медиа, досуговая журналистика, речевые жанры. Key words: persuasion, on-line media, leisure time journalism, speech genres. Интернет-журналистика быстрее других медиаканалов реагирует на модные тенденции, в том числе и в языке. Журналисты сетевых изданий первыми используют в своих текстах новую иностранную лексику, жаргонизмы, просторечия, которые стали популярны в блогосфере. Свобода действий в Сети имеет схожие черты с офлайн-речью, где люди свободно используют сленг и могут не соблюдать единую речевую стилистику во время общения. Одновременно с этим сетевые СМИ задают модные тенденции и транслируют современные нормы использования русского языка. Первая глава магистерской диссертации посвящена теоретическому исследованию феномена речевого воздействия в медиатекстах. Проанализированы способы моделирования речи на основе коммуникативных стратегий и жанровой структуры. Выделены особенности сетевых текстов: креолизация текстов, интерактивность, гипертекстуальность, и их функции. Вторая глава работы посвящена анализу тематического содержания Интернет-журнала Look at me и выделению на основе этого критериев, которые позволяют отнести журнал к категории сферы досуга. Проведен анализ жанровой структуры издания и перечислена специфика функционирования паралингвистических компонентов, гипертекста и иноязычной лексики в текстах Look at me. Актуальность данной работы обусловлена развитием и популярностью Интернет-СМИ в освещении событий сферы культуры и досуга. Сетевые СМИ быстрее других медиаканалов реагирует на модные тенденции, в том числе и в языке. Авторы делают ставку на увеличение количества просмотров, провоцируют читателя на высказывание в комментариях, жертвуют нормами русского языка и используют речевой эпатаж для того, чтобы повысить рейтинг своей медиаплощадки. Речевые особенности сетевых текстов СМИ возникли по нескольким причинам. Во-первых, из-за появления компьютерных технологий, во-вторых, из-за распространенности неформального стиля общения в онлайн-коммуникации. Степень научной-разработки темы низкая из-за новизны явления и постоянной модернизации сетевых текстов. Интернет позволяет обогащать текст гиперссылками, видеозаписями, фотографиями и анимацией, что дает новые возможности по работе с текстом и его визуализацией. Данная магистерская диссертация посвящена исследованию модернизации вербального компонента в Сети и его взаимодействия с паралингвистическими элементами. Создание модели речевого воздействия Интернет-журнала позволит выявить наиболее устойчивые речевые компоненты и охарактеризовать их. Теоретическо-методологическую базу исследования составили труды О. С. Иссерс, В. И. Конькова, О. Г. Усановой, в основе которых рассматриваются проблемы речевого воздействия. Изучение особенностей Сетевых медиа проводилось при помощи работ М. Н. Володиной, О. В. Дедовой, М. М. Лукиной. Выявление специфики моделирования речи стало возможным благодаря диссертациям Л. Е. Бирюкова, И. Г. Бороздиной, работу по разработке системной модели рекламного речевого воздействия в своем диссертационном исследовании провел А. А. Горячев. В ходе написания исследования были использованы общенаучные методы: анализ, описание, моделирование, а также специализированные методы, например, семантико-стилистический анализа текста, который проявляется во взаимосвязи языковых средств и стиля речи. Функциональный метод для определения функционирования языковых средств в конкретном СМИ. Объект исследования – контент досугового Интернет-журнала Look at me. Данный журнал освещает события из мира креативных индустрий, помогает людям творческих профессий следить за актуальными событиями, участвовать в новых проектах, знакомиться с лидерами арт-бизнеса. Предмет исследования – способы речевого воздействия в текстах анализируемого онлайн-медиа. Цель исследования состоит в разработке модели сетевого издания, которая бы отражала специфику речевого воздействия в онлайн-изданиях сферы досуга. В ходе создания работы были выполнены задачи исследования, направленные на изучение теоретической литературы и формирование терминологического аппарата. В качестве особенностей приемов речевого воздействия сетевых текстов были выделены следующие характеристики: гипертекстуальность, интерактивность, использование англицизмов и оценочной семантики. Элементами речевой модели досугового Интернет-журнала стала жанровая структура как наиболее устойчивая часть речевого воздействия. Жанровая структура LAM включила в себя: • информационные жанры: заметка, интервью, репортаж, читательские комментарии, текстовая трансляция; • аналитические жанры: рецензия, блог, статья-мнение, рекомендация; • художественно-публицистический жанр: игра. Материалом для эмпирической базы исследования послужил контент русскоязычного досугового Интернет-журнал Look at me, входящего в структуру издательского дома Look at media. В ходе работы было проанализировано 50 текстов: информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров, которые были выбраны методом сплошной выборки. Научная новизна исследования состоит в актуализации исследований речевых особенностей сетевых СМИ сферы досуга. На основании контента LAM были выделены наиболее популярные языковые характеристики речевой модели: превалирующая роль паралингвистических компонентов в информационных жанрах, открытое выражение авторского мнения в аналитических жанрах, обилие читательской критики, подкреплённой гиперссылками, в жанре комментария, акцент на вербальных компонентах в художественно-публицистическом жанре игра. Положения, выносимые на защиту: 1. Отличительной чертой дискурса досуговых онлайн-медиа является повышение уровня разговорности и смешение языковых стилей в рамках одного издания. 2. Моделирование речевого воздействия онлайн-СМИ может осуществляться путем описания особенностей интеграции паралингвистических и вербальных компонентов, использования англицизмов и оценочной лексики, а также исследования функциональных особенностей гипертекста в различных речевых жанрах. 3. Выделенные в исследовании, повторяющиеся речевые особенности досугового Интернет-журнала Look at me, отражают тенденции развития сетевой журналистики. Научное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы. Первая глава представляет собой общее теоретическое рассмотрение речевого воздействия в СМИ с акцентом на онлайн-медиа, а также исследование примеров моделирования речи в разных коммуникативных сферах. Во второй главе дана характеристика особенностей досугового Интернет-журнала Look at me. Контент сайта рассмотрен с точки зрения воздействующего потенциала особенностей онлайн-коммуникации и классических воздействующих речевых приемов. В приложении ВКР представлена расшифровка интервью с главным редактором издательского дома Look at media Алексеем Аметовым по вопросам тематического наполнения и языковых особенностей современной досуговой онлайн-журналистики.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f882b7966e12684eea1dc
UUID: 14da691f-4b86-465d-b127-dbde5e4c9877
Язык: Русский
Опубликовано: около 6 лет назад
Просмотры: 274

Березова Ольга Юрьевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,1 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет