МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В ТЕОРИИ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Управление в технических системах — это область инженерной деятельности, специализирующаяся на проектировании и эксплуатации систем управления различными объектами и процессами [1]. Любая сложная техническая система, будь то станок, самолет, предприятие и т.д., требует управления, которое практически невозможно без вмешательства человека. Поэтому следует обозначить понятие «социотехническая система», как совокупность технической и социальной инфраструктуры, которые взаимодействуют и обеспечивают стабильность друг друга [2]. Управление социотехническими системами в основном базируется на современном менеджменте, который, с одной стороны, опирается на традиционные принципы управления, а с другой - развивается и модернизируется. Устоявшиеся принципы дополняются новыми подходами. Одним из примеров дополнения традиционной системы управления является применение принципов интерсубъективного управления [3-5]. Теория интерсубъективного управления, разработанная для регулирования социальных процессов в обществе, ориентирована на достижение взаимопонимания и консенсуса неоднородных акторов, объединенных в самоорганизующиеся сообщества. Акторы, осознающие себя в проблемной ситуации (а не просто познающие ее со стороны), мотивированы на ее разрешение, а совместные решения принимаются всем сообществом акторов, которые вынуждены договариваться друг с другом, понимая, что их собственных ресурсов не хватает для разрешения проблемы. Люди, работающие на социотехнических предприятиях, сталкиваются с проблемными ситуациями, и чаще всего решают их молниеносно, интуитивно, не задумываясь, но существуют такие проблемы, которые требуют большего времени для их урегулирования. Проблемные ситуации возникают и в экстремальных случаях, как, например, в настоящее время, когда весь мир столкнулся с пандемией коронавируса COVID-19. Традиционный менеджмент опирается на субъект-объектный подход к управлению, при котором руководитель раздает поручения, а сотрудники по большей части бездумно их выполняют [6]. Очевидно, назрела необходимость применения субъектно-субъектного подхода к управлению, при котором персонал социотехнических объектов окажется включенным в процессы управления не в качестве объектов (наряду с оборудованием), а в качестве субъектов, участвующих в процессах управления. Менеджеры научатся сами разрешать возникающие проблемные ситуации, брать на себя ответственность без принуждения руководителя. Повысить инициативность сотрудников предприятия, а также научить их брать на себя ответственность, и разрешать сложившиеся производственные проблемы позволит применение интерсубъективного подхода к управлению, составной частью которого является моделирование проблемной ситуации, что и определило актуальность темы магистерской диссертации. Целью магистерской диссертации является разработка модели проблемной ситуации, управление разрешением которой осуществляется с помощью интерсубъективного управления, и ее применение в компании «ТБМ-Приволжье». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: 1. Исследовать теоретический материал по интерсубъективному управлению разрешением проблемных ситуаций. 2. Разработать модель проблемной ситуации. 3. Провести анализ деятельности компании «ТБМ-Приволжье» и выявить проблемные ситуации в компании. 4. Апробировать разработанную модель проблемной ситуации в компании «ТБМ-Приволжье». Объектом исследования выступает компания «ТБМ-Приволжье», которая занимается поставкой фурнитуры для окон и мебели. Предметом исследования являются проблемные ситуации, с которыми столкнулись сотрудники компании «ТБМ-Приволжье», и которые требуют разрешения. Основными источниками информации для написания работы послужили статьи Виттиха В.А., Моисеевой Т.В, Смирнова С.В., Мятишкина Ю.В., Скобелева П.О., посвященные теории интерсубъективного управления. В магистерской диссертации применяется комплексный подход. Решение поставленных в работе задач осуществлялось на основе применения общенаучных (теоретических) методов исследования: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент, воображение, а также эмпирических методов: изучение соответствующей литературы, наблюдение. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Исследован новый подход к управлению разрешением проблемных ситуаций – теория интерсубъективного управления. 2. Разработана модель проблемной ситуации. 3. Проведена апробация разрабатываемой модели в компании «ТБМ-Приволжье». Научная новизна результатов диссертационной работы заключается в том, что: 1. Составлен алгоритм поиска выхода из проблемной ситуации. 2. Предложена математическая модель проблемной ситуации. 3. Апробирована математическая модель проблемной ситуации в самарской компании «ТБМ-Приволжье». Теоретическая значимость диссертации заключается в расширении и дополнении теории интерсубъективного управления с помощью моделирования проблемной ситуации.

Организация и управление
Диссертации

Вуз: Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ)

ID: 609bf67ae4dde500010e00e9
UUID: 09279ab0-9566-0139-2f08-0242ac180005
Язык: Русский
Опубликовано: больше 3 лет назад
Просмотры: 129

12.58

Наталья Поляева

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,8 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет