На сегодняшний день в муниципальных образованиях Российской
Федерации отсутствуют реально функционирующие координирующие и
руководящие органы, стимулирующие развитие молодежного внутреннего
туризмаэконом-класса, а также прокат туристского снаряжения и спортивного
инвентаря для активного молодежного внутреннего туризма.
Для решения этой серьезной социальной проблемы, нами была
определена цель данного исследования, которая заключается в формировании
предложения по повышению доступности внутреннего туризма эконом-класса
для молодежи в возрасте от 14 до 24 лет, путем развития механизма
предоставления туристических услуг через муниципальные молодежные
центры, в перспективе увеличения бюджетных доходов и увеличения доли ВВП
от туристической отрасли.
Формирование и развитие действующего механизма предоставления
туристических услуг для группы населения возрастом от 14 до 24 лет, на наш
взгляд, является эффективным и перспективным способом повышения уровня
доходов в бюджет страны от туризма, а также в целом позитивно повлияет на
российскую молодежную социальную среду. Данная возрастная группа была
определена приоритетной в связи с тем, что именно с 14 до 24 лет активность и
желание путешествовать у молодежи достаточно высокое, но оно не всегда
соответствует финансовой возможности из-за отсутствия оптимального и
стабильного уровня заработка. С целью определения необходимости и
целесообразности проведения исследования и формирования предложения,
нами был проведен социологический опрос репрезентативной ёмкостью 1000
человек в возрастной группе от 14 до 24 лет из разных городов страны.
Основной вопрос анкеты звучал так: «Будете ли Вы больше путешествовать по
России, если стоимость туристических услуг станет ниже и доступнее для
молодежи?» 929 (92,9%) респондентов ответили на – «да», и из них 91 (9,79%)
человек выбрали г. Сочи в качестве места для туристической поездки по
экономичному туру. Стоит отметить, что 400 человек из опрошенных являются
представителями молодежи Краснодарского края, и 94% респондента из
региона ответили, что путешествовали бы больше и из них около 10% из всего
разнообразия городов России предпочли бы путешествиеименно в своем
регионе.
В связи с этим, в результате опроса удалось определить необходимость
осуществления мер по развитию туризма эконом-класса для молодежи как в
стране в целом, так и в частности в Краснодарском крае.
В связи с этим, предлагаем на базегородских муниципальных
молодежных центров организовать работу туристических бюро, которые будут
организованы в форме малых инновационных предприятий.Их работа будет
поддерживаться молодежными центрами, которые на первый год деятельности
туристических бюро будут предоставлять помещения на безвозмездной основе,
а в дальнейшем, с развитием и расширением деятельности, с данных
предприятий предполагается взимание небольшой суммы денежных средств за
аренду помещения.
К функционалу туристических бюро будет относиться:
Формирование, предложение и продажа экскурсионных туров
постоимости
представленной
непосредственно
средствами
размещения,транспортными компаниямии другими организациями, услуги
которых входят в туристическую путевку, т.е. цена тура будет без наценки
молодежного центра за свои услуги;
Предоставление
информациио
выгодном
и
интересном
для
самостоятельного планирования отдыха молодежью, например, посещения
достопримечательностей,
иных
культурных
объектов,
событийных
мероприятий, в том числе и спортивных, отдыхе в лечебно-оздоровительных
центрах, и рекомендаций по составлению туристического маршрута в том или
ином регионе;
Реализация предложенияуслуг по сдаче в прокат туристического и
спортивного снаряжения для активного отдыха;
Ведение
сотрудничества
с
учебными
заведениями
среднего
специального и высшего образования с целью продвижения услуг молодежного
центра по отдыху молодежи внутри страны;
Проведение активной рекламы российской территории и услуг
молодежного центра в данном направлении через социальные сети;
И другие функции, которые необходимы для осуществления работы
по предоставлению для молодежи туристических услуг.
Особое внимание, на наш взгляд, стоит уделить информированию
молодежи о экономичных способах отдыха и туризма внутри страны, к этому
относится и предоставление информации о льготных билетах на посещение
достопримечательностей России, мероприятий и событий, проезд или перелет
внутри страны, а также о льготах на санаторно-курортный отдых, проживание и
питание.
С целью определения целесообразности данного предложения был
проведен дополнительный социологический опрос среди молодежи Москвы,
Санкт-Петербурга и Краснодара возрастом от 14 до 24 лет. В результате
исследования удалось определить, что 71 % респондентов из столицы (71 чел.)
не знают о существовании муниципального молодежного центра, 57 % никогда его не посещали (57 чел.), а 48 % (48 чел.) - даже не знают о его
местонахождении. Подобные результаты показал и опрос молодежи СанктПетербурга: 76 % из 100 человек – не знают о молодежном центре, 46 % никогда его не посещали и 46 % опрошенных не знают, где он расположен.
Иные, более положительные результаты показал опрос среди опрошенных
Краснодара:
более
половины
респондентов
знают
о
существовании
молодежного центра – 59 % из 100 человек, однако 43 человека никогда его не
посещали, а 25 не знают о местонахождении. Заключительным и основным
вопросом анкеты был таковым: «Стали бы Вы чаще посещать молодежный
центр в Вашем городе/пользоваться его услугами, если бы он предоставлял
возможности для льготного туризма по России?». Результаты ответа на этот
вопрос по городам представлены на рисунке 1, 2, 3.
Рисунок 1 – Результаты социологического опроса (г.Москва).
Стали бы Вы чаще посещать молодежный центр в Вашем городе / пользоваться его услугами, если бы он предоставлял возможности для льготного туризма по России?
Да
24,00%
Нет
Нет, но считаю, что
молодежный центр
67,00%
должен организовывать
льготный отдых для
молодежи
9,00%
Рисунок 2 - Результаты социологического опроса (г.Санкт-Петербург).
Стали бы Вы чаще посещать молодежный центр в Вашем городе / пользоваться его услугами, если бы он предоставлял возможности для льготного туризма по России?
14,00%
8,00%
Да
Нет
Нет, но считаю, что
молодежный центр
должен организовывать
льготный отдых для
78,00%
молодежи
Рисунок 3 - Результаты социологического опроса (г.Краснодар).
Стали бы Вы чаще посещать молодежный центр в Вашем городе / пользоваться его услугами, если бы он предоставлял возможности для льготного туризма по России?
Да
26,00%
9,00%
Нет
Нет, но считаю, что
молодежный центр
65,00%
должен организовывать
льготный отдых для
молодежи
Исходя из полученных ответов проводимого опроса, можно сделать
вывод, что за счет поддержки молодежного туризма в стране, можно только
улучшить показатели отрасти, но и увеличить значимость молодежных центров
в жизни студентов и школьников. А значит, идея использования именно
молодежных центров в качестве площадки для деятельности туристических
бюро является целесообразной.
Как уже было отмечено выше, основной целевой аудиторией является
молодежь с 14 до 24 лет, однако туристическое бюро будет иметь возможность
оказывать услуги всем желающим, в независимости от возраста.
Руководителем
данного
проектасчитаем
необходимым
назначить
Федеральное агентство по делам молодежи, которое взаимодействует с
Федеральным агентством по туризму. Стоить отметить, что за счет данного
взаимодействия планируется упрощение деятельности по поиску средств
размещений
и
других
объектов
туристической
отрасли,
благодаря
использованию специализированных баз данных Федерального агентства по
туризму и министерств субъектов страны. Полномочиями по организации
реализации проекта предлагаем наделить Федеральное агентство по делам
молодежи и Министерства по молодежной политике субъектов РФ. Функцию
управления туристическим бюро будет осуществлять руководитель малого
инновационного
предприятия.
А
надзор
за
деятельностью
будетвести
руководитель муниципального молодежного центра.Непосредственную работу
и предоставление услуг молодежи вбюро будут выполнятьсотрудники и
волонтёры, которые распределены по нескольким рабочим группам.
Кадровое обеспечение в муниципальном молодежном центре на
реализацию данного проекта исходит из количества жителей города возрастом
от 14 до 24 лет. По нашим оценкам, на 400-500 тыс. жителей необходимо около
150 человек, из которых3 сотрудника- штатные, все остальные- волонтеры.На
наш взгляд, в Министерствах субъектов РФ, осуществляющих работу по
молодежной политике, должно быть организовано структурное подразделение,
регулирующее работу и развитие данного направления в молодежных центрах
городов региона, в Федеральном агентстве по делам молодежи РФ должно быть
введено подразделение, осуществляющее помощь, поддержку и контроль за
деятельностью молодежных центров в рамках всей страны.
Для организации первоначальной деятельности при муниципальных
молодежных центрахпотребуется территориальное и материальное обеспечение
-помещение и площадка для реализации услуг по предоставлению проката
снаряжения с основным набором мебели из расчета количества штатных
сотрудников. На первый год деятельности туристического бюропредоставление
помещений происходит на безвозмездной основе, в дальнейшем предполагается
взимание оплаты за аренду помещений. Финансовое обеспечение, мы
предлагаем, инновационным предприятиямполучитьза счет субсидированных
средств,а в дальнейшем с развитием масштаба деятельности предполагается
самофинансирование за счет средств от реализации услуг проката.
Говоря об уникальности данного проекта, можно сказать, что
предложение является новым, отечественные и зарубежные аналоги не
известны. Однако стоит отметить, что идея была взята из истории развития
молодежного туризма времён СССР, а конкретно из существования бюро
международного
крупнейшим
молодёжного
и во всем
туризма
«Спутник»,
которое
считалась
мире. Также следует отметить многолетнее
существование разветвленной муниципальной сети проката снаряжения и
спортивного инвентаря для молодежи.
В качестве перспектив от реализации предложения можно назвать
следующие количественные и качественные показатели:
Увеличение туристических потоков по России среди молодежи в 2-
2,5 раза;
Увеличение на 0,5-0,7% доли ВВП от туристической отрасли за
первые 3 года реализации проекта;
Увеличение дохода в федеральный бюджет и муниципальные
образования;
Формирование
у
молодежи
представления
о
туристическом
потенциале страны;
Пробуждение желания у населения путешествовать по России чаще;
Прививание молодежи любви к активному отдыху и спорту;
Увеличение значимости муниципальных молодежных центров в
жизни молодого поколения.
Исходя из этого, можно сделать основополагающий вывод о том, что
реализациясформулированногов
данном
исследовании
предложенияпо
повышению доступности внутреннего туризма эконом-класса для молодежи
улучшит экономическую ситуацию в стране и регионах, а также положительно
отразится на социальной молодежнойсреде в целом.
Литература:
1.
Федеральное агентство по делам молодежи [Электронный ресурс:
https://fadm.gov.ru/(дата обращения: 04.08.2018)]
2.
Федеральное
РФ[Электронный
31.07.2018)]
агентство
ресурс:
по
туризму,
министерство
https://www.russiatourism.ru/(дата
культуры
обращения:
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв