Ольга Юнтунен
«Мой ребенок поздно заговорил» – когда и почему?
Сегодня достаточно часто родители спрашивают «А правда, что современные дети начинают
говорить позже, чем в былые времена? Чем это можно объяснить?». Многие из работающих с
детьми профессионалов различного вида учителей и терапевтов также ссылаются на подобные
наблюдения: дети рубежа 20 и 21-го столетий начинают в среднем говорить позже принятой, гдето начиная с середины 20-го века, официальной нормы.
Давайте оговоримся сразу, что эта заметка не претендует на подтвержденную лонгитюдными
наблюдениями и экспериментами строгую научность, а является достаточно спонтанной, хоть и
основанной на моем многолетнем практическом опыте, попыткой осмыслить происходящее.
Серьезные исследования, компетентные заключения и достоверные гипотезы по данному
вопросу еще предстоят в будущем.
Прежде всего, тезисно повторим, что же до сих пор считалось и официально продолжает
считаться нормой начального развития речи.
До года ребенок проходит следующие основные этапы становления импрессивной речи
(=понимания): реагирование на звук, узнавание знакомого голоса, отклик на свое имя,
различение интонации, понимание слов из ближайшего окружения и простых инструкций типа
«Иди сюда, сядь, дай мячик, возьми ложку», с удовольствием слушает детские потешки и
песенки, пытается участвовать в игре.
По данным различных авторов, в экспрессивной речи (=говорении) после этапов гуления (3-5
месяцев) и лепета (6-10 месяцев) к году ребенок достаточно четко употребляет от 1-3 слов
(Ватсон, Горбачева, Исенина, Матейчик, Протасова) до 10-12 (Давидович, Резниченко, Левин,
Самарина, Старосельская, Сумченко, Студеникин, Справочник педиатра, Джонсон & Джонсон), а
то и до 20 слов (Климова-Фюгнерова, Козак). Также он достаточно активно использует жесты и
мимику.
Далее словарь постепенно накапливается и к полутора годам насчитывает от 20 до 50 активных
слов, к двум же годам он может резко возрасти до 100-300 слов. В это же время начинают
появляться первые простые фразы «Папа би-би, мишка бах, мама бай-бай». Сроки появления
первой фразы – от 1 года 4 месяцев до 2-х лет. Третий год жизни ребенка называют самым
бурным периодом в развитии речи: словарь пополняется новыми словами ежедневно, в речи
присутствуют существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения,
наречия, предлоги и союзы, формируется трехсложная и более фраза, ребенок всем
интересуется, задает вопросы, с удовольствием слушает стихи, сказки, книжки, смотрит
мультфильмы, сам декламирует стишки и поет песенки, рассказывает о произошедших с ним
событиях, играя, разговаривает с игрушками и партнером по игре. Ошибки в речи по типу
возрастного искажения звукопроизношения и грамматических конструкций присутствуют, но они
не мешают полностью понимать говоримое ребенком. К трем годам малыш, по меткому
выражению одного из моих учителей, уже «говорит, как ты, как я», он становится полноценным
собеседником.
Отдельно обозначим примерные сроки становления звуков в речи: до трех лет усваиваются все
нормативные для русского языка гласные, переднеязычные и заднеязычные смычные и
взрывные согласные звуки и их мягкие варианты (п, б, м, н, в, ф, т, д, к, г, х, й); 3 года –
свистящие (с, з, ц), 4 – шипящие (ш, ж, щ, ч), 5-6 лет – соноры (л, р). Если звук сформировался
дефектно, например, межзубные свистящие, это значит, что со временем обязательно
обращение к логопеду для постановки правильного произношения.
При этом будем понимать, что «норма» - это некий средний показатель, отступления в обе
стороны от которого будут считаться выходом за границы нормы, ненормативными явлениями, и
в нашем случае называться либо опережением уровня развития, либо отставанием в развитии
речи. В связи с этим становятся актуальными и такие понятия, как «нижняя граница нормы» и
«верхняя граница нормы». Например, в среднем шипящие звуки начинают появляться около 3х
лет и должны наверняка установиться и дифференцироваться к 4-4,5 годам. Таким образом,
нижняя граница норма становления шипящих – 3 года, верхняя – 4,5.
К слову, существует мнение, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки. В среднем это
действительно так, потому что девочки до определенного возраста онтогенетически вырываются
вперед практически по всем показателям, они и в пубертате созревают гораздо раньше
мальчишек. Но в любом случае, отставание мальчиков от девочек, по идее, должно
укладываться в те самые нижние границы оговоренной нормы.
Так вот, в наше с вами время, где-то начиная с рубежа плюс-минус 2000-х годов, судя по
вопросам родителей, свидетельствам коллег и моим наблюдениям все больше и больше
встречается случаев выходов в речевом развитии за нижние границы описанной в литературе и
официально принятой нормы. То есть среднее начало говорения реально отодвинулось за
границу 1 года и даже далее, вплоть до полутора, а то и двух лет. Заметим, не тотально – попрежнему множество детей начинает говорить в установленных пределах, но количество
случаев позднего начала говорения вне условий наличия какого-либо нарушения или отклонения
развития все увеличивается. Почему же это происходит? Есть ли какие-то внятные объяснения
подобному изменению зафиксированной в прежние годы тенденции?
Ниже я рискну высказать несколько возможных гипотез объяснения причин этого явления,
которые, без сомнения, являются неполной версией и требуют специального, систематическим
образом проведенного, дополнительного исследования и скрупулезно оформленной статистики.
Первая. Рост количества «битов» информации в современном мире происходит настолько
стремительно, что информационное поле, по некоторым оценкам, удваивается чуть ли не
дважды в год. Тогда как ранее на это требовались сначала тысячелетия, потом столетия и
десятилетия. За последние полвека-век увеличилось не только количество информации, но
неимоверно усложнилось техническое бытовое пространство. Да, все наши технические
достижения, с одной стороны, реально облегчают жизнь человеку, но с другой – требуют от него
новых способностей ко все более раннему и скорейшему их освоению. Практически это
означает, что вокруг растущего человека, задолго до его рождения, расстилается буквально
океан информации, требующий усвоения, а реальные-то биологические возможности остались
практически неизменными со времен прапрародителей, плюс любые требуемые внутренние
психические и биогенные мутации происходят гораздо медленнее внешних изменений. Так
называемые «информационные шумы и перегрузки» формирующемуся головному мозгу и
высшим психическим функциям необходимо не только распознать и отдифференцировать, но и
овладеть ими. Судя по всему, на предлагаемый объем юному мозгу требуется гораздо больше
времени, чем это нужно было еще 20 лет назад. Особенно это должно быть заметно в
мегаполисах.
Вторая. «Предугадывание» родителями малейших потребностей ребенка и максимальное
облегчение ежедневного быта. Современные родители все знают и все делают по часам, но
главное – в их распоряжении все для этого необходимое. Еда, подгузники, купания, развлечения
– все готово к немедленному удовлетворению любых возникающих потребностей, а зачастую
даже предвосхищает их. Для получения необходимого нет нужды вступать в коммуникацию,
ребенку не требуется даже плакать – все у него есть до того, как он успеет сообразить, а что же,
собственно, нужно. Если же, когда-то в более старшем возрасте, у него возникает вдруг какое-то
желание, не надо говорить «мама, дай» да еще и сопровождать «волшебным словом»,
достаточно указать пальцем или просто расхныкаться, как тут же добрая мамочка протягивает
это любимому малышу. Мы живем, как в магазине самообслуживания: с тетей-кассиром
разговаривать ведь необязательно. Другими словами, у ребенка не формируется естественная
жизненно насущная потребность общаться при помощи экспрессивной (обращенной во вне)
речи, взрослый же постепенно теряет ее. Похоже, что экспрессивная речь становится
атавизмом.
Третья. Эмпативная отстраненность/индифферентность обоих родителей и, что самое грустное,
матери от ребенка. Современные матери часто заняты «своими личными» делами гораздо в
большей степени, чем общесемейными и детскими. Они все менее домохозяйки, вынужденные
большую часть жизни проводить в кругу семьи в заботе о ней, чем 50 лет назад. Легкий быт,
изобилие еды и одежды, техника и полуфабрикаты, няньки и детские сады обеспечивают
отсутствие необходимости уделять много времени и сил уходу за ближними, непосредственно
заботе о ребенке и вынужденному взаимодействию с ним, и высвобождающееся время с той или
иной степенью удовольствия расходуется на любые другие дела, и ребенок часто остается вне
насущных интересов, так как требует повышенных затрат внимания, сил и умений. Появляются
новые тенденции, когда ребенок воспринимается исключительно как милая игрушка,
игнорируемая, когда начинает причинять трудности, или родители исповедуют так называемую
философию чайлд-фри и рожают детей максимально поздно, что приводит к определенного
рода проблемам. Институт семьи в целом трансформируется в сторону разрыва связи между
поколениями, следовательно, к утрате таких важных внутрисемейных механизмов передачи
жизненного опыта и общих знаний. Наши дети вынуждены учиться добывать свои опыт и знания
из внесемейных источников. Навязываемый же со всех сторон культ беззаботной и радостной
жизни без стрессов и проблем приводит к тому, что человек стремится избегать любой лишней
нагрузки и предпочитает либо не замечать возникающие проблемы, либо уходить от них
посредством разрыва отношений, чем решать и, тем более, предупреждать их.
Четвертая. В некотором смысле обратная предыдущей: гиперопека и повышенная
требовательность к ребенку. Сотни игрушек и занятий, десятки кружков и репетиторов в погоне
за удовлетворением тщеславных родительских амбиций – все, кроме тихого сидения на коленях
у мамы и слушания чтения вечерней сказки. Требования же типа «Ты уже взрослый! говори, как
большой!» и жалобы «Он вредный и ленивый, все делает мне назло» не достигают других
результатов, кроме развития стойкого невроза, замыкания в себе и отказа от говорения вообще.
Пятая. Мы уже несколько лет живем в эпоху гаджетовых способов извлечения информации и
общения. Ребенку гораздо легче задать вопрос Гуглу Всемогущему, чем спросить у родителей и
дождаться внятного ответа. Подросткам гораздо легче написать приятелям в чате, а взрослому
отправить коллеге мэйл, чем даже просто позвонить по скайпи. Малыш учится нажимать на
кнопки пульта или играть в телефонные приложения много раньше, чем скажет первое слово. Он
коммуницирует с игрушками и через игрушки, с гаджетами и посредством их, подростки чатятся
искаженной письменной речью друг с другом, сидя напротив и держась за руки: устно им трудно
связать грамматически без ошибок десяток слов – курлыкающая речь. Многие родители, следуя
за детьми, чтобы поддержать с ними общение, переходят в чаты и социальные сети, иначе дома
сутками можно не услышать от любимого чада ни слова.
Шестая (расширение предыдущего пункта). Многообразное (масса источников и видов) и – по
многим причинам, о которых отдельный разговор, - часто ложно-некорректное агрессивное
воздействие внешнего мира на личность и межличностные отношения вплоть до формирования
различных мнительностей, стереотипов, фобий и неврозов. В силу средней
малопросвещенности человек самостоятельно не может отличить корректную информацию от
дезинформации и ложной политической или коммерческой пропаганды. Отсюда путаница в
фактическом материале и растерянность в принятии решений, внутренний конфликт,
отражающийся и на взаимодействии с ребенком, на выборе методик воспитания и общения.
«Информации столько, и она настолько различна, что я совсем запуталась. Я не могу
разобраться, чему верить и каким рекомендациям следовать», - сетуют молодые мамы. И если
когда-то раньше их окружали более опытные родители, бабушки и дедушки, семейные традиции,
на которые можно было ориентироваться, батюшка в церкви и монарх на троне – достаточно
замкнутая и стабильно-жестко определенная система, диктующая нормы поведения, то нынче
весь мир открыт и тянет одеяло установок в разные стороны. Результатом являются
бессистемность и импульсивность выбора и смены методик развития и взаимодействия с
ребенком, что негативно отражается на растущей личности.
Седьмая. Активизировавшаяся в среднем миграция и участившееся смешение культур
посредством межкультурных браков, следовательно, увеличение количества случаев
естественного дву- и более язычия в семьях и непосредственном окружении. Необходимость
усваивать одновременно два и более языков естественным образом, как и общий рост
информации, влияют на скорость овладения навыком и отсрочивают время появления
экспрессивной речи.
Таким образом, я озвучила свою версию ответа на вопрос «А правда ли, что современные дети
начинают говорить позже, и почему?». Справедливы ли мои умозаключения, или мудрые
исследователи опровергнут высказанные гипотезы и выскажут свои, покажут время и практика. И
помните, что мы с вами рассматривали лишь вариант нормы развития речи в онтогенезе
ребенка, все дефекты и отставания в развитии, а также коррекционная проблематика – темы для
других публикаций.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв