Надежный доступ
О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной
библиотеке
Куратор Центральной городской публичной библиотеки имени В.В. Маяковского Иван
Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху.
Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки:
создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.
— Падает ли интерес россиян к чтению?
— Напротив, сегодня наблюдается долгосрочная тенденция сознательного выбора
литературы для чтения, не только обязательного, но и для собственных досуговых интересов
и саморазвития. Это подтверждается и наблюдениями, и статистикой книговыдачи в
подписных электронных ресурсах.
— Какие проблемы (финансовые, технологические, правовые) существуют на данный
момент в области библиотечного дела?
— В области библиотечного дела множество проблем в указанных сферах. Очень сильно
влияет региональная специфика: экономическое состояние региона, политика власти, уровень
партнерских отношений руководителей библиотек с администрацией города,
организационно-методическое партнерство библиотек в конкретном регионе.
— Есть ли необходимость создавать электронные библиотеки в России? Какие есть
трудности в этой области?
— Такой вопрос был бы корректен в середине 2000-ых годов. Сегодня речь идет не о
«создании электронных библиотек», а о расширении доступа к любой, особенно электронной
информации посредством библиотек. Организация доступа к оцифрованным фондам
библиотек — это одна из государственных услуг, которые библиотеки обязаны выполнять в
меру своих возможностей (при соблюдении норм авторского права). Технологически это
может протекать по-разному. Необязательно создание собственной программной оболочки,
это могут быть программные оболочки различных информационных систем. Основное
условие — надежный доступ для пользователей библиотек и интернет-сообщества в целом.
За этот контент человек не должен платить. Также необходимо, чтобы потребление контента
происходило под именем библиотеки с обязательным учетом статистики книговыдачи и
посещений. Они — показатели меры полезности библиотеки. Развитие электронных
библиотечных коллекций — традиционная для библиотеки работа, в электронную эпоху она
реализует свои вечные задачи: коллекционирование фонда документов в соответствии с
интересами своих пользователей и организация общественного доступа.
— У Вас есть представление об идеальной электронной библиотеке?
— У термина «электронная библиотека» есть разные значения. В широком смысле под этим
понимают любую цифровую подборку источников информации. В наиболее
распространенном и корректном варианте это программно-технологический комплекс с
фондом документов (источников информации различного типа) и поисковым аппаратом
(каталогом), обеспечивающим процесс поиска, просмотра, копирования и комфортного
потребления документов внутри самой системы.
Идеальная электронная библиотека интуитивно понятна по функционалу и навигации,
доступна широкой аудитории. Она сохраняет исторически конкретный облик книги,
документа (вплоть до следов пользования) в сочетании с возможностью поиска по тексту с
точностью до конкретного абзаца; с последующим сохранением или копированием (в виде
образа страниц или в текстовом формате). Это поисковая система с различными алгоритмами
поисковых условий для разных ситуаций и пользователей.
В числе базовых условий должно быть сочетание полнотекстового поиска с поиском по
каталогу (по описанию и тематике). Идеальная электронная библиотека не боится
«дублирования» своего репертуара с коллекциями других библиотек, но она собирает
целостный фонд в соответствии со своей концепцией развития. Она имеет содержательный
профиль и сочетает политику формирования собственного фонда с организацией
семантических связей (ссылок) с цифровыми фондами ведущих организаций.
— Каким должно быть присутствие библиотеки в интернете?
— Библиотеки, помимо своего сайта и регионального, часто поддерживают аккаунты в
нескольких социальных сетях. Практика размещения контента крайне неоднозначна, но, в
целом, побеждает тенденция к тому, что библиотеки в рамках официальных аккаунтов
реализуют основные направления своей работы: информационное и культурнопросветительское.
Контент библиотек (библиотечных учреждений) в социальных сетях должен отвечать
запросам целевых групп пользователей. Закон соответствия библиотековеда Ю. В.
Григорьева никто не отменял. В онлайновой среде библиотека выполняет свои функции и
предлагает профессиональные услуги по отбору и рекомендации надежных источников
информации, ориентирует в информационном пространстве, развивает компетенции
информационной грамотности. Если просто — это то, что связано с литературой, наукой,
чтением, поиском и выбором лучшего; с определением наиболее коротких путей к
источникам личностного знания.
— Какую роль играют открытые лицензии в контексте работы библиотек?
— Трудно ответить за все библиотеки даже в рамках своего региона и своей сети
общедоступных библиотек. На основе личного опыта могу сказать, что открытая лицензия
как целенаправленно развиваемая форма использования электронного контента пока не
заняла в профессиональном сознании библиотечных специалистов должного места.
Приоритетным является, во-первых, распространение собственного контента в свободном
доступе: каталогов, баз данных, обзорных и справочных материалов, методических
сборников, научных и просветительских трудов, — но без конкретного обозначения
правового статуса. Во-вторых, электронная подписка на платный контент электроннобиблиотечных систем посредством заключения лицензионных соглашений. В-третьих,
создание собственных информационных ресурсов любых доступных онлайновых
информационных источников правового статуса с условием недопущения рекламы и
популяризации откровенно «пиратских» источников.
— Как нужно реорганизовать работу библиотек? Какую роль в этом процессе должно
играть государство?
— Все зависит от целей и масштабов работы: говорим ли мы о масштабах муниципалитета,
региона или страны. Роль государства прописана в национальном и региональном
библиотечном законодательстве. Министерством культуры России в конце 2014 года принят
«Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки», который позиционируется
как руководящий документ для региональных и местных органов власти в отношении не
только общедоступных библиотек, но и библиотек других типов. Документ декларирует ряд
важных положений о месте библиотек в обществе и обязанностях органов власти по
обеспечению их деятельности.
— Почему Вы решили присоединиться к проекту «Ноосфера»? Каких результатов Вы
ждете от этого сотрудничества?
— Это решение продиктовано заинтересованностью руководства нашей библиотеки.
Говорить об ожиданиях пока рано: проект «Ноосфера» слишком молод. Но как специалист
поделюсь собственными соображениями. Очень хотелось бы, чтобы проект перерос в
результативно и масштабно работающую инфраструктуру доступа к качественному, научно
значимому контенту, как альтернативный Национальной электронной библиотеке проект,
который развивается в своей нише. Преимущество «Ноосферы» в данном случае заключается
в том, что она может стать ценным источником справочно-информационного обслуживания и
частью «виртуального фонда» библиотеки.
Прозоров Иван Евгеньевич, координатор проекта электронной библиотеки, зав. Сектором.
Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского, Санкт-Петербург,
канд. пед. наук. +7(911)161-91-45.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв