ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 65.014
К. И. Макаева, М. Б. Коокуева, Д. П. Минькова, К. А. Биба, А. Б. Бадмаев
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова»,
Элиста, e-mail: kermen_ makaeva@mail.ru
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ В РЕГИОНЕ
Ключевые слова: Республика Калмыкия, финансирование социальной поддержки, совершенствование организационной структуры Министерства социального развития, труда и занятости.
Важные субъекты управления соцработой в Республике Калмыкия – это госорганы и общественное самоуправление.
Упоминая структуру госуправления соцсферой, заметим, что она не меняется в течение нескольких десятков лет. Существует до сих пор федеральные госорганы управления – Министерства,
субъекта Федерации – в качестве департаментов, муниципальные – отделы. Но очень подверглись
изменению функционал по вертикали управления, ставшие наименее строгими и либеральнее, что
изменяет внутреннюю систему госорганов управления.
Согласно трактовке (субъекты) управляют соцсферой для положительных тенденций, что формирует оптимальную модель республиканских и муниципальных госорганов и реализуя принципы и совершенствование в соцсфере. Часто работа субъектов управления соцсферой непоследовательна по принятию решений и противоречива, вызывает хаос республиканских оргструктур управления соцсферой.
Изменения управленческих систем соцсферы в регионе похожи на федеральные. Нередко Правительство навязывает управленческие схемы. Изменение оргструктур уточняет функционал госорганов управления, ни в коем случае не наоборот.
И тем более квалификация работников не способствует начальству допустить мысли о новой
соцполитики и своеобразно формулирует функционал управленческих госорганов. Этот факт связан
с реформацией центральной управленческой системы экономики в целом и соцсферой, не сопровождает развитие рыночного механизма.
Региональные управленческие структуры и муниципальные бюджеты не могут реализовать
управленческие функции в итоге децентрализации управления и софинансирования.
Развитие оргструктур – главное реформирование управленческой системы соцсферой, что укрепит неустойчивую вертикаль управления, собрать финансово-материальные и кадровые резервы, что
важно при управленческой децентрализации и ограниченных финансов.
Высокая доля риска совершенствования соцсферы республики постоянно корректируется по нормативам. Новейшая соцстратегия и политика государства на региональном уровне разделяет ответственность за социальную сферу на федеральном и региональном уровне, формируя единую законодательно-ресурсную основу соцполитики. Лишь эта концепция увеличивает присутствие государства
в соцпроцессе, укрепляя единое соцпространство и централизуя контроль.
K. I. Makaeva, M. B. Kokueva, D. P. Minkova, K. A. Вiba, A. B. Badmaev
Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikova, Elista, e-mail: kermen_ makaeva@mail.ru
DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MODEL
OF THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE MANAGEMENT
OF SOCIAL WORK IN THE REGION
Keywords: Republic of Kalmykia, financing social support, improving the organizational structure of
the Ministry of Social Development, Labor and Employment.
Important subjects of social work management in the Republic of Kalmykia are state bodies and public
self-government.
Mentioning the structure of public administration in the social sphere, we note that it has not changed
for several decades. There are still federal government agencies – the Ministry, the subject of the Federation – as departments, municipal – departments. But the functionalities of the vertical management have
undergone a lot of changes, which have become the least stringent and more liberal, which is changing the
internal system of government agencies.
According to the interpretation (subjects) manage the social sphere for positive trends, which forms the
optimal model of republican and municipal government bodies and implements the principles and improvement in the social sphere. Often the work of the subjects of social sphere management is inconsistent in
making decisions and contradictory, causing chaos of the republican organizational structures for managing
the social sphere. Changes in the management systems of the social sphere in the region are similar to federal
ones. Often, the government imposes management schemes. a change in organizational structures clarifies
the functionality of government agencies, in no case the other way around.
ВЕСТНИК АЛТАЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА № 11 2019
117
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
And the more so, the qualifications of the workers do not help the bosses to think about a new social
policy and formulate in a peculiar way the functional of managerial state bodies. This fact is associated with
the reformation of the central management system of the economy as a whole and the social sphere, does
not accompany the development of the market mechanism.
Regional management structures and municipal budgets cannot implement managerial functions as a
result of decentralization of management and co-financing.
The development of organizational structures is the main reform of the management system in the
social sphere, which will strengthen the unstable management vertical and collect financial and material
and personnel reserves, which is important for managerial decentralization and limited finances. A high
share of the risk of improving the social sphere of the republic is constantly being adjusted according to the
standards. The latest social strategy and state policy at the regional level shares responsibility for the social
sphere at the federal and regional levels, forming a unified legislative and resource basis for social policy.
This concept alone increases the state’s presence in the social process, strengthening a single social space
and centralizing control.
Введение
Главным фактором, мешающим запланированному совершенствованию
соцсферы, являются отсутствие финансов и результативной управленческой
оргструктуры. Недооценивание управленческих условий много раз приводила к отрицательным соцпоследствиям,
изменениям регионализации общества
[2]. Неадаптированные к практическому применению управленческих концепций соцсферой не развивают рынки
регионов соцуслуг [1].
В настоящий период нужно акцентироваться на инновационной соцполитике, то есть методологии формирования
гибких региональных управленческих
моделей. Заметим, что главные ориентиры соцразвития соцсферы Правительства и региона в целом идентичны,
организационно-правовой и экономический способы Правительства и региона в целом имеют специфику [3].
Региональные модели управления
соцработы оценивают воздействие
на качественные характеристики жизни граждан в условиях рынка в разрезе региона.
Создание региональная управленческая структура, включая соцсферу,
является новым явлением в стране, потому что на рынке регион – это несамостоятельный социально-экономический субъект, где соцразвитие ощущало
на себе трудности осуществления соцполитики по определенным федеральным принципам [4].
Цель исследования – предложение путей совершенствования работы
региональных моделей организационных структур управления социальной
работой.
118
Материалы и методы исследования
Методологическую основу изучения
составили труды отечественных и зарубежных ученых в области социальноэкономического развития региона.
Результаты исследования
и их обсуждение
Управление соцработой на региональном уровне имеет государственные и региональные специфики. Региональные
специфики соцпроцессов адекватно отражают меры госрегулирования соцсферы.
Определенные трудности соцразвития
регионов решаются самостоятельно субъектами. Им свойственна главное предназначение при формировании и осуществлении региональных соцпрограмм, которые учитывают социально-экономическое
совершенствование региона [5].
Соцсфера группирует и разделяет социально важные услуги согласно эффективности удовлетворения нужд индивида
согласно республиканских условий. Этот
факт четко связывает человека, качественную сторону его жизнедеятельности и соцсферу региональной структуры.
Еще одной составляющей управления
соцсферой является оптимизационная
региональная политика, которая может
четко и оперативно отреагировать на повышение спроса граждан. Кроме этого,
республиканская соцполитика экономична в бюджетном соотношении [6].
Управление соцсферой региона – активное взаимодействие управленческих
объекта и субъекта с использованием особенных методов, которые обусловлены
спецификой определенного субъекта Федерации. Главная миссия управления соцсферой республики заключается в стабильном развитии отраслей соцсферы путем
ВЕСТНИК АЛТАЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА № 11 2019
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
введения новейших оргформ соцобслуживания граждан, которые обеспечивают производственный процесс, доставку и употребление соцуслуг. Управление
соцсферой региона – это координация, гармонизация взаимосвязей подсистем, усовершенствовании системы соцработы [8].
Усложненность соцсферы региона
обусловлено пристальным вниманием
на этой области работы и выступает
нужной составляющей экономики региона и сохраняет трудовой потенциал,
мотивирует расширенное воспроизводство граждан. В этом случае соцсферу
региона рассматривают в качестве:
– органической составляющей региональной экономики, которая характеризуется спецификой функционирования на рынке;
– элемента общественного распределения и трудовой координации;
– рыночного сегментирования жизненны важных услуг, которые определяют
качественные стороны граждан республики. Инновационные рыночные механизмы
социально значимых услуг – это сложная
система экономики, которая связывает
клиентов и производителей при взаимодействии спроса и предложения в конкурентной борьбе, экономико – правовой
независимости экономических субъектов
и свободного образования цен [7].
Но любой человек имеет доступ
к минимальным соцуслугам. Особенность отрасли соцсферы нуждается
в госструктуре.
Имеет место ликвидировать недостатки, которые свойственны экономике производителя-потребителя соцуслуг, и реализуя требования соцсправедливости, которая заложена в государственной концепции. Применение
иных способов обслуживания клиентов ни в коем случае «навязчивым».
Главное предназначение госуправления, сочетая гибкость применения
рыночного регулирования выступает
главным условием, которое обеспечивается динамичностью работы социнфраструктуры республики.
Совершенствование региональных
моделей управленческих структур соцсферы это тенденция планирования, прогнозирования и программирования соцразвития в качестве базовых механизмов
осуществления соцполитики страны [9].
Развитие рынка не представляется
без планирования, но из способов принуждения превращается в механизм обоснования балансированных разрешений
по постижению запланированных миссий соцразвития республики. На уровне
региона более результативным механизмом управления соцработы выступает
программно-целевой способ, разрабатываемый внутренним потенциалом территориальных структур.
В настоящий период есть большой
опыт формирования региональных госпрограмм, требующий обобщения. Нужно при массовости формирования целевых госпрограмм региона оценить их эффективность, потому что эффект низкий.
Нужна корректировка и дополнение
законодательной базы. До сегодняшнего
дня нет четкого толкования того, каковы хозяйственно-социальные трудности
нуждаются в программном решении,
а каковы решаются в текущей работе либо среднесрочном планировании
и прогнозировании. Особую роль играет
пояснение показателей определения целевых госпрограмм на уровне региона,
обеспечивая программными способами
более труднорешаемых задач соцразвития субъектов РФ.
В управлении соцпроцессами региона существует проблема соцпартнерства
в качестве метода постижения согласованности в общественности, механизма
совокупной отработки решений по государственным соцвопросам, региональных структур и общественных учреждений. Главным элементом стратегического совершенствования соцсферы выступают маркетинговые изучения, которые
повышают рентабельность и конкурентоспособность учреждений соцсферы.
Учреждениями Республики Калмыки
за 2018 г. предоставлены услуги:
1. Социально-бытовые: 2659 чел.
(уборка жилья, предоставление продуктов питания и т. п.).
2. Социально-медицинские:
1625 чел. (медицинский массаж, ухаживание в медорганизации).
3. Социально-психологиче ские:
416 чел. (психологическая помощь).
4 . С о ц и а л ь н о - п ед а го г и ч е с к и е :
25 чел. (образовательные услуги).
5. Социально-правовые: 547 чел.
(юр.консультация; защита прав).
ВЕСТНИК АЛТАЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА № 11 2019
119
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
6. Срочные услуги: 1416 чел. (предоставление товаров первой значимости).
Министерство социального развития, труда и занятости региона реализует
по закону обязанности в области соцобслуживания, выполнение федеральнорегиональных нормативных актов соцобслуживания, является поставщиком
соцуслуг, и имеет главное предназначение по соцобслуживанию [10].
В 2018 г. в организациях соцобслуживания введена ИТ – программа по организации качественно- сбалансированного питания находящихся; работает аутсорсинг
медуслуг; в 9 организациях независимо
оценивается качество услуг, укрепляется
МТО организаций, что повышает результативность организаций соцобслуживания.
На сегодняшний день в Перечне поставщиков соцуслуг Министерства находится десять организаций соцобслуживания престарелого возраста, людей с ОВЗ,
семей и детей. За 2018 г. соцуслуги в организациях получили свыше одной тыс. чел.
Правительство РК способствует развитию новейших способов соцработы,
которые улучшают соцобслуживание
и поддерживает слабо защищенных категорий населения.
Трудность в развитии организаций соцобслуживания в РК – это недостаточность мест в этих организациях
из-за низкого обеспечения регионом
стационарных организаций.
Итак, соблюдение принципа комплексности управления соцсферой
на региональном уровне согласно организационных, управленческих, функционально-экономических инструментов
управления.
Нужно учесть свойство и структуру
соцсферы, подверженные тенденциям
разных условий внутреннего и внешнего
окружения республики.
Одновременно случается перманентный процесс внутренней реорганизации
соцсферы, разрабатываются новейшие
принципы, способы, инструменты управления, что нужна системность исследования для увеличения результативности
работы и совершенствования соцсферы
на региональном рынке. Нужно построить
методическое сопровождение, которое основано на научно-адаптивных, инновационных управленческих в условиях рынка
и инновационных нужд соцполитики государства и региональных моделей.
Заключение
Совершенствование региональных
моделей управленческих структур соцсферы – это тенденция планирования, прогнозирования и программирования соцразвития в качестве базовых механизмов
осуществления соцполитики страны.
Итак, соблюдение принципа комплексности управления соцсферой
на региональном уровне согласно организационных, управленческих, функционально – экономических инструментов
управления обеспечит адресность и доступность защиты малоимущих граждан.
Библиографический список
1. Глущенко B.B. Системы управления организационно-административными непроизводственными структурами. СПб., 2016.
2. Зарецкий А.Д. Менеджмент социальной работы: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.
Ростов н/Д : Феникс, 2016.
3. Зарецкий А.Д. Менеджмент социальной работы. М.: Высшая школа, 2017.
4. Комаров Е.И. Организационные структуры управления: учебно-методическое пособие по курсу «Менеджмент». М., 2015.
5. Комарова Е.И. Организация, управление и администрирование в социальной работе. М.: Юрайт, 2017.
6. Менеджмент социальной работы: учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. М.: ВЛАДОС, 2014.
7. Методы и модели совершенствования организационных структур / Б.А. Лагоша и др. М., 2018.
8. Шатилов И.Н. Управление социальной работой в контексте социально-экономического развития малых городов современной России // Экономика России: XXI век: междунар.сб. науч. трудов /
под общ. ред. О.И. Кирикова. Воронеж, 2018. Вып. 12. С. 144–151.
9. Шипунова Т.В. Эволюция и проблемы менеджмента социальной работы // Управленческое
консультирование. 2019. № 2. С. 153–170.
10. minsoc.kalmregion.ru – официальный сайт Министерства социального развития, труда и защиты РК.
120
ВЕСТНИК АЛТАЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА № 11 2019
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв