Новостная мемосфера России: прагматический аспект

Условия жизни в современном информационном обществе делают практически невозможным существование человека вне так называемой мемосферы. Вне зависимости от того, откуда человек привык получить информацию и новости. Социальные сети, интернет-СМИ, телевидение или даже печатные издания – все они в той или иной степени манипулируют или заигрывают с меметичными образами и типичными формами подачи контента, которые были рождены в среде «Web 3.0» (исключениями могут служить сугубо отраслевые или бюджетные издания, основной целью деятельности которых не является привлечение и удержание аудитории). Эта тенденция сейчас активно исследуется социологами, политологами, лингвистами и специалистами многих других гуманитарных областей наук. Однако, несмотря на то, что сегодня множество, в первую очередь коммерческих и политических структур, уже полноценно используют мемосферу в профессиональной деятельности, именно прагматический аспект в научном и общественном дискурсе оставляет все больше нерешенных вопросов. И с точки зрения педагогики и культурологии мемосфера может стать бесконечным источником универсальных образов и уникальных культурологических единиц с последующим практическим профильным применением. В рамках данной работы исследовались меметичные публикации в современных средствах массовой коммуникации. Актуальность данного исследования обусловлена, в первую очередь, растущей ролью новостной мемосферы в социальный жизни русскоязычного сегмента интернета. На данном этапе мемосфера мало изучена, так как, являясь порождением третьего поколения интернета (хотя основы были заложены еще во втором поколении), практическое влияние на широкую общественность стало заметно лишь на заре двадцатых годов двадцать первого века. Кроме того, бурное развитие переживают и социальные сети, которые по большей части и являются основным источником сюжетов и форм для меметичных единиц. Благодаря разного рода и типам мемов стороны коомуникации «Web 3.0» имеют возможность самовыражаться, делиться мнением, находить единомышленников и оказывать влияние на общественное мнение. Объектом исследования являются меметичные единицы (мемы), опубликованные на различных интернет-площадках. Предметом исследования выступают способы передачи культурной идентичности в новостной мемосфере России. Материалом исследования послужили креолизованные тексты, изображения, видео и аудиоматериалы, размещенные в период с 2021 года по 2022 год в социальных сетях «ВКонтакте», «Telegram», «Twitter (принадлежит «Meta», запрещенной на территории Российской Федерации)» и других интернет-ресурсах, а также комментарии пользователей к этим публикациям. При отборе практического материала мы руководствовались следующими принципами: во-первых, высокой степенью внутренней интенции автора в иллюстрированных текстах; во-вторых, востребованностью подобных текстов среди пользователей социальных сетей. Объем картотеки выборки составил более 400 публикаций. Цель работы состоит в выявлении способов прагматизации продуктов новостной мемосферы России. Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения основных задач исследования: 1) проанализировать подходы к изучению мемосферы, определить понятие «мемосфера» и рассмотреть ее особенности в рамках культурологического и социологического подхода; 2) охарактеризовать специфику новостной мемосферы; 3) дать определение понятию новостной мемосферы, проанализировать существующие концепции и подходы к ее изучению; 4) изучить виды (типы) мемосферы в интернет-среде; 5) дать характеристику Интернет-мема как основного типа КТ; 6) определить способы вторичной реализации новостных мемов, выявить и изучить способы проявления авторской позиции и трансформации контекста; 7) описать потенциал использования интернет-мемов на занятиях по РКИ. Методы исследования определялись целями и задачами, а также особенностями анализируемого материала. Для отбора материала использовался метод сплошной выборки. При анализе и классификации отобранного материала использовался метод контент-анализа, позволяющий разграничить собранные примеры по тематической принадлежности, имплицитности/эксплицитности выражения оценочности текста. Кроме того, были использованы метод структурно-семантического, семантико-стилистического анализа для выявления основных коммуникативных намерений в социальных сетях. Методологической и теоретической базой исследования являются научные идеи и концепции отечественных и зарубежных ученных в области социологии, культурологии и интернетологии (Web Science). Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе особенностей прагматизации новостной мемосферы, которые не получили достаточного научного освещения. Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследование может способствовать дальнейшей разработке теории интернетологии, медиадискурса и его репрезентации в различных областях науки. В том числе, работа вносит определенный вклад в развитие педагогических технологий.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Диссертации

Вуз: Южный федеральный университет (ЮФУ)

ID: 64388318e4dde50001260e90
UUID: 0fe0de70-bc79-013b-4279-0242ac180005
Язык: Русский
Опубликовано: около 1 года назад
Просмотры: 2

6.9

Георгий Москвичев

Южный федеральный университет (ЮФУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 0 байт


Поделиться работой
Spinner

Публикация в настоящий момент конвертируется

Пожалуйста, перезагрузите страницу через некоторое время...

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет