«Вузы готовят не специалистов, а теоретиков»:
проверяем верность тезиса для IT-сферы
Ответы на вопросы тем «Почему IT-компании не удовлетворены качеством образования студентов?»
и «Должен ли вуз готовить IT-специалистов?»
На данном этапе развития и, как стало модно говорить, модернизации высшего образования в
России, имеет место достаточно много проблем. Несмотря на то, что «классическое» образование
пытается адаптироваться к потребностям компаний, работающих в новой рыночной
действительности, обилие теории (часто бесполезной) приводит к тому, что выпускники вузов
абсолютно не готовы к практической деятельности. Некоторые исследования и вовсе отражают
простую истину: если студент работает во время обучения, причём не важно, по специальности или
нет, то в дальнейшем ему будет намного легче получить перспективную должность на престижной
работе, чем его «сугубо теоретическим» коллегам. Вывод неутешительный: компаниям нужен опыт,
а не красный диплом.
Сфера информационных технологий вполне логично гораздо более оторвана от вузовского
образования, чем многие другие предметные области. Этому есть несколько причин. Во-первых,
конечно, такой разрыв связан с колоссальным устареванием информации и нарастанием скорости
её обновления – то, чему специалистов учат сейчас, может быть уже неактуально не только через
год, но и через месяц. Во-вторых, речь идёт не только о самих компетенциях (знаниях, умениях,
навыках), получаемых студентами, но и том, кто их преподаёт. Возникает закономерный вопрос:
может ли человек, который знаком с информационными технологиями только по книгам, эффективно
научить чему-то, что будет полезно в практической деятельности?
МНЕНИЕ
«Компании не удовлетворены качеством образования студентов, так как предъявляют
высокие требования к своим кандидатам. Те функциональные обязанности, которые
необходимо выполнять сотрудникам на подобных должностях, не выполнялись на
практике, либо даже не изучались молодыми специалистами в вузе. Эта тенденция
наблюдается не только в IT сфере. Практические навыки, которые так необходимы
организациям, можно приобрести только если уже во время обучения начать работу по
профилю или смежным профессиям. А это становится проблемой для многих ребят,
поскольку приходится выбирать между учебой и работой. Это может негативно
сказаться на обоих занятиях.
Вузы должны готовить IT специалистов – теоретическая база должна быть. Однако
должное внимание следует уделять текущим потребностям профессионального рынка,
а не представлениям о нём пятилетней давности».
Юлия Калачева, директор по персоналу
Неужели вуз действительно не может готовить толковых IT-специалистов? На самом деле, всё
зависит от подхода преподавателя и отношения руководства. Может и хочет ли вуз прививать своим
студентам инновационную культуру личности, развивать компетенции, связанные с элементарной
компьютерной грамотностью и со сложными аспектами деятельности в области информационных
технологий?
МНЕНИЕ
«Преподаватель теоретик может дать какую-то основу, базу, но определенные нюансы
деятельности можно освоить только на практике, которую студенты и проходят в
рамках образовательных программ. Также сейчас стараются внедрять различные
интерактивные методы обучения – это помогает лучшему освоению и пониманию
материала.
Считаю, что нельзя напрямую связывать качество образования со специалистамитеоретиками, влияющих важных факторов здесь гораздо больше.
Ещё одна проблема связана с тем, что в вузы поступают ребята с меньшим багажом
знаний, чем те же 7-10 лет назад. Качество подготовки в школе снизилось, и вузам
приходится сначала устранять эти пробелы, а уже потом переходить к узкой
профессиональной подготовке».
Ольга Конакова, старший преподаватель
Таким образом, на первый план при подготовке любых эффективных специалистов, в том
числе и в IT сфере, выходят особенности конкретного вуза, отношение преподавателей к своей
работе и её результатам. Но и это ещё не всё. Ни для кого не секрет, что высшее образование
направлено скорее не на то, чтобы дать как можно больше знаний, а на то, чтобы научить
специалистов уметь добывать эти знания из огромного количества информации, знать, где их найти
и где можно применить. В этом отношении, само собой, важна мотивация самого студента: хочет ли
он стать действительно хорошим специалистом или посещает вуз только для получения «корочки».
Наконец, необходимо отметить и тот факт, что часто очень сложно выявить потребности рынка
профессионалов, поскольку компании сами не спешат делиться информацией о том, какие
специалисты им нужны. Иногда они просто не имеют портрета целевого работника, а зачастую и
вовсе хотят 25тилетнего стажера с 30-тилетним опытом работы на зарплату в 10 000 рублей.
Именно поэтому и компаниям, и вузам нужно делать шаги навстречу друг другу, осуществлять
совместные мероприятия, вместе создавать и постоянно корректировать обучающие программы,
которые будут удовлетворять реальные потребности рынка здесь и сейчас, обеспечивая выпуск
реальных специалистов, а не теоретиков.
А как Вы относитесь к данному вопросу? Каким должен быть баланс между теорией и
практикой в IT-сфере?
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв