Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Описание метода развития диалогической речи.
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 0 байт
Enter the password to open this PDF file:
-
1 Аванесян Рузанна Давидовна, Юнтунен Ольга Андреевна Психолого-педагогический Центр по социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи им.Н.Н.Трауготт, д\с 85, Захарьевская ул., 35, тел.2727337, 2727157 Обучение детей ведению диалога на логопедических занятиях, или Игровой диалог как средство коррекции речи, поведения, личности. Диалогическая речь как способ общения между людьми – один из важнейших видов речи. И естественно, умение вести диалог страдает в той или иной степени у ребенка, имеющего речевой дефект. Поэтому обучение правильно общаться с собеседником, смотреть и видеть, слушать и понимать, отвечать, планировать и воспроизводить развернутое высказывание входит в компетенцию логопеда и вписывается в канву логопедических занятий. Организация помощи неговорящим детям: развитие речи детей, их воспитание и обучение – базируется на грамотном построении, обеспечении, ведении субъектно-субъектных отношений между ребенком и другими детьми, ребенком и родителями, ребенком и взрослыми, ребенком и педагогом и т.д. На логопедических занятиях мы используем различные формы диалогической речи. Но, прежде всего, путем ненасильственной коммуникации у ребенка вызывается необходимость воспользоваться экспрессивной речью. Любая ситуация, преследующая определенные педагогические цели, искусственна, а значит, предполагает ту или иную степень насилия и влечет за собой те или иные негативные реакции, вплоть до полного отказа общаться. С помощью игровых приемов дети включаются в диалог с логопедом, а ситуация превращается в жизненно значимую, актуальную для ребенка проблему, которую можно решить, только включившись в беседу. То есть, ребенок «сам» выбирает участвовать в работе группы или нет. В развертывании темы (логопедической, лексической и др.) участвуют все сидящие за столом. Переход от темы к теме совершается плавно и ненавязчиво, одно вытекает из другого. Из запланированной логопедом темы диалог может развиваться свободно, его направление могут подсказывать дети, иногда меняя тему коренным образом. Но роль дирижера беседы всегда остается за учителем. Для смены тем, в трудных ситуациях, для поощрения или наказания ребенка, облегчения понимания темы, вопроса, для создания подвижности игровой ситуации, поддержания интереса и эмоционального настроя часто вводится дополнительный коммуникант. Это могут быть родители, гости, оказавшиеся на занятии, «говорящие» куклы, вещи, которые путем вопросов-ответов включаются в игру, в субъектносубъектные отношения. Дополнительные коммуниканты – неоспоримые лидеры в повышении мотивации ребенка для воспроизведения речевого высказывания. Ради внимания и благосклонности Шалтая-Болтая1 или кого-либо из гостей многие дети готовы на подвиги. Преодолеваются застенчивость, скованность, повышается самооценка, усваиваются этические нормы, воспитывается уверенная, раскрепощенная, свободная личность. Как Вы убедитесь в дальнейшем, логопедическое занятие от начала до конца и есть моделируемый игровой диалог, для организации и ведения которого в необходимом нам русле используются разнообразные приемы: 1. Вопросы: Шалтай-Болтай – старая тряпичная кукла, сделанная одной девочкой и напоминающая яйцо с лицом и руками. Шалтай-Болтай висит все время на стене рядом со столом, за которым занимаются дети 1
2 вопросы логопеда, обращенные непосредственно к ребенку. Часто используются вопросы-загадки типа «У меня на картинке то, из чего пьют. Что у меня на картинке?» и т.д.; - вопросы логопеда к дополнительному коммуниканту используются, в основном, в затруднительных положениях, когда необходимы косвенные подсказка, побуждение, поощрение или порицание: «Давайте спросим у Шалтая-Болтая, как он думает?», «Мама Максима наверное знает, что нужно сделать. Давайте у нее спросим» и т.п.; - вопросы дополнительного коммуниканта к ребенку в целях привлечения внимания к заданию, восстановления дисциплины, дополнительного разъяснения: «Сейчас Шалтай-Болтай спросит у Миши, почему его руки не слушаются»; - вопросы ребенка к ребенку: организованные (подсказанные логопедом) и заданные самостоятельно или по образцу – для обучения использовать вопросы в самостоятельной речи: «Алиса, спроси у Миши, кто у него живет в домике. Как ты спросишь?»; - вопросы ребенка к логопеду: самостоятельные или по образцу: «Спросите у меня, какая погода сегодня. Кто спросит?»; - вопросы ребенка к дополнительному коммуниканту: самостоятельные или по образцу: «Жора, спроси у Шалтая-Болтая, что он положил сегодня в коробочкусюрприз». 2. Императивные акты, поощрения: - волеизъявления логопеда: «Миша, покажи, где машина. Молодец, Миша»; - волеизъявления дополнительного коммуниканта: «Шалтай-Болтай просит Мишу показать машину. Шалтай-Болтай благодарит Мишу»; - волеизъявления ребенка: самостоятельные или по образцу: «Алиса, попроси Мишу показать машину. Алиса, как ты поблагодаришь Мишу?». 3. Использование дидактических пособий. Грамотное применение наглядного материала повышает эффективность коррекционного воздействия, помогает управлять диалогом, улучшает понимание слышимого и направляет, уточняет собственные реплики. Надо заметить, что использование выше названных приемов в целях преодоления имеющихся дефектов не ограничивается рамками логопедического занятия. Профессиональный логопед, воспитатель, учитель в любой беседе с ребенком, где бы и как бы она не происходила, может выстроить обучающий диалог. Таким образом, целенаправленно моделируемый диалог помогает решить следующие задачи коррекционной и общевоспитательной работы: - воспитание и развитие коммуникативных умений и навыков, навыков ведения беседы: ребенок учится внимательно слушать собеседника, смотреть ему в лицо, ждать своей очереди вступления в беседу, овладевает речевым этикетом; - активизация и воспитание импрессивной и экспрессивной речи ребенка: мы учимся слушать, слышать и понимать обращенную повествовательную и вопросительную речь, обдумывать, формулировать и воспроизводить собственные реплики, у ребенка воспитывается постоянная готовность вступить в речевой контакт, т.е. постоянное речевое внимание; - достижение всех логопедических целей: развитие лексики, грамматики, синтаксиса, воспитание правильного звукопроизношения, просодики; каждая новая тема, беседа подразумевает овладение новыми словами, грамматическими и синтаксическими конструкциями, также на каждом занятии большое внимание уделяется коррекции произносительной и просодической сторон речи;
3 - коррекция психических функций: различных форм памяти, внимания (зрительное и слухо-речевое), мышления (процессы анализа и синтеза, обобщения), эмоционально-волевой сферы (страх перед речью, замкнутость, скованность, ощущение дефекта, заниженная самооценка и т.д.). Зная о сущности дефекта, логопед в каждом моменте занятия старается в едином ключе, в рамках одной лексикограмматической темы включить в работу максимальное количество анализаторных систем и максимально воздействовать на все психические функции, одновременно решая задачи психотерапевтической коррекции. Это можно проследить в описанном ниже занятии; - этическое воспитание: в ходе наших ежедневных встреч и занятий, дети постигают основы человеческой этики, элементарные нормы вежливого поведения (приветствия, прощания, благодарность, просьбы о прощении, соблюдение субординации, умение вести себя в коллективной игре, беседе), постигают основы нравственности (добро, зло, мягкость, жестокость, смелость, достоинство, честность, трудолюбие, уважение, любовь). Как же это происходит? Первый год коррекционного воздействия. Ежедневное подгрупповое занятие. За столом в кругу сидят логопед и четыре ребенка: Миша, Жора, Алиса, Макс. Всем по 4 года, у всех различный этап выхода из моторной алалии – неговорения, | - || уровень недоразвития речи по Левиной. Также присутствует мама Макса – Тамара. На представленном этапе работы для нас все еще важно элементарное участие ребенка в беседе, преодоление речевого негативизма, воспроизведение простых слов. Ход занятия. Приветствие. Логопед: Здравствуйте. Привет. Затем логопед здоровается с каждым за руку, обращая более пристальное внимание на себя и на начало занятия. Миша: Пивет (Привет). Алиса: Датуйте (Здравствуйте). Жора: Вет (Привет). Макс ничего не говорит, только внимательно смотрит, пожимает руку. Логопед: Теперь вы поздоровайтесь друг с другом. Миша, посмотри на Алису и поздоровайся. Миша, нахохлившись: Пивет (Привет). Логопед: Алиса поздоровается с Жорой. Алиса, как ты поздороваешься? Алиса, протягивая руку: Датуй (Здравствуй). Логопед: Молодец. Жора, поздоровайся с Максом. Жора, в сторону: Пивет (Привет). Логопед: Жора, повернись к Максу. Где Макс? Посмотри на него, а Макс посмотрит на Жору. Жора, говори: «Привет, Макс». Жора: Пивет, Мак (Привет, Макс). Комментарии. Логопед сразу дает альтернативу высказывания, чтобы дети могли выбрать для себя более легкий вариант слова. В объективно трудных случаях логопед не настаивает на точном исполнении задания. Так как дети давно приняли правила игры, они спокойно выполняют требования логопеда. Возможность к самостоятельному творчеству остается всегда. Похвала звучит в ответ на любые старания ребенка, даже пусть не очень удачные. Логопед учит не только речевым, но и паралингвистическим средствам общения. Обязательно даются образцы правильной речи для не-
4 Макс: Пи (Привет). посредственного воспроизведения. Логопед: А с кем мы еще не поздоровались? Дети: Тамая (С Тамарой). В беседу вводится дополнительный Логопед: Кто будет здороваться сТамарой? коммуникант в качестве Миша, давай ты. Что нужно сделать? тренировочного объекта. Наверно, подойти к Тамаре, протянуть руку, Опять же дается инструкция целого сказать «Привет, Тамара». поведенческого акта. Миша проделывает все это, оглядываясь на логопеда. Логопед: Еще кого мы забыли? Дети: Шалтая-Болтая. Второй дополнительный коммуниЛогопед: Давайте вместе: «Привет, Шалтайкант на этом занятии. Болтай». Дети повторяют за логопедом. Следующий этап – проверка домашнего задания и качества усвоения материала. Появляются детские тетради – особый предмет гордости и огорчений. Логопед: У кого появились в тетрадке новые картинки? Дети: У меня, у меня. Логопед: С какой буквой они дружат? Дети, не открывая тетрадей: П.1 Логопед: Фигурки получит тот, кто назовет слово, начинающееся со звука П. Алиса: Палясенок (поросенок). Памидой (помидор). Миша: Пугай (попугай). Жора: Пугася (пуговица). Логопед, раздавая детям геометрические фигуры: Молодцы. Придумывайте еще. Дети называют слова и получают фигурки. Макс молчит. Логопед: Макс, Шалтай-Болтай хочет посмотреть, появились ли у тебя новые картинки в тетради. Макс: Да. Логопед: Давай ему покажем. Открывай тетрадь. Смотри, Шалтай-Болтай, что здесь у Макса. Макс, что у тебя есть? Макс тычет пальцем в картинки: Пу. Логопед: У Макса – пузырь. Держи фигурку. Что у тебя еще есть? Макс показывает, но сказать не может. Логопед: Макс, смотри на меня. Это – Па-у-к. Давай вместе скажем Па-у-к. Тетрадь для самостоятельной домашней работы – важный стимул повышения мотивации детей. Одна из составных частей нашей методики коррекции речи - раннее обучение чтению с параллельным развитием фонематического восприятия, т.к. это способствует боее быстрому речевому развитию. Буквы мы называем так, как звуки: Пэ – П, Эм – М, Эль – Л и т.д. Роль у дополнительного коммуниканта изменилась: Шалтай-Балтай косвенный побудитель к действию. В нашей работе мы просим ребенка повторять за логопедом слова по Цель нашей работы с буквами – не четкое знание алфавита и названия букв, а развитие прежде всего фонематического слуха и произносительных способностей. 1
5 Макс повторяет за логопедом по складам. складам: один склад – одно артикуЛогопед: Умница. Вот тебе еще фигурка. ляторное движение. Также разбираются другие слова. Затем дети открывают свои тетради и называют слова, которые они забыли. Логопед помогает их произнести. Логопед: Давайте теперь посчитаем фигурки, у кого сколько. Миша, сколько у тебя фигурок? Миша: Ти (три). Логопед: Правильно, молодец. Алиса, сколько у тебя фигурок? Алиса: Пать (пять). Логопед: Умница. Жора, а у тебя? Жора: Ти (три). Во всех случаях, касающихся речи, Логопед: Давай-ка вместе посчитаем: один, желательно избегать прямых поридва, три, четыре. Жора, у тебя четыре фигурки. цаний за ошибки. Что бы не сказал Скажи: У меня четыре фигурки. ребенок, все хорошо. Но без внимаЖора повторяет вместе с логопедом. ния и без исправления погрешности Логопед: Алиса, спроси, пожалуйста, не остаются. у Макса, сколько у него фигурок. Как ты спросишь? Алиса: Мак, койко у тебя фигуак? (Макс, сколько у тебя фигурок?) Макс не реагирует. Здесь логопед как более мощный Логопед: Молодец, Алиса. Макс, так сколько стимул включается в работу, ведя же у тебя фигурок? Давай посчитаем вместе: беседу дальше. один, два. Молодец. А теперь скажите, как ваши фигурки называются. Миша: Кадат, куг, тигони (Квадрат, круг, треугольник). Алиса: Кадат, куг, тиугоник, исе тиугоник, овай (Квадрат, круг, треугольник, еще треугольник, овал). Жора: кадат, кадат, куг… Логопед: Миша, помоги Жоре. Какая у него Необходимо обращать внимание фигурка? детей на речь других, развивать Миша: Овай. активное внимание слушателя. Жора: Овай. Также развивается чувство взаиЛогопед: Кто поможет Максу? Миша. мопомощи, поддержки ближнего. Миша: Мак, у тебя куг и кадат (Макс, у тебя круг и кадат). Логопед: Макс, скажи маме, какие у тебя фигурки? Макс: Ку, ва (круг, квадрат). Логопед: Молодцы. Закрываем глаза, считаем до трех. Один, два, три. Открывайте. Какие фигурки забрал у вас Шалтай-Болтай? Дополнительный коммуникант Миша: Куг (круг). как инициатор задания, т.е. реАлиса: Овай (овал). зультат необходим не логопеду-
6 Жора: Кадат (квадрат). «диктатору», а Шалтаю-Болтаю, Макс пожимает плечами. приятелю. Логопед: Макс, спроси у мамы, какая фигурка Чтобы получить необходимую пропала? подсказку, надо включиться в Макс, поворачиваясь к маме: Ма? разговор. Речь становится лично Тамара: Круг. значимой. Макс: Ку. Логопед: Отлично. Все фигурки прыгают в коробочку: прыг. Дети: пыг-пыг. Этап разворачивания лексической темы. Логопед: Шалтай-Болтай принес вам картинки. Лексическая тема на начальных Логопед рассыпает по столу тридцать картинок этапах работы как бы косвенно – 15 пар с овощами и фруктами. включается в канву занятия. Логопед: Глаза внимательно смотрят, выбирают Перед каждым заданием дается пары, а руки быстро берут и строят дом. Один, продуманная четкая инструкция. два, три. Начали. Дети выбирают пары картинок и складывают перед собой этажами. Максу помогает мама. В трудных случаях помощь необхоЛогопед: Миша, сколько у тебя получилось дима и для повышения самооценки этажей? ребенка. Миша: Один, да, ти, титии (Один, два, три, четыре). Алиса: Один, да, ти, титии, пать, сеть (Один, два, три, четыре, пять, шесть). Жора: Один, да, ти (Один, два, три). Логопед: Кто спросит у Макса, сколько у него этажей? Жора, повернись к Максу, спроси: «Макс, сколько у тебя этажей?» Жора: Мак, кока тазей? (Макс, сколько этажей?) Макс считает вместе с мамой: Оди, да (Один, два). Логопед: Так у кого же получился самый высокий дом? Миша и Алиса: У меня. Логопед: У Миши четыре этажа, у Алисы шесть этажей. Что больше четыре или шесть? Алиса: Сеть (Шесть). Логопед: Правильно. Значит, самый высокий дом получился у Алисы. Алиса, кто у тебя живет в доме? Алиса: Памидой, епка, ябоко, сива, винагад, На данном этапе работы еще не имон (Помидор, репка, яблоко, слива, виноград, уделяется пристальное внимание лимон). правильному звукопроизношению. Логопед: Умница. Спроси теперь у Жоры, кто Нам пока ценно высказывание у него живет дома. само по себе. Алиса: У тебя, Жойа, кто у зивет? (Жора, кто у тебя живет?)
7 Жора: Гойох, агуеть, гуся (Горох, огурец, груша). Логопед: Жора спросит у Миши, кто живет в доме. Жора: Митя, то зивет? (Миша, кто живет?) Миша: Писин, банан, сёка, юк (Апельсин, банан, свекла, лук). Логопед: Браво, Миша. А теперь спроси у Макса. Миша: Мак, то у тебя? (Макс, кто у тебя?) Макс: Нас, тока (Ананас, картошка). Логопед: Браво, браво, браво. Давайте все При победе в трудных случаях успохлопаем Максу: ведь он сам сказал все слова. траивается настоящий праздник. Дети хлопают в ладоши. Макс доволен. Логопед: Скажите мне, пожалуйста, в двух словах, кто же живет в ваших домах. Как назвать все это одним словом? Дети: Футы-овоси (Фрукты и овощи). Логопед: Жора, где растут фрукты? Жора: Саду. Логопед: Давай вместе: в саду. Миша, где растут овощи? Миша: Агайод (огород). Логопед: Правильно, давай только еще раз скажем вместе со мной: в о-го-ро-де. А теперь давайте угостим Шалтая-Болтая. Миша, что ты ему дашь? Мы говорим слова: Я дам ШалтаюПостоянно идет работа по накоБолтаю… плению речевых стереотипов. Миша: Я дам Сята-Батаю банан. Логопед, принимая за Шалтая-Болтая дары: Спасибо, Миша. Алиса говорит. Алиса: Я дам Сятаю-Батаю сиву (Я дам ШалтаюБолтаю сливу). Логопед: Спасибо, Алиса. Жора, твоя очередь. Жора: Я дам Сяту-Бату гусю (Я дам ШалтаюБолтаю грушу). Логопед: Спасибо, Жора. Макс, а ты что дашь Шалтаю-Болтаю? Макс: Ма (Маме). Логопед: Хорошо, дай что-нибудь маме. В некоторых случаях логопед не Макс: Ма, на (Мама, на). настаивает на точном исполнеЛогопед: Что же ты дал маме? Покажи нам. нии задания. Мак: Тока (картошка). Тамара: Спасибо, Макс. Дай теперь ананас Опытная и внимательная Тамара Шалтаю-Болтаю. здесь сама выступает в роли логоМакс, протягивая картинку: На нас (На ананас). педа, ведущего беседу, т.к. являЛогопед: Большое спасибо, Макс. Давай пожму ется для Макса более значимым твою руку. и привычным побудителем к Макс протягивает руку для пожатия: На. действию. Заключительная часть занятия.
8 Логопед: Вы угостили Шалтая-Болтая, и он вас угостит. Как вы думаете, что принес вам Шалтай-Болтай в этой коробочке? Дети: Сюпис (Сюрприз). Логопед: Какой сюрприз? Как вы думаете, что там? (гремит коробочкой). Дети: Питени, касеты, сухали (Печенье, конфеты, сухари). Логопед, открывая коробку: Кто угадал? Миша. Молодец. Смотрите. Кто сначала берет? Миша: Деитьки. (Девочки). Логопед: Бери, Алиса. Теперь - мальчики. Какие у вас конфеты? Алиса: Писинавая (Апельсиновая). Миша: Тозе писина (Тоже апельсиновая). Логопед: Вместе: а-пе-ль-си-на-ва-я. (Смотрит на Жору, ждет) Жора: Кубика (Клубника). Логопед: Какая? К-лу-б-ни-ч-на-я (Жестом требует повторения каждого склада за ним). Макс, какая у тебя конфета? Макс, показывая: Во (Вот) Логопед: Лимонная? Давай скажем вместе: ли-мо-на-я. Макс пытается повторить за логопедом по складам, который обращает внимание на четкую артикуляцию. Логопед: Умница. Прощаемся? До-с-ви-да-ни-я. Дети: До с-ви-да-ни-я. Для побуждения или поощрения часто используются паралингвистические средства общения: мимика, жесты, носящие также обучающий характер. Отдельно необходимо сказать несколько слов о нашей работе с тетрадями. Наши толстые рабочие тетради – это не просто отчет и способ контроля проделанной домашней работы, но это принципиально новая организация совместной деятельности родителей и детей. Они появились для решения одной из наших главнейших задач – объединения часто разновекторных усилий трех сторон (детского сада, родителей и ребенка) в деле преодоления проблем каждого. Тетради приносят пользу всем. Для ребенка – это еще одна возможность узнать и научиться, проверить свои силы и поверить в себя, почувствовать заинтересованность и участие близких в его жизни. Родителям процесс оформления тетради вместе с ребенком помогает понять, что же происходит с их малышом, какие трудности он переживает и преодолевает, стать необходимым преданным соучастником этого процесса, выразить свои внимание, поддержку и любовь. Логопед с помощью тетради контролирует продвижение ребенка, решает одновременно все коррекционные задачи, выполняет роль семейного психотерапевта. Ведение тетрадей начинается с первого родительского собрания, после зачисления детей в группу Центра. Дается задание на лето перед приходом в детский сад. Показываются образцы тетрадей, приглашенные «старшие» родители делятся опытом. Все тетради начинаются с определенных стереотипов: семейная и личная фотографии. Детальное изображение мальчика или девочки, приближенное к возрасту и к одежде. Обведенные кисти рук с указанием пальцев. Дача или другое место отдыха ребенка с максимально точно переданными деталями окружающей среды. Т.е. лексика, окружающая ребенка ежедневно. За
9 лето дети привыкают к работе с тетрадкой, начинают относиться к ней как к другу и как к результату совместного труда с родителями. Они начинают учиться Учиться. Далее от темы к теме, из года в год тетрадные задания эволюционируют, учитывая задачи каждого этапа. И если на первом году осенью мы только знакомим детей с элементарными внешними признаками Осени, то на втором мы уже расширяем запас глаголов, прилагательных и наречий, учим стихотворения, а на третьем году обучения – отвечаем на поставленные вопросы: «Почему листья желтеют? Почему птицы улетают на юг?», учимся конструировать сложноподчиненные предложения и т.д. Такой концентрический подход применяется при изучении каждой лексической и грамматической темы. Логопед на любом этапе работы может апеллировать к любой из законченных уже тетрадей, вынуждая детей вспоминать пройденный материал. Таким образом, совершенствуется и долговременная зрительная и речевая память. А в итоге мы еще имеем достаточно законченные языковые системы в картинках, буквах и словах в тетрадях у каждого ребенка. Из примера одного занятия Вы видите, что все поставленные коррекционной программой задачи достигаются в ситуации моделирования обучающего игрового диалога, который помогает не только в преодолении речевого дефекта, но и в воспитании ребенка как личности. Очевидно, ведущая роль в решении проблем закреплена за логопедом, Учителем. Прежде всего, его профессиональные и личностные качества (знание сущности дефекта в целом и уровня развития каждого ребенка, владение тематическим материалом и методическими приемами, внимательность, требовательность, мягкость и одновременная жесткость, быстрая реакция, гибкость, артистичность, Терпимость и Вера, опирающиеся на Знание) являются основным двигателем индивидуального прогресса ребенка на ранних этапах коррекционной работы.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв