Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
В данном реферате представлено несколько аспектов оппозиции гуигнгнмов и йэху в романе Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 0 байт
Enter the password to open this PDF file:
-
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Факультет журналистики Кафедра зарубежной журналистики и литературы РЕФЕРАТ Оппозиция Гуигнгнмы-йэху в романе Свифта «Путешествие Гулливера» студентки II курса 213 группы Александровой С.А. Преподаватель: к.фил.н., ст. преподаватель Гуляева И. Б. Москва, 2015
Оглавление Введение ................................................................................................................... 2 Вызов идеалам Просвещения................................................................................. 3 Два типа человеческой природы ........................................................................... 4 Свобода и «рабство». Социальное устройство .................................................... 5 Культура, воспитание и образование .................................................................... 6 Заключение .............................................................................................................. 8 Список использованной литературы ..................................................................... 9 1
Введение Оппозиция гуигнгнмы-йэху в романе Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера», с одной стороны, хорошо изучена (как и само произведение), а с другой, оставляет возможность для размышления и собственных выводов, с чем связана определенная актуальность данной темы. В данной работе представлено несколько аспектов оппозиции гуигнгнмов и йэху. Помимо опоры на текст романа, некоторые идеи были почерпнуты в работах Елистратовой А. А. и Муравьева В. С. 2
Вызов идеалам Просвещения Будучи близки друг другу, бросая вызов идеалам Просвещения, гуигнгнмы и йэху все же противоположны, т.к. оспаривают его противоположные идеи. Йэху — разнузданные и порочные существа, самые отвратительные животные в стране гуигнгнмов. История их появления доподлинно неизвестна, но наиболее вероятной (и принятой одним из гуигнгнмов, «хозяином» Гулливера) является вырождение и одичание вследствие жизни в горах (т.е. в природе, вдали от цивилизации) прибывших из-за моря людей. Часть просветителей видела «золотой» век в прошлом, в близости к природе, но йэху Свифта указывают на несправедливость этого суждения. Гуигнгнмы же являют собой воплощение идеала Просвещения — торжества разума, вершины человеческого развития, венца существования цивилизации. Но их бесчувственность пугает, а подбор коней по масти, забота в первую очередь о благе государства и необходимый для этого, например, строгий контроль рождаемости вообще может напомнить современному читателю фашистские идеи1. То есть, и эта идея просветителей получает от Свифта клеймо недееспособности. 1 Муравьев В. С. Джонатан Свифт. — М.: Просвещение, 1968. — С. 276–277. 3
Два типа человеческой природы Гуигнгнмы и йэху олицетворяют собой два противоположных типа «человеческой природы». В гуигнгнмах раскрыты возможности людей, подавленные в современных Свифту реалиях, а в йэху — мрачный прогноз, результат жизни «буржуазной цивилизации»2, где главной ценностью являются цветные камешки. Говоря о параллелях с человеком, можно предположить, что гуигнгнмы — идеальные люди, точнее модель идеальных людей, соответствующая идеям Просвещения, а йэху — люди реальные (человеческие военные действия и «сражения» йэху очень похожи друг на друга; и люди, и йэху могут беспричинно хандрить и т. д.)3. В жизни некоторые реальные люди в какой-то степени служат идеальным: просветители размышляют о претворении своих идеалов в жизнь, а правители пытаются мало-мальски (правда, чаще себе в угоду) их воплотить. Свифт изображает это служение буквально: йэху приручены гуигнгнами и используются ими как скот. Но реальные люди вряд ли когда-нибудь станут идеальными, как йэху вряд ли станут частью общества гуигнгнмов, и эта оппозиция сохранится. Трагизм этого усиливается тем, что подавляющее большинство людей довольно собой и даже не желает измениться, как, впрочем, и йэху, у которых нет стремления подражать гуигнгнмам и укрощать свою разнузданную натуру. Исключение составляет лишь Гулливер, который принимает себя как йэху, но всеми силами старается закрепиться в обществе гуигнгнмов и быть с ними на равных. Тем не менее, общество разумных коней отвергает его, что доказывает невозможность реального человека достичь идеала. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. — М.: Наука, 1966. С. 72–73. Справедливости ради стоит отметить, что гуигнгнмы отрицают возможность того, чтобы йэху были аборигенами, что на их языке обозначается как «илнгниамши» (англ.: elingniamsh), а это анаграмма слова «Englishman» — англичанин. 2 3 4
Свобода и «рабство». Социальное устройство Противоположность гуигнгнмов и йэху также касается свободы. Платон выдвигал идею о том, что максимальная свобода ведет к максимальному рабству. Касавшийся государственного политического устройства тезис, тем не менее, применим и к йэху: их разнузданность, свобода половых сношений, отсутствие моральных норм в итоге делает их обязанными если и не быть рабами, то подчиняться гуигнгнмам и работать на них в качестве скота (такие йэху даже содержатся в хлеву). Йэху — рабы неразумности, инстинктов, природной свободы, а гуигнгнмы — рабы высокого разума, подчиняющего и заглушающего любые чувства, рабы противоположной свободе необходимости. Гуигнгнмы и йэху живут на одной территории и не изолированы друг от друга, однако это два различных общества. Кастовое по сути общество гуигнгнмов строго рационально, там нет понятий «власть», «закон», потому что все подчинено разуму. У них нет государства, и об этом говорит даже само название четвертой части романа. Относительно йэху, конечно, тоже вряд ли можно говорить о государстве, однако живут они стаями, в которых есть вожаки с фаворитами. Эти стаи могут воевать друг с другом, например, если дело касается территории, богатой разноцветными камнями, что похоже на войны человеческих государств. 5
Культура, воспитание и образование Полной противоположностью друг другу являются гуигнгнмы и йэху в вопросах культуры, воспитания и образования. У йэху язык отсутствует, они «общаются» с помощью жестов, драк, неприличных действий, воя. Их бескультурье имеет природный характер. Вряд ли можно считать тягой к прекрасному их страсть к цветным камушкам, за которые они готовы биться и, лишаясь которых, они невероятно горюют. У гуигнгнмов все иначе. Их язык беднее человеческого из-за практически отсутствия у них страстей. Ввиду отсутствия необходимости он не подразумевает возможность спора, философствования, вранья и обозначения одним словом нерациональных явлений, таких как «ложь», «война», «наказание», «мнение», «любовь» и «тысяча других». Он не позволяет выразить что бы то ни было за пределами их опыта повседневного, хоть и разумного, существования4. Кроме того, у гуигнгнмов развито поэтическое искусство, которое направлено на воспевание дружбы, добродетелей и победителей различных соревнований. Тем не менее, у них нет письменности, и все знания, включая небогатую историю, «сохраняются путем предания». Йэху, в отличие от гуигнгнмов, нечего хранить: все их баталии мелочны, жизнь бесполезна (их даже предлагают совсем истребить, а вместо них использовать в качестве рабочей силы ослов), ума для создания языка, впрочем, как и необходимости, у них нет. Воспитание гуигнгнмов делает их молодежь трудолюбивой и добродетельной, оно не зависит от пола. Воспитывают ли взрослые йэху своих детей, неизвестно, но вряд ли они способны на это: дети просто действуют по 4 Муравьев В. С. Указ. соч. — С. 276. 6
образу и подобию родителей. Йэху вообще признаются «самыми невосприимчивыми к обучению животными». 7
Заключение Оппозиция гуигнгнмов и йэху позволяет Свифту показать, насколько реальность далека от идеала и насколько абсурдным может оказаться идеал, если он будет достигнут. В ней проявляется пессимизм Свифта в отношении будущего человечества: гуигнгнмы не столько недосягаемы для человека, сколько в принципе чужды ему, опуститься же до состояния йэху гораздо легче. Через призму противопоставления гуигнгнмов и йэху мы можем увидеть относительность дееспособности идей Просвещения. 8
Список использованной литературы 1. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. — М.: Наука, 1966. 2. Муравьев В. С. Джонатан Свифт. — М.: Просвещение, 1968. 3. Свифт Д. Сказка бочки. Путешествия Гулливера / М.: Правда, 1987. Электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.ru/INOOLD/SWIFT/gulliver.txt 9
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв