Ораторское искусство телевизионного журналиста (на примере журналиста и телеведущей Ольги Скабеевой, передача «60 минут», телеканал «Россия»)

История вопроса. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль объясняет значение слова «оратор», подбирая к нему близкие по значению слова и словосочетания: «вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить» . Справедливо заметить, что все эти слова подчеркивают то, что оратор – это человек, умеющий говорить красно, т.е. говоря современным языком, красиво, образно и выразительно. Синонимами латинского выражения «ораторское искусство» и русского слова «красноречие» является слово «риторика», которое пришло к нам из греческого языка. По мнению Л.А. Константиновой, «Риторика – это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности в разных устных и письменных жанрах» . Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Казалось бы, не многим дано от природы ораторское дарование, однако, по утверждению исследователей, абсолютно в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать. Среди проблем, которые требуют решения в аспекте СМИ, наиболее острая — это проблема ораторского мастерства журналистов. По словам О.Б. Сиротининой, «журналисты должны знать, что они доносят до нас не только передаваемые ими новости, не только формируют общественное мнение, но и либо развивают русский язык, сохраняя его основу, либо просто убивают его, подменяя один из богатейших языков мира бедным и уродливым жаргоном» . Действительно, отношение аудитории к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой культурой корреспондента. Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его - важнейшие составляющие профессионализма. Совершенное владение словом для журналиста обязательно. Особенно сегодня, когда в нашу речь вторгается поток иноязычной лексики, когда она засоряется сленговыми элементами, что вынуждает лингвистов говорить о феномене «антиграмотности». Хорошо поставленный голос, правильное дыхание, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Актуальность темы. Динамичная, развивающаяся телевизионная информация, которая запечатлена в передачах и программах на телевидении, остается воплощением мыслей и надежд зрителя, а телевизионное слово при этом служит эффективным орудием отражения явлений и настроений аудитории. Именно поэтому исследование понятия «ораторского искусства» и возможности его профессионального использования журналистами на телеэкранах на сегодняшний день актуально как в научном, так и в практическом аспектах. Овладеть устным словом не просто. Это искусство требует хорошего знания предмета, гибкости и ясности мышления и других личностных качеств, которые помогают динамично реагировать на требования окружающей обстановки журналисту, телевизионному корреспонденту или ведущему телепередачи. Культура речи СМИ обеспечивается, прежде всего, ораторским мастерством журналистов. В связи с тем, что вопросы ораторского мастерства тележурналистов изучены недостаточно, считаем актуальным обратиться к культурно-речевому анализу конкретного журналиста, работающего на телевидении. Цель работы - получение целостного представления об ораторском искусстве журналистов на основе анализа речевого поведения телевизионного журналиста Ольги Скабеевой. Сформулированная выше цель исследования обусловила постановку следующих задач: 1. Изучить теоретические предпосылки развития культуры телевизионной речи. 2. Определить особенности устной речи современных журналистов на телевидении. 3. Проанализировать пути повышения ораторского мастерства. 4. Провести анализ особенностей речевой техники журналиста Ольги Скабеевой. 5. Проанализировать речевое поведение выбранного журналиста. 6. Обозначить основные рекомендации по повышению уровня ораторского мастерства О. Скабеевой. Объектом исследования послужило речевое поведение российского журналиста Ольги Скабеевой. Предметом исследования являются ораторское мастерство, культура речи, речевые техника и поведение современной телеведущей в ее соотношении с критериями хорошей речи и типами речевой культуры. Методологической базой исследования послужили методы анализа особенностей устной речи телевизионного журналиста и наблюдение за речевым поведением объекта исследования. Практическая значимость заключается в том, что собранный в нашем исследовании материал может быть использован в процессе обучения начинающих телевизионных журналистов профессиональному мастерству.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Нижневартовский государственный университет

ID: 5f48a768cd3d3e0001779c38
UUID: 9cbfed30-cb27-0138-2310-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: около 4 лет назад
Просмотры: 567

25.34

Кравчук Дарья

Нижневартовский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 1

Скачать - 1,2 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Кравчук Дарья
Отзыв руководителя выпускной квалификационной работы о работе обучающегося в период подготовки выпускной квалификационной работы Студента (ки) Кравчук Дарьи Владимировны (фамилия, имя, отчество) Курс 4 Группа 1602 На тему Ораторское искусство телевизионного журналиста (на примере журналиста и телеведущей Ольги Скабеевой, передача ...

около 4 лет назад
Для лиц старше 18 лет