Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Проект модернизации регионального образования: "Организация трудового обучения в основной школе для детей с ОВЗ"
Орловский государственный аграрный университет
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 556,2 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
Проект модернизации регионального образования Подготовила: студентка группы 11ППОмн-мз Богайскова Алиса Вениаминовна
Проблема Организация трудового обучения в основной школе для детей с ОВЗ : ▪ Низкая доля программ, адаптированных для обучения детей с ОВЗ ▪ Профессии, предлагаемые обучающимся с ОВЗ, не пользуются высоким спросом на рынке труда
Актуальность ▪ Сложившаяся система трудовой подготовки детей с ОВЗ и современные социально-экономические условия, затрудняющие их трудоустройство ▪ Возросшие квалификационные требования к подготовке специалистов и особенности умственного и психофизического развития обучающихся, осложняющие им овладение даже доступными по их возможностям профессиями ▪ Ограниченное количество профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с ОВЗ, и еще меньшее их количество, по которым можно осуществлять трудовую подготовку обучающихся с ОВЗ
Объект и предмет ▪ Трудовое обучение детей с ОВЗ в основной школе ▪ Организация трудового обучения для детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с ОВЗ
Цель ▪ Обеспечить качественное трудовое обучение для детей с ОВЗ в основной школе с учетом требований современного рынка труда как залога их успешной социализации в будущем
Задачи ▪ Разработать модель организации трудового обучения и его психолого-педагогического сопровождения в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с ОВЗ ▪ Разработать подход к дифференциации трудового обучения детей с ОВЗ с учетом сформированности базовых учебных действий ▪ Сформировать образовательные технологии, направленные на формирование системы общетрудовых умений у обучающихся с ОВЗ ▪ Создать условия для повышения эффективности уровня профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ
Нормативная база ▪ Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 No26 ▪ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ ▪ Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 №363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"» ▪ Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 №122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.» ▪ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 No1598
Технические средства ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ Инструменты ручные Системы, используемые для облегчения трудового процесса Столы рабочие и фурнитура Предметы мебели для сидения и фурнитура Средства для регулирования высоты установки мебели Одежда и средства нательные защитные Специальное оборудование туалетных комнат (санузлов) Арматура осветительная бытовая Оборудование предохранительное для общественных зданий и сооружений Средства оптические, средства электроннооптические, используемые для выполнения трудовой функции Компьютеры и блоки вывода для компьютеров и электронное оборудование Системы подачи сигналов тревоги (опасности) Системы экологического контроля (управления) Средства для улучшения окружающей среды и т.д.
Принципы ▪ Учет психофизических возможностей, индивидуальнопсихологических особенностей и интересов обучающихся ▪ Ориентация на формирование социально-нравственного поведения обучающихся, обеспечивающего успешную социальную и профессиональную адаптацию ▪ Обеспечение природосберегающих подходов в осуществлении всех видов учебной и внеучебной деятельности, охрана и укрепление психосоматического здоровья, предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов ▪ Создание климата психологического комфорта, благоприятной образовательной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие обучающихся, стимулирует их познавательную деятельность, коммуникативные функции, активно воздействует на формирование общеинтеллектуальных, профессионально важных и деятельностных умений и навыков, помогает освоению социального опыта
Особенности ▪ Обучение детей с ОВЗ осуществляется в замедленном темпе с более широкой наглядной, практической и словесной конкретизацией общих положений, с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приемов решения ▪ В ходе обучения предполагается постепенное сокращение помощи со стороны педагога и такое же постепенное повышение степени трудности задач, не выходя из «зоны ближайшего развития» обучающихся ▪ Особое внимание уделяется мотивационной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных процессов и профессиональной деятельности
Условия ▪ Изучение клинико-психологических и педагогических особенностей обучающихся класса с последующим делением их на подгруппы в зависимости от особенностей их учебнопознавательной и практической деятельности ▪ Разработка программы дифференцированного подхода к каждой подгруппе обучающихся ▪ Составление тематических и поурочных планов в соответствии с особенностями дифференцированного подхода к выделенным подгруппам обучающихся ▪ Осуществление дифференцированного обучения с выборочным использованием методов, приемов, средств организации учебных занятий ▪ Осуществление периодического текущего и заключительного подведения итогов дифференцированного обучения
Интерес ▪ Систематический показ привлекательных сторон профессии ▪ Осознание социальной значимости и престижа выбранной профессии, обучение технологиям и операциям не только методом репродуктивного усвоения, но и частично-поисковым методом ▪ Активное привлечение обучающихся к пропаганде профессии, к мероприятиям, воспитывающим профессиональногрупповое сознание (встречи с людьми труда, бывшими выпускниками, проведение праздников и т.д.)
Организация ▪ Уроки трудового обучения в проводятся в школьных мастерских, оснащенных станками и оборудованием ▪ В мастерских соблюдаются необходимые условия техники безопасности и производственной санитарии. ▪ Обучающиеся на основании изучения индивидуально-трудовых возможностей и по медицинским показаниям каждого из них делятся на две группы, для которых во внеурочное время может быть организован производительный труд, соответствующий профессии, изучаемой данной группой
Кружки ▪ Работа обучающихся в кружках, имеющих трудовую направленность, является средством расширения профессионального кругозора, развития творческих способностей и интереса детей с ОВЗ к данному виду труда ▪ Важным условием педагогической эффективности кружковой работы является ее постоянная связь с содержанием учебной работы обучающихся на уроках трудового обучения ▪ При организации кружков и определении их направленности исходят из профилей трудового обучения, из возможностей обучающихся, их желаний и склонностей к тому или иному виду деятельности, учитывают технологическую подготовленность учителей к проведению данной кружковой работы
Профориентация ▪ Профориентация обучающихся с ОВЗ основывается на социально-трудовом прогнозировании, определении профессиональной пригодности к выполнению того или иного вида труда, границ, уровней возможной адаптации и необходимых форм организации профессиональной деятельности ▪ Для профинформирования, консультирования и коррекции профпланов привлекаются школьный врач, психиатр ▪ Социальный педагог, организует экскурсии и встречи, содействует выпускникам в трудоустройстве или поступлении на профобучение ▪ Результатом является выбор профессии, соответствующий индивидуальным физическим и психическим возможностям обучающихся и отвечающий социально-экономической ситуации региона их проживания
Реализация ▪ Организация модели трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ предполагает актуализацию имеющихся в образовательной организации ресурсов, а также привлечение дополнительных ▪ Предполагается внесение изменений в локальную нормативно-правовую базу, определение возможностей финансового обеспечения направлений инновационной деятельности, в т.ч. связанных с решением материально-технических и кадровых задач ▪ Повышение уровня профессиональной компетентности всех педагогических работников (в т.ч. воспитателей и специалистов сопровождения) по вопросам формирования базовых учебных действий, необходимых для любого вида трудовой деятельности, а также личностных качеств, положительного отношения к труду
Результаты ▪ Создание и успешная апробация модели трудовой подготовки и профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ ▪ Успешная социализация детей с ОВЗ в процессе трудовой подготовки ▪ Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации трудового обучения ▪ Активное участие родителей в реализации программ по трудовому обучению
Вывод ▪ Представленная модель организации трудового обучения в основной школе для детей с ОВЗ решает поставленные задачи и делает возможным их успешную социализацию в будущем
Спасибо за внимание!
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв