Анаит Вардановна Мовсисян
Армавирский лингвистический социальный институт
Ошибки в цитатах:
кому это нужно
и к чему они ведут
Человек с давних пор нуждался в благородном заступнике, спасителе.
Ведь как же без него жить на земле, где почти каждый норовит
напакостить ближнему своему ради своего блага либо просто для
спокойствия души? Как мирно жить, если в любую минут могут
напасть враги, вооружённые мечом, острым языком или пером? Как
беззаботно сосуществовать с природой, которая то добрая и ласковая,
словно мать, то с лёгкость голодного дикого зверя уничтожает
посевы, дома и даже целые города? Отсюда бесчисленные пантеоны
богов, множество храбрых героев и просто сказания о добрых людях,
желающих помочь и спасти. Но со временем герой-спаситель перестал
быть актуальным. В век продвинутых технологий и не менее
продвинутых людей уже никто не кричит во всеуслышание о
необходимости заступника. Такое нынче можно увидеть только в
фильмах про супергероев. В суровой же реальности используются
несколько другие методы.
Даже простой разговор может доставить ряд неприятностей, которые,
вполне вероятно, аукнутся позже, в самый неподходящий для этого
момент. К примеру, в словесной баталии, определяющую чью-то
правоту или превосходство одного оппонента над другим, вовремя
сказанная меткая острота или неоспоримый аргумент могут запросто
закончить спор в секунду, явственно указывая на победителя. Но что
делать человеку, не обнаруживающему способность нахождения
правильных аргументов и сочинения острот на ходу? Переходить на
оскорбления, крики и истерику, упрямо настаивая на своём, ещё
больше усугубляя конфликт интересов, или же молча проглатывать
саркастические замечания оппонента, хороня свою позицию под
градом убедительных доводов, тем самым признавая поражение?
Конечно же, нет.
Есть куда более тонкий способ настоять на своём — пригрозить
авторитетом. В конце концов, слова давно почивших знаменитых
людей и современных известных личностей в сознании человека
имеют гораздо больший вес, чем слова соседа снизу и коллеги по
работе. Например, популярная фраза:
«Цель оправдывает средства»
поныне используется в спорах и разговорах, как доказательство чьейлибо правоты. Но часто спорящие не знаю, что изначально она
звучала совершенно по-другому, смысл имела далёкий от
сокращённой современной формулировки и характеризовалась
лёгким сатирическим настроением.
«Действия всех людей, а особенно государей, которым неблагоразумно
бросать вызов, оценивают по результату. Поэтому дайте государю
возможность завоевать и удержать власть в государстве, а средства
всегда будут считаться достойными, и каждый их одобрит, потому
что простой народ всегда прельщается тем, чем вещи кажутся и что
из этого получается»,
— примерно так в переводе звучит отрывок из 18-й главы «Государя»
Никколо Макиавелли, который и послужил основой для афоризма.
Переиначивание цитат известных людей, а то и целых отрывков из их
рукописей стало модно ещё задолго до появления картинок с
цитатками в популярных молодёжных пабликах социальных сетей.
Большинство аристократов, дабы показать своё интеллектуальной
превосходство над собеседником, могли небрежно обронить пару
тройку неправильно переданных высказываний философов, поэтов и
политических деятелей, пользующихся особым почтением в высших
кругах. И так, со временем потеряв первоначальное своё значение,
цитаты и афоризмы переменили и хозяев.
Так фраза
«Когда я слышу слово «культура», моя рука тянется к пистолету»
в оригинальной своей версии звучит несколько иначе
«Когда я слышу слово «культура», я снимаю с предохранителя свой
браунинг».
Кому она только не приписывается — даже Гитлеру и Геббельсу. Но
источник ее другой: впервые она прозвучала в пьесе «Шлагетер»
Ганса Йоста.
Если же говорить о вышеозначенной защитной функции цитат и
афоризмов, то следует также отметить, что обороняют они не только
личность человека при словесных нападках или в обычных диалогах,
но и его персональное видение мира. Авторитетные мнения могут
использовать и в целях пропаганды или же для добавления
культурной ценности плодам мыслей обычных или малоизвестных
людей, иногда и просто анонимов, путём приписывания их великим и
знакомым всем или большинству деятелям мировой истории. Ярким
примером смены авторства цитаты ради защиты мировоззрения и
пропаганды своих интересов является намеренная демонизация
определённых исторических персон.
«Смерть человека — трагедия, смерть миллионов — статистика»,
— сказал когда-то И. В. Сталин, сам того не зная. На самом деле это
высказывание является слегка перефразированной цитатой из
романа Ремарка «Черный обелиск»:
«Но, видно, всегда так бывает: смерть одного человека — это смерть,
а смерть двух миллионов — только статистика».
Информационное общество знает массу примеров цитирования, когда
изречение обычного человека — случайно или намеренно —
выдавалось за высказывание знаменитости. Вот нашумевшая в
Интернете фраза, авторство которой приписывают Мартину Лютеру
Кингу:
«Я скорблю по тысячам бесценных жизней, но никогда не буду
радоваться гибели даже своего злейшего врага».
Нетрудно догадаться, что один из самых известных американских
борцов с расизмом никогда ее не произносил. Её опубликовала в своём
блоге учительница Джессика Дови, не подозревая о том, что из-за
ошибки одной подписчицы изречение станет известным на весь мир.
Но к чему может привести эта ужасная путаница и неразбериха в
цитатах? К появлению определённых штампов и новых стереотипов,
не все из которых будут нести положительную динамику.
Приписанные афоризмы могут полностью переиначить образ
исторических персонажей, которые стали их невольными «авторами».
Народ перестанет видит в них людей, переживающих взлёты и
падения, испытывающих самый разный спектр эмоций. Мы начнем
видеть эти личности однобоко, искаженно: Достоевский в цитатах
рассуждает только о любви, тоске и романтике, Сталин всех казнит и
расстреливает, Зигмунд Фрейд изрекает лишь диагнозы да
скабрезные шуточки.
Конечно, самое печальное то, что молодые люди, имеющие
обыкновение на ночь глядя читать цитатки в пабликах,
безоговорочно верят им, даже не пытаясь проверить. Ведь кому это
надо, правильно? Если пишут, значит, так и есть. Никто не станет
открывать автобиографические книги или книги по истории, никто
не будет днями и ночами копаться в пыльных архивах, библиотеках и
даже интернет-ресурсах, чтобы проверить правдивость этих
изречений и соотнести с образом их авторов. В современном мире
история уже не пользуется особой популярностью. Историей
интересуются нынче не больше, чем оперой. Миром правят
стереотипы, а ложные цитаты только подливают масло в огонь
людского заблуждения. Можно ли с этим как-то справиться? Похоже,
нет. Неправильные цитаты как появлялись, так будут появляться.
Будут меняться авторы, перестраиваться слова в афоризмах, будут
ошибаться люди. Этот бурный поток народного творчества никогда
не остановится, как не остановится и само время. Поэтому
единственное, что мы можем, это учиться, читать, интересоваться
прошлым и не быть таким доверчивыми. И самое главное: развить
критическое мышление, чтобы ненароком не поверить Ленину,
рассуждающему о проблемах цитат в Интернете.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв