1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТСКОГО МАСТЕРСТВА
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО
КОНТЕНТА В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ИЗДАНИЯХ НА ПРИМЕРЕ
«NATIONAL GEOGRRAPHIC» И «ВОКРУГ СВЕТА»
Курсовая работа
студентки 27ж1305 группы
Федоровой Анастасии Михайловны
Научный руководитель –
кандидат филологических наук,
доцент
Плахина Елена Валерьевна
Тюмень
2015
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Особенности визуального контента в печатных изданиях
1.1 Понятие визуального контента, его основные компоненты и
использование в СМИ………………………………………………….7
1.2 Приемы привлечения внимания к современной
журнальной обложке……………………………………………….…11
1.3 Основные тенденции использования иллюстрации в печатных
изданиях……………………………………………………………….16
ГЛАВА 2. Анализ визуального контента в научно-популярных изданиях
2.1 Основные черты использования иллюстрации в журнале «National
Geographiс»……………………………………………………………………....20
2.2 Основные черты использования иллюстрации в журнале «Вокруг
света»……………………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….33
3
ВВЕДЕНИЕ
Визуальный контент всегда являлся неотъемлемым компонентом
материалов научно-популярных изданий. Сегодня это не только иллюстрации,
но и источник информации, который позволяет взглянуть на материал с
разных точек зрения. Фотография и иллюстрация помогает донести
информацию до читателя, с их помощью можно передать конкретную
ситуацию или состояние. В последнее время визуальный контент на страницах
изданий становится все более популярен. В эпоху информационных
технологий человек быстрее и легче воспринимает «картинку», нежели
печатный текст. Поэтому сейчас при подготовке журналистского материала
работа фотографа, графического дизайнера и фоторедактора (директора
фотографии) также важна, как и непосредственно сам текст. Основу научнопопулярных изданий составляют материалы о географии, науке, истории,
природе, культуре. Главной функцией иллюстраций в таких текстах
становится образовательная функция, читателю важно знать, о чем конкретно
идет речь в данном материале.
Почти все жанры фотографии представлены в научно-популярных
изданиях формата «National Geographic» и «Вокруг света». Материалы как
правило подкрепляются фоторепортажами, портерами людей, о которых идет
речь в текстах, и конечно же фотографиями живой и неживой природы.
Высокое качество исполнения фотоработы это залог отличного материала,
ведь перед автором стоит задача передать все великолепие природы в самых
разных уголках нашей планеты, показать быт, традиции и образ жизни
народов и племен, познакомить читателя с научными открытиями и в
доступной форме рассказать об этом посредством фотографии.
Иллюстрация также широко представлена в данном издании. Как
правило,
она
используется
в
научных
материалах,
(например,
в
4
познавательных репортажах о космосе), где подробно описывается строение
того или иного природного объекта, что невозможно передать с помощью
фотографии. Также использование иллюстрации применяется при описании
животных, растений, человека.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее
время у читателя очень высока потребность в визуальном контенте на
страницах печатных СМИ и в их электронных версиях, современные средства
массовой информации делают большой акцент на фотографии, инфографику
и
рисунки,
которые
заинтересовывают
читателя,
помогают
легче
воспринимать большой объем информации в материалах, а также наглядно
показывают то, что описывает журналист. Тревел-журналистика становится
популярным направлением в массовой печати среди читателей, особенно
среди молодежи до 35 лет. Этому способствуют процессы смешения разных
видов СМИ (например, в электронных версиях тревел-изданий представлены
видеоматериалы) и появление инфотейнмента – смеси информации и
развлечения – как важнейшего тренда развития современных СМИ.
Фотография в таком случае выступает не только как носитель информации.
Эстетическая функция фотографии также является немаловажным
аспектом, зачастую фотоработы, представленные в научно-популярных
изданиях, можно отнести к искусству, а не только к журналистскому
произведению. В настоящее время частым явлением стали фотовыставки и
фотоконкурсы,
посвященные
разным
жанрам
фотожурналистики:
репортажной (Leica Oscar Barnack Newcomer Award, конкурс репортажной
фотографии памяти Александра Ефремова), пейзажной (международный
конкурс фотожурналистики им. Андрея Стенина), а также самая престижная
ежегодная премия в области фотожурналистики World Press Photo, в рамках
которой проводится конкурс в нескольких номинациях: горячие новости,
события, люди в новостях, спорт, проблемы современности, повседневная
жизнь, портреты, искусство и развлечения, природа. Цель исследования –
5
выявить и проанализировать особенности формата визуального контента в
научно-популярных изданиях на примере российской версии издания National
Geographic.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие
задачи:
•
провести анализ визуального контента на страницах журналов
«National Geographic» и «Вокруг света»
•
изучить публикации журнала
•
выявить основные приемы привлечения внимания читателя через
иллюстрацию
•
выявить современные тенденции иллюстрации на страницах научнопопулярных изданий
В данной работе объектом исследования иллюстрация в научно-
популярных изданиях, в свою очередь, предметом исследования является
формат иллюстраций, их жанровая специфика.
В данной работе задействованы различные методы исследования:
•
изучение и анализ теории
•
составление классификаций, сравнение
•
синтез полученных данных
Теоретическая база исследования основана на трудах российских и
зарубежных ученых: Д. Рэндалла, А. Р. Дегтярева, С. Л. Васильева, Д.
Сурнина, М. Гарсиа, Мишель А. Картер и других, статьи и монографии
которых были опубликованы в научных сборниках, книгах и сети Интернет.
Для проведения практического исследования были проанализированы
фотографии
и
нефотографические
иллюстрации
журналов
«National
Geographic» в период с февраля по июль 2014 года и журналов «Вокруг света»
в период с мая по июль 2014 года, а также специальный выпуск журнала
6
«National Geographic» за октябрь 2013 года, посвященный 125-летию издания
и самым известным фотографиям за всю историю существования журнала.
Структура представленной научной работы состоит из введения, двух
глав, заключения и списка используемой литературы. Во Введении
представлены актуальность исследования, его основные задачи и цели, а также
сформулированы проблемы, которые предстоит решить. В первой главе
приведена теоретическая база изучения визуального контента печатных
изданий, основные компоненты иллюстрации, особенности иллюстраций и
фотографии в материалах. Во второй главе представлен анализ визуального
контента на страницах научно-популярных изданий «National Geographic» и
«Вокруг света», определены их основные черты, функции, которые они
выполняют.
7
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА В
ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ
1.1 Понятие визуального контента, его основные компоненты и
использование в СМИ
Визуальным контентом называется вся визуальная информация, которая
сопровождает текст. К ней относятся фотографии, рисунки, схемы, графика, а
также видеоролики (в случае, если речь идет о сайтах или электронных
версиях печатных изданий). Данная категория имеет весьма разнообразные
функции: в качестве основной выступает непосредственное пояснение текста.
В своей книге «Универсальный журналист» Д. Рэндалл приводит некоторые
дополнительные
функции
иллюстрации:
она
несет
дополнительную
информацию, может создавать настроение, передавать атмосферу событий,
также иллюстрация привлекает внимание читателя к тексту в первые секунды
его ознакомления с газетной или журнальной полосой; если говорить о макете
издания, то здесь иллюстрации разбивают текст на отдельные части, позволяя
тем самым легче воспринимать большой объем информации, представленный
в материале [Рэндалл 1996: 108]. По словам иллюстратора Кристофа Нимана,
самой важной и сложной задачей иллюстрации является то, что она должна
искусственно привлекать внимание людей, заставлять их наслаждаться и
заинтересовывать их посмотреть другие работы этого художника [Ниман].
Самой распространенной формой иллюстрации в печатных изданиях
остается фотография. Она, в отличие от рисунков, передает непосредственную
картину событий (в случае, если речь идет о репортажной фотографии),
пейзажа, отдельного природного объекта, человека и т. д. Помимо этого
фотография несет эстетическую функцию и обладает художественной
ценностью. В настоящее время часто проводятся конкурсы разных видов
фотографии (репортажной, пейзажной, портретной, документальной). К
8
участию приглашаются печатные издания. В качестве примера можно
привести общественно-политический журнал «Русский репортер». Издание
является образцом высококачественной фотожурналистики, по большей части
представленной репортажной фотографией. В 2012 году журнал получил
первое место в номинации «Magazine Editing Portfolio» в одном из самых
престижных в мире конкурсов журналистской фотографии (США); в 2013
году издание стало победителем в мировом фотографическом конкурсе
«Picture of the Year International»; кроме того, «Русский репортер» шестой год
подряд становится призером конкурса «Best of Photojournalism» [Эксперт
Online].
Фотография, использующаяся в газетах и журналах, существенно
отличается от арт-фотографии. Это два совершенно разных жанра
фотографии, в их основе лежат разные функции. Ирина Меглинская,
российский специалист в области фотографии, куратор и преподаватель,
утверждает, что журнальная фотография является неотъемлемой частью
печатного издания и ее основная цель заключается в продаже основного
мессаджа (идеи) журнала (в то время как арт-фотография продает личность
автора) [Меглинская]. В рамках понятия «журнальная фотография» каждый
отдельный жанр фотожурналистики имеет свои отличительные признаки.
Например, журнал «Афиша» заинтересован, как правило, только в актуальной
фотографии, т.к. само издание позиционирует себя как «журнал о
развлечениях – самом интересном из происходящего вокруг, о том, на что
стоит потратить свободное время» [Медиа-кит журнала «Афиша»]. В свою
очередь журнал «Русский репортер» своей главной целью ставит наличие на
своих страницах репортажных и правдивых фотографий, которые будут в
первую очередь лаконично и честно сообщать читателю о текущих событиях.
Как отмечалось нами ранее, к иллюстрации относятся элементы
графического дизайна, использующиеся в оформлении газетной или
журнальной полосы. Они задают настроение журналу, показывают его
9
принадлежность к определенной тематике, выделяют наиболее важные
моменты в тексте (эту роль выполняют стрелки, линейки, подложки, условные
обозначения) и направляют внимание читателя от одного материала к другому
и между его отдельными частями. В свою очередь логотип издания можно
отнести к
понятию «иллюстрация». Наиболее известным примером
составляющей логотипа журнала является желтая рамка National Geographic.
Повторяющийся на протяжении более ста лет элемент этого издания стал его
визитной карточкой: он известен читателям, выделяется среди других тревелжурналов и одинаков для всех стран, выпускающих легендарный журнал о
путешествиях.
Первоначально в печатных изданиях в качестве иллюстративного ряда
использовались рисунки. На обложках первых TIME (см. рис. 1), Vogue (см.
рис. 2), New Yorker (см. рис. 3), Esquire (см. рис. 4), Vanity Fair (см. рис. 5)
можно увидеть работы художников, дизайнеров вместо фотографий. Стоит
сказать, что американский еженедельник New Yorker использует только
нарисованные обложки в своих номерах и по сей день. Иллюстрация являлась
отражением
определенной
эпохи,
передавала
отношение
издания
к
злободневным событиям и представляла собой творческий продукт
художника. Иногда видение мира художника может не совпадать с мнением,
которого придерживается то или иное печатное издание.
В журналистике и дизайне нет строгих рамок, поэтому благодаря этой
свободе могут возникать некоторые трудности в разных трактовках одной
темы или понятия. В своей лекции в рамках фестиваля иллюстрации и дизайна
«Люстра» в 2014 г. Данила Шорох (арт-директор журнала Numéro Russia и
Moscow Design Week) утверждает: «Единственная сложность работы с
художниками это то, что они всегда рисуют определенную, очень свою
картину мира. Хорошо, когда она совпадает с журналом, если не совпадает, то
довольно сложно» [Шорох]. Похожую точку зрения выражает иллюстратор
Крифтоф Ниман: «Я не говорю, что художник умнее или остроумнее
10
пишущего человека. Но все равно немного странно, что издатели не
предоставляют
больше
ответственности
людям
с
картинками.
Это
любопытный факт — мы живем в визуальном мире, которым до сих пор
управляют слова» [Ниман].
В
качестве
контраргумента
можно
привести
пример
удачного
сотрудничества художника и арт-директора печатного издания. Художник
Майра Кальман –создатель двух популярных блогов для газеты The New York
Times и многочисленных иллюстраций для обложек журнала The New Yorker,
в прошлом – писатель, придерживается так называемого «журналистского»
подхода в создании своих иллюстраций. В интервью сайту Theory and practice
М. Кальман говорит: «Будучи иллюстратором и писателем, я в каком-то
смысле действую как журналист. Моя работа заключается в том, чтобы
сообщать вам, что я вижу и что об этом думаю я и другие люди» [Кальман].
Чтобы быть хорошим иллюстратором, говорит художница, нужно, подобно
журналисту, быть заинтересованным во всем, что происходит в настоящий
момент в мире. Это качество является одним из самых важным при работе в
периодических изданиях, особенно в общественно-политической прессе.
Главный редактор журнала GEO Владимир Есипов утверждает, что
журналистика, а в этом случае и иллюстраторское искусство, начинается
тогда, когда автор забывает о себе и начинает думать о других [Есипов].
Другими словами, он концентрируется не на своих интересах, а на интересах
публики, он знает, чем интересуется аудитория в настоящее время.
Обратимся
к
российским
изданиям,
отдающим
предпочтение
иллюстрации. Одним из наиболее ярких примеров является журнал «Что
читать» от московского издательского дома «Книжное обозрение», в котором
делается акцент именно на нефотографических иллюстрациях. Рисованная
иллюстрация, наряду с компьютерной графикой, придает изданию свой
фирменный стиль, в дизайне журнала проводится параллель с книгой и
книжными иллюстрациями (присутствуют стилизация под лубок (рубрика
11
«Неосказки»), под акварель, игры со шрифтами, подложки в виде
иллюстраций, стилизация под шелкографию) [«Что читать» 2008: 54-55, 58,
66, 88-92]. Так как журнал имеет литературную тематику и адресован людям,
интересующимся прозой и поэзией, как классической, так и современной, то
этот вариант дизайна печатного издания выглядит выигрышно.
В последнее время появляются новые виды иллюстрации. Один из них
сочетает в себе фотографию и иллюстрацию на ней: дизайнер изменяет
исходную фотографию, добавляя к изображению дополнительные элементы
путем рисунка, коллажа, каллиграфии [Шорох]. Таким приемом пользуются
английский кулинарный журнал Lucky Peach (см. рис. 12-13), немецкий
журнал Zeit Magazine (см. рис. 14), нью-йоркский бизнес-журнал Bloomberg
Businessweek (см. рис. 15). Такое смешение жанров захватывает внимание
читателя, обложка обращает на себя внимание и вызывает интерес к тому или
иному изданию.
В целом визуальный контент является неотъемлемой частью печатного
издания, с помощью иллюстративного ряда журнал доносит до читателя
больше информации, позволяет взглянуть на нее с разных точек зрения,
использует разные выразительные средства, задерживает внимание читателя
на отдельных материалах и обеспечивает удобную навигацию по контенту
журнала.
Нефотографическая
иллюстрация
широко
используется
в
современных журналах, некоторые из них уделяют графике больше внимания,
чем фотографии. Кроме того, появляются новые виды иллюстрации,
совмещающие в себе как рисунки, так и фотографии.
1.2 Приемы привлечения внимания к современной
журнальной обложке
Журнальная обложка является тем элементом печатного издания, на
который читатель обращает внимание в первую очередь. Ее цель – продать
потребителю тот или иной журнал. Работа фоторедактора заключается именно
12
в том, чтобы выбрать наиболее подходящую фотографию или рисунок на
обложку. По словам арт-директора журнала «T3» Люка О’Нейла На это влияет
ряд факторов [10 rules for better editorial design]. Во-первых, это аудитория, на
которую рассчитано издание. «Читателю необходимо отождествлять себя со
стилем изложения материала, формат публикации должен быть адресован ему
— как вербально, так и на более тонком подсознательном уровне». Цель
изображения на обложке – найти эмоциональный отклик у читателя,
удовлетворять его интересам, находиться с ним на одном образовательном
уровне. Кроме того, необходимо, чтобы обложка издания перекликалась с
собственным дизайном и соответствовала формату печатного издания. Вовторых, как уже было сказано выше, обложка это самая главная страница
журнала. «Обложка должна работать на нескольких уровнях — … быть
достаточно уникальной, чтобы привлечь внимание на переполненных полках
газетного киоска и в то же время не оттолкнуть существующих читателей. Она
должна вызвать любопытство и интригу, рассказать историю, раскрывая
потенциальному читателю содержимое материалов». С помощью обложки
читатель понимать, о чем будет идти речь в том или ином издании. В этом
случае ее можно сравнить с заголовком печатного текста, который лаконично
и доступно доносит основную мысль материала и привлекать к себе внимание.
В эпоху информационных технологий перед фоторедактором и дизайнером
стоит задача разработки обложки, удачной как для печатной версии журнала,
так и для его электронного аналога. В-третьих, немаловажным аспектом при
создании обложки является ее композиционная завершенность.
Рассмотрим правила композиции, приведенные в книге А. Р. Дегтярева
«Изобразительные средства рекламы», в разделе, посвященном основам
композиции элементов периодического издания. В качестве первого автор
приводит закон целостности. «Согласно этому закону, невозможно изъять из
изображения или добавить в него какие-то элементы без ущерба для
первоначального замысла, также целостность изображения невозможно
13
свести к простой, механической сумме его элементов, не изменив
первоначального замысла» [Дегтярев 2006: 48]. Другими словами, обложка
издания должна быть композиционно завершенной, каждый элемент должен
нести определенную смысловую нагрузку и дополнять остальные. Автор
приводит способ проверить совершенство композиции: «Прикройте один из
изображенных предметов. Если после этого происходит изменение в передаче
идет или зрительного ощущения, то композиция совершенна» [Дегтярев 2006:
48].
В статье С. Васильева «Алгоритмика читательских действий при
восприятии периодических изданий» представлена последовательность
действий читателя при его ознакомлении с журналом или газетой. По его
словам, читатель использует такой способ зрительного поиска, который
отечественные и зарубежные публикации называют сканированием [Васильев
2007: 18]. В подтверждение своих слов автор приводит цитату Д. Сурнина:
«Люди не читают газеты, а сканируют. Они скользят взглядом по наиболее
заметным, обращающим на себя внимание элементам: иллюстрациям,
заголовочным комплексам, подписям к снимкам, врезкам и выноскам. …
Только 55 % процентов всего времени, уделяемого газете, читатели тратят
собственно на чтение, а 45 % времени глаз блуждает по полосам в поисках
интересного» [Сурнин 2005: 11]. В обложке должен существовать
композиционный центр, благодаря которому человек заострит свое внимание.
Иногда может возникать «эффект лабиринта». По С. Васильеву, он возникает
при нагромождении большого количества анонсов на первой полосе газеты
или на первой обложке журнала [Васильев 2007: 21]. Таким образом, можно
сказать, что, если перед дизайнером и фоторедактором стоит цель продать
журнал, то наиболее важным аспектом должна быть композиционная
завершенность обложки печатного издания.
Следующим законом композиции является закон типизации. Дегтярев
утверждает, что каждое изображение должно быть типичным, то есть легко
14
узнаваемым, оно должно отражать типичные признаки запечатленных
объектов, обстоятельств и явлений [Дегтярев 2006: 49]. В обложке не должно
быть тех предметов, которые аудитория не сможет понять, будет трактовать в
разных значениях или вовсе ошибочно. Для того, чтобы сразу «сканировать»
информацию, представленную на обложке, человек должен сразу понимать, о
чем идет речь. Можно сказать, что обложка журнала является в некоторой
степени его рекламой. В этом случае уместно следующее утверждение: «Одна
из задач рекламы – вызвать чувства у потенциального покупателя. Когда же
на рисунке изображена нетипичная картинка, то человеческие чувства
растворяются в старании понять изображенное и вызвать ассоциации, вместо
того, чтобы ответить теми чувствами, которые автор рекламы хотел бы
стимулировать в человеке» [Дегтярев 2006: 49].
Третьим законом композиции является закон контрастов. По А. Р.
Дегтяреву существует несколько видов контраста: световой (контраст фона и
изображения или текста), цветовой (один из предметов выделяется
контрастным цветом), контраст фона и предмета (противопоставление фактур
предмета и фона), контраст физического состояния: покоя и движения (эффект
движущегося объекта на статичном фоне) [Дегтярев 2006: 50-51].
Помимо привлечения внимания через композицию изображения также
можно заинтересовать читателя человеком на обложке издания. Как правило,
на обложках журналов можно увидеть известных людей или тех, о ком говорят
в данный момент времени. Российский специалист в области фотографии,
куратор и преподаватель Ирина Меглинская полагает, что человек с обложки
должен смотреть читателю в глаза. Только в этом случае она будет
продаваться [Меглинская]. Стоит отметить, что это будет работать в том
случае, если это конкретная личность, а не абстрактный человек. Онлайнжурнал о дизайне для веб-дизайнеров и разработчиков Webdesignmagazine
также утверждает: «Если вы используете фотографию человека на обложке
журнала, тогда вам нужно убедиться, что у него присутствует зрительный
15
контакт. Это ловкий трюк, который привлекает внимание людей в газетном
киоске» [Советы и идеи по дизайну обложки журнала]. Подобные обложки
часто используют такие журналы как Esquire, GQ, Vanity Fair, Port (см. рис. 1618), т.к. в них всегда присутствуют интервью с известными личностями или
другие материалы о них.
Современные исследователи в области печатной журналистики уделяют
большее внимание именно нефотографическим, рисованным иллюстрациям.
Это может быть связано с большей востребованностью журналов в дизайнерах
и художниках. Графика может передавать как информацию, так и собственный
стиль художника, его работы могут отражать индивидуальность издания,
привлекать новую аудиторию. По словам основательниц иллюстраторского
агентства Bang! Bang! Натальи Климчук и Ольги Морозовой, сегодня в связи
с развитием рекламного бизнеса в профессия иллюстратора становится
популярной и высокооплачиваемой. «Сотни иллюстраторов соревнуются за
звание быть лучшим. Среди них такие известные люди, как Майк Вробель,
Чарльз Бернс, Софья Мироедова (иллюстрации к российским журналам),
Канако (знаменитая серия иллюстраций "Мой маленький Париж")» [Москва
24].
Можно сказать, что обложка это главная страница печатного издания,
именно по ней потребитель судит о содержании номера и о стиле издания в
целом. Она, как и весь дизайн журнала, должна соответствовать тематике,
отвечать запросам аудитории, быть понятной для нее, быть построенной
согласно законам композиции, а также привлекать внимание и выделяться
среди других журналов. Обложка может привлекать потребителя как своим
дизайном, так и фотографией человека. Как правило, для успешной продажи
номера журналы помещают на обложку изображение, где присутствует
зрительный контакт с читателем. Сейчас все большую популярность набирают
рисованные иллюстрации, в России можно встретить такие издания, как «Что
16
читать», «Psychologies», «Русский репортер», где часто используются
нефотографические изображения к материалам.
1.3 Основные тенденции использования иллюстрации в печатных
изданиях
Главной функций иллюстративного наполнения печатного издания, как
и текстов, является информативная функция. Зачастую иллюстрация
действует сильнее, чем тексты. Она более наглядно передает суть события,
позволяет читателю увидеть своими глазами картину произошедшего или
наоборот заставляет сделать акцент на определенном фрагменте изображения.
С одной стороны, иллюстрация позволяет сформулировать собственный
взгляд на вещи, с другой – направляет внимание на отдельные части
материала. Это применимо как к фотографии, так и к нефотографическим
иллюстрациям. Подтверждение этому можно найти у М. Гарсиа, который
считал, что дизайнер – это «визуальный журналист». Журналист служит
источником информации и в это же время через фотографии или рисунки, как
и через тексты, можно увидеть индивидуальность его индивидуальность и
собственный стиль.
Верстка это главный инструмент дизайнера в оформлении журнала.
Основными ее компонентами являются непосредственно сам текст материала,
его расположение, иллюстрации, их место на полосе, заголовочные
комплексы, таблицы, дополнительные графические элементы, а также пустое
пространство, разделяющее материалы и иллюстрации. С помощью верстки
дизайнер передает информацию через фотографии и нефотографические
иллюстрации.
Успешный
дизайн
газеты,
по
словам
шотландских
консультантов по медиа-дизайну Элли Палмер и Терри Уотсон, удовлетворяет
трем условиям – это дизайн, который удобен для сотрудников редакции,
дизайн, который отражает содержание и характер издания и который нравится
читателям [New design, new formats 2004: 15-16]. М. Гарсия придерживается
похожих взглядов. По его мнению, высокое качество оформления печатного
17
издания это аккуратное соединение текста с визуальными элементами:
шрифтом, фотографиями, цветными иллюстрациями, инфографикой и
«белыми пятнами» [М. Гарсиа 1981]. Удачное сочетание всех составляющих
привлекает читателей и наиболее эффективно передает информацию. Дизайн
издания систематизирует текущие события и преподносит читателю
иллюстративную, структурированную и тщательно отобранную картину мира
с аналитикой и комментариями. Так утверждают Элли Палмер и Терри Уотсон
в своей статье для «Мировой газетной ассоциации». Помимо этого, они
считают, что именно дизайн печатного издания посылает сигналы читателю о
том, что важно, что второстепенно, что является развлекательным контентом,
что отличается от привычного. Таким образом журнал или газета имеют в себе
несколько уровней [New design, new formats 2004: 17].
В эпоху информационных технологий и большей осведомленности
потребителя в мире медиа, читатели все больше обращают внимание на
продукты, имеющие высокое качество оформления. В эру большого
медийного разнообразия на полках магазинов остаются лишь те издания,
которые имеют тщательно проработанный дизайн [New design, new formats
2004: 21-22].
В 1990-е UK Newspaper society провело ряд исследований, посвященных
понятию «eye-tracking» (считывание движений глаза при просмотре страниц).
Были получены сведения о том, что человек не имеет четкой запланированной
последовательности при ознакомлении с газетной полосой, движения его глаз
носят хаотичный характер, человек останавливает свое внимание только на
крупных изображениях, заголовках, текстах, чьи заголовки были ему
интересны (см. рис. 19-20) [New design, new formats 2004: 25]. Таким образом,
вероятность того, что материал будет прочитан, зависит от того, насколько
удачен будет заголовок и насколько качественная и интересная будет
прилагаться иллюстрация.
18
Как правило, журнальная полоса, строится вокруг фотографии или
нефотографической иллюстрации, т.к. считается, что первым, что увидит
читатель, будет именно изображение. Именно оно будет доминирующим
элементом на странице. [Мишель А. Картер год страница]. Иллюстрация это
то, что «разбавляет» текст, т.к. большинство людей – визуалы (те, кто лучше
воспринимает зрительную информацию), это более выигрышный вариант для
издания. Изображения также носят эстетическую и рекреационную функцию.
Они заинтересовывают читателя вернуться позже к этому материалу и
ознакомиться с ним более подробно. Кроме того, материалы с визуальным
контентом легче запоминаются читателям.
Помимо потребителей издание с удобным и качественным дизайном
будет привлекать внимание рекламодателей. По словам Мишель А. Картер,
специалиста от Информационного Агентства США, рекламодатели знают, что
аудитория, на которую ориентирована их реклама, увидит ее в привычном
контексте известного издания, это подтолкнет их замечать рекламные
объявления. «Качественный дизайн поддерживает хороший вид рекламы в
газете. Когда она не загромождена и открыта, рекламодатели вынуждены
искать лучшее оформление своей рекламы, так чтобы она выделялась среди
других расположенных рядом объявлений» [Мишель А. Картер 1995].
Зачастую дизайнеры пользуются в качестве разделителя материалов и
изображений пустым пространством вокруг них. Мишель А. Картер приводит
психологические особенности человека в контексте использования белых
пространств в верстке издания: «Мы знаем, что все живые существа, включая
людей, тянутся к свету и отвергают темноту. В литературе часто прибегают к
светлому и открытому для создания положительных образов, а к черному и
мрачному - для отрицательных образов. Психологически люди всегда будут
двигаться по направлению к свету и уходить из темноты. Газетные дизайнеры
могут использовать этот феномен для оформления газетных полос, делая их
свежими, современными и привлекательными» [Мишель А. Картер 1995]. Это
19
не напрягает глаз человека, «воздух» на странице помогает выделить
отдельные фрагменты, более тщательно понять суть текста, материалы,
разделенные пустыми пространствами, воспринимаются легче, чем один
сплошной текст.
Ряд исследователей, среди которых Марио Гарсиа, Терри Уотсон и
Антонио Гинер, считают, что в будущем иллюстрации будут преобладать над
текстом, сами материалы будут становиться меньше (до 500 слов), дизайн
газеты или журнала станет более минималистичным, изменятся и функции
журналиста: на рынке труда будут востребованы конвергентные журналисты,
т.е. те, кто может совмещать в себе функции разных медиа (фото, видео,
тексты, графика) [New design, new formats 2004: 30, 34].
В целом, иллюстративное наполнение сейчас имеет большее влияние на
читателя, чем текст. На это влияет развитие Интернета и формата небольших
заметок,
визуальное
восприятие
аудиторией
новостей,
потребность
потребителя в наглядном представлении ситуации или явления в печатном
издании. Верстка становится неотъемлемой частью газеты или журнала, с ее
помощью дизайнер (визуальный журналист) обеспечивает навигацию по
изданию, создает несколько «слоев» в печатном издании, а также
предоставляет возможность рекламодателю поставить объявления в контексте
соответствующей верстки. В печатных изданиях становится больше
свободного
пространства,
читателям
становится
легче
и
удобнее
воспринимать большие тексты. Дизайн издания предоставляет потребителю
тщательно отобранную картину мира с аналитикой и иллюстрациями.
20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА НАУЧНОПОПУЛЯРНЫХ ИЗДАНИЙ
2.1 Основные черты использования иллюстрации в журнале
«National Geographic»
Для анализа выбраны издания «National Geographic» и «Вокруг света»,
так как они являются ведущими журналами на российском рынке научнопопулярных изданий, имеют похожий контент и оба журнала используют в
своих материалах фотографии и нефотографические иллюстрации. Кроме
того, эти издания выпускаются географическими обществами («National
Geographic» выпускается Национальным географическим обществом, «Вокруг
света», выходя в свет на русском и болгарском языках, выпускается Русским
географическим обществом). Это свидетельствует о том, что издания имеют
высокое качество материалов, создающихся как журналистами, так и
экспертами в мире науки, имеют свою фотографическую службу и службу
дизайнеров по всему миру. В российскую версию журнала попадают работы
как зарубежных, так и отечественных журналистов и фотографов.
Российская версия журнала «National Geogrpahic» появилась в 2003
году. Основу издания составляют научно-популярные статьи о географии,
истории, науке, природе и культуре. Как правило, каждый материал, вне
зависимости
от
объема,
сопровождается
высококачественными
фотографиями, рисунками или инфографикой. В связи с направленностью на
широкую аудиторию, издание привлекает младших читателей яркими
фотографиями
и
рисунками,
а
людей
более
старшего
возраста
–
познавательными репортажами, сложной инфографикой и фоторепортажами.
Журнал предоставляет своей аудитории возможность опубликовать их
собственные работы на его страницах. В начале месяца редакция
американской
версии
журнала
«National
Geographic»
предлагает
21
определенную тему, в рамках которой читатели присылают свои фотоработы.
Снимки, отобранные редакцией, попадают в рубрику «Фото читателя».
Каждая фотография сопровождается небольшой подписью о том, что
изображено на снимке, как был сделан тот или иной кадр или что подтолкнуло
читателя сделать именно это фото.
Журнал всегда являлся символом качественной фотожурналистики,
поэтому в среднем 25 полных разворотов в «National Geographic» занимают
фотографии без материалов, но с небольшими подписями к фото.
Фоторазвороты обычно находятся в начале журнала (рубрика «Фото»), а также
они относятся к крупным материалам в основной части издания (см. рис. 2627). В основном, это исторические хроники, познавательные репортажи о
флоре и фауне, производственные репортажи. За счет отсутствия на
разворотах пустых пространств и большого количества текста, человек все
внимание направляет на изображение.
На обложках «National Geographic» как правило изображаются люди,
достопримечательности, предметы, относящиеся к теме номера или к
конкретному материалу (предметы культуры, еда, транспорт – все, что
относится к географии, природе и культуре), животные, природа. Зачастую на
обложку попадают изображения животных (за период с января 2014 года по
май 2015 почти 30% выпусков журнала появилось с животными на обложке, в
то время как фотографии людей присутствовали только на 17% обложек).
Кроме
фотографий
на
главную
страницу
журнала
попадают
нефотографические иллюстрации (визуализация космоса в номере за июль
2014 года, головного мозга человека в номере за февраль 2014). Это говорит о
том, что журнал придерживается консервативных взглядов и не стремится
сделать упор на графические изображения на обложках. Фотографии
показывают достопримечательности, животных потому что это привычно
человеку и привлекает его внимание (согласно закону типизации по Д.
22
Рэндаллу). Изображение должно быстро считываться и быть доступным
большой аудитории.
В журнале «National Geographic» основное внимание уделяется именно
фотографическим иллюстрациям. Они существуют отдельно (рубрики «Фото»
в начале журнала), а также в качестве иллюстративного ряда к небольшим
заметкам о природе, науке, интересных фактах и к большим материалам,
таким как познавательные репортажи, корреспонденции, статьи. В связи с
тематической
направленностью
журнала,
такие
материалы
требуют
достоверных изображений, описывающих природу, научные исследования,
культуру различных народов, особенности того или иного вида деятельности
людей. Помимо информационной функции, фотографии в «National
Geographic» несут эстетическую функцию, они отображают мастерство
фотографов ловить интересные моменты, замечать детали в природе или
повседневной жизни обычных людей, они передают атмосферу событий или
того или иного места, если речь идет о фотографиях к материалам о людях,
работающих в трудных условиях (археологи, рыболовы, дайверы, шахтеры)
или о людях, принадлежащим к разным культурам и социальным группам
(африканские племена, паломники, фермеры, представители разных стран и
народностей). Фотографии, относящиеся к материалам о людях, представляют
собой портреты, изображения людей в их привычной среде (их домашний быт,
рабочее место, их увлечения), фотографии местности, где они живут. На
портретах людей присутствует зрительный контакт с читателем. Таким
образом внимание человека заостряется именно на этой фотографии.
Материалы о людях имеют большой объем (до 10 страниц), в них
фотографические изображения занимают полностью развороты, в меньшей
мере представлены иллюстрации в половину страницы.
Кроме портретной фотографии в большом количестве представлены
фотографии пейзажей, макросъемка, подводная съемка, репортажная съемка.
Фоторепортажи являются неотъемлемой частью журнала, т.к. издание часто
23
поднимает глобальные проблемы, среди которых изменение климата,
обеспечение продовольствием растущее население Земли, истощение
ресурсов, плохие условия работы в развивающихся странах. Все это
отражается как в текстах, так и в визуальном сопровождении, изображения
сильнее действуют на читателя, т.к. изображение воспринимается намного
легче. Большинство людей – визуалы. Таким образом человек быстрее
получает информацию из текста. Кроме того, в отличие от текста, фотография
не монохромная, по большей части в современных изданиях представлены
цветные изображения.
Иллюстрации присутствуют в большей степени в научных материалах,
где требуется синтез изображения и информации (см. рис. 29), для того, чтобы
объяснить читателю сложные научные термины и наглядно отобразить
физические или химические процессы, преподнося их через визуальные
образы. Кроме того, графические рисунки используются в текстах, где важно
показать карту мира, объекты на временной ленте (см. рис. 21), факты в рамках
определенной темы (см. рис. 23), графики, диаграммы (см. рис. 28) и карты
больше присутствуют в аналитических материалах, где должна быть
представлена информация о том или ином исследовании. Изображения карт
являются наиболее популярной разновидностью иллюстрации в журнале
«National Geographic». Издание часто сравнивает разные регионы мира по
экономическим, этнографическим, культурным показателям (см. рис. 22, 2425). С помощью карт читатель может сформировать свое представление о том,
чем отличаются разные страны и города между собой по конкретным
критериям. Большой объем текста умещается в нескольких изображениях,
позволяющих воспринять информацию намного быстрее.
Таким образом можно выделить основные черты визуального контента
в журнале «National Geographic». Среди них:
• Фотография – главный вид иллюстрации
24
• От 2 до 4 страниц в начале журнала посвящены фотографиям,
сделанными читателями
• Элементы верстки, такие как линейки, подложки, стрелки, редко
используются в журнале, в основном для того, чтобы отделить
рубрику от основного текста материала
• К большим материалам относятся фотографии высокого качества,
занимающие несколько разворотов
• Научные
и
аналитические
материалы
подкрепляются
инфографикой и фотографиями с условными обозначениями на
них, рисунками
• Ввиду тематической направленности издания используется
большое количество карт для сравнение разных регионов мира по
определенным показателям
• Каждая фотография имеет подпись
• В издании присутствуют фоторепортажи, где фотографии говорят
сами за себя. Текст в них не представлен за исключением подписей
к изображениям
• В основном большие фотографии расположены на страницах
справа, они
привлекают внимание, потому что
человек,
перелистывая страницу, видит их в первую очередь.
Визуальный
контент
этого
издания
представлен
в
основном
фотографиями, иллюстрации используются только в некоторых видах
материалов. Материалы в основной части журнала сопровождаются большим
количеством фотографий разных жанров, зачастую используя развороты.
Обложки издания представлены как фотографиями, так и рисунками, но
последние представлены в меньшей мере из-за направленности издания.
Нефотографические иллюстрации представлены картами, инфографикой,
временными лентами и условными обозначениями на фотографиях в научных
и аналитических материалах.
25
2.2 Основные черты использования иллюстрации в журнале
«Вокруг света»
Журнал «Вокруг света» издается с 1861 года и является старейшим
научно-популярным изданием в России. Основными темами являются
география, наука, культура, искусство. Журнал знаком большому количеству
аудитории в виду его достаточно длительного существования, поэтому
возрастной состав аудитории определить трудно. Он направлен как на детей,
молодежь, так и на более старшее поколение. Материалы затрагивают очень
разнообразные сферы жизни. Наряду с текстами о географических открытиях,
кругосветных путешествиях и научных открытиях в нем представлены
кулинарные рецепты, рассказы об определенных выдающихся личностях, а
также ответы на вопросы читателей. Можно сказать, это журнал для всей
семьи, он известен нескольким поколениям.
Журнал часто ставит на обложку фотографии людей (за период с января
2014 года по май 2015 года 53% обложек содержали изображение людей). В
основном, это известные люди (футболист Криштиану Роналду, королева
Елизавета) или представители того или иного народа, о котором пойдет речь в
журнале (испанский тореро, японская невеста, индеец в национальном
костюме). Представители другой культуры привлекают внимание и сразу
предоставляют читателю понять, о чем пойдет речь в данном номере.
Известные люди также привлекают внимание ввиду их популярности,
заинтересованности публики в их жизни или в силу того, что они в данный
момент времени актуальны и о них говорят. Фотография на обложке
располагается в основной части страницы под традиционным элементом
журнала - яркой оранжевой полосой с логотипом «Вокруг света». На
изображении представлены основные заголовки материалов, как правило, они
белого цвета, что не отвлекает о самой иллюстрации.
Визуальный
контент
журнала
«Вокруг
света»
представлен
фотографиями, рисунками, инфографикой. Фотография является наиболее
26
распространенным видом иллюстрации. Каждая страница журнала содержит
минимум 1-2 фотографии (не считая рекламы). Примечательно, что журнал
приводит и старые фотографии в своих материалах, в основном это рубрика
«Архив», куда помещаются выдержки из выпусков прошлого века, рубрика
«Исторический
детектив»,
где
представлены
исторические
хроники,
репродукции старинных картин, икон. Такой исторически ориентированный
контент наглядно подтверждает информацию, представленную в материале.
Экскурс в историю привлекает ту аудиторию, которая заинтересована в
истории журнала и в мировой истории в целом.
Фотографии располагаются в разных частях страницы, как на полных
разворотах (как правило на первой странице материала, где содержится
заголовок текста), так и в основной части материалов, они могут располагаться
прямо, под наклоном (см. рис. 30). Фотографии имеют подписи, но только те,
которые относятся к большим материалам. В начале журнала, где находятся
интересные факты, фотографии не имеют информационной функции как при
больших материалах, они скорее привлекают внимание, разбавляют
монохромные тексты. Фоторазвороты имеют не одну фотографию, а от трех
до шести, это похоже больше на коллажи, чем на фоторепортажи. Они служат
своего рода обложкой для текста. Такое нестандартное расположение
фотографий также привлекает читателя, оно создает настроение материалу,
показывая с разных сторон быт человека, природу или городские пейзажи.
Развороты с единственной фотографией, как правило, находятся на первой
странице материала, на них расположен заголовок и лид материала. В случае,
если на развороте несколько больших фотографий, но они разделены белым
пространством, это значит, чт они относятся к разным материалам или к
разным частям материала. Фотографии, относящиеся к одному материалу, не
разделяются, они находятся близко к друг другу тем самым подчеркивая
целостность фотографического наполнения. Зачастую фотографии обрезаны
(см. рис. 31), что подсознательно заставляет человека перелистывать страницу,
27
или прерываются подложками с другими фотографиями. Так человек получает
навигацию по полосе и его внимание движется от одной иллюстрации к
другой.
Иллюстрации в журнале присутствует в основной части журнала, в
материалах о науке, психологии, здоровью человека, т.е. в тех текстах, где не
требуются фотографии конкретных людей, природных ландшафтов или
животных, в таких материалах представлены абстрактные образы, лучше всего
они передаются через графику. Нефотографические иллюстрации можно
увидеть в отрывках из художественных произведений современны авторов,
они представлены в конце журнала. С помощью рисунков художник посвоему интерпретирует текст и передает на бумагу свои впечатления,
собственное понимание того или иного рассказа (см. рис. 32).
В дизайне журнала используется цветовое оформление страниц,
занимающее около трети всего издания (см. рис. 33). Край каждой страницы
окрашен в ярко-зеленый цвет, что заинтересовывает читателя листать журнал
дальше и найти в конце издания рекламное объявление, использующее этот
цвет как основной. Зеленый цвет ассоциируется у читателя с природой, т.к. в
этом издании можно найти материалы об окружающем мире. Графические
элементы (линейки, рамки, стрелки) используются для отделения текстов от
заголовков, рекламных материалов, рамки используются для привлечения
внимания к конкретной фотографии, в основном эти изображения небольшого
размера. Используются подложки ярко-зеленого цвета, они также предваряют
рекламную кампанию. Они представлены в памятках путешественнику, в
интересных фактах о разных странах.
Таким образом можно выделить основные черты визуального контента
в журнале «National Geographic». Среди них:
• Фотографии выполняют информационную функцию в больших
материалах
28
• Фотографии выполняют эстетическую и рекреационную функцию
в небольших заметках
• Часто используются исторические фотографии и репродукции
• Обложки в основном содержат изображения людей
• Обложка содержит неизменный элемент – оранжевая полоса с
логотипом издания
• Фотографии в больших материалах имеют подписи
• Фоторазвороты содержат до 6 фотографий на обеих страницах
• Иллюстрации используются в материалах о современной жизни
людей и в научных текстах
• Рекламные компании привлекают внимание через окрашенные
части около трети страниц журнала
Визуальный контент представлен в большей части фотографиями
различной тематики (культура разных народов, природа, городские пейзажи,
новейшие изобретения, кулинария, технические новинки, макросъемка).
Иллюстрации используются в материалах, где не требуются изображения
конкретных людей, пейзажей или животных. В таких случаях фоторедактор
привлекает художников, которые выражают собственное видение материала
или художественного текста. Обложки издания на 50% представлены
изображениями людей. Это известные личности или представители того или
иного народа, о котором пойдет речь в выпуске. Неизменным элементом
дизайна обложки журнала «Вокруг света» является оранжевая полоса с
логотипом издания.
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании сопоставлялся визуальный контент двух
научно-популярных изданий, «National Geographic» и «Вокруг света». Были
выявлены следующие общие черты иллюстративного наполнения журналов:
в обоих изданиях фотография является первостепенным видом иллюстрации,
высококачественные фотографии это визитная карточка журналов, благодаря
ей они узнаваемы на протяжении большого количества времени. Фотографии
в данных изданиях выполняют информационную функцию, они передают
дополнительную информацию, то, что не сказано с помощью текста.
Нефотографические изображения представлены в виде рисунков,
инфографики и синтеза фотографии и графики. Рисунки используются в
материалах, где не идет речь о конкретных событиях, людях или природных
объектах. С помощью рисунков передается взгляд художника на ту или иную
проблему, поднимающуюся в тексте. Инфографика содержит в себе большой
объем информации, в удобной и интересной для читателей форме она
приводит статистику, результаты анализов тех или иных явлений. Элементы
дизайна помогают читателю лучше воспринимать информацию,
обеспечивают навигацию по изданию и выделяют наиболее важные
фрагменты текста.
Кроме того, было выявлено то, что отличает эти издания друг от друга.
Журнал «Вокруг света» направлен на более широкую аудиторию, чем
“National Geographic», следовательно, здесь изображения относятся не только
к географии, изучению различных культур, природе, но и к таким темам, как
кулинария, психология, здоровье человека. В журнале «Вокруг света»
представлено цветовое решение для рекламных компаний, напечатанных в
конце журнала. Обложки «National Geographic» используют в качестве
обложек в основном животных или природные объекты, в то время как
«Вокруг света» делает акцент именно на фотографиях людей. Помимо этого,
30
журнал «National Geographic» печатает на своих страницах фотографии,
присланные читателями.
В заключение можно сказать, что оба издания имеют свой собственный
стиль визуального контента, обусловленный тематическим наполнением
материалов, аудиторией журнала и приемами передачи информации с
помощью текста и изображений.
31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Рэндалл Д. Универсальный журналист. Лондон, 1996. С. 108
2. Кристоф Ниман. Мы живем в визуальном мире, которым до сих пор
управляют слова / Беседовала Д. Бати // Теории и практики. 2012.
http://theoryandpractice.ru/posts/4448-illyustrator-kristof-niman-my-zhivem-vvizualnom-mire-kotorym-do-sikh-por-upravlyayutslova?utm_source=tnp&utm_medium=searc
3. Эксперт Online http://expert.ru/subscribe/item/39
4. Меглинская И. Артфотография vs журнальная фотография // Теории и
практики. Москва. 2009. http://theoryandpractice.ru/videos/41-artfotografiya-vszhurnalnaya-fotografiya
5. Афиша http://www.afisha.ru/promo/mediakit
6. Шорох Д. Иллюстрация в журналах // Фестиваль иллюстрации и дизайна
«Люстра». Москва. 2014. https://vimeo.com/118992305
7. Майра Кальман. Дедлайн — это самый сильный источник вдохновения /
Беседовала Е. Приемская // Теории и практики. 2012.
http://theoryandpractice.ru/posts/4830-illyustrator-mayra-kalman-dedlayn--etosamyy-silnyy-istochnik-vdokhnoveniya
8. Есипов В. Отличия и похожие черты travel-журналов и научно-популярных
журналов / Форум «3D журналистика». Спб. 2014.
9. Что читать. 2008. №1. С. 54-55, 58, 66, 88-92
http://issuu.com/4696/docs/44_01_full_medium/90
10. 10 rules for better editorial design. http://www.creativebloq.com/creativity/10rules-better-editorial-design-71412218
32
11. Дегтярев А. Р. Изобразительные средства рекламы: Слово, композиция,
стиль, цвет. М., 2006. С. 48-49, 51
12. Васильев С. Л. Алгоритмика читательских действий при восприятии
периодического издания // Новое в современной коммуникации. Вып. 1-2.
Воронеж. 2007. С. 18, 21
13. Сурнин Д. Внимательный дизайн // КАК. №2. М., 2005. С. 11
14. Советы и идеи по дизайну обложки журнала.
http://www.webdesignmagazine.ru/design/sovety-i-idei-po-dizajnu-oblozhkizhurnala
15. Реклама: история и роль иллюстраций. Москва 24
http://www.m24.ru/articles/32113?attempt=1
16. New Design, new formats // World association of newspapers. №3. Париж.
2004. С. 15-17, 21-22, 25, 30. 34 http://ideas.typepad.com/WANreport.pdf
17. М. Garsia. Contemporary Newspaper Design. Pretice-Hall. 1981
18. Мишель А. Картер. Современный дизайн газет. М., 1995
19. National Geographic. 2013. № 10. 2014. №2-5, 7
20. Вокруг света. 2014. №5-7
33
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рисунок 1
Обложка журнала TIME, 8 апреля 1929 г.
34
Рисунок 2
Обложка журнала Vogue 1910 г.
35
Рисунок 3
Обложка первого номера журнала New Yorker, 21 февраля 1925 г.
36
Рисунок 4
Обложка журнала Esquire, 1958 г.
37
Рисунок 5
Обложка журнала Vanity Fair, декабрь 1914 г.
38
Рисунок 6
Обложка журнала New Yorker, 10 декабря 2001. Используется иллюстрация
художницы Майры Кальман
39
Рисунок 7
Обложка журнала New Yorker, 5 февраля 2001 г. Используется иллюстрация
художницы Майры Кальман
40
Рисунок 8
Обложка журнала New Yorker, 7 апреля 1997 г. Используется иллюстрация
художницы Майры Кальман
41
Рисунок 9
Иллюстрация художницы Майры Кальман для журнала New Yorker
42
Рисунок 10
Иллюстрация художницы Майры Кальман для журнала New Yorker
43
Рисунок 11
Иллюстрация художницы Майры Кальман для журнала New Yorker, 22
августа 2008 г.
44
Рисунок 12
Обложка английского кулинарного журнала Lucky Peach
45
Рисунок 13
Обложка английского кулинарного журнала Lucky Peach
46
Рисунок 14
Обложка немецкого журнала Zeit Magaine
47
Рисунок 15
Обложка журнала Bloomberg Businessweek
48
Рисунок 16
Обложка журнала GQ Style, зима 2012 г.
49
Рисунок 17
Обложка Vanity Fair, декабрь 2012
50
Рисунок 18
Обложка журнала Port
51
Рисунок 19
Результаты eye-tracking: показано процентное соотношение времени,
потраченного на изучение того или иного фрагмента полосы
Рисунок 20
Результаты eye-tracking: показано процентное соотношение времени,
потраченного на изучение того или иного фрагмента
52
Рисунок 21
Иллюстрация из журнала «National Geographic», май 2014 к материалу о
деревьях. Изображена временная лента с старейшими деревьями на Земле
53
Рисунок 22
Иллюстрация из журнала «National Geographic», май 2014 к материалу о
деревьях. На иллюстрации изображена карта Европы и ареалы дуба на ней по
окончании ледникового периода и сегодня. Внизу страницы представлены
самые высокие в мире деревья с информацией о высоте и их возрасте.
54
Рисунок 23
Иллюстрация из журнала «National Geographic», май 2014. Номер посвящен
еде, здесь представлены наиболее интересные факты из мира еды.
55
Рисунок 24
Иллюстрация из журнала «National Geographic», май 2014 к материалу о
Париже. На ней изображена карта с наиболее известные
достопримечательности Парижа
56
Рисунок 25
Иллюстрация из журнала «National Geographic», май 2014. На ней
изображена карта с информацией о том, где производят пищу для людей,
фураж для животных и топливо для промышленности
57
Рисунок 26
Иллюстрация из журнала «National Geographic», май 2014. Фоторепортаж об
археологах в штате Юта, США. 1 страница
58
Рисунок 27
Иллюстрация из журнала «National Geographic», май 2014. Фоторепортаж об
археологах в штате Юта, США. 2 страница
59
Рисунок 28
Иллюстрация из журнала «National Geographic», май 2014. Изображены
графики с информацией о том, сколько процентов территорий используется
для сельского хозяйства, сколько является непригодными для сельских
работа.
60
Рисунок 29
Иллюстрация из журнала «National Geographic», март 2014. Изображено
строение черной дыры, ее основные части
61
Рисунок 30
Фотографии из журнала «Вокруг света», май 2014. Изображения
представлены как стопка фотографий
62
Рисунок 31
Фотографии из журнала «Вокруг света», июнь 2014. Фотография внизу
страницы представлена в форме неполного круга, это привлекает внимание и
заставляет человека перелистнуть на следующую страницу
63
Рисунок 32
Иллюстрация из журнала «Вокруг света», июль 2014. Изображение
относится к художественному тексту, рассказу Д. Гуцко «Кто приехал»
64
Рисунок 33
Иллюстрация из журнала «Вокруг света», июль 2014. Рекламную кампанию в
конце журнала предваряет окрашенный край страниц журнала
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв