Жидкова Алина Игоревна
Научный руководитель: Вовненко Галина Ивановна, к.э.н.,
доцент
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова»
e-mail: alina_zhidkova@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Аннотация:
эффективности
обслуживания
в
статье
рассмотрены
деятельности
лиц
работников
пожилого
возраста
особенности
учреждений
для
оценки
социального
проведения
анализа
использования фонда оплаты труда.
Ключевые слова: фонд заработной платы, факторный анализ оплаты
труда, учреждение социального обслуживания, качество обслуживания,
оценка результативности и эффективности деятельности.
Фонд
оплаты
труда
включает
в
себя
сумму
абсолютно
всех
начислений работникам учреждения социального обслуживания лиц
пожилого возраста (далее – учреждение), в том числе и фонд заработной
платы (далее – ФЗП). ФЗП учреждения планируется исходя из планового
числа штатных должностей и среднего размера должностных окладов, а
также надбавок, доплат и прочих денежных выплат персоналу. При
изменении условий оплаты труда в течение года сметные назначения по
ФЗП
корректируются.
Разница
представляет
собой
абсолютное
отклонение, которое характеризует полноту использования выделенных
из бюджета средств на оплату труда работников. В первую очередь
необходимо оценить величину абсолютного отклонения и структуру ФЗП в
учреждении.
Затем,
при
исчислении
абсолютного
отклонения
устанавливаются факторы, влияющие на величину отклонения: как
правило, это – количество штатных должностей и уровень средней
заработной платы (месячного оклада) [2].
Однако для учреждений
социального типа возможно выделение и таких факторов, как: категории
персонала
(например,
уровень
квалификации),
источники
финансирования (имеют ли место в учреждении выплаты за счет
внебюджетных
различные
источников),
виды
надбавок
постоянная
и
и
зарплатоотдача
выплат,
переменная
часть
ФЗП,
(показатели
результата труда работников учреждения).
Особое внимание хотелось бы уделить последнему из названных
факторов, который отражает специфику эффективности использования
ФЗП в учреждениях социального типа. Известно, что такой анализ
предполагает сопоставление темпа роста средней заработной платы и
темпа
роста
производительности
труда.
В
интересах
настоящего
исследования производительность труда целесообразно представить в
виде
показателя
«качество
социальных услуг)».
персонала
обслуживания
(качество
оказываемых
Чтобы определить конечный результат работы
учреждения,
следует
оценить
качество
проводимых
мероприятий по повышению уровня излечения и оказания надлежащей
иной
помощи,
применении
для
чего
необходимо
экспериментальных
и
использовать
уникальных
информацию
методов
в
о
области
оказания социальных услуг [2].
Одегов Ю.Г., Абдурахманов К.Х., Котова Л.Р. приводят следующие
наиболее
часто
используемые
методы
оценки
эффективности
деятельности, которые мы, в свою очередь, попробуем адаптировать для
применения в учреждениях [1, с. 265-304]:
1. Управление по целям: этот метод целесообразно использовать как
инструмент
работы,
стимулирования
сотруднику
может
в
учреждении.
быть
Исходя
выплачена
из
результатов
фиксированная
или
специально назначаемая премия, или же он может быть поощрен как-то
иначе. Так зарождается система сбалансированных показателей (далее –
ССП),
и
на
ее
мотивирования.
основе
В
можно
продолжение
строить
более
развития
темы
действенные
внедрения
схемы
ССП
в
учреждении можно обратиться к такому мероприятию, как опросы.
Действительно, в учреждениях такого профиля этот метод может стать
наглядным
индикатором
состояния
удовлетворенности
получателей
социальных услуг качеством предоставляемых услуг.
2.
Аттестация: метод
оценки квалификации, уровня
знаний,
практических навыков, деловых и личностных качеств посредством
собеседования,
тестирования,
письменного
описания
характеристик
сотрудника (эссе) или его поведения в критических ситуациях (метод
критических ситуаций).
3. Оценка результативности: метод, применяемый для оценки
результатов деятельности и компетенций сотрудников с выявлением
разрыва между уровнями реальной и требуемой компетенции. Оценка
результативности основывается на оценке выполнения КПЭ – ключевых
показателей эффективности. Так, для врачей КПЭ могут являться:
удовлетворительное
санитарно-эпидемиологическое
отделений,
в
отсутствие
отделения
оснащены
отделениях
состояние
инфекционных
необходимым
для
заболеваний,
жизнедеятельности
оборудованием, средний и младший медицинский персонал осуществляют
свои функции в соответствии с требованиями, здоровье получателей
социальных услуг в норме. КПЭ для социального работника – получатели
обеспечены
всеми
видами
социальных
услуг,
состояние
их
психоэмоционального статуса в норме.
Также выделяют направление в оценке эффективности работы
подразделений по
персоналу
на
основе
ССП
по
четырем
перспективам:
финансовая
составляющая (не применима для целей рассматриваемых учреждений),
составляющая клиентов (разработка ССП, характеризующих степень
удовлетворенности получателей социальных услуг работой персонала
учреждения), составляющая эффективности внутренних бизнес-процессов
(разработка ССП, характеризующих интенсивность движения кадров),
составляющая обучения и развития (качество оказания медицинской,
психологической и иной помощи персоналом до прохождения различного
рода аттестаций и – после). Считаем целесообразным добавить еще два
направления: 1) составляющая удовлетворенности сотрудника своей
работой: Одегов Ю.Г. и другие авторы полагают, что предпосылкой
повышения производительности, ответственности, качества и уровня
обслуживания
потребителя
является
удовлетворенность
работника
(которую можно оценивать, например, на основе ежегодных опросов); 2)
составляющая, способствующая удовлетворенности сотрудника своей
работой (корректировка системы мотивации персонала с использованием
показателей эффективности деятельности).
В отношении второго предложенного направления, добавим, что в
учреждении
основные
инструменты
вознаграждения
можно
преобразовать в ССП, проранжировать их, ориентируясь на ценности,
мотивацию, потребности сотрудника, для которого разрабатывается схема
вознаграждения. Основные инструменты вознаграждения следующие:
материальные
инструменты
(базовый
оклад,
премии,
бонусы)
и
нематериальные инструменты, требующие ресурсов учреждения. Затем
для каждой группы определяется свой собственный набор инструментов
вознаграждения.
Следующий
этап
–
соотнесение
показателей
и
инструментов вознаграждения. Показателям с наибольшими весами
должны
соответствовать
наиболее
значимые
инструменты,
менее
весомым – менее значимые.
Так, установленные взаимосвязи должны быть проверены и при
необходимости откорректированы: в стратегическом аспекте достижение
наиболее важных показателей необходимо вознаграждать одновременно
двумя
разными
инструментами
(например,
денежной
премией
и
нематериальным поощрением). Показатели должны включаться в систему
мотивации сотрудников, ответственных за их достижение [1, с.355-368].
Список использованных источников
1. Одегов, Ю. Г., Абдурахманов, К. X., Котова, Л. Р. Оценка
эффективности работы с персоналом: методологический подход: Учебнопрактическое
пособие
[Электронный
ресурс]
/
Ю.Г.
Одегов,
К.Х.
Абдурахманов, Л.Р. Котова. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2011. —
752 с. https://www.twirpx.com/file/469114/
2. Панков, Д.А., Головкова, Е.А. Анализ хозяйственной деятельности
бюджетных организаций [Электронный ресурс]
/ Д.А. Панков, Е.А.
Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А.
Головковой. – 2-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2003. – 409 с.
http://www.uamconsult.com/book_608.html
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв