УДК 331:340
Я.Е. Бразовская1
Л.П. Пискун2
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДА
МОРЯКОВ В ПОЛЯРНЫХ ВОДАХ
Аннотация: В настоящей статье авторами предпринята попытка провести сравнительное
исследование правового регулирования управления труда моряков в полярных водах, на
основе диалектического метода в форме рефлексивного теоретического мышления;
проведено исследование правового содержания документов, ставших предметом научного
исследования. Полученные выводы могут быть использованы для цели гармонизации
нормативных правовых актов, регулирующих труд моряков в полярных водах, и,
соответственно, уменьшения правовых различий в указанной сфере как между
приарктическими, так и иными государствами. Авторы на основе сравнительно-правового
анализа предприняли попытку сформулировать правовой механизм совершенствования
российского трудового законодательства, регулирующего труд моряков в полярных водах.
Ключевые слова: Арктика, Антарктика, организация труда, Северный морской путь.
Annotation: In article the authors attempt to compare the legal regulation of the management of
seafarers’ labor in polar waters, based on the dialectical method in the form of reflexive
theoretical thinking and legal content of documents that have been the subject of scientific
research. The findings can be used for harmonization the legal acts regulating the seafarers’ labor
in polar waters and for reduction of the legal differences in this area among Arctic states and the
other states. Based on comparative legal analysis, the authors attempt to formulate a legal
mechanism for improving Russian labor legislation regulating the work of seafarers in polar
waters.
Keywords: Arctic, Antarctic, organization of labor, Northern Sea Rout.
Введение. Актуальность исследования состоит в необходимости повышения
безопасности судоходства в полярных водах и минимизации негативного воздействия на
безопасность судоходства. Деятельность человека, связанная с пребыванием в море,
относится к категории наиболее опасных, наиболее частой причиной аварий морских
судов выступает именно человеческий фактор. Важную роль играет уровень
профессиональной подготовленности и правильный подбор членов экипажа морского
судна, который является залогом безопасности международного мореплавания. Работа
моряков в полярных водах осложняется экстремальными природно-климатическими
особенностями: низкими температурами воздуха (до –30-50°С), сильными ветрами и
штормами, обледенением оборудования, вибрациями от дрейфующего льда, аномалиями
геомагнитного поля Земли, вахтовой системой работы, недостатком или переизбытком
освещенности (в зимнее и летнее время), общим переутомлением3.
В каких условиях трудятся моряки мира, какие правовые нормы определяют эти
условия, как государства обеспечивают безопасность судоходства и защиту трудовых
Доцент кафедры международного и морского права ФГБОУ ВО «Государственный университет морского
и речного флота им. адм. С.О. Макарова».
2
Магистрант кафедры государственного и международного права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский
государственный морской технический университет».
3
Богоявленский В.И. Чрезвычайные ситуации при освоении ресурсов нефти и газа в Арктике и Мировом
океане. // Арктика: экология и экономика № 4 (16), 2014.
1
1
прав, работающих в полярных регионах – эти и многие другие вопросы требуют особого
международно-правового регулирования, а с учетом особенности работы в сложных
климатических условиях данные вопросы нуждаются в более пристальном внимании
приарктических государств.
Объектом исследования выступают не только международно-правовые нормы в
области регулирования труда моряков, но и нормы отдельно взятых государств, которые
стремятся наращивать своё присутствие в полярных водах.
Цель исследования заключается в поиске моделей регулирования труда моряков в
полярных водах, а также в поиске решений следующих задач:
систематизация основных положений правовых норм приарктических
государств, регулирующих труд моряков в полярных водах;
разработка предложений по гармонизации правового регулирования труда
моряков в полярных водах;
совершенствование норм права, регулирующих труд моряков в полярных
водах.
Международно-правовое регулирование труда моряков. Под правовым
регулированием труда следует понимать систему стандартов, которые используются в
трудовом законодательстве каждого отдельно взятого государства.
Соответственно, международно-правовое регулирование труда – это система
стандартов, используемых государствами в национальном трудовом законодательстве,
которые присоединились к международному договору, устанавливающему такие
стандарты.
Основу международно-правового регулирования труда моряков составляют акты
– Конвенции и Рекомендации – Международной организации труда4, являющейся
специализированным учреждением ООН.
Основополагающей конвенцией МОТ в области регулирования труда моряков
является Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 г. 5, действующая с изменениями
по состоянию на 2016 год. КТМС 2006 охватывает 37 действующих конвенций МОТ и
соответствующих рекомендаций, принятых в период с 1920 года. Отметим, что КТМС
2006 включает значительный спектр вопросов, таких как: минимальный возраст моряков и
пригодность по состоянию здоровья; репатриация; условия труда и жизни на борту судна,
социальное обеспечение моряков; безопасность труда и его сертификация, а также
государственный портовый контроль6.
Рекомендации МОТ в области регулирования труда моряков имеют отличную от
Конвенций МОТ природу, а именно они представляют собой «наставления», которые не
возлагают на государства обязанности осуществлять детальное правовое регулирование в
этой области.
Другим немаловажным международным актом является Международная
конвенция по охране человеческой жизни на море7. СОЛАС распространяет своё действие
на все суда, совершающим международные рейсы, за исключением военных кораблей,
рыболовных судов и судов с примитивной конструкцией.
Применительно к рассматриваемой проблематике, а также с учетом особенности
и уязвимости международного судоходства в полярных водах, повышения безопасности
эксплуатации судов и уменьшения воздействия на людей и окружающую среду, следует
англ. International labor organization; далее – МОТ.
англ. Maritime Labor Convention; далее – КТМС 2006.
6
Руководство по реализации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве; социальное обеспечение
моряков / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной
Европы и Центральной Азии; Департамент международных трудовых норм. – Москва: МОТ 2013. – С. 5.
7
англ. International Convention for the Safety of Life at Sea; далее – СОЛАС.
2
4
5
обратить внимание и на Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в
полярных водах – Полярный кодекс8.
Основной целью Кодекса является обеспечение безопасной эксплуатации судов и
защиты полярной окружающей среды через рассмотрение рисков, характерных для
полярных вод, снижение которых не рассматривается в достаточной мере в других
документах Организации9. В общем, следует отметить, что Полярный кодекс
устанавливает стандарты, охватывающие весь спектр вопросов проектирования,
строительства, оборудования, эксплуатации, обучения и охраны окружающей среды для
судов, совершающих полярные рейсы.
Кодекс затрагивает организацию труда моряков, трудящихся на судах,
эксплуатирующихся в полярных водах, в контексте: предоставления судовладельцу,
оператору, капитану и экипажу сведений в достаточном объеме об эксплуатационных
возможностях и ограничениях судна (Глава 2); планирования рейса с учётом
безопасности судна (Глава 11); подготовки и обучения (Глава 12) 10.
Представляется,
что
необходимо
развитие
международно-правового
регулирования труда моряков, осуществляющих свою деятельность в этих регионах.
Правовое регулирование Арктики. Итак, Арктика в настоящее время
представляет собой сосредоточение интересов многих государств. Традиционно
наибольшую заинтересованность в области научного исследования Арктики и разработки
её природных ресурсов составляют пять государств: Российская Федерация, Соединённые
Штаты Америки, Канада, Королевства Дания и Норвегия, являющиеся членами
«Арктической пятёрки». Каждое из перечисленных государств имеет свою собственную
стратегию в области осуществления своего присутствия в Арктике (см. Таблица 1).
Помимо государств «Арктической пятёрки» своё присутствие в Арктике
стараются расширить также Исландия, Китайская Народная Республика, Королевство
Швеция и Финляндская Республика. Так по инициативе Финляндии в целях организации
сотрудничества по вопросам Арктики в 1996 г. был создан Арктический совет11. В
настоящее время под эгидой Арктического совета реализуются проекты в таких областях,
как экология, экономика, культура, здравоохранение, предотвращение чрезвычайных
ситуаций, защита интересов коренных народов Севера.
Правовое регулирование Антарктики. В 2020 г. исполнится 200 лет со дня
открытия Антарктиды. Антарктида – расположенный к югу континент – является
единственным континентом, на котором отсутствует коренное население.
Отметим, что семь государств – Австралия, Великобритания, Новая Зеландия,
Норвегия, Франция и Чили – в прошлом имели территориальные притязания на эти
пространства.
В результате Международной конференции по Антарктике, которая состоялась в
1959 г., был принят Договор об Антарктике, который определил её международноправовой режим. Договор, прежде всего, преследовал цели отказа сторон от
территориальных претензий и военного использования антарктических пространств, а
также свободу проведения научных исследований.
К настоящему моменту как минимум 28 государств имеют свои научноисследовательские станции на островах, на побережье и в глубине континента,
Принят резолюцией MEPC.264(68) Комитета по защите морской среды от 15.05.2015. Кодекс вступил в
юридическую силу с 1 января 2017 г.
9
Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах. - [Электронный ресурс]:
http://docs.cntd.ru/document/420376046 (Статья 1).
10
Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах. - [Электронный ресурс]:
http://docs.cntd.ru/document/420376046
11
англ. Arctic Council.
3
8
функционирование которых напрямую зависит от качества подготовки и трудовых
условий моряков, работающих на судах, эксплуатирующихся в полярных водах.
Для решения задачи разработки предложений по гармонизации правового
регулирования труда моряков в полярных водах, следует проанализировать требования
правового регулирования труда моряков на примере законодательства приарктических
государств (см. Таблица 2).
Российская Федерация. Основным кодифицированным нормативно-правовым
актом, регулирующем трудовые отношения в Российской Федерации, является Трудовой
Кодекс РФ12. Кодекс не выделяет специфику труда моряков, а лишь содержит общие норм
об особенности регулирования труда работников транспорта13, которые распространяются
на труд моряков в силу того, что они являются представителями транспортной отрасли
государства. Специализированным нормативным актом, частично регулирующим
трудовое положение моряков в РФ, является Кодекс торгового мореплавания РФ14.
В целом система норм, регулирующих трудовые отношения российских моряков,
разрознена и представлена преимущественно общими положениями отраслевых кодексов
и подзаконными актами (см. Таблица 2).
Соединённые Штаты Америки. Трудовое право США является частью
предпринимательского права и содержит два больших раздела: коллективное трудовое
право и индивидуальное трудовое право.
Основу правового регулирования труда помимо поправок I, V и XIV Конституции
США, составляют также некоторые общие законы (см. Таблица 2). Отраслевые трудовые
законы регулируют такие вопросы как: коллективный трудовой спор; порядок проведения
забастовок; правовое положение профсоюзов; рабочее время и время отдыха.
Юридическая терминология в области регулирования труда достаточно детально
проработана, в частности, в Законе Вагнера 1935 г., даются дефиниции таким терминам
как «профсоюз» (англ. labor organization), «комитет по представлению интересов
работников» (англ. employee representation committee), «работодатель» (англ. employer).
Отдельного внимания заслуживает институт супервизора (супервайзора) (англ.
supervisor), т.е. представителя работодателя, чьи функции сводятся к контролю таких
трудовых ситуаций как: отстранение от должности, восстановление на работе,
премирование и т.д.
Выполнение
административных
функций15
в
области
применения
примирительных процедур возлагается на Комиссию по обеспечению равных условий
найма16.
Трудовой договор в США может быть заключён лицом по общему правилу с 16
лет в одной из трёх форм: письменной, устной и подразумеваемой. При этом, как отмечает
Р.Р. Назметдинов, «обязательная письменная форма трудового договора предусмотрена
лишь при найме моряков для работы на большегрузных судах. Часто для обозначения
такого договора используется словосочетание shipping contracts (договор найма в экипаж
судна)»17.
Стоит отметить, что по сравнению с другими приарктическими государствами в
США существует большое количество актов, которые возлагают на моряков
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019). – СЗ РФ. – 2002. - N
1 (ч. 1). - Ст. 3.
13
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019). – СЗ РФ. – 2002. - N
1 (ч. 1). - Ст. 3. (Глава 51).
14
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм.
и доп., вступ. в силу с 31.01.2019). – СЗ РФ. – 1999. - N 18. - Ст. 2207.
15
Указанных в Программе медиации 1999 г. (англ. Mediation Program.).
16
англ. Equal Employment Opportunity Commission.
17
Назметдинов Р.Р. Трудовое право Соединённых Штатов Америки. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. И
радиоэлектроники, 2015. – С. 145.
4
12
обязательства, а также устанавливают жёсткие профессиональные стандарты. При этом
они охватывает широкий круг трудовых отношений, включая свободу объединений,
коллективных переговоров и т.д.
Трудовое законодательство США, регулирующее труд моряков, не имеет
целенаправленной ориентации на Арктику и Антарктику. Суть стратегии США в
отношении полярных регионов сводится к одному тезису: сдерживание России и Китая.
Королевство Норвегия. Основой трудового законодательства Королевства
Норвегия является Закон Королевства Норвегия об условиях труда18, регулирующий такие
вопросы как:
заключение19, изменение и расторжение трудового договора;
режим труда и отдыха20;
полная и частичная занятость.
Особенностями системы управления трудовых отношений Норвегии является
следующее:
1.
Развитая система профсоюзов, что также характерно для других
скандинавских стран. Все отраслевые профсоюзы объединены под началом Центрального
объединения профсоюзов Норвегии21, цель которого – оказание качественных услуг
трудящимся в сфере здравоохранения и отстаивания их трудовых прав. В состав
Центрального объединения профсоюзов входит Профсоюз моряков Норвегии22, а также
Профсоюз работников транспорта Норвегии23;
2.
Наличие специального судебного органа, разрешающего трудовые споры. В
соответствии с Законом о трудовых спорах 1927 г. был создан Суд по трудовым делам,
который выступает в качестве апелляционной инстанции, разбирающей жалобы на
решения по трудовым спорам, вынесенные окружными и городскими судами. Его
решения, в свою очередь, могут быть обжалованы в Верховный суд. Наряду с
профессиональными судьями в его состав назначаются представители объединений
предпринимателей и профсоюзов. В 1952 г. в дополнение к нему в Осло был создан
специальный Суд по трудовым конфликтам, призванный предупреждать забастовки и
бойкоты (они могут состояться лишь после окончания слушания дела в этом суде). Этот
суд формируется на тех же основаниях, что и Суд по трудовым делам24;
3.
Развитая система социального обеспечения трудящихся и пенсионеров;
4.
Наличие специальных отраслевых актов для отдельных видов профессий.
В отношении норвежских моряков был принят ряд значимых документов
(ордонансов, т.е. указов и положений), направленных на защиту их трудовых прав (см.
Таблица 2).
Следует отметить, что в Королевстве Норвегия в отличие от других
приарктических государств наиболее сильная ориентация законодательства, внешней и
внутренней политики на Арктический регион. Однако подобно остальным государствам
северного полярного региона по-прежнему низкая заинтересованность в развитии
сотрудничества на просторах Антарктики.
англ. Act respecting working environment, working hours and employment protection, etc. No. 62 of 2005
(Working Environment Act).
19
Заключению трудового договора предшествует испытательный срок, не превышающий 6 месяцев. В
трудовом договоре прописываются трудовые обязанности работника, должность, нормы рабочего времени и
сверхурочные, относящиеся к индивидуальному договору коллективные договора.
20
Работа от 37, 5 до 40 часов в неделю с обязательными 5 неделями отпуска в год и сверхурочными,
которые не должны превышать 200 часов в год.
21
норв. Landsorganisasjonen i Norge.
22
норв. Norsk Sjømannsforbund.
23
норв. Norsk Transportarbeiderforbund.
24
Судебная система Норвегии. – [Электронный ресурс]: http://www.norge.ru/judicial_system/
5
18
Королевство Дания.
Особенность рынка труда в Королевстве Дания
заключается в том, что государство практически не вмешивается в отношения между
работником и работодателем. Единый трудовой кодекс, который так характерен для
европейских государств, отсутствует. В связи с этим в датском законодательстве нет
таких понятия как МРОТ, пенсионный возраст и т.д. В достаточной степени развито
трудовое право в области ограничения дискриминации, искоренения детского труда, а
также политики трудовой занятости населения.
Отраслевое законодательство, регулирующее труд моряков в Королевстве, по
сравнению с другими государствами северного полярного региона самое многостороннее
и объёмное, т.к. охватывает все смежные правовые отношения (здравоохранение,
страхование жизни, ответственности, администрирование труда, пенсионное обеспечение
работников морского транспорта и т.д.) (см. Таблица 2).
В системе органов Королевства существуют такие органы как Национальный
совет по труду и подбору персонала25 (его состав представлен представителями
профсоюзов и работодателями) и Суд по трудовым спорам26 (обладает компетенцией по
вопросу рассмотрения трудовых споров).
При этом, обладая таким развитым трудовым законодательством в области
защиты прав моряков, наблюдается точно такая же ситуация, как и в законодательной
системе Норвегии – нет ни одного ориентированного на развитие своего присутствия в
полярных водах акта.
В отношении южного полярного региона следует отметить, что Дания не
располагает в регионе даже научно-исследовательской станцией.
Канада. Основными источниками Канады в области регулирования труда
являются Трудовой Кодекс Канады27 и Закон о трудовых стандартах28. В совокупности эти
два акта содержат помимо стандартных норм, регулирующих вопросы заработных плат и
гарантий, также нормы о заблаговременном увольнении, выходных пособиях и гарантиях
при массовых увольнениях.
Также, как и другие приарктических государствах, трудовое законодательство
Канады содержит пласт норм, регулирующих труд моряков. Из перечисленных актов, как
минимум два из них (Регламент рабочих часов работников судоходства на Западном
побережье и Регламент рабочих часов работников судоходства на Восточном побережье и
районе Великих озёр) содержат специфическую особенность: они распространяют своё
действие на определённые территории (см. Таблица 2).
Кроме того, можно выделить такой интересный факт, что арктическая стратегия
Канады помимо официальных английского и французского языков, представлена также на
эскимосско-алеутском диалекте.
В отношении освоения Антарктики следует сказать, что точно так же, как и
Дания, Канада не имеет своих научно-исследовательских баз в этом регионе.
На основе проведенного анализа трудового законодательства приарктчиеских
государств авторы предполагают возможным для достижения целей арктической
политики Российской Федерации предпринять следующие меры:
имплементация базовых правовых терминов в области трудового права,
которые содержатся в Конвенциях и Рекомендациях МОТ, в отраслевые акты Российской
Федерации;
разработка юридической терминологии в данной области, которая бы
разграничивала такие понятия как «полярник», «моряк-полярник» и т.д.;
дат. Styrelsen for Arbejdsmarked og Rekruttering.
дат. Arbejdsretten.
27
англ. Canada Labor Code.
28
англ. Employment Standards Act.
25
26
6
усиление роли отраслевых профсоюзов работников морского транспорта;
усовершенствование метода разрешения трудовых споров между
судовладельцами и моряками.
В настоящее время в России действуют два порядка разрешения индивидуальных
трудовых споров: досудебный (обращение работника в Комиссию по трудовым спорам с
жалобой) и судебный.
Комиссии по трудовым спорам являются достаточно эффективной моделью
разрешения трудовых споров, поскольку в значительной степени «разгружают» судебную
систему Российской Федерации. Вполне логичным развитием этой модели будет
дополнительное создание Комиссий по разрешению трудовых споров моряков в крупных
морских портах по примеру США, которые обладают развитым институтом медиации при
разрешении трудовых конфликтов.
Заключение. Подведя итог, следует отметить, что в вопросах освоения Арктики
многие государства и не только приарктические государства добились определённых
результатов; об этом свидетельствует в том числе наличие стратегий и подходов. Однако в
вопросах регулирования труда моряков, осуществляющих свою деятельность в полярных
водах, всё ещё существуют неоднозначность.
Самую крепкую позицию в вопросах освоения Арктики, на наш взгляд, сейчас
занимает Норвегия, которая не мыслит своё существование, отношения с
международными организациями, а также свою внешнюю и внутреннюю политику без
ориентации на Север.
США рассматривают Арктику лишь как регион, где необходимо сдерживать
развитие России и Китая посредством привлечения военных контингентов стран НАТО.
Канада едина с США в вопросах наращивания военного присутствия в Арктике,
однако в отличие от США ориентирована на разработку ресурсов, поддержку коренных
народов, а также защиту окружающей среды.
Дания намерена отстаивать свои интересы в арктическом регионе при помощи
укрепления двусторонних отношений с такими государствами как Исландия, Канада,
Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция, как это указано в её арктической
стратегии. Отметим, что Дания намеренно выделила такой пункт в своей стратегии как
«Арктическая кооперация в области охраны здоровья и социального обеспечения»
(п.3.6)29, что выгодно выделяет её арктическую стратегию на фоне арктических стратегий
других государств.
Российская Федерация упорно продолжает осваивать Северный морской путь, не
уделяя достаточного внимания более тщательному отбору персонала для обслуживания
его инфраструктуры и некоторым другим смежным вопросам (страхование грузов,
перевозимых по СМП; совершенствование пенсионного законодательства моряков;
повышение качества образования представителей морских специальностей; защита
окружающей среды и т.д.).
При этом ни одно из перечисленных государств не разрабатывает стандарты в
области труда моряков в водах Антарктики. Несмотря на то, что добыча ресурсов в этом
регионе «заморожена» Мадридским протоколом 1991 г., остаётся широкое «поле» для
научных исследований, которые невозможны без качественно подготовленных моряков,
обеспечивающих их.
Представляется, что совместная разработка международным сообществом
Модельного Кодекса об особенностях регулирования труда моряков, работающих на
судах, эксплуатирующихся в полярных водах, способствовала бы не только
29
Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011 – 2020. - [Электронный ресурс]: https://ec.europa.eu/
7
всестороннему развитию арктического и антарктического регионов, но и безопасности
судоходства в полярных регионах.
Предполагаем, что Кодекс должен содержать:
стандарты о труде моряков, разработанные и представленные МОТ, с
учётом специфики регионов, где осуществляется трудовая детальность;
полный перечень дефиниций, отражающих специфику труда моряков в
полярных регионах;
порядок отбора кандидатов для работы в полярных широтах (более жёсткие
требования к состоянию здоровья, образованию и квалификации моряков, нежели
указанные в Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и
несении вахты);
набор требований к рабочей среде моряков, который должен предоставлять
судовладелец;
рекомендации относительно пенсионного обеспечения моряков в
зависимости от квалификации, стажа работы в полярных широтах и т.д.;
порядок разрешения споров и правовое положение отраслевых профсоюзов.
Считаем, что указанные меры способствовали бы не только дальнейшему
освоению и развитию арктического региона, к которому в настоящее время приковано
внимание многих государств, но и заложило бы стандарты для осуществления трудовой
деятельности моряков и полярных исследователей в антарктических широтах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Декларация об учреждении Арктического совета от 19 сентября 1996 года.
– [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/901880137
2.
Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах. [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/420376046
3.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.01.2019). – СЗ РФ. – 1999. - № 18.
– Ст. 2207.
4.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от
01.04.2019). – СЗ РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
5.
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. – СЗ РФ. –
2018. – № 20. – Ст. 2817.
6.
Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утв.
Президентом РФ 27.07.2001).
7.
Богоявленский В.И. Чрезвычайные ситуации при освоении ресурсов нефти и
газа в Арктике и Мировом океане. // Арктика: экология и экономика № 4 (16), 2014.
8.
Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А. Полярное право:
монография / под ред. А.С. Скаридова. М.: Юстиция, 2017. – 398 с.
9.
Назметдинов Р.Р. Трудовое право Соединённых Штатов Америки. – Томск:
Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2015. – 256 с.
10. Ассоциация полярников. – [Электронный ресурс]: http://aspolrf.ru/ (Дата
обращения: 18.07.2019).
11. Объём перевозок грузов в акватории СМП. Единая межведомственная
информационно – статистическая система (ЕМИСС). – [Электронный ресурс]:
https://fedstat.ru/indicator/51479 (Дата обращения: 18.07.2019).
12. Руководство по реализации Конвенции 2006 года о труде в морском
судоходстве; социальное обеспечение моряков / Группа технической поддержки по
8
вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной
Азии; Департамент международных трудовых норм. – Москва: МОТ 2013. – 41 с.
13. Сайт Арктического совета. – [Электронный ресурс]: https://arctic-council.org/
(Дата обращения: 18.07.2019).
14. Сайт Арктического форума. – [Электронный ресурс]: https://forumarctica.ru/
(Дата обращения: 18.07.2019).
15. Сайт Международной организации труда на английском языке. –
[Электронный ресурс]: https://www.ilo.org/ (Дата обращения: 18.07.2019).
16. Сайт Российского профессионального союза моряков. – [Электронный
ресурс]: http://www.sur.ru/ru/seafarers/seamen/ (Дата обращения: 18.07.2019).
17. Судебная
система
Норвегии.
–
[Электронный
ресурс]:
http://www.norge.ru/judicial_system/ (Дата обращения: 18.07.2019).
18. Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011 – 2020. - [Электронный
ресурс]: https://ec.europa.eu/ (Дата обращения: 18.07.2019).
19. Meld. St. 36 (2016-2017) Report to the Storting. - [Электронный
ресурс]:www.regjeringen.no/contentassets/0688496c2b764f029955cc6e2f27799c/engb/pdfs/stm201620170036000engpdfs.pdf (Дата обращения: 18.07.2019).
20. National Strategy for the Arctic Region.
- [Электронный
ресурс]:
https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/nat_arctic_strategy.pdf
(Дата
обращения: 18.07.2019).
21. Our North, Our Heritage, Our Future: Canada's Northern Strategy. [Электронный ресурс]: http://www.northernstrategy.gc.ca/index-eng.asp (Дата обращения:
18.07.2019).
9
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1. Приарктические государства.
СТАРТЕГИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ
ЧЛЕНСТВО В
НАТО
Российская
Федерация
Основы государственной
политики Российской
Федерации в Арктике на
период до 2020 г. и
дальнейшую перспективу
Арктическую доктрину Российской Федерации можно свести к следующим
направлениям:
1.
Защита интересов Российской Федерации в Арктике;
2.
Исследование и освоение ресурсов и биологического разнообразия
Арктики;
3.
Учёт оборонных интересов при разведке и разработке запасов;
4.
Увеличение ледокольного флота Российской Федерации;
5.
Централизованное государственное управление Северным морским
путём, с учётом интересов заинтересованных перевозчиков, в т. ч.
иностранных30.
Нет
Соединённые
Штаты
Америки
Директива по Арктической
политики США 2009 г.;
Национальная Стратегия для
арктического региона (НСА)
(в редакции 2013 г.);
План применения НСА.
Структурно «План» содержит три основные направления усилий США в
Арктике:
1.
Продвижение американских интересов;
2.
Обеспечение безопасности;
3.
Усиление международного сотрудничества31.
Да
«АРКТИЧЕСКАЯ ПЯТЁРКА»
ГОСУДАРСТВО
Королевство
Норвегия
Доклад Стортингу № 36
«Выбор линии в норвежской
внешней политике и
политике безопасности»
(2016 – 2017)
Королевство
Дания
Стратегия Королевства
Дании в отношении Арктики
на 2011-2020 гг.
Доклад Правительства Стортингу содержит следующие основные положения:
1.
Безопасность и экономическое развитие Норвегии зависит от
взаимодействия с ближайшими соседями по Северу;
2.
Арктика является наиболее приоритетным направлением национальной
и внешней политики Норвегии;
3.
Отдельными параграфами выделено взаимодействие Норвегии со
странами Евро-Арктического региона и Россией;
4.
Планирование укрепления взаимодействия с НАТО32.
В соответствии со «Стратегией» основными направлениями датской политики в
Арктике следует назвать:
1.
Обеспечение доступа к ресурсам континентального шельфа Гренландии;
2.
Обеспечение безопасности судоходства на основании положений
общепринятых норм международного права;
3.
Применение наукоёмких методов при разработке месторождений
континентального шельфа;
Да
Да
Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 27.07.2001).
National Strategy for the Arctic Region. - [Электронный ресурс]: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/nat_arctic_strategy.pdf
32
Meld. St. 36 (2016-2017) Report to the Storting. - [Электронный ресурс]: www.regjeringen.no/contentassets/0688496c2b764f029955cc6e2f27799c/engb/pdfs/stm201620170036000engpdfs.pdf
30
31
10
Канада
33
34
Северная стратегия Канады:
наш Север, наше наследие,
наше будущее (2009 г.)
(в редакции 2018 г.)
4.
Использование возобновляемых источников энергии;
5.
Устойчивая эксплуатация биоресурсов;
6.
Консервативное отношение к окружающей среде с учётом расширения
знаний о последствиях изменения климата;
7.
Расширение регионального сотрудничества33.
Целями «Северной стратегии Канады» являются:
1.
Основное направление защиты интересов страны на Севере –
наращивание военной группировки и повышение возможностей в защите
судоходства и районов разработки ресурсов;
2.
Защита и социально-экономическая поддержка северных индейцев
путём денежных дотаций, предоставления льгот в области здравоохранения,
образования и социального обслуживания;
3.
Развитие действующих полей нефтегазовых месторождений;
4.
Защита окружающей среды и адаптация к изменениям климата;
5.
Развитие самоуправления, хозяйственной и политической активности
северных территорий как части политики по освоению Севера 34.
Да
Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011 – 2020. - [Электронный ресурс]: https://ec.europa.eu/
Our North, Our Heritage, Our Future: Canada's Northern Strategy. - [Электронный ресурс]: http://www.northernstrategy.gc.ca/index-eng.asp
11
Таблица 2. Сводная таблица нормативно-правовых актов,
регулирующих труд моряков в приарктических государствах
РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ ПО ОБЩИМ
ТРУДОВЫМ
ВОПРОСАМ
СОЕДИНЁННЫЕ
ШТАТЫ АМЕРИКИ
Трудовой Кодекс РФ
Конституция США
Кодекс торгового
мореплавания РФ
Norris-LaGardia Act 1932
(Закон Норриса и ЛаГардия)
КОРОЛЕВСТВО
НОРВЕГИЯ
Act (No 62 of 2005)
respecting working
environment, working hours
and employment protection,
etc (Working Environment
Act)
(Закон Королевства
Норвегия об условиях
труда)
КОРОЛЕВСТВО
ДАНИЯ
КАНАДА
Labor Court Act 1973
(Закон о суде по
трудовым спорам)
Canada Labor Code
(Трудовой Кодекс
Канады)
Holiday Act 2018
(Закон о праздничных
днях)
Employment Standards
Act
(Закон о трудовых
стандартах)
National Labor Relation Act
(Wagner Act) 1935 (Закон
Вагнера)
The Labor-Management
Relations Act 1947 (Taft –
Harley Act) (Закон о
трудовых отношениях
Тафта – Харли)
The Labor-Management
Reporting and Disclosure Act
(Landrum – Griffin Act)
(Закон об отчётности и
раскрытии фактов в
трудовых отношениях
Лэндрама – Гриффина)
Fair Labor Standards Act
1938
(Закон о справедливых
трудовых стандартах)
12
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ
ТРУД МОРЯКОВ
Об утверждении
примерной формы
трудового договора,
заключаемого
работодателем
(судовладельцем) и
работником (моряком) для
работы в составе экипажей
морских судов и судов
смешанного (река-море)
плавания, плавающих под
Государственным флагом
Российской Федерации
Об утверждении
Положения о порядке
регистрации в
территориальных органах
Федеральной службы по
труду и занятости
трудовых договоров,
заключенных при
посредничестве
организаций по найму и
трудоустройству моряков,
с российскими
гражданами,
иностранными гражданами
и лицами без гражданства
для работы в составе
экипажей морских судов,
плавающих под
Государственным флагом
Российской Федерации
The Merchant Marine Act
1916 (Закон о торговом
флоте)
Safety and Health Standards
for Maritime Employment
Rule 1974 (Стандарты
безопасности и гигиены
труда на море)
Ordinance (No 175 of 1987)
respecting the manning of
Norwegian vessels (Указ об
обслуживании норвежских
судов)
Norwegian Maritime Code
(No 39 of 1994) (Кодекс
торгового мореплавания
Королевства Норвегия)
Notification respecting
Working Environment
Council for Shipping and
the Working
Environment Bureau for
Shipping (No 994 of
1994) (Уведомление
относительно Совета
рабочей среды в
судоходстве и Бюро
рабочей среды в
судоходстве)
West Coast Shipping
Employees Hours of
Work Regulations 1985
(Регламент рабочих
часов работников
судоходства на
Западном побережье)
Notification (No 594 of
1996) respecting safety
on ships (Уведомление
о безопасности на
судах)
East Coast and Great
Lakes Shipping
Employees Hours of
Work Regulations 1985
(Регламент рабочих
часов работников
судоходства на
Восточном побережье
и районе Великих озёр)
13
Lifesaving Equipment
Immersion Suits Rule 1986
(Правила использования
спасательного
оборудования)
Lifesaving Equipment
Immersion Suits Rule 1987
(Правила использования
иммерсионного
оборудования)
Licensing of Maritime
Personnel Rule 1988
(Правила лицензирования
морского персонала)
Incinerator Vessels Rule 1988
(Правила сжигания отходов
на судах)
Ordinance (No 687 of 2003)
concerning qualification
requirements and certificate
rights for personnel on board
Norwegian ships, fishing
vessels and mobile offshore
units (Указ о
квалификационных
требованиях и правах на
получение сертификатов
для персонала на борту
норвежских кораблей,
рыболовных судов и
морских специальных
подразделений)
Regulation concerning
protection of workers on
ships against exposure to
biological agents (No 20 of
2001) (Положение о
защите работников на
судах от воздействия
биологических веществ)
Ordinance (No 1274 of
2000) respecting Seafarers'
Pensions (Указ о пенсиях
моряков)
Regulation concerning
protection of workers on
ships against exposure to
chemical agents (No 21 of
2001) (Положение о
защите работников на
судах от воздействия
химических веществ)
Notification (No 662 of
1996) respecting work by
young persons on board
ships (Уведомление о
работе
несовершеннолетних
на борту судна)
Merchant Seamen
Compensation Act 1985
(Закон о компенсациях
морякам)
Marine Insurance Act
1993 (Закон о морском
страховании)
Notification (No 773 of
1997) respecting
instructions to newly
examined seafarers
(Уведомление об
инструкциях для вновь
обследуемых моряков)
Marine Transportation
Security Act 1994
(Закон о безопасности
морских перевозок)
Notification (No 204 of
1999) respecting medical
examination of seafarers
(Уведомление о
медицинском
обследовании для
моряков)
Canada Shipping Act
2001 (Закон Канады о
судоходстве)
Notification (No 102 of
1998) respecting health
service on board ship
(Уведомление о
здравоохранении на
борту судна)
Marine Liability Act
2001 (Закон об
ответственности на
море)
14
Bulk Hazardous Materials
Rule 1990 (Правила
обращения с опасными
материалами)
Ordinance (No 1309 of
2001) respecting medical
examination of workers on
board ships (Указ о
медицинском
освидетельствовании
работников на судах)
Notification (No 517 of
2001) respecting
sickness allowances and
birth grants to seafarers
(Уведомление о
выплате пособий по
болезни и родам для
моряков)
Programs for Chemical Drug
and Alcohol Testing of
Commercial Vessel Personnel
Pre-Employment Testing Rule
1990 (Правила тестирования
перед приёмом на работу)
Ordinance (No 968 of 2002)
respecting work plan,
registration and control of
rest period on board ship
(Указ о рабочем плане,
регистрации и контроле
периода отдыха на борту
судна)
Order on Seafarers'
Hours of Rest, etc (No
515 of 2002) (Приказ о
часах отдыха для
моряков)
Ordinance (No 8 of 2005)
respecting work
environment, safety and
health for employees on
board ship (Указ о
соблюдении условий
труда, безопасности и
здравоохранения на судне)
Notification (No 846 of
2002) respecting the
shipowner’s duty to
conclude written
agreement with seafarers
concerning employment
conditions
(Уведомление об
обязанности
судовладельца
заключать письменное
соглашение с моряками
об условиях труда)
Qualification for Tankermen
and for Persons in Charge of
Transfers of Dangerous
Liquids and Liquified Gases
Rule 1997
(Квалификационные
правила для лиц,
ответственных за перевозку
опасных жидкостей и
сжиженных газов)
Maritime Occupational
Health and Safety
Regulations 2010
(Правила охраны труда
и техники
безопасности на море)
15
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв