ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.С. ТУРГЕНЕВА»
Социальный факультет
Кафедра методики и технологии социальной педагогики и социальной работы
ОТЧЕТ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
(НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ)
на материалах
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»,
социальный факультет, кафедра теории и истории социальной педагогики и
социальной работы
Студентка Богайскова Алиса Вениаминовна
Группа 11ППОмн-мз
Социальный факультет
направление подготовки: 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Руководитель практики от университета: Гришина Юлия Викторовна
Оценка защиты
_____________________________________
Орел, 2021
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.С. ТУРГЕНЕВА»
Социальный факультет
ДНЕВНИК
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
(НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ)
Богайсковой Алисы Вениаминовны
Курс 1
Группа 11ППОмн-мз
Место прохождения практики:
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С.
Тургенева», социальный факультет, кафедра теории и истории социальной
педагогики и социальной работы
Руководитель практики
от университета Гришина Ю. В.
Начало практики
«08» декабря 2021 года
Окончание практики
«16» декабря 2021 года
РАБОЧИЙ ГРАФИК
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
(НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ)
Обучающейся 1 курса заочной формы обучения, группы 11ППОмн-мз
Направление подготовки: 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Место прохождения практики: ФГБОУ ВО «Орловский государственный
университет имени И.С. Тургенева», социальный факультет, кафедра теории
и истории социальной педагогики и социальной работы
Срок прохождения практики с «08» декабря 2021 г. по «16» декабря 2021 г.
№
п/п
1
2
3
Наименование
этапа проведения
практики
Вид работ
Подготовительный 1. Ознакомление с
(организационный) программой
этап
практики, правами
и обязанностями
студентов в рамках
практики, формами
отчетности,
оценочными
средствами и
критериями
оценивания для
проведения
промежуточной
аттестации.
2. Инструктаж по
технике
безопасности.
3. Составление
плана-графика
проведения
практики.
Основной этап
1. Выполнение
программы
практики.
2. Обработка,
систематизация и
анализ
фактического и
теоретического
материала.
Заключительный
Составление отчета
этап
по практике.
Срок
прохождения
Форма
Отметка о
этапа
отчетности выполнении
практики
8 декабря
Рабочий
2021
график
практики
8-15 декабря
2021
Дневник
практики
15-16
декабря 2021
Отчет по
практике
Защита отчета по
практике с
представлением
материалов
конкретной
профильной
организации.
Руководитель практики от университета _________________ Гришина Ю.В.
(подпись)
С рабочим графиком ознакомлена:
Обучающаяся ____________________ Богайскова А.В.
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ НА ПРАКТИКЕ
Краткое содержание
практической деятельности
Дата
Ознакомление с программой практики, правами и 08.12.2021
обязанностями студентов в рамках практики,
формами отчетности, оценочными средствами и
критериями
оценивания
для
проведения
промежуточной аттестации.
Инструктаж по технике безопасности.
Составление
плана-графика
проведения
практики.
Ознакомление
с
направлениями
научных 08.12.2021
исследований «ОГУ имени И.С. Тургенева»,
кафедры теории и истории социальной
педагогики и социальной работы.
Ознакомление с научной и инновационной
структурой вуза, научными периодическими
изданиями университета.
Изучение учебных изданий (учебники, учебные 09.12.2021
пособия, практикумы и т.п.) по проблемам
методологии
и
методики
психологопедагогических исследований.
Составление библиографического описания (в
соответствии с требованиями ГОСТ) и
аннотирование изученных источников.
Ознакомление и анализ работ студентов кафедры 10.12.2021
теории и истории социальной педагогики и
социальной работы.
Написание статьи и подготовка к участию в 11.12.2021международной научно-практической online- 14.12.2021
конференции
«Вопросы
социальной
безопасности в исследованиях молодых учѐных»
«ОГУ имени И.С. Тургенева».
Подготовка отчета о прохождении практики:
15.12.2021- дневник прохождения практики;
16.12.2021
- отчет о результатах прохождения практики;
- научная статья.
Итоговая конференция по практике:
- представление и презентация отчета о
результатах прохождения практики;
- собеседование с руководителями практики.
Отметка о выполнении
(подпись) и замечания
руководителя практики от
университета
Содержание
1. Библиографическое описание и аннотирование изученных источников…..7
2. Анализ работ студентов кафедры теории и истории социальной педагогики
и социальной работы………………………………………………………….…13
3. Статья для участия в международной научно-практической onlineконференции «Вопросы социальной безопасности в исследованиях молодых
учѐных»…………………………………………………………………………..33
1.
Библиографическое описание и аннотирование изученных
источников
1.
Давыдов,
В.П.
Методология
и
методика
психолого-
педагогического исследования / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. –
М.: Логос, 2006. – 128 c.
Рассматриваются методология, современные методы и методика
проведения в вузе психолого-педагогических исследований, обосновываются
пути внедрения их результатов в педагогическую практику. Особое место
уделяется вопросам психолого-педагогической культуры и мастерства
исследователя, его научной добросовестности и этики.
Интенсивное накопление новых психолого-педагогических знаний
должно быть осмыслено, подчинено потребностям государства, согласовано
с разными науками, в соответствии с выводами которых решается
поставленная задача, решение которой невозможно без методологической
оснащенности психолого-педагогической науки, развития исследований в
этой области. Улучшение методологической и методической вооруженности
исследователей повышает эффективность изысканий, делает их более
конкретными и целеустремленными.
Психология и педагогика накопили в последнее время много удачных,
оригинальных методических приемов и средств анализа научных фактов и
психолого-педагогических явлений. Достижения современной психологии и
педагогики
позволяет
значительно
расширить
методологическую
и
методическую базу, что требует теоретического обобщения.
В приложениях учебного пособия приводятся методика проведения
сравнительного
педагогического
эксперимента
и
методические
рекомендации по организации и проведению научно-исследовательской
работы. Их творческое использование в педагогической практике также
может способствовать решению обозначенной задачи.
В практике научной работы исследователя нередко встречаются
трудности методического плана. Они связаны с определением темы научной
работы, объекта, предмета, гипотезы исследования, а также его научной
новизны, теоретической и практической значимости. Так как наибольшая
активность в исследовательской работе, несомненно, присуща аспирантам и
соискателям ученых степеней, учебное пособие имеет цель прежде всего
познакомить
их
с
видами
психолого-педагогических
исследований,
методологическими требованиями к определению основных компонентов
диссертационных работ, методикой выполнения научного труда, правилами
публикаций основных результатов исследования в научных изданиях.
Представляет интерес для преподавателей вузов, методистов, слушателей
факультетов повышения квалификации, научных работников, выполняющих
научно-исследовательскую работу различного квалификационного уровня.
2.
Загвязинский,
В.И.
Методология
и
методы
психолого-
педагогического исследования: Учебное пособие для студентов учреждений
высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский. – М.: ИЦ
Академия, 2012. – 208 c.
В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические
вопросы опытно-поисковой и экспериментальной работы в школе и других
образовательных учреждениях, начиная от определения проблематики,
выбора темы, уточнения исходных фактов и теоретических положений до
апробации и литературного оформления работы.
В последние годы стало ясно, что у образовательных учреждений
появилась новая функция – поисково-исследовательская. Если дошкольное
учреждение, школа, вуз – любое образовательное учреждение не найдет
своего лица, своего места в социальной нише, своей «изюминки», если оно
не станет притягательным для какого-либо контингента учащихся, то не
выдержит конкуренции, не выполнит своей высокой миссии.
Психолого-педагогические подходы в работе общеобразовательных,
профессиональных учебных заведений и учреждений дополнительного
образования, как и сами формы организации, типы учреждений, система и
методы работы в них – все это сейчас динамично обновляется, требует
поиска, уточнения, корректировки в зависимости от типа микросреды,
особенностей ситуации, запросов и возможностей населения.
Исследовательский поиск в образовательном учреждении, как правило,
носит комплексный характер. На такой комплексной основе только и
возможны отбор вариантов программ, определение принципов, технологий,
методов,
организационных
форм
воспитания,
т.е.
проведение
педагогического исследования. В этом смысле в данном пособии пойдет
речь именно о комплексном психолого-педагогическом исследовании.
В пособии охарактеризованы приемы выдвижения гипотезы, процесс
возникновения идеи и замысла психолого-педагогического исследования,
охарактеризованы основные методы и методики поисковой работы, а также
способы апробации и интерпретации результатов исследования, условия
развития творчества и исследовательских умений педагогов.
Предлагаемое пособие, поможет студентам, изучающим основы
психолого-педагогических
психологам,
стремящимся
знаний,
к
а
также
творческому
педагогам,
поиску,
школьным
руководителям
образования осознать современную социальную ситуацию в образовании,
проанализировать успехи и недостатки, вскрыть резервы, увидеть новые
стратегические ориентиры, овладеть методами организации и проведения
опытно-поисковой экспериментальной работы.
3.
Федотова,
Г.А.
Методология
и
методика
психолого-
педагогических исследований: Учебное пособие для студентов психологопедагогических факультетов высших учебных заведений / Г.А. Федотова. –
Великий Новгород: НовГУ, 2010. – 114 с.
В учебном пособии рассматриваются в единстве уровни философской
методологии, общенаучных диалектических принципов, частно-научных
методов, конкретных
исследований.
методик и процедур
психолого-педагогических
Детально описана методика исследования: от постановки научной
проблемы до статистической и качественной обработки материалов
и оформления полученных результатов исследования.
Выявление источника саморазвития образовательных учреждений
отразилось в создании школ нового типа, в разработке и внедрении нового
содержания образования, новых образовательных технологий, укреплении
связей школы с педагогической наукой и обращении к мировому
педагогическому опыту.
Процессы кардинальных преобразований в современной школе
требуют переориентации деятельности педагога на новые педагогические
ценности, адекватные характеру научного творчества, что, в свою очередь,
высвечивает
одну
из
основных
проблем
высшего
образования
–
формирование научно-исследовательской культуры педагога.
Пособие предназначено студентам, выполняющим научную работу по
психолого-педагогической проблеме исследования. Возникает объективная
потребность в овладении будущими педагогами основами методологии и
методики психолого-педагогических исследований, содержательный аспект
которых представлен в данном пособии.
4.
Циулина,
М.В.
Методология
психолого-педагогических
исследований: учебное пособие / М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во Челяб.
гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с.
В
учебном
пособии
рассматриваются
теоретические
основы
организации психолого-педагогического исследования: дается понятие
психолого-педагогического
раскрываются
исследования,
теоретико-методологические
логика
его
подходы
к
проведения,
исследованию,
теоретические и эмпирические методы, способы апробации и интерпретации
результатов исследования, а также комплекс заданий, способствующих
усвоению материала.
Основной целью пособия является формирование системы знаний о
содержании
психолого-педагогического
исследования, процедурах
его
организации, методологии и методах осуществления.
В пособии рассматриваются понятия «методология», «психологопедагогическое
исследование»,
педагогических
исследований,
принципы
логика
их
организации
психолого-
проведений,
теоретико-
методологические подходы к исследованию, теоретические и эмпирические
методы, способы апробации и интерпретации результатов исследования, а
также комплекс заданий, способствующих усвоению материала.
Содержание учебно-методического пособия и помещенные в нем
задания
продиктованы
практической
не
значимостью,
педагогического
только
их
но
учебно-воспитательными
и
образования,
познавательной
ценностью,
необходимостью
целями
организации
систематической самостоятельной работы.
Успешное
выполнение
заданий
основано
на
прочном
знании
психолого-педагогической теории, творческом подходе, умении владеть
мыслительными
предлагается
операциями.
находить
Наряду
решение
с
теоретическими
конкретных
проблем,
вопросами
с
которыми
сталкиваются в практической деятельности.
5.
Шипилина,
Л.А.
Методология
психолого-педагогических
исследований: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов по направлению
«Педагогика» / Л.А. Шипилина. – 7-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2016. –
204 с.
В данном пособии даны ответы на вопросы, актуальные для
начинающих
исследователей
педагогических
проблем.
В
пособии
представлены понятийный аппарат методологии психолого-педагогических
исследований и характеристика основных методологических подходов,
актуальных
затруднения
для
современной
исследователей
педагогики,
при
анализируются
разработке
исследования и описывается методика его разработки.
научного
основные
аппарата
Модернизация образования вызывает к жизни ряд новых сложных
проблем,
требующих
разработки
в
научном,
теоретическом
плане,
экспериментальной проверки эффективности путей их разрешения в
образовательной практике. В общем случае цели научных исследований,
обеспечивающих модернизацию образования, можно разбить на две группы
– реализация возможностей и решение проблем не только настоящего, но и
прогнозируемого будущего.
Исследования
модернизации
образования,
обращенные
к
прогнозируемому будущему, относятся к исследовательским задачам
размытого, вероятностного типа. По мере усложнения исследуемых
объектов, увеличения их связей с окружающей средой становится
невозможным проводить исследования в рамках какой-либо одной научной
дисциплины и ее методологии. При исследовании современных проблем
образования необходимо применение качественно новых методологий,
которые не базируются на простом сложении методов исследования
отдельных дисциплин.
Главная идея пособия состоит в том, что педагогика, как всякая
развивающаяся наука, постоянно обогащается опытом воспитания и
обучения из практики педагогического творчества; переосмысление с точки
зрения науки многогранного и безграничного педагогического поиска и
творчества требуют пересмотра и расширения аспектов понимания основных
категорий педагогики, в том числе и на методологическом уровне.
Пособие содержит вопросы для самоконтроля, практикум, списки
литературы для самостоятельной работы. Книга адресована аспирантам и
магистрантам, выполняющим диссертационные исследования, а также
практическим работникам образования, осуществляющим педагогический
поиск, участвующим в разработке концепций, программ развития, программ
опытно-экспериментальной работы.
Статья для участия в международной научно-
3.
практической online-конференции «Вопросы социальной
безопасности в исследованиях молодых учёных»
УДК 37.013.42
Богайскова Алиса Вениаминовна,
магистрантка
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С.
Тургенева»,
г. Орел, E-mail: bogaiskova.alisa@yandex.ru
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОЙ
ИНИЦИАТИВНОСТИ И АКТИВНОСТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Bogaiskova Alisa Veniaminovna,
master's student
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Orel
State University named after I.S. Turgenev»,
Orel, E-mail: bogaiskova.alisa@yandex.ru
PROBLEMS OF EDUCATION AND SUPPORT OF SOCIAL
INITIATIVE AND ACTIVITY OF THE YOUNGER GENERATION
Аннотация.
социальной
Выявлены
инициативности
Рассмотрены
особенности
проблемы
и
воспитания
активности
и
поддержки
молодого
поколения.
социально-педагогической
деятельности.
Сформулированы выводы и даны некоторые рекомендации для воспитания
и поддержки социальной инициативности и активности молодого
поколения.
Ключевые
социальная
молодого
слова:
социально-педагогическая
инициативность,
поколения,
воспитания.
социальная
поддержка
деятельность,
активность,
молодого
поколения,
воспитание
проблемы
Abstract. The problems of education and support of social initiative and
activity of the younger generation are revealed. The features of sociopedagogical practice are considered. Conclusions are formulated and some
recommendations are given for the education and support of social initiative
and activity of the younger generation.
Key words: socio-pedagogical practice, social initiative, social activity,
education of the younger generation, support of the younger generation,
problems of education.
Известно, что на протяжении всей своей истории Россия старалась
воспитывать в человеке духовность и добродетель, и современный этап, не
смотря на свою технологичность, не исключение. Современная Россия как
никогда нуждается в сохранении и приумножении нравственных качеств и
актуальным является воспитание и поддержка социальной инициативности
и активности молодого поколения.
Именно поэтому в России так популярно получение высшего
образования, ведь в учебных заведениях имеются условия для развития тех
самых
навыков
социализации,
необходимых
для
проявления
инициативности и активности. Поддержка молодого поколения в стенах
учебных
заведения
является
важнейшей
социально-педагогической
задачей. На государственном уровне создаются и курируются различные
программы социальной, культурной, физической, научной и других
направленностей для подготовки сознательных и ответственных молодых
людей.
Осуществление
подобного
рода
программ
требует
совершенствования воспитательного и учебного процесса, повышения
уровня квалификации педагогических работников.
Целью
данного
исследования
является
выявление
проблем
воспитания и поддержки социальной инициативности и активности
молодого поколения.
Задача исследования состоит в нахождении подходов для воспитания
и поддержки социальной инициативности и активности молодого
поколения в высших учебных заведениях для развития полноценной и
ответственной личности.
Прогрессивные государства относятся к молодежи как к развитой
личности, всячески поощряют социальную инициативу и активность в
принятии решений на уровне студенческого самоуправления. Процесс
образования тоже строится несколько иначе, используются более
передовые методы проведения занятий, применяются различные формы
работы, проводятся различного рода мероприятия и акции, чаще
благотворительной
направленности,
много
внимания
уделяется
самостоятельности в принятии решений. Россия, к сожалению, не может
похвастаться подобными комплексными мерами поддержки социально
инициативной и активной молодежи.
Для выявления проблем воспитания и поддержки социальной
инициативности
всестороннее
и
активности
рассмотрение
молодого
особенностей
поколения
необходимо
социально-педагогической
деятельности. Социально-педагогическая деятельность является сложным
многогранным процессом, обусловленным проявлением педагогическим
работником методов воздействия на личность путем исполнения своей
непосредственной
трудовой
функции.
Социально-педагогическая
деятельность направлена в первую очередь на поддержку социальной
инициативы и активности в период возникновения проблемной ситуации
во взаимоотношениях.
Социально-педагогическая
сопровождение
молодежи
в
поддержка
период
предполагает помощь
социализации
и
и
становления
инициативности и активности. И осуществляется она в воспитательном и
образовательном процессе в виде многогранного воздействия на личность
при получении социального опыта.
Социальная адаптация и социализация молодежи является основным
фактором
социально-педагогической
поддержки.
Для
успешной
социальной адаптации необходима поддержка и воспитание,
ведь
молодому поколению не всегда бывает просто находить общий язык со
средой. Построение гармоничных отношений зачастую зависит от
педагогического работника, но и немаловажным является ответственность
и самостоятельность самой личности. Социальная инициатива в первую
очередь формирует ценностные ориентиры личности и напрямую зависит
от социального воспитания молодежи.
Можно сказать, что социальное воспитание и поддержка социальной
инициативности
и
разновидностью
активности
педагогической
молодого
деятельности,
поколения
благодаря
является
которой
личность вовлекается в общественную жизнь.
Социально-педагогическая поддержка является особой методикой
воспитания и образования и состоит во взаимодействии педагогического
работника
и
молодой
личности.
Подобный
диалог
позволяет
педагогическому работнику направить личность в нужное русло, а уже
сама молодая личность сможет самостоятельно принимать решения. Это
так называемая превентивная и оперативная поддержка молодого
поколения в сложных жизненных ситуациях и коммуникации.
И если говорить о сути педагогической поддержки, то она состоит в
создании благоприятного климата для развития молодой личности.
Молодой человек учится самоанализу, формирует адекватную самооценку,
познает окружающих, его целью является осознание собственных проблем
и их решение. Педагогический работник при этом должен доверять и
обладать человечностью, именно это способно помочь молодому человеку
полностью раскрыться и получить необходимую ему поддержку со
стороны педагога.
Социально-педагогическая поддержка и воспитание должны быть
направлены на развитие самостоятельности, уверенности, познавательной
и
коммуникативной
активности
для
выстраивания
гармоничных
отношений молодого поколения со средой.
Для формирования социальной инициативы и активности у молодого
поколения на сегодняшний момент необходимо вести целенаправленную
социально-педагогическую поддержку. Необходимо создание условий
способствующих личностному развитию, социализации, проявлению
инициативности и активности, творческому взаимодействию. Такие
условия предполагают всестороннее развитие личности молодых людей в
различных видах деятельности и общении с учетом их физиологических и
психологических особенностей. Не обойтись и без образовательной среды,
развивающей индивидуальность и социализацию молодежи.
Учитывая вышесказанное, можно дать некоторые рекомендации для
воспитания и поддержки социальной инициативности и активности
молодого поколения:
развитие у молодой личности доступных видов деятельности;
развитие
единого
процесса
социализации
с
учетом
способностей и возможностей молодой личности;
развитие эмоциональной отзывчивости и человечности;
развитие воображения, творческой активности;
развитие коммуникативных навыков, ораторских и умственных
способностей;
воспитание
самостоятельности
в
принятии
решений
и
познавательной активности;
воспитание волевых качеств у молодой личности в процессе
решения возникших ситуаций;
поддержка во взаимодействии молодой личности со средой.
Также будет уместным и правильным создание в стенах учебных
заведений
насыщенной
среды,
для
осуществления
возможности
участвовать в экспериментальной деятельности, мероприятиях и акциях, в
том числе и благотворительных, направленных на повышение социальной
инициативы и активности молодого поколения. Только комплексный
подход способен решить проблемы воспитания и поддержки социальной
инициативности и активности молодого поколения в высших учебных
заведениях для развития полноценной и ответственной личности.
Список литературы
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс
лекций. М.: Academia, 2015. 205 c.
2. Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой. М.:
Академический Проект, 2003. 240 с.
3. Липский И.А., Сикорская Л.Е. Социальная педагогика: Учебник
для бакалавров. М.: Дашков и К, 2016. 280 c.
4. Чекулаенко В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории:
Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2017. 160 c.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв