МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра журналистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ФОТОГРАФИИ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ
ИЗДАНИЯХ НА ПРИМЕРЕ ШВЕЙЦАРСКОГО ЖУРНАЛА ANIMAN
42.03.02 Журналистика
Выполнила
студентка 3 курса
очной формы обучения
(Подпись)
Федорова Анастасия
Михайловна
Руководитель работы
канд. филол. наук,
доцент
(Подпись)
Плахина Елена Валерьевна
Тюмень 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА 1. ФОТОГРАФИЯ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОМ ИЗДАНИИ: ИСТОРИЯ
И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ………………………………………..7
1.1 Зарождение фотожурналистики и появление фотографий в научнопопулярных
изданиях……………………………………………………………….….7
1.2 Основные жанры фотографии в научно-популярных
изданиях………………………………………………………………....10
1.3 Особенности композиции и восприятия
фотографии…………………………………………………...……...….15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО КОНТЕНТА В НАУЧНОПОПУЛЯРНЫХ ИЗДАНИЯХ……………………………………………………...20
2.1 Основные черты использования фотографий в журнале
Animan……………………………………………………………………………….20
2.2 Фотография как способ освещения темы защиты окружающей среды в
журнале Animan.……..…………..………………………………………...….…….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….……..30
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….….32
3
ВВЕДЕНИЕ
Фотографический контент в современных печатных и интернет-СМИ
является важной частью любого выпускаемого материала. Именно с помощью
визуальной
составляющей
читатель
может
получить
полную
картину
происходящего через разные каналы коммуникации. Фотография, являясь одним
из видов искусства, имеет сильное влияние на восприятие человеком того или
иного события или ситуации. Используя синтез репортажного и художественного
начал, фотограф передает свой взгляд через фотоизображение.
В наибольшей степени фотожурналистика получила развитие в жанре
репортажа. Сейчас качественный фотоконтент можно найти как в общественнополитических изданиях («Русский репортер», «Сноб», Esquire), так и в научнопопулярных и тревел-журналах (National Geographic, GEO, Conde Nast
Traveler).
Фотография в научно-популярных изданиях затрагивает большой диапазон
тем: от живой и неживой природы до культуры того или иного народа и
архитектуры. Одно из главных составляющих фотографий в такого рода
изданиях – художественность. Именно она делает репортаж выигрышным и
интересным, а не только информирует читателя посредством изображения. В
этом проявляется эстетическая и образовательная функции визуального
контента.
Для исследования было выбрано швейцарское СМИ, т.к. качество их
контента было неоднократно отмечено на международных конкурсах прессдизайна. В то же время эти издания имеют востребованную в странах Западной
Европы (в частности – в странах Северной Европы) в настоящее время тематику
4
–
экологические
проблемы,
вопросы
науки,
география,
культурные
исследования.
В швейцарском научно-популярном журнал Animan представлено
большое количество фотографического контента, связанного с природой,
культурой разных стран, а также архитектурой и жизнью современных городов.
Жанры, в которых работают фотографы, разнообразны, но основными являются
портреты и пейзажные съемки. Доля фотоконтента в Animan заметно больше
доли текста – зачастую изображения занимают целый разворот или 2/3 страницы.
15 страниц каждого номера отданы под раздел Портфолио, где собраны лучшие
фотографии, объединенные общей темой или сделанные одним автором.
Практически каждое изображение сопровождается небольшим описанием под
ним.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что сейчас
читатель нуждается в качественном фотографическом наполнении издания, в
особенности – научно-популярного издания. Именно «картинка» заставляет
аудиторию
остановиться
на
том
или
ином
материале,
изображение
заинтересовывает человека намного больше, чем инфоповод или яркий
заголовок. В настоящее время научно-популярные издания популярны среди
детей и молодежи, с их помощью аудитория узнает об интересных явлениях в
мире природы, культуры разных народов, это позволяет расширить кругозор и
получить дополнительную информацию в области биологии, географии или
туризма.
Фотография интересна не только аудитории, но и самим производителям
этого контента – фотографам. Научно-популярные издания также имеют целью
быть образцом для начинающих фотографов. С их помощью можно понять
5
стандарты фотографии, ее актуальные тенденции, приемлемые именно для того
или иного издания.
Сейчас частым явлением стали фотовыставки, объединенные темой
окружающей природы, а также различные фотоконкурсы от известных изданий
(National Geographic, «Вокруг света»). Все это подогревает интерес к теме
научно-популярных и тревел-изданий.
Цель исследования – выявить и проанализировать особенности формата
фотографического контента в научно-популярных изданиях на примере
швейцарского научно-популярного издания Animan.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие
задачи: провести анализ фотографий на страницах журнала Animan, изучить
публикации журнала и выявить взаимосвязь текста и иллюстрации; выявить
основные приемы привлечения внимания читателя через фотографию; выявить
современные тенденции иллюстрации на страницах журнала Animan.
В данной работе объектом исследования является научно-популярный
журнал Animan, в свою очередь, предметом исследования является формат
фотографий в научно-популярных изданиях, фотографические контент журнала
Animan, а также жанровые особенности фотографических изображений
изучаемого издания.
В данной работе задействованы различные методы исследования:
описательный метод, сравнительно-сопоставительный метод, синтез полученных
данных.
Теоретическая база исследования основана на трудах российских и
зарубежных ученых В. М. Березина, Н. И. Ворона, А. И. Лапина, М. Фримана, Л.
П. Дыко, М. Г. Шапиро, Я. Уайт, Н. В. Белова и других, статьи и монографии
6
которых были опубликованы в научных сборниках, книгах и сети Интернет. Для
проведения практического исследования были проанализированы фотографии
журналов Animan в период с июня 2014 года по ноябрь 2015 года.
Структура представленной научной работы состоит из введения, двух
глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Во Введении
представлены актуальность исследования, его основные задачи и цели, а также
сформулированы проблемы, которые предстоит решить. В первой главе
приведена теоретическая база изучения фотографического контента научнопопулярных печатных изданий, особенности фотографии в материалах. Во
второй главе представлен анализ фотографического контента на страницах
научно-популярного издания Animan, определены его основные черты, функции,
которые они выполняют. В приложениях помещены обложки и иллюстрации
журналов Animan, Scientific American, National Geographic, La Salamandre,
«Вокруг света», а также авторские переводы с французского языка текстов из
исследуемого журнала Animan.
7
ГЛАВА 1. ФОТОГРАФИЯ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОМ ИЗДАНИИ:
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
1.1 Зарождение фотожурналистики и появление фотографий в научнопопулярных изданиях
Фотожурналистика – это запечатление сущностных моментов в жизни
людей, а также событий, объектов и явлений реальности, как динамичных, так и
статичных, посредством аналоговой и цифровой фотографии и последующей
публикации в печатных и электронных СМИ [Березин 2006, 13].
По словам Грации Нери, основательницы и президента Grazia Neri Photo
Agency в Италии, первые группы фотожурналистов появились в 50-х годах
прошлого века. В то же время были предприняты попытки установления новых
правил фотопроизводства и дистрибуции. Во времена политических беспорядков
в
Европе
60-70-х
годов
сформировался
«заинтересованных/обеспокоенных
фотографов».
так
называемый
Им
слой
предоставлялась
возможность путешествовать по миру и запечатлевать историю в «горячих»
точках. Это поспособствовало появлению первой школы фотожурналистов. С
ними сотрудничали журналы Time, Life, National Geographic, Newsweek, Geo,
Sunday
Times,
New
York
Times
Magazine
[Photographer.Ru,
http://www.photographer.ru/cult/practice/400.htm].
Одним из первых журналов, опубликовавшем фотографии на своих
страницах,
был
National
Geographic,
учрежденный
Национальным
географическим обществом в 1888 году. В 1905 году National Geographic
совершил так называемый переворот в фотожурналистике. 11 полос журнала
были отданы под фотографии тибетской столицы Лхасы (см. рис. 2-5). В то время
8
это был один из самых загадочных и закрытых городов, вход иностранцам был
строго запрещен. Опубликованные снимки произвели большое впечатление на
аудиторию, с тех пор визитной карточкой журнала стали фотографии самых
разных мест на планете [National Geographic, http://www.nat-geo.ru/planet/45751ot-redaktora].
Первые цветные фотоизображения также впервые появились в журнале
Национального географического общества. На них был запечатлены тунисский
фермер, пейзажи Индии, Туниса, Алжира, Японии и Китая (см. рис. 6). В журнале
были
впервые
напечатаны
ночные
снимки
животных
http://prophotos.ru/lessons/4411-s-emka-zhivotnyh],
цветные
[Prophotos.ru,
подводные
фотографии появились на страницах издания в 1927 году (см. рис 1) [Prophotos.ru,
http://prophotos.ru/lessons/4878-podvodnaya-fotos-emka].
Старейшим журналом России является «Вокруг света», выпускаемый с
1861 года. Первые фотографии здесь начинают появляться в начале XX века, в
выпуске №13 от 1913 можно найти фотографии коллекции предметов быта Н. Н.
Миклухо-Маклая, собранные им во время его путешествий 1870-1895 годов (см.
рис. 7-8). В США первым научно-популярным журналом был Scientific American
Magazine, появившийся в 1845 году. Фотографии в нем были впервые
опубликованы в 1897 году (см. рис. 9).
Первоначально, как отмечает Н. Хренов, к фотографии не предъявлялись
особенные жесткие требования. На раннем этапе развития СМИ основной целью
фотографии было фиксирование самых разных моментов проявления жизни
[Березин 2006, 13]. К ее истокам в научно-популярных изданиях можно отнести
развитие к концу XIX века в России, Европе и Америке социальной фотографии
– предтечи современной фотожурналистики. Историки фотографии, в частности
секретарь Союза фотохудожников России А. И. Баскаков, относят к социальной
9
фотографии изображение обыденной жизни простых людей, рабочих или
сельских жителей. Одним из первых таким видом фотоискусства стал заниматься
английский фотограф Ф. Сатклифф. В течение долгого времени он снимал жизнь
рыбаков и сельских жителей в английской провинции, тем самым точно
отображая в снимках действительность (см. рис 10-12) [Березин 2006, 21].
Социальную фотографию можно считать предшественником научнопопулярной и тревел-фотографии, так как одна из ее целей, как и фотографии в
научно-популярном издании – подлинная передача на фото быта, повседневной
жизни определенных групп людей, народов, передача информации о них
посредством изображения о культуре той или иной нации.
К первым научно-популярным изданиям Швейцарии относятся журналы
Animan (издается с 1981 года) [Animan, http://www.animan.ch/fr/magazine/espritaniman], а также журнал для детей от 6 до 12 лет La Salamandre (издается с 1983
года), рассматривающий темы природы и окружающего мира.
Animan впервые появился в 1981 году в Лозанне. Издание стало первым
научно-популярным журналом Швейцарии. Он стал выражением беспокойства о
будущем окружающего мира и источником фотографий тех мест, которые
нуждаются в охране и защите для будущих поколений. Задача фотографии в
Animan, по мнению главного редактора Тьерри Петрикана, доносить до
аудитории важность поддержания и сохранения хрупкости окружающей
природы. [Animan, http://www.animan.ch/fr/magazine/espirit-animan]
Главный редактор журнала Тьерри Петрикан так определяет предмет
интересов издания: «Цель нашей команды: исследовать мир и обратить
внимание читателей не только на красоту нашей планеты, но и на существующие
экологические проблемы, исчезновение национальных меньшинств и редких
10
видов животных посредством документальных фотографии и текстов» [Animan,
http://www.animan.ch/fr/magazine/esprit-animan].
Журнал La Salamandre появился в 1983 году, его создателем считают 11летнего Жульена Перрота, который остается главным редактором журнала.
Издание позиционирует себя как франкоязычные научно-популярный журнал о
природе для детей от 6 до 12 лет. СМИ является некоммерческим проектом и не
содержит на своих страницах рекламы [Le Temps 15 октября 2013]. Существуют
англоязычные
и
немецкоязычные
версии
журнала
[La
Salamandre,
http://www.salamandre.net/l-histoire]. Особенность издания в том, что он не
распространяется в газетных киосках по экологическим соображениям, печатные
версии журнала предоставляются по запросу или по подписке [La Salamandre,
http://www.salamandre.net/notre-ethique].
1.2 Основные жанры фотографии в научно-популярных изданиях
Понятия фотожурналистики и искусства фотографии различаются, т.к.
перед фотожурналистом и фотографом в привычном его понимании стоят разные
задачи.
Кандидат
филологических
наук,
преподаватель
факультета
журналистики МГУ Н. Ворон отмечает, что в первом случае изображение имеет
под собой информационную, социально-политическую основу, в то время как
фотография как искусство есть запечатление реального мира в эстетическом
плане, через использование тех или иных художественных средств [Ворон 2012,
3-4].
Как и в печатной журналистике, в фотожурналистике жанры играют
большую роль. В их основе лежит единство специфических свойств формы и
содержания журналистского произведения [Ворон 2012, 24]. Выбор жанра
определяется темой, возможностями данного жанра, целью, которую ставит
11
перед собой фотограф или журналист. Например, чтобы передать атмосферу того
или иного события следует выбрать репортаж, в то время как для передачи
строения того или иного растения фотограф выберет жанр макро- или
микрофотографии.
Жанры фотожурналистики складывались на протяжении долгого времени.
На них повлияли с одной стороны требования печатной журналистики, с другой
– «законы» искусства, в частности – фотографии. Исследователь фотографии А.
И. Лапин в своей книге «Фотография как…» размышляет над жанровой
природой фотографии. По его мнению, деление изображений по принципу
изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт) весьма условно. Он
полагает, что главное то, как сделана фотография, а не то, что на ней изображено.
По его мнению, все многообразие фотографий можно свести к решению четырех
основных задач: получение резкого изображения одной или нескольких деталей
в кадре (другими словами, точная копия изображаемого), захват в кадр только
важных деталей, несущих определенный смысл и подтекст (здесь уже
присутствует авторская интерпретация), третья задача – целенаправленное
построение изображения (в изображении главное – выразительность, а не
фиксация действительности) и четвертая задача – сочетание деталей, взятых в
кадр, их согласованность и смысл (фотографа интересуют не столько смысловые
связи, сколько изобразительные) [Лапин 2004, 163-166]. В зависимости от того,
что хочет показать фотограф зрителю, он выбирает и решает ту или иную
фотографическую задачу.
Рассмотрим традиционные жанры, встречающиеся на страницах научнопопулярных изданий. Портретная фотосъемка встречается в основном в таких
изданиях, как National Geographic, «Вокруг света», GEO в материалах,
касающихся жизни людей, особенности их профессий, занятий. Изначально
12
термин был «позаимствован» у художников. Как и живописец, фотограф
раскрывает через портрет человеческий характер. Назначение фотопортрета – «в
раскрытии того, внутреннего мира человека, который составляет его сущность,
иными словами, в создании его образа» [Ворон 2012, 177]. Мыслитель И. А.
Ильин в работе «Основы художества. О совершенном в искусстве» говорит о том,
что в произведении искусства существует единство так называемых трех слоев:
«чувственная материя» (цвет, рисунок, материал эстетического образа», сам
образ произведения и третий слой – духовно-предметный («он призван к власти
и над другими слоями, и над душой самого художника»). Другими словами, это
то, что хочет нам сказать автор фотографии или любого другого произведения
искусства, его смысловая составляющая, в отличие от первых двух слоев – формы
и содержания [Ворон 2012, 119].
По словам Ворона, по своей направленности фотопортреты можно
разделить на художественные и социально-политические. Худоежственные
фотопортреты можно выделять в отдельные материалы (фоторепортажи,
фотосерии) (см. рис. 13-14). Вторые не раскрывают внутренний мир человека, а
скорее дополняют текстовые материалы и служат иллюстрацией. В них, как
правило, художественная составляющая выражена не так ярко [Ворон 2012, 121].
Второй вид фотопортретов отображает не внутренний мир человека, а скорее его
внешнюю составляющую (его деятельность, занятие) или всего лишь
иллюстрирует текст, добавляя информации о том или ином человеке, который
упоминается в материале («Газетное фотоизображение часто показывает людей
лишь на работе, не ставя цель раскрыть их духовный мир») [Ворон 2012, 123].
По словам А. Лапина репортажная фотография в свою очередь делится
на хроникальную, информационную, событийную, фотографию момента,
фотографию
детали,
изобразительную
фотографию,
композиционную
13
фотографию, фотосерию и фотоочерк. Это можно назвать видами фотографии,
каждый из них несет в себе определенную специфику работы фотографа, но их
объединяет репортажное, а не постановочное начало. По мнению исследователя,
именно в репортажной фотографии автору очень важно с одной стороны быть за
пределами фотографируемой ситуации, но вместе с тем передать суть того, что
происходит (см. рис. 15-17). «Фотограф как бы смотрит сверху на все
происходящее, сверху, откуда лучше виден смысл и причины; ниточки, за
которые дергают людей, а также силу, которая дергает. В этой отстраненности,
раздвоенности весь смысл работы хорошего фотографа. В эти минуты он не
только участник, но и судья» [Лапин 2004, 186-187].
Неотъемлемой частью научно-популярных изданий являются фотографии
дикой природы, а также пейзажная фотосъемка (см. рис. 18-19). Майкл
Фриман в книге «Взгляд фотографа» говорит, что такого рода фотографии
следует выделять в отдельный жанр, т.к. «съемка животных – трудоемкое
занятие, требующее специального оборудования и навыков, знаний в области
зоологии, точно планирования и полной самоотдачи» [Фриман 2012, 59]. Для
такого рода фотосъемки требуются длиннофокусные объективы, большое
количество времени и сил. При съемке дикой природы фотограф должен суметь
передать объект как можно близко и естественно, но в то же время не навредить
животным или природе и не спугнуть их. Один из самых известных современных
фотографов, снимающих дикую природу, - Франс Лантинг, говорит о своей
работе так: «Во время этих встреч я вижу не просто красоту, перед которой
традиционно благоговеют те, кто фотографирует природу. Выстраивая
идеальную композицию, я стараюсь показать силу и достоинство животного в его
среде обитания» [Фриман 2012, 59].
14
Архитектурная фотография имеет не менее важное значение в
фотоконтенте научно-популярных изданий. Задача этого жанра – показать здание
в интересном ракурсе, снимки должны содержать нечто особенное, чтобы
выделяться из общего ряда изображений. По словам историка Кеннета Кларка,
фотография может оказать услугу архитектуре, «выявляя ценности, которые в
противном случае остались бы скрытыми» [Фриман 2012, 44].
Многие фотографы считают, что запечатления достойны лишь те здания,
которые являются архитектурными памятниками или имеют необычную
архитектуру. Но ряд фотографов придерживается иного мнения. Например,
французский фотограф Эжен Атже еще в конце XIX века начал снимать
«последовательно и педантично» обыденную жизнь парижских улиц (см. рис. 2021), он фотографировал обычные дома и сюжеты в привычной для него
сдержанной манере [Фриман 2012, 44].
Кроме запечатления зданий архитектурная фотография имеет отдельную
категорию – интерьеры. Она интересна тем, что через такого рода фотографию
читатель или зритель может узнать, как жили те или иные люди в определенную
эпоху. Через быт, предметы интерьера и детали можно узнать многое о человеке
и его роде деятельности. На страницах журналов можно встретить самый разный
диапазон фотографий интерьеров – от величественных пространств (дворцов,
соборов) до ветхих построек и жилых помещений. Все это дает представление об
обыденной жизни людей, порой фото может дать больше информации, чем
печатный текст (см. рис. 22).
Научная фотография в журналистике имеет две основные функции:
информирование аудитории о научных сведениях, а также так называемую
популяризацию научного знания посредством фотографии. Другими словами,
перед фотографом стоит задача проинформировать читателя, но в то же время
15
подать в интересной и простой форме, т.к. аудитория научно-популярного
издания довольна широкая, таким образом фотография научной направленности
должна быть понятна самому разному виду читателей. Фриман так определяет
название этого жанра: «строго документальный подход к визуальной фиксации
научных исследований и их результатов, специальное оборудование, зачастую
для съемки того, что прежде никто не видел» [Фриман 2012, 67]. Фотография
может быть представлена на микро- (микроорганизмы, клетки, строение тех или
иных веществ) и макроуровне (Солнечная система, космос). Можно сказать, что
посредством научной фотографии человечество узнает о достижениях науки,
таким образом, на авторах, которые специализируются в данной области, лежит
большая ответственность достоверно представить ту или иную научную
информацию (см. рис. 23).
Фотография как журналистский жанр так же, как и текстовые материалы,
имеет те или иные жанровые особенности. Они обуславливаются темой съемки,
форматом издания, техническими аспектами фотографии. В научно-популярной
журналистике важно использование целого ряда жанров фотографии, от макрои микросъемки съемки до фоторепортажей и съемки портретов. Каждый посвоему передает информацию, дополняет написанное через особые средства
выразительности. Различие жанров фотожурналистики необходимо, имея в
арсенале
несколько
возможных
способов
воздействия
на
читателя,
фотожурналист получает большую более достоверно описывает событие или
объект.
1.3 Особенности композиции и восприятия фотографии
Термин «композиция» в переводе с латинского означает составление,
соединение, другими словами – построение законченного по общей геометрии
кадра и световому строю изображения из отдельных его частей (компонентов)
16
[Дыко 1977, 9]. Такое определение приводится в работе Лидия Дыко, советский
кинооператор,
профессор
ВГИКа
«Беседы
о
фотомастерстве».
Как
и
журналистское произведение, в работе фотографа важно учитывать взаимосвязь
элементов того или иного произведения. Композиция кадра зависит от ряда
факторов: точки съемки, положения главного объекта, наличия деталей,
светового наполнения фотографии.
По словам Дыко, для того, чтобы заинтересовать читателя изображением,
фотографу следует понимать, что заинтересовало его самого в первую очередь и
что он хочет донести читателю В кадре должен находиться смысловой и
изобразительный акцент на главном объекте. Второстепенные детали не
должна перегружать передний план и «переманивать» внимание человека на
себя. Рассмотрение читателем фотографии должно начинаться с сюжетно важной
части изображения. Это делается также для того, чтобы помочь читателю
сориентироваться в фотографии, привлечь внимание именно к главной части
снимка [Дыко 1977, 16]. Для этого можно использовать технические
возможности фотоаппарата, например, фокусировка на главном объекте
фотографии (см. рис. 24). На данной фотографии фотограф выбрал единственный
объект – танцовщицу, чтобы показать тем самым то, что она – представитель
целой труппы, танцующей в едином стиле.
Важным правилом построения композиции в фотографии является
«правило золотого сечения» или «правило третей». Оно состоит в том, что
композиционный центр следует помещать на пересечение линий, делящих кадр
на три части с каждой стороны (на девять равных прямоугольников). Именно на
эти точки смотрит человек, когда впервые знакомится с изображением. Эти
пропорции кадра принято считать гармоничными. На линиях «золотого сечения»
лучше всего размещать линию горизонта, глаза человека на портрете. [Лапин
17
2004, 100]. В качестве примера фотографий, использующих правило золотого
сечения можно привести рисунки 25-26. На рисунке 25 самолёт находится на
верхней из двух линий, делящей кадр на три части. На рисунке 26 – глаза людей
находятся также на этой же линии. Таким образом расставленные акценты
позволяют читателю сразу обратить внимание на главный объект и легче
воспринимать изображение.
Важным дополнением к «правилу третей» является тот факт, что в
фотографии следует учитывать пространство, окружающее главный объект.
Если человек на фото идет, то его «путь» должен быть направлен слева направо,
при этом фотографу следует оставить пространство для «продолжения движения
человека». Это подсознательно влияет на читателя, переводит его внимание на
следующую страницу, заставляет мысленно «продолжить путь» движущегося
объекта в изображении. Другими словами, следует располагать объект так, чтобы
он «заходит, заезжает» на фотографию, а не «покидает» ее (см. рис. 30) [Белов
2012, 31].
Для того, чтобы придать фотографии движение и динамику, можно
располагать объекты по диагонали. А. Лапин говорит, что «диагональ – одна из
самых активных, динамичных линий в кадре, она организует движение, она сама
движение» [Лапин 2004, 68]. Ассиметричные композиции задают энергию кадру.
В связи с тем, что человек воспринимает информацию слева направо, восходящая
диагональ (из левого нижнего угла в правый верхний) производит эффект
восхождения, в свою очередь нисходящая диагональ производит обратный
эффект (см. рис. 27-28) [Шапиро 1972, 45]. Использование диагональных линий
в композиции привлекает внимание читателя, заставляет его остановить
внимание на той или иной иллюстрации, т.к. такое изображение более динамично
и более интересно человеку.
18
Кроме того, использование линейной перспективы придает кадру не
меньшую динамичность. Для создания такого типа фотографий автор использует
широкоугольный объектив, который может захватывать в кадр больше
пространства, чем человек может увидеть в обычной жизни. Фотографии,
сделанные с помощью широкоугольного объектива, обычно используются в
архитектурной и пейзажной фотографии в научно-популярных изданиях для
придания движения и динамики кадру. Стремящиеся к центру линии привлекают
внимание читателя к центру фотографии и добавляют глубины изображаемому
пространству (см. рис. 29). На фотографии возникает третье измерение, если на
ней присутствует линейная перспектива [Березин 2006, 58].
Исследователь визуального дизайна Ян Уайт в работе «Редактируем
дизайном» отмечает, что в верхних левой и правой частях журнального
разворота находятся области, куда человек смотрит в первую очередь, т.к. он
воспринимает информацию сверху вниз [White 2003, 277]. Согласно его теории,
верхняя часть разворота журнала должна заинтересовать читателя и заставить его
ознакомиться с остальной частью страницы. Как правило, фотографии помещают
на верхние части журнальных разворотов, они привлекают внимание читателя.
Восприятие человеком изображения происходит бессознательно. А. Лапин
приводит мнение Г. Гельмгольца о том, что психическая деятельность, в
результате
которой
мы
воспринимаем
объекты
есть
бессознательная
деятельность. Как человек может быстро воспринимать напечатанный текст,
даже не вчитываясь в его содержание, так он воспринимает фотографию.
Фотоизображение
предоставляет
человеку
возможность
рассматривать
реальность в течение долгого времени, что может быть недоступно в обычной
жизни, и находить в ней новые смыслы и подробности [Лапин 2004, 34]
19
Для того, чтобы фотография воспринималась человеком быстро и просто,
фотографам следует прибегать к различным методам, таким как построение
кадра по «правилу третей», использование диагоналей, линейных перспектив и
т.д. Это придает динамики и энергии снимку, позволяет передать движение на
фотоизображении. Особенности восприятия человеком фотографий также
влияют на построение композиции кадра. Здесь играет роль и психическая
деятельность человека, то, как он анализирует изображение при первом
знакомстве с ним и воспринимает его, одновременно бессознательно (при беглом
просмотре) и осознанно (при детальном изучении изображения).
20
2. АНАЛИЗ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО КОНТЕНТА В НАУЧНОПОПУЛЯРНЫХ ИЗДАНИЯХ
Для анализа был выбран швейцарский научно-популярный журнал Animan,
он имеет качественный фотографический контент и может составить
конкуренцию известным научно-популярным изданиям, таким как National
Geographic и GEO. Этот журнал является единственным научно-популярным
СМИ в Швейцарии такого уровня. Animan выходит каждые два месяца на
французском и немецком языках. В журнале публикуются фотоработы авторов
со всего мира. Это свидетельствует о высоком качестве контента издания.
2.1 Основные черты использования фотографии в журнале Animan
Основу швейцарского научно-популярного журнала Animan составляют
материалы о географии, истории, природе и культуре разных стран и народов.
Фотография является единственным средством визуального контента (в Animan
не представлена рисованная иллюстрация), кроме того, это неотъемлемая часть
издания, высокое качество изображений позволяет журналу более точно
доносить информацию до читателя и привлекать молодую аудиторию и
читателей младшего возраста. Широкая направленность дает возможность
журналу Animan аудиторию и более старшего возраста.
На обложках журнала Animan изображены пейзажи, как городские, так и
изображения дикой природы, люди, достопримечательности. Это определяется
и девизом журнала – «Les beautes du monde» (с фр. яз. – «красота мира»). Задача
издания – обратить внимание читателей на красоту окружающего мира, заставить
его взглянуть на вещи по-новому и обратить внимание на экологические
проблемы.
21
Главной
функцией
фотографии
в
журнале
Animan
является
иллюстрирование текстовых материалов (фотоизображения поясняют и
дополняют написанное). В связи с тематической направленностью журнала,
материалы требуют достоверных изображений, описывающих природу, ту или
иную местность, культуру различных народов. Таким образом, можно говорить
об информационной функции фотографии.
Материалы о тех или иных точках земного шара, фотографии к ним имеют
широкую тематическую направленность. В журнале представлены репортажи
с озера Байкал (см. рис. 32), островов Французской Полинезии (см. рис. 33),
кратеров Танзании (см. рис. 34), американского Сиэтла (см. рис. 35) и других
географических объектов. Тема сохранения окружающей среды сейчас актуальна
в европейских научно-популярных СМИ, особенно в изданиях стран Северной
Европы
(Исландии,
Норвегии,
Финляндии,
Дании)
[Михайлов
2003,
http://evartist.narod.ru/text14/44.htm].
Помимо информационной функции, фотографии в
Animan несут
эстетическую функцию. 20% издания (8 разворотов) отведено под рубрику
Portfolio (Портфолио) для публикации фотографий того или иного фотографа.
Каждая фотография сопровождается небольшой подписью о том, что изображено
на снимке и сверстана в выворотку (см. рис. 31). Это позволяет говорить о
рубрике и представленных в ней фото, как об отдельном произведении, а не о
фотографии как дополнению к тексту. За счет отсутствия на разворотах пустых
пространств и большого количества текста, человек все внимание направляет на
изображение. Таким образом, можно сказать, фотохудожники также являются
частью аудитории журнала, т.к. в Animan представлены примеры качественной
научно-популярной фотографии.
22
Фотопортреты людей также широко представлены в данном издании. Они
иллюстрируют материалы о жизни в том или ином городе, того или иного народа
или племени. Фотографии людей передают их культуру, обычаи, атмосферу их
повседневной жизни. Многое, что не может передать текст, содержится в
фотографии человека. Фотография имеет преимущество перед текстом в
использовании цвета, света, тени, композиции. Все эти инструменты позволяют
фотожурналисту наиболее точно передать атмосферу местности или внутренний
мир человека, его настроение, отношение к фотографу и т.д.
В
журнале
в
равной
степени
представлены
постановочные
и
репортажные фотографии людей. Если говорить о репортажных фотоработах,
они, как правило, представляют деятельность и занятия людей (работа в сельском
хозяйстве, национальные праздники, религиозные обряды). С позиции
наблюдателя фотограф передает действие, не принимая в нем участие и не
разрушая атмосферу события. Он одновременно находится в событии (передает
его через фотографию), но и остается за кадром (действие происходит в
естественной среде, не нарушается присутствием фотографа).
Кроме
портретной
фотографии
на
разворотах
издания
широко
представлена пейзажная съемка и фотографии городских пейзажей. С их
помощью журналист и фотограф создают совместный продукт, так называемый
репортаж о том или ином географическом объекте. Большинство людей легче
воспринимают мир через зрительные образы. Человек быстрее получает
информацию из текста. В материалах о городах или местностях фотографии
необходимы для составления картины мира у человека, который не был в той или
иной местности. Другими словами, задача фотографа и журналиста оставить у
читателя впечатление о том неизвестном для него городе или о местности таким
23
образом, чтобы тот получил то же количество информации, как если бы он
побывал там.
Фотография также нужна для того, чтобы передать эмоции фотографа,
которые возникали у него в момент создания фоторепортажа. Например, в
журнале за июнь-июль 2014 года опубликован репортаж из Исландии, с
водопадов и горячих источников. Автор текста является и автором фотографий к
нему. Он написан от первого лица, в тексте есть яркие образы («Здесь огонь. На
углу – логово дьявола. Мне безумно страшно. Меня охватывает страх, но тем не
менее это меня заставляет поднять голову и посмотреть. Может быть, я нахожусь
в самом сердце вулкана?»), в то же время они переданы на фотографиях
(всплески лавы, дым) (рис. 19). В сочетании возникает четкая картинка того, что
видел человек в тот самый момент. Сочетание репортажного начала в тексте и
фотографии производит впечатление на читателя и дает ощущение присутствия.
Можно выделить основные черты использования фотографий в журнале
Animan: фотографии передают основную мысль журнала (сохранение природы,
созерцание красоты окружающего мира), фотоизображения имеют широкую
тематическую направленность, что привлекает разную аудиторию и позволяет
сделать вывод о качестве представленного контента, фотографии людей
передают их быт, культуру, в журнале представлена как постановочная
фотография (портреты), так и репортажная съемка событий с участием людей
(праздники, ритуалы, обряды). Фотография в сочетании с текстом дает эффект
присутствия в жанре репортажа. Передача деталей на фотографии дает читателю
возможность почувствовать себя на месте события и ощутить те же эмоции, что
и автор.
Визуальный контент позволяет журналу наиболее полно и точно
передавать «красоту мира», о которой говорится в девизе издания. Как любой
24
научно-популярный журнал, Animan не может обойтись без фотографического
наполнения, оно занимает значительную часть журнала и является как
информационной поддержкой текстовых материалов, так и имеет эстетическую
составляющую.
2.2 Фотография как способ освещения темы защиты окружающей
среды в журнале Animan
Журнал Animan освещает экологическую тематику с помощью
фотографий и текстов. Издание затрагивает проблемы окружающей среды (в
частности, защиты дикой природы) в двух направлениях: через эстетическую
составляющую фотографий в стандартных материалах о дикой природе, культуре
тех или иных народов, целью которых является рассказ о той или иной местности
или выделение отличительных особенностей той или иной культуры, а также,
через непосредственное обращение к теме сохранения редких видов животных и
природных объектов в соответствующих материалах.
Показывая красоту мира в фотографиях на страницах Animan, фотографы
и журналисты преследуют цель обратить внимание читателя на окружающий
мир, заставить его задуматься о хрупкости природы и о ее необходимости в
сохранении. Фотография производит впечатление на читателя, используя
приемы композиции, цвет, сочетание света и тени. Около половины материалов
журнала посвящены теме дикой природы. Согласно исследованиям, первое, что
видит человек – это фотография. Именно изображение человек запоминает и
воспринимает легче, чем текст. Фотография служит своего рода доказательством
того, о чем говорится в тексте. Эстетическая функция изображения играет
важную роль в фотожурналистике, особенно, если речь идет о научнопопулярных изданиях.
25
Научно-популярные издания имеют большую аудиторию, следовательно,
фотография имеет влияние на значительное количество читателей, используя
визуальные образы и символы. Такой эффект достигается путем сочетания
композиционных приемов (построение кадра, использование разных ракурсов,
запечатление деталей, общих планов), технической стороны (документальность
отображаемой действительности в изображениях) и содержательной стороны
фотографий
(наличие
главного
объекта
в
фотографии,
наполнение,
привлекающее внимания читателя). Фотоконтент журнала Animan имеет высокое
качество, сочетая в себе эти составляющие.
Кроме этого, в журнале Animan важной составляющей являются
фотографии к материалам в рубрике Préservation et Exploration («Сохранение и
исследование»). Здесь публикуются материалы, посвященные проблемам
исчезновения малых народов, защите дикой природы. Они расположены в начале
журнала и занимают от одной до трех страниц.
В материале об исчезновении индийского племени Байга (рис. 36) идет речь
о том, что из-за сохранения тигров племена данной территории были незаконном
выселены с мест их первоначальных поселений. Фотография является
подтверждением того факта, что в данной местности проживает это племя, с
помощью фотографии у читателя формируется картина происходящего, образ
ситуации. Она дополняет материал и придает ему дополнительный смысл,
действуя на аудиторию через зрительные образы.
В тексте о пингвинах, находящихся под угрозой исчезновения (рис. 37),
также присутствует фотография. Она, как и в предыдущем примере,
иллюстрирует ситуацию и показывает уникальность животных, потребность в
их защите.
26
Если говорить об освещении экологической тематики, то в данном издании
в большей степени присутствуют материалы, которые действуют на читателя
через прием storytelling («рассказывание историй»). К таким материалам можно
отнести репортаж об Исландии. Этот прием использует как текстовое
наполнение, так и фотографическое, они оба воздействуют на читателя: текст со
смысловой стороны, фотография – через эстетическое начало и визуальное
наполнение. Авторы текстов нередко используют в репортажах повествование от
первого лица, т.к. того требует жанр, но тем не менее, этот прием помогает
читателю прочувствовать атмосферу происходящего в тексте.
В материале о кратере Нгоронгоро в Танзании в Animan за июнь-июль 2014
Танзании (см. рис. 34), года журналист ведет рассказ от первого лица («Мы
находимся у дверей в Сад Идена. Опоясанный стеной джунглей, кратер
Нгоронгоро остается в шестистах метрах под нами. Он имеет форму круга около
двадцати километров в диаметре»). Фотографии также передают впечатления
журналиста от увиденного, он передает картину происходящего и предоставляет
читателю возможность «находиться в этом событии».
Таким образом, можно сказать, что в журнале Animan экологическая
тематика освещается путем синтеза материалов в жанре репортажа и
качественных фотографий, которые иллюстрируют и дополняют написанное.
Репортажи написаны от первого лица, фотографии к тексту передают атмосферу
события, особые детали, которые позволяют читателю увидеть то, что видел и
чувствовал автор. В меньшей степени на страницах журнала представлены
материалы, посвященные тематике экологии (защита окружающей среды и
малочисленных народов), как правило, журналисты освещают эту тему в
контексте репортажей и фоторепортажей с отдаленных уголков планеты или
материалов о культурных особенностях малочисленных племен и народов.
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании исследовался фотографический контент научнопопулярного издания Швейцарии журнала Animan. Были выявлены следующие
черты иллюстративного наполнения издания: фотографический контент
выполнен профессиональными фотографами, имеет высокое качество и
широкую тематическую направленность. Фотографии в данном издании
выполняют информационную функцию, они передают дополнительную
информацию, которая не представлена в текстовом варианте, а также –
эстетическую функцию. В этом случае фотография, являясь единственным
средством визуального контента журнала (в Animan не представлена рисованная
иллюстрация и инфографика), предстает как самостоятельный материал (в
рубрике Portfolio, где представлены работы известных фотографов).
В журнале Animan представлено большое количество фотографических
жанров: от портретов людей до макросъемки и пейзажных кадров. Такое
жанровое разнообразие позволяет фотографам добиваться нужного эффекта при
передаче информации и использовать разные способы для запечатления тех или
иных событий или явлений.
Фотография в данном издании подчиняется приемам привлечения
внимания к фотографии и построения композиции. К ним можно отнести
«правило третей», печать в выворотку, использование линейной перспективы,
диагоналей и т.д. Все эти приемы позволяют привлечь внимание читателя
правильно выстроенной композицией кадра.
Кроме того, было выявлено, что именно фотографическое наполнение дает
возможность изданию Animanв наибольшей степени передавать «красоту мира»,
28
о которой говорится в девизе издания. Фотография – это немаловажная часть
любого научно-популярного издания, это то, что читатель видит и запоминает в
журнале в первую очередь, именно после ознакомления с визуальной
составляющей журнала, читатель переходит к более подробному изучению
отдельных текстовых материалов.
Стоит отметить, что экологическая тематика, которая сейчас актуальна в
европейских СМИ, также представлена в этом издании. Она освещается, в
основном через соответствующую рубрику в журнале, а также через материалы
в жанре репортажа. Использование деталей в фотографиях, передача атмосферы
в текстах – все это формирует у читателя атмосферу того места, где находился
автор и заставляет его задуматься о сохранении окружающей среды.
В заключение можно сказать, что журнал Animan имеет собственный стиль
фотографического
контента,
обусловленный
тематическим
наполнением
материалов, аудиторией журнала и приемами передачи информации с помощью
текста и изображений.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она дает
представление о визуальном контенте в европейских научно-популярных
изданиях
на
примере
самого
известного
научно-популярного
издания
Швейцарии. Данное исследование показывает важность иллюстративного
контента при привлечении аудитории, оформлении периодического издания и
передачи читателям информации через визуальные образы.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что материалы
исследования могут быть использованы при определении перспективных путей
развития
журнальной
фотографии
в
современных
изданиях.
Данное
29
исследование может быть также использовано студентами направления «Печать»
при анализе визуального контента в периодической прессе.
30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вокруг света. 1913. №13, 2014. №5, 7
2. Белов Н. В. Все секреты. Классическая пейзажная фотография. М., 2012.
С. 31
3. Березин В. М. Фотожурналистика. М., 2006. С. 13, 21, 58
4. Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики. М., 2012. С. 3-4, 24, 119, 121, 123,
177
5. Дыко Л. П. Беседы о фотомастерстве. М., 1977. С. 9, 16
6. Лапин А. И. Фотография как… М., 2004. С. 34, 68, 100, 163-166, 186-187
7. Михайлов С. А. Журналистика стран Северной Европы. СПб. 2003
http://evartist.narod.ru/text14/44.htm (дата обращения – 27.04.2016)
8. Фриман М. Взгляд фотографа. М., 2012. С. 44, 59, 67
9. Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. М.,
1972. С. 45
10. Animan. 2014. №182-183, 185, 2015. №186-188, 190
11. Le Temps. 2013. №10
12. Scientific American. 1897. № 76
13. Jan V. White. Editing by design. – C., Allworth Press, 2003. 277 p.
14. Нери. Г. Лекция по фотожурналистике // Photographer.ru
http://www.photographer.ru/cult/practice/400.htm (дата обращения –
31.03.2016)
15. Особенности подводной съемки // Prophotos.ru
http://prophotos.ru/lessons/4878-podvodnaya-fotos-emka (дата обращения –
02.04.2016)
16. Письмо редактора // National Geographic http://www.natgeo.ru/planet/45751-ot-redaktora (дата обращения – 02.04.2016)
31
17. Съемка животных // Prophotos.ru http://prophotos.ru/lessons/4411-s-emkazhivotnyh (дата обращения – 02.04.2016)
18. Animan. L’espirit d’Animan http://www.animan.ch/fr/magazine/espirit-animan
(дата обращения – 31. 03. 2016)
19. La Salamandre. Ethique http://www.salamandre.net/notre-ethique (дата
обращения – 31. 03. 2016)
20. La Salamandre. L’histoire http://www.salamandre.net/l-histoire (дата
обращения – 31. 03. 2016)
32
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рисунок 1
Первая подводная цветная фотография, сделанная в Карибском море штатными
фотографом журнала Чарльзом Мартином и ученым-ихтиологом Вильямом
Лонгли. Впервые опубликована в National Geographic в 1927 году.
Рисунок 2
Фотографии городского округа Лхаса, сделанные в 1905 году и опубликованные
в National Geographic.
33
Рисунок 3
Фотографии городского округа Лхаса, сделанные в 1905 году и опубликованные
в National Geographic.
Рисунок 4
Фотографии городского округа Лхаса, сделанные в 1905 году и опубликованные
в National Geographic.
34
Рисунок 5
Фотографии городского округа Лхаса, сделанные в 1905 году и опубликованные
в National Geographic.
Рисунок 6
Одна из первых цветных опубликованных фотографий в National Geographic.
Автор фото – Жюль Жерве Куртельмон, 1923 год.
35
Рисунок 7
Фотография из журнала «Вокруг света» за 1913 год. Коллекция Н. Н. МиклухоМаклая.
36
Рисунок 8
Фотография из журнала «Вокруг света» за 1913 год. Коллекция Н. Н. МиклухоМаклая.
37
Рисунок 9
Одна из первых фотографий в Scientific American Magazine за 1897 год.
38
Рисунок 10
Пример социальной фотографии. Автор Ф. Сатклифф изображал повседневную
жизнь английской провинции.
Рисунок 11
Пример социальной фотографии. Автор Ф. Сатклифф изображал повседневную
жизнь английской провинции.
39
Рисунок 12
Пример социальной фотографии. Автор Ф. Сатклифф изображал повседневную
жизнь английской провинции.
Рисунок 13
Фотопортреты из журнала «Вокруг света» за май 2014 года. Фотопроект «Мечта
на вырост» на тему того, как живут дети в столице Гаити Порт-о-Пренсе после
произошедшего там землетрясения.
40
Рисунок 14
Фотография из журнала «Вокруг света» за июль 2014 года. Фоторепортаж из
Непала «Прибытие поезда» о единственном в стране поезде.
Рисунок 15
Фотография из журнала «Вокруг света» за май 2014 года. Фотопроект «Красный
занавес» об испанской корриде.
41
Рисунок 16
Фотография из журнала Animan за октябрь-ноябрь 2015 года. Материал о
занятиях местных жителей архипелага Занзибар.
Рисунок 17
Фотография из журнала Animan за октябрь-ноябрь 2015 года. Материал о
занятиях местных жителей архипелага Занзибар.
42
Рисунок 18
Фотография из National Geographic за май 2014 года. Изображение тюленя у
берегов Калифорнии.
43
Рисунок 19
Фотографии из журнала Animan за июнь-июль 2015 года. Водопады и горячие
источники Исландии.
44
Рисунок 20
Фотография Эжена Атже.
45
Рисунок 21
Фотография Эжена Атже.
Рисунок 22
Американские журналист Крис Бут и фотограф Джеймс Моллисон проехались
по миру и сделали серию снимков, объединенных общим названием “Где спят
дети”.
46
Рисунок 23
Фотография из журнала National Geographic за март 2014 года. Массовое
скопление галактик Abell 1689, снятое с помощью телескопа «Хаббл».
47
Рисунок 24
Фотография из журнала Animan за апрель-май 2015 года. Кубинские танцоры
танцуют на улицах города.
48
Рисунок 25
Фотография из журнала Animan за апрель-май 2015 года. Самолёт на фоне
мечети.
49
Рисунок 26
Фотография из журнала Animan за апрель-май 2015 года. Девушка и молодой
человек из племени Амер.
50
Рисунок 27
Фотография из журнала Animan за август-сентябрь 2014 года. Девушки в
национальных костюмах в индийском городе Джайпур, штат Раджастхан.
51
Рисунок 28
Фотография из журнала Animan за июнь-июль 2014 года. Сельская местность в
Швейцарии.
Рисунок 29
Фотография из журнала Animan за июнь-июль 2014 года. Изображение моста
Святой Троицы во Флоренции
52
Рисунок 30
Фотография из цикла «Бомбей», фотограф Карл де Кейзер
53
Рисунок 31
Фотография из журнала Animan за апрель-май 2015 года, рубрика Portfolio.
Домик в швейцарской коммуне Вассен
54
Рисунок 32
Фотография из журнала Animan за декабрь 2014-январь 2015. Озеро Байкал
55
Рисунок 33
Фотография из журнала Animan за июнь-июль 2015. Фермер на поле на острове
Риматара.
Рисунок 34
Фотография из журнала Animan за июнь-июль 2014
56
Рисунок 35
Фотография из журнала Animan за октябрь-ноябрь 2015. Город Сиэтл
Рисунок 36
Фотография из журнала Animan за апрель-мая 2015 года. Женщины индийского
племени Байга
57
Рисунок 37
Фотография из журнала Animan за июнь-июль 2015 года. Пингвины,
находящиеся под угрозой исчезновения
58
ПЕРЕВОДЫ
L’esprit d’Animan / Дух журнала Animan (письмо редактора на официальном
сайте)
Il faut se bouger pour la planète! / Нужно двигаться к планете!
Depuis plus de 30 ans, tel un guide de montagne ou un marin au long cours, le magazine
Animan poursuit sobrement son chemin. Objectif de son équipe: explorer et témoigner
par les images les plus fortes et des textes très documentés sur les beautés du monde,
mais aussi sur ses réalités, en relevant les atteintes à l’environnement, en dénonçant la
disparition des minorités ou les menaces qui pèsent sur les espèces animales.
Больше тридцати лет, наш гид по горным вершинам и морским глубинам –
журнал Animan продолжает свой путь. Цель нашей команды: исследовать мир и
обратить внимание читателей не только на красоту нашей планеты, но и на
существующие
экологические
проблемы,
меньшинств
редких
животных
и
видов
исчезновение
посредством
национальных
документальных
фотографии и текстов.
Aujourd’hui, la planète reste toujours un espace de rêve, mais notre regard a changé et
l’inquiétude grandit. Chacun se préoccupe des dégradations et des changements
amorcés et souhaite participer à la réflexion ou à la construction d’un avenir meilleur
et plus respectueux de notre environnement. L’heure est aux réflexions et aux actions
liées au développement durable.
Сегодня, планета остается пространством для мечты, но вместе с тем, мы
наблюдаем за происходящими с ней изменениями и беспокоимся за ее будущее.
Задача каждого из нас – забота и участие в сохранении окружающей среды и
59
построении лучшего будущего для последующих поколений. Настало время для
размышлений и действий, направленных на устойчивое развитие нашей планеты.
En pionnier et depuis 1981, le magazine créé et édité à Lausanne a été l’expression de
cette préoccupation sur l’avenir en présentant les plus beaux reportages sur les réalités
à préserver. Au fil des numéros, les images fortes proposées ont exprimé simplement
toute l’importance de maintenir un équilibre fragile, une harmonie en péril.
В 1981 году, когда журнал был придуман и впервые выпущен в Лозанне, мы
начали выражать это беспокойство посредством репортажей о самых красивых
местах нашего мира, которые необходимо сохранить человечеству. В каждом
номере наши фотографии становились выражением всей важности поддержания
необходимого баланса и гармонии в природе, защиты ее хрупкой красоты.
Au cœur du débat sur notre environnement, l’équipe d’Animan s’engage et va œuvrer
sans relâche tout au long des années à venir pour offrir une véritable plateforme de
communication entre les acteurs du développement durable et le public. Une mission
cohérente et nécessaire pour que les beautés du monde d’Animan restent aussi celles
des générations futures.
В центре обсуждений – наша окружающая среда! Команда Animan разрабатывает
настоящую площадку для коммуникации между субъектами устойчивого
развития и аудиторией. Наша миссия – сохранить красоту мира в журнале Animan
для последующих поколений
Thierry Peitrequin
Rédacteur en chef, Animan Publications SA
L'histoire de La Salamandre / История журнала «Саламандра»
60
La Salamandre a fêté ses 30 ans en 2013. Devenue au fil des années une référence pour
tous les esprits curieux de nature, cette revue atypique a été fondée en 1983 par un jeune
passionné âgé de 11 ans. Aujourd’hui, La Salamandre est une entreprise pas comme les
autres aux multiples activités. Voici son histoire pas banale…
В 20313 году журнал «Саламандра» отмечает свое тридцатилетие. На
протяжении этого времени издание, основанное в 1983 году 11-летним молодым
энтузиастом, остается эталоном в любопытных вопросах природы и нетипичным
представителем своего жанра. Сегодня «Саламандра» — это предприятие,
сочетающее в себе несколько разных видов деятельности, в отличие от многих
других. Вот его небанальная история…
La revue La Salamandre est aujourd’hui une véritable institution! Sa parution est
attendue tous les 2 mois par plus de 26’000 abonnés aux quatre coins de la Suisse
romande et de la France. La Salamandre Junior et La Petite Salamandre sont envoyées
à 17’000 enfants de 4 à 12 ans. Pourtant, tout cela a commencé extrêmement
modestement, dans la chambre d’un petit garçon de 11 ans armé d’une vieille machine
à écrire… Et surtout d’une immense soif de partager sa passion pour la nature.
Сегодня журнал «Саламандра» — это настоящий институт! Ожидается, что
теперь он будет выходить раз в два месяца для 26000 подписчиков в разных
уголках Швейцарии и Франции. «Саламандра Джуниор» и «Маленькая
Саламандра» отправляется 17000 детей от 4 до 12 лет. На самом деле, все это
началось довольно скромно, в комнате маленького мальчика 11 лет,
вооруженного печатной машинкой. С большой жаждой поделиться своей
любовью к природе.
Depuis 1983, La Salamandre n’a jamais cessé de paraître, d’abord à un rythme mensuel,
puis tous les deux mois depuis 1991. Julien Perrot raconte: «J’ai toujours mis le meilleur
61
de mon énergie pour que La Salamandre progresse, pour que chaque numéro soit plus
beau que le précédent.» De fait, la ténacité du jeune garçon impressionne les médias
qui lui consacrent un grand nombre d’articles de presse et d’émission à la radio comme
à la télévision. Surnommé le «Mozart naturaliste», le petit Julien grandit en même
temps qu’il fait grandir sa revue. En 1992, il entame des études de biologie à
l’Université de Neuchâtel. A l’époque, La Salamandre compte un peu plus de 1200
abonnés.
С 1983 года «Саламандра» не прерывает свой выпуск, вначале журнал выходил
ежемесячно, затем с 1991 года – раз в два месяца. Джулиен Перрот рассказывает:
«Я всегда делаю все самое лучшее для прогресса «Саламандры», для каждого
номера, чтобы сделать его лучше предыдущего». На самом деле, упорство
мальчика впечатляло «взрослые» СМИ, которые посвящали ему большое
количество материалов в прессе, на радио и ТВ. Джулиен, по прозвищу Моцартбиолог, рос и развивался вместе со своим журналом. В 1992 году он начал изучать
биологию в университете Нёшателя. Тогда «Саламандра» уже насчитывала 1200
подписчиков.
En 1997, son diplôme de biologiste en poche, Julien Perrot devient le plus jeune
rédacteur en chef professionnel de Suisse romande ! Dans la foulée, il engage sa
première salariée. L’année suivante est lancée La Petite Salamandre, la revue nature
qu’il aurait rêvé recevoir à l’âge de 8 ans!
В 1997 году, с дипломом в кармане, Джулиен Перрот стал самым молодым
главным редактором в Швейцарии! В так он получил свою первую зарплату. В
следующем
году
была
представлена
«Маленькая
Саламандра»,
натуралистический журнал, который бы он хотел получить, когда ему было 8 лет.
62
En 2001, metteur en page autodidacte, Julien Perrot confie pour la première fois la
maquette de sa revue à un graphiste pour se concentrer sur la rédaction. En décembre
de la même année, La Salamandre est lancée en France, d’abord à toute petite échelle.
В 2001 году Джулиен Перрот сосредоточил свои силы на дизайне и оформлении
журнала. В декабре того же года «Саламандра» стала издаваться во Франции,
хоть и в небольшом тираже.
2003, l’année des 20 ans, voit la naissance du Festival Salamandre, organisé en octobre
à Morges, une ville au bord du lac Léman. Cette fête pour la nature remporte un grand
succès avec plus de 8000 visiteurs. En 2005 est ouvert le bureau de Pontarlier. La
Salamandre est désormais aussi française que suisse! Depuis 2011, La Salamandre mue
en véritable maison d’édition. Un livre de contes pour les enfants curieux de nature est
le premier ouvrage publié. Il est suivi d’un Cahier d’activités nature et de toute une
série de livre pour adultes et enfants. Ces sorties sont fêtées à l’occasion des 10 ans du
Festival, qui passe de 2 à 3 jours.
В 2003 году, в возрасте 20 лет, состоялся «Фестиваль Саламандры»,
организованный в городе Мож на берегу Женевского озера. Этот праздник имел
большой успех, его посетило больше 8000 человек. В 2005 году был открыт офис
во французском городе Понтарлье. «Саламандра» теперь выпускалась и во
Франции с 2011 года «Саламандра» обрела настоящую редакцию. Первая книга,
вышедшая в издательстве журнала, называлась «Книга о природе для
любопытных детей». Книги выпускались по случаю фестивалей.
Aujourd’hui entouré par une équipe d’une quinzaine de personnes avec lesquelles il
partage sa passion, Julien Perrot est toujours animé du même enthousiasme. Sûr que La
Salamandre vous réserve encore bien des surprises pour les prochaines années!
63
Сегодня вместе с редакцией в 15 человек, разделяющими любовь к природе,
Джулиен Перрот по-прежнему открыт новым идеям. Уверены, что вас ждет еще
много сюрпризов от журнала «Саламандра».
L’éthique / Вопросы этики
Parce que nous aimons la nature, nous nous efforçons à La Salamandre de diffuser le
plus largement possible notre message… avec un impact minimal sur notre
environnement.
Поскольку мы любим природу, мы стремимся, чтобы выпуск «Саламандры»
распространялся в широких масштабах, но с минимальным влиянием на
окружающую среду.
Choix du papier, des encres, des fournisseurs, prestataires et modes de diffusion, chaque
fois que cela est possible, nous nous efforçons de minimiser au maximum notre
empreinte écologique. Et nous nous engageons également à travers nos collaborations
avec photographes, dessinateurs et cinéastes naturalistes pour promouvoir une
observation respectueuse de la nature sauvage.
Выбор бумаги, поставщиков, способы распространения, каждый раз, если это
возможно,
мы
стараемся
минимизировать
максимальное
влияние
на
окружающую среду. Также мы привлекаем к такому типу работы над изданием
своих фотографов, дизайнеров, режиссеров-натуралистов.
Papier / Бумага
La Salamandre et La Petite Salamandre sont imprimées sur un papier haut de gamme
labellisé FSC, le seul référentiel reconnu aujourd’hui par les plus grandes ONG comme
le WWF. Le Satimat Green est fabriqué en France et représente actuellement à notre
connaissance ce qui se fait de mieux au niveau environnemental. Il est composé de 60%
de pâte recyclée et de 40% de fibres issues d’une exploitation respectueuse et durable
64
des forêts. L’ensemble du processus de fabrication de ce papier est totalement
exemplaire tant au niveau des économies d’énergie et d’eau, de la qualité de l’air et des
émissions de CO2. Le fabricant est d’ailleurs membre de l’ambitieux programme
Climate Savers du WWF International.
«Саламандра» и «Маленькая Саламандра» печатаются на экологически чистой
переработанной бумаге. Весь процесс изготовления бумаги является примером с
точки зрения экономии энергии, воды, качества воздуха и выбросов CO2.
Производитель также является членом организации Climate Savers WWF
International.
Nous attachons également une grande importance au choix du papier de nos livres et
privilégions chaque fois que cela est possible des papiers recyclés et/ou certifiés FSC.
Мы придаем большое значение выбору бумажных материалов для нагих книг, а
также
стараемся
делать
выбор
в
пользу
экологически
чистых
или
переработанных материалов.
Примеры фотографий из Animan
Рис. 16-17 (портретная фотография)
Rencontres variées. A Jambiani, Simni Abdula Idi collecte des algues pendant que les
pêcheur Ally Kondo scrute l’horizon sur son dhow. A Stone Town, au salon Afro
Ramla, Shekla Mohamed Juma applique un motif ah henné sur la paume de Mayala
Saleh Abdalloa, pendant que Sultan J. Mugheiry, un ancient marin zanzibarite, passe le
temps devant la fameuse porte sculptée de la rue Sokomuogo.
Встречайте разных жителей Занзибара! На пляже Джамбиани Симни Абдула Иди
собирает водоросли, в то время как рыбак Алли Кондо смотрит на горизонт на
своей лодке Дау. В городе Стоун Таун, в салоне красоты Афро Рамла, Шекла
65
Мохамед Джума рисует хной на ладони Маялы Сале Абдалла, в то время как
Султан Мудхейри, старый житель Занзибара, проводит время на улице напротив
известной резной двери на улице Сокомуого.
Рис. 19 (пейзажная фотография)
Isolement et grands espaces. Landmannalaugar, au centre de l’ile. Double page
précédente. Puissance de la nature islanaise. Les chutes de Dettifoss enregistrent le plus
fort début d’Europe. 44 metres de haut pour 193 m³ d’eau à la seconde.
Изолированное и большое по площади место. Долина Landmannalaugar
расположена в центре острова. На предыдущей странице изображен водопад
Dettifoss, представляющий собой всю силу исландской природы. Отмечено, что
это самый высокий водопад в Европе – 44 метра и 193 кубометра воды в секунду.
Page de droite. Péninsule de Reykjanes. Nuages de vapeur et ambiance de fin du monde.
Jeu de lumière dans la sinistre pénombre de Dettifoss. Ambince fantomatique, phares
ridicules et fumées de vapeur à Gunnuhver.
На правой странице – полуостров Reykjanes. Облака дыма и атмосфера конца
света. Игра света и мрачной полутьмы на водопаде Dettifoss. Призрачная
атмосфера и клубы дыма на горячем источнике Gunnuhver.
Рис. 24 (фокусировка на объекте)
Générosité et plaisirs de la vie. La vie continue à la Havane. Salsa et belle de nuit pour
le spectacle coloré du cabaret «Tropicana». Pendant la journeé, la musique gagne la rue
et la troupe des danseurs de Barrara répète simplement dans une cour désaffectée.
Щедрость и радости жизни. Жизнь продолжается в Гаване. Сальса и красота ночи
живёт по правилам музыки, и танцоры репетируют прямо в заброшенном дворе.
Рис. 25 (фото по правилу «золотого сечения»)
66
Le rêve de Piccard. Lumière magique du désert, entre passé, mosquée et modernité.
Symbole d’un 3*millénaire en quête d’énergies nouvelles, l’avion «zero-fuel» Solar
Impulse 2 exprime aussi dans cette superbe image de Jean Reuvillard toute l’ampleur
du rêve de Betrand Piccard et d’André Borschberg souhaitant porter un simple message
sur un monde meilleur.
Мечта воздухоплавателя Бертрана Пикара. Магический свет пустыни между
прошлым, в котором находится мечеть, и настоящим. Символ третьего
тысячелетия в поисках новых источников энергии, самолет с минимальным
потреблением топлива Solar Impulse 2 выражен в прекрасном снимке фотографа
Жана Ревиллара, он содержит в себе мечты Бертрана Пикара и Андре Боршберга
и их простую мысль о лучшем мире.
Рис. 26 (фото по правилу «золотого сечения»)
Contrasté à Dimeka, avec l’authenticité et la beauté sobre des femmes Hamer ou de ce
jeune intié prêt pour le rituel Oukouli.
В отличие от племени Димека, женщины и мужчины племени Амер отличаются
подлинной красотой, они готовятся к ритуалу Оукули.
Рис. 27 (использование диагоналей в фото)
A Jaipir, la villa rose, les silhouettes colorées des femmes qui se rendent au réservoir
d’eau.
В индийском городе Джайпур, штат Раджастхан. Цветные силуэты женщин,
которые идут за водой.
Рис. 28 (использование диагоналей в фото)
Les exploitations agricoles suisses contribuent à la diversité du paysage et à la création
de valeur à l’échelle régionale.
67
Швейцарские сельскохозяйственные работы вносят вклад в разнообразие
ландшафта и создания ценности на региональном уровне.
Рис. 29 (использование линейной перспективы в фото)
Ponte Santa Trinita. L’historien d’art Mario Secci s’imprègne de l’ambiance de l’Arno
avant de reprendre sa lecture. A ses pieds, le Ponte Vecchio.
Мост Святой Троицы во Флоренции. Искусствовед Марио Сесси наслаждается
атмосферой Арно перед тем, как продолжить свою лекцию. Около его ног – мост
Понте Виккио.
Рис. 33
La vie insulaire. Vêtu de rouge, un cultivateur perdu dans son champ de taros. Ces
tubercules poussent dans les milieux humides.
Жизнь на острове. Одетый в красное фермер затерялся в поле. Клубни растения
содержатся во влажной среде.
Текст к фотографиям об Исландии
Il y a le feu, là-dessous. Ce coin, c’est l’antre du diable. J’ai la trouille. Une trouille
qui me prend aux tripes et me monte à le tête. Pêut-être suis-je sur un volcan?
Здесь огонь. На углу – логово дьявола. Мне безумно страшно. Меня охватывает
страх, но тем не менее это меня заставляет поднять голову и посмотреть. Может
быть, я нахожусь в самом сердце вулкана?
Текст в материале о Танзании
Nous sommes aux portes du Jardin d’Eden. Le cratère du Ngorongoro se déploie à six
cents mètres sous de nos pieds, véritable cirque de vingt kilomètres de diamètre
ceinturé par de grands murs de jungle
68
«Мы находимся у дверей в Сад Идена. Опоясанный стеной джунглей, кратер
Нгоронгоро остается в шестистах метрах под нами. Он имеет форму круга
около двадцати километров в диаметре»
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв