САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций
Кафедра истории журналистики
Отражение сатирических образов женщин
в петербургской карикатуре 1917 года
Курсовая работа
студентки 3 курса группы 16.Б12-вшж
направления «Журналистика»
Горшениной Дарьи Сергеевны
Научный руководитель:
кандидат филологических наук,
доцент СПбГУ Сонина Е.С.
Санкт-Петербург
2019
Содержание
Введение .............................................................................................................3
Глава 1. История женского движения в России и ...........................................9
петроградских юмористических журналов ....................................................9
1.1. Развитие женского движения в России (1850–1917 гг.) ..........................9
1.2. История журналов «Бич», «Пугач» и «Петроградский весельчак» .....18
Глава 2. Формирования образа женщины в журналах «Бич», «Пугач» и
«Петроградский весельчак»............................................................................23
Заключение .......................................................................................................32
Список использованных источников и литературы .....................................33
Приложение......................................................................................................36
2
Введение
Чуть больше века назад в России гендерная дискриминация пронизывала
все сферы жизни общества. Этому способствовали не только патриархальные
установки, но и законодательство. Женщина не имела права на свободный
выбор партнёра, получение высшего образования, работы, оплачиваемой в
равной степени с мужчиной, а также не имела права избирать и быть
избранной.
Несмотря на то, что в XXI веке данные проблемы уже решены в пользу
женщин, проблема угнетения по гендерному признаку вновь становится
значимой. В России есть список из 465 профессий, работать в которых
женщинам запрещено1. Представительство женщин в органах публичной власти
крайне низкое. По данным на февраль 2019 года, 15,8% женщин работает в
Государственной думе и 18,2% — в Совете Федерации2. Ежегодно от домашнего
насилия гибнет более 14 тысяч женщин3, при этом в 2017 году побои в семьях
были декриминализованы4. По данным Федеральной службы государственной
статистики, за прошедший год было зарегистрировано 3,4 тысячи преступлений
категории «насилование и покушение на изнасилование»5, однако существуют и
неофициальные данные, так как жертвы далеко не всегда обращаются в
правоохранительные органы за помощью. Неофициальная статистика говорит о
10 тысячах пострадавших женщин ежегодно6. Об этой информации не стоило
Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. #162 «Об утверждении перечня тяжелых
работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается
применение труда женщин» [Электронный ресурс] / URL: http://ivo.garant.ru/
#%2Fdocument%2F181761%2Fparagraph%2F728%3A0 (дата обращения: 07.09.2019 г.)
1
Women in National Parliaments [Электронный ресурс] / URL: http://archive.ipu.org/wmn-e/arc/
classif010219.htm (дата обращения: 07.09.2019 г)
2
Совместное заявление Международно Амнистии и Росси ско Ассоциации Кризисных Центров
«Нет насилию!». Международная амнистия пресс-релиз. 2003. С. 1.
3
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 8-ФЗ «О внесении изменения в статью 116 Уголовного
кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] / URL: https://rg.ru/2017/02/10/8-FZ-dok.html
(дата обращения: 07.09.2019 г.)
4
Правонарушения. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/# (дата
обращения: 07.09.2019 г.)
5
Сексуальное насилие в России: Цифры и факты. The Village [Электронный ресурс] / URL: https://
www.the-village.ru/village/city/situation/240689-govorit-o-nasilii (дата обращения: 07.09.2019 г.)
6
й
й
й
3
бы упоминать в введении данного исследования, если бы случаи насилия в
семье или вне семьи не обсуждались в дискурсе «сама виновата»1. Средняя
зарплата женщин составляет 70% от зарплаты мужчин2. Согласно последнему
исследованию Всемирного банка о гендерном равенстве3, Россия в рейтинге
стран мира находится на 73 месте по соседству с Марокко и Угандой.
Вопрос о том, является ли женщина человеком, работником, гражданином
своей страны, имеющим права и обязанности наравне с мужчиной, вновь
открыт и остро стоит перед обществом и государством. Это объясняет
актуальность исследования.
Объектом исследования выступают рисунки в петроградских
сатирических и юмористических журналах 1917 года «Бич», «Пугач» и
«Петроградский весельчак». Предметом исследования стал сатирические
образы женщин в петроградских рисунках 1917 года.
Цель исследования — выявление специфики формирования
сатирических образов женщин в журналах «Бич», «Пугач» и «Петроградский
весельчак».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. изучить историю женского движения в России (1850-1917 гг.)
2. охарактеризовать положение женщины в России во второй половине
XIX — начале XX веков;
3. изучить историю журналов «Бич», «Пугач» и «Петроградский
весельчак» и место изображений с образом женщин в содержании изданий;
4. выделить наиболее популярные сатирические образы женщин в
журналах;
«Сама виновата»: В чём принято обвинять жертв насилия. Wonderzine [Электронный ресурс] / URL:
https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/219519-victim-blaming (дата обращения: 07.09.2019 г.)
1
Средняя начисленная заработная плата женщин и мужчин. Росстат [Электронный ресурс] / URL:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_50/Main.htm (дата обращения: 07.09.2019 г.)
2
Women, business and the law. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank&
2019. С. 9
3
4
5 . с ф о рм и р о ват ь э м п и р и ч е с ку ю б а зу д л я и с с л ед о ва н и я и
проанализировать найденные изображения.
Хронология 1917 года была выбрана, так как именно в этом году
произошло важное событие в истории России — 20 июля было принято
всеобщее избирательное право. Данный указ был принят непосредственно под
давлением женского движения в России, а именно массовой манифестации 19
марта 1917 года и последующими переговорами с представителями власти.
Выбор печатных изданий был произведен по территориальному
принципу. Все журналы издавались в Петрограде, где консолидировалось
наибольшее число феминисток России, работали женские организации, которые
вели пропагандистскую деятельность среди населения и регулярно
организовывали манифестации. Журналисты и художники петроградских
изданий были непосредственными свидетелями этих исторических событий,
потому их оценка представляется интересной для исследования.
Также необходимо обосновать выбор именно этих трёх журналов.
Помимо них в Петрограде в 1917 году издавались «Барабан», «Трепач»,
«Весёлая панорама», «Лукоморье», «Новый сатирикон», «Смех и сатира»
(приложение к «Всемирной нови»), «Стрекоза», «Пулемёт». Поиск материала
для исследования усложнило то, что в содержании данных изданий мною в
результате сплошного просмотра было найдено крайне мало рисунков и
карикатур с образом женщин, а также далеко не все номера были в наличии
либо находились на реставрации в журнальном фонде Российской
национальной библиотеки в Санкт-Петербурге: «Барабан» (№1-4, 5-11, 14-28,
найдено 2 рисунка), «Трепач» (№1-33, 4 рисунка), «Весёлая панорама» (№1-42,
5 рисунков), «Лукоморье» (№1-9, 12-29, ни одного рисунка), «Новый
сатирикон» (№1-42, ни одного рисунка), «Смех и сатира» (№1-7, 9-12, 14-7,
30-31, 1 рисунок), «Стрекоза» (№1-52, 1 рисунок), «Пулемёт» (№6, ни одного
рисунка). Более того, о выбранных для моего исследования журналах не
5
упоминается в справочниках периодических изданий, к которым я обращалась1.
Поэтому поиск необходимых изданий вёлся лично с библиографом зала
литературы и искусства РНБ с помощью электронной библиотеки РНБ. Таким
образом, материалом для исследования послужили рисунки в журналах «Бич»,
«Пугач» и «Петроградский весельчак». В результате сплошного просмотра
изданий было выявлено 8 рисунков журнала «Бич», 12 рисунков — «Пугач», 17
рисунков — «Петроградский весельчак».
При разработке темы и выполнении исследования использовался метод
наблюдения, который выявлял способность гендерного дискурса выполнять
функции маркера, конструирующего символические границы между
сообществами. В гендерном дискурсе функцию маркеров могут выполнять
символы, образы, метафоры2. Также в ходе исследования применялся метод
сравнительно анализа между иллюстрациями журналов «Бич», «Пугач» и
«Петроградский весельчак».
Историография на тему женского движения дореволюционного периода
в России обширна. Для исследования была подробно изучена книга И.И.
Юкиной «Русский феминизм как вызов современности». Её автор
рассматривает положение женщин на рубеже XIX-XX веков в России, женское
движение, предпосылки его возникновения, ключевых лидеров движения, а
также деятельность женских организаций и женских печатных изданий. Также
представляет интерес статья данного автора «Женское движение в России: ценз
пола и суфражизм», в которой более детально была рассмотрена борьба
женского движения начала XX века за принятие всеобщего избирательного
права, и статья «Первый всероссийский женский съезд», где автор анализирует
важность первого женского съезда, как первой возможности открыто
высказаться женщинам разной политической ориентации о своих проблемах и
Стыкалин С. И., Кременская И. К. Советская сатирическая печать 1917-1963 гг. [Электронный
ресурс] / URL: https://old-crocodile.livejournal.com/260327.html (дата обращения: 07.09.2019 г.)
1
Периодическая печать СССР. 1917-1949 : библиографический указатель. Журналы, труды и
бюллетени по языкознанию, литературоведению, художественной литературе и искусству. Москва :
Изд-во Всесоюз. книжной палаты, 1958. С. 219.
Рябов О.В. Гендерное измерение национализма: методологические проблемы исследования //
Ивановского государственного университета. 2008. С. 3
2
6
консолидироваться на базе общей идеи — изменение законодательства для
приобретения равных политических и гражданских прав.
Изучена работа О.Б. Вахромеевой «Основные факторы «Женского
вопроса» в России на рубеже XIX-XX веков», в которой глубже было
рассмотрено экономического положение женщин всех слоёв населения, их
доступ к образованию и труду.
Пользу для исследования оказала работа Р. Стайтса «Женское
освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм (1860
—1930)», а именно та часть, где автор анализирует деятельность суфражисток
1906-1917 годов в сотрудничестве с Государственной думой.
Благодаря работе Б.Н. Миронова «Социальная история России периода
империи (XVIII—начало XX в.)» удалось глубже понять тему положения
женщины в Российской империи на рубеже веков, патриархальный уклад
российской семьи всех сословий того периода.
Работа С.С. Шашкова «История русской женщины», как взгляд
современника, помогла проанализировать проблему доступа к образованию и
труду женщин, а также поставила проблему роста проституции в Российской
империи и её главную причину — экономическую. Автор также приводит
статистику вовлечённых в проституцию женщин.
Проанализирована статья С.Г. Айвазовой «Женское движение в России:
традиции и современность», где подробно была изучена деятельность Первого
женского съезда. Однако работу отличает неоправданно оптимистичный взгляд
на деятельность женского движения без указания барьеров, с которыми
приходилось сталкиваться суфражисткам того периода.
В работе О. Закуты «Как в революционное время Всероссийская лига
равноправия женщина добилась избирательных прав для русских женщин»
детально изложены переговоры суфражисток с представителями власти в марте
1917 года, что даёт неопровержимые доказательства того, что принятие
всеобщих избирательных прав — непосредственная заслуга женского
движения, а не инициатива Временного правительства.
7
Большое значение для данного исследования имеет работа Р. Ратча лда
«Непослушные женщины и русские революции 1917 г.» проясняет каждый шаг
суфражисток в событиях марта 1917 года, проясняет важный момент в
принятии избирательных прав — это результат не Февральской революции, как
заблуждаются многие историки.
Важную роль играет статья О.В. Рябова «Гендерное измерение
национализма: методологические проблемы исследования», которая помогла
определиться с методом исследования, а именно методом наблюдения в поиске
наиболее частых сатирических образов женщин в петроградских журналах.
Работа «Бич 1917. События года в сатире современников» была полезна в
изучении истории издания «Бич» и его редакции. В ней были
проанализированы все исторические события в Петрограде 1917 года по
месяцам и их освещение в журнале, приведены биографии журналов и
художников. Однако абсолютно незамеченной осталась тема женского
движения в России и принятие всеобщего избирательного права.
Немаловажную роль в исследовании сыграла работа А.В. Амфитеатрова
«Женщина в общественных движениях России», которая помогла понять
отношение главного редактора журнала «Бич» к женскому вопросу и в
дальнейшем определить позицию журнала по этой теме.
Также изучена работа А.В. Бубенцова «Сатирические журналы
Петрограда за 1917 г. Как источники информации о революционных событиях»,
в которой были приведены все петроградские сатирические издания 1917 года,
в том числе журналы, выбранные для исследования. Названы имена их
руководителей, журналистов и художников, а также проанализирована их
политическая ориентация.
Несмотря на такой объём исторических работ, ранее исследователи не
общались к изучению рисунков с образом женщин в петроградских
юмористических журналах, в отличие от рисунков на тему политического
кризиса в период работы Временного правительства или революционных
событий в России 1917 года. Научная новизна данного исследования
й
8
заключается в выявлении сатирических образов женщин и анализа их
изображения в разных петроградских изданиях.
Исходя из целе
и задач, работа состоит из введения, двух глав,
заключения, заключения, списка использованных источников и литературы и
приложения.
Глава 1. История женского движения в России и
петроградских юмористических журналов
1.1. Развитие женского движения в России (1850–1917 гг.)
Появление женского движения в России напрямую связано с отменой
рабства Александром II в 1861 году. Зачатки феминизма возникли ещё в конце
1850-х годов, в период активизации либерального движения. Его идеями были
освобождение крестьян, введение законов, гарантирующих гражданские права,
введение независимого суда, представительного правления и местного
самоуправления. Но именно после реформы Александра II, женщины заметили
имеющиеся проблемы и начали искать способы заработка1. В результате
отмены крепостного права торговая и промышленная деятельность оживились,
но положение дворянства ухудшилось. В большинстве случаев его
представители не могли перейти от старых форм ведения хозяйства к новым,
потому разорялись, теряли земли, которые переходили в руки крестьян и
купцов2.
Женщины привилегированных и полупривилегированных сословий
оказались в более сложном положении, нежели мужчины тех же сословий, из-за
жёстких установок патриархального общества3. Женскую активность в
публичной сфере ограничивали не только представления о «правильном»
поведении, но и ограничения на законодательном уровне. В середине XIX века
они заключались в следующем:
Вахромеева О. Б. Основные факторы «Женского вопроса» в России на рубеже ХІХ-ХХ вв // Вестник
Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2006. №. 3. С. 71
1
2
Юкина И.И. Русский феминизм как вызов современности. СПб. : Алетейя, 2007. С. 52
Айвазова С.Г. Женское движение в России: традиции и современность // Общественные науки и
современность. 1995. №. 2. С. 124
3
й
9
— женщина до совершеннолетия (до 21 года) не имела права получить
отдельный вид на жительство без разрешения отца или мужа, что ограничивало
её мобильность. При этом муж мог подать иск на принудительное возвращение
ушедшей от него жены1;
— брачное право регулировалось только церковными законами, поэтому развод
был сложной процедурой. Причин для законного расторжения брака было мало,
а процедура их доказательства была унизительной. Законных оснований для
добровольного развода или разъезда супругов не существовало2. Хотя в России
всегда практиковался «самовольный» разъездов супругов без развода3;
— наследственные права женщин были меньше, чем у мужчин4;
— достижение совершеннолетия не влияло на изменение статуса незамужней
женщины — она не могла получить свою долю семейной собственности. Только
замужество позволяло ей получить свою часть собственности и повышало её
статус5;
— женщина должна была получить письменное разрешение от отца, опекуна
или мужа для найма на работу или поступления на учёбу6.
Российское поместное дворянство традиционно проживало расширенной
семьей. Она включала в себя не только супружескую пару с детьми, но и
родственников, не находящихся между собой в брачных отношениях, и даже не
родственников. Как правило, не родственники не имели своей семьи, хозяйства,
источников существования и проживали в чужих семьях из-за патриархальных
семейных традиций. Внутрисемейные отношения в дворянских семьях также
строились на патриархальных принципах, как и семьи других сословий России.
1
Свод Законов Российской Империи. Том X. СПб. 1900. №103. С. ???????
Свод Законов Российской Империи. Том X. СПб. 1900. №45-47 ВЕЗДЕ УКАЗЫВАЮТСЯ
СТРАНИЦЫ
2
3
Юкина И.И. Русский феминизм как вызов современности. СПб. : Алетейя, 2007. С. 60
4
Свод Законов Российской Империи. Том X. СПб. 1900. №1121
5
Свод Законов Российской Империи. Том X. СПб. 1900. № 109
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.). В 2 т. СПб. 2003.
Том 1. С. 257
6
10
Это выражалось во всевластии главы семьи и распределении ролей, функций и
статусов в семье по полу и возрасту1.
После ухудшения положения дворянства традиционная стратегия жизни
женщины стала невозможной. Она не могла выйти замуж и перейти из дома
отца в дом мужа. Во-первых, по причине сохранившихся представлений об
идеальном женихе — богатом помещике и отсутствии таковых в реальной
жизни. Во-вторых, замужество дворянки с представителем иной социальной
среды, например, купеческой или мещанской, считалось в обществе
мезальянсом2. Некоторые женщины находили компромис в виде фиктивного
брака. С его помощью они получали вид на жительство сразу после венчания и
таким образом могли поехать учиться в заграничные университеты из-за
невозможности учиться на родине3. Например, одна из организаторов женского
движения Софья Ковалевская заключила фиктивный брак, чтобы учиться за
границей. Позднее в Петербурге она получит только предложение работать
учителем арифметики в младших классах средней гимназии, уже имея при том
степень доктора философии в Германии. Она откажется от этого предложения и
займет кафедру в Стокгольмском университете4.
В то же время государство не могло предложить женщине новых путей
самореализации и заработка. Российский публицист С.С. Шашков писал:
«Женщина сороковых и пятидесятых годов была чувственной барыней, которая
беззаботно поживала на чужих харчах и стремилась развивать в себе
чувственную сторону своего существа. Теперь она должна была подумать о
самостоятельной жизни, об обеспечении своего будущего положения трудами
рук и головы своей…Что же мы сделали для образования женщин? Мы
оставили им прежние институты и пансионы, да основали так называемые
женские гимназии, которые, отличаясь от первых почти одним только
1
Там же.
2
Юкина И.И. Русский феминизм как вызов современности. СПб. : Алетейя, 2007. С. 60
Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России. Иваново, 1996. [Электронный ресурс] / URL:
http://www.a-z.ru/women/texts/shabanr.htm (дата обращения: 26.05.2019 г.)
3
Ариян П.Н. Первый женский календарь на 1900. Типография Спб. Т-ва Печ. и Изд. дела «Труд».
СПб. С. 313
4
11
отсутствием в них сословного характера и казарменной замкнутости, не дают
молодому женскому поколению никакого солидного образования»1. Чтобы
получить образование женщины переезжали в большие провинциальные
города, в Москву и Петербург. Но даже получив его, они не могли найти работу,
так как спрос превышал предложение. Например, в 1870 году в Москве, когда
женщины уже имели право работать учителями в гимназиях, на двенадцать
имевшихся вакансий откликалось более двухсот женщин2. В отношении труда
действовало постановление «о службе женщин»3, принятое ещё при Александре
II в 1871 году, которое призывало поощрять их в педагогической и частично во
врачебной сфере, на службе по телеграфному ведомству, счетоводной части и в
Ведомстве императрицы Марии Фёдоровны. Приём женщин на службу в другие
правительственные и общественные учреждения был запрещён. Поэтому,
несмотря на признание высшего женского образования, его постоянного
государственного обеспечения не было, и доступно оно было лишь единицам.
Например, женщины-врачи получали вместо дипломов временные
свидетельства без указания профессии, выпускные свидетельства Высших
женских курсов не были равны университетским дипломам. При приёме
женщин на службу от них требовали более высокого образовательного уровня,
чем от мужчин. Соблюдалась установленная процентная норма приёма женщин.
Даже устроившись на службу, женщины получали гораздо меньшее жалование,
чем мужчины. Обычно 1/3 или 1/4 от заработка мужчин, занимающих те же
позиции4. Некоторые женщины были вынуждены заниматься проституций за
неимением работы и образования. По оценке полицейского ведомства, в 1870
году в Москве было 957 официальных проституток, их которых 2,5% —
дворянки5. При этом в отчёте не учитывались «элитные проститутки» и
содержанки.
1
Шашков С.С. История русской женщины. Типография А.С. Суворина. 1879. СПб. С. 286-287
2
Шашков С.С. История русской женщины. Типография А.С. Суворина. 1879. СПб. С. 292
3
Свод Законов Российской Империи. Том III. СПб., 1896. № 157
4
Юкина И.И. Русский феминизм как вызов современности. СПб. : Алетейя, 2007. С. 223
5
Шашков С.С. История русской женщины. Типография А.С. Суворина. 1879. СПб. С. 334
12
Другой причиной для организации движения было стремление женщин к
работе на пользу общества. Ранее способов самореализации в публичной сфере
для женщин не существовало, но в период проведения реформ ситуация в
России изменилась. Появились новые политические и организационные
возможности, которые позволили появиться легальным общественным
организациям. Женские организации были одними из первых. К концу 1870-х
годов в крупных городах империи их сложилась целая сеть. Преимущественно
это были организации благотворительного характера. Например, Дамский
тюремный комитет, Общество дешёвых квартир и других пособий
нуждающимся жителям Санкт-Петербурга, Московское общество для пособия
нуждающимся женщинам. В провинциях более были распространены Дамские
комитеты. При солидарной поддержке мужской интеллигенции появились
образовательные структуры для женщин: Аларчинские, Владимирские курсы и
Курсы учёных акушерок при Медико-хирургической академии (Женские
врачебные курсы) в Петербурге, Лубянские и женские курсы Герье в Москве,
бесплатные курсы для женщин в Киеве. Высшие женские курсы открылись в
Петербурге, Киеве и Казани1.
Таким образом, феминизм первой волны — с 1861 по 1905 года — в
России добивался таких прав, как:
1. права на образование, то есть возможность выбора место обучения и
специальность;
2. права на труд, то есть выбор места работы;
3. «свободу сердца» или право свободно выбирать партнеров и выбирать,
рожать или не рожать детей2.
Феминистки первой волны не преследовали политических идей и долгое
время не проводили открытых митингов. Первый женский политический
митинг состоялся 10 апреля 1905 года в Таврическом саду с требованием
введения всеобщего избирательного права3. Он никак не повлиял на
1
Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России // Женщина в российском обществе. 2008. №. 4.
2
Юкина И.И. Русский феминизм как вызов современности. СПб. : Алетейя, 2007. С. 216
3
Стайст Р. Женское движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм. 2004. С. 136
13
последующие решения власти. Манифестом от 6 августа 1905 года Николай II
учреждает Государственную думу, который, отметим, предполагал только её
законосовещательный характер1. В этот же день было опубликовано положение
о выборах депутатов2. Его шестая статья исключала из числа избирателей всех
женщин вне зависимости от их социального статуса, студенчество и армию3.
В то же время с введением избирательного права в 1905 году
политическая система стала более открытой. Стали создаваться новые партии,
союзы и группировки на основе разных интересов, в том числе женские
политические объединения. С этого момента женское движение вступает во
вторую волну, которая условно продлится до 1917 года4. В течение следующих
пяти лет были созданы Союз Равноправия Женщин, Женская Прогрессивная
Партия, Женский Клуб при Женской Прогрессивной Партии, Женский
Политический Клуб, Российская Лига Равноправия Женщин, Петербургский
Женский Клуб и Общество Охранения Прав Женщин. Их главная цель —
добиться равных с мужчинами гражданских и политических прав, в том числе
введение всеобщих избирательных прав. Для этого использовались самые
разные методы: петиции в комитет министров, председателю Совета
министров, митинги и забастовки5. Параллельно организации работали на
вовлечение в движение как можно большее число женщин из разных слоёв
населения. Союз равноправия печатал агитационные брошюры и издавал
журнал «Союз женщин». Женская Прогрессивная Партия действовала через
свой клуб и журнал «Женский вестник». Лига Равноправия печатала открытки-
Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 25. Санкт-Петербург. 1908.
№26661. С. 640-645
1
Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 25. Санкт-Петербург. 1908.
№26662. С. 640-651
2
Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 25. Санкт-Петербург. 1908.
№26662. С. 645
3
Айвазова С. Г. Женское движение в России: традиции и современность // Общественные науки и
современность. 1995. №. 2. С. 128
4
Хасбулатова О. А. Женское движение в России как фактор социального прогресса (1900-1917 гг.) //
Женщина в российском обществе. 2017. №. 2 (83). С. 9
5
14
портреты активисток движения1. Казалось, что брошюры на тему женского
равноправия «наводнили страну» в эти годы2.
17 октября 1905 года был издан Манифест «Об усовершенствовании
государственного порядка», по которому дума приобрела законодательные
полномочия, в том числе получила возможность изменения избирательной
системы3. Поэтому феминистки сконцентрировались на том, чтобы выяснить
позиции парти по это проблеме и попытаться пролоббировать необходимые
законы в сотрудничестве с лояльными партиями.
Пункт о женском политическом равноправии присутствовал в программах
лишь трёх парти : социал-демократов (большевиков и меньшевиков), эсеров и
кадетов. Марксистские партии всегда рассматривали женское избирательное
право как часть всеобщего избирательного права и никогда — как отдельны
вопрос. Октябристы, как и монархические организации, однозначно не
поддерживали идею женского политического равноправия4.
Работа с двумя последующими созывами в Государственную думу не
увенчалась успехом, несмотря на старания участниц женского движения.
Феминистки посылали петиции с требованием гражданского признания
женщин5. Первая петиция собрала — более 5 тыс. подписей, петиция во вторую
думу — уже 7 тысяч6. Подписывались представители абсолютно разных слоёв
населения7.
В 1906 году для первой думы Союз Равноправия собрал специальную
юридическую комиссию в рамках думской Подкомиссии, чтобы разработать
Юкина И. И. Женское движение в России: ценз пола и суфражизм [Электронный ресурс] / URL:
http://www.owl.ru/win/books/genderpolicy/yukina.htm#_ftn10 (дата обращения: 03.09.2019 г.)
1
2
Стайст Р. Женское движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм. 2004. С. 198
Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 25 (1905). Санкт-Петербург. 1908.
№26803. С. 754-755
3
Юкина И. И. Женское движение в России: ценз пола и суфражизм [Электронный ресурс] / URL:
http://www.owl.ru/win/books/genderpolicy/yukina.htm#_ftn10 (дата обращения: 03.09.2019 г.)
4
Айвазова С. Г. Женское движение в России: традиции и современность // Общественные науки и
современность. 1995. №. 2. С. 128
5
6
Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России // Женщина в российском обществе. 2008. №. 4.
7
Стайст Р. Женское движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм. 2004. С. 143
й
й
й
й
15
законопроект о женском равноправии. Кроме членов Союза Равноправия в неё
вошли юристы Петербурга, которые провели экспертизу 16 томов Гражданского
уложения и нашли ограничения прав женщин. По каждой статье были
предложены изменения или дополнения. К сожалению, законопроект был
представлен за два дня до роспуска Госдумы, что не позволило даже его
рассмотреть1.
II Государственная дума планировала обсуждение вопроса о всеобщем
избирательном праве, что безусловно ещё больше активизировало деятельность
феминисток. Представительницы Союза Равноправия провели со всеми
думскими фракциями встречи, итоги которых освещались в печати. Активистки
также рассылали брошюры по «женскому вопросу» персонально депутатам и в
библиотеки фракций2. Но и вторая дума была распущена раньше, чем
приступила к обсуждению этого вопроса3.
Во все последующие созывы Государственных дум женские организации
вносили большое количество предложени
об уравнении гражданских прав
женщин и мужчин: предложения о расширении прав женщин в местном
самоуправлении, об уравнении наследственных прав, о раздельном проживании
супругов, допуска женщин в университеты на равных правах с мужчинами,
равно оплате труда4.
Важным событием в развитии женского движения в России стал Первый
Всеросси ски женски съезд, который прошёл в Санкт-Петербурге с 10 по 16
декабря 1908 года. Инициатива его проведения принадлежала «Русскому
женскому взаимно-благотворительному обществу». Он собрал более тысячи
участников — активисток женских групп и объединени разной политической
ориентации, а также исследователе , журналистов, представителе
Юкина И. И. Женское движение в России: ценз пола и суфражизм [Электронный ресурс] / URL:
http://www.owl.ru/win/books/genderpolicy/yukina.htm#_ftn10 (дата обращения: 03.09.2019 г.)
1
2
Там же.
3
Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России // Женщина в российском обществе. 2008. №. 4
Хасбулатова О. А. Женское движение в России как фактор социального прогресса (1900-1917 гг.) //
Женщина в российском обществе. 2017. №. 2 (83). С. 10
4
й
й
й
й
й
й
й
й
16
общественности, политических и государственных деятеле 1. Обсуждались
экономическое положение женщины и вопросы этики в семье и обществе,
политические и гражданские права женщины, женское образование в России и
за рубежом2. Съезд был первой возможностью для женщин свободно
высказаться о своих проблемах в среде единомышленников3.
Пропагандисткая работа среди женщин различных социальных классов,
сословий и групп, которая велась всё это время женскими организациями,
позволила российским феминисткам собрать более 40 тысяч женщин, свыше 90
женских организаций на манифестацию 19 марта 1917 года с требованием
политических прав. Поводом для митинга послужила публикация обращения
Временного правительства к населению от 6 марта 1917 года, в котором не
упоминается об отмене ограничений для женщин в избирательной системе4.
Отметим, что демонстрация не упоминается ни в советском, ни в русском
историописании, либо упоминается в негативном ключе — как мероприятие
«буржуазных феминисток». Фотографии этого марша часто используются для
иллюстрации февральских событи , что в корне неверно5. Инициатором
митинга была Лига Равноправия Женщин. Шествие началось из центра города,
от городской думы на Невском проспекте, откуда направилось в
Государственную думу, к Таврическому дворцу. В начале колонны активисток
ехала открытая машина, в которой стояли её лидеры — П.Н. Шишкина-Яве н и
В.Н. Фигнер. Они от имени тысяч митингующих обратились к председателю
Совета Рабочий и Солдатских Депутатов Н.С. Чхеидзе и председателю Госдумы
М.В. Родзянко, чтобы получить ответ на запрос о предоставлении женщинам
права избираться и быть избранными. Только после обращения к главе
Айвазова С. Г. Женское движение в России: традиции и современность //Общественные науки и
современность. 1995. №. 2. С. 128
1
Юкина И. И. Первый всероссийский женский съезд [Электронный ресурс] / URL: http://www.a-z.ru/
women/texts/yukinar.htm (дата обращения: 05.09.2019 г.)
2
3
Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России // Женщина в российском обществе. 2008. №. 4
Закута О. Как в революционное время Всероссийская лига равноправия женщин добилась
избирательных прав для русских женщин. 1917. С. 3
4
Ратча лд Р. Непослушные женщины и русские революции 1917 г // Женщина в российском
обществе. 2017. №. 2. С. 39
5
й
й
й
й
17
исполнительной власти — председателю Совета министров князю Г.Е. Львову
— женщины получили положительный ответ1. Избирательны закон от 20 июля
ратифицировал право росси ских женщин голосовать и баллотироваться на
предстоящих выборах в Учредительное собрание2.
Таким образом, Россия стала одним из немногих государств, где
женщины получили активное и пассивное избирательное право. К 1917 году его
имели только гражданки Америки (несколько штатов), Австралии, Новой
Зеландии, Норвегии, Дании, Исландии и Финляндии. Важно отметить, что
русская женщина получила первые политические и гражданские права своими
силами, а не в ходе революционных преобразований Советской власти. В то же
время утверждение о том, что избирательное право женщин в России —
результат многолетней работы, то есть рациональной деятельности
феминистского движения, звучит голословно.
1.2. История журналов «Бич», «Пугач» и «Петроградский весельчак»
Еженедельный сатирико-юмористический журнал «Бич» начинает
выходить с августа 1916 года в Петрограде и издаётся до июня 1918 года.
Информацию о главном редакторе издания до мая 1917 года найти не
удалось. Однако известно, что в конце мая 1917 года им становится писатель
А.В. Амфитеатров3. До этого он сотрудничал со многими изданиями в
Петербурге, в том числе сатирическими, а также писал прозу, стихи и статьи.
После прихода к власти большевиков он эмигрировал из России в Италию4.
Примечательно, что одна из его публицистических работ была посвящена роли
женщины в общественных движениях в России5. В данном материале он
открыто выступает за доступ женщин к равному с мужчинами образованию и
Закута О. Как в революционное время Всероссийская лига равноправия женщин добилась
избирательных прав для русских женщин. 1917. С. 6-10
1
Закон о выборах в Учредительное собрание. Официальное положение, утвержденное Временным
правительством 20 июля 1917 года. Пг. – М., 1917
2
3
Бич 1917. События года в сатире современников. М.: Бослен, 2017. С. 7-8
Александр Амфитеатров. Поэзия Московского университета: от Ломоносова до… [Электронный
ресурс] / URL: http://www.poesis.ru/poeti-poezia/amfiteatrov/biograph.htm (дата обращения: 06.09.2019
г.)
4
Амфитеатров А.В. Женщина в общественных движениях России. СПб. : Живое слово, 1907
й
18
й
5
равной оплате труда. В частности, он обращается к проблеме проституции в
России: «Корень проституции – женское неравенство с мужчиной в трудовых
правах и заработной плате. Женщина поставлена в невозможность
существовать иначе, как за счёт мужчины, приобретающего её семейно или
внесемейно…Наилучшая работница-портниха (это высший заработок женского
ремесленного труда в Петербурге) получает 30 рублей в месяц, самая плохая
неудачница – проститутка 40 рублей…Поэтому единственной возможностью к
действительному уничтожению проституции, —по крайней мере, проституции
экономической — я признавал и признаю только совершенное уравнение обоих
полов в правах гражданских, трудовых и образовательных: полное
политическое и социальное равенство женщины и мужчины»1. Более того, он
положительно отзывается о развитии женского движения в России: «У нас в
России теоретическими именами феминистическое движение представлено
очень слабо. Но, если вглядываться в культурную работу последних
десятилетий, то они оказываются полны практического, инстинктивного
феминизма, трудившегося, не называя себя, может быть, иногда и
бессознательно, но не покладая рук и поднявшего русскую женщину на уровень
гражданского развития, которое, в настоящее время, делает очередным
вопросом приближающейся русской свободы – вопрос о женском политическом
равноправии в будущем государстве»2. СЛИШКОМ ОГРОМНАЯ ЦИТАТЫ
ПРО ПРОСТИТУЦИЮ
Заведующим художественным отделом журнала был график и
карикатурист В.Н. Денисов (псевдоним Дени). В 1910-х годах он сотрудничал в
юмористических журналах «Будильник», «Лукоморье», «Сатирикон», затем
«Новый сатирикон» и других. Спустя время он станет одним из
основоположников советского политического плаката, будет работать в газете
«Правда» и рисовать карикатуры для «Известий», журналов «Крокодил»,
«Красный перец», «Прожектор» и «Советский экран». С 1932 года —
1
Амфитеатров А.В. Женщина в общественных движениях России. СПб. : Живое слово, 1907. С. 70-71
2
Амфитеатров А.В. Женщина в общественных движениях России. СПб. : Живое слово, 1907. С. 73
19
заслуженный деятель искусств РСФСР1. В журнале сотрудничали такие
карикатуристы, как Б.И. Антоновский, М.П. Бобышов, К.Л. Богуславская, И.В.
Симаков (псевдоним Sinus). Наибольший интерес в исследовании представляет
фигура М.П. Бобышова, рисунки за авторством которого были посвящены
образам женщин и которые мы рассмотрим подробнее во второй главе. Он
работал как театральный художник в Петербурге с 1911 года и одновременно
рисовал для журналов. Занимался оформлением спектаклей для многих
столичных театров. С 1926 года — руководитель мастерской театральнодекоративной живописи. В 1955 году удостоен почётного звания «Заслуженный
деятель искусств Российского федерации», в 1961 году — почётного звания
«Народный художник Российского Федерации»2.
Издателем «Бича» был И.И. Дабужский. К сожалению, какой-либо
информации о его личности найти не удалось.
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА Говоря о содержании издания, его
главное направление — политическая сатира. После Февральской революции на
обложках «Бича» появляется двойная нумерация: один порядковый номер — от
начала года, второй — «от скончания цензуры».
«Бич» печатался в две краски, чаще всего вторая была красной. Он был
массовым, дешёвым и доступным журналом. Последние номера журнала
выходили с перебоями. В ноябре и декабре 1917 года вышло по одному номеру,
причем на некачественной бумаге. Печать была нечеткая и несколько смазанная,
при том что цена номера за год выросла с 20 до 75 копеек3.
О еженедельном художественно-сатирическом журнале «Пугач» известно
не так много. Его издателем был В.С. Борозин, редактором — НЕ ПЕРЕНОСЯТ
А.А. Дрождинин4. ТАК НЕ ПИШУТ Информацию о них узнать не удалось.
1
Бич 1917. События года в сатире современников. М.: Бослен, 2017. С. 229
2
Бич 1917. События года в сатире современников. М.: Бослен, 2017. С. 228
3
Бич 1917. События года в сатире современников. М.: Бослен, 2017. С. 8
4
«Пугач». 1917. №19. С. 16
20
Журнал появился в апреле 1917 года, всего вышло 23 номера1. Он также
печатался в две краски, вторая чаще всего была красной. Его стоимость была
небольшой — 30 копеек, к концу года она поднялась до 45 копеек.
Журнал также ориентировался на политическую сатиру. С журналом
сотрудничали писатели и поэты Е. Руссат, И. Иванов, Л. Нестроева, Я.
Вланиски , С. Далилов, художники Г. Моотсе, Ф. Урванов и др.2
Еженедельный журнал «Петроградский весельчак» выходил в 1916-1917
годах. Его издава л И.А. Богельман, главным редактором была
М.А. Архангельская. Также известно, что одновременно она была редактором и
других сатирических журналов Петрограда — «Стрекоза», «Всемирный юмор»,
«Журнал-фарс», «Веселая панорама»3. Подробной информации о руководящих
журналом личностях нет.
Журнал печатался в две краски, вторая могла варьироваться. Стоимость
журнала очень низкая — 15 копеек. К концу 1917 года она поднялась до 30
копеек.
Журнал отличается «обывательской» сатирой, практически не касается
политики. Круг тем — семья, недостатки воспитания, некоторые социальные и
бытовые проблемы, досуг в Петрограде. Здесь печатались произведения поэтов
и прозаиков М. Денисова, В. Лесного, С. Гретри, И. Хе сина (псевдоним О.
Томски ), Г. Глинского, А. Леонидова, А. Дрождинина (не редактора, поэт его
однофамилец), С. Михеева, рисунки А. Лебедева, С. Талина, А. Савоськина и
др.
Таким образом, исходя из информации об истории изданий, их
редакторов, журналистов и художников, мы можем сделать вывод, что «Бич» и
«Пугач» имеют схожую политическую ориентацию и читательскую аудиторию,
Бубенцова А. В. Сатирические журналы Петрограда за 1917 г. Как источники информации о
революционных событиях (по материалам фондов Библиотеки российской академии наук) //
Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2017. №. 3 (44). С. 10
1
Бубенцова А. В. Сатирические журналы Петрограда за 1917 г. Как источники информации о
революционных событиях (по материалам фондов Библиотеки российской академии наук) //
Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2017. №. 3 (44). С. 10
2
Бубенцова А. В. Сатирические журналы Петрограда за 1917 г. Как источники информации о
революционных событиях (по материалам фондов Библиотеки российской академии наук) //
Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2017. №. 3 (44). С. 12
3
й
й
й
21
в отличие от «Петроградского весельчака», который почти не освещает
политические темы и концентрируется на бытовых сюжетах. Стоимость всех
трёх журналов низкая. Самый дешевый — «Петроградский весельчак», чья
цена за 1917 год изменилась мало, по сравнению с другими, из чего можно
сделать вывод, что его аудитория — читатель с низким заработком и
отсутствием интереса к политике и вопросам государства, в отличие от
читателя «Бича» или «Пугача».
22
Глава 2. Формирования образа женщины в журналах «Бич», «Пугач» и
«Петроградский весельчак»
Для того, чтобы разобраться, как именно формируются образы женщины
в изданиях, необходимо применить метод наблюдения и определить типичные
характеристики в образах женщин в рисунках исследуемых журналов.
Типичным являлись их глупость, меркантильность и расчётливость,
неспособность выполнять свои гражданские права и обязанности, а также
неспособность бороться за равноправие. Таким образом соотвественно
формируются условные образы глупой женщины, женщины-объекта действия,
женщины-гражданки и женщины-феминистки. Частотность появления этих
образов в иллюстрациях журналов приведены в следующей таблице:
СНАЧАЛА ОБЪЯСНЯЕШЬ, ПОТОМ ТАБЛИЦА
Женщинагражданка
Женщина —
объект
действия
Глупая
женщина
Женщинафеминистка
«Бич»
1
2
2
3
«Пугач»
5
4
2
1
«Петроградский
весельчак»
2
9
1
3
Всего
8
15
5
7
Таблица 1. Частые образы женщин в петроградских журналах
Наиболее популярный образ в петроградских журналах — образ
женщины, неспособной зарабатывать деньги и находящейся в поиске мужчины,
который сможет её содержать. Она выступает объектом действия, а не
субъектом, слабой и эгоистичной. На втором месте — образ женщины с
активной гражданской позицией, борющейся за равные с мужчиной права и
обязанности. На третьем месте — работающая женщина, которая неумело
пользуется своими гражданскими правами. Менее популярный образ — глупая
23
женщина, которая не может мыслить логично и обладает так называемой
женской логикой.
Отдельного рассмотрения требуют иллюстрации по признаку сексуальной
объективизации женщины, то есть её «опредмечивания», сведения её личности
к объекту, отражающему интересы мужчин, который подчиняется мужской воле
и используется для реализации мужских потребностей. В данных иллюстрациях
женщина изображена голой, либо полуголой, либо акцент на изображении
делается на физическом строении её тела. Почти половина иллюстраций в
«Петроградском весельчаке» объективизируют женщину, в отличие от
остальных журналов. Это подтверждает тот факт, что данное издание
рассчитано на читательскую аудиторию с низкой требовательностью к качеству
содержания, а также говорит о пренебрежительном отношении самого журнала
по отношению к женщине и женскому вопросу, в частности. Примером,
обладающим сильной художественной выразительностью, являются
«Купальные картинки»1 неизвестных художников, на которых изображены
женщины в купальных костюмах в различных позах, а мужчины, меньшинство
на иллюстрациях, наоборот, изображены непривлекательными.
Изображения,
объективизирующие
женщину
Всего изображений с
образом женщины
«Бич»
1
8
«Пугач»
3
12
11
17
«Петроградский
весельчак»
Таблица 2. Частотность иллюстраций по признаку сексуальной
объективизации женщины
Также необходимо проанализировать оценку происходящего на
иллюстрации с точки зрения художников, чтобы определить единую позицию
журналов по отношению к образам женщин. Большинство рисунков несут
1
Купальные картинки // Петроградский весельчак. 1917. №23. 18 июня. С. 23.
Купальные картинки // Петроградский весельчак. 1917. №23. 18 июня. С. 17.
24
нейтральную позицию художников, и лишь одна изображение, встреченное в
журнале «Пугач», отражает положительное отношение к образу женщины.
Отрицательная
Нейтральная
Положительная
«Бич»
1
7
0
«Пугач»
4
7
1
«Петроградский
весельчак»
5
12
0
10
26
1
Всего
Рисунок 3. Оценка происходящего в петроградских журналах
с точки зрения художников
Как было упомянуто ранее, наиболее частый образ женщины
изображается, как расчётливой и слабой. Художник журнала «Бич» М.П.
Бобышов, автор всех иллюстраций с образом женщины в этом издании,
изображает данный образ в одной манере. На его рисунках женщины плачут и
тоскуют по былым временам, когда мужчины обращали на них внимание.
Героиню рисунка «Разбитая карьера или ещё одна жертва нового режима!»1
художник именует негативно, как «кандидатку в помпадурши», то есть
любовницу губернатора. Помпадур — сатирическое название губернатора и
вообще самодурствующего администратора в России2. На другом рисунке
«Тема без износа»3 героиня изображена полуголой, ЗДРАВСТВУЙТЕ,
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА сидя на постели и вытирая слёзы платком.
Художник не даёт девушке имя, тем самым обобщая образ на всех женщин, и
только приводит её печальные слова в подписи под рисунком.
Образ меркантильной женщины на страницах журнала «Пугач»
представлен по-разному. Рисунки неизвестных художников «На бульваре»4,
1
Бобышов М.П. Разбитая карьера или ещё одна жертва нового режима! // Бич. №37. 1 октября. С. 7
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. [Электронный
ресурс] / URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/28600/ПОМПАДУР (21.05.2019 г.)
2
3
Бобышов М.П. Тема без износа // Бич. № 39. 22 октября. С. 7
4
На бульваре // Пугач. № 16. 23 апреля. С. 4
25
«Простой способ»1, «О съемках»2 обладают общими чертами. Женщины,
изображенные на них, имеют недовольное, раздражительное выражение лица,
одеты в простую недорогую одежду и выражают сожаление об отсутствии
покровителей. И лишь один рисунок «Дачная дева» 3 , сексуально
объективирующий женщину, изображает полуголую молодую девушку с
акцентом на её грудь, которая собирается претвориться утопающей, чтобы
таким образом привлечь внимание спасателей-мужчин.
В журнале «Петроградский весельчак» образ женщины-объекта действия
изображён в единой манере на всех иллюстрациях. Это молодая, красивая,
полуголая девушка, которая наслаждается мужским вниманием и одобрением.
Показателен рисунок4 без названия неизвестного автора, аккумулирующий все
выше перечисленные типичные черты, на котором мама советует дочери, пока
та одевается перед зеркалом, найти сапожника ради новой обуви.
Второй по популярности образ — образ женщины-гражданки, не умело
использующей свои права. В журнале «Бич» данный образ представлен лишь
одним рисунком «Венера Милицейская»5 М.П. Бобышова, как ответ на новость,
что на службу в милицию стали записываться женщины. Право служить в
органах правопорядка женщины получили только 2 мая 1919 года решением
Совета народных комиссаров РСФСР о создании в Петрограде женской
милиции6. Таким образом, мы можем предположить, что рисунок был ответом
на новость о женщинах-добровольцах, готовых служить в милиции, но право
реализовать своё желание у них не было. Героиня изображена с рядом
типичных феминных черт: она женственна, одета в служебное обмундирование
на манер платья, в её руках — шаль, а на ногах — сапоги на каблуках. Судя по
1
Простой способ // Пугач. №18. 14 мая. С. 7
2
О съемках // Пугач. №18. 14 мая. С. 5
3
Дачная дева // Пугач. №9. 5 марта. С. 5
4
Петроградский весельчак. № 4. 22 января. С. 27.
5
Бобышов М.П. Венера милицейская // Бич. №15. 23 апреля. С.6
Ларькин С. И. Исторические предпосылки и причины поступления женщин в органы внутренних
дел России // История государства и права. 2008. № 4. С. 10.
6
26
названию рисунка, мы можем сказать, что художник относится к желанию
женщин служить в милиции и защищать общество от преступности с иронией и
без большого негатива.
Совершенно с разных позиций изображён данный образ женщины в
журнале «Пугач». Это женщина-врач на рисунке неизвестного автора
«Мобилизация женщин-врачей»1, не понимающая главной цели своей работы
— спасать и лечить людей, опечаленная тем, что не может взять с собой «все
свои туалеты», так как не может появляться в лазарете в одном и том же. С
укором на заднем плане на неё смотрит мужчина в военной форме. Художник
намеренно не даёт имя героине рисунка, в подписи он обозначает её как
«женщина-врач, никогда не занимавшейся врачебной практикой», таким
образом обобщая всех женщин-врачей. Упоминая, что женщина никогда не
занималась врачебной практикой, художник закрывает глаза на то, что в 1908
году до сих пор существовала проблема доступа женщин-врачей на общих
основаниях к занятию мест старших врачей в больничных учреждениях и
допуска во все университеты на равных правах с мужчинами2. На другом
рисунке «Туда-же»3 неизвестного художника изображена горничная,
записавшаяся в женский батальон смерти, за что получает издёвку от своей
барыни: якобы, та способна только «стрелять» в солдат, то есть влюблять, а не
защищать отечество. Художники, по все видимости, относились к то части
общественности, которая скептически относилась к деятельности женщины на
любом попроще. Парадоксально то, что по соседству с данным рисунком на
обложке того же номера изображен героический образ женщины на поле боя.
Она бежит с ружьём на перевес, пока на заднем плане взрываются снаряды и
видно, как обороняются и гибнут мужчины4. «Русская женщины, слава тебе!»
— цитата из подписи к рисунку. На другом рисунке «Женщины1
Мобилизация женщин-врачей // Пугач. №6. 12 февраля. С.2
Тыркова А.В. Изменение женско психологии за последние cто лет. Речь на I Всеросси ском съезде
по образованию женщин // Труды Всеросси ского съезда по образованию женщин, организованного
«Росси ско лиго равноправия женщин». СПб., 1914. Т. 1. С. 31.
2
3
Туда-же // Пугач. №16. 20 августа. С. 11
4
Пугач. №16. 20 августа. Обложка.
й
й
й
й
й
й
й
й
27
преподавательницы в мужских гимназиях» неизвестного автора молодая
учительница намеренно изображена неестественно маленькой, в два раза
меньше ростом, чем мужчины, чтобы акцентировать внимание на том, что
женщина не обладает авторитетом, а её старания изображаются
малозначительными. Мужчинам на её уроке математики скучно, некоторые
спят1. С доброй иронией изображает неизвестный автор рисунка «Идиллия
нашего времени» служащую девушку, к которой мужчина признаётся в любви,
обращаясь по званию «господин поручик»2. Стоит отметить, что и как на
рисунке в журнале «Бич», все женщины изображены молодыми и
конвенционально красивыми.
Авторы рисунков журнала «Петроградский весельчак» с образами
женщин, записавшихся на службу в женский батальон, а также в военные
медсёстры, изобразили их со злой усмешкой. На рисунке без названия3 с
образом сестры милосердия за авторском художника А. Лебедева4 женщина
изображена полуголой в нижним белье, стоящей перед солдатом. Она объясняет
суть работы сестры милосердия. Сущностный смысл рисунка — подмена
понятий, ведь в ответ солдат спрашивает её о стоимости услуг, посчитав её
проституткой. На другом рисунке без названия5 неизвестно автора под
псевдонимом Том та же подмена понятий: мужчина смеётся над женщиной,
записавшейся в батальон смерти, ведь та и так находится в отношениях —
«воюет» с ним.
Рисунки с образом феминисток не многочисленны в журналах, при том
что главная борьба за принятие всеобщих избирательных прав приходилась
именно на 1917 год. Исходя из этого, можно сделать вывод, что
юмористические издания не считали это одной из главных повесток, которые
1
Женщины-преподавательницы в мужских гимназиях // Пугач. №6. 12 февраля. С. 5
2
Идиллия нашего времени // Пугач. №19. 14 апреля. С. 14
3
Лебедев А. // Петроградский весельчак. №18. 14 мая. С. 15
Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. —
Т. 4. М., 1960. С. 272
4
5
Петроградский весельчак. №27. 16 июля. С. 22
28
стоит освещать. В журнале «Бич» теме избирательных прав посвящен только
один рисунок и два рисунка М.П. Бобышова, высмеивающих одного из лидеров
женского движения в России и члена Исполкома Петроградского Совета —
А.М. Коллонтай. Рисунок «Кстати о женском равноправии»1 опубликован в
майском номере после митинга 19 марта и в период агитационной кампании
женского движения за равные избирательные права. На нём изображена
императрица Екатерина II, известная своими связями с многочисленными
любовниками, которых выбирала среди офицеров гвардии. Художник
использует подмену понятий, указывая в подписи к рисунку, что русская
женщина ещё в XVIII веке «осуществляла своё избирательное право». Оба
рисунка «Загадка на премию»2 и «В Стокгольме»3, на которых изображена А.М.
Коллонтай, высмеивают её «элегантно сть», более уме стную для
великокняжеской особы, а не для представительницы «пролетарской» партии.
Она была одной из самых пламенных большевистских агитаторов в 1917 года,
постоянно выступающей перед рабочими, солдатами и матросами4. При этом
определить, точно ли на рисунке изображена Коллонтай, невозможно, не
прочитав подписи к рисункам. Из этого можно сделать вывод, что художник
относится к её деятельности с лёгкой иронией, он не применяет против неё
злую сатиру и не рисует карикатуры, гиперболизируя её манеру выступать и
черты лица.
В журнале «Пугач» образу женщины-феминистки посвящён только один
нейтральный рисунок эстонского художника Т. Моотсе под названием «На
митинге домашней прислуги»5. Его главная героиня — горничная, которая не
понимает сути равноправия между мужчинами и женщинами и выражает на
митинге нежелание быть равной с кухонной судомойкой.
1
Бобышов М.П. Кстати о женском равноправии // Бич. №19. 21 мая. С. 5
2
Бобышов М.П. Загадка на премию // Бич. №22. 11 июня. С. 5
3
Бобышов М.П. В Стокгольме // Бич. №27. 23 июля. С. 6
4
Бич 1917. События года в сатире современников. М.: Бослен, 2017. С. 8
5
Моотсе. Т. На митинге домашней прислуги // Пугач. №2. 15 января. С. 8
29
По-разному изображается образ женщины, борющейся за свои права в
журнале «Петроградский весельчак». На рисунке1 без названия неизвестного
автора происходит подмена понятий. На неё изображена полуодетая женщина
крупного телосложения с сигаретой в руке, угрожающая, предполагаем,
супругу, показать «женское равноправие», на что тот «уже насмотрелся».
Участницы митинга на рисунке2 без названия неизвестного художника,
наоборот, молодые и красивые. Они в нижнем белье, на их лицах — улыбки.
Художник в подписи к рисунку отмечает, что лозунг «дорогу женщины» в такой
коннотации пониманию всё таки только некоторые женщины. Таким же
образом женский митинг изображает неизвестный художник на другом рисунке3
под названием «Апофеоз дамской болтовни», что выражает его негативное
отношение. Все девушки обнажены, большой акцент делается на их физических
данных.
На последнем по популярности находится образ глупой женщины.
Художник М.П. Бобышов журнала «Бич» изображает своих героинь в единой
манере: молодые и привлекательные девушки в пышных платьях. На рисунке
«Женская логика»4 выдуманная героиня по имени Агнесса Брюнель деПрюдери в объятиях возлюбленного Альфреда де-Ферлакура то даёт, то не даёт
согласия на измену своему мужу с ним. На другом рисунке «Трудный вопрос»5
девушка размышляет о том, за кого проголосовать на предстоящих выборах,
оценивая внешность кандидатов, а не их деятельность. Трудно сказать о том, о
каких выборах идёт речь. IV и последняя Государственная дума была
распущена 25 февраля 1917 года и больше не созывалась. Выборы в
Учредительное собрание пройдут только 12-14 ноября, а данный рисунок
находится в номере «Бича» за апрель. Можно предположить, что рисунок М.П.
Бобышова — это ответ на агитационную кампанию суфражисток, которая
1
Петроградский весельчак. 1917. №23. 18 июня. С. 20
2
Петроградский весельчак. 1917. №32. 27 августа. С. 5
3
Апофеоз дамской болтовни // «Петроградский весельчак». 1917. №32. 27 августа. С. 17
4
Бобышов М.П. Женская логика // Бич. 1917. №14. 9 апреля. С. 3
5
Бобышов М.П. Трудный вопрос // Бич. 1917. №16. 23 апреля. С. 5
30
проходила в марте-апреле 1917 года за принятия всеобщего избирательного
права в России.
Неизвестные художники журнала «Пугач» в той же манере изображали
образ глупых молодых девушек. На рисунке «Плач у стен гостиного двора»1
показана толпа модно одетых женщин, плачущих из-за забастовки модных
магазинов и переживающих не из-за ухудшающегося экономического
положения в стране, а из-за того, что их костюмы за неделю забастовки выйдут
из моды. Девушка на рисунке «Не так поняла»2 стоит в изогнутой позе и с
удивлением читает ордер на осмотр скрытых продуктов, ведь та ничего
скрывает — у её платья очень глубокое декольте.
В той же манере неизвестный художник журнала «Петроградский
весельчак» высмеивает нелогичность женщины на единственном рисунке3 без
названия, посвящённому этому образу. Молодая, красивая и роскошно одетая
женщина рассказывает, как рано вышла замуж и давно находится в браке и врёт
о своём возрасте.
Таким образом, проанализировав рисунки в пет роградских
юмористических журналах, можно вывести наиболее популярные образы
женщины, основанные на сексистских стереотипах: меркантильной женщины,
неумелой граждански и феминистки и просто глупой женщины. Иллюстрации
журнала «Бич» транслируют «беззубую» сатиру на образы женщин и не
участвует в сексуальной объективизации из-за позиции главного редактора
издания А.В. Амфитетрова, который положительно относился к равноправию в
обществе. Журнал «Пугач», напротив, участвует в объективизации, его сатира
на деятельность женщины более острая. Журнал «Петроградский весельчак»
примитивизирует женский вопрос и любую деятельность женщины, большее
внимание уделяя бытовым сюжетам.
1
Плач у гостиного двора // Пугач. 1917. №9. 5 марта. С. 8
2
Не так поняла // Пугач. 1917. №18. 14 мая. С. 10
3
Петроградский весельчак. 1917. №17. 7 мая. С. 5
31
Заключение
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ОШИБКА ГРАММАТИКА Подводя итог
проделанной работе, можно сделать вывод, что несмотря на активную
деятельность женского движения в России, она осталась незамеченной для
юмористических журналах Петрограда. Ни в одном журнале не было найдено
карикатур на женщин или лидеров женского движения. Это может говорить о
том, что юмористические журналы не видели в женском движении реального
информационного повода, требующего отражения, а также не видели интереса
у читателей в этой теме. В рисунках, посвящённых несовместимости женщин и
политики не отражаются угрозы феминности: у женщин нет агрессивных
выражений лиц или напористости, как это было, например, в карикатурах на
суфражисток в Англии конца XIX—начала XX века.
На страницах петроградских юмористических журналах сформировались
типичные стереотипные образы женщин, которые эксплуатируются в обществе
и сегодня. Тем не менее во всех образах в большинстве случаев женщина
изображалась молодой и конвенционально красивой, что делает её менее
негативным персонажем рисунков.
Художники всех трёх журналов изображали образы женщин по-разному.
Журнал «Бич» меньше их всех трёх журналов касался темы активности
женщины, как можно предположить из-за положительного отношения к
деятельности женского движения. На его страницах нет иллюстраций,
объективизирующих женщину или остро высмеивающую её деятельность или
внутренние качества.
Журналы «Пугач» и «Пет роградский ве с ельчак», наоборот,
объективировали женщину и активно использовали стереотипные образы и
бытовые сюжеты. В целом, рисунки петроградских юмористических журналов
формировали больше негативное, чем нейтральное отношение к деятельности
женщин у общества, что, удивительно, никак не отразилось на их положении с
32
приходом к власти большевиков, полностью закрепивших равные права вне
зависимости от пола.
Список использованных источников и литературы
Законы
1. Свод Законов Российской Империи. Том III. СПб., 1896.
2. Свод Законов Российской Империи. Том X. СПб., 1900.
3. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 25. СанктПетербург. 1908.
4. Закон о выборах в Учредительное собрание. Официальное положение,
утвержденное Временным правительством 20 июля 1917 года. Пг. – М.,
1917.
Периодическая печать
5. «Бич»: еженедельный сатирико-юмористический журнал. 1917. №1-9,
10-43.
6. «Пугач»: еженедельный художественно-сатирический журнал. 1917. №1-23.
7. «Петроградский весельчак»: еженедельный журнал. 1917. №1-11, 14-27,
32-33.
Литература
Книги
8. Юкина И.И. Русский феминизм как вызов современности. СПб. : Алетейя,
2007. 544 с.
9. Стайст Р. Женское движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм.
2004. 616 с.
10. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало
XX в.). СПб. 2003. Т. 1. 547 с.
11. Ариян П.Н. Первый женский календарь на 1900. Типография Спб. Т-ва Печ.
и Изд. дела «Труд». СПб. 433 с.
12. Шашков С.С. История русской женщины. Типография А.С. Суворина. 1879.
СПб. 352 с.
33
13. Бич 1917. События года в сатире современников. М.: Бослен, 2017. С. 232.
14. Амфитеатров А.В. Женщина в общественных движениях России. СПб. :
Живое слово, 1907. 81 с.
Статьи
15. Вахромеева О. Б. Основные факторы «Женского вопроса» в России на
рубеже ХІХ-ХХ вв // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2.
История. 2006. №. 3. С. 69-84.
16. Айвазова С. Г. Женское движение в России: традиции и современность //
Общественные науки и современность. 1995. №. 2. С. 121-130.
17. Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России. Иваново, 1996.
[Электронный ресурс] / URL: http://www.a-z.ru/women/texts/shabanr.htm
(дата обращения: 26.05.2019 г.)
18. Хасбулатова О. А. Женское движение в России как фактор социального
прогресса (1900-1917 гг.) // Женщина в российском обществе. 2017. №. 2
(83). С. 5-14.
19. Юкина И. И. Женское движение в России: ценз пола и суфражизм
[Электронный ресурс] / URL: http://www.owl.ru/win/books/genderpolicy/
yukina.htm#_ftn10 (дата обращения: 03.09.2019 г.)
20. Юкина И. И. Первый всероссийский женский съезд [Электронный ресурс] /
URL: http://www.a-z.ru/women/texts/yukinar.htm (дата обращения: 05.09.2019
г.)
21. Закута О. Как в революционное время Всероссийская лига равноправия
женщин добилась избирательных прав для русских женщин. 1917. С. 11.
22. Ратча лд Р. Непослушные женщины и русские революции 1917 г //
Женщина в российском обществе. 2017. №. 2. С. 35-44.
23. Александр Амфитеатров. Поэзия Московского университета: от Ломоносова
до… [Электронный ресурс] / URL: http://www.poesis.ru/poeti-poezia/
amfiteatrov/biograph.htm (дата обращения: 06.09.2019 г.)
24. Бубенцова А. В. Сатирические журналы Петрограда за 1917 г. Как
источники информации о революционных событиях (по материалам фондов
й
34
Библиотеки российской академии наук) //Общество. Среда. Развитие (Terra
Humana). 2017. №. 3 (44). С. 8-14.
25. Рябов О.В. Гендерное измерение национализма: методологические
проблемы исследования // Ивановского государственного университета.
2008. С. 42.
Справочники
26. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателе , ученых и
общественных деятеле : В 4 т. Т. 3. М., 1958. 566 с.
27. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов
А.Н., 1910. [Электронный ресурс] / URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/
dic_fwords/28600/ПОМПАДУР (21.05.2019 г.)
ССЫЛКИ ПЕРЕНОСЯТ В ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
й
й
35
Приложение
Бобышов М.П.
Разбитая карьера или
ещё одна жертва
нового режима! //
«Бич». №37. 1
октября. С. 7
Бобышов М.П. Тема
без износа // «Бич».
№ 39. 22 октября. С. 7
Бобышов М.П.
Венера
милицейская // Бич.
№15. 23 апреля. С.6
36
Бобышов М.П. Кстати
о женском
равноправии // Бич.
№19. 21 мая. С. 5
Бобышов М.П.
Загадка на премию //
Бич. №22. 11 июня. С.
5
Бобышов М.П. В
Стокгольме // Бич.
№27. 23 июля. С. 6
37
Бобышов М.П.
Женская логика //
Бич. №14. 9 апреля.
С. 3
Бобышов М.П.
Трудный вопрос //
Бич. №16. 23 апреля.
С. 5
На бульваре //
«Пугач». № 16. 23
апреля. С. 4
38
Простой способ //
«Пугач». №18. 14
мая. С. 6
О съемках // «Пугач».
№18. 14 мая. С. 5
Дачная дева // Пугач.
№9. 5 марта. С. 5
39
Мобилизация
женщин-врачей //
Пугач. №6. 12
февраля. С.2
Туда-же // Пугач.
№16. 23 апреля. С. 11
Пугач. №16. 23
апреля. Обложка.
40
Женщиныпреподавательницы в
мужских гимназиях //
Пугач. №6. 12
февраля. С. 5
Идиллия нашего
времени // Пугач.
№19. 14 апреля. С. 14
Т. Моотсе. На
митинге домашней
прислуги // Пугач.
№2. 15 января. С. 8
41
Плач у гостиного
двора // Пугач. №9. 5
марта. С. 8
Не так поняла //
Пугач. №18. 14 мая.
С. 10
Петроградский
весельчак. № 4. 22
января. С. 27.
42
А. Лебедев //
Петроградский
весельчак. №18. 14
мая. С. 15
Петроградский
весельчак. №27. 16
июля. С. 22
Петроградский
весельчак. №23. 18
июня. С. 20
43
Петроградский
весельчак. №32. 27
августа. С. 5
Апофеоз дамской
болтовни //
«Петроградский
весельчак». №32. 27
августа. С. 17
Петроградский
весельчак. №17. 7
мая. С. 5
44
Купальные
картинки //
Петроградский
весельчак. №23. 18
июня. С. 17
Купальные
картинки //
Петроградский
весельчак. №23. 18
июня. С. 25
45
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв