Отрицательная оценка произведений искусства в журналистских текстах: речевая репрезентация коммуникативных сценариев

Актуальность исследования обусловлена значимостью изучения средств выражения отрицательной оценочности в журналистских текстах, которые реализуются в различных коммуникативных сценариях. Владение алгоритмами трансляции оценки является одним из ключевых профессиональных требований, предъявляемых к журналисту, поскольку оценочность – одна из важнейших функциональных семантико-стилистических категорий, с помощью которой автор выражает свое отношение к различным процессам, происходящим в обществе, определяя степень их ценности. Новизна работы заключается в выявлении основных видов коммуникативных сценариев выражения отрицательной оценочности в арт-журналистике. Апробация исследования. Основные результаты магистерского исследования были представлены на научно-практической конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (9 – 11 марта 2016 г., Санкт-Петербург) и отражены в четырех научных публикациях. Цель работы: выявление средств, используемых для актуализации определенных коммуникативных сценариев при трансляции отрицательной оценки произведений искусства в журналистских текстах. Для достижения цели представляется необходимым решение следующих задач: – создать терминологическую базу исследования; – установить формы и средства выражения отрицательной оценочности; – дать определение коммуникативного сценария по отношению к журналистским текстам; – описать основные виды коммуникативных сценариев; – проанализировать коммуникативные сценарии, используемые при выражении отрицательной оценочности в арт-журналистике. Методы исследования. Интенционально-стилистическое описание смысловой структуры и речевой формы медийного текста, метод аксиологического исследования категории оценочности, методы лексического, семантического, контекстного и лингвостилистического анализа, выборочный метод, лингвистический анализ, сравнительно-сопоставительный метод. Объект исследования – журналистский арт-текст с доминирующей оценочной интенциональностью, посвященный произведениям искусства. Предмет – специфические речевые средства и текстовые формы актуализации речевой репрезентации коммуникативных сценариев, нацеленных на выражение отрицательной оценки произведений искусства в журналистских текстах. Эмпирическая база исследования: рецензии на произведения искусства, представленные в периодических изданиях Санкт-Петербурга, таких как «Деловой Петербург», «Санкт-Петербургские ведомости», специализированного журнала «PRO Танец», а также тексты о русской литературе, опубликованные в политологическом журнале Foreign Policy за 2013 – 2016 гг. Теоретическая база представлена исследованиями логического аспекта оценки – работы А. А. Ивина, H. Д. Арутюновой; семантического – Е. М. Вольф; прагматического – Ю. Д. Апресяна; функционально-семантического – Т. В. Маркеловой; функционально-стилистического – В. Н. Телии, И. В. Арнольд, В. И. Шаховского; национально-культурного – А. Вежбицкой, Ю. Д. Апресяна и др. К исследованиям, посвященным журналистскому арт-дискурсу, относятся работы Л. Р. Дускаевой и Н. С. Цветовой. Работы по сценарной основе речевого общения принадлежат В. И. Шляхову, а коммуникативным стратегиям и тактикам русской речи – О. С. Иссерс. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе дается подробное описание оценочности как языковой категории в современной лингвистике и журналистике, актуализируются разные типы оценок, выявляются формы и средства выражения оценочной интенциональности медиатекста, анализируется влияние коммуникативного сценария на речевую репрезентацию отрицательной оценки в журналистском арт-медиатексте. Вторая глава посвящена коммуникативному сценарию рецензии и речевой форме выражения отрицательной эстетической оценки. Положения, выносимые на защиту: 1. Оценочность – институциональное качество медиатекста, создаваемое одной из базовых функций журналистики, нацеленной на формирование определенного отношения массовой аудитории к тем или иным значимым событиям или фактам, явлениям окружающей действительности. 2. С семантической точки зрения, в основе любой оценки лежит отличие хорошего от плохого. Вопрос о том, как отличить плохие сообщения от хороших, или, иными словами, что такое «хорошо» и что такое «плохо», сложен, поскольку понятие хорошего и плохого не абсолютны, и в разных ситуациях общения возможны совершенно противоположные оценки одних и тех же событий коммуникантами. 3. Понятие коммуникативного сценария применяется прежде всего к диалогическому взаимодействию. Общение, в том числе оценочное, организуется по коммуникативным сценариям. Повторение сценариев, речевых схем, стереотипов, паттернов (образцов) оптимизирует коммуникацию. 4. Степень негативной оценки может быть разной: слабая негативная оценка реализуется в коммуникативных сценариях просьбы, убеждения, уговора и др.; средняя негативная оценка – коммуникативных сценариях замечания, предложения, совета, инструкции и т. д.; сильная негативная оценка – в коммуникативных сценариях угрозы, приказа, требования, запрета и т.п. 5. Речевое выражение категории оценочности в современном медиатексте зависит от дискурсивной принадлежности произведения, речевой концепции издания, индивидуальности автора и авторских установок (интенций). Доминантное влияние зависит от гиперинтенциональности журналистского дискурса.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d368a5f1be77c40d591e0
UUID: c33c8e69-db2a-441f-be57-1966c43cef9b
Язык: Русский
Опубликовано: около 7 лет назад
Просмотры: 59

Акулович Ирина Анатольевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 565740 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет