Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Методический материал для специалистов и родителей. Иллюстрации.
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 0 байт
Enter the password to open this PDF file:
-
Нина Евсеевна Старосельская Санкт-Петербург, Россия Ольга Юнтунен, Семейный центр Мария, Хельсинки, Финляндия Парочки. Применение игры «Парные картинки» (Memory) на занятиях по коррекции и развитию речи. Методический материал для специалистов и родителей. В наше время, наверное, каждый успел хотя бы раз сыграть в настольную игру Memory («Парные картинки»), называемую в простонародье «парочки», в которой из разложенных на столе изнанкой вверх картинок необходимо найти пары одинаковых, и выигрывает тот, кто соберет больше пар. Во всем мире различных вариантов этой игры издано уже неисчислимое множество. Мы, логопеды детского сада №85 Центрального р-на Санкт-Петербурга (Психологопедагогический центр социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи), играем в эту игру как в дидактическую уже более 20 лет. А началось все с того момента, когда еще в начале 90-х годов прошлого века кто-то из родителей пациентов привез в подарок нашему наставнику и другу, Нине Евсеевне Старосельской, коробку с голландской версией игры, на карточках которой были изображены артефакты голландского национального быта: одежда, обувь, мельницы, тюльпаны и др. Поначалу Нина Евсеевна играла в эту игру, традиционно ставя основной задачей лишь развитие зрительных функций – внимания, ориентировки и
памяти, но чуть позже начала подключать и речевые функции, например, построение фразы и звукопроизношение, когда при каждом открывании пары картинок играющий произносил условную фразу типа «Я открыл мельницу и тюльпаны. Не пара» или «Я открыл мельницу и мельницу. Пара». Так постепенно, с течением времени и накоплением практического опыта, развиваясь и обогащаясь идеями, эта игра превратилась в нашего верного помощника буквально на всех направлениях и этапах коррекционнообучающей работы. Необходимо заметить, что игры в парные картинки, конечно же, являются лишь занимательным вариантом игровых заданий по отработке того или иного навыка и не могут являться единственным способом, применяемым для развития той или иной функции. Мы всегда помним, что это всего лишь дидактическая игра, то есть вспомогательный метод. Отдельно все-таки требуется упомянуть об общих игровых навыках и психических возможностях (вдобавок к высшим психическим функциям памяти, внимания, зрительного восприятия, речи, счета и чтения), которые также великолепно развиваются при помощи этой игры. Мы просто их перечислим, а вы на практике увидите, насколько эта игра действительно эффективна и поистине «убивает не один десяток зайцев». Играя в парные картинки, дети учатся игровому общению с партнером, слушать и слышать, следить за ходом игры, ждать своего хода и передавать ход другому, спокойно принимать победы и поражения, достойно проигрывать, радоваться успехам товарищей, терпеливо соблюдать все правила игры и следовать инструкциям ведущего.
Опишем вкратце общую для всех игр методику. Для основного варианта игры (вариации будут зависеть от возможностей ребенка и этапа коррекционной работы) мы используем 15 пар карточек (=30 карточек) с картинками, буквами,
словами или цифрами. Размер и форма карточек могут быть произвольными, но практика показала, что удобнее всего классические квадратики со стороной ок. 5 сантиметров. Карточки выкладываются на игральную поверхность изнаночными рубашками вверх, перемешиваются и раскладываются рядами по шесть карточек в каждом. Ровное, параллельными рядами размещение карточек обеспечивает развитие пространственной ориентировки и более простое запоминание положения места той или иной карточки в координатной сетке. С самыми маленькими детьми или в самых тяжелых случаях патологии развития игру можно начинать с предварительного знакомства со всеми картинками и с того, чтобы начать раскладку картинками вверх, а потом уже перевернуть изнанкой. Инструкция (объясняя в первый раз, взрослый показывает, что нужно делать): «Здесь спрятались много картинок. Мы будем искать пары. Что такое пара? Пара – это две одинаковых картинки. Например, слон и слон, кошка и кошка (можно показать). По правилам каждый делает свой ход по очереди и открывает две любые карточки. Лучше открывать их не сразу обе вместе, а одну за другой: сначала берете одну, потом другую. Открывая картинку, мы будем говорить «Я нашел…» и называть то, что нарисовано на картинке. Например, «Я нашел слона и слона. Пара». Кто нашел две одинаковых картинки, тот забирает эту пару себе. Если картинки разные, мы говорим «Я нашел слона и кошку. Не пара», и их нужно положить обратно на место, а мы все смотрим внимательно и запоминаем, какая картинка спрятана в каком месте. Выиграет тот, кто найдет больше пар». До начала игры мы договариваемся о том, какую фразу мы будем произносить каждый раз, открывая пару карточек. Ее содержание и наполнение напрямую будут зависеть от тех задач, которые стоят перед нами на сегодняшнем занятии, будь то первичное вызывание речи, автоматизация звукопроизношения, построение фразы, развитие лексики, изучение
количества и т.д. Допустим, мы находимся на этапе автоматизации и дифференциации свистящих звуков, тогда мы договариваемся с ребенком, что будем произносить фразу «Я взял сумку и зебру», каждый раз правильно и четко произнося звуки С и З. Если перед нами стоит задача формирования и активизации глагольного словаря или построения предложения с прямым дополнением, мы берем соответствующую, заранее изготовленную, игру и ищем пары уже сюжетных картинок: «Мальчик ИДЕТ. Кошка ИДЕТ». Соответствующий открываемым изображениям вариант условленной фразы повторяется при каждом ходе. Взрослый следит за правильным и четким произнесением фразы ребенком, при необходимости поправляя и прося повторить. В случае тяжелых нарушений речи мы обязательно проговариваем слово или фразу по складам/артикулемам (согласный+гласный), уча ребенка повторять звукокомплексы по подражанию. В таких случаях время игры автоматически удлиняется, но и количество используемых карточек можно сократить вплоть до 8-10, особенно, если мы играем с самыми маленькими детьми на самых ранних этапах коррекционной работы. Для облегчения восприятия взрослый может подносить озвучиваемую карточку к своему рту, показывая ребенку одновременно и картинку, и артикуляцию. Игроков может быть от 2 (индивидуальное занятие с логопедом) до 4-5 (максимум детей, участвующих в подгрупповом логопедическом занятии + логопед, выполняющий либо функцию участника, либо ведущего и наблюдателя). Начинающий игру открывает первые любые две карточки и произносит условленную до начала игры фразу. Если открытые картинки не являются парой, они кладутся обратно на свои места изнанкой вверх, если они представляют собой пару – нашедший забирает их себе, получая право на следующий ход. И так поочередно каждый игрок открывает две карточки, пытаясь найти пары и произнося соответствующий открытым картинкам
вариант условленной фразы. Игра заканчивается, когда будут разобраны все пары. Из найденных пар мы обычно строим «дом», выкладывая карточки перед собой пара над парой «этажами». После окончания игры это позволяет быстро сосчитать «этажи»-пары и определить, кто выиграл - чей «дом» выше. «Строительство дома» также позволяет продолжить обучающе-игровой диалог всевозможными вопросами: Кто у нас сегодня победил? Почему победил Миша? Сколько этажей в твоем домике? На сколько этажей дом Миши выше, чем дом Ани? Кто живет в твоем доме? Кто у тебя живет на первом этаже, на пятом? У кого в доме живет слово, начинающееся на звук Р? У кого в доме живет полосатое животное? И так далее. Игровые вопросы могут быть совершенно различными. Если вы в своих занятиях используете методику поощрений, ребята могут получить свои призы/очки за игру. Например, за каждую найденную пару и правильный ответ на вопрос – жетон, а за собранные жетоны по итогам занятия - конфету.
К проговариванию слов «пара – не пара» при необходимости можно добавить артикуляторное упражнение для постановки звука «р». Вместо дефектного или отсутствующего звука «р» ребенок производит серию кратких ударов кончиком
языка по альвеолам (бугорки за верхними зубами), напоминающие произнесение английского звука «d», - получается традиционный «пулеметик» из серии артикуляторных упражнений: «паdddа - не паdddа». При отработке навыка и увеличении скорости звук «р» часто образуется как бы сам собой, непроизвольно; особенно легко это получается, если подобные упражнения начаты задолго до нормативного срока появления звука «р» в речи. Наша многолетняя практика показывает, что дети очень быстро осваивают правила игры и с огромным удовольствием играют, даже будучи вынужденными методично и многократно повторять одни и те же звуко- или словосочетания, даже те, у кого присутствует выраженный негативизм в отношении упражнений по автоматизации звуков. Мотивация же в виде награды и активной похвалы никогда не бывает лишней. Ниже мы представим основные виды игр в парные картинки, которые мы используем на наших логопедических занятиях в соответствии с тем или иным этапом логопедической работы и приведем иллюстрации. Материалы игр и методики будут варьироваться в зависимости от текущих коррекционноразвивающих задач, и вы вполне компетентны придумать необходимые вам варианты. Практически все типы игровых карточек мы до сих пор изготавливаем своими руками, что подвластно всем – как специалистам, так и родителям, и даже детям, а они очень любят играть в игры, сделанные своими руками (дополнительная мотивация).
1. Этап вызывания речи - «Крики». Свою работу с неговорящими детьми мы начинаем, как правило, с так называемых «криков» (ономатопей) – в игре дети учатся произносить звукокомплексы, традиционно обозначающие тех или иных животных, предметы и процессы: ква-ква, ррр, чух-чух, хлоп и т.п. Соответственно, на используемых в игре карточках могут быть изображены уже знакомые ребенку по методике вызывания речи животные или предметы (корова, собака, мышка, паровоз, машина и др.). Обычно мы уже традиционно делаем по два набора картинок, чтобы при желании использовать их и для игры в парочки. Условленная фраза может быть самой простой: изолированный крик (для начала часто достаточно, чтобы ребенок произнес хотя бы что-то; неговорящие дети могут просто открывать картинки), «У меня мяу и га», «Вот…», «Это…» и т.п. 2. Развитие лексики и функции классификации.
На используемых в игре карточках изображены всевозможные одушевленные и неодушевленные предметы в зависимости от отрабатываемых на занятиях различных лексических групп: животные, птицы, одежда, посуда, растения и т.д. Условленная фраза может звучать «У меня…», «Я нашел…», «Я взял…», «Я открыл…», «Мне попались…» и т.д. Вариант используемого глагола может также зависеть от задач автоматизации звукопроизношения – какой из произносимых звуков должен быть наиболее часто употребляем для его закрепления. По идее, игра может быть посвящена любой, отрабатываемой на занятиях, теме: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, форма, цвет и т.д. Для отработки, например, цветов подготавливаются карточки с предметами изучаемых цветов: «Я открыл красную машину и красную машину. У меня пара». Глаголы тренируем при помощи карточек, изображающих те или иные действия: «Дядя плывет и Собака плывет». Числительные и количество – при помощи карточек с тем или иным количеством предметов: «У меня два ведра и три лопатки. Не пара». Далее можно подключать и цифры: «Я открыл
цифру три и три машинки». Как вы уже поняли, одна игра может быть одновременно нацелена на развитие нескольких функций; к примеру, употребление лексики, построение предложения с числительными, сочетание существительных с числительными, звукопроизношение и др.
3. Развитие функции фразовой речи. Игра строится на использовании карточек с маленькими сюжетными картинками, по которым можно составить простые предложения, подбирая пары по одинаковому подлежащему или сказуемому. «Бабушка варит кашу в
кастрюле и Сорока варит кашу в горшочке. Пара», «Ежик плывет на лодке и Медведь спит в берлоге. Не пара.
4. Отработка грамматических конструкций. Например, той или иной падежной формы существительных. Условленная фраза: «У меня половина пилы и половина пилы. Пара. Я нашел целую пилу».
5. Обучение буквам. На карточках изображены изучаемые буквы. Можно подбирать пары: прописная + прописная, печатная + печатная, большая буква + маленькая. И так далее. «Я открыл А и О. Не пара».
6. Склады. На карточках изображены пары складов, уже первоначально отработанные на занятиях. «Это ПА и ТУ. Не пара. Это БО и БО. Пара». При необходимости взрослый обязательно помогает ребенку, проговаривая склады за него, то есть превращает проговаривание условленной фразы в чисто автоматическое повторение.
Как вариант – нахождение картинки и начального склада.
7. Чтение слов. К этому варианту игры переходим тогда, когда ребенок уже способен прочесть простое слово по складам. На карточках – либо слова и обозначаемые ими предметы, либо два одинаковых слова. В первом случае необходимо подобрать пару «слово+картинка». «Это собака и собака. Пара». Как правило, дети достаточно быстро запоминают зрительный абрис слова и «читают» его, угадывая по первым буквам. Такой способ чтения очень близок к синтетическому методу. Для облегчения задачи можно использовать карточки с разными рубашками, например: слово – синяя изнанка, картинка – красная, то есть каждый раз нужно взять одну синюю карточку и одну красную.
8. Чтение фраз и понимание прочитанного. На карточках, соответственно, короткая фраза и соответствующая ей маленькая сюжетная картинка. «Мама моет посуду, а Папа читает газету. Не пара». Усложнить задание можно, поместив на текстовые карточки коротенькие стишки, потешки, скороговорки. Итак, мы перечислили основные, используемые нами, виды игр в парные картинки. Вы, с учетом потребностей ребенка и необходимостей вашей работы, можете разнообразить их практически до бесконечности. В подобные палочкивыручалочки можно превратить любую настольную игру – от лото и домино до игральных карт, стоит только грамотно подключить процесс оречевления производимых действий. Удачи!
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв