Куприков Н.М.
Куприков М.Ю.
Горохов А.М.
ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА НОРМАТИВНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ
И КОНЦЕНТРАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ТЕРРИТОРИЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОЫ РФ
Аннотация: В данной статье авторы производят рассмотрение
геополитического положения Арктической зоны Российской Федерации
для выявления системных требований к полярной деятельности в условиях
развития международного научно-технического прогресса. Приводятся
общие
предпосылки
инновационных
форм
для
развития
сотрудничества
укрепления
в
активного
российском
поиска
обществе
по
проблемам Арктики и северных регионов РФ.
Ключевые слова: Арктическая зона РФ, научно-технический
прогресс, полярная деятельность.
PRACTICES IN REGULATORY SUPPORT AND CONCENTRATION
OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL POTENTIAL OF
TERRITORIES IN THE ARCTIC AREAS OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Annotation: In this article, the authors examine the geopolitical position
of the Arctic zone of the Russian Federation to identify the system requirements
for polar activities in the context of international scientific and technological
progress. The General conditions for the development of strengthening the
active search for innovative forms of cooperation in the Russian society on the
Arctic and Northern regions of the Russian Federation are given.
Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, scientific and technical
progress, polar activity
По аналогии с географическими зонами на стыках цивилизаций (как
Северный Кавказ, Восточная Индия, Юго-Восточная Европа, Ближний
Восток) на мировой карте определяются и геополитические районы на
стыке государств. Таковым географическим районом является Арктика. [1,
с. 227-240] Между мировой политикой, мировой экономикой, всемирным
здравоохранением, экологией и другими межгосударственными видами
деятельности формируются глобальные ролевые структуры, как, например,
мировое информационное пространство, мировой рынок или всемирный
научно-технический прогресс и трансфер технологий. В основе предметам
функционирования таких структур предполагаются освоение новых
территории,
создание
методов
модернизации
сложившихся
инфраструктурных систем и социокультурная модификация этих новых
территорий. Арктика – цивилизационный сдвиг политического внимания в
международном пространстве.
В исторических, правовых и традиционных рамках международных
отношений Российской Федерации с другими государствами, которые
сегодня выражают явный и отчетливый интерес к использованию
арктических территорий в своих целях, российские проекты и программы
учитывают тенденции глобализации и целевые стратегии устойчивого
развития международного сообщества. [2, с. 29-54] В тоже время
российское стратегическое государственное
«Стратегии
обеспечения
развития
управление на основе
арктической
зоны
Российской
Федерации и национальной безопасности до 2020 года» и «Стратегии
научно-технологического развития России на долгосрочный период»
расширяет возможности продолжительного совершенствования моделей
организации и функционирования субъектов на территориях Арктической
Зоны Российской Федерации (АЗРФ). Необходимо продолжать решать
задачи вовлечения государственного управления в деятельность, которая
связана с промышленным, социальным и экономическим укреплением
Дальне-Восточных, Северных регионов и территорий АЗРФ, силами
субъектов национальной политики технического регулирования. [3, с. 246249]
На арене международных отношений, сторонние воздействия на
успешность российских проектов, исследований и деятельность в районах
АЗРФ, равно как и другие ключевые направления российского научнотехнического прогресса, характеризуются сегодня высоким воздействием
неопределенностей со стороны мирового сообщества. Мероприятия
иностранных субъектов на данном направлении осуществляются без
обоснований приоритетности роста международного научно-технического
задела или расширения перспектив глобализации, которые в настоящее
время сконцентрированы на использовании информационных императивов
и не учитывают реальных интересов научной сферы РФ к освоению
целевых методов управления. [4, с. 105-115]
Российская инновационная логика современной экономической
ситуации в международных и в национальных масштабах позволяют
поставить на первый план эффективности простую сочетаемость вектора
всемирного обновления перспектив научно-технического прогресса и
вектора обновления российских перспектив научно-технологического
развития своих территорий и общества.
В
полярной
деятельности
по
выполнению
исследований
на
территориях АЗРФ сохраняется возможность совпадения целей по
реализации
устойчивого
требованиями
управления,
и
с
развития,
предопределенных
функциональными
целями
обеспечения
условиями
государственного
максимальной
российских полярных инициатив и исследований в АЗРФ.
системными
автономности
Следовательно, возрастает внимание и ответственность российских
ученых
по
вопросам
объединения
связей
с
исследователями,
производственниками, управленцами и всеми участниками полярной
деятельности, активизированной в пространстве АЗРФ. Во-первых,
рассматривается
практическая
деятельность
сообщества
российских
экспертов, ученых, предпринимателей и политиков в рамках технического
регулирования и стандартизации на пользу конкурентоспособности и
развитости российских сфер экономики. Во-вторых, активизируются
работы по определению приоритетов и оперативных целей для российских
регионов АЗРФ.
Таким образом, в общемировом будущем Арктических территорий
российскими НИИ и организациями, отраслевыми объединениями и
профессиональными союзами последовательно реализуются мероприятия
по
консолидации
усилий
реализующих
цели
Стратегии
развития
Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности и
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на
долгосрочный период.
Соответственно,
используя
данный
потенциал
и
согласно
управленческим методикам, в настоящее время наиболее оптимально
решаются следующие задачи:
-
разработка
задач
стратегического
развития
деятельности
вовлеченных участников для развертывания арктически ориентированных
планов функционирования;
- развитие видения руководителей и делегированных представителей
вовлеченных организаций в обеспечение сохранности АЗРФ и создание
гарантий национальной безопасности Северных регионов РФ;
- интегрирование функций планирования, исполнения и отчетности
на различных уровнях научного сообщества по вопросам, методам и целям
полярных исследований;
-
формирование
системы
стандартов
и
регламентирующих
документов гармонизируемых со стандартами международных систем
стандартизации деятельности и проектов.
Представленная перспективная практика нормативного обеспечения
деятельности
на
территориях
АЗРФ
образует
научно-технический
потенциал для внедрения целевых методов управления и повышения
эффективности за счет увязки стратегических целей с плановой полярной
деятельностью по проведению исследований в полярных регионах.
Список Литературы
1. Васецкий Н.А., Жириновский В.В. Социология мировой политики. М.:
«Альма Матер, Академический Проект», 2012. 420 с.
2. Загорский А.В., Никитин А.И. Международное сотрудничество в
Арктике: проблемы безопасности и развития. М.: Российская
ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая
энциклопедия (РОССПЭН), 2013. 102 с.
3. Куприков Н.М. Интеллектуально-инфраструктурное обеспечение
Технического комитета по стандартизации «Проведение исследований в
полярных регионах». Сборник научных трудов. Тамбов: ТГУ, 2017. 261
с. Режим доступа:
http://tambov.rosmu.ru/activity/attach/events/1337/7_1.pdf
4. Шарков Ф.И., Горохов А.М. Применение социальных технологий в
исследовании информационных императивов коммуникации (на
примере информационного противоборства) // Коммуникология.
Т.6,№2, 2018. 142 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?
id=32837803
5. Стратегия научно-технологического развития России на долгосрочный
период. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 13.05.2018).
6. Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и
обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
[Электронный ресурс]. URL: https://minec.govmurman.ru/upload/iblock/b36/strategy_azrf.pdf (дата обращения:
13.05.2018).
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв