Перспективы развития уполномоченного экономического оператора в
Евразийском экономическом союзе
Основным толчком к развитию института уполномоченного экономического
оператора
послужило
развитие
международной
торговли.
А
также
невозможность проведения тотального контроля в отношении всех участников
ВЭД. Институт УЭО позволяет обезопасить государство, и стимулировать
добросовестных
участников
внешнеэкономической
деятельности
путем
предоставления правовых льгот (специальных упрощений). Данный подход,
согласно международным стандартам, подразумевает партнерство между
таможенными органами и лицами, осуществляющими внешнеэкономическую
деятельность.
В ЕАЭС связи с вступлением в силу 1 января 2018 года Таможенного
кодекса Евразийского экономического союза институт уполномоченного
экономического оператора был значительно изменен.
Прежде
всего,
регулирование
перенесено
с
национального
на
наднациональной уровень. Фактически это выражается в 14 статьях ТК ЕАЭС и
8 Решений Евразийской экономической комиссии, в отличие от Таможенного
кодекса 2010 года, где наднациональное таможенное регулирование было
ограничено 4 статьями двумя Решениями Комиссии;
В ТК ЕАЭС предусмотрено введение трех типов свидетельств (категорий)
уполномоченных
экономических
операторов
с
разным
количеством
специальных упрощений и условий для их получения, что позволяет
участникам ВЭД самостоятельно выбирать оптимальный набор упрощений с
учетом специфики работы. Непосредственно количество
специальных
упрощений увеличено с четырех до семнадцати;
Необходимо
также
сказать,
что
круг
лиц,
которые
могут
стать
уполномоченными экономическими операторами значительно расширился, тем
самым
стал
соответствовать
передовой
уполномоченного экономического оператора.
практике
введения
института
Однако не в полной мере проработанное законодательство об УЭО
отсутствие практики применения института уполномоченного экономического
оператора создает с проверкой соблюдения ими ряда условий.
1. Трудность в соблюдении условий включения в реестр уполномоченного
экономического оператора вызывают требования к системе учета товаров (пп.7
п.1 ст. 437 ТК ЕАЭС). Такие данные подтверждаются результатами выездных
таможенных проверок по вопросу соблюдения юридическими лицами условий
включения в реестр УЭО. Основными причинами отказа являются отсутствие
системы учета товаров, как таковой, или непредставление удаленного доступа
должностным лицам таможенных органов к такой системе.
В ч. 8 статьи 383 Федерального закона № 289 от 03.08.2018 устанавливается
требование в обеспечении доступа (в том числе удаленного) к системе учета
товаров, однако в ТК ЕАЭС установлено требование к системе учета
обеспечивать доступ (в том числе удаленный) таможенных органов только к
сведениям касающиеся совершения таможенных операций и проведения
хозяйственных операций (пп.7 п.1 ст. 437 ТК ЕАЭС). Принимая такую
формулировку, скорее всего, руководствовались благими намерениями, однако
Россия фактически установила требования выше к своим уполномоченным
экономическим операторам, нежели чем задумано ТК ЕАЭС.
Исходя из этого в Федеральный закон № 289-ФЗ от 03.08.2018 «О
таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует внести
изменения следующего характера:
Подпункт 2 части 8 статьи 383 изложить в следующей редакции обеспечение для должностных лиц таможенных органов возможности доступа
(в том числе удаленного) к сведениям из системы учета товаров.
2.
Следующая
проблема
заключается
в
применении
специальных
упрощений уполномоченным экономическим оператором. И заключается в том,
на данный момент остается под вопросом реализация некоторых упрощений.
Например, таких как временное хранение на территории уполномоченного
экономического оператора товаров других лиц (пп. 2 п.3 ст. 437 ТК ЕАЭС), в
Российской Федерации. Следует отметить, что решение о применении этого
упрощения отводится национальному законодательству.
Согласно ч. 3 ст. 387 Федерального закона № 289-ФЗ в зонах таможенного
контроля
созданных
УЭО
допускается
хранение
только
товаров
уполномоченного экономического оператора. Однако далее ч. 4 ст. 387
Федерального закона № 289-ФЗ допускает хранение насыпных, наливных
товаров, находящихся в зонах таможенного контроля под таможенным
контролем, совместно с товарами того же вида и качества, находящимися на
хранении. Речи о том, что уполномоченный экономический оператор должен
быть, собственником уже нет.
Исходя из этого могут возникнуть различия правоприменения данной
нормы, и для того чтобы исключить возможные последствия необходимо четко
зафиксировать в ФЗ возможность либо невозможность ее применения.
Специального
упрощения
хранение
на
территории
уполномоченного
экономического оператора товаров других лиц. Однако возможность реализации
подобного упрощения в совокупности с упрощением завершения действия
таможенной
процедуры
таможенного
транзита
на
территории
УЭО
заинтересовала бы СВХ, у которых нет в собственности товаров.
3. Одним из направлений совершенствования института уполномоченного
экономического оператора в государствах—членах ЕАЭС, является взаимное
признание статуса УЭО другого государства.
В
соответствии
с
п.
9
ст.
430
ТК
ЕАЭС
предусмотрено,
что
международными договорами государств-членов с третьей стороной отдельные
специальные
упрощения
уполномоченным
могут
экономическим
предоставляться
операторам
на
других
взаимной
основе
государств,
не
являющихся членами ЕАЭС.
Согласно рамочным стандартам безопасности и облегчения мировой
торговли взаимное признание подразумевает, не просто предоставление
взаимных упрощений, но и соотносимость двух программ УЭО. Как это
реализуется в соглашении между Японией и ЕС.
Однако представляется что положение пункта 9 статьи 430 ТК ЕАЭС, не
помешают заключению соглашений о взаимном признании, а также развитии
института уполномоченного экономического оператора в России.
Помимо проблем существующих вокруг института УЭО существуют
направления, по которым удалось достигнуть определенных успехов.
1. Примером полноценной проработки требований, является порядок
определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на
включение в реестр УЭО (Решение Совета ЕЭК № 65 от 15.09.2017) А также
требования к территории юридического лица, к транспортным средствам и
работникам, лица претендующего на включение в реестр УЭО (Решение
Коллегии ЕЭК № 131 от 03.10.2017).
2. Уполномоченным экономическим операторам не удавалось в полную силу
применять выпуск товаров до подачи декларации на товары (пп. 4 п.1 ст. 437 ТК
ЕАЭС), касаемо объединения в одну декларацию несколько заявлений о
выпуске до подачи. Решение, которое вступит в силу 1 июля 2019 года
устанавливает, что в одной декларации на товары сведения о товарах из разных
заявлений указываются последовательно, в качестве отдельных товаров в ДТ.
Графа 23 «Курс валюты» не заполняется, если в одной декларации на товары
декларируются товары, выпущенные по заявлениям в разные дни с разными
курсами.
28 февраля 2019 года вступил в силу Приказ ФТС № 2077 от 20.12.2018
«Формы отчетов, порядок их заполнения, способов и сроков представления
отчетности УЭО» который определяет порядок заполнения форм отчетов,
представления отчетности, а также способы и сроки представления отчетности
в таможенный орган уполномоченными экономическими операторами.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв