Почему IT-компании не удовлетворены качеством образования студентов?
«В универе много лишнего материала и мало практической базы. Очень мало универов
обучают реально качественно» - вот как ответили мои одногруппники. Будущие
айтишники де-юре. Будущие финансисты, менеджеры, писатели, дикторы и врачи дефакто.
Сегодня популярны различные опросы, особенно на темы образования и карьеры. Один
из них показал: 16% студентов на вопрос «кем вы видите себя на пике карьеры?»
отвечают: неважно. НЕВАЖНО! То есть им всё равно. И как компания может быть
удовлетворена такими кадрами? Зачем ей балласт, который не только не блещет опытом,
но и мотивации у него никакой?
К тому же институт не может знать, что понадобится конкретной компании, потому что у
каждой компании свои требования. Кому-то нужно доскональное знание уязвимостей и
способов их устранения. Кому-то – машинное обучение, чтобы строить нейросети для
распознавания на фото колорадских жуков. А кому-то – b через 5D сквозь дизассемблер
вверх и наружу.
Так что выпускник института – как кот в мешке. И поди угадай его повадки. Гораздо проще
взять человека с опытом, навыками, знаниями и рекомендацией какой-нибудь крупной
компании. А студент-недопрограммист… Ну его. Пусть побегает, попрактикуется,
подрастёт. Тогда и подумаем.
Это была первая причина. Вторая – ниже.
Возможно, причина недовольства IT-компаний в том, что студентов учат не тому, что
заявлено в специальности. Поглядим на трёх студиозусов. В названии специальности
каждого из них – заветное IT. Студенты отучились, и кто они сегодня?
Один – чудесный парень, влюблённый в программирование. Обожает C++, с закрытыми
глазами кодит на Ассемблере, на ты с Python’ом. Не говоря о прочем: нейросети,
диффуры, машинное обучение… Одним словом – айтишник до мозга костей.
Второй – серьёзный молодой человек. Программировать умеет, но не любит. Работает в
сфере электротехники. Разводит платы, собирает микросхемы. Паяльник берёт в руки
чаще, чем мышь.
Третий – аспирант. Специальность – «Безопасность информационно-аналитических
систем». На первом курсе был уверен, что учится на программиста. На втором –
засомневался. На третьем понял, что его будущая профессия по специальности имеет
мало общего с миром IT. Вы не поверите, но в его учебном расписании стояли предметы
вроде «Налоги», «Финансы» и «Национальные системы противодействия отмыванию
денег». Всё просто: к названию его специальности полагалась крохотная приписка «… в
финансовой сфере».
Ну как? Вот перед нами три выпускника, окончившие разные кафедры факультета
«Кибернетика и безопасность». Казалось бы, куда «айтишнее» может быть факультет? Не
мехмат и не физфак. Суровое железо и серьёзные компьютерщики, верно? А в итоге лишь
первый из них, чудесный парень, работает по специальности. (Это если ещё закрыть глаза
на то, что его кафедральные предметы фокусировались на схемотехнике.)
После этого странно спрашивать, почему IT-компании не удовлетворены тем, как и чему
обучают студентов. Студентов обучают тем наукам, преподавателям которых не хватает
часов. Студентов обучают по старым стандартам, прописанным в скрижалях. Студентов
обучают ничему, потому что главное, что они «зацепляют» в хорошем институте, - умение
выкручиваться в сжатые сроки, рыть землю и разбираться всюду самому.
В лучшем случае в IT-компании приходят зомби, напичканные чем угодно, от Паскаля до
электронного документооборота. Зомби программируют вслепую и знают наперечёт
секреты языка List. Зомби способны быть сисадминами и хакерами, но не потому, что их
обучили этому в институте. Зомби просто ходили на курсы, не спали ночи, участвовали в
хакатонах… И теперь тыкаются в новой обстановке, как слепые котята, не зная, куда
приложить самостоятельно добытые знания.
В худшем случае на работу в IT попадают информационные аналитики, электротехники,
недоинженеры и ещё кто-нибудь, в чьём дипломе прописано гордое «программист».
И мало того, что новичок ещё с месяц будет бродить по коридорам, вопрошая: а где тут
покушать? а где тут пописать? Так его ещё год придётся учить тому, что действительно
нужно компании. Потому что то, что нужно компании, знает только компания. А институт
уверен, что мир стабильно стоит на месте, и будущему продвинутому айтишнику
достаточно знать пару команд в режиме суперпользователя Unix.
И в заключение. На юрфаках ходит шутка: есть де-юре и де-факто. А ещё есть де-било.
Именно таким выходит из институтов большинство студентов. Это третья причина и
основной ответ на поставленный вопрос.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв