Почему IT-образование не интересно студентам?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять, что вообще может
привлечь молодых людей, подростков в какой бы то ни было сфере и работе
в ней – как в процессе приобретения знаний, навыков и умений, так и после –
и соотнести с тем, как обстоят с этим дела относительно IT.
Материальная выгода и востребованность.
Не надо быть семи пядей во лбу чтобы понимать что уровень зарплаты
является крайне важным ориентиром при выборе профессии – даже не
столько при получении диплома, сколько при выборе сферы работы.
Огромное число людей учились тому, что интересно, но жизнь внесла свои
коррективы в их планы. Прибавьте к этому также желание не стать жертвой
моды на профессии и вы получите вполне конкретное «хочу чтобы работа
была всегда и хорошо оплачивалась». В этом плане выбирая IT можно быть
спокойным: технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и трудно себе
представить будущее без них, их развитие вполне логично определяет спрос
на специалистов, который также будет всегда (особенно высоким он будет на
хороших).
Чтобы самим лишний раз убедится в этом, и отринуть сомнения советующих
свое родителей, абитуриентам надо просто открыть любой крупный сайт по
поиску работы – число вакансий в IT и предлагаемые зарплаты, равно как и
прилагающиеся «плюшки» в виде ДМС, бонусов и прочего, показательны в
отражении ситуации на рынке.
Престиж профессии.
Также очень важный критерий – многие выбирают профессию и работу
ориентируясь на то, как ее представители выглядят в глазах общества,
сверстников. Во многом именно поэтому не востребованы рабочие
специальности даже если там хорошо платят. И тут сложнее: в глазах многих
все «компьютерщики» (этот дремучий термин, обозначающий всех в IT, все
еще популярен) - это в большинстве своем странноватые чудаки, ботаники
без личной жизни, мало приспособленные к реальной полноценной жизни, а
примеры успешных и вполне себе «нормальных» пока воспринимаются как
исключение.
Трудно посоветовать здесь какие-то конкретные действия чтобы развенчать
мифы об IT-шниках, но если бы сама сфера была более открыта – всем, не
только тем, кто уже проявляет интерес к технологиям, если бы IT-шники
показывали что они «такие же как и все», рассказывали на страницах СМИ,
на порталах не только о том, как круто у них построена работа в команде с
помощью командного мессенджера, что надо читать, смотреть, носить в
сумке, как надо питаться и во сколько вставать чтобы стать успешным, а
также о том, что у них есть свои «нормальные» хобби, что они
разносторонние личности, которые не привязаны к ноутбуку дни напролет,
то это точно сделало бы их менее странными и устранило страх стать «рабом
клавиатуры» на всю жизнь.
Также нужно рассказывать об успешных работниках IT «средней и малой
руки» не только в профильных изданиях, но и всем – сегодня большинство на
вопрос о достигших успеха в IT ответит что-то вроде «Цукерберг, Дуров,
Касперский, Джобс», чего, разумеется, недостаточно – чем больше люди
будут знать о том, что в IT можно преуспеть не будучи «супером», тем лучше
для сферы.
Сложность IT и видимость результатов.
Для многих IT – это «стол, стул, монитор и длинный-длинный непонятный
код». Коротко: сложно для понимания, не то чтобы для освоения.
И тут важно показать, что IT – это как и любая сфера, как любое обучение:
начинать с малого, постепенно учится, осваивать навыки, приобретать знания
развиваться и развивать. Когда люди идут учиться на юриста, то не знают
законов, тонкостей юридической практики и правоприменения, но учатся,
также и в IT. Да, есть фактор большей или меньшей «заточенности» ума, но
он не решающий.
Необходимо и изменить подход к освоению IT и приобретению знаний. С тех
пор как в обучении иностранным языкам стали применятся не только
зубрежка, но и игровые механики, работа в группах и прочее, людям стало
проще и приятнее учить и, наконец, выучить язык, примерно то же самое
нужно сделать в IT – приобретение знаний и умений не должно быть ношей и
камнем на шее, сделайте его приятным и интерес возрастет многократно.
Критически важно чтобы дети и студенты в процессе обучения имели
возможность видеть результаты - работать над реальными проектами,
которые имели бы выражение: хотя бы примитивная игрушка – это не просто
код, а «сделал я, вот оно, есть». Всем хочется видеть результат своего труда,
показатель твоих знаний, а не просто выполнить задание или работать.
Разнообразие IT.
IT – это не только «сисадмин и программист», это целый спектр профессий,
специальностей, задачи и возможностей. Покажите их! Расскажите о том, что
IT разный и разные люди могут найти в них что-то для себя.
Подводя итог: чтобы IT- образование было интересным студентам сфера IT и
её специалисты должны быть более открытыми, «человечными», а не
«элитой»; быть способными на полноценное, постепенное обучение в разных
формах, забыв «гугли» и «ссылка, читай, разбирайся сам как хочешь»; чтобы
«код» стал не «нечто», а видимым результатом не в конце обучения, а с
самого его начала.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв