Почему практики IT не идут преподавать в ВУЗы?
Ответ на этот больной для индустрии вопрос вполне прост и очевиден. Это
невыгодно, нерационально и непрестижно.
Что могло бы заставить практикующего айтишника (среднестатистического, относительно
обеспеченного) заняться преподавательской деятельностью? Попробуем разобрать по
пунктам.
1. Деньги. Деньги нужны всегда и всем. Даже тем, кто демонстрирует полное к ним
пренебрежение. В российских ВУЗах денег не заработаешь. А если посчитать
соотношение затраченного времени/зарплаты, то станет совсем грустно. Значит,
практикующий айтишник не пойдет преподавать в ВУЗ из-за денег.
2. Исследования. Ресурсы университета, помощь студентов и ассистентов… По идее, все
это должно быть интересным для практика. Решение сложных и интересных задач,
создание перспективных и полезных приложений, открытие новых алгоритмов и
принципиально новых решений! Здорово же? Ради такого можно работать и бесплатно
(если основная работа кормит). К сожалению, в России очень мало подобных примеров.
Критически мало. Особенно демотивирует, когда в российской и зарубежной профильной
прессе каждый день пишут об успехах американских, британских, швейцарских
университетов. То есть, там можно проявить себя, как ученому. В России – нет.
3. Престиж. Нижняя и средняя преподавательские ступени в России котируются не
слишком высоко. Таких людей считают неудачниками. "Кто умеет – тот работает. Кто не
умеет - учит". Это серьезная проблема. Серые и непритязательные люди, которые,
максимум, мечтают кандидатскую защитить. Какой айтишник с претензией на
успешность захочет себя с этим ассоциировать? Во всем мире быть преподавателем
престижно. Тебя ценят, уважают, отправляют на универсиады, оплачивают стажировки. В
России – нет.
4. Техника. Недавно РАН объявила о конкурсе грантов. Только к проектам и рефератам
были предъявлены повышенные требования: работы принимались на дискетах и в ворде
93-го года. И пус ть, после того, как журналисты из этой нелепости раздули инфоповод,
проблему пофиксили, сам факт того, что это возможно… Это единичный пример, который
отлично отражает общую картину.
5. Методология. Проблема в том, что в ВУЗах априори учат прошлому. Начинается боль
еще в школах. Вернее, в кабинетах информатики, где очень часто сидят прошедшие курсы
доподготовки учителя математики, которые за полставки учат ребят форматировать текст
в ворде и делать программки с надписью «Hello, world!» в блокноте. Но это к нашей теме
имеет опосредованное отношение, так что продолжим. Когда в университет приходит
программа – она уже устаревает. Пока программу обучения напишут, пока утвердят…
Мир не стоит на месте. Зачем практику, который делает «завтра», тратить время на
«вчера»?
Правительство заявляет курс на развитие высоких технологий. Проблема в том, что не
удается перейти от слов к делу. Преподавать в ВУЗе, IT в частности, должно быть
перспективно, престижно и выгодно. Сейчас в России на слуху Сколково и Иннополис.
Но первый, к сожалению, чаще напоминает о себе новостями о растратах и увольнениях,
чем об открытиях. Иннополис – не такая грандиозная и более поступательная стройка, но
пока точно нельзя сказать – все ли выгорит.
В любом случае, чтобы изменить что-то в головах людей (читай: IT-практиков) должно
многое измениться. И в образовательном процессе.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзывАлексей Полоротов, "что никого ни о чем не просил. " - ага, они сами разом зашли на сайт и только на вашу статью. =)))) Кому вы сказки рассказываете, школьник? Здесь сидят взрослые люди и прекрасно всё понимают. "Захотел бы халявных лайков, я бы их сделал" - вы их уже сделали. "Видимо, мои друзья более участливые" - всё намного проще. Вы жулик. Вот и всё. =))))))
Владислав Громов, мне кажется, у Вас бомбит. И это весело, не останавливайтесь. А теперь по фактам. Я абсолютно честно говорю, что никого ни о чем не просил. Захотел бы халявных лайков, я бы их сделал, поверьте. Если много работ лучше моей, я только порадуюсь. Значит, не перевелись еще на земле русской таланты. А то, что нет комментариев у них, так это что, мои проблемы? Или Ваши проблемы? Видимо, мои друзья более участливые. Порадуйтесь за меня!
Алексей Полоротов, я думаю, что все участники показывали текст знакомым. Только вы и ещё пара умников попросили авторизоваться и оставить комменты. Типа показать, какая у вас "классная работа". Поверьте, здесь много работ, которые лучше вашей и по структуре и по содержанию. И к ним нет комментариев чьих-то друзей.
Владислав Громов, вполне очевидно, что не будут. Так что успокойтесь. Или вас так волнует, что я кому-то показал текст, люди его оценили и поставили лайк? Я Вас умоляю, голоса не так накручивают.
Алексей Полоротов, ещё один плюс от Евгения Градова. Которая тоже у вас в друзьях. Надеюсь, организаторы не будут учитывать плюсы к работам, которым можно накрутить друзьями из контакта. =)
Владислав Громов, фанаты творчества, что поделать. Восхищаюсь вашими дедуктивными способностями)
На что только не пойдут дети, чтобы накрутить плюсы и комменты. =))))))) https://cloud.mail.ru/public/74CW/bVJWZogsN https://cloud.mail.ru/public/M9ex/HuHKgaAJ4
Очень доступно и интересно!