Государственное общеобразовательное
учреждение Ярославской области
«Средняя школа «Провинциальный колледж»
Исследовательское направление журналистика
Подкасты как жанр современной
журналистики
Курсовая работа
Выполнена ученицей
11 гуманитарного класса
ГОУ ЯО Средняя школа
«Провинциальный
колледж»
Смирновой Дарьей
Дмитриевной
Научный руководитель кандидат
филологических наук,
доцент кафедры
«Государственное и
муниципальное
управление и
медиакоммуникации»
Финансового
университета при
Правительстве РФ
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
Шустина Ирина
Викторовна
Ярославль, 2023
2
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ........................................................................................ 2
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДКАСТИНГА.....................5
1.1. ПОНЯТИЕ
1.2. ВИДЫ
И ЗАДАЧИ ПОДСКАСТИНГА.......................................................5
И ФОРМАТЫ ПОДКАСТИНГА...........................................................6
1.3. ТЕНДЕНЦИЯ
РАЗВИТИЯ ПОДКАСТИНГА....................................................8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОДКАСТИНГА КАК СОВРЕМЕННОГО И
АКТУАЛЬНОГО ЖАНРА СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ.........10
2.1. АНАЛИЗ
ПОДКАСТА
«ВЗЯЛА
И
СДЕЛАЛА»
С ПЛАТФОРМЫ
ЯНДЕКС.МУЗЫКА........................................................................................10
2.2. АНАЛИЗ
ПОДКАСТА
«ГОРЫ
БЕЗ ВЕРШИН» С ПЛАТФОРМЫ
ЯНДЕКС.МУЗЫКА........................................................................................12
2.3. АНАЛИЗ
ПОДКАСТА
«ПУТЕШЕСТВИЕ
ЧЕРЕЗ ТУМАН»..............................14
2.4. АНАЛИЗ
ПОДКАСТА
«ПОДКАСТОЛОГИЯ»
С ПЛАТФОРМЫ
ЯНДЕКС.МУЗЫКА
...................................................................................................................15
2.5. АНАЛИЗ
ПОДКАСТА
«TED ЛУЧШЕЕ
НА РУССКОМ» С ПЛАТФОРМЫ
ЯНДЕКС.МУЗЫКА........................................................................................16
2.6. ОСОБЕННОСТИ
ПОДАЧИ ПОДКАСТОВ РАЗНЫХ ВИДОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
ЗВУКОВЫХ ЭФФЕКТОВ И ПОСТРОЕНИЯ РЕЧИ..................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................20
Список использованной литературы и источников......................................22
3
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
Введение
Актуальность темы обусловлена общественно-социальной
значимостью в современном мире, а именно тенденцией
развития
СМИ.
Способы
предоставления
информации
подстраиваются под современные реалии. Данный факт
обоснован развитием технологий. Всё началось с писателей,
ещё до введения понятия журналистики, а в дальнейшем уже
появились газеты, радио, которое и стало одним из первых
видов подкастинга. Процесс доставления новостей должен
уметь подстраиваться под темп жизни и развитие общества.
Подкастинг
—
это
один
из
самых
новых
форматов
журналистики. Он только набирает обороты. В мире этот
формат удобен и
практичен тем, что человек может слушать аудиофайл,
параллельно занимаясь другими делами.
Итак, проблема заключена в неумении освоить и принять
подкаст как серьёзный жанр журналистики.
Цель исследования – рассмотреть подкастинг как жанр
современной журналистики и обосновать его значимость.
Задачи исследования:
1.
Изучить теоретические аспекты, заявленные
проблемой
2.
Проанализировать разные виды подкастов
3.
Выявить жанровые особенности подкастов
4.
Определить
значение
данного
жанра
в
журналистике
Объект исследования: Подкасты.
4
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
Предмет
исследования:
Жанровые
особенности
подкаста.
Гипотеза
исследования:
востребованным
жанром
Подкаст
современной
является
журналистики,
а
также удобным способом получения информации.
Методы исследования:
Анализ теоретический (для изучения подкастинга
как
способа
получения
информации
с
помощью
выявления жанровых особенностей)
Обобщение (для получения выводов о жанровом
разнообразии подкастов)
Анкетирование
(для
выявления
реакции
молодёжной аудитории на подкаст как способ получения
информации)
Классификация
(для
составления
сравнительных
таблиц жанровых особенностей)
Сравнение (для сравнения подкастов и выявления
жанровых разновидностей).
Краткий
обзор
используемой
литературы:
произведение А.А.Калмыкова и Л.А.Кохановой «Интернетжурналистика», пособие Я.Н.Засурского «Система средств
массовой информации России: Учебное пособие для вузов», а
также Интернет-ресурсы, посвящённые вопросам подкастов и
развития журналистки.
Степень изученности данного вопроса: подкаст как
жанр
журналистики
и
способа
создания
контента
в
современном мире является темой, которая ещё не до конца
изучена с научной точки зрения. Научных публикаций по
данной теме мало.
5
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
Характеристика личного вклада: проведён анализ
развития средств массовой информации, на основе которого
сформированы
выводы
о
продвижении
подкастинга
как
способа создания контента в современной журналистике.
Практическая значимость исследования: материалы
нашего исследования можно использовать для дальнейшего
изучения данной темы, а также для выполнения аналогичных
работ на основе других теоретических источников.
6
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
Глава 1. Теоретические основы
подкастинга
1.1. Понятие и задачи подскастинга
Термин
результате
(широкое
«подкастинг»
объединения
вещание).
(англ.
двух
podcasting)
слов:
Компания
iPod
Apple
к
и
его
возник
в
broadcasting
появлению
прямого отношения не имеет: просто британский журналист
Бен Хэммерсли в своей статье для The Guardian, рассуждая о
новом буме любительского радио, привел в пример именно
плеер iPod от Apple, все остальное — удачная игра слов.1
В самом общем смысле подкаст – это аудиоблог одного
или нескольких людей, а подкастинг – процесс, или, вернее,
искусство создания такого блога. Именно в слове «блог»
заключается основное отличие подкастов, например, от
радио: это очень «теплый» формат, основанный на искреннем
интересе слушателей к теме подкаста и личности ведущего.
К
тому
же
можно
выбрать
удобное
для
себя
время
прослушивания, поставить выпуск на паузу или перемотать. 2
Подкастинг,
как
вид
журналистики,
значительно
упрощает жизнь людей в современном мире с его резким
темпом и быстроменяющимися тенденциями. Он делает
журналистику более удобной для восприятия и подачи
информации.
Среди
задач
подкастинга
можно
выявить
следующие три самых значимых.
1
Птицева О., Степанова А., Спащенко Е., Козинаки М., Христолюбов С. В голос!
Нескучаное руководство по созданию подкаста. М.,2020.
2
Там же.
7
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
1)
Развитие
интереса
аудитории.
За
счёт
неизведанности подкаста людям зачастую становится
любопытно узнать, что же это такое.
2)
Подстраиваться
под
ритм
жизни.
Помимо
лекций и интервью, в форме подкаста может быть и
фильм, и сериал, что делает его ещё удобнее, сокращая
время
при
необходимости.
Он
даёт
возможность
совмещать несколько дел, например, прослушивание
сериала вовремя поездки за рулём.
3)
Экономия
средств.
Создание
подкастов
значительно дешевле чем создание видео.
Выбор форм и механизмов коммуникации с аудиторией –
значимый фактор формирования контент-стратегии медиа в
условиях цифровой многоканальности, которая не только
увеличила
объемы
потребления
информации,
но
и
трансформировала принципы взаимодействия общества и
медиа. Современные медиа вынуждены фокусироваться не
только на качестве контента, но и новых формах вовлечения
аудитории.
В
коммуникации
аудитории,
но
этом
не
и
отношении
только
являются
подкасты
способствуют
и
новым
как
форма
вовлечению
инструментом
организации публичной дискуссии относительно значимых
общественных проблем.
3
1.2. Виды и форматы подкастинга
Виды подкастов выделяют следующие:
3
Воинова, Е.А., Сивякова Е.В., Подкаст как новый формат публичной коммуникации
в условиях цифровой медиасреды. // Социально-гуманитарные знания. №12, М.,
2018. С.104-120.
8
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
Разговорные подкасты - один или несколько
ведущих обсуждают выбранную тему, приглашают к
себе гостей, отвечают на вопросы слушателей и
просто
болтают
Разговорные
без
подкасты
особых
ограничений.
записываются
в
формате
соло-аудиоблога, интервью и ток-шоу.4
Нарративные
истории,
подкасты
рассказанные
—
это
подкасты-
по всем
правилам
сторителлинга. В их четко выстроенном сюжете есть
и завязка
конфликта,
и развитие
событий
с кульминацией, и итог, который приводит героев
истории к новому началу. Такие подкасты похожи
на аудиокниги,
воображение.
по главам,
которые
будят
Детективные
в слушателе
истории,
начитанные
документальные
рассказы,
журналистские расследования, научно-популярные
лекции. Этот формат — самый эффективный рычаг
воздействия
на слушателя,
его
вовлечения
и погружения
в выпуск.
Создавать
нарративные
подкасты
действительно
сложно,
большой
подготовительной
они
работы,
требуют
серьезного
монтажа и звуковых эффектов. Зато таких подкастов
мало, и они пользуются большой популярностью.5
Художественные — features (радиодрама).6
4
Птицева О., Степанова А., Спащенко Е., Козинаки М., Христолюбов С. В голос!
Нескучаное руководство по созданию подкаста. М.,2020.
5
Птицева О., Степанова А., Спащенко Е., Козинаки М., Христолюбов С. В голос!
Нескучаное руководство по созданию подкаста. М.,2020.
6
Рудевич И. Подкасты: кому и зачем они нужны: [Электронный ресурс] // РБК Стиль.
URL: https://style.rbc.ru/impressions/5d9505f49a794749a4c42a67
/ (Дата обращения:
18.10.22).
9
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
Образовательные — посвящены определенной
теме
с
ориентацией
на
развитие
у
слушателя
познавательного интереса.7
Технические
или
прикладные
—
рекомендации.8
Для каждого вида подкаста характерны разные формы
подачи,
что
помогает
характеризовать
его
как
разносторонний жанр, направленный на разные сферы жизни
общества.
Форматы подкастинга также разнообразны, как и в
других сферах медиа. Выделяют следующие форматы:
Интервью - предполагает организацию выпуска
в форме беседы на заданную тему ведущего с одним
или несколькими приглашенными гостями.9
Монолог - является наиболее
распространенным форматом подкастов. Данные
выпуски могут проводить ведущие, являющиеся
лидерами мнений или экспертами в разных сферах. 10
Групповые передачи - такие подкасты имеют
много общего с интервью, но в этом случае в
7
Там же.
8
9
Там же.
Редакция сайта GeekBrains. Что такое подкаст: особенности формата и польза для
бизнеса: [Электронный ресурс] // GeekBrains ИТ – образование. URL: https://gb.ru/blog/
chto-takoe-podkast/ (Дата обращения: 08.04.23).
10
Редакция сайта GeekBrains. Что такое подкаст: особенности формата и польза для
бизнеса: [Электронный ресурс] // GeekBrains ИТ – образование. URL: https://gb.ru/blog/
chto-takoe-podkast/ (Дата обращения: 08.04.23).
10
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
программе, кроме ведущего, принимают участие еще
несколько экспертов.11
Документальные передачи - формат
нехудожественного повествования предполагает
создание серии программ, построенных на рассказах
о реальных событиях.12
Художественные - такие выпуски захватывают
слушателя не меньше, чем интересная книга, фильм
или спектакль. Здесь есть свой сюжет, герои, драма
и кульминация.13
Свой стиль - выпуски, создаваемые в таком
формате, отличаются динамичностью, присущей
видеороликам или коротким текстам. Здесь можно
комбинировать разные направления подкастов. 14
1.3. Тенденция развития подкастинга
Во время пандемии этот жанр журналистики стал самым
доступным
не
только
для
потребителя,
но
и
для
производителя. Для первого — это стало удобнее из-за
изоляции, живые разговоры заменить, конечно, сложно, но
подкаст становился одним из шансов это сделать, становясь
вторым после видеозвонков. Для второго - создания подкаста
нужно
минимум
оборудования
и
людей,
что
позволяет
самостоятельно создавать его. Хоть подкасты и появились на
рынке ещё в 2000-ых известность они стали приобретать
после 2020 года. Стоит взять во внимание тот факт, что
11
Там же.
12
Там же.
13
Там же.
14
Там же.
11
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
большая часть аудитории изначально даже не знали о том,
что слушали подкасты, считая это обычным аудио.
Подкастинг похож на радио, но имеет и ряд отличий –
подкасты
распространяются
стриминговые
платформы,
в
интернете
их
можно
и
через
скачивать,
прослушивать в любое время и не один раз.15
От части подкасты становятся преобразованным радио,
именно поэтому они относятся к радиожурналистике.
Для радиовещателей это, действительно, одна из форм
интеграции в digital: предоставляя аудитории альтернативу,
радио не теряет контакта с лояльными слушателями и
получает новые инструменты для развития. Радиостанции
давно делают подкасты из своих программ, и топовые из них
собирают десятки тысяч прослушиваний, но может быть и
наоборот – подкаст модного блогера имеет все шансы стать
популярной радиопрограммой.16
Подкасты
—
это
очередной,
временный
тренд,
обусловленный внешними факторами, например пандемией,
или
перспективное
направление
в
медиа,
дающее
возможность доступно и легко получать информацию?
Все-таки хоть пандемия и сыграла на руку подкастингу,
повлияв на его популярность в современном мире, но радио
—
большой
скрипучий
механизм,
опутанный
государственным регулированием. Подкаст — относительно
свободный и гибкий способ говорить на любые темы. Как в
свое время YouTube начал побеждать телевизор, а стриминги
15
Каширский Д. Перспективы рынка подкастов в России: [Электронный ресурс] //
VC.RU.
URL:
https://vc.ru/media/299411-perspektivy-rynka-podkastov-v-rossii
(Дата
обращения 01.04.23).
16
Там же.
12
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
—
кабельное
телевидение,
так
подкасты
перемалывают
формат радио с его антеннами и цензурой.
13
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
Глава 2. Анализ подкастинга как
современного и актуального жанра
современной журналистики
2.1. Анализ подкаста «Взяла и Сделала» с
платформы Яндекс.Музыка
«Взяла
и
Сделала»
создала
Наталья
Чернова
–
преподаватель НИУ ВШЭ и человек, работающий в сфере
медиа не первый год. Этот подкаст про женщин со всей
России, которые создали свой бизнес. Каждый выпуск – одна
история.
Данные
подкасты
следовательно,
в
ведутся
формате
-
в
форме
интервью.
беседы,
а
Определяет
дальнейшую тему – ведущий, выстраивая свои вопросы в
удобном для него направлении, всё это делает для того,
чтобы раскрыть личность для слушателя со всех сторон.
Можно заметить, что выпуски ведутся по-разному. В плане
присутствия гостя в студии, в каких-то выпусках беседа
проходит оффлайн, а в каких-то онлайн, это становится из-за
различия качеств звука. Запись голоса с помощью микрофона
с
другого
устройства
на
камеру
создаёт
определённые
помехи, но они не являются такой большой проблемой.
Вид этого подкаста – разговорный. Это подтверждает
формат интервью, являющийся одним из признаков этого
вида,
а
также
тема
каждого
выпуска
зависит
от
приглашённого гостя. Каждый выпуск начинается трейлера
предстоящей
беседы,
представления
ведущей
(Натальи
Черновой) и гостя, а также небольшой рекламы. Выпуск
14
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
можно разделить на несколько частей. Первая – вводная, она
присутствует в каждом номере подкаста, состоит она из
вышеназванного трейлера, рекламы и представления. Вторая
–
из
нескольких
открытых
вопросов
для
составления
представления о госте. Третья – самая главная, обсуждение
темы, заявленной в названии, ориентированной на раскрытие
истории успеха.
Например, выпуск от 23 сентября 2021 года – «Когда я
работаю,
то
забываю
про
него»:
как
живёт
предпринимательница с ВИЧ повествует не только о бизнесе,
но и о личной истории женщины с болезнью. Особенность
заключается в том, изначально вопросы строятся таким
образом, что описание болезни составляет 50% выпуска, а
остальные 50% бизнес, но они тесно переплетаются друг с
другом. В данном примере важна не только история ВИЧ и
карьерного роста, но и рассказ человека о бизнесе. Стоит
отметить, что ведущая не просто задаёт вопросы, но и
высказывает своё мнение по отношению к той или мной
ситуации, например, отношение к жизни с ВИЧ. Также для
пояснения в выпуске присутствует небольшая вставка о
самой болезни – что, как и почему.
Выпуск «Все крутили пальцем у виска и спрашивали,
зачем вам это нужно». Выпуск про бизнес, который помогает
обрести чувство дома (от 27.10.2022), делится также на
несколько
частей,
описанных
выше.
Но
отличие
этого
выпуска состоит в том, что героини сейчас две. В связи с
последними событиями в мире ведущая начинает вводный
блок не сразу с вопросов, а с своего мнения о значении дома
и о том, как важно его сохранить (в данном выпуске этот
отрывок является трейлером, но в другой форме), плавно
15
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
переходя от этого к гостьям выпуска, которые открыли свою
мастерскую по сохранению мебели. Первый блок вопросов
направлен на изучение пути девушек к тому, что они имеют
сейчас, в первую очередь на поиск себя. Диалог не про
строительство
бизнеса
изначально,
а
про
мотивацию,
проблемы личного развития, которые влияют на работу,
необходимости
слышать
и
слушать
друг
друга
и
всю
значимость их дела. На протяжении всего выпуска тема дома
идёт
параллельно
со
всеми
обсуждениями,
потому
что
реставрация мебели – это сохранение истории и ощущения
домашней атмосферы, которая должна сопутствовать на
протяжении всей жизни.
Длительность выпусков варьируется от 20 до 70 минут.
Самые прослушиваемые выпуски длятся в основном по 50
минут.
Популярен этот подкаст в основном у женщин из-за того,
что они же являются его героинями.
«Взяла
платформах,
и
Сделала»
но
можно
именно
на
прослушать
на
Яндекс.Музыке
разных
количество
слушателей составляет 3256 человек (08.04.2023).
Что
достаточно мало для нынешнего рынка подкастов России.
Несмотря на небольшую аудиторию подкаст продолжают
выпускать.
2.2. Анализ подкаста «Горы без вершин» с
платформы Яндекс.Музыка
Над
созданием
«Горы
без
вершин»
трудится
целая
команда, состоящая из 6 человек. На платформах он начал
выходить уже после пандемии, а именно с 12 апреля 2022
года. Данный подкаст – это история реальной девушки, Юлии
16
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
Вершининой, которая в одиночку преодолела более пятисот
километров через непроходимые горы Восточной Сибири. В
пути
ей
неоднократно
угрожала
опасность.
Подкаст
интересен не только самой историей, но и психологической
составляющей – наблюдением за поведением человека. Ведь
«Горы без вершин» созданы при помощи самой Юлии и её
дневников.
Ведётся
всё
в
художественном
формате,
есть
определённая история – сюжет. Хоть повествование и ведётся
от одного лица, к монологу это отнести нельзя, потому что
кроме рассказчика есть комментарии от других людей,
экспертов.
Например,
рассказывая
про
первые
часы
путешествия в выпуске №1 «Это преодоление самой себя» (от
12.04.2022), рассказчик делает небольшую паузу и даёт слово
эксперту
в
этой
сфере,
который
объясняет
причины
представленных погодных явлений. Групповым подкастом
данный не является, потому что это не формат свободной
беседы. Присутствуют сюжет, кульминация и определённая
драма.
Сюжет – история является подтверждением отношения
данного подкаста в этому виду. В создании представления
происходящего помогают – звуковые эффекты, например,
шум реки. С их помощью возможен контроль над эмоциями
аудитории. Если момент спокойный, то можно услышать
размеренное
течение
реки,
а
если
же,
наоборот,
напряжённый, то водоворот и бушующие волны.
Выпуски хоть и похожи друг на друга своим строением,
но отличаются. Каждый из них – часть истории. Подкаст
разделен на несколько частей – периодов путешествия.
Присутствуют рассказчик и лирический герой. Начинается
17
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
каждая
часть
большой
истории
с
краткого
описания
рассказчиком истории, которая будет повествоваться далее.
Основной целью подкаста является не только повествование
об
этом
по-настоящему
сумасшедшем
поступке,
но
и
формирование мнения о нём. Юлия Вершинина героиня или
всё же авантюристка.
В
какие-то
моменты
происходят
параллели
или
возвращения в прошлое (флешбеки) в моменты не таких
опасных приключений. Например, перенос в пустыню Гоби. С
помощью таких приёмов возможности узнать героиню как
личность становится всё больше и больше.
Длительность выпусков варьируется от 20 до 29 минут.
Есть дополнительные выпуски, такие как интервью с Юлией
Вершининой, его продолжительность 40 минут, но форматы и
виды таких выпусков отличаются от концепции остальных.
Данный
подкаст
достаточно
популярен
среди
пользователей. Он находится в отрытом доступе на многих
стриминговых сервисах, где есть свои слушатели. Но именно
в Яндекс.Музыка у него 15 422 слушателя (на 08.04.23).
Вышел всего один сезон, но с каждым месяцем «Горы без
вершин» становятся всё популярнее, что подтолкнуло к
созданию 2 сезона, который выйдет уже в мае 2023 года.
18
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
2.3. Анализ подкаста «Путешествие через
туман»
«Путешествие через туман» — это новый нарративный
подкаст,
который
ведут
Дмитрий
Кулаков
и Наталья
Степанова. Начиная с 2 мая 2022 года, этот подкаст быстро
завоевал
популярность
уникальную
которые
историю
решили
у
слушателей.
путешествия
преодолеть
свои
Он представляет
пары
авантюристов,
страхи
и отправиться
в путешествие через мистическую и пугающую туманную
зону Анд.
В каждом выпуске подкаста — новый этап путешествия
героев,
в
котором
можно
обнаружить
все
элементы
классической истории: завязка, конфликт, кульминация и
катарсис, приводящий героев к новому сюжету. Начиная
с первого
выпуска
(от 2.05.2022),
под
названием
каждый
эпизод
«Встреча
с туманом»
описывает
очередное
испытание, с которым сталкиваются Дмитрий и Наталья.
Рассказчики делают паузы, чтобы предоставить слово
экспертам, которые делятся своими знаниями о туманной
зоне и ее особенностях. Это помогает слушателям лучше
понять причины и последствия происходящих событий.
«Путешествие через туман» — групповой подкаст. В нем
присутствуют
от других
голосов
не только
участников
и точек
рассказчики,
и экспертов.
зрения
делает
но и комментарии
Такое
контент
разнообразие
интересным
и многогранным.
Длительность каждого выпуска подкаста «Путешествие
через туман» может варьироваться от 20 до 29 минут. Это
позволяет подробно раскрыть каждый этап путешествия
19
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
и создать полноценную историю. Кроме основных выпусков,
в подкасте также представлены дополнительные эпизоды,
включающие
интервью
с самими
авторами.
В них
они
рассказывают о своих впечатлениях и мыслях, связанных
с путешествием через туманную зону.
«Путешествие через туман» быстро набрал популярность
среди пользователей. Подкаст доступен не только на Яндекс.
Музыке, но и на других подкаст-платформах. Тем не менее
именно на Яндекс. Музыке у этого подкаста больше всего
слушателей, а именно — 18 356 (на 11.10.2023).
«Путешествие
нарративный
своей
через
подкаст,
уникальной
туман» —
который
историей
это
увлекательный
захватывает
слушателей
и заставляет
задуматься
о возможностях человека в ситуациях, когда ему приходится
преодолевать не только физические, но и психологические
преграды.
2.4. Анализ подкаста «Подкастология» с
платформы Яндекс.Музыка
«Подкастология» —
это
история
о мире
подкастов.
Первые записи появились на платформе Яндекс. Музыка в
разгар пандемии, то есть 12 апреля 2022 года. Ведущие —
команда из 6 человек.
Главная
цель
разговорного
«Подкастологии» —
аудиоконтента
изучение
с прицелом
на
рынка
структуру,
содержание, примеры и влияние как на см формат, так и на
аудиторию.
В каждом
определенную
по созданию
тему
выпуске
или
подкаста,
жанр
ведущие
подкастов,
делятся
рассматривают
дают
полезными
советы
советами
и обсуждают тренды.
20
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
«Подкастология»
эпизодов.
Это
экспертами
подкастов.
и
предлагает
интервью
в области
В других
анализирует
различные
с известными
аудиовещания
эпизодах
и обсуждает
команда
различные
форматы
ведущими,
и создателями
самостоятельно
подкасты,
делясь
своими мнениями и информацией.
В целом
«Подкастология»
информативный
представляет
и познавательный
ресурс
для
собой
всех,
кто
интересуется подкастами и хочет узнать больше о различных
их аспектах.
Ведущие предлагают
слушателям
широкий
спектр
информации, советов и занимательных фактов о подкастах.
Сюжет
каждого
и включает
выпуска
в себя
посвящен
обсуждение,
определенной
рекомендации
теме
и анализ.
Ведущие представляют примеры подкастов, рассказывают
о лучших практиках и обсуждают текущие тренды.
Длительность выпусков «Подкастологии» — в пределах
от 20 до 45 минут,
рассмотреть
что
каждую
позволяет
тему.
достаточно
Подкаст
подробно
доступен
для
прослушивания на платформе Яндекс. Музыка, где у него
основная аудитория.
«Подкастология» — прикладной подкаст, потому что
главной задачей его создателей является создание выпусков,
помогающих узнать больше о мире подкастинга.
2.5. Анализ подкаста «TED Лучшее на
русском» с платформы Яндекс.Музыка
Подкасты TED изначально выходят на английском языке.
Их создает американский некоммерческий одноимённый
фонд. В расшифровке аббревиатуры находятся три слова
21
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
technology (технологии), entertainment (развлечение), design
(дизайн), в которых скрывается главная идея организации,
отражающаяся в их девизе — «deas worth spreading», то есть
«идеи, которые стоит рассказать». Сама суть подкастов
заключается
в обсуждении
экспертами
каких-либо
особо
важных и острых тем, ведь изначально фонд проводил лишь
офлайн
конференции,
выступления
стали
начиная
с 1984 года.
транслироваться
С 2009
в аудио
и
года
видео
форматах.
На выступления приглашают экспертов разных сферах.
Спикеры
рассказывают
об
актуальных
проблемах
современного общества.
Подкасты TED образовательные, потому что посвящены
определённой теме с ориентацией на развитие у слушателя
интереса к определённой теме или вопросу.
Длительность одного выпуска варьируется в зависимости
от темы, но не более 30 минут. Слушателей на платформе
Яндекс. Музыка сейчас насчитывается более
89 тысяч
человек на момент 09.11.2023.
Для более подробного анализа мы возьмём две серии
подкаста —
«2023/Искусственный
интеллект
как
потрясающий репетитор для учеников и учителей (Сэл Хан)»
от 29.05.2023 и «2023/Как превратить свои неудачи в победы
(Джесси Рейес)» от 14.08.2023.
Так как подкасты TED— это запись конференций, то они
начинаются
с приветствия
аудитории.
Темы
у представленных подкастов совершенно разные.
Сэл
Хан —
основатель
и генеральный
директор
бесплатной образовательной платформы. Мужчина старается
преподнести
слушателям
искусственный
интеллект
как
22
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
помощника,
развитию
который
поспособствует
образования.
преподаватели
Хан
и ученики
более
за 12 минут
могут
быстрому
объясняет,
пользоваться
как
новой
технологией лишь во благо. Искусственный интеллект — это
новая возможность получать дополнительное образование
бесплатно.
Джесси
Рейсес —
певица,
которая
рассказывает
о поражениях как способе работать еще больше, а также
не останавливаться
на уже
достигнутых
победах.
Весь
её монолог вмещается в 4 минуты.
Таким
образом,
подкасты
TED
включают
в себя
различные образовательные сферы — как психологию, так
и пользу современных технологий в современном мире.
2.6. Особенности подачи подкастов разных
видов в зависимости от звуковых эффектов и
построения речи
Выделяют 5 основных видов подкастов и для каждого из
них характеры свои особенности подачи.
«Подкастология» — это прикладной подкаст, главной
целью которого является предоставление рекомендаций по
созданию подкаста. Можно заметить, что в начале абсолютно
каждого выпуска идет фирменная музыкальная вставка, но
после неё весь выпуск музыка присутствует либо в переходах
от одной темы к другой, либо же в рекламных паузах. В
течение выпуска на фоне диалога или монолога музыкальное
сопровождение отсутствует. В выпусках нет определённого
стиля речи, беседы ведутся в свободной форме. Достаточно
часто наравне с терминами используется современный сленг
23
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
и англицизмы, например, в выпуске «Как делать солоподкасты? Кейсы: «Сладкая Плазма Ксандара Бо» и «Закат
Империи»» ведущая использует слова «контент» (от англ.
content – содержание). Эмоционального фона особо нет, ведь
формат и вид подкаста не имеет цели вывести слушателя на
чувства.
«TED Лучшее на русском» - образовательный
подкаст, целью которого является преподнесение
знаний по определённой теме и обсуждение важных
для
современного
общества
вопросов.
Формат
–
монолог, так как выступление спикера записывается
и публикуется в интернете, что и является подкастом.
Образовательный
использование
свойственной
вид
особой
подкастов
предполагает
терминологии
опр6еделённой
теме.
и
лексики,
Эмоционального
фона особо нет, ведь формат и вид подкаста не имеет цели
вывести слушателя на чувства.
«Путешествие
нарративный
своей
через
подкаст,
уникальной
туман» —
который
историей
это
увлекательный
захватывает
слушателей
и заставляет
задуматься
о возможностях человека в ситуациях, когда ему приходится
преодолевать не только физические, но и психологические
преграды. Это необычный рассказ о приключениях и страхах,
который,
вероятно,
не оставит
равнодушным
ни одного
слушателя. Подкаст выходит в формате художественного
повествования с применением звуковых эффектов. Например,
при описании встречи с туманом слушатели могут услышать
его загадочный шум. Это создает атмосферу напряжения
24
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
и помогает
подкаста
контролировать
искусно
эмоции
используют
аудитории.
такие
Авторы
приемы,
чтобы
заинтриговать и захватить внимание слушателей, создавая
сильный эмоциональный фон.
«Горы
без
вершин»
-
художественный
подкаст(радиодрама), где каждая серия – новое испытание
для главной героини. Для создания эмоционального фона
помогают – звуковые эффекты, например, шум реки. С их
помощью возможен контроль над эмоциями аудитории. Если
момент спокойный, то можно услышать размеренное течение
реки, а если же, наоборот, напряжённый, то водоворот и
бушующие волны. В речи рассказчиков достаточно много
тропов
–
эпитетов
художественный,
то
и
метафор,
так
использование
как
вид
подкаста
средств
речевой
выразительности просто необходимо.
«Взяла и Сделала» - разговорный подкаст, который
ведётся
в
формате
интервью,
где
тема
меняется
в
зависимости от гостя выпуска. Музыкальное сопровождение
присутствует в заставке (начале) каждой серии или же в
момент перехода от одного вопроса к другому. В выпусках
нет определённого стиля речи, беседы ведутся в свободной
форме. Достаточно часто наравне с терминами используется
современный сленг и англицизмы. Эмоционального фона
особо нет, ведь формат и вид подкаста не имеет цели вывести
слушателя на чувства.
25
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
Заключение
В ходе исследовательской работы нами была составлена
теоретическая база, необходимая для изучения подкастов
как жанров современной журналистики: обозначено понятие
и задачи подкастинга, выявлены его виды и форматы, а
также прослежена тенденция развития подкастов.
Можно сделать вывод, что подкастинг уже не набирает
обороты, а стремительно развивается, что подтверждает
наличие у стриминговых сервисов отдельных внутренних
приложений для подкастов. Или же перенос видео контента в
аудио формат для большего использования, например, Шоу
«Серёжа и Микрофон». Есть возможность, как и просмотреть,
так и прослушать.
При
проведении
опроса
было
выявлено
отношение
определённой аудитории к подкастам. Несмотря на наличие
знаний об этом жанре журналистики, используют его не все,
хоть и считают удобным.
Для
анализа
подкастинга
как
жанра
современной
журналистики были выбраны пять наиболее популярных
подкастов на территории РФ на платформе Яндекс.Музыка.
Анализ
был
проведён
раскрывающими
подкаст
по
как
нескольким
критериям,
самостоятельный
жанр
журналистики, а также все пять видов подкастов были
проанализированы.
Каждый выпуск абсолютно любого подкаста уникален, но,
несомненно, имеет общие черты с полным сборником.
26
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
«Взяла и сделала» — это разговорный подкаст - интервью,
разделённое
на
несколько
частей,
содержание
которых
каждый раз зависит от приглашённого гостя.
«Горы без вершин» — художественный подкаст, выглядит
как спектакль или сериал, в котором с помощью каждой
серии личность раскрывается ещё больше.
«Подкаст "Путешествие через туман» — нарративный
подкаст, построенный на принципе сюжетной композиции.
«TED лучшее на русском» — образовательный подкастмонолог, затрагивающий темы образовательные темы во всех
сферах жизни.
«Подкастология» — это прикладной подкаст, главной
целью которого является предоставление рекомендаций по
созданию подкаста.
В формат подкаста в 21 веке переходят многие шоу,
передачи, новостные издания или даже печатные издания,
например, Коммерсантъ (Российская газета). Выбирая этот
формат,
организации
подстраиваются
под
аудиторию,
позволяя выбрать подходящий для неё способ получения
информации.
Политика продвижения подкастинга – яркий пример
успешного продвижения нового медиума.
Подводя
итоги,
современного
удобным
можно
общества
способом
сказать,
подкаст
получения
что
в
становится
информации,
условиях
гибким
ничуть
и
не
уступающим другим, а также востребованным жанром, так
как
аудитория
превышает
10 000
человек
(на
примере
проанализированных мной подкастов) и растёт с каждым
днём.
27
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
Список использованной литературы и
источников
1.
Воинова Е.А., Сивякова Е.В. Подкаст как новый
формат публичной коммуникации в условиях цифровой
медиасреды. // Социально-гуманитарные знания. №12,
М., 2018. С.104-120.
2.
Донскова
А.,
Начито
А.,
Шиняева
М.,
Чепайтене А., Архипов А., Игинова С. Подкаст Горы без
Вершин:
[Электронный
аудио
ресурс]
Яндекс.Музыка.
//
URL:
https://music.yandex.ru/album/22293467?
dir=desc&activeTab=about
/
(Дата
обращения:
04.04.23).
3.
Засурский Я. Н. Система средств массовой
информации России: Учебное пособие для вузов. М.,
2001.
4.
Землянова
Л.
М.
Коммуникативистика
и
средства информации: Англо-русский толковый словарь
концепций и терминов. М., 2004.
5.
Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-
журналистика. М., 2005.
6.
России:
Каширский Д. Перспективы рынка подкастов в
[Электронный
ресурс]
//
VC.RU.
URL:
https://vc.ru/media/299411-perspektivy-rynka-podkastov-vrossii (Дата обращения 01.04.23).
7.
Куалков Д., Степанова Н. Встреча с туманом:
[Электронный
аудио
ресурс]
//
Яндекс.Музыка.
28
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
Путешествие через туман URL: https://music.yandex.ru/
album/126578450/track/81131207
/
(Дата обращения:
15.10.2023).
8.
По
И.
Как
делать
соло-подкасты?
Кейсы:
«Сладкая Плазма Ксандара Бо»: [Электронный аудио
ресурс] // Яндекс.Музыка. Подкастология URL: https://
music.yandex.ru/album/12693150/track/81131207
/
(Дата обращения: 23.10.2023).
9.
Птицева О., Степанова А., Спащенко Е.,
Козинаки М., Христолюбов С. В голос! Нескучаное
руководство по созданию подкаста. М., 2020. С. 31-45.
10. Редакция сайта GeekBrains. Что такое подкаст:
особенности
формата
и
польза
для
бизнеса:
[Электронный ресурс] // GeekBrains ИТ – образование.
URL:
https://gb.ru/blog/chto-takoe-podkast/
(Дата
обращения: 08.04.23).
11. Рейес Д. 2023/Как превратить свои неудачи
в победы:
[Электронный
Яндекс.Музыка.
TED
аудио
лучшее
на
ресурс]
русском
//
URL:
https://music.yandex.ru/album/21508580/track/118576842
?utm_medium=copy_link
/
(Дата
обращения:
01.10.2023).
12. Рудевич И. Подкасты: кому и зачем они нужны:
[Электронный
ресурс]
//
РБК
Стиль.
URL:
https://style.rbc.ru/impressions/5d9505f49a794749a4c42a
67 / (Дата обращения: 18.10.22).
13. Сибирцева
М.
Почему
подкастинг
так
популярен: [Электронный ресурс] // Блог Depositphotos.
URL:
https://blog.depositphotos.com/ru/pochemu29
Смирнова Д.Д. «Подкасты как жанр современной журналистики». 2023.
podkasting-tak-populyaren.html
/
(Дата
обращения:
18.10.22).
14. Хан С. «2023/Искусственный интеллект как
потрясающий репетитор для учеников и учителей»:
[Электронный аудио ресурс] // Яндекс.Музыка. TED
лучшее на русском URL: https://music.yandex.ru/album/
21508580/track/114159576
/
(Дата
обращения
01.10.2023).
15. Чернова
Н.
Подкаст
Взяла
и
сделала:
[Электронный аудио ресурс] // Яндекс.Музыка. URL:
https://music.yandex.ru/album/12729542?
dir=desc&activeTab=about
/
(Дата
обращения:
01.04.23).
30
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв