Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет права и безопасности
Кафедра правового обеспечения государственного управления и
национальной безопасности
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Образовательная программа
(профиль)____________________________________________
Дипломная работа
Право граждан на общественно-политическую активность в
Российской Федерации
Автор: Костромина
Елизавета
Александровна
обучающийся группы Ю0442
очной
формы
обучения
/
(подпись)
(ФИО)
Руководитель:
Павлов Анатолий
Петрович, к.ю.н., доцент
кафедры правового
1
обеспечения
государственного
управления и
национальной
безопасности
/
(подпись)
(ФИО)
Екатеринбург 2021
Содержание
Введение……………………………………………………………………………
3
Глава 1. Общие понятия, формы, способы реализации
общественно-политической активности ……………………………….
………………..…..…..7
1.1. Права гражданина в сфере общественно-политической
активности в соответствии с Конституцией РФ.……………….
……...…………………………….7
1.2. Формы общественных объединений для осуществления
общественно-политической
деятельности»………………………………………………………13
1.3. Способы осуществления общественно-политической
деятельности………19
2
Глава 2. Административная ответственность за нарушение
федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетах»………….…28
2.1. Особенности административной ответственности за
нарушение положений федерального закона «О собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирований»
……………………..…………………………………………….28
2.2. Проблемы
квалификации
административных
правонарушений в сфере организации и проведении публичных
мероприятий…………………………..31
2.3. Ответственность
несовершеннолетних
законодательства
организации
об
за
проведении
нарушение
публичных
мероприятий………………………….…35
Заключение
…………………………………………………………………………38
Библиографический
список
……………………………………………………….41
Введение
Актуальность темы исследования. Основной вопрос
любой
власти
-доверие
людей
к
ее
институтам.
В
государственно организованном обществе -доверие людей к
государству,
которое
напрямую
определяется
тем,
как
государство гарантирует и защищает права и свободы людей,
насколько
оно
допускает
граждан
3
к
формированию
собственной воли, к участию в осуществлении государственных
функций. В конце XX века с принятием новой Конституции 1 в
1993 году в Российской Федерации закрепилась новая система
прав и свобод граждан. В соответствии с ней люди стали
вовлечены в политико-правовую систему государства. Эта
система состоит из взаимных прав и обязанностей гражданина
и государства. А человека признали, как самостоятельного
субъекта. Именно в этой Конституции появилось новое для
Российской
Федерации
положения
о
взаимоотношениях
государства и отдельно взятого гражданина.
«Человек,
его
права
и
свободы
являются
высшей
ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина – обязанность государства» гласит 2
статья Конституции. Эти базовые понятия составляют основу
для всей 2 главы Конституции РФ, которая посвящена правам и
свободам
человека
и
гражданина.
В
ней
зафиксированы
принципы и нормы, которые расширили круг прав и свобод
граждан России. Они были сформулированы на основе опыта
других государств, а также международно-правовых актах о
правах человека.
«Обеспечение
гарантированной
реализации
конституционных правы граждан, включая развитие системы
демократических
механизмов
институтов
и
правоприменения.
создание
Политика
эффективных
России
будет
ориентирована на поддержание социальной справедливости»
1
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008
№ 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от
01.07.2020 №1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.2020.N 31. Ст. 4412.
4
это одно из приоритетных направлений концепции развития
Российской Федерации.2
Статья
Федерация
1
Конституции
это
правовое
и
говорила,
что
Российская
демократическое
государство.
Соответственно, должны обеспечиваться политические права и
свободы, в том числе участие граждан в осуществлении
законодательной
власти
(непосредственно
и
через
представителей). А также наличие реальной возможности
отстаивать индивидуальные и групповые взгляды, идеи и
убеждения,
что
в
дальнейшем
находит
отражение
в
формировании и функционировании аппарата политических
партий,
общественных
объединений,
в
политическом
плюрализме, свободе прессы и т.п. В соответствии с этим,
можно
сказать,
что
выбранная
мной
тема
исследования
является актуальной.
Степень
Вопрос
прав
научной
и
свобод
разработанности
человека
в
данной
сфере
темы.
общественно-
политической активности в современной России находится в
центре
внимания
современных
отечественных
правоведов,
политологов и юристов. Можно указать на работы Е.Ю.
Безруковой, К.Э. Калачёва, Д.И. Орлова3,
авторов.
Однако
актуальность
темы
и многих других
предполагает
необходимость ее дальнейшей разработки.
2
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"). // СПС
«Гарант»
3
Безрукова Е.Ю. «Почему люди не бунтуют»; Калачёв К.Э.«Революцию готовит власть»;
Дмитрий Иванович Орлов «Протест окажется масштабным, массовым и повсеместным».
5
Целью
граждан
данной
на
работы
является
исследование
общественно-политическую
прав
активность
в
современной России.
Для
реализации
указанной
цели
необходимо
решить
следующие задачи:
1) охарактеризовать
политические
права
гражданина
в
Конституции РФ;
2) изучить историю политических прав в России;
3) проанализировать систему прав и свобод граждан на
общественно-политическую активность.
4) раскрыть содержание прав граждан на общественнополитическую активность;
5) изучить
федеральные
законы,
регулирующие
общественно-политическую деятельность в России;
6) проанализировать проблемы реализации прав граждан на
общественно-политическую
активность
в
современной
России;
7) изучить условия административной ответственности при
нарушении
гражданами
законов,
регулирующих
их
общественно-политическую деятельность.
Объектом
исследования
является
совокупность
прав
граждан на общественно-политическую активность.
Предмет исследования – правовые нормы, закрепляющие
права граждан на общественно-политическую активность в РФ.
Теоретическое
определяется
тем,
значение
что
данной
результаты
дипломной
и
выводы
работы
моего
исследования о правах граждан на общественно-политическую
6
активность граждан в современной России представляет собой
определенный
материал
дальнейшего
более
для
теоретических
глубокого
обобщений
изучения
и
общих
закономерностей.
Практическая значимость исследования заключается в
том, что результаты исследования позволяют понять, что
система
прав
активность
граждан
требует
на
активного
общественно-политическую
изменения
в
рамках
современных реалий.
Методологической основой данной дипломной работы
являются диалектический метод познания, правовой анализ,
синтез,
обобщение,
дедуктивный
и
индуктивный
методы,
структурно-логический, формально-юридический методы и т.д.
Структура работы построена с учетом поставленных задач
и
состоит
из
введения,
двух
глав,
включающих
шесть
параграфов, заключения и списка источников и литературы.
7
Глава 1. Общие понятия, формы, способы
реализации общественно-политической активности
1.1. Права гражданина в сфере общественнополитической активности в соответствии с
Конституцией РФ
Общественно-политическая
направленная
на
выражение,
активность
защиту
–
и
деятельность,
реализацию
политических, социальных, возрастных, профессиональных и
других
интересов
отдельного
гражданина,
коллектива,
объединения или общества, осуществляемая добровольно.
Общественно-политическая
активность
предполагает
наличие интереса к общественной работе и организаторских
умений,
ответственности
при
выполнении
поручений,
инициативности, исполнительности, требовательности к себе и
8
готовности помочь другим при выполнении общественных
заданий4
Общественно-политическая активность может выражаться
как единолично, что встречается крайне редко, так и в составе
некоторой группы: общественная организация, общественное
движение, общественный фонд, общественное учреждение,
орган
общественной
самодеятельности,
ассоциация
общественных объединений, группах интересов, а также в
высшем проявлении участие в политической партии.
Общественные организации – это неотъемлемый атрибут
современного
гражданского
горизонтальные
связи,
общества.
структурируют
Они
осуществляют
общество,
делают
социальную жизнь богаче, упорядоченнее, разумнее, гуманнее.
Люди
решают
заняться
общественно-политической
деятельностью по разным причинам, основные из них:
граждане видят конкретные проблемы общества и хотят
решить их, помочь другим гражданам, безвозмездно, ради
улучшения всего общества;
граждане,
которые
политической
занимаются
деятельностью,
общественно-
осознают,
что
они
оказывают некоторое влияние на общество, конкретных
граждан
и
используют
это
для
продвижения
своих
собственных идей;
некоторые граждане решающие заняться общественнополитической деятельностью, желают не столько решать
4
Мирясова О.А. Потенциал, репертуар и факторы массовой политической активности в
России» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-repertuar-i-faktory-massovoypoliticheskoy-aktivnosti-v-rossii (дата обращения - 10.05.2021г.).
9
проблемы
общества,
сколько
получить
некоторую
известность и популярность за счет этой активности;
иногда
граждане
политической
решают
деятельностью
заняться
с
общественно-
целью
получения
определенных личностных качеств, которыми хотели бы
обладать. Такими качествами могут быть: умение работать
в команде, уверенность, ораторские способности, а также
другие навыки5.
Общественно-политическая деятельность может происходить в
3 формах:
1. пассивная
форма
(простой
интерес
к
общественно-
политической жизни);
2. активная форма (участие в общественно-политических
организациях);
3. наивысшая форма (участие в общественно-политической
жизни в составе политической партии).
Общественно-политическую активность личности, как форму
реализации политических интересов рассматривают в качестве
критерия
развития
гражданского
общества
в
стране
и
политических отношений.
Проявление этой активности в демократическом обществе
говорит о наличии у граждан определенных познаний в
политике. То есть характеристикой общественно и политически
активного индивида становится гражданственность.
6
5
Осинцев Д. В. Административное право. Учебник для бакалавриата и специалитета. —
М.: Юрайт, 2019 273-275 ст.
6
Коряковцева О.А. Анализ развития общественно-политической активности современной
молодежи: региональный аспект». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiyaobschestvenno-politicheskoy-aktivnosti-sovremennoy-molodezhi-regionalnyy-aspekt (дата
обращения - 10.05.2021г.).
10
Гражданственность – высокая и сознательная вовлеченной
личности в общественно-политическую жизнь, приверженность
интересам общества, готовность работать ради этих интересов.
В истории гражданственность рассматривалась, как наивысшая
добродетель и как высшая форма патриотизма. Проявление
гражданственности
борьбой
за
в
права
противопоставляется
непротивление
современном
обществе
и
Гражданская
свободы.
конформизму,
господствующим
в
связывают
который
обществе
с
позиция
означает
отношениям,
несмотря на несогласия с ними.
Так же в любом обществе существуют индивиды в больше
или меньше степени выражают общественно-политическую
пассивность. Она может выражаться в уклонении от любой
общественно-политической деятельности.
Крайней формой этой пассивности является абсентеизм,
это
проявление
равнодушного
отношения
людей
к
общественно-политической жизни общества. Эта жизнь не
интересует личность даже на уровне малой группы. В стране с
растущим уровнем абсентеизма чаще всего происходит кризис
системы общественно-политических отношений. Общественнополитическая апатия является результатом неспособности или
невозможности
индивида
повлиять
на
ход
общественно-
политических событий.
Основные функции общественно-политической активности 7:
выявление и удовлетворение интересов и потребностей
(объединение лиц в организации и движения с целью
7
Потапова А.А. Административное право. Конспект лекций. Учебное пособие. — М.:
Проспект, 2020.
77-78 страницы
11
выявления и удовлетворения тех или иных интересов,
связанных
с
профессиональными,
возрастными,
национальными и др. склонностями);
социальная интеграция и мобилизация (объединение и
организация членов группы и сторонников вокруг целей
определенного
объединения.
Так
же
привлечение
общественности к острым проблемам, выдвижение своих
методов
решения,
а
также
борьба
за
общественную
поддержку своих начинаний);
социализация
(при
привлечении
общественно-политических
лиц
к
вопросов,
организации
способствуют
жизненной
позиции,
различные
формированию
повышению
решению
активной
политической
образованности и культуры);
репрезентативная функция (выражение интересов группы
и доведения этих сведений до государственных органов).
Основными формами и методами давления общественнополитических организаций и движений на органы власти
являются следующие:
непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав
представительных и исполнительных органов власти;
поддержка на выборах близких по идеям политических
партий или кандидатов;
участие в разработке и подготовке законодательных и
других нормативных актов;
участие в работе государственных комиссий, комитетов,
экспертных групп и др.;
организация
пропагандистских
СМИ;
12
кампаний
в
средствах
участие в забастовках, митингах, демонстрациях и др.
Права граждан на общественно-политическую активность
являются частью группы политических прав. Эта группа прав
является
неотъемлемой
в
современном,
демократическом
государстве, то есть и в Российской Федерации. Политические
права
связаны
с
наличием
у
индивида
российского
гражданства и выражают свободу личности в формировании
органов власти и участии в государственном управлении.
Главный закон России – Конституция так же закрепляет
основные права граждан в политической сфере. Некоторые из
этих
прав
регулируют
общественно-политическую
деятельность.
Политические и общественные права в соответствии с
Конституцией РФ:8
право на равенство всех граждан перед судом и законом;
право
на
объединение,
включая
право
создавать
профессиональные союзы для защиты своих интересов;
право собираться мирно без оружия, проводить собрания,
митинги и демонстрации, шествия и пикетирования;
право участвовать в управлении делами государства как
непосредственно, так и через своих представителей;
право на равный доступ к государственной службе;
право на участие в осуществлении правосудия;
право
избирать
государственной
и
быть
власти
избранным
и
органы
в
органы
местного
самоуправления, а так же участвовать в референдумах;
8
Политические права граждан, порядок их реализации и защиты. URL: https://mrbulunskij.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3250299 (дата обращения - 20.05.2021г.).
13
право
на
личное
индивидуальных
обращение,
и
государственные
а
также
коллективных
органы
и
направление
обращений
органы
в
местного
самоуправления;
право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не
запрещенными законами;
право на обжалование в суд решений и действий (или
бездействия) органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных объединений и
должностных лип;
право на обращение в межгосударственные органы по
защите прав и свобод человека, если исчерпаны все
имеющиеся
внутригосударственные
средства
правовой
зашиты;
право на защиту от преступлений и злоупотреблений
властью,
на
доступ
к
правосудию
в
этой
связи
и
компенсацию причиненного ущерба;
право на возмещение государством вреда, причиненного
незаконными
действиями
(или
бездействием)
органов
государственной власти или их должностных лиц.
Так,
именно
сферу
осуществления
общественно-
политической деятельности регулирует статья 29 Конституции
РФ. Она гарантирует гражданам право на свободу мысли и
слова.
Это
базовое
право
для
любого
демократического
общества, ведь именно оно дает гражданам возможность
развивать общество, путем выражения реальных мыслей, к
существующему порядку или конкретному событию. Это право
позволяет
гражданам
при
осуществлении
общественно-
политической активности прямо и открыто выражает свое
14
недовольство или согласие с тем или иными изменениями в
обществе.
Статья 30 Конституции9 гарантирует гражданам право на
объединение
в
различные
сообщества
для
защиты
своих
интересов. Так же гарантируется свобода деятельности этих
объединений. То есть в Конституции, как в главном законе
Российской Федерации закреплен основной способ достижения
своих
целей,
через
реализацию
своей
общественно-
политической активности – создание различных общественных
объединений. В которых все члены действуют в направлении
достижения общих целей и реализации общих идей, которые
могут отличаться от целей и идей действующей власти.
Статья
31
Конституции
закрепляет
право
граждан
«собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги
и демонстрации, шествия и пикетирование». В современной
Российском обществе этот метод общественно-политической
активности стал использоваться всё чаще. Граждане РФ для
выражения своих идей и убеждений на счет того или иного
вопроса стали чаще выходить на шествия и митинги.
Реализация этого права осуществляется в разрешительном
или
уведомительном
порядке.
Все
участники
должны
соблюдать общественный порядок. За определенные виды
правонарушений
привлечены
к
организаторы
юридической
и
участники
ответственности,
могут
быть
вплоть
до
уголовной (например, за организацию массовых беспорядков
п.1 ст. 212 УК РФ).
9
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008
№ 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от
01.07.2020 №1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.2020.N 31. Ст. 4412.
15
Статья
33
Конституции
закрепляет
право
граждан
«обращаться лично, а также направлять индивидуальные и
коллективные обращения в государственные органы местного
самоуправления».
Это
право
может
реализовываться
как
индивидуально, так и коллективно. Процедура рассмотрения
данных обращений регулируется специальными нормативноправовыми актами общегосударственного и ведомственного
характера
(например,
Федеральный
закон
«О
порядке
рассмотрения обращений граждан в РФ» N-59 от 2.06.2006).
Конституция содержит и другие статьи, составляющие
правовой
статус
политической
гражданина
активности.
в
сфере
В совокупности
общественновсе
эти
права
составляют основу для данной активности. Эта база для
используемых
помощью
методов
которой
и
способов
они
организации
осуществляют
людей,
с
общественно-
политическую деятельность.
1.2. Формы общественных объединений для
осуществления общественно-политической деятельности
Общественно-политическую
деятельность
можно
осуществлять единолично, однако, такой подход встречается
крайне редко, почти всегда эту деятельность осуществляют в
составе объединений, это основные участники гражданского
общества.
Они
осуществляют
горизонтальные
связи
в
обществе, структурируют его10.
Федеральный закон «Об общественных объединениях» от
19.05.1995
N-82-11
ФЗ
регулируют
10
основные
способы
Зимина Л.В. «Общественно-политическая активность как категория политической
науки» URL: http://stage.nkzu.kz/id/eprint/5982 (дата обращения - 14.05.2021г.).
11
Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ//
Собрании законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
16
организации
людей
для
осуществления
общественно-
политической деятельности. В соответствии со статьей 7
данного ФЗ возможны объединения в следующих формах:
общественная организация;
общественное объединение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности;
политическая партия.
Деятельность
Федеральным
политических
Законом
«О
партий
политических
регулируются
партиях»
от
11.07.200112, положения которого я подробно рассмотрю далее.
Общественная организация - это основанное на членстве
общественное объединение, созданное на основе совместной
деятельности для защиты общих интересов и достижения
уставных целей объединившихся граждан13.
Общественные
реализации
организации
определённых
действуют
задач,
с
целью
направленных
на
удовлетворение нематериальных, духовных интересов граждан.
Они
являются
некоммерческими,
поэтому
получение
материальных благ – далеко не первостепенная задача, но,
согласно
российскому
законодательству,
эти
организации
могут иметь некоторую денежную прибыль, если она будет
задействована для реализации основной цели деятельности.
12
Там же
13
17
В
Уставе
общественной
организации
зафиксированы
основные цели и задачи деятельности. Основой формирования
является общность интересов членов организации.
Основная цель деятельности зависит от типа общественной
организации:
распространение и защита профессиональных интересов
представителей определенных специальностей;
реализация культурных прав граждан;
образовательная и просветительская деятельность;
политическая деятельность, развитие системы местного
самоуправления;
развитие
искусства:
литературы,
музыки
и
других
направлений.
Это довольно популярный способ объединения людей для
осуществления ними общественно-политической деятельности.
В
России
на
данный
9083514общественных
Общероссийский
момент
существует
организаций.
Союз
Молодежи,
около
Например,
Сою
Женщин
России,
Всероссийское Общество Глухих и др.
Эти
организации
создаются
для
деятельности
лиц,
объединенных по абсолютно разным признакам, как понятно из
приведенных
примеров.
Союз
молодежи
по
возрастному
признаку, Всероссийское Общество глухих по медицинскому и
т.д.
Общественным
движением
является
состоящее
из
участников и не имеющее членства массовое общественное
14
Россия в цифрах. 2019. URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2019/rusfig/rus19.pdf.
С.175.
18
объединение, преследующее социальные, политические и иные
общественно полезные цели, поддерживаемые участниками
общественного движения.
В отличие от общественных организаций, движение не
всегда может быть структурно оформлено, а также не всегда
состоит
из
состоять
единомышленников.
из
тактических
групп
и
течений,
соображений,
но
Иногда
движение
которые
объединились
расходятся
в
может
из
программных
установках.
Их социальная база общественных движений чрезвычайно
разнообразная: в каждое из общественных движений могут
входить
люди
разных
социальных,
этнических,
конфессиональных и других слоев. Ее участником признаются
граждане или общественные объединения, которые принимают
активное участие в деятельности общественного движения,
лично поддерживают проводимые им мероприятия.
Таким
образом,
состав
общественного
движения
не
является постоянным и самим движением не контролируется.
Обычно,
общественные
спонтанно,
выполнения,
выдвигая
как
движения
определённую
правило,
возникают
задачу,
распадаются.
достаточно
а
после
ее
Общественные
движения создаются для решения какой-либо значимой для
общества политической, социальной, экономической или иной
проблемы
В
генезисе
общественного
следующие стадии:
19
движения
выделяются
1. зарождения идей, появление активистов, выработка общих
взглядов;
2. пропаганда взглядов, агитация, привлечение сторонников;
3. более четкое формирование идей и требований, развитие
общественно-политической активности.
Далеко не все общественные движения в России являются
зарегистрированными, поэтому не известно точное количество.
Популярными общественными движениями являются «Трезвая
Россия», «Православная Россия» и другие.
Общественный
фонд
является
одним
из
видов
некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее
членства
общественное
заключается
в
добровольных
взносов,
поступлений
общественно
и
объединение,
формировании
иных
полезные
имущества
не
использовании
цели.
цель
которого
на
запрещенных
данного
Учредители
основе
законом
имущества
и
на
управляющие
имуществом общественного фонда не вправе использовать
указанное имущество в собственных интересах.
Имущество общественных фондов формируется на основе
добровольных
взносов
и
не
может
быть
использовано
в
интересах учредителей.
В России чуть меньше 2796 общественных фондов 15. Они
занимаются благотворительной деятельностью. Чаще всего
фонды не ставят перед собой цель в донесении своих интересов
органам власти, чаще всего они содействуют с органами власти
и занимаются решениями социальных проблем общества.
15
Россия в цифрах. 2019. URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2019/rusfig/rus19.pdf.
С.175.
20
Общественным
учреждением
является
не
имеющее
членства общественное объединение, ставящее своей целью
оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам
участников и соответствующих уставным целям указанного
объединения.
Это единственное общественное объединение, которое
может
заниматься
деятельностью.
В
хозяйственной
России
около
15 000
коммерческой
общественных
учреждений.
Органом общественной самодеятельности является не
имеющее членства общественное объединение, целью которого
является совместное решение различных социальных проблем,
возникающих у граждан по месту жительства, работы или
учебы,
направленное
неограниченного
круга
на
удовлетворение
лиц,
чьи
интересы
потребностей
связаны
с
достижением уставных целей и реализацией программ органа
общественной самодеятельности по месту его создания.
Особенной
чертой
органов
общественной
самодеятельности является жесткая привязка к территории,
причем довольно небольшой по размерам. Следует также
отметить, что эти органы весьма разнообразны. Это могут быть
родительские комитеты, студенческие объединения, трудовые
органы самоуправления и др.
Политическая партия - это общественное объединение,
созданное в целях участия граждан Российской Федерации в
политической жизни общества посредством формирования и
выражения их политической воли, участия в общественных и
политических акциях, в выборах и референдумах, а также в
21
целях
представления
интересов
граждан
в
органах
государственной власти и органах местного самоуправления 16.
Деятельность политических партий регулирует другой
Федеральный закон «О политических партиях» N-95 ФЗ от
11.02.200117. Политические партии являются особой формой
объединения
граждан
общественно-политической
деятельности. Они имеют особый регламент регистрации,
имеют членство. Члены партии напрямую заинтересованы в
получении государственной власти. В России зарегистрировано
35
политических
партий.
Хотя
в
государственной
думе
представлено всего 6.
Особенности
политических
партий:
организационная
упорядоченность наличие устава, политической идеологии и
программы деятельности; систематичность, долговременность
и
социальная
эффективность
политической
деятельности;
значительное политическое влияние в обществе.
Так же политические партии выполняют особые для
других общественных объединений функции:
обеспечение взаимосвязи общества с властью;
выражение
и
представительство
интересов
поддерживающих ее граждан;
интеграция и мобилизация (вовлечение) людей в
политику;
обоснование
и
обнародование
политических
альтернатив, выдвижение свежих идей;
16
Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ // СПС «Гарант»
Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ// СПС
«Гарант».
17
22
подготовка
и
воспитание
профессиональных
политиков;
участие в выборах и деятельности органов власти.
О политическом влиянии партии в обществе можно судить
по определённым критериям: прочность ее социальной базы,
количество
постоянно
поддерживающих
ее
программу
граждан; широта географии; число завоеванных на выборах
депутатских мандатов; общей численности ее организации. 18
Абсолютно все эти общественные объединения, несмотря
на большое количество их различий, несут в себе основную
цель – изменение общества, в соответствии со своими идеями.
Все эти объединения позволяют гражданам более успешно
осуществлять
эту
цель,
так
как
единолично
изменять
сложившееся общество довольно сложно, а наличие большого
количества сообщников позволяет преуспеть в этом гораздо
быстрее.
1.3. Способы осуществления общественнополитической деятельности
Общественно-политическая
выполнение
некоторых
активность
действий,
в
предполагает
которых
выражены
интересы определённой общественной группы, чаще всего
адресованные
органам
власти,
вместе
с
требованием
их
соблюдения.
Можно выделить несколько способов участия граждан в
общественно-политической жизни государства:
18
Петухов В.В. Общественная и политическая активность россиян: характер и основные
тенденции. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennaya-i-politicheskaya-aktivnostrossiyan-harakter-i-osnovnye-tendentsii
(дата обращения - 14.05.2021г.).
23
участие в выборах и референдумах;
членство в общественных объединениях (в том числе
и в политических партиях);
участие в митингах, манифестациях и демонстрациях.
Отдельно стоит отметить, что общественно-политическая
деятельность напрямую не связана с получением тех или иных
осязаемых
материальных
благ.
Первоочередной
целью
участников деятельности является утверждение и защита
конкретных идей и принципов.
Участие в выборах и референдумах это самый доступный
для граждан способ осуществления общественно-политической
активности, так как не требует особых вложений времени или
сил. Этот способ регулируется Федеральным законом «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации»19.
Участие в выборах основано не некоторых принципах:
голосование является всеобщим;
Голосовать имеют права все взрослые граждане РФ, достигшие
18 лет, дееспособные, а также не отбывающие наказания по
решению суда.
голосование является равным;
Каждый избиратель имеет только один голос и все избиратели
участвуют на равных основаниях.
голосование является прямым;
19
Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ//
Собрании законодательства РФ. 1995. N 21 ст. 1930.
24
Избиратели голосуют на выборах за или против конкретного
кандидата непосредственно.
голосование является тайным;
Исключение
какой-либо
возможности
контроля
за
волеизъявлением избирателей. Никто не обязан публиковать
своё мнение, голосование происходит в отдельной комнате или
кабинке и т.п.
голосование является свободным;
Голосование
является
добровольным
для
граждан
РФ,
государство должно гарантировать свободы волеизъявления.
Членство
в
общественных
объединениях.
Конкретные
формы этих объединениях я подробно описала во втором
параграфе данной главы. Участие в них это отдельный способ
проявления своей общественно-политической активности.
Самодеятельность
-
главный
принцип
общественно-
политической деятельности в данных объединениях. То есть
она не подчиняется никаким внешним указаниям (кроме,
следования законам государства), а внутри опираются на
основные
понятия
и
идеи,
зафиксированные
в
особом
нормативном документе – Уставе.
Не смотря на то, что напрямую все эти объединения не
имеют властных полномочий и, соответственно, не имеют
права на принятие общеобязательных решений. Они все равно
участвуют в решении тех или иных общественно-политических
вопросах.
Имея
ряд
конкретных
идей,
общественные
объединения могут прибегать различным методам.
25
Во-первых,
привлечение
Информации,
этот
метод
эффективных.
Телевидение,
к
делу
Средств
является
одним
газеты,
интернет
Массовой
из
наиболее
–
отличная
возможность заявить об идее на всю страну, или на конкретную
целевую аудиторию.20
Во-вторых, метод изучения общественного мнения. Этот
метод также является очень действенным, так как добиваться
своих целей объединениям намного проще, руководствуясь
реальным мнением людей, нежели исходить только из своих
собственных предположений.
Изучение общественного мнения может происходить в
нескольких формах:
опрос (с помощью анкетирования, интервью, фокусгруппы, телефонного опроса);
наблюдение
(может
«включенное
лица
на
изнутри,
например,
включение
наблюдение»
работу
присоединился
проблему,
происходить
«не
к
в
рядам
предприятие,
чтобы
забастовщиков
включенное
и
наблюдение»
он
понял
просто
наблюдение за событиями, не вмешиваясь в ход
процесса);
эксперимент (моделирование деятельности индивида
в специально созданных условиях);
анализ документов (изучение любой информации,
фиксированной в рукописном или печатном тексте, на
цифровых носителях, фото или видео, этот метод даёт
20
Гукова И.Н. Молодежное представительство, как форма проявления общественнополитической активности молодежи. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnoepredstavitelstvo-kak-forma-proyavleniya-obschestvenno-politicheskoy-aktivnosti-molodezhi
(дата обращения - 15.05.2021г.).
26
информацию
о
событиях,
которые
происходили
ранее).
В-третьих, работа с властями напрямую, отправляя свои
требования и пожелания в вышестоящие инстанции. Как
правильно,
в
таких
случаях
общественные
объединения
стараются заручиться юридической поддержкой.
В-четвертых, организация митингов и различных акций
(митингующие собираются в определенное время и заявляют о
своих правах и идеях с помощью лозунгов, возгласов и
плакатов). Этот способ я отдельно разберу далее.
Участие в митингах, манифестациях и демонстрациях.
Этот способ регулируется Федеральным законом "О собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» N-54
ФЗ от 19.06.200421. В соответствии с данным законом:
Собрание - совместное присутствие граждан в специально
отведенном
или
приспособленном
для
этого
месте
для
коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых
вопросов;
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном
месте для публичного выражения общественного мнения по
поводу актуальных проблем преимущественно общественнополитического характера;
Демонстрация - организованное публичное выражение
общественных настроений группой граждан с использованием
во
время
передвижения,
в
том
21
числе
на
транспортных
Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ//
Собрании законодательства РФ. 1995. N 21 ст. 1930.
27
средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной
агитации;
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее
определенному маршруту в целях привлечения внимания к
каким-либо проблемам;
Пикетирование - форма публичного выражения мнений,
осуществляемого
без
передвижения
и
использования
звукоусиливающих технических средств путем размещения у
пикетируемого
объекта
использующих
плакаты,
наглядной
агитации,
а
одного
или
транспаранты
также
более
и
иные
граждан,
средства
быстровозводимые
сборно-
разборные конструкции.
За последние три года количество митингов и других
общественных
выступлений
резко
увеличилось,
а
также
увеличилось количество людей, участвующих в этих протестах.
По независимым оценкам за 2019 год около 40% населения
Москвы поддержало протесты, проходившие в этот же год, в
сравнении, в 2018 году протесты поддерживало около 17% 22.
Так же выросло и число граждан, которые были привлечены к
административной ответственности за участие в митингах. В
2019 это почти 3000 раз, а в 2018 всего около 700.
График 1
Количество граждан, поучаствовавших в самых крупных
протестах
22
Варум Р., Чикнаев В. 10 лет протестов в цифрах. Как изменилась уличная активность и
ее поддержка в
обществе.URL:https://tvrain.ru/teleshow/notes/10_let_protestov_v_tsifrah_kak_izmenilas_ulich
naja_aktivnost_i_ee_podderzhka_v_obschestve-492228/ (дата обращения - 14.05.2021г.).
28
Участие
некоторыми
в
публичных
принципами,
мероприятиях
которые
так
обусловлено
же
указаны
Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях» N 54-ФЗ от 19.06.2004
23
:
принцип законности (то есть все этапы публичного
мероприятия: организация, регистрация, агитация,
проведение должны происходить только в порядке,
установленном российским законодательством);
принцип
публичном
добровольности
мероприятии
участия
не
(участие
может
в
быть
обязательным, соответственно никто не может нести
23
Федеральный Закон «О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и
пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ // СПС «Гарант»
29
ответственность
за
отказ
в
участии
в
данном
мероприятии).
Организация публичного мероприятия, в соответствии с
Федеральным законом N-54 состоит из нескольких этапов:
1. оповещение
возможных
участников
публичного
мероприятия и подача уведомления о проведении данного
публичного
мероприятия
в
соответствующий
орган
исполнительной власти субъекта РФ или орган местного
самоуправления;
2. проведение предварительной агитации;
3. изготовление
и
распространение
средств
наглядной
агитации;
4. другие действия, не противоречащие законодательству
РФ,
совершаемые
в
целях
подготовки
и
проведения
мероприятия.
Организатором публичного мероприятия могут быть:
один или несколько граждан РФ (для демонстраций,
шествия
и
пикетирований
–
старше
18
лет,
для
митингов и собраний – старше 16 лет);
общественные объединения, религиозные объединения,
их
региональные
отделения
и
иные
структурные
подразделения, взявшие на себя обязательство по
организации и проведению публичного мероприятия.
Уведомление
согласно
ч.
3
о
ст.
проведении
7
данного
публичного
закона,
следующую информацию:
1. цель публичного мероприятия;
30
мероприятия,
должно
содержать
2. форма публичного мероприятия;
3. место проведения публичного мероприятия, маршруты
движения участников;
4. дата
и
время
начала
и
окончания
публичного
количество
участников
публичного
мероприятия;
5. предполагаемое
мероприятия;
6. формы
и
методы
публичного
обеспечения
мероприятия
организации
организатором
общественного
медицинской
помощи,
порядка,
намерение
использовать звукоусиливающие технические средства
при проведении публичного мероприятия;
7. фамилия,
имя,
отчество
либо
наименование
организатора публичного мероприятия, сведения о его
месте
жительства
или
пребывания
либо
о
месте
нахождения и номер телефона;
8. фамилии,
имена
организатором
и
отчества
публичного
распорядительные
функции
лиц,
уполномоченных
мероприятия
по
выполнять
организации
и
проведению публичного мероприятия;
9. дата подачи уведомления о проведении публичного
мероприятия.
Участники
публичного мероприятия обладают рядом прав:
на участие в обсуждении и принятии решений о действиях,
связанных с целями данного публичного мероприятия; на
использование при проведении различную символику и иные
средства выражения и агитации; на принятие и направления
различных обращений в органы государственной власти или
органы местного самоуправления.
31
Во время проведения публичного мероприятия его участники
обязаны:
выполнять
все
публичного
законные
мероприятия,
требования
организатора
уполномоченных
им
лиц,
уполномоченного представителя органа исполнительной
власти субъекта РФ или органа местного самоуправления
и сотрудников органов внутренних дел;
соблюдать
общественный
порядок
и
регламент
проведения публичного мероприятия. Под регламентом
проведения публичного собрания Закон о собраниях (ст.
2)
понимает
документ,
содержащий
повременное
расписание (почасовой план) основных этапов проведения
публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных
за проведение каждого этапа.
Однако,
необходимо
уведомления
о
отметить,
проведении
что
в
публичного
отличие
от
мероприятия,
содержание которого подробно регламентировано Законом о
собраниях, подобная регламентация в отношении регламента
отсутствует.
Анализ
предположить,
что
норм
Закона
составление
о
собраниях
регламента
позволяет
производится
организаторами публичного мероприятия и согласуется с
органами исполнительной власти субъектов РФ или органами
местного самоуправления, которые принимают уведомления о
проведении публичного мероприятия24.
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов
и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному
24
Ефанова Е.В. Монстрация, как форма общественно-политической активности
современной молодежи» . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monstratsiya-kak-formaobschestvenno-politicheskoy-aktivnosti-sovremennoy-molodyozhi (дата обращения 10.05.2021г.)
32
времени,
за
исключением
посвященных
памятным
публичных
датам
мероприятий,
России,
публичных
мероприятий культурного содержания.
Глава
2.
Административная
ответственность
за
нарушение
федерального
закона
«О
собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетах»
2.1. Особенности административной
ответственности за нарушение положений
федерального закона «О собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетах»
За нарушения порядка проведения собрания, митингов,
демонстраций, шествий или пикетирований, и порядка участия
в
них
наступает
предусмотренная
административная
Кодексом
ответственность,
Российской
Федерации
об
административных правонарушениях.
Административная
ответственность
юридической
ответственности,
применении
административного
совершившему
которая
—
разновидность
выражается
наказания
административное
к
в
лицу,
правонарушение.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее
33
к моменту совершения административного правонарушения
возраста 16 лет.
Таб
лица 1.
Виды правонарушений в сфере организации и проведения
публичных мероприятий в соответствии с КоАП РФ
№
1
2
Нарушение порядка
организации и проведения
публичных мероприятий
Воспрепятствование
организации
или
проведению
собрания,
митинга,
демонстрации,
шествия
или
пикетирования.
Организация
либо
проведение
публичного
мероприятия без подачи в
установленном
порядке
уведомления
3
Организация
или
проведение
публичного
мероприятия
в
непосредственной
близости от территории
ядерной
установки,
радиационного источника
или
пункта
хранения
ядерных
материалов
и
радиоактивных веществ
4
Организация
массового
одновременного
пребывания
и
(или)
передвижения граждан в
общественных
местах,
повлекшее
нарушение
Применяемая
норма КоАП
Статья
КоАП
Санкция по
принимаемой норме
5.38. Административный
штраф
на
граждан
10 000-20 000 рублей.
На должностных лиц
30 000 – 50 000 рублей.
Часть 2 статьи Административный
20.2 КоАП
штраф
на
граждан
20 000
–
30 000
рублей/обязательные
работы на срок до 50
часов.
Административный
штраф для должностных
лиц 20 000 – 40 000
рублей,
для
юридических лиц 70 000
– 200 000 рублей.
Часть 7 статьи Административный
20.2 КоАП
штраф 100 000 – 300 000
рублей/административн
ый арест на срок до 15
суток.
Для должностных лиц
штраф 200 000 – 600 000
рублей;
для
юридических
лиц
500 000
–
1 000 000
рублей.
Часть 1 статьи Административный
20.2.2. КоАП
штраф
на
граждан
10 000
–
20 000
рублей/обязательные
работы до 50 часов. На
должностных лиц штраф
34
общественного порядка
50 000 – 100 000 рублей;
на
юридических
лиц
200 000
–
300 000
рублей.
5
Блокирование
транспортных
коммуникаций
6
Превышение указанного в
уведомлении
на
проведение
публичного
мероприятия
количества
участников
публичного
мероприятия;
Проведение
публичного
мероприятия в местах, в
которых
проведение
публичных
мероприятий
запрещено;
Проведение
публичного
мероприятия ранее 7 часов
и позднее 22 часов по
местному времени.
Сокрытие
участниками Часть 5 статьи
публичного
мероприятия 20.2 КоАП
своих лиц, использование
масок, средств маскировки,
иных
предметов,
специально
предназначенных
для
затруднения установления
личности
7
Полномочия
Статья
КоАП
20.18 Административный
штраф
для
граждан
50 000 – 100 000 рублей/
обязательные работы до
100 часов.
На должностных лиц
штраф 150 000 – 300 000
рублей. На юридических
лиц 250 000 – 500 000
рублей.
Часть 1 статья Административный
20.2 КоАП
штраф
на
граждан
10 000-20 000
рублей/обязательные
работы до 40 часов.
На должностных лиц
штраф 15 000 – 30 000
рублей.
На юридических лиц
50 000 – 100 000 рублей.
по
составлению
административных правонарушениях,
Административный
штраф
на
граждан
10 000
–
20 000
рублей/обязательные
работы до 40 часов.
протоколов
об
в соответствии с КоАП
РФ25 предоставлены должностным лицам органов внутренних
дел (полиции).
25
Кoдeкc PФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195 (в ред. от
30.04.2021) // CЗ PФ. – 2002. – №1(часть I). – Ст.1.
35
В
соответствии
исковой
с
давности
ответственности
за
законодательством
привлечения
нарушение
к
увеличен
срок
административной
законодательства
в
сфере
организации и проведения публичных мероприятий до 1 года.
В
обычных
случаях
постановление
по
делу
об
административном правонарушении не может быть вынесено
по истечении 2 месяцев.
Как
правило,
тщательным
образом
проведение
массовых
фиксируется
мероприятий
правоохранительными
органами с помощью фото и цифровой видеозаписи с разных
точек, в том числе, начиная с пути следования к месту
проведения.
Все
нарушения
и
конфликтные
ситуации
с
гражданами отражаются на фотографиях и видеозаписи. Они
считаются допустимым доказательством по административным
и уголовным делам.
За последние годы правоохранительные органы России
получили
значительный
общественной
опыт
безопасности
работы
при
по
обеспечению
проведении
публичных
мероприятий. В том числе и по пресечению, фиксации не
согласованных мероприятий. Действия правоохранителей в
таких ситуациях всегда спланированы, грамотно методически
отработаны и опираются на действующее законодательство,
которым должностные лица правильно пользуются.
Так,
например,
если
проводится
несогласованное
публичное мероприятие, то сотрудники правоохранительных
органов, как при непосредственном общении, так и с помощью
громкоговорителей разъясняют гражданам, что они прибыли и
принимают участие в не санкционированном (не разрешённом)
36
собрании, митинге и демонстрации, шествии и пикетировании,
гражданам
также
предлагается
покинуть
место
его
проведения.
Другими
словами,
такой
фразой
происходит
предупреждение гражданина и фиксация его юридического
факта
уже
как
мероприятия,
участника
который
несогласованного
уже
не
публичного
выполняет
требования
сотрудников органов внутренних дел.
Если гражданин начнет сопротивляться, применять по
отношению
призывать
к
ним
других
физическое
граждан
насилие,
оскорблять
присоединиться
и
их,
физически
помочь ему. То, вполне вероятно, и наступление для него и тех,
кто его поддерживает уже уголовно-правовых последствий. А
такие последствия предусматривают достаточно суровые меры
наказания26.
Так, например, за посягательство на жизнь сотрудника
правоохранительного
законной
органа,
деятельности
общественного
безопасности
порядка
либо
из
в
целях
указанных
и
воспрепятствования
лиц
обеспечению
мести
за
такую
по
охране
общественной
деятельность,
предусмотрена уголовная ответственность. Это статья 317 УК
РФ27.
Наказание
-
от
двенадцати
до
двадцати
лет
с
ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненное
лишение свободы.
График 2
26
1.
Алгоритм судебной защиты граждан, задержанных на политических акциях URL:
https://zakon.ru/blog/2017/7/19/algoritm_sudebnoj_zaschity_lic_zaderzhannyh_na_politicheskih
_akciyah
27
Уголовный кодекс PФ от 13 июня 1996 года № 63 (в ред. от 24.02.2021) // Собрание
законодательства PФ. – 1996. – №25. – Ст. 2954
37
Количество задержаний и привлечений к
административной ответственности на публичных
мероприятиях за последние 10 лет
2.2. Проблемы квалификации административных
правонарушений в сфере организации и
проведении публичных мероприятий
Объектом административного правонарушения являются
общественные отношения, которые урегулированы нормами
административного
права
и
которые
охраняются
мерами
административной ответственности.
Административные правонарушения в сфере реализации
своей общественно-политической активности через участие в
собраниях,
митингах,
шествиях,
38
демонстрациях
и
пикетированиях
условно
можно
разделить
на
те,
где
непосредственным объектом являются:
общественные отношения в сфере установленного
порядка
организации
либо
проведения
собрания,
митинга, демонстрации или пикетирования;
общественные отношения в сфере организации либо
проведения публичного мероприятия без подачи в
установленном порядке уведомления о проведении
публичного мероприятия;
общественные отношения в сфере установленного
порядка и организации, либо проведения публичного
мероприятия и общественные отношения в сфере
организации
либо
проведения
публичного
мероприятия без подачи в установленном порядке
уведомления
создание
о
проведении,
помех
транспортных
повлекшие
движению
средств,
либо
за
собой
пешеходов
или
превышение
норм
предельной заполняемости территории и повлекшее
причинение вреда здоровью человека или имуществу;
общественные отношения в сфере установленного
порядка проведения публичного мероприятия.
Содержание
объективной
стороны
административных
правонарушений, предусмотренных КоАП, характеризуется 2
группами признаков: обязательными и факультативными.
Исходя
из
содержания
объективной
стороны,
рассматриваемые административные правонарушения можно
подразделить на:
39
административные
правонарушения,
связанные
с
нарушением установленного порядка организации,
либо проведения публичных мероприятий;
административные правонарушения, связанные с
организацией
или
проведением
несанкционированного публичного мероприятия;
административные
действиями
правонарушения,
или
бездействиями,
связанные
с
нарушающими
установленный порядок организации или проведения
публичных мероприятий.
Исходя из положений Федерального закона «О собраниях,
митингах,
демонстрациях,
шествиях
и
пикетированиях»
нарушение установленного порядка, как я писала в первом
параграфе данной главы, может выражаться:
в
порядке
подачи
оповещения
уведомления
возможных
о
участников
проведении
и
публичного
мероприятия в соответствующий орган;
в порядке проведения предварительной организации;
в порядке изготовления и распространения средств
наглядной агитации;
в
порядке
организации
других
действий,
не
противоречащих законодательству РФ, совершаемых в
целях
подготовки
и
проведения
публичного
мероприятия.
Отсутствие
в
российском
законодательстве
исчерпывающего перечня нарушений в сфере организации и
проведения
публичного
мероприятия
квалификацию указанных правонарушений.
40
затрудняет
Субъектом административного правонарушения в сфере
организации
и
проведения
публичных
мероприятий,
в
соответствии с законом могут быть организаторы публичного
мероприятий и участники.
Формы предусмотренных КоАП правонарушений могут
быть разными. Например, сокрытие своего лица, либо части
лица. Конституционный суд постановил, что сам по себе этот
запрет не препятствует ношению шарфа, капюшона, платка, а
также маски либо респиратора. Полиция при этом должна
обращать внимание на мотивы и цели таких действий. То есть
как в законе, так и в пояснении к нему нет никакой
информации за что конкретно в случае сокрытия части лица
участник публичного мероприятия может быть привлечен к
ответственности, а в какой нет. Соответственно, полиция
может по своему квалифицировать правонарушение в данной
сфере, так как даже конкретные мотивы и цели, при котором
гражданин должен быть привлечен к ответственности нигде не
зафиксированы. Полиция может по-разному трактовать какие
именно цели и мотивы являются противоправными.
В
ситуации
респираторов
данный
пандемии,
является
пункт
вообще
когда
ношение
обязательным
может
для
является
масок
всех
либо
граждан,
поводом
для
привлечения к ответственности практически всех участников
по
различным
правонарушений
причинам.
по
данному
Так
что
пункту
квалификация
является
очень
затруднительной и расплывчатой в формулировках. Вопрос
того, как именно устанавливается
мотив сокрытия лица
участником публичного мероприятия тоже является никак не
зафиксированным.
41
Организация
без
подачи
проведении
или проведение публичного мероприятия
в
установленном
публичного
порядке
мероприятия,
уведомления
о
административная
ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2
КоАП РФ28, могут иметь место в случае, если несколько
пикетов,
каждый
из
которых
формально
подпадает
под
признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены
единством
целей
и
общей
организацией,
проводятся
одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их
участники
используют
ассоциативно
узнаваемые
или
идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие
требования и призывы.
Данные обстоятельства могут подтверждаться, например,
наличием
одного
организатора
публичных
мероприятий,
единым оповещением возможных участников и проведением
предварительной агитации, изготовлением и распространением
средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
Оценивая совокупность таких пикетирований в качестве
одного
публичного
возможность
мероприятия,
случайного
необходимо
совпадения
действий
исключить
участников
одиночных пикетирований и не производить квалификацию
пикетирования,
осуществляемого
одним
участником,
в
качестве публичного мероприятия, в отношении которого
Законом о публичных мероприятиях установлена обязанность
по подаче уведомления в орган публичной власти, в случае
проявления
к
пикету
обычного
внимания
со
стороны
заинтересовавшихся им лиц.
28
Кoдeкc PФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195 (в ред. от
30.04.2021) // CЗ PФ. – 2002. – №1(часть I). – Ст.1.
42
При этом исходя из предусмотренной статьей 1.5 КоАП РФ
презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется
производство по делу, обязанность доказывания того, что
проведение
несколькими
лицами
одиночных
пикетов
изначально было задумано и объединено единым замыслом и
общей организацией,
скрытую
в связи с чем представляет собой
форму
публичного
мероприятия,
предусматривающего необходимость подачи уведомления о его
проведении в орган публичной власти, должна лежать на
должностных лицах, уполномоченных составлять протокол об
административном правонарушении, предусмотренном частью
2 статьи 20.2 КоАП РФ, либо прокуроре в случае возбуждения
им дела о таком правонарушении.
То есть вопрос об объединении одиночных пикетах в
единой несанкционированное публичное мероприятия также
не полностью охарактеризован в российском законодательстве
и решение по каждому отдельному случаю не всегда будет
соответствовать
тем
решениям,
которые
принимались
в
подобных условиях до этого.
2.3. Ответственность несовершеннолетних за
нарушение законодательства об организации
проведении публичных мероприятий
Федеральный
демонстрациях,
закон
шествиях
«О
и
собраниях,
пикетированиях»
митингах,
запрещает
несовершеннолетним выступать организаторами публичных
мероприятий, в том числе и политических.
Несовершеннолетние
граждане,
вовлеченные
в
несанкционированные публичные мероприятия подвергаются
43
опасности
быть
вовлеченными
в
массовые
беспорядки,
правонарушения и преступления.
Если
же
проведения
дети
или
публичных
подростки
нарушают
мероприятий,
то
есть
правила
принимают
участие в несанкционированном митинге или шествие или тем
более позволяют там себе хулиганство, то они подлежат
ответственности
наравне
с
остальными
участниками
правонарушения.
В соответствии с частью 6.1. статьи 20.2 КоАП РФ
нарушение
установленного
проведения
публичного
несанкционированном
создание
порядка
мероприятия,
мероприятии,
помех
организации
участие
повлекшем
за
функционированию
жизнеобеспечения,
транспортной
или
и
в
собой
объектов
социальной
инфраструктурам, связи, движению пешеходов и транспортных
средств, либо доступу граждан к жилым помещениям или
объектам
транспортной
или
социальной
инфраструктуры
влечет за собой для несовершеннолетних лиц достигших 16
лет:
административный штраф в размере от 10 000 до
20 000 рублей;
обязательные работы сроком 100 часов;
административный арест на срок до 15 суток.
Указанные дела об административных правонарушениях
рассматриваются комиссиями о несовершеннолетних и защите
их
прав.
возраста,
В
случае
с
не
которого
достижения
несовершеннолетними
наступает
административная
ответственность, либо освобождение его от предусмотренного
44
законом
ответственности
несовершеннолетних
проведении
членами
может
индивидуальной
несовершеннолетним
и
его
быть
комиссии
принято
по
решение
о
работы
с
профилактической
родителями
делам
либо
законными
представителями. То есть несовершеннолетний может быть
поставлен на профилактический учет в органы полиции. 29
В современных условиях также участились случаи участия
несовершеннолетних в несанкционированных митингах, в том
числе экстремистской направленности родители также могут
нести ответственность за участие их несовершеннолетних
детей в данных мероприятиях, а также за правонарушения, в
которых они могут участвовать во время мероприятий.
В митингах «За свободные выборы», которые прошли в
январе 2021 года по всей стране, поучаствовало около 50 000
человек. В Москве участвовало около 11 тысяч граждан, из них
около 1400 были несовершеннолетними30.
Уполномоченная по правам ребёнка Анна Кузнецова
рассказала, что в ходе протестов были задержаны около 300
несовершеннолетних
(около
70
в
Москве,
30
в
Санкт-
Петербурге) их отпустили после приезда родителей.
29
Харитонов И.К. Привлечение несовершеннолетних к административной
ответственности. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/privlechenie-nesovershennoletnih-kotvetstvennosti-za-sovershenie-pravonarusheniy (дата обращения - 09.05.2021г.).
30
В Москве около 50 тысяч человек вышли на улицу, чтобы отстоять свое право на
свободные выборы. URL: https://rupres.com/politika/eto-rekord-v-moskve-okolo-50-tysyachchelovek-vyshli-na-ulicu-chtoby-otstoyat-svoe-pravo-na-svobodnye-vybory (дата обращения 09.05.2021г.).
45
Заключение
На основе моего исследования можно сказать, что все,
рассмотренные мной права являются базой для реализации
гражданами
своей
общественно-политическая
46
активности,
позволяя публично выражать свои требования власти. Однако,
нельзя не заметить, что система прав для общественнополитической
деятельности
не
до
конца
российском
законодательстве.
Система
развиваться
и
для
возможность
гражданам
увеличиваться,
в
полной
проработана
прав
того,
мере
в
должна
чтобы
дать
проявить
свою
общественно-правовую активность.
Использование всех прав на общественно-политическую
активность не подлежит никаким ограничениям, помимо тех,
которые установлены законом в интересах государственной
безопасности,
охраны
нравственности
населения.
общественного
Запрещается
порядка
использовать
и
эти
права для насильственного изменения конституционного строя
России, а также для разжигания расовой, национальной,
классовой
или
какой-либо
другой
ненависти,
а
также
пропаганды насилия и войны.
Так
же
должна
происходить
дальнейшая
разработка
условий для применения административной ответственности в
сфере организации и проведения публичных мероприятий, так
как
сейчас
в
российском
законодательстве
нет
точного
описания для квалификации некоторых правонарушений в
данной сфере, так же должен подниматься вопрос привлечения
к административной ответственности несовершеннолетних лиц,
так как сейчас он очень мало освещен.
В целом, в российском законодательстве очень мало
законов,
которые
регулируют
общественно-политическую
активность. Работа над этим должна активно вестись, тем
более в современном обществе, где эта активность растет. Это
47
позволит обществу улучшаться и идти вперед, сохраняя при
этом баланс между мнением власти и мнением оппозиционных
сил.
В соответствии с целью дипломной работы, я провела
правовой
анализ
теоретических
и
практических
аспектов
реализации гражданами их прав на общественно-политическую
активность.
А
также
проявления
я
что
многие
общественно-политической
проявляются
обществом,
демократии.
Я
отношения
выявила,
в
проработана
как
считаю,
том,
что
проблема
крайняя
что
в
активности
форма
основная
проявления
причина
законодательстве
практической
способы
такого
недостаточно
реализации
прав
на
общественно-политическую активность.
Для осуществления данной цели дипломной работы я
охарактеризовала основные политические права граждан,
так
как
их
основной
частью
являются
права,
на
общественно-политическую активность граждан;
проанализировала систему прав и свобод граждан на
общественно-политическую
активность,
в
эту
систему
входит огромное количество нормативно-правовых актов
(эти права зафиксированы как в конституции, так и в
локальных правовых актах);
раскрыла содержание прав граждан на общественнополитическую активность, это содержание заключается в
том, чтобы выразить свои мысли и на счет, того что
происходит в обществе и осуществляя свои права пытается
это изменить.
48
изучила условия административной ответственности при
нарушении
ФЗ
«О
собраниях,
митингах,
шествиях,
демонстрациях и пикетированиях», эти условия очень
разнообразны, однако полного и точного описания на
данный момент в российском законодательстве нет.
Так же особую заинтересованность у меня вызвало то, что
сейчас в России нет средств, обеспечивающих защиту права на
мирные собрания. Судебные органы не обеспечивают должного
разбирательства, находясь в зависимости от государственных
органов.
При
этом
сами
органы
власти
проявляют
нетерпимость к данным публичным мероприятиям.
Я
считаю,
гражданами
что
своих
законодательство
прав
на
в
сфере
реализации
общественно-политическую
активность должно активно развиваться и дополняться. Права
должны быть более обширными и реальными. Так же должна
быть
улучшена
система
привлечения
граждан
к
административной ответственности, должны быть более четко
описаны основания привлечения к ответственности.
49
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конституция
Российской
всенародным
поправок,
голосованием
внесенных
Федерации
12.12.1993)
Законами
РФ
о
(принята
(с
учетом
поправках
к
Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №
7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от
01.07.2020
№1-ФЗ)
//
Собрание
законодательства
РФ.2020.N 31. Ст. 4412.
2. Федеральный
закон
от
19.05.1995
№
82-ФЗ
«Об
общественных объединениях» (в ред. от 30.12.2020). //
СПС «Гарант»
50
3. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях
от
30.12.2001
N
195-ФЗ
(ред.
от
26.05.2021). //СПС «Гарант»
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996
N 63-ФЗ (в ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021). //
СПС «Гарант».
5. Федеральный
закон
о
11.07.2001
№
95-ФЗ
2О
политических партиях» (в ред. от 30.04.2021). // СПС
«Гарант»
6. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
(в ред. от 30.12.20202). // СПС «Гарант»
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р
(ред.
от
28.09.2018)
«О
социально-экономического
Федерации
на
период
до
Концепции
долгосрочного
развития
Российской
2020
года>
(вместе
с
"Концепцией долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020
года"). // СПС «Гарант»
Учебная и научная литература
8.
Алгоритм судебной защиты граждан, задержанных на
политических
акциях
URL:
https://zakon.ru/blog/2017/7/19/algoritm_sudebnoj_zaschity_
lic_zaderzhannyh_na_politicheskih_akciyah
9. Варум Р., Чикнаев В. 10 лет протестов в цифрах. Как
изменилась
уличная
активность
и
ее
поддержка
в
обществе.URL:https://tvrain.ru/teleshow/notes/10_let_protes
tov_v_tsifrah_kak_izmenilas_ulichnaja_aktivnost_i_ee_podder
51
zhka_v_obschestve-492228/
(дата
обращения
-
14.05.2021г.).
10. Гукова
И.Н. Молодежное представительство, как форма
проявления
общественно-политической
активности
молодежи»
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnoepredstavitelstvo-kak-forma-proyavleniya-obschestvennopoliticheskoy-aktivnosti-molodezhi
11. Ефанова
Е.В.
Монстрация,
как
форма
общественно-
политической активности современной молодежи» URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/monstratsiya-kak-formaobschestvenno-politicheskoy-aktivnosti-sovremennoymolodyozhi
12. Зимина
Л.В. «Общественно-политическая активность как
категория политической науки. URL: http://stage.nkzu.kz/
id/eprint/5982
Карпенко
13.
Т.А.
Карпенко
Т.А.
Особенности
квалификации административных правонарушений за
нарушение
массовых
общественного
порядка
при
проведении
мероприятий
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kvalifikatsiiadministrativnyh-pravonarusheniy-za-narushenieobschestvennogo-poryadka-i-obschestvennoy-bezopasnostipri
14. Козырев
П.М., Смирнов А.И. Политическое участие и
особенности
современной
развития
политической
России.
активности
URL
https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-uchastie-i-
52
в
:
osobennosti-razvitiya-politicheskoy-aktivnosti-vsovremennoy-rossii/viewer
15. Коряковцева
О.А.
политической
Анализ
активности
развития
общественно-
современной
молодежи:
региональный аспект. URL: https://cyberleninka.ru/article/
n/analiz-razvitiya-obschestvenno-politicheskoy-aktivnostisovremennoy-molodezhi-regionalnyy-aspekt
Мирясова
16.
массовой
О.А.
Потенциал,
политической
репертуар
активности
в
и
факторы
России»
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-repertuar-ifaktory-massovoy-politicheskoy-aktivnosti-v-rossii
17.
Осинцев Д. В. Административное право. Учебник для
бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт, 2019. 486 с.
18. Петухов
В.В. Общественная и политическая активность
россиян:
характер
и
основные
тенденции
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennaya-ipoliticheskaya-aktivnost-rossiyan-harakter-i-osnovnyetendentsii
«Политические права граждан, порядок их реализации и
19.
защиты» URL: https://mr-bulunskij.sakha.gov.ru/news/front/
view/id/3250299
20.
Потапова А.А. Административное право. Конспект
лекций. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2020. 128 с.
21.
Россия
в
цифрах.
2019.
URL:
https://www.gks.ru/free_doc/doc_2019/rusfig/rus19.pdf.
552с.
22. Харитонов
И.К. Привлечение несовершеннолетних к
административной
ответственности»
https://cyberleninka.ru/article/n/privlechenie53
URL:
nesovershennoletnih-k-otvetstvennosti-za-soversheniepravonarusheniy
Материалы судебной практики
23.
Постановление
Пленума
Верховного
Суда
РФ
от
26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у
судов при рассмотрении административных дел и дел об
административных
применением
правонарушениях,
законодательства
связанных
о
с
публичных
мероприятиях". // СПС «Гарант»
Выпускная
квалификационная
работа
выполнена
мной
самостоятельно. Все использованные в работе материалы и
концепции из опубликованной научной литературы и других
источников имеют ссылки на них.
«____» ________________ 20__г.
_________________
(подпись)
__________
)
(ФИО студента)
54
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв