ПРАВО НА ЗЕМЛЮ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российская Федерация с исторических времён сложилась как многонациональное государство. Конституция РФ 1993 г., провозгласив новые приоритеты государства, гарантирует коренным народам РФ права ориентируясь с общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 69)1. Коренные малочисленные народы в РФ составляют небольшую часть населения страны. Но при этом, в полном объёме располагают правами, которые все люди России, независимо от их численности, места проживания, что отвечает преамбуле Конституции РФ, зафиксировавшим общепризнанный принцип равноправия и самоопределения народов. В Российской Федерации правовым статусом из коренных малочисленных народов наделены 46 народностей. Наибольшая часть из них – 40 народностей, относится к коренным малочисленным народам (КМН) Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. В РФ насчитывается около двести тысяч человек, коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, 158,5 тыс. из которых обитает в северных регионах, в сельской местности. Занимается в той или иной степени традиционными, их видами хозяйствования. Особенности традиционного образа жизни КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ связаны, прежде всего, с состоянием облегающей среды и возможностью применения природных ресурсов. Проживание в труднодоступных местах с суровым климатом и узкими возможностями для личного потребления природных ресурсов, определяет надобность выделения в отдельную категорию коренные малые народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Наделяя КМН рядом особенных прав, законодатели РФ учитывают и особенности нынешней экономической обстановки в стране, и поэтому, в условиях перехода всего государства к рыночной экономике для коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации должен быть сформирован специальный подход к правовой рассогласованности их традиционного природопользования. Право КМН на владение и пользование земли – одно из важнейших вопросов России, который требует острую дискуссию и зачастую оживлённое противодействие. Российская Федерация в данном отношении не исключение, следует предположить, что подобное связано с незнанием специфики образа жизни коренных малочисленных народов, некоторыми другими причинами, но основная из которых состоит в том, что земли коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, как правило, богаты природными ископаемыми (нефтью, газом и другими). И как следствие, определение права коренных малочисленных народов на земли их извечного проживания противопоставляется взгляды органов государственной власти, не хотящей утратить контроль над этими территориями и природными богатствами, не желанием брать на себя обязанности считаться с точкой зрения коренных народов, нести ответственность перед ними и функционировать под их контролем. Существуют, безусловно, и небезосновательные опасения, связанные с тем, что особые права способны привести к образованию привилегированной социальной группы, которую в последствии придётся защищать от других, зачастую столь же бедствующих социальных групп. Вместе с тем проблема права землепользования является актуальной для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ что объясняется, прежде всего, тем, что земля для них, живущих охотой, рыболовством, оленеводством, собирательством, образует материальное и духовное начало их жизнедеятельности. Без этого КМН будут обречены на исчезновение или в лучшем случае – на утрату своей самобытной культуры. Следует учитывать и тот факт, что в местах своего расселения КМН являются первопоселенцами и лишать их возможности жить и хозяйствовать на этих землях, особенно если подобное происходит не добровольно и вне правовых процедур, – это несправедливость, неприемлемая для государства, претендующего называться демократическим и правовым. Право КМН на землю в значимой степени выступает системообразующей основой их государственно-правового статуса, и с этим правом связана осуществление прав на самоуправление, на участие в пользовании недрами, создаются предпосылки для объединения народа, лучшего развития языка, культуры и в решении социальных вопросов. В настоящий момент земельный вопрос для КМН приобретает особую актуальность, что становится понятным, если учитывать современные реалии России такие как – приватизация, получение земель в аренду и на правах частной собственности. Без надлежащих гарантий может произойти сужение возможностей в использовании природных ресурсов или вытеснение коренных малочисленных народов с занимаемых территорий. Отдельные факты свидетельствуют о том, что земельные наделы порой получают люди, далёкие от традиционного хозяйствования, выделяемые участки зачастую несоизмеримы потребностям одного хозяина, происходит подмена целей землепользования, даётся разрешение на пользование землёй иностранным фирмам без согласия коренного малочисленного населения.

Государство и право. Юридические науки
Дипломы

Вуз: Независимое исследование (нет вуза)

ID: 5f3a5938cd3d3e0001bb88f6
UUID: c6c19a70-c2a0-0138-1ba1-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: почти 4 года назад
Просмотры: 48

15.46

Василий Пырирко

Тюменский государственный университет (ТюмГУ)


0

Комментировать 1

Рецензировать 1

Скачать - 740,2 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Василий Пырирко
1. Актуальность и практическая значимость темы. Мировым сообществом признано, что коренные малочисленные народы нуждаются в особой защите их прав и свобод. Российское государство признало это и приняло на себя ответственность в вопросах обеспечения развития экономики и культуры этих народов, охраны природной среды в местах их проживания, о чем свидетельствует ст. 69 Конституции РФ. Основой с...

почти 4 года назад

15.46
Василий Пырирко

Актуальность и практическая значимость темы. Мировым сообществом признано, что коренные малочисленные народы нуждаются в особой защите их прав и свобод. Российское государство признало это и приняло на себя ответственность в вопросах обеспечения развития экономики и культуры этих народов, охраны природной среды в местах их проживания, о чем свидетельствует ст. 69 Конституции РФ. Основой сохранения самобытного образа жизни и культуры коренных малочисленных народов Севера являются традиционное природопользование – оленеводство, охота, рыболовство, собирательство. Без поддержания и развития этих видов хозяйственной деятельности коренные малочисленные народы обречены на вымирание. Поэтому право на традиционное природопользование является центральным среди всех прав этих народов. В то же время следует признать, что механизм обеспечения этого права коренных малочисленных народов в современной России не создан. При обновлении земельного законодательства специфика прав коренных малочисленных народов как субъектов землепользования не была учтена, весьма несовершенным является и Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Зачастую его нормы и нормы Земельного кодекса РФ не стыкуются с нормами лесного, водного законодательства. Практически невостребованным наукой и федеральным законодателем остается уже накопленный опыт правового регулирования соответствующих проблем в субъектах РФ. .Недостаточно исследуются вопросы права на традиционное природопользование и в современной отечественной юридической литературе. Все эти факторы свидетельствуют об актуальности избранной темы выпускной квалификационной работы и необходимости ее исследования.

Для лиц старше 18 лет