УДК 376.3
ПРЕОДОЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ В
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Воротынцева Дарья Алексеевна,
Тимошенкова Людмила Николаевна,
Резанова Марина Леонидовна,
Бутенко Валентина Ивановна
Воспитатели
ГБОУ «Белгородская коррекционная
общеобразовательная
школа - интернат № 23»
Аннотация: Коммуникативное развитие с нарушением
слуха
во
многом
зависит
от
специфики
создания
и
использования педагогами в работе предметно-развивающей
среды, что обусловлено ее колоссальной ролью не только в
общем развитии ребенка, но и корреционно-развивающем
преодолении недостаточности развития.
Ключевые слова: дошкольный возраст, нарушение слуха,
игровая деятельность, коррекционное обучение, коррекционноразвивающая среда.
OVERCOMING COMMUNICATION DISORDERS IN PLAY
ACTIVITIES OF PRESCHOOL CHILDREN WITH HEARING
IMPAIRMENT BY MEANS OF A CORRECTIONAL AND
DEVELOPMENTAL ENVIRONMENT
Vorotyntseva Darya Alekseevna,
Timoshenkova Lyudmila Nikolaevna,
Ryazanova Marina Leonidovna,
Butenko Valentina Ivanovna
Kindergarten teachers
State budgetary educational institution
«Belgorod Correctional
general education boarding school No.23»
Abstract:
The
communicative
development
of
hearing
impaired children largely depends on the specifics of the creation
and use of the subject-developing environment by teachers in their
work, which is due to its enormous role not only in the overall
development of the child, but also in the correctional and
developmental overcoming of developmental disabilities.
Key words: preschool age, hearing impairment, play activity,
correctional training, correctional and developmental environment.
Коммуникативное развитие с нарушением слуха во многом
зависит от специфики создания и использования педагогами в
работе предметно-развивающей среды, что обусловлено ее
колоссальной ролью не только в общем развитии ребенка, но и
корреционно-развивающем
преодолении
недостаточности
развития.
Высокий уровень коммуникативного развития предполагает
способность
к
окружающими,
легкому
общению,
установлению
вступлению
в
контактов
с
коммуникативное
взаимодействие.
В Федеральной программе развития образования в РФ
отмечается,
что
на
данный
момент
одним
из
основополагающих условий развития дошкольного образования
является
работа
по
формированию
развивающей
среды,
которая в свою очередь позволяет наиболее полным образом
выявить способности и интересы дошкольников и развивать их
в дальнейшем [1].
Во многом специфика организации жизнедеятельности
детей дошкольного возраста с нарушением слуха находится в
зависимости
от
созданного
родителями
и
педагогами
развивающего пространства, так как именно развивающее
пространство
представляет
собой
важное
социально-
адаптивное и реабилитационное средство развития, воспитания
и
последующего
возможностями
обучения
здоровья.
детей
с
ограниченными
Формирование
коррекционно-
развивающей среды способствует решению таких трудностей,
как доступность, наглядность, доброжелательная атмосфера, а
также – развитию коммуникативной компетентности ребенка.
Хорошо
представляет
организованная
собой
предметно-развивающая
основу
речевого
развития
среда
детей,
способствует организации содержательной и увлекательной
деятельности. Формируя коррекционно-развивающую среду для
дошкольников с нарушением слуха, необходимо помнить о том,
что она способствует развитию ребенка в том случае, если
представляет для ребенка интерес. В целях обеспечения более
легкой адаптации ребенка с нарушением слуха в окружающем
мире,
его
интеграции
в
общество
и
последующей
социализации, необходимо способствовать его раскрепощению,
коммуникабельности и социальной активности.
В
соответствии
с
требованиями
ФГОС
дошкольного
образования, на сегодняшний день имеется необходимость
формирования социально-коммуникативных умений у детей с
ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Следовательно, педагогам необходимо включать в план работы
игры, упражнения и занятия, целью которых является развитие
коммуникативных навыков у детей [2].
В дошкольном учреждении развивается и систематически
пополняется коррекционно-развивающая среда посредством
различных развивающих и дидактических игр, игрушек с
магнитами, моделей, настольных и печатных игр, а также
материалов, направленных на сенсорное развитие в целях
формирования интереса к решению интеллектуальных задач,
развития произвольности внимания, развитию самообладания
и выдержки, а также социальной адаптации каждого ребенка и
развития коммуникативных навыков.
При
этом
важно
подчеркнуть,
что
организация
коррекционно-развивающего пространства представляет собой
крайне
сложную
задачу.
Это
обусловлено
следующими
моментами:
1. В
группах
должны
быть
созданы
максимально
комфортные, а главное – обеспечивающие безопасность
дошкольников
условия
для
игровой
деятельности
и
занятий.
2. Необходимо
учитывать
эмоциональное
благополучие
детей – группа должна стать местом, куда ребенку
хотелось
бы
оформление
идти
каждый
помещения,
день:
удобная
красивые
мебель,
игрушки
и
интересные пособия представляют собой крайне важные
элементы успешной работы.
Итак,
собой
коррекционно-развивающая
потенциальный
формирование
и
инструмент
последующее
среда
представляет
воздействия
развитие
на
личности
дошкольника, а следовательно – она должна привлекать его к
воспитательному и образовательному процессу и обеспечивать
максимальный психологический комфорт [3].
В целях преодоления коммуникативных нарушений у детей
дошкольного
возраста
коммуникации,
необходимо
направленные
использовать
на
средства
формирование
и
последующее развитие способности ребенка увидеть другого и
сопереживать
ему.
Подобранный
педагогами
материал
(пособия, игры, книги) должен способствовать формированию
элементарных
правил
коммуникативного
взаимодействия,
интериоризации общественных норм и правил поведения.
Совместная игровая деятельность и диалоги со сверстниками и
взрослыми способны оказывать позитивное воздействие на
развитие навыков взаимодействия, что находит отражение в
развитии коммуникативных навыков. В данном случае к числу
основных методов, используемых педагогами, относятся игры,
коммуникативные ситуации, беседы, работа с текстами, чтение
литературных
произведений
и
моделирование
игровых
ситуаций.
В
специализированных
дошкольных
образовательных
учреждения коррекционно-развивающая среда представляет
собой
крайне
важное
средство
социальной
адаптации
и
реабилитации детей. Данная среда обладает существенным
отличием
от
предметно-развивающей
среды,
которая
традиционно организуется в дошкольных учреждениях общего
вида, так как предназначена для реализации коррекционного
воздействия
и
организации
условий,
способствующих
преодолению и сглаживанию сложностей социализации детей
дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха в целях
дальнейшего их обучения на всех этапах образовательного
процесса.
К
основным
базовым
компонентам
предметно
-
развивающей среды относятся:
природное окружение и его объекты;
оборудование и атрибутика;
физкультурно - развивающие модули и оборудование;
системные блоки оздоровительных комплектов;
игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых
действий, ситуаций и ролевых проявлений;
игры - драматизации;
театрально - музыкальные салоны и блоки;
коррекционно
-
развивающие
и
коррекционно
-
компенсаторные дидактические игры и тренинги;
дидактические пособия, развивающие эстетические и
гедонистические способности восприятия красоты;
коррекционно - развивающая среда специальных и
общеобразовательных занятий [4].
При
организации
необходимо
развитию
учитывать
ребенка
коррекционно-развивающей
тот
только
факт,
в
том
что
среда
случае
и
среды
способствует
тогда,
когда
представляет для него интерес. Здесь должна учитываться зона
ближайшего
развития
особенности,
уровень
способность
к
ребенка,
его
его
речевого
творческому
коммуникативные
развития,
освоению
а
также
новых
видов
деятельности. При разговоре с дошкольником необходимо
принимать во внимание собственную речь: необходимо четко
артикулировать, выговаривать отдельные слова, правильно, а
главное – лаконично строить фразы при опоре на средства
наглядности (предметы, картинки и таблички), использовать
коррекционно-развивающее
пространство,
непосредственно
учитывая возраст ребенка, его интересы, возможности, а также
цели и задачи совместной деятельности.
Также
немаловажным
фактором
является
учет
особенностей интересов девочек и мальчиков, их гендерных
отличий, право каждого дошкольника на речевое развитие в
индивидуальном
темпе,
право
на
свободу
выбора
игр
и
игрушек.
Крайне важно, чтобы ребенок ощущал себя в безопасности
и комфорте в рамках предметно-развивающей среды, имел
возможность
к
проявлению
собственных
способностей
и
изменению
окружающей
творческих
среды
по
собственному на то желанию.
Необходимо помнить о том, что безопасность предметноразвивающей среды заключается не только в качественных
игрушках, но главное – в понимании и безусловном принятии
эмоций и чувств каждого ребенка, учете его мнения и
способности к пониманию его эмоционального состояния, то
есть
среда
должна
быть
психологически
безопасной
и
комфортной.
Ведущей моделью общения и освоения мира для детей,
безусловно, является игра. Во время игры ребенок знакомится
и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать
отношения,
подражает
взрослым,
осваивает
неизвестное,
познает, что такое хорошо и что такое плохо. Игра помогает
маленькому человеку освоиться в том обществе, где он живет,
включая культурные традиции, взаимоотношения и роли [3].
Основными условиями эффективности развития игр
являются такие направления, как:
свободное и добровольное включение детей в игру;
дети должны хорошо понимать смысл и содержание
игры, ее правила, идею каждой игровой роли;
игра должна положительно воздействовать на все
сферы ее участников;
достаточное количество времени для игры и наличие
необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
при
создании
игровой
среды
следует
учитывать
половое различие детей;
не
должна
лишать
его
права
на
уединение
и
спокойную сосредоточенную деятельность;
осуществлять
своевременное
изменение
игровой
среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта
детей и в соответствии с их интересами, настроением [5].
Особое внимание необходимо уделять деятельности по
преодолению
нарушений
коммуникативных
способностей
ребенка. С этой целью необходимо использовать дидактические
и речевые игры, способствующие обогащению словарного
запаса
ребенка,
формированию
у
него
грамматически
правильной речи, интонационной выразительности, и, самое
важное - с целью формирования навыка использования уже
имеющихся
коммуникативных
средств
в
межличностном
общении со взрослыми и сверстниками. Можно использовать, к
примеру, такие игры, как: «Транспорт», «Кто где живет?»,
«День рождения куклы Кати», «Похоже - не похоже», «В гостях
у Чиполлино», «Едет, плывет, летит», «С какого дерева лист?»,
«Чей
хвост?»,
«Сад,
огород»
и
другие,
способствующие
развитию у детей способности анализировать получаемую
информацию и оперировать ею. Они являются стимулирующим
фактором развития их речевой активности.
Помимо
речевых
игр,
можно
использовать
игры
-
драматизации, инсценировки, в которых разыгрываются как
эпизоды, так и целые сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок»,
«Курочка ряба», «Три медведя» и другие. В рамках такой
деятельности
дети
получают
возможность
проявления
инициативы, могут принять на себя ту роль, которая им
нравится. В таких играх и подготовках к драматизациям дети
овладевают речевыми навыками как средствами воздействия
на
партнера
по
межличностному
общению.
Необходимо
акцентировать внимание дошкольника на значение ролевых
высказываний, их интонационный рисунок, темп и модуляцию
голоса. Материал для игр - драматизаций и инсценировок
необходимо
отбирать
в
соответствии
с
календарно
-
тематическим планированием работы воспитателя, педагогапсихолога и учителя - дефектолога.
Нельзя забывать о том, что ведущей деятельностью в
дошкольном возрасте является сюжетно - ролевая игра. В
процессе этой игры дети берут на себя роли взрослых и в
специальной, создаваемой самими детьми ситуации воссоздают
деятельность взрослых и их межличностные отношения. Далее
дети самостоятельно развивают сюжет, объединяя в единое
целое
отдельные
особенностью
игровые
таких
игр
действия.
являются
взаимодействия,
в
результате
взаимодействие
участников
Отличительной
правила
игрового
возникает
речевое
игры
-
диалог.
В
ежедневной работе с детьми можно использовать следующие
игры:
«Магазин»,
«Парикмахерская»,
«Больница»,
«В
автобусе», «Кукла идет гулять» и другие.
Итак,
коррекционно-развивающая
среда
должна
систематически пополняться игрушками, развивающими играм
и, книгами, настольными играми, игрушками, различными
предметами,
способствующими развитию опытно-поисковой
деятельности, материалами для сенсорного развития, куклами
для кукольного и пальчикового театра, карточками эмоций
человека и др.
Необходимо отметить, что систематическое дополнение и
усовершенствование
коррекционно-развивающей
среды,
использование разнообразных методов и приемов, специально
организованное
педагогов
коммуникативное
создать
деятельности
обучение
благоприятные
слабослышащих
условия
детей,
целенаправленному
формированию
деятельности,
обеспечивает
которое
и
умение
для
игровой
способствует
коммуникативной
возможность
ребенку
правильно взаимодействовать с окружающими его людьми в
различных игровых ситуациях.
Список литературы
1.
Государственная программа Российской Федерации
«Развитие образования на 2013-2020 годы» (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. №792)
[Электронный
источник].
–
URL:
http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf
(26.05.2021)
2.
Федеральный
стандарт
государственный
дошкольного
образования
образовательный
(утв.приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
№1155)
[Электронный
источник].
–
URL:
https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb
4c33/ (26.05.2021)
3.
Мамедова,
Л.В.
Особенности
психологического
развития детей дошкольного возраста // сборник статей III
Международной
научно-практической
конференции
«Современная наука: актуальные вопросы, достижения и
инновации». – 2018. – С.165-167
4.
Немыкина, Г.В. Создание в дошкольном учреждении
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
соответствии с ФГОС ДО // Новое слово в науке: перспективы
развития. – 2015. – №1(3). -С.67-69
5.
Роготнева,
развивающего
А.В.
пространства
Организация
для
детей
коррекционнос
ограниченными
возможностями здоровья в условиях ДОУ // сборник статей
Международной
научно-практической
конференции
«Проблемы взаимодействия науки и общества». – 2019. –
С.154-162
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв