Проблема синтеза искусств в романе Германа Броха «Смерть Вергилия»

Аннотация к магистерской диссертации «Проблема синтеза искусств в романе Германа Броха "Смерть Вергилия"» студентки 2 курса магистратуры филологического факультета Бессмельцевой Олеси Васильевны Научный руководитель: к.ф.н., доц. Белобратов А. В. Данное исследование посвящено проблеме синтеза искусств в романе «Смерть Вергилия» (1945), центральном и наиболее сложном художественном произведении в наследии австрийского писателя классического модерна Германа Броха (1886-1951). Произведение Броха занимает значительное место в ряду итоговых «интеллектуальных» романов первой половины ХХ в., представленных «Доктором Фаустусом» Т. Манна и «Игрой в бисер» Г. Гессе. Общей чертой здесь, кроме прочего, является попытка философски осмыслить и творчески реализовать идею взаимопроникновения и «взаимного освещения» искусств, в первую очередь, искусства словесного и музыкального. В западном литературоведении представлены исследования «Смерти Вергилия», авторы которых обращали внимание на интермедиальный характер этого произведения. Радикализм, с которым Брох следовал своей художественной программе поиска музыки языка, делает язык романа чрезвычайно тёмным, эзотеричным, что дало ряду исследователей повод к сопоставлению «Смерти Вергилия» с экспериментальными романами Дж. Джойса. В связи с вышесказанным целью нашего исследования стал анализ интермедиальных процессов и методов в романе «Смерть Вергилия» с привлечением теоретических эссе Броха и культурно-исторического контекста эпохи. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования: - установить роль искусств и их синтеза в этической концепции Броха; - определить связь творческой задачи «Смерти Вергилия» с культурно-историческим контекстом романа; - установить степень и способ реализации принципа синтеза искусств на сюжетном, стилистическом и языковом уровнях романа; - определить значение интермедиальности для интерпретации и рецепции романа. Текст работы занимает 120 с., список литературы включает 124 источника. Работа имеет следующую структуру. Во Введении представлен обзор исследований «Смерти Вергилия» в отечественном и зарубежном литературоведении. В первой главе рассмотрена философско-этическая концепция Броха (его «теория ценностей»), которую он разрабатывает в 1920-е г.г. Во второй главе исследование обращается к эссеистическим текстам Броха, в которых он развивает оригинальную теорию динамики культуры и роли искусства в ней. Важным положением теории Броха является постулируемая им зависимость между этическим поступком и эстетической формой, в которую этот поступок облекается. В третьей главе рассмотрена поэтика романа «Смерть Вергилия». Центральный тезис исследования состоит в том, что Брох в романе «Смерть Вергилия» стремится посредством синтеза искусств преодолеть раздробленное, кризисное состояние, в котором пребывает личность культуры модерна. Именно в утрате личностью представления о некоем идеальном гуманном субъекте видит Брох причину утраты нравственных основ общества, а также причину метафизической неукоренённости личности, что делает её легкой добычей для идеологий, предлагающих некий суррогат общности и усреднённой идентичности. В пику такому усреднению, Брох пишет свой роман о Вергилии из предельно субъективной перспективы, в форме внутреннего монолога от третьего лица, за счёт которой для автономной личности открывается путь к некоей абсолютной позиции лирического Я. Брох называет свой роман «лирическим комментарием» или «лирической исповедью». Обращение к философско-теоретическим текстам Броха позволяет понять, что он определяет это лирическое состояние сознания как исток и средоточие всех искусств. Так, анализ «Смерти Вергилия» на внешнем (Четвёртая глава) и внутреннем (Пятая глава) сюжетном уровнях, а также на языковом уровне (Шестая глава) обнаруживает черты синтетического произведения искусства, в котором совмещены техники монтажа, контрапункта и музыкальной вариации на композиционном, семантическом и стилистическом уровне с орнаментальной структурой синтаксиса. Такая структура ритмически организует текст, делая его медитативным, побуждая к рецитации в процессе чтения. Этот посыл усиливается за счёт метафоры голоса, к которой прибегает Брох. В «Заключении» приведены выводы по проделанному анализу. Текст романа являет собой в каком-то смысле «аудиостенограмму» внутреннего голоса Вергилия. Центральное место в романе занимает тема вслушивания, тема поиска некоего сверхголоса, единства с которым герой достигает в смерти и тем самым оказывается у истока первого слова, сотворившего мир. Обращение к библейским мотивам и метафоре голоса, хора голосов, «чащи» голосов приближают текст Броха не столько к экспериментальным романам Дж. Джойса, сколько к музыкальным драмам и ораториям А. Шёнберга, где происходит обращение к традиции церковного хорала. Подобно Шёнбергу, Брох в своём творчестве пытается создать новую форму художественного выражения религиозного опыта, которая бы откликалась на проблемы современности. В романе «Смерть Вергилия» на фоне гибели античной культуры и духовного кризиса её представителей голос, музыка языка становится символом межчеловеческого тепла и взаимопонимания, которое обещает надежду на обновление культуры.

Комплексные проблемы общественных наук
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d36735f1be77c40d58f6d
UUID: bceae928-0567-4618-8a6e-1fe523ef1c14
Язык: Русский
Опубликовано: почти 8 лет назад
Просмотры: 181

Бессмельцева Олеся Васильевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 596603 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет