Профессиональное самоопределение учащейся молодежи на примере города Ярославля. Социологический анализ.

Профессиональное самоопределение или выбор профессии является средством самоутверждения человека в обществе. В настоящее время, выбор профессии – это одно из главных решений в жизни молодежи. В связи с быстрыми социально-экономическими изменениями, современного состояния российского общества, появляется ряд проблем, связанных с базовым профессиональным выбором личности. Этим обусловлено повышенное внимание к проблемам становления и развития молодого поколения со стороны различных наук, и особенно социологии. Молодежь, как социальная группа, выполняет особую функцию, связанную с воспроизводством и обновлением социальной структуры общества. Данная функция реализуется в ходе социализации, инструментом которой является процесс профессионального самоопределения. В ситуации незавершенности преобразований современного общества новые требования порождают разнообразные противоречия и парадоксы в профессиональном выборе молодежи. В связи с этим, неравномерность происходящих изменений обусловливает необходимость учитывать специфику процесса профессионального самоопределения на региональном уровне. Главной целью является изучение профессионального самоопределения учащейся молодежи с учетом анализа специфики регионального рынка труда и системы образования, так как они являются важнейшими структурными факторами процесса профессионального самоопределения, а также исследование особенностей образовательных и профессиональных ориентаций, характерных для молодежи региона. Проблема исследования заключается в недостатке систематизированных представлений о закономерностях профессионального самоопределения молодежи в современном российском обществе. Мы будем рассматривать профессиональное самоопределение молодежи на примере г.Ярославля, так как в данном аспекте этот вопрос еще не был изучен в конкретном городе. Многоаспектность социологического подхода к профессиональному самоопределению молодежи отражена в разнообразии направлений исследования. Анализу профессиональных ориентаций и предпочтений молодежи посвящены работы Дидковской Я.В. , Чередниченко Г.А. , М.Н. Руткевича , Ф.Р. Филиппова . Факторную детерминацию профессионального самоопределения молодежи выявляют в своих работах М.В. Батырева , Н.Ю. Бухнер , Л.А. Гегель , В.И. Журавлев , Е.А. Климов , Д.Л. Константиновский , М.Х. Титма , Г.А.Чередниченко , Шубкин В.Н. и др. Объект – учащаяся молодежь города Ярославля. Предмет исследования – профессиональное самоопределение учащейся молодежи города Ярославля. Цель исследования – изучить профессиональное самоопределение учащейся молодежи города Ярославля. Задачи исследования Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач: 1. рассмотреть понятие профессионального самоопределения с позиций социологии; 2. изучить специфику понятия «молодежь» и значение профессионального выбора молодежи в современном мире; 3. определить роль социальных институтов в формировании профессионального самоопределения учащейся молодежи; 4. проанализировать мотивы выбора ВУЗа и специальности как части процесса профессионального самоопределения молодежи; 5. исследовать содержание профессиональных установок учащейся молодежи; 6. осуществить прогноз трудоустройства студентов (выпускников). Методологической базой исследования являются системный и сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей, экспертный опрос, сравнение и группировка, а также использование индуктивного и дедуктивного методов научного познания. Гипотезы исследования: 1. Предполагается, что сущность процесса профессионального самоопределения современной молодежи претерпевает изменения, значительная роль отводится институту образования и рынку труда. 2. Предполагается, что определяющим фактором при выборе профессии молодежью является востребованность и престижность. 3. При профессиональном самоопределении главным фактором становятся личностные предпочтения молодежи. 4. Наличие связей в профессиональной среде является главным фактором успешного трудоустройства молодежи. 5. От уровня безработицы зависит трудоустройство выпускников. В практической части мы будем выявлять содержание профессиональных установок учащейся молодежи и выделять их общие черты. Для этого мы будем использовать следующие методы: 1. Экспертный опрос учащейся молодежи г.Ярославля, с целью выявления их профессиональных установок. Составляет не менее 30 экспертов, из них 47 – студентов, 47 – школьников. Метод сбора данных – анкетирование. 2. Прогноз трудоустройства выпускников ЯГПУ им. Ушинского.

Социология
Дипломы

Вуз: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (ЯГПУ)

ID: 5f32f6c1cd3d3e0001b757b9
UUID: f8d2feb0-be39-0138-1765-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: больше 3 лет назад
Просмотры: 118

22.88

Алена Баштырева

Ярославский государственный университет им. ПГ. Демидова (ЯрГУ имени П.Г. Демидова)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,5 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет