Профилактика асоциального поведения подростков в процессе гражданского воспитания

В теоретической части выпускной квалификационной работы мы изучили сущность асоциального поведения, формы и методы гражданского воспитания в школе, способствующих профилактике асоциальных форм поведения подростков, а также сами причины и факторы, обуславливающие возникновение асоциального поведения у детей подросткового возраста. Проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему профилактики асоциального поведения подростков средствами гражданского воспитания позволил нам выяснить, что гражданское воспитание в школе является одним из важных компонентов в осуществлении целенаправленного педагогического процесса. Гражданское воспитание в общеобразовательной школе в нашем исследовании понимается как важнейший контекст и условие профилактики асоциального поведения подростков, результатом которого является гражданская культура (воспитанность) подростка, проявляющаяся в гражданской идентичности, гражданственности, социализированности личности и др., отсутствии признаков дезадаптивного и асоциального поведения. Результатом теоретического анализа проблемы явилась разработка модели профилактики асоциального поведения подростков в процессе гражданского воспитания, которая представляет собой систему взаимосвязи и взаимодействия таких её элементов, как: цель, подходы, принципы, условия, компоненты, организационные формы и методы, способствующие формированию гражданской культуры подростков как показателя их социального поведения (результат), которая легла в основу проведения экспериментального исследования. Осуществленный констатирующий эксперимент, в соответствии с выдвинутой гипотезой и выделенными показателями оценки уровней гражданской культуры и асоциального поведения подростков, показал недостаточный уровень гражданской воспитанности у подростков в экспериментальной группе, а также весьма выраженный уровень признаков социально-психологической дезадаптации. Это подтвердило необходимость осуществления проведения формирующего эксперимента. Программа профилактики асоциального поведения подростков реализовывалась в соответствии с подходами и принципами гражданского воспитания в школе. Все занятия были построены на основе деятельностного подхода, где подростки становятся вовлеченным в продуктивную творческую деятельность (психолого-педагогические тренинги, проекты, просмотр видеороликов и художественных фильмов, набор оригинальных творческих заданий и мн. др.). Занятия были спланированы так, чтобы они проходили в живой, радостной, эмоциональной атмосфере и были интересны подросткам. Этому способствовало использование не только разнообразных активных методов и приемов, а также смена обстановки, в которой проводились занятия (например, экскурсии). Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность средств, выбранных нами на формирующем этапе. После проведенной серии занятий в рамках программы «Профилактика асоциального поведения подростков средствами гражданского воспитания», реализующейся на базе МКОУ СОШ № 17 ст. Новомарьевская Шпаковского района Ставропольского края, мы зафиксировали только у участников экспериментальной выборки существенное повышение по измеряемым показателям гражданской культуры: в гражданской идентичности, гражданственности, социализированности личности; а также – снижение склонности к асоциальным формам поведения (склонность к делинквентному поведению, склонность к агрессии и насилию, склонность к суицидальному поведению). Анализ результатов магистерской диссертации позволяет утверждать, что проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, позволило решить поставленные задачи и достигнуть цели исследования.

Народное образование. Педагогика
Диссертации

Вуз: Северо-Кавказский федеральный университет (ФГАОУ ВПО СКФУ)

ID: 5f32d3dccd3d3e0001b74558
UUID: 2cc0a4b0-be25-0138-1741-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: около 4 лет назад
Просмотры: 8

10.16

Портнов Семён


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 2,3 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет