Зарегистрировано «___»_____20___г.
________ __________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У « Б е л Г У » )
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра журналистики
РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА ЭРНЕСТА
ХЭМИНГУЭЯ, ЖУРНАЛИСТА И ПУБЛИЦИСТА
Курсовая работа
Студентки очной формы обучения
Направления подготовки 420302. Журналистика
4 курса группы 86001313
Овчаровой Дарьи Геннадьевны
Допущена к защите
«____» ____20___г.
________ _______________________
Подпись (расшифровка подписи)
Научный руководитель:
Доктор филологических наук
Профессор кафедры журналистики
Короченский А.П.
Оценка______________________
«____» ____20___г.
________ _______________________
Подпись (расшифровка подписи)
БЕЛГОРОД 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение__________________________________________________________
ГЛАВА I. Творчество Эрнеста Хэмингуэя в контексте американской
действительности
первой
трети
XX
века
______________________________________________________________
1.1 Особенности развития американской журналистики в 1914 – 1929
гг._________________________________________________________
1.2 Журналистская
деятельность
Эрнеста
Хэмингуэя
в
качестве
полицейского
репортера__________________________________________________
1.3
Личность
и творчество
Эрнеста
Хэмингуэя
в
30-е
гг.
XX
века_______________________________________________________
Глава
II.
Характеристика
проблемно
–
тематической
составляющей
публицистических текстов Эрнеста Хэмингуэя ________________________
2.1 Ранняя публицистика Хэмингуэя____________________________
2.2 Тема Франции в очерках Эрнеста Хэмингуэя_________________
2.3
Проблема
революции
в
Италии
в
публицистике
Эрнеста
Хэмингуэя_______________________________________________________
Заключение_________________________________________________
Список литературы__________________________________________
3
ВВЕДЕНИЕ
Вокруг вопроса о подлинных масштабах вклада Эрнеста Хэмингуэя в
мировую публицистику XX века идет долгая борьба литературного и идейного
характера. Авторы статей и монографий, посвященных американскому
писателю, отмечают, что американская литературная критика демонстрировала
непонимание авторского замысла и сознательное нежелание оценить по
достоинству главные аспекты творчества Хэмингуэя с самого начала его
литературной деятельности. Такими аспектами являлись жестокий реализм,
приверженность жизненной правде, боль за человека, обреченного на
одиночество, непринятие войны и насилия как способа борьбы за человеческую
идентичность.
Личность Хэмингуэя имеет колоссальное значение для
американской журналистики начала XX века.
Американская пресса конца XIX века характеризовалась диктатом одного
или группы газетных предпринимателей над контентом газет. Органы средств
массовой информации находились в полном подчинении интересов газетного
магната личного или делового характера. Неотъемлемой чертой прессы данного
периода являлась ее замкнутость, поскольку мелкие газеты составляли
основную массу периодических изданий [беспалова, короченский]. Переход к
"новой" журналистике был совершен в связи с появлением телеграфной
информации, укрупнением объема и увеличением газетного оборота, и
усложнением содержания газеты. Капиталистическая пресса США нуждалась в
таком переходе [корнилов].
На примерах произведений автора можно проследить эволюцию
американской гуманистической общественной мысли с течением времени и
сменой событий.
Актуальность выбранной темы объясняется слабой разработанностью
эмпирической базы. Материалы, касающиеся темы эволюции американской
4
общественной и политической мысли внутри относительно нового вида
литературной деятельности имеют тенденцию к обобщению. Лишь небольшое
количество исследований посвящено детальному анализу журналистских
произведений с целью проследить динамику гуманизации общественных
взглядов на протяжении длительного времени.
Степень изученности темы является достаточно обширной. К теме
болезненного
созревания
новой
американской
мысли
в
произведения
Хэмингуэя обращались Б. Грибанов, А. Артунян, А. И. Старцев, М. Г. Балонова
и др. Проблемы американского общества нашли отражение в работах С.А
Михайлова, Я. Н. Засурского, И. А. Ильфа, Е. П. Петрова, У. Эко, М. С.
Альперовича и пр. Главы из учебного пособия под редакцией Н. И.
Самохвалова
«История
американской
литературы»
и
«Журналистики
Соединенных Штатов Америки» авторства С. А. Михайлова, а также книга Б.
Грибанова «Эрнест Хэмингуэй. Герой и время» легли в основу теоретической
части работы. Работа И. Кашкина «Эрнест Хэмингуэй» была взята в качестве
теоретической
базы
исследования.
Мы
обращались
к
энциклопедии,
составленной под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др.
«Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов».
Объектами исследования являются формирование и развитие «новой»
американской журналистики и общественно-политической мысли первого
тридцатилетия XX века.
Предметом исследования является анализ журналистских материалов
Эрнеста Хэмингуэя за указанный выше период.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и проанализировать
журналистские материалы, посвященные этой теме с точки зрения наличия в
них динамики развития журналистики и общественной мысли.
5
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Изучить исследования, посвящённые данной теме.
2. Проанализировать основные темы и проблемы, которые Хэмингуэй
поднимает в своих публикациях.
3.
Выявить
характерные
особенности
журналистского
творчества
Хэмингуэя и увидеть связь его материалов с политическими событиями
Америки за указанный период.
Основой эмпирического материала послужили публицистические
произведения автора.
Ведущими методами исследования послужили описание и аналогия, т.к.
в данной исследовательской работе были представлены примеры материалов,
где явно отражена динамика изменения американской общественной мысли на
протяжении конкретного промежутка времени, и выявлены сходства между
ними.
Также
мы
сравнили
использование
материалы
Хэмингуэя
с
произведениями других журналистов, на основании чего были сделаны выводы.
Структура работы объединяет введение, две главы, заключение и список
использованной
литературы
и
приложения.
Во
введении
определены
актуальность, степень изученности темы, объект, предмет, цели, задачи и
методы исследования. В первой главе рассматривается политическая и
социальная жизнь американского общества и развитие американской прессы.
Во второй главе рассматриваются журналистские материалы по данной теме.
6
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО ЭРНЕСТА ХЭМИНГУЭЯ В КОНТЕКСТЕ
АМЕРИКАНСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА
1.1. Особенности развития американской журналистики в 1914 – 1929 годы
За попытками буржуазной – главным образом, американской – критики
принизить литературную ценность творческого наследия Хэмингуэя явственно
просматривается стремление опорочить и дискредитировать жизненные
позиции писателя – в первую очередь его постоянную и бескомпромиссную
борьбу против фашизма, его критическое отношение к политической системе,
господствующей в Соединенных Штатах, его демократизм, его неизменно
дружественное
расположение
к
Советскому
Союзу,
его
симпатии
к
революционной Кубе.
Творчество Э. Хемингуэя 20-30-х годов можно выделить в особый период. А. И.
Старцев выделяет четыре периода в творчестве Э. Хемингуэя: первый - до
середины 30-х годов; второй - с середины 30-х, основываясь на выходе
Хемингуэя в это время к социальной проблематике (3, С.283). Особым
периодом в творчестве писателя исследователь называет 50-е годы. А. И.
Старцев рассматривает его как завершающий по тематике и колориту, что
совпадает с точкой зрения западных литературоведов. Роман «Острова в
океане», опубликованный позднее, но писавшийся в основном в 40-е годы, А. И.
Старцев связывает с заключительным этапом творчества Хемингуэя.
(От Х плавно перейти к американской действительности
Культура
Политика
Состояние общества
7
Переход прессы США от приемов "старого" _ журнализма к "новому"
осуществлялся многими путями
Американская пресса стала более явно, чем когда-либо в прошлом, добиваться
повышения своей роли как идеологического оружия, ориентируясь на
возрастающий интерес американцев к тому, что происходит в их стране и за ее
пределами. Стремясь увеличить свой политический престиж в глазах массового
читателя, пресса США широко развернула кампанию по "защите интересов
простого человека". На страницах газет стали приводиться примеры
общественных разоблачений. А уж сенсационные факты коррупции в
правительственных сферах и в высших органах партийной бюрократии постоянно не слезали со страниц газет. С небывалой для того времени
активностью
средства
массовой
информации
начали
включаться
в
президентские избирательные кампании, откликаться на другие крупные
политические события в жизни страны. Язык, стиль, характер заголовков и
иллюстраций также изменились в соответствии с задачей апеллирования к
сознанию и разуму рядового читателя. Стали менее обычными личные выпады
главных редакторов друг против друга. Пресса переставала выполнять роль
автоматического выразителя персональных мнений "шефа" - редактора или
какого-либо партийного босса. Газета стала зависеть от влиятельных
монополитических кругов, направлявших всю политическую жизнь в стране и
использующих для этой цели в равной мере как партийную машину, так и
машину печатной пропаганды.
Характерным признаком перехода прессы на новые методы работы явилось
также
и
то,
распространение
что
фундаментальной
информации.
функцией
Преобладающее
газеты
место
в
становилось
прессе
стало
принадлежать не прежней газете, содержавшей главным образом "вьюспейпер"
(взгляды и мнения), а новой - являющейся газеты "новостей" ("ньюспейпер").
Конкретная политика газеты стала находить свое выражение не столько в
8
редакционном мнении, сколько в тенденции и методах отбора и обработки
публикуемых газетой фактов. Таким образом, репортер становился центральной
фигурой в системе органа печати при "новом" журнализме. Поэтому к нему
стали предъявляться все более высокие и разносторонние требования.
Характерно, что в этот период значительно усилилась тяга "представителниц
слабого пола" к журналистской профессии. В 1886 г. во всей прессе США
работало 500 женщин-журналистов, а уже через два года в одном только НьюЙорке их насчитывалось свыше 200 женщин-журналистов.
В связи с тем, что свежая информация выдвинулась на первое место в газете,
чрезвычайно возросли требования к оперативности отклика прессы на текущие
события, причем в дальнейшем эти требования все более повышались по мере
усовершенствования технических средств связи. Среди ежедневных газет США
стали преобладать вечерние (т.е. выходящие после полудня), так как они могли
содержать освещение "сегодняшних" событий. По этой причине многие газеты
выходили два раза в день - утренний и вечерний выпуски. Последний, обычно,
был рассчитан на какую-либо определенную группу читателей.
Назовем несколько имен известных деятелей американской журналистики. В
50е-80е года XIX века по стране "гремели имена" Джеймса Беннета
("Джеральд"), Хорейса Грили ("Трибьюн"), Самюэля Боулса ("Спрингфилд
репабликен"), Уильяма Брайана ("Нью-Йорк пост"). Затем настал черед были
Чарльза Даны ("Нью-Йорк сан"), Эдвина Годкина ("Нейшн" и "Нью-Йорк
ивнинг пост"), Генри Уотерсона ("Луизвилл курьер джорнел"), подготовивших
почву для перехода прессы на базис "нового" журнализма.
Особо следует сказать о Джозефе Пулитцере. Он был одним из самых
известных магнатов эпохи "нового" журнализма. В 1883 году он приобрел
обанкротившуюся газету "Уорлд", которую сделал типичным образцом газеты
новой журналистики.
9
"Уорлд" Пулитцера сразу привлек к себе широкое общественное внимание.
Информация ("ньюс") публиковавшаяся там отличалась от материала других
газет тем, что сообщала о более оригинальных, драматических фактах. На
полосу попадало все, что отличалось необычностью, сенсационностью.
Например, уже в первом выпуске рассказывалось о шторме в штате НьюДжерси, причинившим убыток в миллион долларов опубликовано интервью с
осужденным убийцей накануне его казни, материал о волнении на острове
Гаити...
Однако наиболее выдающейся идеей Пулитцера стала мысль о "крестовых
походах" - так сам делец называл предпринимаемые им в газете различные
общественные компания. "Уорлд" выступал с призывом обложить налогом
предметы роскоши, добиваться принятия закона о наказании за покупку
голосов. Пулитцер считал, что день был потрачен впустую, если в его газете не
появлялся какой-нибудь очередной "крестовый поход" или какая-нибудь
громкая сенсация.
Расчет Пулитцера на коммерческий эффект сенсации и дешевой демагогии
оправдался. Уже за первые три месяца тираж его детища удвоился, а в 1887 году
достиг 250 тысяч экземпляров. Объем газеты резко возрос. Стало выходить ее
вечернее приложение. Штат газеты в период наибольшего преуспевания
составлял 1300 человек. Она приносила миллион долларов ежегодного дохода!
Еще к одному из нововведений Пулитцера стоит отнести особый вид
сенсационного, или, как он говорил, "динамического" репортажа, появление
которого в газете требовало от репортера какого-либо выдающегося поступка.
Таким "подвигом" явилось, например, кругосветное путешествие журналистки
Элизабет Кохран (Нелли Блай). Нельзя не отметить и введенная Пулитцером
постоянная "редакционная полоса", ставшая затем важным средством печатной
пропаганды.
10
Газета "Уорлд" ввела также в практику своеобразный вид саморекламы
("промоушн") в виде отрезных купонов выигрышных лотерей.
Широкий размах деловых операций, связанных с изда- нием газеты, породил
новую профессию - руководителя-менеджера. В его обязанности не входило
чисто редакционное руководство, а лишь издательская сторона дела. А оно уже
в решающей степени стало зависеть от рекламодателей.
На базу крупного предпринимательства становилось также дело покупки
места в газетах и журналах для опубликования рекламы. Посредниками между
рекламодателями и газетами становились рекламные агентства. В 1917 г.
большинство их объединилось в "Амэрикен ассошиэйшн оф адвертайзинг
эдженсиз" (ассоциацию рекламных агентств США). Доход от рекламы стал
решающей статьей дохода газет и журналов.
Законы капиталистического развития, распространя- ясь на прессу США как
одну из отраслей экономики стра- ны, вызвали в прессе ряд явлений,
свойственных амери- канской экономике в целом и характерных для развития
США начала XX века. Важнейшим из них была постепенная и неуклонная
монополизация предприятий прессы. Эта тенденция выразилась при этом не
только в укрупнении масштабов газетного дела, но и в концентрации
"производства
информации",
приведшей
позднее
к
возникновению
монополистических предприятий "информационной промышленности".
Совместное действие этих и ряда других факторов породило в прессе США
наряду с появлением новых газет процесс ликвидации, слияния, трестирования
различных изданий периодики, особенно ежедневных и еженедельных газет.
Однако процесс консолидации прессы первое время еще не приводил к общему
падению числа газет и других периодических изданий (что стало характерным
для более позднего периода). Наоборот, число их даже увеличилось. Изменения
"населения" газетного мира до самого конца XIX века и в первом десятилетии
11
XX века давали в общем положительный баланс, несмотря на гибель огромного
числа газет-"неудачников". Одновременно возрастали тиражи газет.
Таким образом, значение проявления "нового" журнализма в 80-90-х годах
прошлого века состояло в том, что пресса США становилась мощным оружием
в руках американских монополистов. Правящие круги США с помощью высоко
развитой печати пытались оказать максимальное влияние на американский
народ. В то время американский капитализм очень нуждался в прессе,
соответствующей монополистической стадии его развития и выходу его на
мировую арену в качестве могучей державы.
12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арутюнян А. «Стеклянный занавес Америки»: «Новый Мир», №6, 2003
2. Короченский А. П. «Мировая журналистика: история, теория, практика»:
Белгород, 2015
3. Михайлов С.А. «Журналистика Соединенных Штатов Америки»: Санкт4.
5.
6.
7.
Петербург, 2004
Старцев А. И. «От Уитмена до Хэмингуэя»: Москва, 1981
Грибанов Б. «Эрнест Хемингуэй: герой и время»: Москва, 1980
Засурский Я.Н. «Американская литература XX века»: Москва, 1984
Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П. и др. «История
мировой журналистики»: Москва – Ростов-на-Дону, 2003
8. Лучинский Ю.В. «Очерки истории зарубежной журналистики»:
Краснодар, 1996
9. Корнилов Е.А. «Журналистика на рубеже тысячелетий»: Ростов-на-Дону,
1998
10. Кашкин И. «Эрнест Хэмингуэй»: Москва, 1966
11. Самохвалова Н. И. «История американской литературы»: Москва, 1971
13
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. «Американская цивилизация как исторический феномен. Восприятие
США в американской, западноевропейской и русской общественной
мысли»: Собрание статей: Москва, 2001. - 495 с
14
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв