1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА НА НОВЫЙ ВИД ПРОДУКЦИИ ДЛЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент
очной формы обучения, группы 05001321
Нерубенко Яны Вадимовны
Научный руководитель
к.с.н., доцент
Авилова Ж.Н.
БЕЛГОРОД 2017
2
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..…....3
Глава 1 Теоретико-методологические основы бизнес-планирования………7
1.1 Сущность, функции, цели и виды бизнес-планирования……………………..7
1.2 Этапы разработки бизнес-плана……………………………………………….11
1.3 Методики бизнес-планирования………………………………………………15
Глава 2 Бизнес-план на новый вид продукции ИП «Нерубенко М.Н.»…...19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ИП «Нерубенко М.Н.»…19
2.2 Разработка
бизнес-плана
по
внедрению
новой
продукции
ИП «Нерубенко М.Н.» ……………………………………………………………23
Заключение……………….…………………………………………………..……42
Список литературы……………………………………………………………....43
Приложение………………………………………………………………………..47
3
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что за последние
годы в нашей стране можно выявить все больше признаков формирования
цивилизованных рынков труда, капитала и товаров. В нашей жизни
появились ранее незнакомые понятия: «бизнес-план», «инвестиции», «акция»
и т.д.
Одним из ведущих факторов успешного выживания фирмы в
конкурентной борьбе считается умение вовремя и адекватно реагировать на
изменения, происходящие, как во внутренней, так и во внешней среде
предприятия. Такая способность, в свою очередь, достигается несколькими
способами.
В
современных
условиях
одним
из
главных
сопоставляющих
организации бизнеса считается управление коммерческим предприятием и
система планирования. В быстроменяющейся экономической ситуации
невозможно
добиться
положительных
результатов,
не
прогнозируя
последствий и не планируя собственных действий. Процесс планирования
позволяет увидеть весь комплекс будущей деятельности предприятия и
предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование при
разработке долгосрочной перспективы развития организации. Работая без
плана, вы не можете оперативно реагировать на совершающееся событие и
становитесь заложником событий. Действуя на базе разработанного плана,
вы можете быстрее реагировать на запланированные и предвиденные
явления.
Успех в бизнесе ключевым образом зависит от 3-х составляющих:
-
планирование процесса перехода из одного состояния в другое;
-
осознания общего состояния дел в настоящий момент;
-
представление того уровня, которого Вы намереваетесь достичь.
Многочисленными специальными исследованиями давно уже выявлена
высочайшая положительная корреляция между планированием в рыночных
4
условиях и успехом ведения дела во всевозможных сферах бизнеса.
Известно, что при планировании своей деятельности компании имеют
наиболее высокие экономические результаты, чем без систематического
планирования.
Процесс бизнес-планирования включает формирование текущих и
перспективных планов-прогнозов, назначение которых состоит в том, чтобы
обеспечить коллективу компании осознание совокупных задач, стратегии и
тактики их выполнения, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении
компании. Кроме того, бизнес-планирование определяет границы, рамки, в
которых
предстоит
работать.
Планы
дают
возможность
определить
направления поиска новых методов и сфер деятельности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что бизнеспланирование позволяет заглянуть в будущее компании, предусмотреть цели,
масштабы, сферу и результаты его деятельности в соизмерении с затратами и
источниками. В последнее время, в связи с открытием финансирования
отдельных проектов российских предпринимателей со стороны зарубежных
инвесторов, в нашей стране особую актуальность приобрела разработка
бизнес-планов. Для участия в конкурсе проектов обязательным документом
является бизнес-план компаний, принимающих участие в таком конкурсе.
Развитие бизнес-планирования подразумевает внедрение в практику
проведения комплексного анализа ситуации, постановки целей, выработки
стратегий и согласованных программ действий, распределения ресурсов в
соответствии с выявленными приоритетами развития. Бизнес-план – это
основной документ, позволяющий детально изложить, обосновать и оценить
возможности инвестиционного проекта для расширения действующего или
для создания нового производства (услуги).
Объект
исследования:
Индивидуальный
предприниматель
«Нерубенко М.Н.»
Предметом исследования является процесс бизнес-планирования в
комплексе стратегического развития предприятия.
5
Цель исследования: разработать бизнес-план на новый вид продукции
для ИП «Нерубенко М.Н.».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
–
раскрыть функции, цели и виды бизнес-планирования;
–
выделить этапы разработки бизнес-плана;
–
проанализировать структуры и методики бизнес-планирования;
–
дать
организационно-экономическую
характеристику
ИП «Нерубенко М.Н.»;
–
разработать бизнес-план по внедрению новой продукции для
ИП «Нерубенко М.Н.».
Теоретико-методологическую
основу
исследования
составляют
труды отечественных и зарубежных ученых.
В работах В.А. Баринова [7], H.А. Колесниковой [22], А.Д. Мироновой
[26], В.З. Черняка [48], А.С. Пелих [32], И.М. Степнова [40], В.М. Попова
[35], А.И. Ильина [20], Т.С. Бронникова [8], В.П. Бурова [9], А.С. Волкова
[11], В.П. Галенко [12], В.Л. Горбунова [13], Т.Н. Джакубовой [14],
П.И. Орловой
[30],
М.В. Романовой
В.А.
[36],
Морошкина
А.М.
Сатаева
[28],
К.В.
Пивоварова
[34],
[38],
И.А.
Дубровина
[16],
О.И. Золотухина [19], В. Лосева [23], В.А. Морошкина [28], А.С. Пелиха [32],
С.В. Петуховой [33], Н.Д. Стрекаловой [41], В.Э. Черняка [49] широко
освещены вопросы бизнес-планирования.
Технология планирования и проектирования систем анализируется в
работах С.А. Юдицкого [50], А. С. Малин [25], М. Розина [37], А. И. Хорева
[46], B.С. Соловьева [39], B.С. Ефремова [17], А.И. Ильина [20].
Эмпирической базой исследования послужили информационные
документы,
нормативно-правовые
документы,
законы
РФ,
отчетная
документация ИП.
Методы исследования: системный и функциональный подходы,
статистический метод анализа рынка, аналитический, методы наблюдения и
6
экспертных оценок, анализ литературных источников, анализ документов
необходимых для комплексного анализа конкурентов организации и ее
положения на рынке.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
полученные
результаты
могут
быть
использованы
для
внедрения
предлагаемого бизнес-плана в практику действующего предприятия.
Структура
выпускной
квалификационной
работы.
Работа
включает введение, две главы, а также заключение, список литературы,
приложения.
7
Глава 1 Теоретико-методологические основы бизнес-планирования
1.1
Сущность, функции, цели и виды бизнес-планирования
Бизнес-планирование – самостоятельный вид плановой деятельности,
которая напрямую связана с предпринемательской деятельностью. Если не
планировать эффективно развитие бизнеса, не контролировать информацию
о собственных состоянии и перспективах, а также о положении конкурентов
на целевых рынках, то практически невозможно добиться в собственном
бизнесе стабильного успеха.
Бизнес-план, как правило пишется на перспективу и составлять его
следует приблизительно на период от 1 года до 5 лет, при этом основные
показатели
для
первого
года
следует
планировать
поквартально
последующих лет – в целом за год. В любом случае завершение срока
планирования должно совпадать со сроком погашения кредита вне
зависимости от даты начала проекта.
Современные понятия о функциях управления связаны с выделением
трех групп функций: первичные или базовые, связующие и оперативные
(интегрирующие) функции.
Выполнение
базовых
функций
представляет
основу
процесса
управления для любого руководителя, вне зависимости от занимаемой
должности и специфики трудовой деятельности. К ним можно отнести:
планирование, организация, мотивация и контроль.
Планирование – это вид деятельности, связанный с определением
целей, задач, развитием предприятия в будущем, а также индивидуальных
действий каждого участника процесса управления [15, с. 21].
Основные функции планирования можно представить на рисунке 1.1.1
8
Приведение в относительное
соответствие намерений фирмы и ее
возможностей в обеспечении рынка
товаром
Целевая функция
Удовлетворение спроса потребителей в
соответствующих товарах и получение
максимум прибыли
Сознательно обоснованное
определение и поддержание
необходимых пропорций развития
фирмы
Планирование
Рисунок 1.1.1 – Основные функции планирования
Бизнес-планирование
стратегического
занимает
планирования.
немаловажное
Бизнес-план
место
является
среди
постоянным
документом, он регулярно обновляется, в него вносятся изменения,
связанные, как с переменами, происходящими внутри компании, так и на
рынке, где функционирует компания. Начиная от продукта и заканчивая
процессами управления, а также финансовыми потребностями, бизнес-план
согласно содержанию является полным и точным описанием компании.
Бизнес-план – это программа выполнения бизнес-операции, действий
компании, включающая сведения о компании, рынках сбыта, товаре, его
производстве, маркетинге, организации операций и их эффективности.
На рисунке 1.1.2 представлены виды планов в зависимости от
длительности планового периода.
Текущее или
оперативное
планирование
Среднесрочное
планирование
Перспективное
планирование
Рисунок 1.1.2 – Виды планов в зависимости от длительности планового
периода
Предприниматель сможет планировать, если сумеет верно оценить [31,
с. 37]:
-
потенциальные трудности в организации работы предприятия;
9
-
пеﺍрвые пﺍризнаки успеха или спада;
-
потенциальный рынок для своего предприятия;
-
потенциальные расходы на удовлетворение потребностей такого
рынка.
Подготовка бизнес-плана тﺍребует особого внимания, опоﺍры на факты и
закладывает основы благополﺍучия пﺍредприятия. Опﺍределение цели бизнесплана является втоﺍрым значительным шагом после опﺍределения сфеﺍры
деятельности будущего пﺍроекта. По большомﺍу счётﺍу, планиﺍрование
представляет собой пﺍринятие решения о том, что, как и когда выполнять.
Оно имеет большое значение для успеха компании.
При всем многообﺍразии фоﺍрм пﺍредпринимательства существуют
ключевые
положения,
применяемые
пﺍрактически
во
всех
сферах
коммеﺍрческой деятельности и для разных компаний, но необходимые для
того, чтобы своевременно подготовиться и обойти возможные опасности и
тﺍрудности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.
Тщательно
сформированный
бизнес-план
несомненно
послужит
руководством по обеспечению деятельности, но и поможет определить
направление компании. Такﺍую задачу решит бизнес-план сﺍущность.
Потенциальные инвестоﺍры (те, кто предоставляют капитал) буквально
каждый день полﺍучают большое количество запросов по финансиﺍрованию
рискованных пﺍроектов, а поэтому необходимо пﺍредоставить им инфоﺍрмацию
о компании и ее пﺍродукции пﺍрофессионально, в соответствии с конкретным
планом (бизнес-план фоﺍрма) [31, с. 116].
Цель – это реальное или вообﺍражаемое положение вещей, к котоﺍрому
бﺍудет стремиться разработчик бизнес-плана.
На данном этапе не следует уделять значительное внимание
реалистичности установленных целей, так как формирование бизнес-плана и
должно ответить на этот вопрос. Важно следующее: цель должна
соответствовать намерениям предпринимателя, должна быть конкретной и
может быть разбита на подцели.
10
После определения цели компании нужно сформулировать цель
составления бизнес-плана. Процесс бизнес – планирования представлен на
рисунке 1.1.3.
Фирма
Экономическая идея
Ресурсы фирмы
Проблема
осуществимости идеи
Процесс бизнеспланирования
Капитал инвестора
Капитал фирмы
Общий капитал
Общая прибыль
Прибыль инвестора
Распределение общей
прибыли
Прибыль фирмы
Рисунок 1.1.3 – Процесс бизнес-планирования
При написании бизнес-плана последующую перспективу необходимо
определить на несколько лет, так как во всех областях существуют прогнозы
долгосрочного развития, в том числе и в условиях нестабильной экономики.
Более того, учет фактора нестабильности в будущих периодах должен
приводить к формированию всевозможных вариантов оценки и развития их
осуществимости и выживаемости в различных условиях, а не к размытости
высказываний.
На рисунке 1.1.4 представлены три вида бизнес-планов в зависимости
от целей.
Бизнес-план
форма
Бизнес-план
сущность
Бизнес-план
понимание
Рисунок 1.1.4 – Виды бизнес-планов в зависимости от целей
Бизнес-план форма призван осуществить представление бизнеса для
инвесторов, акционеров или руководства. Он составляется в соответствии с
11
требованиями партнеров или участников бизнеса [7, с. 116].
Бизнес-план
сущность
необходим
при
отражении
процессов,
происходящих на предприятии, и прогнозировании последствий вводимых
изменений. Он отражает содержание бизнес-процесса с целью выявления
всех особенностей, возможностей и угроз и помогает принимать решение.
Бизнес-план понимание составляется для анализа и исследования новой
идеи, предполагающей развитие и изменение компании. Он направлен на
понимание как уже происходящих, так и планируемых процессов, и наиболее
полное представление результатов новых идей.
Выбирая вид бизнес-плана, следует иметь в виду, что планирование на
более долгий срок носит более формальный характер и должно основываться
на долгосрочных тенденциях и перспективах и доскональных исследованиях
в краткосрочном периоде.
1.2 Этапы разработки бизнес-плана
Существует несколько подходов к определению этапов разработки.
Одни подходы основаны на очень подробной схеме составления бизнесплана, и в этом случае этапов очень много – от 10 до 20 и более. Другие
основаны на выделении крупных блоков в составлении бизнес-плана, и в
этом случае этапов очень мало – пять.
Можно рассмотреть два подхода: более подробный и менее подробный.
При более подробном подходе алгоритм составления бизнес-плана
содержит наиболее общие стадии процесса планирования нового дела.
Данный алгоритм еще называют планом действий по разработке бизнесплана. При достижении определенного опыта на основе данного алгоритма
можно составить свой план действий (с учетом специфики сферы
деятельности предприятия или проекта). Однако при разработке бизнесплана в какой-либо новой сфере деятельности лучше придерживаться
12
данного (или подобного) подробного варианта, так как он позволит наиболее
всесторонне изучить новый объект приложения сил [48, с. 36].
При детальном подходе выделяют следующие этапы в процессе
разработки бизнес-плана.
-
решение о начале деятельности в новом бизнесе или начале
реализации нового проекта или разработке нового бизнес-плана;
-
формирование цели нового бизнеса или нового проекта;
-
формирование представлений о бизнес-плане и его структуре;
-
поиск источников необходимой информации;
-
анализ и оценка собственного потенциала (возможностей и
способностей) для начала новой деятельности;
-
выбор объекта, являющегося основой новой деятельности
(профиля предприятия);
-
исследование потенциального рынка сбыта;
-
разработка предварительного прогноза продаж;
-
территориального размещение бизнеса;
-
разработка маркетингового плана;
-
разработка календарного плана;
-
разработка производственного плана;
-
выбор организационно-правовой формы и юридического статуса;
-
разработка организационного плана;
-
принятие решения о персонале;
-
разработка финансового плана;
-
разработка плана страхования рисков деятельности;
-
подготовка делового резюме бизнес-плана;
-
оформление бизнес-плана;
-
презентация бизнес-плана;
-
принятие решения о начале деятельности [8, с. 59].
При втором подходе, как же говорилось выше, выделяют более
крупные блоки. Но эти блоки, по сути, содержат те же этапы, что и в
13
предыдущем подходе. Данный вариант больше подходит для опытного
пользователя.
На рисунке 1.2.1 представлены пять этапов бизнес-плана.
1. Определение миссии бизнес-плана
2. Определение целей бизнес-плана
3. Определение общей структуры бизнес-плана
4. Сбор информации
5. Разработка отдельных разделов бизнес-плана
Рисунок 1.2.1 – Пять этапов бизнес-плана
На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия
(философия, видение предприятия) – краткое описание хозяйственной
единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм
поведения и роли в решении социальных задач региона, общества.
Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана. Цель – это
будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения
и действий его работников.
В системе бизнеса цель выполняет пять функций:
-
инициативы – сопоставления существующего и желаемого
состояния фирмы, мотива действий;
-
критерия принятия решения – оценки информации и выбора
альтернатив, приоритетов в бизнесе;
-
инструмента
управления
–
руководящего
требования
к
действиям, определения направлений бизнеса;
-
координации – обеспечения бесконфликтных отношений лиц,
принимающих
подразделений;
решение,
согласования
работ
специализированных
14
контроля – сопоставления оперативного состояния показателей
-
хозяйственной деятельности с целевым их уровнем [16, с. 26].
На третьем этапе после определения миссии, целей, стратегии
предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На
объем
и
структуру
бизнес-плана
влияют
размеры
предприятия
и
поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план
упрощенной структуры – из двух частей: краткого описания проекта и
основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Такая
его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему
потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о
партнерском участии или с просьбой о кредитах. На рисунке 1.2.1
представлены разделы В бизнес-плане можно выделить следующие:
1.
Титульный лист;
2.
Меморандум о конфиденциальности;
3.
Резюме;
4.
Описание отрасли;
5.
Характеристика предприятия (фирмы) ;
6.
Выбор деятельности (товара, услуги, работы);
7.
План маркетинга;
8.
Производственный план;
9.
Организационная структура предприятия;
10.
Финансовый план и бюджет предприятия;
11.
Анализ рисков;
12.
Организационный план;
13.
Приложения.
Четвертый этап бизнес-планирования состоит в сборе информации,
необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важная и весьма
трудоемкая часть плановой работы. Источниками информации могут
служить
проектных
специализированные
организаций,
отраслевые
справочники,
специализированные
фирмы,
нормативы
материалы
15
статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания
высококвалифицированных экономистов, консультантов, а также работников
предприятия, хорошо знающих внутреннюю среду фирмы и свое дело.
Пятый этап планирования – непосредственная разработка отдельных
разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа [16, с.
43].
1.3 Методики бизнес-планирования
На сегодняшний день существует большое количество методик бизнеспланирования. Всех их можно разделить на три группы представленных
ниже на рисунке 1.3.1 в соответствии со спецификой разработчика и
масштабом инвестиционного проекта, для разработки бизнес-плана по
которому они используются [18, с. 124].
Международные методики (методики соответствующие существующим
международным стандартам и требованиям международных организаций)
Государственные (методики федеральных и региональных органов
государственной власти, органов местного самоуправления)
Корпоративные (методики, формируемые с учетом требований
конкретных банков, инвестиционных и финансовых корпораций)
Рисунок 1.3.1 – Методики бизнес-планирования
Наиболее популярными в международных методиках являются
методика ЕБРР и методика UNIDО.
Методика
разработки
бизнес-стратегии
ЕБРР
базируется
на
финансовых вопросах, а также отличается своей краткостью. Ее структура
представлена на рисунке 1.3.2.
16
1. Титульный лист
2. Конфиденциальность
3. Резюме
4. Информация о компании (история создания и развития, текущая деятельность,
финансовое положение, кредиты, руководящий состав)
5. Информация о проекте (общие сведения, маркетинговый анализ, инвестиционный план,
план привлечения финансов, описание процесса производства, оценка экологии
6. Финансирование (графики поступления средств и погашения кредитов, информация о
залоге и поручительстве, описание деятельности на которую будет потрачен кредит, SWOT
анализ, возможные риски и пути их предотвращения)
Рисунок 1.3.2 – Структура методики разработки бизнес-стратегии ЕБРР
Методика UNIDО представляет собой некий универсальный язык
общения, которым могут пользоваться специалисты в сфере финансового
анализа,
инвестиционного
проектирования,
всевозможных направлений деятельности.
а
также
менеджеры
Стоит отметить, что даже
большая часть компьютерных программ, созданных с целью облегчения
составления
бизнес-плана,
основаны
именно
на
данной
методике,
разработанной Организацией промышленного развития ООН.
План развития предприятия по методике UNIDО состоит из следующих
глав представленных на рисунке 1.3.3.
Рисунок 1.3.3 – План развития предприятия по методике UNIDО
17
Составление плана развития компании на основании данной методики
должно проходить с учетом российских реалий предпринимательской
деятельности. Разработка плана развития бизнеса – это процесс длительный,
трудоемкий и кропотливый. Как правило он требует сбора полной
информации по всем вопросам, которые будут освещены в документе, а
так же привлечения усилий всего коллектива компании [33, с. 45].
К государственным методикам бизнес-планирования следует отнести
методические рекомендации, предъявляемые к бизнес-планам со стороны
министерств, ведомств, со стороны органов государственной власти, а также
органов
местного
самоуправления.
На
рисунке
1.3.4
представлены
государственные методики бизнес-планирования, которые наиболее широко
применяемы на территории Российской Федерации [46, с. 119].
Макет бизнес-плана,
представляемого претендентом в
составе заявки на
финансирование из Бюджета
развития РФ
Макет к бизнес-плану
Российского Агентства малого и
среднего бизнеса и требования к
бизнес-плану, разработанные
Федеральным фондом
поддержки малого
предпринимательства
Методические рекомендации по
подготовке бизнес-плана,
разработанные в рамках проекта
ТАСИС Европейским Союзом
для Новых Независимых
Государств, базирующиеся на
требованиях UNIDО
Рисунок 1.1.4 – Государственные методики бизнес-планирования
Корпоративные
методики
также
соответствуют
требованиям
международной методики UNIDО, при этом делая более сильный акцент на
отдельных содержательных и аналитических моментах бизнес-плана,
подаваемого претендентом на рассмотрение, в соответствии со спецификой
18
собственной деятельности.
Таким образом бизнес-план является документом, позволяющим
управлять
предпринимательской
деятельностью,
поэтому
его
можно
представить, как руководство для исполнения и контроля и как обязательный
элемент стратегического планирования. Бизнес-план – это одна из форм
представления информации и общения на цивилизованном рынке. Важно
рассматривать бизнес-план, как инструмент внутрифирменного управления, а
также, как сам процесс планирования. Многолетний опыт разработки бизнеспланов привел к тому, что он обрел удобную форму представления
информации. Кроме того, сформировалась специальная терминология,
подкрепленная исследованиями в той или иной области [37, с. 64].
19
Глава 2 Бизнес-план на новый вид продукции ИП «Нерубенко М.Н.»
Организационно-экономическая
2.1
характеристика
ИП «Нерубенко М.Н.»
Индивидуальное предприятие «Нерубенко М.Н.» зарегистрировано 15
марта 2007 года. Предпринимательская деятельность подтверждается
Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр
индивидуальных предпринимателей. Копия свидетельства Государственной
регистрации ИП «Нерубенко М.Н.» представлена в приложении А.
ИП «Нерубенко М.Н.» имеет круглую печать со своим полным фирменным
наименованием, может иметь иные печати, угловой штамп, бланк, эмблему,
торговые знаки, зарегистрированные в установленном порядке, а также иную
символику и средства индивидуализации.
Место нахождения ИП «Нерубенко М.Н.» определяется местом его
государственной регистрации – город Белгород. Место постоянного
нахождения ИП «Нерубенко М.Н.»: г. Белгород, ул. Губкина д. 22. Почтовый
адрес общества совпадает с его юридическим адресом.
Основной целью работы ИП «Нерубенко М.Н.» является получение
прибыли, как ключевой показатель предприятия. Основными видами
деятельности предприятия ИП «Нерубенко М.Н.» являются:
1.
Торговля,
торгово-посредническая,
посредническая
и
иная
коммерческая деятельность;
2.
Закупка-продажа косметики.
Описание продаваемой продукции ИП «Нерубенко М.Н.» представлено
в таблице 2.1.1.
Таблица
2.1.1
–
Описание
продаваемой
продукции
ИП
«Нерубенко М.Н.»
Наименование продукции
Губная помада
Тушь для ресниц
Виды продукции (фирма)
Fflеur, Gоldеn rоsе, Ruby Rоsе, Still
Fаrrеs, Mах Fасtоr, Lоrеаl, Gоldеn Rоsе
20
Продолжение табл. 2.1.1
Тени для век
Пудра
Тональный крем
Карандаш для бровей, губ, глаз
Gоldеn rоsе, Fаrrеs
Fflеur, Gоldеn rоsе
Gоldеn rоsе, Fflеur, Mах Fасtоr
Gоldеn rоsе
На данном предприятии рост прибыли обуславливается следующими
факторами:
1.
Позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного
лидерства;
2.
Условия благосостояния работающих на предприятии и развитие
хороших отношений среди персонала;
3.
Удовлетворение потребителя;
4.
Публичная ответственность и имидж предприятия.
Генеральный директор предприятия ИП «Нерубенко М.Н.»:
1.
Имеет эмблему, товарный знак, фирменный бланк, печать и
прочие реквизиты;
2.
Имеет право открывать расчетный и иные счета в банковских
учреждениях.
К основным торговым функциям предприятия ИП «Нерубенко М.Н.»
следует отнести:
1.
Изучение покупательского спроса на товары;
2.
Формирование заказов на завоз товаров;
3.
Формирование ассортимента товаров;
4.
Рекламирование товаров и услуг;
5.
Оказание торговых услуг покупателям.
Основными
ООО «Мальвина»,
поставщиками
ООО
ИП
«Нерубенко
«Вектор»,
ИП
М.Н.»
«Коваленко
являются
Е.А.»,
ИП «Соболевская К.О.», ИП «Калымин В.А.».
Основные виды налогов, уплачиваемые ИП «Нерубенко М.Н.»,
приведены в таблице 2.1.2.
21
Таблица 2.1.2 – Налоговое окружение предприятия
Наименование
налога
Налоговая база
Процентная
Налоговый период
ставка
Вмененный налог
Размер торговой площади
Единый социальный Любые
выплаты
налог (ЕСН)
сотрудникам предприятия
Выручка от реализации
Налог
на
продукции (услуг, работ) за
добавленную
вычетом текущих затрат,
стоимость (НДС)
облагаемых НДС
Основными
конкурентами
ИП
15%
Ежеквартально
26%
Ежемесячно
18%
Ежемесячно
«Нерубенко
М.Н.»
являются
ООО «Муссон», ООО «Метро», ООО «Идея», «7 Дней», «Магнит-косметик»,
отделы «Белорусская косметика» в г. Белгороде.
Динамика продаж белорусской декоративной косметики основных
предприятий – конкурентов за 2016 год в процентах представлена на рисунке
2.1.1.
Отделы «Белорусская
косметика», 8%
ООО «Муссон», 16%
ООО «Метро», 13%
ООО «Идея», 18%
«7 Дней», 20%
«Магнит-косметик», 25%
Рисунок 2.1.1 – Динамика продаж белорусской декоративной косметики
основных предприятий – конкурентов
22
Таблица 2.1.3 – Технико-экономические показатели деятельности
ИП «Нерубенко М.Н.»
Ед.
2015 год
измер.
№ Показатели
1 Выручка от реализации руб.
Затраты на реализацию
2
руб.
продукции
3
4
5
6
7
8
Прибыль от реализации
продукции
Налоги
Чистая прибыль
Среднесписочная
численность
работников
Фонд оплаты труда
Рентабельность
реализованной
продукции
2016 год
1 673 158 1 701 143
Абсолютное Темп
отклонение роста
27 985
101, 67
915 648
927 458
11 810
101, 16
руб.
757 510
773 685
16 175
102, 13
руб.
руб.
56 700
700 810
56 700
716 985
0
16 175
100
102, 3
чел.
2
2
–
–
руб.
78 000
91 200
13 200
116, 92
45, 3
45, 5
0, 2
100, 44
%
В отчетном периоде выручка от реализации выросла на 1,67% (27985
руб.). Соответственно возросла и расходная часть на предприятии, а именно:
-
выросли затраты на реализацию продукции на 1,16%;
-
налоги остались прежними.
Численность работников в анализируемых периодах не менялась, но со
стороны персонала выросла заинтересованность, это видно по фонду оплаты
труда, которая увеличилась на 13200руб. (+16,92%).
Результатом
хозяйственной
деятельности
является
прибыль
от
реализации, которая выросла в отчетном периоде на 16175 руб. (2,13%).
Остающаяся в распоряжении предприятия чистая прибыль выросла
соответственно на 16175 руб. (2,13%).
Можно сказать, что на данный момент времени предприятие работает
эффективно, рентабельность реализованной продукции выросла на 0,2%.
Темп роста составляет 0,44%.
23
2.2 Разработка бизнес-плана по внедрению новой продукции для
ИП «Нерубенко М.Н.»
Резюме
Наименование
бизнеса:
индивидуальный
предприниматель
«Нерубенко М.Н.».
Вид деятельности: продажа декоративной косметики, косметических
средств по уходу за кожей.
Место
расположения:
г. Белгород,
ул. Губкина,
д. 22,
магазин
«Парус».
Цель: разработать бизнес-план на новый вид продукции для
ИП «Нерубенко М.Н.».
Задачи на краткосрочную перспективу:
1. Закупка оборудования;
2. Сборка оборудования на предприятии;
3. Закупка товара, сопутствующих материалов.
Основные потребители: женщины возрастной категории от 16 до 60
лет.
Для определения основных потребителей воспользуемся данными,
полученными в процессе опроса покупателей. Опросный лист представлен в
приложении Б. Опрос проводился в течение недели в разные часы работы
предприятия. Было опрошено 40 покупателей. Опрос позволил определить
сегменты покупателей ИП «Нерубенко М.Н.».
Основными потребителями являются женщины, возраст которых
колеблется от 16 до 60 лет. Покупатели, относящиеся к возрастной категории
от 30 до 45 лет, являются постоянными покупателями. Покупатели до 30 лет
редко совершают покупки. Так же редко приходят покупатели старше 45 лет.
Возрастная структура потребителей представлена на рисунке 2.2.1.
24
24%, от 16 до 30 лет
57%, от 30 до 45 лет
19%, от 45 до 60 лет
Рисунок 2.2.1 – Возрастная структура потребителей
Как видно на диаграмме, 57 % покупателей приходится от 30 до 45 лет.
Это постоянные покупатели. Менее всего делают покупки покупатели
возрастной категории от 45 до 60 лет, их 19 %. Покупатели от 16 до 30 лет
составляют 24 % от общего числа покупателей.
Преимущества бизнеса:
1. Широта ассортимента;
2. Натуральная продукция;
3. Низкие цены;
4. Высокое качество;
5. Новейшие технологии в производстве.
Система сбыта – косвенный сбыт:
1. Производитель;
2. Компания оптовой торговли;
3. Предприятие розничной торговли ИП «Нерубенко М.Н.»;
4. Потребитель.
Управление предприятием:
Дирeктoр
Прoдавeц
Рисунок 2.2.2 – Организационная структура
25
Возможные угрозы:
1. Повышение цен;
2. Появление конкурентов.
Риски бизнеса:
1. Недостаточная известность бренда;
2. Постоянное изменение отпускных цен на товар.
Начальные инвестиции:
Таблица 2.2.1– Начальные инвестиции
Источник
финансирования
Сумма
Направления использования
Заемные средства
17 000
Закупка оборудования, сопутствующих материалов
Заемные средства
15 000
Закупка товара
Маркетинговый план
Главной целью нашего предприятия является проникновение на рынок.
Главной
стратегией
предприятия
является
расширение
ассортимента
продукции. Исходя из этого, стратегией маркетинга избирается стратегия
расширения спроса за счет стимулирования объемов продаж, ценовой
политики
и
неценовых
факторов
конкурентной
борьбы,
создание
положительного имиджа фирмы.
В наши дни продукция белорусской косметической промышленности
приобретает все большую популярность. «Белита», «Витекс» – марки с
давней
историей.
Современная
продукция
этих
производителей
привлекательна, полезна и экологична. Вот основные преимущества
белорусской косметики, позволяющие говорить о ее высокой эффективности:
1.
используют
Экологичность.
только
«Белита»,
натуральные
и
«Витекс»
–
качественные
эти
предприятия
ингредиенты
для
изготовления собственной продукции. Это правило положено в основу всех
технологических процессов, которые проходят под постоянным строгим
контролем,
обеспечивающим
выполнение
требований
международных
стандартов качества. Абсолютная безопасность и полезность продукции
26
подтверждается обязательной сертификацией товаров. Именно поэтому эти
компании, в отличие от многих компаний по производству декоративной
косметики и косметики для ухода за телом, никогда не сталкивались с
проблемами,
связанными
с
нанесением
вреда
или
нарушением
экологического баланса окружающей среды.
2.
Лучшее соотношения цены и качества. Невысокая стоимость при
соблюдении высочайшего уровня качества – именно на это ориентируются
белорусские
производители
косметики.
Высокий
уровень
хорошо
налаженного производства и неуклонная забота о потребителях являются
причиной доступных цен на белорусскую косметику при остающемся
неизменным высоком уровне качества. Даже средства по уходу, входящие в
состав
профессиональных
серий
(к
примеру, активная
сыворотка-
пилинг) стоят довольно недорого по сравнению с зарубежными аналогами на
рынке косметических средств.
3.
Современные технологии. Компании «Белита» и «Витекс»
известны тем, что они используют только современные инновационные
технологии с помощью которых достигается высокий эффект от применения
их продукции. Современная научно-исследовательская лабораторная база,
которой располагают эти предприятия, позволяет при производстве
косметических
средств
применять
новейшие
разработки,
постоянно
совершенствуя продукцию.
4.
Полная линейка средств, предназначенных для ухода за телом, а
также широкая линейка декоративной косметики. Все косметические
средства, которые человек использует для улучшения и поддержания
внешнего вида, должны быть изготовлены одним и тем же производителем.
Косметика фирмы «Белита», «Витэкс» имеет сходный состав и текстуру. Это
обеспечивает лучшее усвоение полезных веществ, и как следствие
максимальный и стойкий эффект от применения косметики.
Конкурентоспособность белорусской косметики на современном
косметическом рынке оправдана наличием этих несомненных преимуществ.
27
Косметика производства Белоруссии уже долгие годы остается лидером
рынка средств по уходу за кожей и волосами благодаря соблюдению высоких
требований
к
качеству,
применению
инновационных
технологий
и
неуклонной ориентации на потребителя. Широкий ассортимент продукции
этих компаний дает возможность каждому человеку выбрать ту косметику,
которая подходит именно ему, отвечает его требованиям и ожиданиям.
Динамика продаж белорусской декоративной косметики в г. Белгороде
с 2014 по 2016 года представлена на рисунке 2.2.3.
Рисунок 2.2.3 – Динамика продаж белорусской декоративной косметики
в г. Белгороде с 2014 по 2016 года
В 2016 году, несмотря на ухудшение экономической активности в
стране белгородский розничный рынок белорусской декоративной косметики
продолжает демонстрировать уверенный рост и оставаться одним из
наиболее успешно развивающихся сегментов в г. Белгороде. Этому
способствует восстановление покупательской способности и рост спроса на
данную продукцию.
В данной ситуации в среднесрочной перспективе продолжится рост
продаж белорусской декоративной косметики в г. Белгороде, развитие
розничной торговли. По данным анализа ООО «Белорусская косметика»,
28
подготовленного специалистами этого предприятия, с увеличением продаж
декоративной косметики в 2016 году наблюдался и рост розничных продаж
косметики, парфюмерии (в рублях), который составил чуть более 10 % по
отношению к 2015 году.
В комплекс мероприятий по маркетингу ИП «Нерубенко М.Н.» входят
следующие мероприятия:
-
изучение потребителей предприятия;
-
анализ рыночных возможностей фирмы;
-
изучение конкурентов;
-
выбор ниши (наиболее благоприятный сегмент рынка).
Основным целевым сегментом нашей фирмы являются:
-
клиенты со средним доходом;
-
клиенты с низким доходом.
В результате проведения маркетингового исследования, а также
используя результаты изучения деятельности предприятий-конкурентов
наше предприятие получило много полезной информации относительно
поведения на рынке в планируемом году.
Главным ориентиром рыночного поведения являются цены. От цен
зависит, какие издержки производителей будут возмещены в процессе
реализации, а какие нет, каковы будут доходы от продаж.
ИП «Нерубенко М.Н.» практикует метод установления цен «средние
издержки + прибыль». Расчет цен по такому методу является одним из самых
простых
способов
ценообразования,
он
заключается
в
начислении
установленной стандартной наценки на себестоимость продукции. Разница в
наценках находится в зависимости от объемов продаж, себестоимости
товаров, а также их оборачиваемости.
Примерный расчет розничной цены продукта представлен в таблице
2.2.2.
29
Таблица 2.2.2 – Примерный расчет розничной цены продукта
№ Продукт
1 Губная помада Rеlоuis «Gоld»
Тушь для ресниц Luх Visаgе
2
«ХХL»
Тени для век Rеlоuis «Vеlоur
3
еffесt»
Карандаши для глаз, бровей и
4
губ Rеlоuis
Закупочная Наценка,
цена, руб.
руб.
70,6
49,4
Наценка,
%
69,9
Розничная
цена, руб.
120
167,9
42,1
25,1
210
56,31
63,69
113,1
120
18,54
16,46
88,7
35
Наценка, руб. рассчитывается по формуле:
(1)
Наценка руб
Розничная цена
Закупочная цена;
Наценка, % рассчитывается по формуле:
(2)
Наценка руб
Наценка
Осуществления
Закупочная цена
проекта,
реализация
.
продукции
планируется
осуществлять непосредственно через ИП «Нерубенко М.Н.»
Таблица 2.2.3 – Затраты на рекламу и продвижение (руб.)
№ Затраты
1
Печать
листовок
Итого
Количество,
шт.
100
рекламных
75
50
1
1
1
Рекламное объявление в
газете «Визит»
Итого
Итого
2
Интервал
планирования
Август
Сентябрь
Октябрь
Стоимость, руб
50
38
25
113
1800
1800
1800
5400
5513
Август
Сентябрь
Октябрь
Расходование средств будет осуществляться в следующих пропорциях:
1.
Раздача рекламных листовок в близлежащих районах - 50%;
2.
Рекламные объявления в бесплатной газете «Визит» - 30%;
3.
Создание
групп
в
социальных
сетях,
типа
«Вконтакте»,
30
«Одноклассники» - 20%.
Макет рекламной листовки представлен на рисунке 2.2.4.
Рисунок 2.2.4 – Макет рекламной листовки
Производственный план
Площадь торгового помещения ИП «Нерубенко М.Н.» составляет
7 м.кв. Необходимая площадь под планируемый стеллаж составляет
0,52 м.кв. План расположения торгового помещения представлен на рисунке
2.2.5.
Рисунок 2.2.5 – План расположения торгового помещения
1 – планируемый стеллаж;
2, 3, 4 – ранее установленные стеллажи;
5 – чужое торговое помещение.
31
Схема планируемого торгового стеллажа представлена на рисунке 2.2.6.
30
cм.
250 cм.
70
cм.
130 cм
Рисунок 2.2.6 – Схема планируемого торгового стеллажа
Инвестиции
в
основные
средства
направлены
на
создание
(приобретение) следующих объектов:
-
основное оборудование;
-
вспомогательное оборудование.
В
таблице
2.2.4
представлено
штатное
расписание
ИП «Нерубенко М.Н.». На данный момент в составе штата сотрудников
предприятия, находится 1 генеральный директор, а также 1 продавец-кассир.
Таблица 2.2.4 – Штатное расписание
№ Наименование
Генеральный
директор
2 Продавец-кассир
Всего
1
Продавец-кассир
Численность,
чел.
Размер
повременной
оплаты, тыс.
руб./мес.
Размер сдельной
оплаты, %/мес.
База
Норматив
1
30
–
–
1
2
10
40
Выручка
5
является
материально-ответственным
лицом,
32
осуществляет
прием
продукции,
оформляя
при
этом
необходимые
документы, организует розничную торговлю. Продавец-кассир выполняет
также функцию кассира. Он осуществляет операции по приему, учету,
выдаче и хранению денежных средств.
Состав основного и вспомогательного оборудования, необходимого для
продажи продукции «Белорусская косметика», и его характеристика
представлена в таблице 2.2.5.
Таблица 2.2.5 – Краткая характеристика основных видов
основного и вспомогательного оборудования, используемых для
реализации продукции
№
Наименование
1
2
3
4
Итого
Стеллаж
Стойки
Лампы освещения
Ценники
Кол-во,
шт.
1
2
3
100
Цена, руб.
Итого
10 600
452
113
0,5
10 600
904
339
50
11 893
По условиям данного инвестиционного проекта ИП «Нерубенко М.Н.»
приобретает
дополнительную
площадь
в
постоянное
пользование.
Дополнительная площадь находятся в отличном состоянии, не требует
ремонта, но требует перепланировки. Пример договора купли-продажи
представлен в приложении В.
Финансовый план
Реализация
осуществления
Инвестиции
данного
инвестиционного
инвестиционных
направлены
на
вложений
в
приобретение
проекта
размере
35
потребует
тыс.
руб.
торгового
оборудования,
проекта
предполагается
сопутствующих материалов, а также товара.
Для
финансирования
инвестиционного
использовать заемные средства. Величина необходимых заемных средств
составляет 35 тыс. руб. В качестве заемных средств выступает банковский
кредит.
33
Финансирование предполагается за счет кредита в банке «ВТБ-24» в
сумме 35 000 рублей, под 14% годовых, сроком на 12 месяцев. График
погашения кредита представлен в таблице 2.2.6.
Таблица 2.2.6 – График погашения кредита
№
Дата
платежа платежа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
01.08.2017
01.09.2017
01.10.2017
01.11.2017
01.12.2017
01.01.2018
01.02.2018
01.03.2018
01.04.2018
01.05.2018
01.06.2018
01.07.2018
Сумма
Гашение
ежемесячного
процентов
платежа
3 142,55
416,16
3 142,55
371,37
3 142,55
350,8
3 142,55
307,36
3 142,55
283,89
3 142,55
249,9
3 142,55
194,65
3 142,55
180,45
3 142,55
140,55
3 142,55
109,54
3 142,55
71,1
3 144,67
36,95
Гашение
основного
долга
2 726,39
2 771,18
2 791,75
2 835,19
2 858,66
2 892,65
2 947,90
2 962,10
3 002,00
3 033,01
3 071,45
3 107,72
Остаток
основного долга
32 273,61
29 502,43
26 710,68
23 875,49
21 016,83
18 124,18
15 176,28
12 214,18
9 212,18
6 179,17
3 107,72
0
Необходимо составить детальный перечень издержек с суммой затрат,
для открытия отдела и его начальной деятельности. Перечень издержек
представлен в таблице 2.2.7.
Таблица 2.2.7 – Перечень издержек
№
1.
2.
3.
4.
5.
Итого
Издержки и затраты
Закупка оборудования
Закупка сопутствующих материалов
Закупка товара
Печать рекламных листовок
Рекламное объявление в газете
Стоимость, руб.
11 504
389
15 000
113
5 400
32 406
Из этих расчетов видно, что для открытия отдела на начальном этапе
понадобится 32 406 рублей. Исходя из этого, мы может рассчитать точку
безубыточности по формуле:
,
(3)
34
где,
– выручка, тыс. руб.;
и
–
постоянные
и
переменные
затраты
соответственно, тыс. руб.
Тб = 452 280/(452 – 266,5) = 544,2 тыс. руб.
Графически точка безубыточности представлена на рисунке 2.2.7.
NPV, д.е.
900000
Затраты и выручка, руб.
800000
452 000
700000
682 200
600000
314 985
500000
280 000
400000
300000
200000
266 539
100000
0
0
10
6,8
Переменные затраты
Постоянные затраты
Объем оказания
услуг, ед.
Совокупные затраты
Выручка
Рисунок 2.2.7 – Финансовый профиль проекта
В натуральном выражении точка безубыточности рассчитывается по
формуле:
,
где,
(4)
– постоянные затраты за весь период, тыс. руб.;
– цена оказания единицы услуги, тыс. руб.;
– переменные затраты на единицу услуги, тыс. руб.
Тб = 280/(45,2 – 26,65) = 15,1 ед.
Таким образом, предприятие не будет нести убытков при минимальном
оказании услуг в 15 единиц.
Исходя из вышеуказанных данных произведем расчет в таблице 2.2.8
35
планирования доходов и расходов в 2017 году.
Таблица 2.2.8 – Расчет чистого денежного потока на 2017 год
Показатели
Объем продаж, шт.
Доход от продаж декоративной
косметики
Доход от продаж белорусской
декоративной косметики
Общий доход
Переменные затраты
В том числе:
Затраты на рекламу
Зарплата рабочих
Процент за кредит
Чистая прибыль
Август
60
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Итого
60
60
60
73
253
81 000
81 000
81 000
81 000
92 000
335 000
17 000
19 000
24 000
33 000
41 000
117 000
98 000
55 513
100 000 105 000 114 000 133 000
55 513 55 513 50 000 50 000
452 000
266 539
5 513
50 000
416,16
–
5 513
50 000
371,37
–
5 513
50 000
350,8
–
–
50 000
307,36
–
–
16 539
50 000
250 000
289,89 1 735,58
–
183 725,42
Расчет чистого денежного потока представлен в виде плана доходов и
расходов таблице 2.2.8. Расчет приведен на 2017 год с разбивкой по месяцам.
По данным этого отчёта (плана) можно определить, приносят ли
предприятию прибыль реализация данных товаров, можно сопоставить
различные товары по прибыльности с тем, что бы принять решение о
целесообразности их последующей реализации.
Просуммировав данные по всем товарам предприятия, можно оценить
ожидаемую суммарную прибыль предприятия. Задача отчёта показать, как
будет формироваться и изменяться прибыль в течении первого года –
помесячно и далее в расчёте на год.
Таблица 2.2.9 – План доходов и расходов на 2017- 2018 год, (руб.)
Показатели
Объём продаж, шт.
Доход от продаж декоративной косметки
Доход от продаж белорусской декоративной
косметки
Общий доход
Переменные затраты, в т.ч.
Затраты на рекламу
Зарплата рабочих
Процент за кредит
Чистая прибыль
Года
2017 г.
253
335 000
2018 г.
500
730 000
117 000
340 000
452 000
1 070 000
16 539
250 000
1 735,58
183 725,42
0
600 000
983,14
469 016,86
36
Как видно из таблицы 2.2.9 доходы начинают превышать расходы.
Также, в ноябре 2017 года завершается рекламный период. Столь быстрый
рост прибыли, а как следствие и окупаемости проекта возможен только в
случае если наши экспертные оценки в точности совпадут с реалиями рынка.
При наихудшем варианте развития событий срок окупаемости может
увеличиться в 1,5 раза.
Стабильное положение проекта на рынке возникнет, когда доход от
продаж в среднем будет равен полной себестоимости, а доход от продажи
будет отписываться на прибыль. Стоимость продукции будет увеличиваться
исходя из увеличения спроса на новую продукцию.
С учетом этих данных рассчитаем эффективность проекта. Расчета
эффективности проекта включает в себя:
дисконтируемые будущие доходы;
чистая приведенная стоимость (NPV);
срок окупаемости (PP);
индекс доходности (PI).
1.
Дисконтируемые будущие доходы вычисляются по формуле:
(5)
FVd = FV / (1+d)n ,
где, FV – будущие доходы;
d – дисконт;
n – количество периодов
2.
Чистая приведенная прибыль:
(6)
NPV = (ΣFV / (1+d)n) – I
3.
Срок окупаемости:
(7)
PP = I / (ΣFV / (1-d)n)
4.
Индекс доходности:
37
(8)
PI = (ΣFV / (1+d)n) / I
По вышеуказанным формулам в таблице 2.2.10 рассчитаем показатели
эффективности бизнес-проекта.
Таблица 2.2.10 – Расчет эффективности проекта
9.17.
10.17.
11.17.
12.17.
1.18.
2.18.
3.18.
4.18.
5.18.
6.18.
7.18.
8.18.
9.18.
10.18.
Σ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Первоначальные
инвестиции (I)
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
35000
Номинальные
доходы (FV)
–
89166,67
89166,67
89166,67
89166,67
89166,67
89166,67
89166,67
89166,67
89166,67
89166,67
89166,67
89166,67
89166,67
1 159 167
Дисконтированные
доходы (FVd)
–
88269,6
88269,64
88269,6
88270
88269,6
88269,64
88269,6
88269,6
88269,64
88269,6
88269,6
88269,6
88269,6429
Чистая приведенная
–
стоимость (NPV)
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
Срок
(PP)
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
0,03
Индекс доходности
–
(PI)
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
32,79
окупаемости
1112505,4
1147505,36
Показатели
35000
месяц
По данным таблицы расчета эффективности можно сказать, что проект
будет достаточно эффективным, потому что NPV больше нуля, а значит
проект окупится через 0,03 месяца, следовательно, проект стоит того, чтобы
его разрабатывали и внедряли.
Риски проекта
Без убытков не обходится ни один бизнес, от них никто не застрахован,
38
как правило они возникают в самый не подходящий момент. Предпосылки
появления убытков имеют все шансы быть, как ожидаемыми, так и
внезапными.
Производственные
риски
напрямую
связаны
с
различными
нарушениями в процессе поставок товара, а также оборудования. Мерами по
снижению производственных рисков является ужесточенное влияние на
поставщиков путем их диверсифицирования.
Коммерческие риски также связаны с реализацией продукции на рынке
товаров. Это могут быть риски появления новых конкурентов, уменьшение
размеров и ёмкости рынка, снижение платежеспособного спроса и т.п.
Мерами по снижению коммерческих рисков является реклама, постоянное
изучение конъюнктуры рынка, рациональная ценовая политика и т.д.
Финансовые
риски
вызываются
всеобъемлющими
неплатежами,
инфляционными процессами, колебаниями курса рубля и т.п. Мерами по
снижению финансовых рисков является увеличение запасов товара, работа с
поставщиками на условиях рассрочки платежей и т.д.
Возможные риски представлены в таблице 2.2.11.
Таблица 2.2.11 – Возможные риски
№ Возможные риски
1 Появление альтернативной продукции
Вероятные потери
Потеря части рынка
Потеря прибыли, вследствие вынужденной
2 Снижение цен конкурентами
снижения цены
Рост цен не должен оказывать значительного
Рост цен на материалы, тарифов на влияния на экономические показатели,
3
перевозку, сырье
обчисленные
в
валюте,
а
должен
соответствовать темпам инфляции
Падение покупательской способности Потеря прибыли, вследствие вынужденной
4
населения
снижения цены
5
Разрыв торгового сотрудничества между Потеря
доли
данного
Российской Федерацией и Белоруссией продукции на предприятии
ассортимента
При анализе рисков следует учесть несколько важных обстоятельств:
–
значительный опыт руководителя предприятия в управленческой
и организаторской деятельности;
39
–
минимальная конкуренция;
–
ИП «Нерубенко М.Н.» на протяжении долгого времени работает
успешно и прибыльно, имеет большое число постоянных клиентов.
Организационный план
ИП «Нерубенко М.Н.» занимается продажей декоративной косметики,
косметических средств по уходу за кожей.
Целями и задачами деятельности ИП «Нерубенко М.Н.» является:
1.
Проникновение на рынок;
2.
Расширение ассортимента продукции;
3.
Получение прибыли, как ключевой показатель предприятия.
Успех проекта во многом зависит от грамотного подбора персонала,
который полностью ложится на руководителя предприятия. В связи с
расширением торгового отдела планируется нанять еще одного продавцакассира. Руководитель должен подобрать персонал с учётом специфики
предприятия, а также учитывая личностные характеристики каждого
сотрудника. Для слаженной и чёткой работы ИП «Нерубенко М.Н.»
составлено штатное расписание, отражённое в таблице 2.2.12.
Таблица 2.2.12 – Штатное расписание ИП «Нерубенко М.Н.»
Должность
Генеральный директор
Продавец-кассир
Итого
Количество, человек Оклад, руб.
1
30 000
2
10 000
3
Итого
30 000
20 000
50 000
Зарплата берется по штатному расписанию плюс дополнительная
зарплата в размере 50% от заработной платы два раза в год. Расчет фонда
оплаты труда представлен в таблице 2.2.13.
Таблица 2.2.13 – Расчет фонда оплаты труда
Показатели
Основная зарплата основных работников
Дополнительная зарплата основных работников
Зарплата административного персонала
Фонд зарплаты, всего.
Итого:
2017 год
240 000
3 600
360 000
605 000
605 000
2018 год
240 000
3 600
360 000
605 000
605 000
40
Планируемая организационная структура представлена на рисунке 2.2.8.
Генеральный директор
Прoдавeц-каccир
Прoдавeц-каccир
Рисунок 2.2.8 – Планируемая организационная структура предприятия
На генерального директора предприятия возложена ответственность за
организацию
всей
деятельности
хозяйственно-финансовую
предприятия.
деятельность,
Он
осуществляет
разрабатывает
положения,
должностные инструкции, системы учёта и контроля, отвечает за
сохранность материальных ценностей, подбор и расстановку кадров,
соблюдение трудового законодательства. В связи с этим, генеральный
директор
проекта
имеет
право
поощрять
работника,
налагать
дисциплинарные взыскания. Рабочий график генерального директора
предприятия – 5 дней в неделю.
Продавцы-кассиры
принимаются
генеральным
директором
предприятия. Продавцы-кассиры отвечают за консультирование клиентов по
товару отдела, набор товаров клиентам, рекомендации новых товаров
клиентам, проверку на наличие ценников, аккуратность оформления витрин,
чистоты и порядка на рабочем месте, а также за прием товара по накладным.
Рабочий день продавца-кассира предприятия – график 2/2, с 10:00 до 19:00.
Продавцы-кассиры получают оклад в установленном размере, плюс 5%
от суммы ежедневной выручки. Возможные переработки оплачиваются
отдельно.
Таким образом можно сказать следующее:
-
заемные средства используются в незначительном объеме;
-
по
краткосрочным
обязательствам
текущая
задолженность
ИП «Нерубенко М.Н.» довольно невелика;
-
ИП «Нерубенко М.Н.» финансово стабильно в долгосрочной
перспективе;
41
-
финансовый риск маловероятен, т.к. ИП «Нерубенко М.Н.» в
состоянии покрыть все свои долги с помощью собственного капитала и
актива предприятия.
Учитывая потребность рынка в данном виде продукции, низкие,
конкурентоспособные
цены
планируемой
к
реализации
продукции,
высококачественные характеристики продукции, отвечающие стандартам,
можно полагать, что ИП «Нерубенко М.Н.» не станет испытывать серьезных
затруднений в реализации собственной продукции.
Исходя из представленных расчетных данных, можно сделать
следующий вывод. В целом, реализация проекта по внедрению новой
продукции – декоративной белорусской косметики
– экономически
целесообразна. Т.к. ИП «Нерубенко М.Н.» планирует получать устойчивую
прибыль от собственной деятельности, то при необходимости в будущем оно
способно погашать собственные обязательства перед кредиторами за счет
средств, находящихся на расчетном счете. Таким образом, ценовая борьба
постепенно будет уступать место борьбе за качество реализованных товаров,
оказываемых услуг.
Реализация планируемого проекта – весьма своевременная задача,
решение которой позволит:
- расширить ассортимент продаваемой продукции;
- привлечь новых покупателей, тем самым увеличив доходы;
- организовать новые рабочие места.
Бизнес-план
показывает
привлекательность идеи.
высокую
эффективность,
а
также
42
Заключение
Актуальность бизнес-плана заключается в том, что он позволяет
надлежащим образом спланировать будущую хозяйственную деятельность
предприятия, оценить необходимые финансовые ресурсы, выявить риски,
которые могут привести к финансовым потерям. Бизнес-план позволяет
оценить доходность будущей предпринимательской деятельности, что
позволяет учитывать эффективность вложения ресурсов в новый бизнес.
Сегодня успех заведения зависит от наличия хорошего менеджмента,
наличие концепции предприятия, безукоризненного сервиса, разумных цен.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка
бизнес-плана на новый вид продукции для предприятия. Изучив различные
варианты составления бизнес-плана и сравнив их между собой, был
предложен вариант бизнес-плана, учитывающий специфику и особенности
предприятия ИП «Нерубенко М.Н.».
В организационном и маркетинговом обосновании проекта был
проведен анализ положения дел на рынке декоративной белорусской
косметики, на основании которого сделан вывод перспективности данной
сферы деятельности и, следовательно, о возможности вложения в нее
средств. При анализе рынка сбыта продукции был определен круг
потребителей продукции.
В
плане
маркетинга
были
определены
такие
элементы,
как
ценообразование закупочной цены и способ формирования цены на
розничную продажу продукции.
В
финансовом
плане
рассчитан
график
погашения
кредита,
представлен перечень издержек проекта. Для оценки проекта были
составлены план доходов и расходов, исходя из которого была рассчитана
абсолютная прибыль предприятия за 2 года – 652 742,28 руб. График срока
окупаемости проекта показал, что проект окупится за 0,03 месяца, т.е проект
является прибыльным.
43
Список литературы
1.
Конституция
Российской
Федерации
(1993).
Конституция
Российской Федерации : офиц. текст. – Москва : Маркетинг, 2001.
2.
Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский
кодекс. Части I и II. [Текст] – СПС «Гарант», 2009.
3.
Российская
Федерация.
Государственная
Дума.
Налоговый
кодекс – СПС «Гарант», 2009.
4.
Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон от
08 февраля 1998 года № 14-ФЗ – СПС «Гарант», 2009.
5.
Об
установлении
переходного
периода
для
введения
Общероссийского классификатора видов экономической деятельности:
постановление Правительства РФ от 17 февраля 2003 г. № – СПС «Гарант»,
2009.
6.
Абрамс, Р. Бизнес-план
на
100%:
Стратегия
и
тактика
эффективного бизнеса. – 2-е изд. / Р. Абрамс. – Москва : Альпина Паблишер,
2015. – 486 с.
7.
Баринов,
В.А.
Бизнес-планирование:
учебное
пособие
/
В.А. Баринов. – Москва : Форум, 2013. – 256 с.
8.
Бронникова, Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: учебное
пособие / Т.С. Бронникова. – Москва : Альфа-М, ИНФРА-М, 2014. – 224 с.
9.
Буров, В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: учебное
пособие / В.П. Буров. – Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 192 с.
10.
Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – Москва : ТК Велби, 2016. – 48 с.
11.
Волков,
А.С.
Бизнес-планирование:
учебное
пособие
/
А.С. Волков. – Москва : ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2014. – 81 с.
12.
Галенко,
В.П.
Бизнес-планирование
/
В.П.
Галенко,
Г.П. Самарина, О.А. Страхова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 109 с.
13.
Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и
44
эффективности проектов: научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. –
Москва: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 248 с.
14.
Джакубова,
Т.Н.
Бизнес-план:
расчеты
по
шагам
/
Т.Н. Джакубова. – Москва : Финансы и статистика, 2014. – 96 с.
15.
Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник
для бакалавров / И.А. Дубровин. – Москва : Дашков и К, 2013. – 432 с.
16.
Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник /
И.А. Дубровин. – Москва : Дашков и К, 2016. – 432 с.
17.
Ефремов, B.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах /
B.С. Ефремов. – Москва : Финпресс, 2015. – 96 с.
18.
Зингер, М. Презентация бизнес-плана: пример подготовки
презентации [Электронный ресурс] / М. Зингер // studfilеs.ru / «Студфайлс»; –
Режим доступа: http://www.studfilеs.ru/prеviеw/1607259/pаgе:2/
19.
Золотухин, О.И. Бизнес-планирование: учебное пособие /
О.И. Золотухин. – Санкт-Петербург : ГУАП, 2013. – 84 с.
20.
Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учебное пособие /
А.И. Ильин. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Новое знание, 2014. – 42 с.
21.
Каплан,
P.С.
Сбалансированная
система
показателей.
От
стратегии к действию / P.С. Каплан, Д.П. Нортон. 2-е изд., пер. с англ. –
Москва : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2016.
22.
Колесникова, Н.А. Бизнес-план: Методические материалы /
H.А. Колесникова, А.Д. Миронова. – 3-е изд., доп. – Москва : Финансы и
статистика, 2013.
23.
Лосев, В. Как составить бизнес-план. Как составить бизнес-план:
Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных
отраслей: Пер. с англ. / В. Лосев. – Москва : Вильямс, 2013. – 208 с.
24.
Мазур,
И.И.
Управление
проектами:
учебное
пособие/
И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; под общ. ред. И.И. Мазура. – 4-е
изд., стер. – Москва : Издательство «Омега-Л», 2014.
25.
Малин, А.С. Исследование систем управления. / А.С. Малин,
45
В.И. Мухин. – 2-е изд. – Москва : Издательство ГУ ВШЭ, 2015.
26.
Миронова,
А.Д.
Бизнес-план.
Методические
материалы/
А.Д. Миронова. – Москва : Финансы и статистика, 2014.
27.
Мишин, В.М. Исследование систем управления: учебник /
В.М. Мишин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
28.
Морошкин, В.А. Бизнес-планирование: учебное пособие /
В.А. Морошкин. – Москва : Форум, 2013. – 288 с.
29.
Орлова, Е.Р. Бизнес-план: Методика составления и анализ
типовых ошибок / Е.Р. Орлова. – Москва : Омега-Л, 2013. – 168 с.
30.
Орлова, П.И. Бизнес-планирование: учебник / П.И. Орлова. –
Москва : Дашков и К, 2013. – 284 с.
31.
Орлова, П.И. Бизнес-планирование: учебник для бакалавров /
П.И. Орлова. – Москва : Дашков и К, 2016. – 288 с.
32.
Пелих, А.С. Бизнес-план, или как организовать собственный
бизнес / А.С. Пелих. – Москва : Форум, 2015.
33.
Петухова,
С.В.
Бизнес-планирование:
как
обосновать
и
реализовать бизнес-проект: практическое пособие / С.В. Петухова. – Москва :
Омега-Л, 2013. – 171 с.
34.
Пивоваров, К.В. Бизнес-планирование: учебное пособие /
К.В. Пивоваров. 2-е изд. – Москва : Маркетинг, 2015.
35.
Попов, В.М. Бизнес-планирование: учебник / В.М. Попов,
С.И. Ляпунов. – Москва : Финансы и статистика, 2013.
36.
Романова,
М.В.
Бизнес-планирование:
учебное
пособие
/
М.В. Романова. – Москва : ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2013. – 240 с.
37.
Розин, М. Стратегия чистого листа: Как перестать планировать и
начать делать бизнес / М. Розин. – Москва : Альпина Паблишер, 2015. – 346
с.
38.
Сатаев, А.М. Азбука бизнес-планирования: учебное пособие /
А.М. Сатаев. – Москва : Юриспруденция, 2013. – 128 с.
39.
Соловьев,
B.С.
Организационное
проектирование
систем
46
управления / B.С. Соловьев. – Москва : ИНФРА-М, 2014.
40.
Степнов, И.М. Бизнес-планы: Полное справочное руководство /
под ред. И.М. Степнова. – Москва : Лаборатория базовых знаний, 2013.
41.
Стрекалова, Н.Д. Бизнес-планирование: учебное пособие /
Н.Д. Стрекалова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 352 с.
42.
Стрекалова,
Н.Д.
Бизнес-планирование:
учебное
пособие
Стандарт третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. – Санкт-Петербург : Питер,
2013. – 216 с.
43.
Туровец, О.Г. Организация производства: учебник для вузов /
О.Г. Туровец, В.Н. Попов, Б.Н. Родионов и др.; под ред. О.Г. Туровца. – 2-е
изд., доп. –Москва : «Экономика и финансы», 2014.
44.
Туровец, О.Г. Теория организации Текст.: учебное пособие /
О.Г. Туровец, В.Н. Родионова. – 2-е изд., перераб. и доп. Воронеж : Изд-во
ВГТУ, 2014.
45.
Фатхутдинов,
P.А.
Система
менеджмент:
учебник
/
P.А. Фатхутдинов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : «Дело», 2015.
46.
Хорев,
А.И.
Методы
диагностического
исследования
предприятия с целью его дальнейшего совершенствования /
А.И. Хорев,
Т.И. Овчинникова. – Воронеж : Воронеж.гос.универ., 2016.
47.
Черняк, В.З. Бизнес-планирование. 4-е изд., перераб. и доп.
учебное пособие. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». /
Под ред. В.З. Черняка, Г.Г. Чараева. – Москва : ЮНИТИ, 2013. – 591 с.
48.
Черняк, В.З Бизнес-планирование: учебное пособие / Под ред.
В.З. Черняка, Г.Г. Чараева. – Москва : ЮНИТИ, 2015. – 591 с. Черняк, В.Э.
Бизнес-планирование: учебник / В.Э. Черняк. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА,
2013.
50.
Юдицкий,
организационных
С.А.
систем:
Основы
учебное
предпроектного
пособие
/
С.А.
П.Н. Владиславлев. – Москва : Финансы и статистика, 2015.
анализа
Юдицкий,
47
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Копия свидетельства Государственной регистрации ИП «Нерубенко М.Н.»
50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Опросный лист для выявления основных потребителей
ИП «Нерубенко М.Н.»
1.
Ваше имя:
_____________________________________________________________
2.
Ваш пол:
a)
Женский;
b)
Мужской.
3.
Укажите Ваш возраст:
_____________________________________________________________
4.
Часто ли Вы покупаете продукцию в нашем отделе?
a)
Да;
b)
Нет.
5.
Влияет ли цена на Ваш выбор декоративной косметики?
a)
Да;
b)
Нет;
c)
Затрудняюсь ответить.
51
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ДОГОВОР купли-продажи торгового павильона (киоска)
г. ___________________
"___"__________ ____ г.
_____________________, именуем__ в дальнейшем "Продавец", в лице ________________,
действующего на основании _____________, с одной стороны, и _____________________,
именуем__ в дальнейшем "Покупатель", в лице ____________________________________,
действующего на основании ____________________, с другой стороны, заключили
настоящий Договор о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Продавец передает в собственность Покупателю торговый павильон (киоск) (далее "Помещение") общей площадью _____ кв. м, объемом _____ куб. м, расположенный по
адресу: _________________________. Границы помещения указаны на поэтажном плане,
являющемся неотъемлемой частью Договора.
1.2. Помещение подлежит использованию для оптовой (или розничной) торговли
___________________________________________________________________________ и
(виды товаров)
соответствует установленным законодательством требованиям.
1.3. Дополнительные требования к Помещению при его использовании по назначению:
_____________________________________________________.
1.4. Характеристики помещения:
№
п/п
сторона
Местоположение
начало,м
конец,м
Наимено
вание
Характе
ристика
Площадь,
кв.м.
Периметр
Приме
чание
1.5. Оборудование Помещения:
1.5.1. Инженерные системы и коммуникации: ____________________.
1.5.2. Подъездные пути: _______________________________________.
1.5.3. Противопожарная и охранная сигнализация: ________________.
1.5.4. Системы пожаротушения: ________________________________.
1.5.5. Производственное оборудование: __________________________.
1.6. Помещение находится в собственности Продавца, что подтверждается записью в
Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____
от "___"__________ ____ г. Свидетельство N _____, выдано _________________________.
1.7. Продавец гарантирует, что на момент заключения Договора Помещение в споре или
под арестом не состоит, не является предметом залога и не обременено другими правами
третьих лиц.
1.8. Отчуждаемое по настоящему Договору Помещение находится на земельном участке
по адресу _________________________, принадлежащем Продавцу на праве
собственности, общей площадью _____ кв. м, кадастровый номер _____, категория земель
_______________, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации
права собственности на недвижимое имущество от "__"___________ ____ г., серия _____
N _____, выданным ____________________. Запись в Едином государственном реестре
прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____.
Вариант при необходимости: 1.9. При переходе права собственности на помещение по
настоящему Договору к Покупателю переходит право собственности на земельный
участок, занятый строением и необходимый для его использования.
1.10. Приложением к настоящему Договору является выписка из Государственного
кадастра недвижимости.
52
2. ЦЕНА ДОГОВОРА И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ
2.1. Цена отчуждаемого по настоящему Договору Помещения составляет ______________
(__________) рублей (цена Договора).
2.2. Цена Договора, указанная в п. 2.1 Договора, подлежит помещению в банковскую
ячейку перед сдачей документов для государственной регистрации перехода права
собственности в _________________.
2.3. После государственной регистрации перехода права собственности на Помещение к
Покупателю Продавец получает доступ к ячейке при предъявлении в банк следующих
документов: _________________________.
3. ПЕРЕДАЧА ПОМЕЩЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПЕРЕХОДА ПРАВА
СОБСТВЕННОСТИ
3.1. Продавец обязуется передать Покупателю Помещение не позднее _____ (__________)
дней с момента подписания настоящего Договора на основании подписываемого
Сторонами передаточного акта, являющегося с момента его подписания неотъемлемой
частью настоящего Договора.
3.2. До подписания передаточного акта Покупатель обязан произвести детальный осмотр
Помещения и при выявлении недостатков указать об этом в передаточном акте.
3.3. Переход права собственности на Помещение от Продавца к Покупателю подлежит
обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним.
3.4. Расходы, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности на
отчуждаемое по настоящему Договору Помещение, предусмотренные действующим
законодательством, Стороны несут поровну.
3.5. Стороны обязуются предоставить все документы, а также совершить иные действия,
необходимые и достаточные для государственной регистрации перехода права
собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
4.1. За нарушение Продавцом срока передачи Помещения, предусмотренного п. 3.1
настоящего Договора, Покупатель вправе потребовать от Продавца уплаты пени в размере
_____% от цены Договора за каждый день просрочки.
4.2. За нарушение Покупателем порядка и срока оплаты цены Договора,
предусмотренного п. 2.2 настоящего Договора, Продавец вправе потребовать уплаты пени
в размере _____% от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Покупатель
не несет ответственности за нарушение срока уплаты цены Договора в случае
непредставления или представления не в полном объеме Продавцом документов,
указанных в п. 2.3 настоящего Договора.
4.3. В случае уклонения от государственной регистрации перехода права собственности на
Помещение Сторона, уклоняющаяся от регистрации, обязана уплатить другой Стороне
штраф в размере _____ (__________) рублей.
4.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязанностей, установленных
настоящим Договором, Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим
законодательством Российской Федерации.
5. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
5.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам,
не нашедшим своего разрешения в тексте настоящего Договора, будут разрешаться путем
переговоров.
5.2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров Стороны передают их
на рассмотрение в суд в порядке, предусмотренном действующим законодательством
Российской Федерации.
53
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и
действует до полного исполнения Сторонами принятых на себя обязательств.
6.2. Все изменения и дополнения к настоящему Договору должны быть составлены в
письменной форме и подписаны обеими Сторонами.
6.3. Настоящий Договор может быть расторгнут по соглашению Сторон либо по иным
основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
6.4. Во всем, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются
действующим законодательством Российской Федерации.
6.5. Все приложения к настоящему Договору являются его неотъемлемой частью.
6.6. Настоящий Договор составлен в трех экземплярах, по одному экземпляру для каждой
из Сторон.
Вариант дополнительно: а также для органа, осуществляющего государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
6.7. Приложения:
- Выписка из Государственного кадастра недвижимости.
- Акт приема-передачи киоска (ларька, торговой палатки) (Приложение N ____).
7. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН
Продавец:
Покупатель:
Наименование: _____________________ Наименование: _____________________
Адрес: ____________________________
Адрес: ____________________________
ОГРН ______________________________ ОГРН ______________________________
ИНН _______________________________ ИНН _______________________________
КПП _______________________________ КПП _______________________________
Р/с _______________________________
Р/с _______________________________
в _________________________________
в _________________________________
К/с _______________________________
К/с _______________________________
БИК _______________________________
БИК _______________________________
ОКПО ______________________________ ОКПО ______________________________
Телефон ___________________________
Телефон ___________________________
Продавец:
Покупатель:
____________ (____________________) ____________ (____________________)
М.П.
М.П.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв