Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по культуре
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального обучения
Санкт-Петербургский техникум
библиотечных и информационных технологий
Курсовая работа
по дисциплине библиотековедение
на тему: Развитие чтения в семье, семейные традиции чтения, формирование
домашних библиотек
Выполнила:
Студентка 2 курса 211 группы
Очной формы обучения
Специальности "Библиотековедение"
Бенюх Алла Хасановна
Руководитель
Попкова Ирина Владимировна
Санкт-Петербург
2014
1
Содержание
Введение
1. История развития чтения в России
2. Личные библиотеки в России
Заключение
Список источников
Приложение
2
Введение
Каждый знает, что в обязанности библиотекаря входит изучение читателя,
мониторинг его интересов. И невозможно изучать пользователя, если остается
загадкой то, чем он интересуется вне библиотеки, развита ли в его семье
любовь к чтению и есть ли у пользователя домашняя библиотека.
Тема данной работы интересна прежде всего тем, что она позволяет
лучше узнать своего читателя. Работа рассказывает о том, как изменялись
читательские интересы со временем, какие традиции чтения развиты среди
российских читателей. Еще она содержит информацию о личных библиотеках
пользователей,
помощи
библиотекаря
читателю
при
комплектовании
собственной домашней библиотеки.
Тема
представленной
курсовой
работы
актуальна,
потому
что
библиотечные методы развития чтения в семье медленно, но верно устаревают,
и необходимо разрабатывать новые методы. Без знаний о читателе такая
разработка
не возможна. Необходимо
знать не только то, с каким
среднестатистическим читателем ведется работа сейчас, но и каким он был
раньше, на какие методы воздействия реагировал и что из этих методов может
быть использовано сейчас. Об этом и рассказывается в данной курсовой работе.
Данные, полученные при изучении пользователя, библиотека активно
использует в своей работе. Например, интересы читателя учитываются при
комплектовании фонда, при организации мероприятий в библиотеке. Без
использования сведений о читателе библиотека не сможет удовлетворять его
информационную потребность и станет бесполезной.
Представленная работа рассказывает о чтении в России в прошлом и
настоящем. Это позволит специалисту лучше понять то, при каких
обстоятельствах сформировался современный облик читателя.
3
Тема
данной
работы
будет
интересна
не
только
специалисту
библиотечного дела, но и не связанному с этой профессией человеку, которому
хочется узнать больше о культуре чтения в России, о ее особенностях.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе подробно
рассмотрена история чтения в России с начала XIX века до нашего времени. В
ней можно узнать о том, как появились те или иные особенности чтения книг,
не связанных с библиотеками, о традициях чтения, о предпочтениях читателей в
разные времена. К этой же главе относится приложение, содержащее
результаты опроса. Оно помогает лучше понять современного пользователя.
Вторая глава повествует о личных библиотеках. В ней на примерах самых
известных
личных
закономерностях
и
среднестатистической
(домашних)
библиотек
особенностях,
домашней
которые
библиотеке.
рассказывается
встречаются
Также
даны
о
в
тех
любой
советы
по
комплектованию домашних библиотек и рассказывается о той помощи, которую
библиотекарь может оказать читателю.
Сведения, представленные в курсовой работе, помогут получить
правильное представление о культуре чтения в России, о отношениях читателя
и его домашней библиотеки. Библиотекарю они будут особо полезны, потому
что зная о особенностях чтения вне библиотеки, он сможет наладить
продуктивный диалог с читателем и правильно оказать ему помощь.
4
1. История развития чтения в России
Во все времена в России сохранялось особое отношение к чтению. Люди,
умевшие читать, были очень уважаемыми. На Руси издревле считалось, что “в
доме без книги, как без окон - темно”. Всякий родитель стремился обучить
своего ребенка грамоте, если имел такую возможность. В более обеспеченных
семьях образование было необходимостью для каждого поколения, почти
традицией.
В XIX веке в России больше людей получают возможность получить
образование благодаря изменениям в законодательстве, появляются меценаты,
вкладывающие средства в развитие образования. Так, традиции чтения
приходят в большее количество семей.
Взрослый читатель был крайне неразборчив при выборе литературы для
прочтения. Так, в начале XIX века "духовной пищей" среднестатистического
читателя были лубочные книги с крайне авантюрным содержанием и
готические романы, переведенные или на языке оригинала, волна которых в то
время захлестнула книжный рынок Европы. В 1808 году некий помещик
Селиванов,
имевший
репутацию
человека
просвещенного,
составил
любопытный документ - "Роспись книгам, какие нужно купить для чтения". В
его списке обозначено около десятка готических романов. Среди них
встречается сочинение "Полночный колокол", которое можно встретить и в
многих других документах авторов, с Селивановым даже не знакомых:
произведение пользовалось большой популярностью, позже его название стало
презрительно-нарицательным в тот момент, когда готический роман стал
достоянием купцов, помещиков и потребителей лубочной словесности. [1]
Готическими романами буквально зачитывались все - от провинциальной
барыни и ее дочерей, никогда не интересовавшихся ничем, что находилось за
пределами семейных владений, до торговцев, которые проводили свою жизнь в
5
постоянных разъездах. И уже тогда существовала традиция обсуждения
прочитанной книги среди домочадцев и знакомых.
В истории русской словесности был так называемый "альманашный"
период (1823 - середина 1830-х гг.), когда особой популярностью пользовались
альманахи. Первым альманахи начал издавать Н.М. Карамзин, но только после
того, как в конце 1822 г. было осуществлено издание "Полярной звезды", стало
издаваться более десятка различных альманахов. Альманах как правило был не
только функциональным предметом, но и довольно дорогой вещью, частью
образа светской гостиной. Читателю в большинстве случаев было важно не
содержание, а внешнее оформление столь ценного предмета. Альманахи часто
становились подарками; это возродило традицию дарить книги, и люди стали
делать это намного чаще, чем раньше.
Основными жанрами в альманахах были любовная лирика, повести,
моралистические
эссе.
Читателями
альманахов
зачастую
были
люди,
приобщенные к европейской культуре, но плохо знающие русскую литературу, и
именно альманахи стремились показать достояние российской словесности. [1]
К началу 1820-х гг. престиж литературы в обществе становится очень
высок. В столичных семьях обучение дочерей было уже не редкостью, а в
институтах благородных девиц активно поощрялось написание учащимися
стихов. С тех пор неотложной частью воспитания детей, развития у них
читательской культуры является развитие именно творческого начала. Читали
девушки в основном европейскую литературу, но был канал, через который
отечественная литература проникала в круг их чтения. Это были литературные
альбомы. Огромная их популярность связана с развитием литературных и
дружеских кружков. Альбом имел двойную функцию - освежал память
владельца о приятных воспоминаниях, а еще он был предназначен для
демонстрации окружающим с целью повышения собственного авторитета.
В девятнадцатом веке было принято читать вслух. Авторы читали в
салонах и литературных кружках только что написанные произведения,
6
взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с
продолжением,
возлюбленные
читали
друг
другу
стихи
или
что-то
романтическое, отвечавшее настроению; в кружках самообразования читали
вслух книги по экономике, политике, философии; родители, гувернантки,
школьные педагоги читали вслух детям. Отметим: взрослые читали друг другу,
не только в салонах или кружках, но и семейном кругу. Детей рядом не было, а
если и были то только по недосмотру. [8] Подобные семейные чтения
проходили в семьях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Именно в XIX веке в
России окончательно закрепилась традиция семейного чтения, которая
зарождалась с середины XVIII века, и наиболее развита она была именно в то
время.
"Охранительная политика" Николая I была направлена как на борьбу с
антиправительственными выступлениями в русской печати, так и на
ограничение влияния идей Запада... [1, с. 66] Именно тогда государство
начинает тщательно следить за издающимися произведениями, а простые
читатели пытаться обойти этот запрет. Так, запрещенные книги привозились изза границы, многие произведения читались за рубежом во время длительных
поездок.
За очень короткий срок альманах из светских салонов опустился до
представителей грамотного городского простонародья, и издавать альманах
стало даже неприлично. Поэтому его заменили толстые журналы.
В XIX веке активно развивались сам русский язык, литература и
журналистика.
Множество
шедевров
отечественной
литературы,
часто
выходившие в свет благодаря журнальным публикациям, получили признание
во всем мире. На журналы активно подписывались, читали и обсуждали.
Благотворной почвой для развития настолько высокой культуры чтения
являлись именно те самые семейные чтения. Тогда появилась не только
традиция подписываться на те или иные издания много лет подряд(она будет
наиболее развита в советской России), но и был дан толчок к становлению
7
литературной критики. "Теперь все подлежит критике, даже сама критика", писал Белинский. Одним из самых известных современному читателю
примеров
критической
литературы
является
"Мильон
терзаний"
И.А.
Гончарова. Читатель все больше и больше думает над прочитанным, пытается
решить проблему, обозначенную литературными произведениями. Взгляды
разделяются, и люди пытаются найти решение в обществе людей с
аналогичным мнением. Появляются западники и славянофилы, петрашевцы,
народники, социалисты и др. Взгляд на российскую действительность
становится все более критичным, что неизбежно ведет к появлению оппозиции.
Начиная с 1870-х гг. журналы "Русская старина" и "Русский архив" часто
публикуют произведения декабристов. Читатели воспринимали их по-разному.
Кто-то восхищался, кто-то ненавидел и презирал, но в стороне не смог остаться
никто. Часто споры приводили к разладу между родственниками.
Обстановка накалялась и накалялась, что привело в конечном итоге к
революции 1905-1907 гг. Этот период отличается бурной издательской
деятельностью. На подготовленных и неподготовленных читателей выливается
масса агитационной и прогрессивной литературы. В эти годы декабристская
литература
заняла
видное
место
в
репертуаре
изданий
по
истории
освободительного процесса России. [1]
После революции 1917 г. в истории России начинается период, который
чаще всего называют "советский". Со временем образование становится
неотложной частью жизни всех слоев населения, и грамотных людей
становится намного больше. В школьной программе особое место уделяется
литературе.
В СССР появляется детская литература. Девизом детских писателей
становятся слова: "Для детей надо писать, как для взрослых, только
значительно лучше". Возникает особый культурный пласт - культура детства, с
ее детскими театрами, музыкой, книгами, детской самодеятельностью. К
созданию детских книг привлекаются лучшие специалисты.
8
И взрослые проявляли к книгам огромный интерес. Почти в каждой семье
была домашняя библиотека, которую в условиях советского дефицита было
крайне сложно пополнять. Это приводило к тому, что люди покупали не совсем
нужные им книги, если была такая возможность, а любимые издания читатели
находили в продаже с большим трудом. Однако практически все семьи были
подписаны на периодические издания, что существенно расширяло их кругозор.
Любовь к периодическим изданиям у российского читателя сохраняется до сих
пор.
В связи с этим активно развивалась традиция посещения публичных
библиотек. Библиотеки активно взаимодействовали с читателем. Одной из
причин этого было то, что библиотека была инструментом советской
пропаганды. В частности, выпускались специальные пособия для читающих
людей. Они содержали рекомендации для него, объясняли, как и что следует
читать. Таким было и издание "О культуре чтения" [3].
В 1950-х годах с появлением телевидения семейные чтения вслух
практически исчезли, и их заменил просмотр телепрограмм. До сих пор
сохраняется только традиция чтения вслух маленьким детям. [9]
В 1990-е годы страна переживает глубокий кризис чтения. До сих пор
"поколение 90-ых" не проявляет особого интереса к чтению, что является
серьезной
проблемой
для
библиотек.
С
начала
второго
тысячелетия
разрабатываются и применяются программы по привлечению молодых людей в
библиотеки. Например, большой успех имел проект Екатеринбургской
областной библиотеки. Авторы проекта "Мы, кофе и книга" поставили цель
создать новый образ библиотеки во обществе. В этом проекте воплотилась
мечта о библиотеке, которая не закрывается никогда - было открыто
литературное кафе, которое начинало работать после закрытия библиотеки.
Большинство проектов, осуществляемых современными российскими
библиотеками, посвящены продвижению чтения в молодежную среду,
популяризации чтения среди детей, продвижению поэзии, привлечению к
9
чтению людей с ограниченными возможностями. Реже встречаются проекты,
предполагающие работу среди заключенных, а также проекты, развивающие
навыки грамотности и чтения у взрослых. За пределом внимания российских
специалистов во многом еще остаются такие проблемы, как борьба с
дислексией, помощь в развитии базовых навыков грамотности детям-сиротам и
детям в нуждающихся семьях, работа со стационарными пациентами
медицинских учреждений и др. Эти проблемы российским библиотекарям еще
предстоит решать.
В 2000-х гг. в России начинает развиваться такое любопытное явление,
как буккроссинг. Оно уже прижилось в нашей стране и фактически стало
традицией. Коротко суть буккроссинга можно выразить так: прочитал - передай
другому. В библиотеках и других общественных местах создаются специальные
полки или стойки, на которых человек может оставить свою книгу, которую он
уже прочитал, и взять любую книгу со стойки. Часто в книге можно обнаружить
список адресов ящиков электронной почты или список имен человек, кто ее
прочитал - так можно отследить путь книги в мире буккроссинга, ведь чаще
всего книги, взятые с подобной стойки, вновь возвращаются на нее для того,
чтобы как можно больше людей смогло ее прочитать.
Сегодня в библиотеках часто сталкиваются с проблемой рассеяннности,
особенно среди молодых читателей. В помощь читателю издаются пособия,
помогающие преодолеть эту проблему, научиться читать правильно и быстро,
но ни в коем случае не принуждающие читать ту или иную литературу, как это
было во времена СССР.
Среди
самых
юных
читателей
ситуация
очень
сложная.
Среднестатистический ребенок занят компьютером, Интернетом, играми, и
никак не заинтересован в чтении. Увы, российские дети занимают только 33
место из 40 в результатах международного тестирования PISA на понимание
текста. [9] Отчасти это происходит из-за того, что поколение, воспитавшее этих
10
детей, само не следовало семейным традициям чтения, им не передалась
любовь к книгам, и потому им нечего передать своим детям.
Именно поэтому сейчас, когда роль семьи как социального института
стремительно уменьшается, а любовь к чтению с каждым новым поколением
уменьшается, необходимо возрождать традицию семейного чтения. Именно
дом, а не школа, является главным образовательным учреждением в жизни
ребенка, и самыми важными учителями для него были и будут родители. Книга
является идеальным посредником для диалога между поколениями, она
объединяет их. Самым маленьким можно читать вслух, с подростками можно
ограничиться обсуждением прочитанного им произведения. "Главной задачей
библиотек в направлении поддержки ... чтения является информационнометодическое обеспечение процесса чтения взрослыми ребенку и содействие
просвещению родителей в исполнении обязанностей по воспитанию ребенка".
[9]
Нельзя заставить ребенка полюбить книги, можно только полюбить их
вместе с ним. Об этом должен помнить каждый родитель, который
прикладывает усилия для того, чтобы привить ребенку любовь к чтению.
Личные
библиотеки
пользователей
тоже
изменились.
Сегодня
практически любому человеку доступна любая литература, он может
приобрести ее без усилий. Очень многие люди коллекционируют книги, как и в
советское время. Некоторым счастливчикам повезло получить коллекцию в
наследство от своих родителей, начинавшим собирать ее до перестройки, а
возможно и получивших ее в наследство от предыдущего поколения. Это
является прекрасной традицией, и она несомненно должна активно развиваться.
Больше о вкусах и мнении современных читателей можно узнать из
Приложения, ознакомившись с результатами опроса.
11
2. Личные библиотеки
Издавна в России книга считалась большой ценностью, роскошью. Книги
собирали и берегли. Достаточно вспомнить легендарную библиотеку Ивана
Грозного, которая не найдена до сих пор.
До революции практически каждая семья, имевшая финансовую
возможность и достаточный уровень образования, была обладателем книжного
собрания. Но некоторые домашние библиотеки поражают своим фондом.
Одним из таких книжных собраний была личная библиотека Фаддея
Венедиктовича Булгарина (1789-1859), популярного во первой половине XIX
века журналиста и писателя, скомпрометировавшего себя сотрудничеством с III
отделением. Имение Карлово, приобретенное им в 1828 г., находилось на
окраине г.Дерпта (ныне г.Тарту), известного старинным университетом.
Булгарин имел знакомство с директором университетской библиотеки, и
возможно это и побудило его сделать ряд подношений библиотеке. До сих пор
многие люди преподносят книги в дар библиотеке, в некоторых семьях
традиция преподносить книги передается из поколения в поколение.
Фаддей Венедиктович был страстным книжником. В издаваемой им
совместно с Н.И. Гречем "Северной пчеле" была постоянная рубрика "Новые
книги", в этой же газете часто помещались статьи об известных библиотеках,
книжных лавках и букинистах, библиофилах.
Высокую оценку домашняя библиотека Булгарина получила еще при
жизни. Один из гостей его имения написал и опубликовал очерк, где утверждал,
что библиотека Булгарина может называться одной из лучших в России.
Множество книг, замечательные коллекции (в частности, собрание всех карт
России), редкие сочинения по истории и филологической части, старинные
издания - все это и многое другое он увидел в этой библиотеке. Занятно, что
всегда часть мнения людей о человеке зависела от того, какие книги он читает,
какие издания можно увидеть на книжной полке в его доме.
12
Его библиотека - собрание литератора, журналиста, делового человека. В
фонде преобладает художественная литература, книги по литературоведению,
истории, праву, географии и статистике. Если сравнивать эту библиотеку с
другими личными библиотеками того времени, можно даже назвать ее
типичным собранием для литератора. Однако известно, что около 500 книг в
библиотеке характеризуют его индивидуальность: собраны издания по
философии, химии, астрономии и религии, искусствоведению и домоводству.
Вероятно, часть этих книг принадлежала другим членам его семьи. Это
нормально, ведь облик домашней библиотеки всегда формируется всеми
членами семьи, отвечает ее интересам и издания в ней появляются
соответсвенно их запросам.
Дальнейшая судьба уникальной библиотеки трагична. После смерти
Булгарина фонд библиотеки начал "распыляться": 139 томов было продано
университету, часть рукописей из собрания была передана журналу "Русская
старина". Печатного каталога домашняя библиотека Булгарина не имела. В годы
гражданской войны книжное собрание вошло в состав университетской
библиотеки, а личный архив Фаддея Венедиктовича (по одной из версий) был
уничтожен в 1940 г. при аресте правнука, Вячеслава Булгарина. [1]
Опись личной библиотеки Пушкина сохранилась в двух экземплярах.
"Первый из них представляет собою черновик ее и отражает непосредственную
запись книг прямо с полок, стоявших в кабинете Пушкина; она состоит из 23
лл. разной писчей бумаги ... и писана двумя почерками составителей ее Ф.Н.
Менцова и барона Вельзберха". В описи числится 1287 названий книг, однако
после сравнения с печатным каталогом выяснилось, что из этих книг 187
неизвестны печатному описанию, а 278 названий из печатного издания
отсутствуют в описи. Пушкин хранил книги без всякого порядка и системы, и
до сих пор свыше 20 названий книг не были определены до сих пор, ибо
небрежно была составлена и опись. Небрежность - частая проблема личных
13
библиотек, и очень сложно приучить читателя обращаться с личными книгами
аккуратно. [7]
Особой любовью писать на полях книги славился Сталин, о котором
"после 1953 г. распространялись представления ... как о полуграмотном
недоучке". Однако личная библиотека
Сталина сохранилась и даже
представляет
Государственной
собой
отдельный
фонд
общественно-
политической библиотеки Министерства культуры РФ, а ранее это была
библиотека Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Фонд библиотеки
состоит из книг о социализме, книг социально-экономической тематики, книг
по философии и военному делу. В библиотеке имелись справочные издания
всех видов, энциклопедии, несколько тысяч книг художественной литературы.
Все лидеры большевиков после переезда в Кремль активно собирали личные
библиотеки. "Библиотека Сталина была далеко не самой большой среди других
частных большевистских библиотек, но по понятным причинам именно она
вызывает большой интерес у многих историков"
С разными книгами Сталин обращался по-разному. Например, на полях
работ Маркса и Ленина он не делал практически никаких записей, а только
выделял некоторые фразы. В работах Энгельса на полях он коротко выражал
несогласие по тем или иным пунктам. "На полях книг К.Каутсого "Теория и
коммунизм" (1919, Берлин) и "Пролетарская революция и ее программа" (1922,
Берлин) можно встретить не только пометки: "Ха-ха!", "Хе-хе!", "Ишь ты!", но
и слова: "Дурак", "Сволочь!", "Подлец и сволочь!". Странно, что при чтении
книг своих политических оппонентов Сталин не записывал на полях ни
ругательств, ни критических замечаний, а в книге Троцкого "Терроризм и
коммунизм" даже выразил свое восхищение. Немало пометок было сделано и в
книге Н.Макиавелли "Государь".
Сталин часто выписывал книги из лучших государственных библиотек
через секретаря и библиотекаря. Книги привозили пачками, на этот счет
составлялись списки и реестры, обнаруженные недавно в РГАСПИ. Интересно,
14
что в 20-30-е годы Сталин выписывал до 500 книг в год. В то время читал
Сталин много: как он говорил, около 600 страниц разного текста в день.
Обладатель хорошей памяти, он мог читать текст как бы целыми страницами;
так могли например, Ленин и Андропов. В последние годы жизни он читал
очень мало. Важно отметить, что с государственной собственностью
(библиотечными книгами) Сталин обращался предельно аккуратно и никаких
пометок не делал.
Его интерес менялся со временем, как и меняется интерес всякого
читателя. "В начале 40-х годов Сталин выписывал множество книг по военным
проблемам, в том числе и уставы разных армий, в 1947-1948 гг. - по медицине и
биологии, в 1950 г. - по языкознанию, в 1952 г. - по экономике." Можно
заметить, что именно разные перемены и события в жизни Сталина вызывали
его интерес к той или иной литературе.
По воспоминаниям Е.М. Золотухиной, на даче Сталина была "казенная"
обстановка, и приятным было только помещение библиотеки: "Летом там
можно было послушать птиц, в зимнее время Сталиным заводилась пластинка с
голосами птичек. Сами книги помещались в соседнем корпусе дачи". Она
называет эту библиотеку не иначе как "уютная комната-фонарь". [6] Чтение в
приятной обстановке под звуки пения птиц - привычка, своеобразная традиция
чтения на даче Сталина.
Отношение Сталина к книгам может быть темой отдельной увлекательной
работы. Сейчас на основе вышеизложенного можно выделить несколько
частично пренеприятных фактов о любом читателе. Заметно, что читатель, не
являющийся библиофилом, обращается с личной книгой намного хуже, чем с
книгой из библиотеки, даже хранит личные книги в полном беспорядке. Это
говорит о низкой культуре отношения к книгам, даже о банальной
неряшливости. С этим нужно бороться, т.к. правильное отношение к книгам
позволяет им дольше храниться и быть годными к использованию. Например,
при комплектовании можно покупать издания с суперобложками, которые
15
защищают книгу. Но невозможно хранить книгу долго без правильного
отношения к ней. Хранить книги следует в сухом месте, на полках или в
книжных шкафах, регулярно очищать их от пыли, большие собрания книг могут
столкнуться с проблемой вредителей, от которых книги тоже нужно защищать.
Пользоваться книгой следует аккуратно, не загибая страницы. Для пометок
лучше использовать отдельную тетрадь или блокнот.
Как уже было сказано, Сталин при заказе книг пользовался помощью
секретаря и библиотекаря. Любой читатель может и должен обращаться за
помощью к специалистам при комплектовании домашней библиотеки.
Полезную информацию читатель может получить у сотрудника библиотеки, в
которую он записан. Библиотекарь может предоставить ему рекомендательные
библиографические пособия, помочь найти информацию о новых изданиях по
той или иной теме. Без совета библиотекаря будет довольно трудно избежать
покупки изданий с практически одинаковой информацией, устаревших и
бесполезных изданий. При работе с читателями библиотекарь может проводить
опросы для изучения своего читателя.
В рассказе о личной библиотеке известного книголюба Ф.В. Булгарина мы
заметили, что часть фонда его книжного собрания состоит из книг,
приобретенных с большей вероятностью другими членами семьи, чем им
самим. В любой домашней библиотеке семьи наблюдается похожая ситуация,
так как эта библиотека должна удовлетворять интересы всех членов семьи, и
при комплектовании всегда следует учитывать интересы всех членов семьи.
Следовательно, комплектованием библиотеки нужно заниматься совместно,
согласовывая действия, потому что только в этом случае библиотека будет
идеально удовлетворять информационную потребность семьи.
Покупать новые книги в фонд домашней библиотеки следует по мере
потребности. Частота покупок в каждой семье будет разная. Обладателям
крупных личных книжных собраний следует вести опись книг, в которую
следует заносить сведения о книгах по мере их приобретения. В качестве
16
сведений могут выступать только автор и название книги, но пользователь
может узнать у библиотекаря основные сведения о библиографических записях,
и использовать библиографические описания в качестве сведений о книге в
своей описи. Некоторые личные библиотеки могут быть особо крупными, и
самостоятельная забота о них читателями становится невозможной. В этих
редких случаях семья может нанять библиотекаря, как это было в доме
Набоковых до революции.
Читателю следует уделить особое внимание рекомплектованию домашней
библиотеки. Ненужные издания, не имеющие ценности, должны вовремя
удаляться. Однако читатель всегда мало внимания уделяет рекомплектованию.
Часто бывает, что читателю просто жалко выбрасывать книги, которые все еще
актуальны и содержат интересный материал, но не имеют ценности для
читателя. Тогда можно предложить ему передать наиболее качественные
издания в гуманитарную организацию или преподнести их в дар библиотеке.
Источниками
комплектования
могут
являться
книжные
магазины,
книжные выставки и салоны, на которых возможна продажа книг. Еще
существуют различные случайные источники комплектования. Торговля
изданиями осуществляется и через Интернет, а наиболее ценными изданиями
можно обзавестись на аукционах.
Важно, чтобы в личной библиотеке были собраны разные виды
документов. Электронные издания, аудиокниги, традиционные книги и
возможно видеофайлы - разнообразие документов обеспечит удовлетворение
информационной потребности читателя.
Для комплектования домашней библиотеки очень важна подписка на
периодические издания. Поскольку эта библиотека должна быть полезна всем
членам семьи, имеет смысл подписаться на несколько периодических изданий.
Если
издание
по
каким-либо
причинам
перестает
удовлетворять
информационную потребность читателя, от этого издания следует отписаться.
17
Бережное отношение к домашней библиотеке должно передаваться от
поколения к поколению, как и сама библиотека. Непрерывное комплектование
несколькими поколениями людей сделает ее наиболее удовлетворяющей
потребности читателя. Комплектование домашней библиотеки - непрерывный
процесс, а вот данный рассказ о домашних библиотеках завершается.
18
Заключение
Проанализировав материал, о котором шла речь выше, можно сделать
некоторые выводы, которым следует уделить особое внимание.
В России существует огромное количество уникальных традиций,
связанных с чтением и книгами. Некоторые традиции угасают, а некоторые
только входят в жизнь российского читателя. Несомненно, библиотека
участвует в этом процессе, и одной из ее особо важных задач является
сохранение и возрождение разных традиций чтения не только в стенах здания
библиотеки, но и в каждой российской семье.
Взаимодействие читателя и библиотеки невозможно без понимания
специалистом-библиотекарем того, что пользователь интересуется книгами не
только в библиотеке, но и за ее пределами. Библиотекарь должен узнать больше
об интересах читателя, помогать ему при выборе книжных и иных видов
изданий не только для прочтения в библиотеке, но и для приобретения в личное
пользование. Для этого существуют способы, о которых было сказано выше.
Задачей представленной курсовой работы было рассказать о читательской
деятельности пользователя вне библиотеки, о его вкусах и о том, какие
традиции чтения он соблюдает. Еще одной задачей был рассказ о личных
(домашних) библиотеках пользователей и комплектовании этих неповторимых
библиотек. Наиболее развернуто данная курсовая работа рассказывает о
развитии чтения в России и о том, какие традиции активно развивались в то или
иное время. Рассказ о истории чтения начинается с начала XIX века, одного из
самых ярких периодов в истории России. Именно тогда В.В. Сопиков пришел к
выводу, что библиография, которая является важной дисциплиной для каждого
специалиста библиотечного дела, “из всех человеческих познаний есть самая
пространнейшая наука”. Можно увидеть, что чтение и его традиции процветало
в те периоды истории, когда благосостояние общества было высоким, а кризис
чтения всегда приходится на трудные для государства годы. То есть, уровень
19
культуры чтения зависит не только от библиотек, однако именно ей в этом
процессе принадлежит главная роль. О личных библиотеках рассказывается при
помощи наиболее интересных исторических примеров, потому что рассказ о
"среднестатистической библиотеке" был бы весьма и весьма туманным.
Показано разное отношение к книгам: любовь к книге библиофила Ф.В.
Булгарина как к памятнику культуры и отношение к книгам как источнику
информации И.В. Сталина. Столь же разными бывают все читатели.
Библиотекарю очень важно объяснить каждому пользователю, как следует
обращаться с книгой. Именно объяснить - заставить читателя поступать так или
иначе невозможно, библиотекарь может только деликатно убедить его принять
правильную точку зрения. Можно заметить, что правила, по которым следует
комплектовать домашние библиотеки, очень похожи на правила комплектования
фондов других видов библиотек.
Материалы данной курсовой работы будут полезны в практической
деятельности
библиотекаря
при
консультировании
читателя,
работе
с
пользователем. Подобную деятельность библиотекарь может и должен вести не
только в библиотеках федерального значения, но и в региональных
библиотеках. Библиотекарь сможет рассказать пользователю о том, какие
традиции чтения могли бы прижиться в семье этого читателя, убедить
возродить их, а также оказать квалифицированную помощь при комплектовании
домашней библиотеки. Традиции чтения смогут стать темой для книжной
выставки или отдельного мероприятия в библиотеке, библиотека может издать
рекомендательное библиографическое пособие на эту тему или картотеку
новинок, посвященных данному вопросу. Например, на базе библиотеки может
быть создан литературный кружок.
Важно отметить, что ни один библиотекарь ни в коем случае не должен
навязывать свое мнение читателю, вести какую-либо пропаганду. Это
противоречит кодексу этики российского библиотекаря, который ни в коем
случае нельзя нарушать.
20
Сегодня ведется активная работа с разными группами пользователей,
наблюдаются
результатами
определенные
успехи,
многочисленных
что
может
исследований,
быть
которые
подтверждено
проводятся
библиотеками и другими организациями. Важно заметить, что не только в
России, но и во всех развитых странах существует тенденция к объединению
усилий
государственных
и
общественных
организаций.
Комплексные
исследования одинаково важны и для развития системы образования, и для
библиотечной деятельности.
Культура чтения не является некой неподвижной субстанцией, суть этого
социокультурного явления состоит в его постоянной потребности к изменению.
Культура чтения может развиваться "вглубь" и "вширь". Человек может
постоянно пополнять знания по какому-либо вопросу, следить за публикациями
по изучаемой проблеме. Вместе с тем чтение иноязычных источников
информации позволяет сформировать более широкий объективный взгляд на
мир и адекватное понимание ситуации. В этом качестве развитию культуры
чтения активно способствуют процессы совершенствования технологий
электронных информационно-поисковых систем и коммуникативных средств
связи. Доступ к оцифрованному культурному наследию и к новым электронным документам, открытость, демократичность, коммуникативность,
интерактивность - эти и другие свойства Сети способствуют развитию
информационно-познавательных и интеллектуальных видов деятельности.
«Читающая страна»… Наверное, можно мысленно нарисовать такую
картину, когда почти все в этой стране только и делают, что читают… Но –
понимают ли написанное? Читают ли при этом всё подряд или все же с
разбором? Развивает ли такое чтение воображение, и ведет ли оно к
совершенству, зовет ли к творчеству? – Ответив себе на все эти вопросы, пусть
педагоги и ученые, издатели и государственные деятели приложат все усилия
для скорейшего их решения, и тогда звание «самого читающего в мире народа».
Россия по-прежнему сможет носить с гордостью, и достоинство книги при этом
21
будет на должном уровне. В таком случае и чтение будет пониматься всеми как
ценность.
К сожалению, множество уникальных разработок по развитию чтения в
семье не могут быть осуществлены из-за недостатка финансирования. В России
слабо развито частное финансирования библиотечных программ и программ
образования, и это остается большой проблемой, препятствующей развитию
культуры чтения в стране. Из проблемы недостатка финансирования неизбежно
вытекает проблема комплектования, что тоже очень плачевно.
Проблемы чтения есть, их много, и многие из них зарождаются именно в
семье. Сегодня во всех культурных учреждениях страны принимаются меры для
их решения. Главным центром по решению этих проблем является библиотека.
Как было сказано выше, для этого библиотека использует различные методы,
например исследования. Несомненно, каждый библиотекарь должен помнить,
что его деятельность очень важна для будущего страны, заниматься
профессиональным самообразованием, любить свою работу и выполнять ее с
надлежащим прилежанием. Тем, кто решил сознательно посвятить себя
благородному делу - возрождению духовности и возвышению человеческой
личности, не стоит полагаться только на собственные знания, память (какой бы
она не была) и личный опыт. Следует культивировать эту потребность в каждом
читателе независимо от его возраста, уровня образования и места, занимаемого
в обществе. Библиотекарю важно не только самому знать и уметь, но и научить
читателей грамотно пользоваться разными видами информационных ресурсов
для поиска и нахождения необходимой информации, используя для этого
традиционные и электронные ресурсы.
Повышение культуры чтения приобретает и новый смысл: воспитывая ее,
мы заботимся о будущем. [4, с. 87] И каждый человек, читающий книги, с
каждой прочитанной страницей делает лучше собственное будущее. Именно
поэтому и читатель, и библиотекарь должны быть предельно заинтересованы в
сотрудничестве.
22
В последние годы многие теоретики говорят о падении уровня духовной
культуры, некоторые полагают, что русская культура чтения медленно погибает,
да и сам русский язык находится в упадке. О “катастрофе чтения” в России, о
деформации репертуара книгоиздания говорят и пишут уже несколько лет. Но
следует помнить, что русская культура изменчива и постоянно развивается, ее
еще ждет великое будущее. Еще В. Высоцкий писал: “Кто сказал, что земля
умерла? - Нет, она затаилась на время”.
23
Список использованной литературы
1. Чтение в дореволюционной России: Сб. науч.тр. Вып.2 / Российская
государственная библиотека; сост. и науч. ред. А.И. Рейтблат. - М., 1995. 168 с. - (Научная библиотека)
2. Чтение как увлечение / Сост. О.Л. Кабачек. - М.: Русская школьная
библиотечная ассоциация, 2007. - 176 с. -(Профессиональная библиотека
школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 2)
3. Смородинская М.Д. О культуре чтения: Что нужно знать каждому / М.Д.
Смородинская, Ю.П. Маркова.- М.: Книга ,1984. - 88 с.
4. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие.
- М.: ИВЦ "Маркетинг"; Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 2000.
- 680 с. - ISBN 5-7856-0173-7
5. Справочник библиотекаря / под ред. А.Н. Ванеева - СПб.: Профессия,
2010. - 656 с. - (Серия "Библиотека")
6. Медведев Р.А. Личная библиотека корифея всех наук / Р.А. Медведев. Режим доступа: http://russcience.euro.ru/biblio/med01vr.htm . - Загл. с
экрана
7.
Модзалевский Л. Библиотека Пушкина - Новые материалы. (1934) / Л.
Модзалевский
-
Режим
доступа:
http://www.as-
pushkin.net/pushkin/articles/modzalevskij-biblioteka/biblioteka-pushkina.htm .
- Загл. с экрана
8. Степичева Т.В. Традиции семейного чтения / Т.В. Степичева. - Режим
доступа: http://www.semya-rastet.ru/razd/tradicii_semejjnogo_chtenija/ . Загл. с экрана
9. Перепелицына Л.В. К традициям семейного чтения / Л.В. Перепелицына.
- Режим доступа:
http://semyarossii.ru/component/k2/item/380-музей-7-
я.html . - Загл. с экрана
24
10.Н. С. Карташов, В.В. Скворцов. Общее библиотековедение. Учебник: В 2
ч. - М.: Изд-во Московского Государственного университета культуры,
1997. Ч.2. - 256 с. - ISBN 5-85652-025-4
25
Приложение.
Результаты анонимного опроса, проведенного при помощи почтового
сервиса Google - gmail.com
26
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв