Редакционный процесс создания инфографики в российских деловых изданиях

Актуальность темы работы обусловлена малой изученностью и практической потребностью в исследовании процесса создания инфографики. Неизученными остаются этапы, из которых он состоит; длительность процесса создания инфографики; факторы, которые влияют на время создания инфографики; подразделения, занимающиеся подготовкой инфографики; численность и профессиональный профиль сотрудников редакции, вовлеченных в создание инфографики и др. Инфографика – это жанр, в создании которого участвуют редакционные специалисты разных профилей. Поэтому важно рассмотреть их взаимодействие и проблемы, возникающие в ходе данного взаимодействия. Также актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня инфографика становится одним из самых востребованных журналистских жанров, в том числе, в деловых изданиях. Благодаря соединению визуального и вербального инфографика становится эффективным средством представления информации. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе предпринята попытка разработки модели редакционного процесса создания инфографики. В работе выявлены основные этапы создания инфографики, участники процесса, время создания инфографики и др. Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована в вузах при преподавании дисциплин, связанных с инфографикой. Также ценность работы заключается в том, что она может быть полезна медиаменеджерам и редакциям, начинающим внедрять инфографику в свою работу. Цель исследования – выявление и описание модели создания инфографики в современных российских деловых изданиях. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1.Исследовать изменения в процессе создания журналистского материала под влиянием экономического кризиса и развития технологий. 2.Выявить особенности инфографики в российских деловых изданиях и сформулировать критерии сложности инфографического материала. 3.Исследовать процесс создания инфографики в нескольких редакциях деловых СМИ. 4.Провести экспертные интервью для верификации выводов эмпирической части исследования. 5.Разработать модель создания инфографики в российских деловых изданиях, выделить общее и частное для различных редакций. Объектом исследования является редакционный процесс создания инфографики в российских деловых изданиях, а предметом – этапы и способы взаимодействия творческих и редакционных работников в процессе создания инфографики. Теоретической базой исследования послужили труды российских и зарубежных авторов. Для того чтобы исследовать процесс работы журналистской редакции и форм ее организации были изучены труды С.М. Гуревича, А.В. Вырковского, А.В. Колесниченко, М.Н. Кима,Е.А. Лазаревича. Также привлекалась литература, связанная с менеджментом организаций, например, работы А. Файоля, Р.Л.Дафта, П.С,Серенкова, В.В.Репина, В.Г. Елиферовой, Б. Андерсена, Л. Кунг. В изменениях, происходящих с процессом производства журналистского материала в связи с бурным развитием технологий и экономического кризиса, помогли разобраться работы И.В. Лизуновой, М.Аникиной, И. Кирия, А.Н. Мнацаканяна, М.М. Лукиной, А.А. Никитенко,С.И. Симаковой, А.С. Чернявского,Т. Витшге и Г. Нюгрен, К. Мейер,Р. Пикар и др. авторов. Для исследования инфографики, как явления, были использованы труды Э. Тафти, А. Каиро, С. Валаско, Р. Крама, М. Смикикласа, Р. Косара, Б. Миллер, Б. Барнетт, В.В. Лаптева, Я.В. Лайковой, М.А. Фроловой, Е.М. Тихоновой, Е.А. Смирновой, А.Г. Качкаевой, С.В. Острикова, А.Л. Свитич, В.Э. Шевченко, С.С. Золотовой. В ходе изучения процесса создания инфографики мы обращались к работам В.В. Лаптева, Е.А. Смирновой, С. Рой, Д. Ромли, Т. Фаррант-Гонсалез и других авторов. Методы исследования. Для изучения редакционной практики создания инфографики были использованы методы наблюдения, структурного анализа редакции и глубинного полуструктурированного интервью. Для построения модели создания инфографики был применен метод аналитического моделирования. В рамках исследования был проведен комплексный анализ инфографики в газетах «Ведомости», «Деловой Петербург» и в журнале «РБК» с целью изучения тематического, типологического и структурного своеобразия инфографики, а также ее сложности. Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Основные выводы, сделанные по результатам исследования: Под воздействием кризиса и технологий меняется структура современной редакции и процесс создания журналистского материала. Инфографика становится особенным синтетическим журналистским жанром, сочетающим вербальное и визуальное, тем самым воздействуя на разные каналы восприятия у аудитории. В деловых изданиях инфографика представлена широким спектром разновидностей. Часто разные типы визуализаций совмещаются в одной инфографике. Можно выделить основные этапы в создании инфографики, характерные для всех представленных редакций: выбор темы, обсуждение, сбор данных, систематизация данных, создание прототипа, создание инфографики в графической программе, проверка, внесение правок и т.д. Для каждого этапа можно провести декомпозицию. В процессе создания инфографики имеет место итерация этапов. Видение процессов у дизайнеров и арт-директоров отличается. В исследованных редакциях еще не сформированы специализированные службы инфографики, однако некоторые редакции стремятся к этому. Созданием инфографики в данных редакциях занимаются дизайнерские отделы, в которых работают универсальные дизайнеры. Заведует отделом, а также контролирует процесс подготовки инфографики арт-директор. Кроме дизайнеров и арт-директоров основными участниками процесса подготовки инфографики являются журналисты, редактора и корректоры. Благодаря современному программному обеспечению процесс создания в современной редакции максимально автоматизирован. На время подготовки инфографики влияет множество факторов: компетентность журналиста, его умение правильно подобрать данные, систематизировать их и представить дизайнеру в наглядном виде, время сдачи в печать, уникальность проекта, опыт дизайнера и др. Самый существенный фактор, влияющий на длительность создания инфографики, – ее сложность. Можно выделить три уровня сложности инфографики, в зависимости от которых будет различаться время ее создания. Одна из главных проблем в процессе создания инфографики – взаимодействие дизайнеров с журналистами. Последние не всегда понимают, как грамотно подобрать корректные данные, обработать их, систематизировать и представить в наглядном виде. Некоторые специалисты говорят, что журналистам, работающим с данными, необходимо создавать простейшие прототипы инфографики.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f881d7966e12684eea01f
UUID: a07c36d8-d64d-46d5-ac70-15dba98b1d1b
Язык: Русский
Опубликовано: почти 7 лет назад
Просмотры: 69

Валиева Анна Анесовна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 2,0 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет