Тарасова А. С.1
Регулирование интернет-пространства:
подходы России и Германии
Факторы, сближающие позиции
Российской Федерации и Федеративной Республики Германия
Последнее десятилетие XX в. ознаменовалось окончанием холодной
войны между Россией и Западом и стало поворотным моментом в истории
их сотрудничества. Вступление Российской Федерации в Совет Европы,
начало сотрудничества с НАТО и в рамках ОБСЕ позволило создать фундамент для дальнейшего взаимодействия.
В отношении вопроса информационной политики усилилось многостороннее сотрудничество стран в рамках ООН на данном этапе.
Для стран Евросоюза важным принципом сотрудничества является
эффективное экономическое взаимодействие в информационной среде,
поэтому все больше внимания направлено на устранение информационного разрыва. Так, подписанная в июле 2000 г. странами G8 «Окинавская
хартия глобального информационного общества» стала «призывом ко всем
как в государственном, так и в частном секторах ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний» (п. 5)2.
В последние годы данный вопрос не теряет актуальности. Принятая
Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2015 г. резолюция «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на
период до 2030 года»3 стала важнейшей вехой развития многостороннего
сотрудничества.
Данная позиция активно поддерживается Россией. Министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров на Саммите по
1
Научный руководитель: Клюев А. В., профессор кафедры связей с общественностью и социальных технологий, д-р филос. наук, факультет государственного и муниципального управления, СЗИУ РАНХиГС (Санкт-Петербург).
2
Окинавская хартия глобального информационного общества [Электронный
ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/901770887 (дата обращения:
12.10.18).
3
Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития
на период до 2030 года. Резолюция ООН, принятая Генеральной Ассамблеей
25.09.2015 [Электронный ресурс]. — URL: http://unctad.org/meetings/en/
SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 12.10.18).
282
Тарасова А. С. Регулирование интернет-пространства: подходы России и Германии
Глобальной повестке дня в области развития особо отметил: «…Новая
социально-экономическая повестка дня должна закрепить также и
понимание неделимости устойчивого развития… Особенно важно обес
печить справедливые условия торговли и расширить доступ к передовым технологиям»4.
Говоря о сходствах подходов России и Германии, необходимо отметить понимание общих угроз. В последнее время кибертерроризм
и кибератаки становятся важнейшими глобальными проблемами, требующими своевременного решения. Так, в 2017 г. на двусторонних
переговорах обсуждалась идея создания «горячей линии» для срочных
переговоров по вопросам информационной безопасности [3], что подчеркивает положительное развитие двусторонних российско-германских
связей в данном сегменте.
Стоит также отметить развитие деятельности негосударственных организаций, посвященной проведению международных форумов по регулированию сети Интернет и информационной безопасности. Множество
контактов происходит и на уровне государственных органов5.
Для того чтобы справиться со схожими внутренними проблемами на
территории России и Германии, было сформулировано много прикладных
актов, поправок и дополнений, регулирующих отдельные аспекты взаимодействий в Интернете. Например, очень подробно освещаются проблема ответственности пользователей за неправомерные действия, полномочия провайдеров, методы защиты несовершеннолетних от вредоносной
информации6.
4
Выступление министра иностранных дел России С. В. Лаврова на Саммите по Глобальной повестке дня в области развития на период после 2015 года
(27.09.2015) // Официальный сайт МИД РФ [Электронный ресурс]. — URL:
http://www.mid.ru/general_assembly/-/asset_publisher/lrzZMhfoyRUj/content/
id/1794073 (дата обращения: 18.03.18).
5
Так, Роскомнадзор активно участвует в международной деятельности: по
инициативе данной службы состоялось несколько международных конференций,
посвященных защите персональных данных. Особо следует отметить неоднократное участие представителей Германии в таких мероприятиях, как международные
конференции по защите персональных данных.
6
Например, российский Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и
«Государственный договор о медиауслугах земель ФРГ» (Staatsvertrag über Mediendienste (Mediendienste-Staatsvertrag), 2007) направлены именно на защиту несовершеннолетних пользователей.
283
Научные труды СЗИУ РАНХиГС. Том 9. Выпуск 4 (36)
Далее, существование понятия «kritische infrastructur» в немецком
законодательстве и соответствующего термина «критическая информационная инфраструктура» в российской правовой системе сближает подходы обоих государств и доказывает, что информационная сфера является имеющей важнейшее значение для общественности инфраструктурой, нарушение которой может дать сбой в общественной
безопасности. Действия по обеспечению безопасности граждан в Интернете осуществляются в соответствии с концепцией информационного устойчивого развития.
Различия подходов РФ и ФРГ к регулированию Интернета
На наш взгляд, важнейший элемент различия методов России и
Германии по регулированию Интернета заключается в противоположных подходах к концепции мультилатерализма. Говоря о ФРГ,
следует отметить тесную связь ее информационного законодательства
с правовой системой Евросоюза, а также ориентацию Германии на
страны НАТО, в первую очередь США. Российское законодательство
является значительно более обособленным и самостоятельным. Более
того, в рамках сотрудничества внутри СНГ Россия является бесспорным концептуальным лидером в содержательном плане (подробно см.: [1; 2], в то время как в западном альянсе Германия играет одну из важнейших ролей, но не является однозначно ведущим
участником.
Исследуя политическую культуру обеих стран, хочется заметить,
что для западных государств, как для Германии, так и для Евросоюза в целом, приоритетом является обеспечение безопасности персональных данных, что во многом объясняется культурным фактором.
Партнерские, равноправные отношения исторически сложились между европейским социумом и государством, граждане ЕС являются
инициаторами законотворческих инициатив, направленных на сохранение демократического строя, одной из основных ценностей которого является неприкосновенность личных данных.
Так, в Германии целый ряд законов направлен на регулирование
именно этого аспекта, в то время как для России приоритетом
является ограничение доступа граждан к вредоносному контенту и
противодействие экстремизму. Так, в РФ государственные органы
наделяются более широкими полномочиями, устанавливается процедура досудебной блокировки сайтов, которая проводится Роском284
Тарасова А. С. Регулирование интернет-пространства: подходы России и Германии
надзором7, становится возможным блокирование контента по просьбе правообладателя 8. В Германии же данная процедура отличается
многоэтапностью и наличием большого количества юридических
требований.
Также в качестве ключевой особенности хотелось бы отметить, что
в российском секторе Интернета Рунете спорные моменты чаще возникают между государством и пользователем Сети, а в немецком сегменте,
напротив, в последние годы не происходило случаев столкновения интересов государства и интернет-акторов, которые привели бы к блокировке.
Такой феномен, на наш взгляд, можно было бы объяснить существованием разных политических культур, исходящим из различных исторических путей развития, а также неодинаковым уровнем сформированности
гражданского общества. Так, в сфере общественного контроля, несмотря
на активное развитие общественного мнения в РФ в последние годы,
в Германии общественные и правозащитные организации имеют большее
влияние как на государство, так и на общество9.
Заключение
Сходства и различия подходов России и Германии к регулированию
интернет-пространства представлены в таблице.
7
Подробно см.: Федеральный закон от 02.07.2013 № 187-ФЗ «О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты
интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148497/
(дата обращения: 12.10.18); Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“» [Электронный ресурс]. — URL: http://
base.garant.ru/70207766/ (дата обращения: 12.10.18).
8
См.: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс]. —
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения:
12.10.18).
9
Так, с 2004 г. в Германии действует «Ассоциация добровольного мониторинга провайдеров мультимедийных услуг», выполняющая функции саморегулирующего органа. Большинство поисковых систем, включая Google, Lycos Europe, MSN
Deutschland, AOL Deutschland, Yahoo!, T-Online и T-info, присоединились к соглашению «Добровольный самоконтроль для мультимедийных сервис-провайдеров».
См.: [4].
285
Научные труды СЗИУ РАНХиГС. Том 9. Выпуск 4 (36)
Сходства
Разветвленная система прикладных
актов, поправок и дополнений,
регулирующих отдельные аспекты
взаимодействий в Интернете
Готовность к международному
сотрудничеству по ряду таких
вопросов, как обеспечение информационной безопасности как в
двустороннем, так и в многостороннем формате
Стремление к обеспечению безопасного и эффективного взаимодействия в Интернете в рамках
концепции информационного
устойчивого развития
Различия
Доминирование государства в сфере
интернет-контроля в России, понятие
сетевого нейтралитета в Германии
Возникновение в российском секторе
Интернета Рунете спорных моментов
между государством и пользователем
Сети, в то время как в Германии — между двумя равноправными акторами сети
Больший вес правозащитных общественных организаций в Германии, чем
в России
Информационное законодательство ФРГ
и ЕС тесно связано конвенциями и
соглашениями, в то время как российское законодательство более обособленно
и самостоятельно
Для Германии приоритетом является
обеспечение безопасности персональных
данных, в то время как для России —
противодействие экстремизму
Подводя итог исследованию, хочется сказать, что современные тенденции международного взаимодействия России и западных стран весьма
противоречивы. С одной стороны, существует понимание общности интересов и целей дальнейшего развития, однако, с другой стороны, между
РФ и ЕС еще не сформировался достаточный уровень доверия для полноценного сотрудничества. В настоящее время как политиков, так и исследователей волнует вопрос: приведет ли развитие информационных
технологий к пересечению интересов или к взаимовыгодному сотрудничеству России и стран ЕС?
На наш взгляд, как и любая другая сфера международного сотрудничества, направление информационной безопасности будет развиваться
в фарватере внешнеполитического курса. В то же время с уверенностью
можно сказать, что интересы как России, так и Германии лежат в плоскости безопасного и экономически выгодного сотрудничества, поэтому
совершенно точно можно ожидать развития диалога по вопросам информационной безопасности и регулирования информационной сферы.
286
Тарасова А. С. Регулирование интернет-пространства: подходы России и Германии
Литература
1. Агейчев А. С. Законодательство в сфере интернет-коммуникаций: российский
и международный опыт // Сравнительная политика. — 2016. — № 2(23).
2. Дрога А. А., Дрога М. А. Актуальные проблемы правового регулирования интернетпространства // Вестник Омского университета. — 2015. — № 3(44).
3. Россия и Германия создадут «горячую линию» по кибербезопасности // Российская газета. — 09.09.2017 [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.
ru/2017/02/09/rossiia-i-germaniia-sozdadut-goriachuiu-liniiu-po-kiberbezopasnosti.
html (дата обращения: 12.10.18).
4. Фильтрация и блокирование интернет-контента: мировой опыт // РИА новости. — 11.07.2012 [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/20120711/697151590.
html (дата обращения: 12.10.18).
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв