2.2.3 Водоснабжение ......................................................................................... 28
2.2.4 Канализация .............................................................................................. 29
2.2.5 Электроснабжение .................................................................................. 29
2.2.6 Сигнализация ............................................................................................ 29
2.2.7 Связь .........................................................................................................30
2.2.8 Освещение ............................................................................................... 30
2.3 Архитектурная физика ................................................................................ 31
2.3.1 Характеристика района строительства ................................................... 31
2.3.2 Защита от шума ........................................................................................ 34
2.3.3 Теплотехнический расчет оконного заполнения гостиницы ................34
3 Устойчивое развитие ..................................................................................... 35
3.1 Безопасность жизнедеятельности............................................................... 36
3.2 Социально-экологическая устойчивость .................................................. 38
3.3 Экономика архитектурное решение ..........................................................40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ........................................ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А РЕФЕРАТ ..................................................................48
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
3
ВВЕДЕНИЕ
Железнодорожные вокзалы имеют большое значение для транспортной системы,
для
осуществления
грузовых
и
пассажирских
перевозок.
Рациональное
расположение вокзала, особенности конструкции и технического оснащения влияют
на удобство и надежность его эксплуатации.
Реконструкция вокзалов включает в себя различные виды работ, начиная от
замены кровли вокзала, проведение ремонта, полов , фасада, внутренней отделки
залов, улучшение технического состояния пассажирской платформы первого пути,
модернизации противопожарной и охранной систем, увеличения полезной площади
и
придания
зданию
новых
архитектурных
форм,
а
также
повышения
выразительности архитектурного облика здания и сочетания с прилегающей
застройкой и кончая сломом всего здания, кроме фундамента. Ещё реконструкция
вокзалов включает в себя повышение доступности, качества и объема услуг на
вокзале
а
также
увеличение
рабочих
площадей,
совершенствование
функциональной схемы, проектирование новых помещений здания,улучшение
технического состояния.
Надо затратить много труда, чтобы сделать вокзалы более привлекательными и
удобными для пассажиров, особенно в том случае, если железные дороги хотят
удержать
пассажиров
от
использования
ими
других
видов
транспорта,
конкурирующих с железными дорогами. Для наружной и внутренней отделки
вокзалов в соответствии с требованиями современности, имеется много новых
материалов, таких, как стеклянные блоки, строительное стекло, нержавеющая сталь,
алюминий, хром, резина, асфальт, асбест, фанера, пластмассы и черепица. Многие
из этих новых материалов имеют разнообразную окраску, позволяющую создавать
красочную внутреннюю и наружную отделку зданий; кроме того, такие материалы
довольно прочны и дешевы.
Реконструкция,
строительство
новых,
ремонт,
перепланировка
и
переоборудование старых помещений должно соответствовать современным
требованиям научно-технологического прогресса и условиям перехода экономики к
рыночным
отношениям.
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БК ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
4
1 Архитектура
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
5
1.1 Градостроительство
Железнодорожный вокзал Касама
проектируется
в западной части города
Мпика.
Схема участка проектирования приведена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Схема участка проектирования
Железнодорожная станция Касама соединяет дар-Эс-Салам в Танзании и Капири
Мпоши в центральной части Замбии. Размер участка составляет 12,263 га и
находится в 5,7 км от центра города. Рядом со станцией cправа находится отделение
офиса полиции, здание для погрузки и разгрузки грузов и здание для ремонта
ТГТУ 07.03.01.01.07 БР ТЭ–ПЗ
6
поезда. Слева расположены дома для сотрудников станция. Схема расположения
этих застроек приведена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 –Расположение застройки на участке
Связь вокзала с центром города хорошая, она осуществляется маршрутами
городского пассажирского транспорта и маршрутными такси. Данная территория,
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
7
по схеме функционального зонирования, относится к транспортной
зоне. Схема
расположения здания вокзала приведена на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 –Схема участка проектирования
На участке проектирование организованы зоны площадками различного
назначения;
- Железнодорожная платформа
- Автостоянка
- Озеленение
-Пешеходная зона
-Фонтан и место отдыха
ТГТУ 07.03.01.01.012 БР ТЭ–ПЗ
8
На участке существуют малые архитектурные формы, к ним относятся такие
которые, используются жителями и пассажирами для практических целей. Они
являются элементами оборудования вокзала, и в то же время несут эстетическую
нагрузку (скамьи, фонтан, фонари урны).
Необходимым элементом зоны отдыха являются скамьи урны. Скамья (рисунок
1.4) нужна, прежде всего, для отдыха, для того, чтобы любоваться красотой участка
общественного пространства в целом и его отдельными элементами. скамьи
расположены вокруг фонтана.
Рисунок 1.4 – Скамьи
Уличное освещение – средство искусственного увеличения оптической видимости
на улице в тёмное время суток. Осуществляется лампами, закрепленными на мачтах,
столбах. В рабочие принята система освещения с использованием солнечных
батарей создана для работы в любом климате и предназначена для замены
традиционны уличных светильников с питанием от сети .Солнечная энергия,
современное на сегодняшний день направление. Фонари на солнечных батареях –
прекрасный способ сэкономить электроэнергию, он является экономически
эффективным.
.
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 КР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
9
Рисунок 1.5 – Фонари солнечных на батареях
Одной из необходимых деталей, которая должна обязательно присутствовать на
улице, является урна для мусора. Уличные урны поддерживают чистоту в городе,
как правило, их устанавливают в местах большого скопления людей. Очень важно,
из какого материала сделана урна. Предусмотрено использование металлических
корзин для мусора, прочность и долговечность которых способна противостоять
вандализму (рисунок 1.6).
Рисунок 1.6 – Урна для мусора
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
10
1.2 Архитектура
Основной идей проекта является реконструкция здания в соответствии с новыми
требованиями и развитием инфраструктуры. Здание «Железнодорожный вокзал
станции Касама» было построено в 1971 году, когда население города было 110
тысяч человек, в данный момент население выросло на 50 тысяч, поэтому главным
направлением работы над проектом вокзала является:
- Увеличение площади здания для обеспечения потребности населения города;
- Улучшение архитектурного облика застройки;
-Проектирование
новых
помещений
в
соответствии
с
современными
требованиями;
- Замена кровли вокзала, проведение ремонта полов, фасадов, внутренней отделки
залов, технических помещений, пассажирской платформы первого пути;
- Повышение выразительности архитектурного облика здания и сочетание его с
прилегающей застройкой.
На рисунках 1.7 и 1.8 показаны планы существующего вокзала.
Рисунок 1.7 – План 1-го этажа существующего здания
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
11
Рисунок 1.8 – План 2-го этажа существующего здания
При разработке
объёмно-планировочного решения
(ОПР) здания
было
проведено вариантное проектирование. Разработано три варианта.
Основной концепцией вариантного проектирования является идея увеличения
площади здания, изменение старых и проектирование новых помещений. Первый
вариант приведен на рисунках 1.9 и 1.10 .
Рисунок 1.9 – План 1-го этажа (1 вариант)
Рисунок 1.10 – План 2-го этажа (1 вариант)
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
12
На рисунках 1.11 и 1.12 представлен 2-ой вариант объемно-планировочного
решения здания (синим цветом выделены реконструируемые помещения, красным –
вновь проектируемые).
Рисунок 1.11 – План 1-го этажа (2 вариант)
Рисунок 1.12 – План 2-го этажа (2 вариант)
На рисунках 1.13 – 1.14 представлен 3-й вариант объемно-планировочного
решения.
Рисунок 1.13 – План 1-го этажа (3 вариант)
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
13
Рисунок 1.14 – План 4-го этажа (3вариант)
Для дальнейшей разработки принят 3-й вариант объемно-планировочного
решения
в связи
с
максимально
удобным
расположением
помещений
и
функциональными связями между ними.
Функциональное зонирование
Функциональное зонирование представляет собой планировочное выделение зон
архитектурного объекта,
состоящих из
однородных групп помещений
по
назначению и внутренним взаимосвязям. Все помещения одного функционального
назначения размещаются в одной зоне или рядом друг друга.
Зал ожидания располагается в центре здания, на 1-м и 2-м этажах. В правой
стороне здания располагаются офисные, а в левой – вспомогательные помещения.
На 2–4-х этажа справа запроектирована гостиница. В гостинице проектируется
номера на 1-4 комнаты. На фасаде гостиницы устраивается общий балкон на 3-м и и
4-м этажах. Функциональная схема здания приведена на рисунке 1.15.
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
14
Рисунок 1.15 – Функциональная схема здания
Архитектурно-планировочное решение
Разработка объёмно-планировочного решения железнодорожного вокзала была
проведена с учётом функциональных, конструктивных, физико-технических,
архитектурно-художественных
и
экономических
требований.
Формирование
объёмно-планировочных и конструктивных решений, в процессе проектирования
реконструкции определялось следующими факторами:
функциональным процессом каждого помещение в группе;
составом помещений и требованиями, предъявляемыми к зданию;
градостроительными факторами;
особенностями участка строительства;
окружающей застройкой.
Проектируемое
здание
–
4-этажное,
имеет
поворотную
объемно-
пространственную структуру и состоит из пяти блоков (рисунок 1.16).
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
15
Рисунок 1.16 – Архитектурно-планировочная схема железнодорожного вокзала
При
разработке
объёмно-планировочного
решения
было
найдено
концептуальное решение реконструкции вокзала.
Планировочное решение помещений.
Здание вокзала состоит из 4-х этажей. На первом этаже располагаются: зал
ожидания.
касса,
киоск
периодической
печати,
санузел,
конференцзал,
администрация, вспомогательные помещения и медпункт (рисунок 1.17).
Рисунок 1.17 – План 1-го этажа железнодорожного вокзала
На втором этаже располагаются; дополнительный зал ожидания, столовая,
вспомогательные помещения, место для развлечения пассажиров (бильярд),
ресепшен, администрация вокзала и гостиница (рисунок 1.18).
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
16
Рисунок 1.18 – План 2-го этажа железнодорожного вокзала
На третьем
этаже располагаются: номера гостиниц, столовая, хозяйственные
помещения, администрация (рисунок 1.19).
Рисунок 1.19 – План 3-го этажа железнодорожного вокзала
На
четвертом этаже
располагаются:
номера
гостиниц,
конференцзал
и
вспомогательные помещения (рисунок 1.20).
Рисунок 1.20 – План 3-го этажа железнодорожного вокзала
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
17
В проекте вокзала применяется приём объединения в одно помещение
различных функциональных зон, которые создают просторное и многогранное
пространство.
Современное и практичное решение позволяет существенно увеличить
площадь и применить дизайнерские приемы, обогащая тем самым внешней вид
помещений.
В здание вокзала вертикальными коммуникациями являются лестницы и
подъемник для маломобильных групп населения, горизонтальными – коридоры.
Одним из факторов, определяющих степень цивилизованности общества,
является
его
отношение
к
людям,
страдающим
разного
рода
недугами.
Статистическими исследованиями доказано, что людей, страдающих нарушениями
опорно-двигательных функций в мире примерно 10% от общего количества
населения на планете В здании и на территории вокзала организован принцип
«безбарьерной среды».
Пути движения обозначены условными знаками и выделены желтым цветом.
При входах в подъезды вокзала имеются пандусы для маломобильного населения с
перилами высотой до 700 мм. Минимальная ширина проема в здании 900 мм, а
коридора 1500 мм. Двери в здание и помещения на путях движения человека не
имеют порогов, и имеют устройства автоматического открывания.
На входной двери и стене при входе в здание устраивается табличка с номером,
написанным шрифтом Брайля. Входные двери имеют ширину в свету свыше 1,20 м.
В полотне наружной двери предусмотрена смотровая панель, заполненная
прозрачным
и
ударопрочным
материалом,
нижняя
часть которой должна
располагаться в пределах 0,5–1,2 м от уровня пола. На входном пандусе следует
установить поручни с обеих сторон на высоте 0,9 м от уровня лестницы для
перемещения колясок МГН. Ступеньки используются с шероховатой поверхностью
либо с антискользящим покрытием. Нижняя и верхняя ступеньки выделяются
цветом или фактурой. Нижняя часть стеклянных дверных полотен защищается
противоударной полосой на высоту не менее 0,3 м от уровня пола. Дверные
наличники или края дверного полотна и ручки окрашиваются контрастным цветом.
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
18
1.3 Транспорт
Обеспечение доступа к зданию вокзала осуществляется
двухполосной
проезжей частью шириной полосы 3 м с тротуарам шириной 1,5 м с двух сторон, а
также пешеходный связями в здании. Въезд на территорию организован со стороны
улицы Чемба Кота.
К дорожной сети на территории предъявляются следующие требования:
– обеспечение удобного подъезда к зданию;
– разделение путей движения автомобильного транспорта и пешеходов.
Для пешеходного движения и связи выходов из зданий с площадками для
отдыха проектируются пешеходные дорожки и тропинки шириной 1,5–3 м. На
территории вокзала предусмотрены парковки для автомобилей и персонала.
Противопожарные требования к застройке предусматривают возможность в случае
возникновения
пожара
ограничить
распространение
огня
и
быстро
его
ликвидировать. При проектировании здания учтены противопожарные требования:
обеспечена возможность проезда пожарных машин к зданиям.
Озеленение вокзала осуществляется с учетом санитарных, функциональных и
эстетических требований. Общая площадь зелёных насаждений составляет более
25% площади всей территории проектирования. Озеленение состоит из посаженных
деревьев, кустарников, газонов и цветников.
Благоустройство предусматривает проектирование фонтана со стороны главного
входа в здание, где организовано тихое место отдыха.
Для загрузки продуктов и товаров для столовой осуществляется въезд мимо
парковки с задней стороны здания вокзала.
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
19
2 Инженерные системы
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
20
2.1 Конструкции
2.1.2 Конструктивное решение здания
Здание железнодорожного вокзала состоит из двух основные частей самого
вокзала и гостиницы, которая начинается с второго и до 4-го этажа. Конструктивное
решение здания принято на основе металлического каркаса на части вокзала и
стеновой – на гостинице.
Размеры конструктивных элементов и расположение разбивочных осей здания
вокзала запроектировано по единой модульной системе. Размеры пролетов и шага
колонн здания вокзала принимаются 7,2 м.
При проектировании вокзала применяются преимущественно конструкции из
монолитного железобетона (бетона) и местных материалов (кирпич, естественный
камень, дерево). Металлические конструкции выполнены в виде металлических
гнутых балок и пространственных решеток колонны. На каркас вокзала действуют
следующие нагрузки: вертикальные – собственный вес здания (постоянные),
полезные нагрузки помещений, горизонтальные – ветровые. Основными элементами
являются колонны каркаса, рамы и балки, образующие систему, воспринимающую
как вертикальные, так и горизонтальные нагрузки, и передающую их воздействия на
фундамент. Фундамент проектируются в виде сплошной ж/б плиты, наилучшим
образом распределяющей неравномерно приложенные к фундаменту нагрузки по
всей площади основания здания. Вертикальные нагрузки через балки перекрытия
передаются на колонны и затем на фундамент. Для восприятия и передачи
горизонтальных нагрузок на фундамент нужно создать в каркасе жесткие в
горизонтальном направлении системы.
Стальной каркас балки работает совместно с колонной (рисунок 2.1.).
Рисунок 2.1 – Двутавровая балка и колонна
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
21
Железобетонная балка перекрытия принимается длиной 12 м. Ширина балки – 800
мм, высота колоны – 9,5м, ширина – 500 мм, шаг колонн 7,2м.
2.1.3 Фундаменты
Фундамент принимается свайно-ленточным и утраивается под каждой стеной и
колонной. В глубине грунта находятся сваи, которые воспринимают нагрузку от
всего здания. Ростверк располагается на этих сваях, распределяя всю нагрузку на
них, и лишь небольшую часть передает на подстилающий грунт. Глубина заложения
фундамента составляет 2 м от поверхности грунта.
Схема крепления свайно-ленточного фундамента представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Схема крепления свайно-ленточного фундамента
2.1.4 Перекрытие. Покрытие
Перекрытия и покрытия в здании выполняются из сборного железобетона.
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
22
Перекрытие между этажами устраивается из многопустотных плит. Диаметр
круглых
отверстий
в
плите
перекрытия
–
180
мм
(рисунок
2.3).
Рисунок 2.3 – Многопустотная плита перекрытия
2.1.5 Колонны
Колонна – вертикальный стержневой элемент каркаса, служащий для восприятия,
в основном, вертикальной нагрузки. В колонне различают нижнюю часть (базу),
ствол и верхнюю венчающую часть (капитель). Колонны воспринимают нагрузку от
прикрепленных к ним или опирающихся на них других элементов – ригелей, балок,
плит перекрытий и т.д.
В здании вокзала применяются колоны из железобетона сечением 500х500 мм
(рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Колонны каркаса железобетонные
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
23
2.1.6 Балки
Балки являются основными несущими элементами. Размер и количество балок
зависит от вида здания. Основными размерами балок перекрытия являются их длина
и сечение. Исходя из ширины здания (пролет в осях А-В), принимается балка
двускатная в пролетом 18 м и сечением 300х600 мм. Балки крепят к колоннам
сваркой закладных деталей (рисунок 2.5). Верхний пояс балки крепят к колонне с
помощью вертикального листа, приваренного к закладным деталям.
Рисунок 2.5 – Балка двускатная
Гнутные рамы
Постройка сооружений при помощи гнутых конструкций даёт возможность
создавать наиболее необычные и оригинальные очертания зданий с применением
криволинейных
поверхностей.
В
здании
вокзала
принимаются
гнутые
металлические рамы. Шаг рам составляет 7200 мм, устанавливаются на стойки рамы
фундамента, а ригель крепится к колоннам и обеспечивает устойчивость
и
жесткость здания.
Пассажирские платформы и навес.
Пассажирские платформы вокзалов предназначены для кратковременного
ожидания поездов, посадки и высадки пассажиров, а также (в необходимых случаях
по местным условиям) для производства почтово-багажных операций.
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
24
Платформа по расположению ее относительно железнодорожных путей в плане
запроектирована боковой. Платформа имеет ширину 3500 мм и длину 38000 мм.
Над платформой проектируется навес, состоящий из металлических колонн и
железобетонного покрытия. Высота навеса 3700 мм, ширина – 3000 мм
2.1.7 Стены
Стены
являются
требованиям
ограждающими
прочности,
огнестойкостью
и
жёсткости,
долговечностью,
конструкциями
устойчивости,
малой
здания.
Они
обладают
теплопроводностью,
отвечают
требуемой
достаточной
звуконепроницаемостью и экономичностью. Ограждающие конструкции здания
запроектированы из кирпича. Рисунок 2.6 приведено пример кирпич применяют на
проектирование гостиницы.
Рисунок 2.6 – Размеры кирпича 250 х 120 х 65 мм
Пустотелый керамический кирпич с пустотами прямоугольной формы.
Технические характеристики:
- Высота 52 мм
- Ширина 115мм
- Длина 240мм
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 КР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
25
На гостинице проектируются особая стена для максимальной шумозащиты.
Стена состоит из трёх слоёв. 1 слой – декоративная облицовка из алюминиевых
панелей, 2 – переработанные резиновые шумозащитные панели и 3 – кирпичная
кладка. Толщина стены – 380 мм. Наружные стены гостиницы выполнены
многослойными с вентилируемым фасадом (рисунок 2.7). Шумозащитные панели
выполняют роль тепло- и звукоизоляционного слоя.
Рисунок 2.7 – Вентилируемый фасад
Перегородки
Перегородки в помещениях запроектированы также из терракотового кирпича. В
санузлах перегородки из керамического кирпича. Ширина перегородок 120 мм.
Окна
Окна в проекте предусматриваются для обеспечения естественной освещенности
и возможности визуального контакта с окружающей средой. Размеры окон
назначены
в
соответствии
с
нормативными
требованиями
естественной
освещенности и стандартами. В здании использованы пластиковые окна с двойными
стеклопакетами. Пластиковым окнам характерна высокая степень герметичности и
звукоизоляции. Окна изготавливаются по специальной технологии, которая
позволяет
в
результате
получить
полностью
герметичное
изделие.
Они
обеспечивают звукоизоляцию и сохранность тепла в ночной промежуток время в
каждом помещении.
Двери
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
25
Двери в проекте служат для входа и выхода с здания и связи помещений друг с
другом и здания с улицей.
Наружные входные двери запроектированы металлическими двустворчатые с
стеклами с открыванием наружу.
Двери внутренние – деревянные облегченной конструкции. Принимаемые марки
дверей: Д 21-15, Д 21-8,1 – между помещениями и Д 21-8.1 – для входа в санузлы.
Балконы
На фасаде гостиницы предусмотрены балконы на 3-м и 4-м этажах для отдыха и
общения гостей. Высота их ограждений принимается равной 1200 мм и шириной
1400 мм.
Лестницы и пандусы.
Пандусы проектируются на входные и выходные зоны здания для передвижения
маломобильного населения. Уклон открытого пандуса – 1:12. Ограждения –
сборные, из металлических труб – принимаются высотой 700 и 900 мм. Лестницы
существуют внутри здания для вертикальных коммуникаций. Ширина марша и
межэтажной площадки – 1200 мм. Ограждения лестниц – сборные,
из
металлических труб. Высота ограждения – 900 мм. Уклон лестницы – 1:2. Лестницы
устраиваются сборные железобетонные (рисунок 2.8).
Рисунок 2.8 – Лестницы
Внутри зала лестницы выполнены из металла. Они шириной 1250 мм с уклоном
1:2.
Между помещениями лестницы выполнены из железобетона шириной 1050 мм с
уклоном 1:2.Лестницы для эвакуации выполнены из железобетона шириной
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
26
1600 мм, они выходят на улицу.
Полы
Конструкция пола включает в себя следующие элементы: покрытие, прослойку,
стяжку, тепло- и гидроизоляционный слой, подстилающий слой, основание. Полы в
помещениях приняты в зависимости от назначения помещения.
В зале рабочих помещений и в коридорах – ламинат, керамическая плитка; -в
санузлах – керамическая
плитка.
В
номерах
гостиницы
принимается
штучный паркет и дощатый пол.
2.1.8 Крыша. Кровля
В зале ожидания проектируется крыша из сборного железобетона, которая
устанавливается на балки и рамы.
Кровельные покрытия – эмульгированная битумная водонепроницаемая кровля. В
зале ожидания, в багажных и офисных помещениях используется подвесной
потолок из водостойкой фанеры. В здании гостиницы применяется бесчердачная
плоская (рисунок 2.9) и вальмовая крыша (рисунок 2.10).
Рисунок 2.9 – Плоская бесчердачная крыша
Рисунок 2.10 – Вальмовая крыша
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
27
2.2 Системы снабжения
Инженерное оборудование зданий – это комплекс технических устройств,
обеспечивающих комфортные условия быта, производственной деятельности и
является важнейшим составляющим
сооружений.
В
состав
элементом в строительстве зданий и
инженерного
оборудования
вокзала
входят:
кондиционирование, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение,
освещение, связь и сигнализация. Режимы работы инженерного оборудования
должны обеспечивать санитарно-гигиенические требования и оптимальные условия
среды пребывания пассажиров на вокзале
2.2.1 Кондиционирование
Организация системы кондиционирования вокзала является специфической
задачей.
В
вокзале
«Касама»
принимают
мощные
холодильные
системы
кондиционирования. В зале ожидания вокзала принимаются настенные
потолочные
кондиционеры,
а
в
помещениях
гостиницы
–
и
центральные
кондиционеры, размещенные на кровле здания.
2.2.2 Вентиляция
Для
поддержания
применение
надлежавшего
централизованной
микроклимата
вентиляции
в
здании
помещений,
необходимо
обеспечивающей
комфортность жизнедеятельности человека.
Оптимальные
параметры
микроклимата
обеспечиваются
системами
кондиционирования воздуха, а допустимые параметры – обычными системами
вентиляции и отопления. В железнодорожном вокзале «Касама» предусмотрена
естественная вентиляция всех помещений, которая состоит из вертикальных
приставных каналов с отверстиями, закрытыми жалюзийными решетками, сборных
горизонтальных воздуховодов и вытяжных шахт. Приток воздуха предполагается
путём проветривания через форточки, окна и двери.
2.2.3 Водоснабжение
Устройство наружных сетей и сооружений водоснабжения и канализации на железных дорогах проектируются в соответствии с нормативными требованиями, с
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
28
учетом
необходимости
применения
комплектно-блочных
конструкций.
Водоснабжение предусматривается для удовлетворения хозяйственно-питьевых,
производственных и противопожарных потребностей станций, поселков, а в
необходимых случаях – разъездов, обгонных пунктов и отдельных линейных
объектов.
2.2.4 Канализация
Предусматривается на станциях, разъездах и обгонных пунктах с централизованным водоснабжением для приема, отвода и очистки бытовых, а также
производственных сточных вод.
На раздельных пунктах и других объектах, где централизованное водоснабжение
не предусматривается, допускается, по согласованию с санитарной службой дороги,
устройство люфт-клозетов с водонепроницаемыми стенками и дном.
Схема
канализации
увязана
с
районными
генеральными
схемами,
су-
ществующими или проектируемыми системами. При их отсутствии создается
собственная система централизованной канализации.
2.2.5 Электроснабжение
Электрической энергией обеспечены все железнодорожные станции, разъезды,
обгонные пункты, пассажирские остановочные пункты и поселки при них, а также
линейно-путевые потребители на перегонах. Схема электроснабжения предусматривает
степень
обеспечения
надежности,
принятой
в
отношении
электроприемников особой группы I категории для технологических нагрузок
потребителей.
2.2.6 Сигнализация
Железнодорожные линии оборудованы:
- автоматической блокировкой с локомотивной сигнализацией и диспетчерским
контролем;
-полуавтоматической блокировкой;
-автоматической локомотивной сигнализацией как самостоятельным средством
сигнализации и связи при движении поездов;
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
29
- диспетчерской централизацией;
- электрической централизацией стрелок и сигналов (ЭЦ);
- автоматизацией и механизацией сортировочных горок;
- устройствами сигнализации на пересечениях автомобильных и железных дорог,
на сплетениях железных дорог, у крупных искусственных сооружений, включая
тоннели и места горных обвалов.
2.2.7 Связь
Для руководства движением поездов и работой линейных подразделений
железные дороги оборудованы проводной (телефон) и беспроводной (радио- и
радиорелейной) связью.
Информационная – для заблаговременной передачи на сортировочные станции, в
информационные центры отделений и управления дороги сведений о поездах
(номера вагонов и т.д.); связь совещаний: магистральная – для проведения
совещаний под руководством со всеми или некоторыми управлениями дорог. Для
связи на станции и с другими стациями часто используют стационарные и
мобильные телефоны местных операторов связи и радиосвязь.
2.2.8 Освещение
Освещение железнодорожных объектов — осуществляется от различных
источников световой энергии: естественных (дневной свет, проникающий и
помещения через световые проёмы в наружных стенах илии кровле), дополняемых
искусственными электрическое источниками света, работающими как в светлое, так
и в тёмное время суток, или только от искусственных источников. По характеру
выполняемых задач искусственное освещение в железнодорожном вокзале «Касама»
предусмотрено рабочим, аварийным, эвакуационным, охранным и дежурным.
В помещениях производственного (технологического) назначения применяют
искусственное и естественное освещение. В помещениях различного назначения
железнодорожного объекта применяется общее и комбинированное освещение.
Общее освещение (равномерное или локализованное) на всех рабочих местах
осуществляется от общей осветительной установки. Для увеличения светового
потока на каждой рабочем месте к общему освещению добавляют местное.
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
30
2.3 Архитектурная физика
2.3.1 Характеристика района строительства
Краткое сведение о месте строительства.
Мпика – это город в провинции Мучинга Замбии, находится на Великой
Северной дороге в г. Мбала и шоссе в дар-Эс-Саламе, Танзания. Мпика является
административным центром одноимённого административного региона.
Население города по данным на 2010 год составляет 150 тысяч человека; по
данным переписи 1971 года оно насчитывало 90 тысяч человек.
- Координаты : 11°51′3″ С. ш. 31°26′00″ З.д. Положение
города показано на
рисунке 3.1
- Основан: 1930 г.
- Площадь: 450 км²
- Официальный язык: Английский
- Население: 150432 человек (2012 г.)
- Часовой пояс: UTC+0
Рисунок 3.1 – Карта Африка, страна Замбия
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
31
Рисунок 3.2 – Карта Замбии, город Мпика
География
Мпика расположен между ущельем Мучинга на востоке и обширным равнинами
Миомбо на западе (рисунок 3.2).
Рисунок 3.3 – План город Мпика
Климат города характеризуется влажным субтропическим климатом. Чётко
выражены сухой сезон и сезон дождей. Сухой сезон продолжается с апреля по
октябрь. Температурный режим представлен в таблице 3.1
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 КР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
32
Таблица 3.1 – Температурный режим город Мпика
Показатель
Абсолютны
й
максимум,
°C
Янв.
Фев.
Март.
.Апр.
Май.
Июнь
Ию
.
ль.
Авг.
Сен.
Окт
Нояб.
Дек.
Год
.
30,4
31,6
30,5
30,1
30,0
29,9
29,2
29,6
33,9
34,3
34,6
32,4
37,7
Средняя
температур
а,
°C
27,7
26,6
26,0
25,6
24,2
23,3
22,4
24,3
27,7
27,9
28,6
26,0
25,8
Среднесуто
19,9
19,9
20,0
19,6
17,5
17,3
15,4
17,5
20.9
22.6
22.1
20.1
19,4
13,4
16,0
16,4
чное °C (°F)
Средняя
16,0
низкая
16.6
15,6
13,4
12,4
9,6
9,2
10,4
°C
13,3
16.2
(°F)
Рекордное
низкое
1,0
12,3
11,2
8,4
2,4
2.7
1,1
3.6
6.0
9,2
5.0
12,4
1,3
239,3
230,3
163,6
145,4
5.4
0.2
0.1
0.1
2.4
10.4
93,5
254,4
104.
°C
(°F)
Среднее
количество
5
осадков мм
(дюймы)
Средние
22,4
19
16
10
1
0
0
0
0
2
10
22
98
82,3
86,5
78,1
79,9
65,6
61,6
56,2
51,5
43,8
47,0
58,2
77,1
68,7
124,0
134,4
179.5
216,4
285,5
343,5
291,
303.4
271,2
291,
213,3
124,5
271,
дни осадков
(≥ 1.0 мм)
Средняя
относитель
ная
влажность
(%)
Среднемеся
4
чные
3
4
солнечные
часы
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
33
2.3.2 Защита от шума
Для гостиницы проектируются особые стены для максимальной шумозащиты,
см. п. 2.1.7 и рис. 2.7.
2.3.3 Теплотехнический расчет оконного заполнения гостиницы
Требуемое сопротивление теплопередаче оконных заполнений определяем:
Rтр a ГСОП b ; R тр = 0,00075*600+0,15=0,6 (м2· оС)/Вт;
о
0
В соответствии с расчетом выбираем конструкцию оконного заполнения –
заполнение световых проемов – деревянное окно с однокамерным остеклением,
для которого приведенное сопротивление теплопередаче Rтр =0,18 м2 оС/Вт.
Rпр
норм
=0,18 ≥ Rо
2о
=0,15 (м · С)/Вт.
Архитектурная светотехника
В связи с теплотехническими требованиями – по СП 52.13330.2011 –применены
окна из ПВХ профилей с одномерным стеклопакетами на гостинице и
однокамерными стеклопакетами на остальные помещения . Нормативное значение
КЕО для 1 административного района = 0,5%. Коэффициент солнечности климата =
0,9. Расчетное значение КЕО = 0,45 %.Затеняющие сооружения отсутствуют.
Инсоляция для здания вокзала не нормируется, поэтому светотехнический
расчет не проводился.
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
34
3 Устойчивое развитие
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
35
3.1. Безопасность жизнедеятельности
Безопасность
жизнедеятельности
является
составной
частью
системы
государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях
защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных
бедствий, средств поражения противника. Основная цель БЖД как науки – защита
человека в техносфере от негативных опасностей (воздействий) антропогенного и
естественного происхождения и достижение комфортных или безопасных условий
жизнедеятельности.
Так как в здании предусматривается нахождение более 500 человек, необходимо
обратить внимание на безопасность пассажиров и персонала на рабочем месте. В
здании вокзала предусматривается:
- радиосигнал предупреждения для пассажиров;
- эвакуационные пути и выходы. В зданий эвакуация осуществляется по
эвакуационным лестницам из второго этажа зала на улицу, с первого этажа – по
наружной лестницы и пандусам. Лестница имеет ширину 1600 мм. Ограждения
лестниц – сборные, из металлических труб. Высота ограждения - 900 мм. Уклон
лестницы – 1:2. Лестницы устраиваются сборные железобетонные, в гостинице
лестница шириной 1000 мм;
- установку системы видеонаблюдения;
- установку кондиционеров. В зале ожидания вокзала принимаются настенные и
потолочные кондиционеры, а в помещениях гостиницы центральные кондиционеры,
размещенные на кровле здания. Кондиционирование воздуха обеспечивает
автоматическое поддержание в закрытых помещениях всех или отдельных
параметров воздуха.
При входе в здание вокзала и гостиничную часть располагается пункт охраны с
пультом управления, системой видеонаблюдения и освещения, охранной и
тревожной сигнализацией, системой экстренной связи.
Подсобные помещения и помещения с ограниченным доступом только для
сотрудников помимо обычной системы запирания двери на ключ, оборудованы
системой открытия двери при помощи электронного ключа.
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
36
Территория платформы имеет границы в виде забора из металла (рисунок 3.3).
В качестве данной системы ограничения доступа применены усиленные
шлагбаумы (рисунок 3.4). Данный шлагбаум позволяет удержать малотоннажный
грузовой автомобиль.
Рисунок 3.3 – Ограждение из металла для железнодорожной платформы
Рисунок 3.4.– Усиленный шлагбаум
=
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
37
3.2 Социально-экологическая устойчивость
Реконструкция
железнодорожного
вокзала
выполнена
на
существующей
территории. Здание и окружающая среда находятся в постоянном влиянии от
пассажиров и интенсивности воздействий пассажирских и грузовые поездов.
Основная задача проекта – "вдохнуть" в данный участок новую жизнь, сделать
его востребованным, организовывать общественные мероприятия, как для жителей
города, так и для пассажиров.
В проекте предусматривается ряд мероприятий, связанных с улучшением
экологических условий в месте строительства. При реконструкции данного вокзала
особое внимание уделено социально-экологической стороне организации объекта:
- Проект предусматривает очистку территории от мусора, сохранение по
максимуму, дикорастущего кустарника, устройство парковки, а также разбивку
цветников, создание газонов, посадку живой изгороди;
- Предусмотрено организовать удобный подъезд для любого вида транспорта
(легкового, грузового и строительного). При строительстве земля, взятая из
котлованов, будет использоваться для формирования внутридворовых пространств
комплекса, а также для обустройства парковой зоны, создания в нужных местах
искусственного рельефа. При устройстве участка плодородный слой земли
снимается и используется при последующем благоустройстве территории. Все
проезды комплекса рассчитаны на крупногабаритный автотранспорт, что, в случае
необходимости, позволяет беспрепятственно подъехать спецмашинам (скорая
помощь, пожарная машина). Контрастная цветовая разметка тротуаров, пешеходных
переходов, стеклянных дверей для слабовидящих так же будет полезна людям – это
дополнительно привлечет их внимание в потенциально опасных местах и может
сохранить здоровье и жизнь.
- Тротуары и пешеходные дорожки – выполнены из мелкоштучных элементов
заводской готовности на легко-дренируемом основании, что позволяет свести к
минимуму мероприятия по отводу воды с тротуаров, упростить ремонт покрытия в
процессе эксплуатации;
- Озеленение является одним из главных компонентов при благоустройстве, так
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
38
как от подбора посадочного материала на территории, технологии посадки зависит
гармоничность компонентов участка. На территории предусмотрено высаживать
растительность и деревья по группам. Озеленение территорий выполняет функции
защиты от неблагоприятного воздействия транспортных магистралей, а также
создания с помощью зеленых насаждений максимально комфортных условий
внешней
перепадов
среды
(микроклиматических и
рельефа,
включения
малых
санитарно-гигиенических)
архитектурных
форм,
За
счёт
фонтана
и
светильников, усиливается положительное зрительное восприятие проекта.
-
Применение экологически чистых материалов - это одна из важнейших
составляющих успешного проектирования и строительства зданий. В здании в
процессе реконструкции применяют следующие строительные материалы:
1)Органическое стекло на балконах фасадов гостиницы и ограждений,
в зале
ожидания, в зале ожидания вокзала на втором этаже. Органическое стекло
применяют для устройства светопрозрачных
ограждений на обоих сторонах
фасадов вокзала.
2) Звукоизоляционные материалы применяются их в номерах гостиницы.
3) Местный кирпич.
4) Дерево – применяют в качество материла для изготовления мебели.
5) Металл – экологически чистый материал, в данном проект применяют гнутые
рамы и колонны из металла. Профиль – эффективный, высокотехничный,
современный, устойчивый строительный материал, который полностью пригоден
для вторичной переработки в конце его срока службы. Он обладает жесткостью и
прочностью, необходимой для строительства зданий.
- Установка светильников на солнечных батареях. Позволяет повысить
энергосбережение в здании, это последние десятилетия стало одним из основных
направлений развития строительной индустрии. В данном проекте рассматривается
возможность установки солнечных батарей, чтобы не зависеть от поставок
электричества – это будет решать одну из экологических проблем и помогать
энергосбережению в зданиях.
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
39
3.3 Экономика архитектурных решений
В
данном
разделе
определена
сметная
стоимость
реконструкции
и
проектирование гостиница. Составлен баланс функциональных зон, сводный
сметный расчёт стоимости строительства.
Расчёт выполнен согласно укрупненным нормативным ценам НЦС 81-02-012017.
В таблице 3.2 выполнен баланс функциональных зон проектируемой территории.
Таблица 3.2 - Баланс функциональных зон
№
Наименование
п/п
Количество
Единица
Стоимость,
тысяч.руб.
измерения
ед.изм.
1
2
Железнодорожный
вокзал
Гостиница
всего
1 здание
1
43858,80
43858,80
1м2
54
31,98
1726,92
=45585,72
Определим общие затраты на строительство в сводном сметном расчёте.
Сводный сметный расчёт представлен в таблице 22
Таблица 3.3 – Сводный сметный расчёт стоимости строительства
1
2
Глава 1. Подготовка
территории
строительства
Глава 2. Основные
45585,72
объекты
строительства
Глава 3. Объекты
подсобного
назначения
Глава 4. Объекты
энергетического
хозяйства
Прочих затр
Оборудован
, мебели,
инвентаря
Монтажных
работ
Наименование глав
объектов работ и
затрат
Строительн ы
работ
Сметная стоимость, млн.руб.
3
4
Общая сметная
стоимость, млн.руб.
5
6
-
-
-
-
4,09
27,24
4,54
489,87
-
-
-
-
-
-
-
-
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.И Лист
№ докум.№
Подпись ДатаД
40
Продолжение таблицы 3.3
1
2
3
Глава 5. Объекты
транспортного
хозяйства и связи
Глава 6. Наружные
сети и сооружения
водоснабжения
канализации
Глава 7.
Благоустройство и
озеленение
территории
Итого
Глава 8.
Временные здания и
сооружения
-
45,4
4
5
-
0,41
-
-
2,72
4,5
-
0,45
-
499,4
6
-
29,98
-
48,98
-
4,99
-
537,89
-
-
0,45
0,09
0,53
499,4
4,5
30,43
5,08
538,42
-
-
-
-
-
499,4
4,5
30,43
5,08
538,42
-
-
-
0,05
0,05
-
-
-
-
-
-
-
-
0,15
0,15
499,4
4,5
30,43
5,28
538,62
10,0
0,09
0,61
0,11
10,77
Итого
509,4
4,59
31,04
5.39
549,39
НДС 18%
91,69
0,83
5,48
0,97
98,89
Итого
601,59
5,42
36,52
6,36
648,28
Итого
Глава 9.
Прочие работы и
затраты:
Зимнее удорожание
Итого
Глава 10.
Содержание дирекци
строящегося
предприятия
Глава 11.
Подготовка
эксплуатационных
кадров
Глава 12.
Проектные и
изыскательские
работы, авторский
надзор
Итого
Резерв средст
на непредвиденные
работы
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
41
По
итогам
сводного
сметного
расчёта,
стоимость
объекта составила
648,28 миллионный рублей.
Технико-экономические показатели проекта приведены в таблице 3.5.
Таблица 3.5 – Технико-экономические показатели проекта
Общая площадь
4678,70 м2
Площадь застройки
1487,70 га
Строительный объём
12806,27 м3
Этажность
4
Общая площадь
территории
12 Га
Площадь озеленения
3,19 Га
Полезная площадь
3374,64 м2
К1
0,95
К2
6,59
Сметная стоимость строительства
648,28 млн руб
Стоимость 1 м2
192 тыс. руб.
Стоимость 1 м3
50,62 тыс. руб.
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Архитектура
первостепенно
ставит
перед
собой
задачу
создать
функциональное и взаимосвязанное пространство, которое будет соответствовать
первичным
и
ежедневным
потребностям
человека.
Задача
выпускной
квалификационной работы заключалась в разработке концепции реконструкции
здания с целью увеличения полезной площади здания для
обеспечения
потребностей выросшего населения города, улучшения архитектурного облика
района застройки. Запроектированные новые помещения гостиницы, зоны отдыха с
бильярдом,
столовой
в
соответствии
с
современными
требованиями
проектирования и требованиями безбарьерной среды для обеспечения доступности
маломобильных групп населения, а также реализация нового облика фасадов,
проведение ремонтов полов, внутренней отделки залов, технических помещений,
благоустройство прилегающей территории позволили повысить выразительность
архитектурного облика здания.
Для достижения полученных результатов, были приведены исследования в виде
вариантного проектирования с анализом существующих поэтажных планов вокзала
Касама и разработки трех вариантов объёмно-планировочного решения здания.
Во время решения задачи разработки оригинального объемно-планировочного
решения
железнодорожного вокзала,
были
исследованы отечественные
и
зарубежные примеры реализации реконструкция железнодорожных вокзалов.
Для создания своеобразного архитектурно-художественного облика здания
был
принят вариант наилучшего объёмно- планировочного решения с
возможностью требуемой функциональной организации. Обеспечение такого
результата решается за счёт широкого использование инновационных технологий,
модернизации конструктивного решения и инженерного оборудования.
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Конституция Российской Федерации (с гимном России). – М.:
Проспект, 2011. – 32 с.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на
29 декабря 2015 года). – М.: Кодекс, 2004. – 162 с.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 31
января 2016 года). – М.: Кодекс, 2004. – 602 с.
4. Земельный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря
2015 года). – М.: Кодекс, 2001. – 32 с.
5. СП 23-102-2003. Естественное освещение жилых и общественных
зданий. – М.: Госстрой РФ, 2003. – 87 с.
6. СП 22.13330.2011. Основания зданий и сооружений. Актуализированная
редакция СНиП 2.02.01-83*. – М.: Минрегион России, 2011. – 166 с.
7. СП 20.13330.2011. Нагрузки и воздействия. Актуализированная
редакция СНиП 2.01.07-85*. – М.: Минрегион России, 2011. – 80 с.
8. СП 52.13330.2011. Естественное и искусственное освещение.
Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*. – М.: Минрегион России, 2011. –
75 с.
9. СП 51.13330.2011. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП
23-03-2003. – М.: Минрегион России, 2011. – 46 с.
10. СП 54.13330.2011. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная
редакция СНиП 31-01-2003. – М.: Минрегион России, 2011. – 40 с.
11. СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка
городских и сельских поселений. – М.: Минрегион России, 2011. – 114 с.
12. ГОСТ 2.503—90 ЕСКД. Правила внесения изменений. – Москва: Изд-во
стандартов, 1982.
13.
ГОСТ
6.38—90
УСД.
Система
организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению документов. Москва: - Изд-во
стандартов, 1990.
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
44
14. ГОСТ 30247.1-54 Конструкции строительные. Методы испытания на
огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции. – Москва: Изд-во
стандартов, 1996.
15. ГОСТ 30403-96 Конструкции строительные. Метод определения пожарной
безопасности. – Москва: Изд-во стандартов, 1996.
16 . СП 131.13330.2012 Строительная климатология. Актуализированная редакция
СНиП 23-01-99 (с Изменениями N 2). Введ. 2013-01.01. – М.:Стройиздат, 2012.
17 .СНиП 2.02.01-83. Основания зданий и сооружений. Введ. 1985-01-01.– М.:
Стройиздат, 1985.
18 . СНиП 2.03.01 – 84. Бетонные и железобетонные конструкции. Введ.1986-0101. М.:Стройиздат, 1984.
19.
СП
30.13330.2012.
Внутренний
водопровод
и
канализация
здания-
Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85; Введ. 2013-01.01.-М.: Изд-во
стандартов, 2012.
20 . СНиП 2.04.05-91. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Введ. 199201-01.-М.: Стройиздат, 1991.
21. СП
59.13330.2012.
Актуализированная
редакция
СНиП
35-01-2001.
Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. – М.:
ФАУ «ФЦС», 2012. – 34 с.
22. СП 124.13330.2012. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП
41-02-2003. – М.: Минрегион России, 2013. – 78 с.
23. СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты.
Актуализированная редакция СП 4.13130.2009. – М.: ФГУ ВНИИПО МЧС
России,
2013. – 182 с.
24. НЦС 81-02-2014. Государственные сметные нормативы. Укрупнённые
нормативы цены строительства. – М.: НО "Национальная ассоциация
стоимостного инжиниринга", 2014. – 140 с.
25. Нормативы градостроительного проектирования городского округа –
город Тамбов. – Тамбов: Тамбовская городская дума четвёртого созыва, 2008. –
87 с.
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
45
26. СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым
зданиям и помещениям. – М.: Минздрав РФ, 2010. – 27 с.
27. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. Гигиенические требования к инсоляции и
солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. – М.:
Минздрав РФ, 2002. –16 с.
28. ГОСТ 2.109-73 ЕСКД. Основные требования к чертежам. – М.: Изд-во
стандартов, 1974. – 35 с.
29. ГОСТ 2.004-88. ЕСКД. Общие требования к выполнению
конструкторских и технологических документов на печатающих и графических
устройствах вывода ЭВМ. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 23 с.
30. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. – М.:
Изд-во стандартов, 1996. – 30 с.
31. ГОСТ 30494-96. Здания жилые и общественные. Параметры
микроклимата в помещениях. – М.: Изд-во стандартов, 1996. – 9 с.
32. ГОСТ 21.101-97. Система проектной документации для строительства.
Основные требования к проектной и рабочей документации. – М.: Изд-во
стандартов, 1998. – 35 с.
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
46
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)
Реферат
Лист
ТГТУ 07.03.01.01.007 БР ТЭ–РФ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Содержание
1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..
2. Систематизированный опыт отечественного и зарубежного видения проблем
железнодорожные вокзалы ………………………………………………………...
3. Опыт проектирования аналогичных объектов……………………………………
4. Функционально-технологических………………………………………………..
5. Композиционных решений……………………………………………………….
6. Прогрессивные архитектурные приёмы………………………………………….
7. Гипотетические модели проектируемого объекта………………………………
8.Примеры проект…………………………………………………………………….
9.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Систематизированный
опыт
отечественного
и зарубежного
видения
проблем железнодорожные вокзалы
Железные дороги и вокзалы оказывают заметное влияние на развитие городов,
вносят изменения в их структуру. В свою очередь, город предъявляет все более
новые требования к решениям транспортных узлов и комплексам вокзальных
зданий и сооружений.
отечественного и зарубежного
видения
проблем
железнодорожные вокзалы включает;
- Градостроительные проблемы породили ряд проектных предложений по
реконструкции транспортных сетей в крупных городах. Проект реконструкции
Парижа, предложеннй Османом, заключался в пробивке новых магистралей
ведущих к вокзалам, расширению уже существующих направлений путем сноса
исторически сложившихся кварталов и соединения магистральных улиц с
торговыми центрами;
- Когда старые здания вокзалов перестают справляться со своими задачами, а
строительство новых требует крупных капиталовложений и решения глобальных
градостроительных задач на уровне всей городской агломерации;
-обеспечивать четкую технологичность размещения и взаимосвязи элементов
вокзала, разделение основных потоков пассажиров разных категорий и
направлений, багажа на привокзальной площади, в пассажирском здании и на
платформах, а также потоков разных видов транспорта;
природно-климатические,
-учитывать
топографические,
культурно-
исторические, национальные и другие особенности района строительства;
-обеспечения
безопасного,
удобного,
удовлетворяющего
санитарно-
гигиеническим и др. требованиям обслуживания пассажиров, включая инвалидов
и другие мало-мобильные группы населения в любое время года при
минимальных затратах времени
на
выполнение
операций,
связанных
с
отправлением или прибытием пассажиров;
-Проблемы
обслуживания,
как
разместить,обеспечения
и
удовлетворить
пассажиров из разных культур в быстро меняющемся мире.
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
-экономичности в строительстве и эксплуатации вокзалов, используя
вариантный
метод
функционального
проектирования
и
для
разработки
архитектурно-планировочного
оптимального
решения
вокзалов;
предусматривать применение прогрессивных конструкций, строительных и
отделочных
материалов,
технологического
и
инженерною
оборудования,
передовых методов строительства.
Значительные трудности в функциональной организации возникают в вокзалах
особо крупных городов с развитой промышленностью, предполагающей активное
трудовое участие населения пригородных зон, и высокой подвижностью
собственного городского населения.
Опыт проектирования и реконструкции аналогичных жд вокзал
Вокзал всегда располагался на стыке внешнего и городского транспорта. Чем
меньше затрачивается усилий и времени при пересадки, тем удобнее вокзал На
ряде современных железнодорожных станций большое внимание уделяется
удобным подходам со стороны города, подъездов внутригородского транспорта,
парковки автомашин, хорошей связи пассажирского здания с перроном и
платформами, архитектуры зданий, строящихся на пристанционной территории.
Хотя привокзальные площади в некоторых городах имеют сугубо утилитарный
характер, а иногда и совсем отсутствует даже перед пассажирскими зданиями,
имеющими
очень
большую
пропускную
способность,
как,
например,
Пенсильванский вокзал Нью-Йорке (1912г), основные помещения которого
расположены над путями, объединенный вокзал в Чикаго, Центральный вокзал в
Токио и др.
Параллельно
с
изменениями
в
структуре
городского
транспорт
происходится эволюция пассажирских устройств и транспортных средств на.
станции. Меняется вид и мощность тяги, увеличивалось число вагонов в
составе, путей, платформ
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Рисунок 1 –Пенсильванский вокзал Нью-Йорке
Рисунок 2 –Детройт Вокзал платформ
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Пассажирам много времени тратить на ненужные возвратные и перекрестные
пути движения, обусловленные беспорядочным расположением различных
обслуживающих и подсобных помещений, которые размещались так из - за
чрезмерно раздутых размеров пассажирских залов и стремления почти к
обязательному
соблюдению
симметрии
в
композиции
здания.
Схема
последовательности операции, совершаемых пассажирами, не являлось основным
при выборе объемно - планировочной композиции вокзала и часто фасады не
соответствовали структуре планов.
В основе возникновения вокзальной площади лежит принцип создания
удобного контакта внутригородского и внешнего транспорта.
Проектирование и реконструкций Вокзал должно стремиться обеспечивать
высоки комфортности и безопосность - стимулирует появление площади
гостиниц, жилых зданий, стоянки, гаражи, автовокзалы и всё функц и треб
отвечающие на здание проектирование и реконструкций
Функционально-технологических
Основное технологическое назначение вокзала - это обеспечение безопасного,
быстрого и удобного обслуживания пассажиров отправления при оформлении
проездных документов, а также во время ожидания поезда; посадки и высадки из
вагонов; кратковременного обслуживания пассажиров прибытия, а также
встречающих и провожающих. При проектировании вокзалов особое внимание
должно быть уделено вопросам удобной, безопасной и быстрой пересадки
пассажиром с одного вида транспорта на другой. Например, с железнодорожных
поездов на внутригородские (местные) виды транспорта (автобусы, метро и др.) и
в обратном направлении.
Под вокзалом понимается комплекс зданий, и устройств, необходимых для
обслуживания пассажиров дальнего следования, расположенный на одной
железнодорожной станции (пассажирском остановочном пункте) с единым
административным подчинением. Вокзал включает:
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
-пассажирское здание и павильоны,
-пассажирские платформы с навесами или без них,
-переходы через железнодорожные пути (вокзальные переходы) в одном или в
разных уровнях,
малые архитектурные формы и визуальные коммуникации. Отдельный вокзал в
зависимости от местных условий может иметь не все перечисленные выше
составляющие его элементы. технологичность размещения и взаимосвязи
элементов вокзала, разделение основных потоков пассажиров разных категорий и
направлений, багажа на привокзальной площади, в пассажирском здании и на
платформах,
а
также
потоков
разных видов
транспорта
интенсивности
технологического процесса. Основу сети оперативно-технологической связи
технологического сегмента составляют групповые каналы, организованные в
пределах дороги или дорог, а также отделений дорог. Именно в отделении дороги
производятся интенсивные погрузо-разгрузочные и перевозочные работы. На
железнодорожном
транспорте
проводится
совершенствование
структуры
управления эксплуатационной деятельностью, заключающееся, в том числе, в
создании вертикали управления перевозками, включающей в себя: Центры
управления на уровне, управлений дорог и линейных районов, широком
внедрении информационных и информационно-управляющих технологий.
Главное влияние на технологию работы всего пассажирского комплекса оказало
пригородное сообщение. Пригородный пассажир совершает значительно меньшее
число операций в вокзале, но поток пассажиров пригородное пригородного
сообщения, особенно в пиковые часы, отмечается массовостью, обладает
динамичным характером. Поэтому обеспечение этой категории пассажиров
прямых и коротких связей от платформ к городскому транспорту и обратно,
развязка их движения с потоком пассажиров дальнего следования становиться
главным условием функциональной организации вокзалов
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Композиционных решений железнодорожные вокзал
Вокзалы, являются крупными общественными сооружениями общегородского
значения и часто создают первое впечатление от города. Это определяет высокие
композиционно-художественные
требования
к
архитектуре
вокзальных
комплексов разных типов — своеобразных «архитектурных ворот города »
В
архитектурно-планировочном
решении
вокзалов,
различают
цент-
рализованные, павильонные и блокированные схемы.
Централизованные, компактные решения характерны для отдельно стоящих
«монофункциональных» зданий вокзалов.
Рисунок 3 –Централизованный план
Павильонные композиции применяются при создании застройки большой
площади
и
наиболее
растянутыми
пешеходными
и
инженерными
коммуникациями, в городах используются относительно редко.
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Рисунок 4 –Павильонный план
Блокированные схемы применяются при создании объединенных вокзалов или
вокзалов, кооперированных с техническими, административно-служебными или
другими
зданиями.
Пимером
блокированной
схемы
может
служить
многофункциональный проект вокзала в городе Воронеж. Здесь расположены
бутики, боулинг клуб, фитнесс центр, детский городок, парковочные места для
автомобилей и т.д.
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Рисунок 5 –Блокированные схема
Наиболее органичны вокзалы с помещениями, вытянутыми вдоль перронов.
Этот прием характерен для всех вокзалов и позволяет обеспечить хорошую
взаимосвязь пассажирских помещений с посадочными платформами. Для
пассажиров отправления нужные им помещения следует располагать в такой
последовательности,
чтобы
исключить
пересечения
встречных
потоков,
возвратное движение и неоправданные подъемы. Для пассажиров прибытия
важно обеспечить наиболее короткие и удобные пути выхода к остановкам
городского транспорта. Для этого в вокзалах, вытянутых вдоль перрона, нередко
устраивают открытые проемы, исключающие необходимость обхода здания по
его периметру.
Перпендикулярное по отношению к перрону расположение пассажирских
помещений нередко превращает корпусвокзала или в своеобразный мост-переход
(железнодорожные вокзалы в Харлоу и Ковентри) или даже в тоннель-переход.
Централизованное компактное решение при большой ширине корпуса вокзала
(до 30-40 и более м) относительно увеличивает в здании «зону транзита», зону
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
проходов. Наиболее оправдано компактное решение при перронах, с нескольких
сторон охватывающих здание вокзала.
В настоящее время распространены как асимметричные, так и симметричные
планировочные схемы. В зависимости от расположения основных объемов
зданию вокзала может быть придана цельность или расчлененность, статичность
или динамичность. При этом могут быть использованы приемы контраста, с
резким противопоставлением нескольких объемов (например, горизонтальных и
вытянутых по вертикали) и поверхностей различных фактур или, напротив,
мягкая пластика с использованием мелких деталей.
При поисках образа вокзала необходимо учитывать существующее «городское»
окружение,
тем
самым
основываясь на
принципах соподчиненных или
контрастных решений
Генеральный планы вокзалы
Проектирование
вокзалов
технологического
и
следует
производить
на
градостроительно-планировочного
основе
единого
решения
всего
вокзального комплекса (железнодорожной пассажирской станции, пассажирского
района морского или речного порта, автовокзала и пассажирской автобусной
станции, пассажирского сектора аэропорта, см. Приложение), в состав которого
входят следующие взаимоувязанные. элементы: привокзальная площадь с
остановочными пунктами общественного транспорта, автостоянками и другими
устройствами;
основные пассажирские, служебно-технические и вспомогательные здания и
сооружения с общими приемами их архитектурно-пространственной композиции,
благоустройства и озеленения, решениями малых форм архитектуры; перрон
(приемоотправочные
железнодорожные
пути и пассажирские
платформы,
причалы и пирсы морских и речных портов, внутренняя транспортная территория
автовокзалов
и
пассажирских
автостанций,
аван-перрон
аэропорта).
Архитектурно-пространственная композиция здания вокзала, как правило, должна
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
выявлять его доминирующее значение как основного сооружения вокзального
комплекса
Рисунок 6 –Пример план вокзал
Рисунок 7 –Пример план вокзал
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Рисунок 8-Пример план вокзал
Примеры проекты и реконструкций Железнодорожные вокзалы
Железнодорожный вокзал в Гродно
ходе второй очереди реконструкции в основном здании вокзала появятся лифт
и гостиничные номера для инвалидов, два фонтана, кафе и парикмахерская.
Предполагается обустройство платной и бесплатной зон ожидания, интернеткафе, конференц-зала. Башню со стороны привокзальной площади украсят часы,
монтаж которых уже ведется.
Рисунок 9 –Пример вокзал Железнодорожный вокзал в
Гродно
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Рисунок 10 –Пример план вокзал Окончание реконструкции
железнодорожного вокзала в Гродно вновь перенесено
Реконструкции вокзала Пермь-2
Основные идеи проекта:
-максимально приблизить ближайшую остановку транспорта к вокзалу (она
фактически находится на территории комплекса)
-приближено к комплексу трамвайное кольцо
-существующее здание вокзала является составной частью комплекса
-автостоянка на 350 машино-мест
-вокзальный комплекс выполняет функцию в том числе гостинично-торгового
комплекса
-гостиница рассчитана на 36 номеров
-прямая связь с близлежащими районами: пассажиры могут сразу выйти в
район микрорайона Парковый
-способен обслуживать единовременно 3 тыс человек
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Рисунок 11 –Пример реконструкций вокзал Пермь 2
Рисунок 12–Пример реконструкций вокзал Пермь 2
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Рисунок 12 –Пример реконструкций вокзал Пермь 2
Пимером блокированной схемы может служить многофункциональный проект
вокзала в городе Воронеж
Рисунок 13 –Пример вокзал
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Здесь расположены бутики, боулинг клуб, фитнесс центр, детский городок,
парковочные места для автомобилей
железнодорожный вокзал Астаны
Рисунок 14 –железнодорожный вокзал Астаны
Рисунок 15 –Железнодорожный вокзал Астаны
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Рисунок 16 – Проект автовокзала в Нагасаки, Япония,
Проект
реконструкции
железнодорожной
станции
существующего
Адлер
вокзального
предполагает
сооружение
комплекса
нового
пассажирского пригородного терминала и адаптацию вокзального комплекса к
использованию людьми с ограниченными возможностями.
В состав комплекса входят пассажирский терминал, старый реконструируемый
вокзал, многоуровневая парковка на 496 машино-мест, в том числе 28 для
маломобильных групп населения, транспортное обеспечение всего объекта.
Здание вокзала является надпутевым, с пристроенной парковкой и комнатами
отдыха.
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Рисунок 17– Вокзальный комплекс «Адлер»
Рисунок 18 – Вокзальный комплекс «Адлер»
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реконструкция,
строительство
новых,
ремонт,
перепланировка
и
переоборудование старых помещений должно соответствовать современным
требованиям научно-технологического прогресса и условиям перехода экономики
к рыночным отношениям. При реконструкции вокзала надо принимать во
внимание характер страны и "преобладающий в ней архитектурный стиль.
После реконструкции вокзал,в привычках пассажиров и появления новых
способов перемещения их к вокзалам и от них в настоящее время, как правило,
пассажирами тратится гораздо меньше времени на ожидание поездов; тем не
менее, пассажиры хотят пользоваться всеми современными удобствами в залах
ожидания, при покупке билетов или оформлении багажа; они хотят иметь более
удобные туалетные комнаты и большие общие удобства передвижения. Эти
удобства должны быть осуществлены после того, как будет закончена основная
реконструкция станции.
основные
цели
реконструкции
железнодорожных
вокзалов
призван
обеспечить;
высокий уровень и комфортность обслуживания пассажиров ближнего и
дальнего следования;
удобную пересадку между железнодорожным, автобусным и частным
транспортом;
транспортные и пересадочные потребности посетителей
потребности социально-бытового обслуживания населения привокзального
района;
пешеходную и автомобильную связь морской и городской частей вокзального
комплекса;
повышенный уровень эстетической и экологической и доступности
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- СНиП 2.08.02-89* Общественные здания и сооружения. Изд. 1993г.
-СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания. Изд. 1995г.
-СНиП 32-01-95
Железные дороги колеи 1520 мм.
-Пособие к СНиП II-85-80 Пособие по проектированию вокзалов
Источник: https://znaytovar.ru/gost/2/Posobie_k_SNiP_II8580_Posobie.html
-Проектирование железнодорожных станций и узлов. Справочное и
методическое руководство
- Проектирование железнодорожного вокзала
.bibliofond.ru/view.aspx?id=890104
Лист
ТГТУ.07.03.01.007 БР ТЭ-РФ
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзывРеконструкция железнодорожного вокзала станции Касама в Замбии является весьма актуальным проектом, направленным на улучшение жизни и удобства передвижения жителей и гостей города. Автор проекта в своей работе проявил усердие и желание сделать свой город удобным.